ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191068 2019, № 11 (ноябрь) УДК 376.545
Феномен психолого-педагогического сопровождения
и 1
одаренности детей родителями и его концепт1
Хайрутдинов Рамиль Равилович2
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия [email protected]
Лушпаева Ирина Игоревна3
Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, Россия [email protected]
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна4
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью современного общества в развитии одаренных детей и талантливой молодежи, способной к самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала как фактора инновационного развития общества. В этом процессе роль образовательной школы является доминирующей, но не стоит снижать и роль родительства в психолого-педагогическом сопровождении процесса «взращивания» одаренности ребенка и талантов студенческой молодежи. Однако остаются вопросы к концептам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей различными социальными институтами, в том числе и родителями. Цель статьи - теоретически обосновать и выявить концепт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей их родителями. Ведущими подходами к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями являются системный, субъ-ектно-деятельностный, равных базовых возможностей, социального партнерства, индивидуального подхода, обратной связи. Данные подходы были применены к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями в процессе деятельности Университета Талантов 2.0 в рамках государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Ведущая идея заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой студенческой молодежи должно заключаться в создании условий для самореализации детей и молодежи в новом научно-образовательном и творческом пространстве. Инновационным научно-образовательным и творческим пространством для проявления и развития одаренности детей и талантов студенческой молодежи в Республике Татарстан становится Университет Талантов 2.0 как уполномоченный орган по реализации концепции «Перспектива», госпрограммы и как создатель базы победителей и призеров конкурсных мероприятий. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан и возможности транслирования опыта в другие регионы РФ. Основные
Поступила в редакцию Received 04.10.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.11.2019
Принята к публикации Accepted for publication 02.11.2019 Опубликована Published 30.11.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Работа выполнена по теме ВНИК Университет Талантов 2.0. (Договор № 07 от 01.07.2019).
2 Хайрутдинов Рамиль Равилович, кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия
3 Лушпаева Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г. Казань, Россия
4 Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник археографической лаборатории Института международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия
результаты статьи отражают новые концепты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в совместной деятельности родителей.
Ключевые слова: одаренные дети, творческая молодежь, родительство, родители, Университет Талантов, концепт, субъектно ориентированный подход, сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.
Введение
Сегодня в обществе востребованы и актуальны творческие и самореализующиеся личности как субъекты деятельности и развития. Современное общество заинтересовано в развитии одаренных детей и талантливой студенческой молодежи, способной к самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала как фактора инновационного развития общества. Роль образовательной школы является доминирующей, однако не стоит снижать и роль родительства в психолого-педагогическом сопровождении процесса «взращивания» одаренности ребенка и талантов студенческой молодежи. Нужны концепты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей различными социальными институтами, в том числе и родителями. Цель статьи - в выявлении концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей и молодежи и его реализации в Республике Татарстан через совместную деятельность родителей с Университетом Талантов 2.0 в рамках государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Основные результаты статьи отражают концепт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в совместной деятельности родителей с Университетом Талантов 2.0. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новым концептом развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан и возможности его транслирования в другие регионы.
Актуальность исследования вопросов психолого-педагогического сопровождения и как процесса, и как результата работы с одаренными детьми различного возраста не теряет своей силы, напряжения и концептуальности. Потребность в актуализации концепта психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей обусловлена тем, что переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) нового поколения акцентуировал проблемы одаренности и талантов современных обучающихся в различных ракурсах и аспектах. Однако сегодня в науке и практике образования нет однозначного понимания психолого-педагогического сопровождения со стороны родителей одаренности детей, подростков и студенческой молодежи и концепта этого процесса. Это обстоятельство в некоторой степени и определяет трудности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей со стороны их родителей и разработки концепта данного процесса и явления.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Понятие концепта (лат. conceptus «понятие») не имеет однозначного определения, и мы понимаем его как инновационную идею, содержащую в себе созидательный смысл. Тот продукт, который демонстрирует эту идею, называют концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначен-
ная для демонстрации общественности. Таким примером для осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой студенческой молодежи в Республике Татарстан как субъекте РФ является Университет Талантов 2.0. В определенном смысле его можно считать даже социальным концептом (социальный конструкт), так как он является порождением конкретной культуры в обществе, который существует исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто он есть, или согласны следовать определенным условным правилам.
Проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей их родителями сопряжена с введением в систему образования образовательных стандартов нового поколения. Как отмечает О. С. Акулова, в современной системе образования реализация ФГОС нового поколения сочетается с задачей развития универсальных учебных действий как психологической составляющей образования. В современной школе мы наблюдаем новую парадигму педагогического образования как психолого-педагогического сопровождения, ориентированного на развитие одаренных учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального, личностного и творческого потенциала [1]. И в этом процессе актуальна роль не только школы, но и, прежде всего, родителей одаренных детей. В связи с этим не только педагоги и психологи в школе, но и родители становятся полноценными участниками психолого-педагогического сопровождения одаренности как субъекты. Следовательно, сегодня в образовательном процессе актуальны и востребованы вопросы концептуализации феномена психолого-педагогического сопровождения родителями одаренных детей, подростков и творческой студенческой молодежи. Трудно не согласиться с тем, что одним из приоритетных направлений работы по внедрению ФГОС нового поколения является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, подростков и студенческой молодежи, а также их родителей [2]. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуально-личностного потенциала страны и ее духовно-нравственного возрождения и развития. Прогресс цивилизации и формирование духовности и нравственности субъектов государства зависят от одаренных и творческих людей. Это означает, что общество, а вслед за ним родители и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен, и для него должны быть созданы условия для самореализации во взаимодействии семьи и школы.
В педагогике и психологии нет однозначного понимания феномена одаренности. Так, Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова и другие одаренность рассматривают как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения субъектом высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, поэтому в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности» [3].
В России под редакцией Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова разработана «Рабочая концепция одаренности», основные положения которой ориентированы на концепты одаренности [4]. Феномен одаренности человека по-разному проявляется у ребенка (дошкольника, школьник) и взрослого (студента, аспиранта и пр.). В психологии изучен феномен возрастной одаренности, заключающийся в том, что у ребенка в детском возрасте одаренность может быть результатом обученности, социализации
и проявляться как социокультурный феномен, а также исчезать в другие возрастные периоды с характерными гетерохронностью, неравномерностью и диссонансом [5]. Например, одаренность подростка, в частности интеллектуальная одаренность, может сопровождаться элементами агрессивного поведения и доминированием локуса контроля в поведении [6].
В. С. Юркевич считает, что изучение феномена одаренного ребенка связано с иллюзиями и отрывом от реальности, поэтому следует говорить о детях с признаками возрастной одаренности [7]. Как любой феномен детства, одаренность и талантливость детей, подростков и студенческой молодежи нуждается в сопровождении этого явления и процесса со стороны социальных институтов обучения и воспитания (школа, психологи, родители). Однако феномен сопровождения в различных его контекстах сам, в свою очередь, требует изучения и выявления новых концептов.
Сопровождение одаренности является специфическим видом деятельности человека и имеет длительную предысторию и короткую историю. Сопровождение возникло около 110 лет как тьюторское сопровождение в Кембриджском и Оксфордском университетах; тогда как в Великобритании оно стало альтернативной моделью школы или тьюторским колледжем, в США образование существует как неформальное тьюторство, опыт которого заимствуется другими европейскими странами, где оно рассматривается как альтернатива корпоративным обучающим программам [8]. В России история вопроса сопровождения связана с Царскосельским лицеем, в котором в 1868 году для цесаревича Николая ввели должность тьютора, осуществляющего индивидуальное воспитание лицеиста [9]. Также в дореволюционных гимназиях и лицеях, в том числе и мужской гимназии г. Казани, оказывалась поддержка во избежание стрессовых ситуаций. И в советской педагогике многими учителями-новаторами осуществлялось психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение отстающих и одаренных, талантливых обучающихся (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, С. Л. Лысенкова, В. А. Шаталов и др.).
Проблема сопровождения в практике образования возникла при изучении проблем барьеров в развитии одаренного ребенка. Ф. Л. Ратнер и Р. Н. Губайдуллина на основе изучения зарубежного опыта в данном направлении выделили проблемы и барьеры одаренных детей, вызывающие трудности в их обучении и развитии [10]. Е. И. Щебланова выявила трудности в учении российских одаренных школьников, среди которых - вопросы к процессу психолого-педагогического сопровождения [11].
Анализ зарубежных источников позволил выявить ряд типологических особенностей и психолого-педагогических трудностей обучения, воспитания и социализации одаренных детей [12]. Среди них доминируют индивидуально-типологические особенности одаренных детей (темперамент, способности, склонности), которые зачастую и вызывают трудности и барьеры [13]. К трудностям относятся такие качества и свойства личности одаренного ребенка, как импульсивность, невнимательность из-за гиперактивности, чрезмерная возбудимость, особая чувствительность к запахам, предметам, звукам, цветам, раннее развитие локуса контроля [14].
Зарубежные исследователи выделяют ряд доминирующих синдромов творчески одаренных детей: синдром гиперактивности с дефицитом внимания; синдром нарушения обработки сенсорной информации, который проявляется в пяти видах возбудимости (интеллектуальная, эмоциональная, воображение, сенсорная, психомоторная [15]. Важными компонентами психолого-педагогического сопровождения являются сотрудничество учителей, в первую очередь с родителями одаренного ребенка,
и разъяснение, какие цели ставятся перед ребенком [16]. В исследовании Г. В. Можае-вой и других показаны современные тенденции в работе с одаренными школьниками на основе анализа опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии [17]. Например, одним из признанных лидеров по оценке образовательных достижений одаренных людей является Международная программа PISA, которая проводит исследования с трехлетними циклами начиная с 2000 года [18].
В США, Канаде используются особые программы сопровождения одаренных детей, включающие непрерывный мониторинг развития способностей в начальной и средней школе с участием психолога; профильные, дифференцированные классы; специализированные и дифференцированные школы (школы для одаренных детей, школы для особо одаренных детей; дополнительное образование за пределами школ) [19].
В указанных странах (США, Канада) для того, чтобы начали действовать перечисленные образовательные программы для одаренных детей, используется ряд действий по их выявлению. К ним, в частности, относятся, такие как оценка учителей в устной и письменной форме в процессе включенного и специального наблюдения; оценка родителей и их заменяющих субъектов; оценка психологов и экспертов психологических служб; стандартизированные тесты на основе типологических классификаторов; тесты для выявления видов одаренности и склонностей; сортировочные тесты для выявления области таланта; медицинские исследования мозга на основе разрешения родителей и ребенка [20]. Новозеландская Ассоциация для одаренных публикует для одаренных детей и их семей журнал, спонсирует и организует конференции, мастер-классы, библиотеки и др. [21]
В США и Канаде стараются выявить и развивать максимально большое количество маленьких гениев из разных социальных и этнических групп, предоставляя им социальные лифты. При этом методы выявления и взращивания одаренности детей и подростков схожи с методиками из Северной Америки и включают в себя: наблюдение, прежде всего со стороны родителей; собеседование в различных контекстах по проблемам одаренности; экспертные оценки независимых экспертов; самоидентификацию и аутентификацию; нейтральные в национальном и социокультурном отношении тесты умственного развития и успеваемости [22].
Методологическая база исследования
В отечественной педагогике и психологии методологическая база исследования феномена психолого-педагогического сопровождения одаренности выстроена на полипа-радигмальном подходе. Ведущей теорией исследования является субьектно-деятельност-ная теория (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский). В основу психолого-педагогического сопровождения родителями одаренности положены также: идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили); идея педагогической фасилитации развивающегося субъекта как поддержки и облегчения этого процесса (К. Роджерс); идея педагогического сопровождения как специфического вида сопровождения, отражающего управляемую сторону процесса развития одаренного субъекта в социально-педагогическом взаимодействии как вид наставничества и контроля (Е. А. Александрова ); идея лич-ностно ориентированного обучения (И. С. Якиманская); идеи и концепции психологического сопровождения (Г. Бардиер, М. Р. Битянова и др.); теория педагогической поддержки и заботы (О. С. Газман, Н. С. Юсфин и др.) [23]. Методом исследования стал теоретический анализ на основе историко-генетического, феноменологического подходов к изучаемой проблеме, средового, информационного и индивидуального подходов.
В теории и практике образования XXI столетия активно используется категория «психолого-педагогическое сопровождение». Однако его специфика в отношении одаренных детей в целом и родителей в частности изучена недостаточно. Анализ проблем сопровождения одаренности таким социальным институтом, как родительство, показал, что он относится к малоизученным явлениям.
История введения понятия сопровождения связана с зарубежными исследователями Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. А. Чередниковой, которые использовали его в сочетании с понятием «развитие» или как сопровождение развития [24]. Понятие психологического сопровождения в российскую науку было введено и концептуально оформлено М. Р. Би-тяновой [25]. История введения в науку и практику образования понятия сопровождения в контексте гештальпсихологии связана с превращением его в фигуру на фоне образовательного процесса несмотря на то, что оно всегда именно сопровождало это процесс с момента возникновения. Концепция сопровождения как образовательная технология, разработанная Е. И. Казаковой, исходит из опыта инновационной деятельности по оказанию комплексной помощи детям и рассматривает сопровождение как метод, процесс и службу, которые должны осуществляться исходя из проблем ребенка при помощи ближайшего окружения (педагоги, воспитатели, психологи, родители) [26, 27]. И. В. Дубровина рассматривала психолого-педагогическое сопровождение с позиции сохранения психологического здоровья как совокупности всех психических свойств для гармоничного развития личности и возможности полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности ребенка [28].
Понятие «сопровождение» используется и как концепт, и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем или как действие, ориентированное на помощь, поддержку в решении задач обучения, воспитания и социализации [29].
Все концепции психолого-педагогического сопровождения одаренности можно разделить на три группы: на основе средового подхода, предполагающего максимальное приспособление школьной среды и родителей к нуждам и потребностям творческих детей; информационного подхода, заключающегося в изучении каждого одаренного ребенка по различным параметрам и отслеживании динамики продвижения по ним; личностного подхода, при котором внимание акцентируется на развитии конкретной личности, способностей и психических функций [30].
Ю. В. Слюсарев рассматривает сопровождение как недирективную форму оказания здоровым людям психологической помощи, направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, активизирующей ресурсы и субъектность одаренности человека [31].
Теория педагогической поддержки, исходя из практики педагогической заботы, была разработана и представлена в трудах О. С. Газмана, который считает её основой сопровождения одаренности и относит к культуре образования, базирующейся на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка [32]. Нам импонируют мысли этого автора в контексте понимания поддержки как составной части концепта психолого-педагогического сопровождения родителями одаренности детей.
С. К. Турчак разработаны механизмы педагогического сопровождения развития креативности младших школьников в сотрудничестве учителей и родителей на основе принципов природосообразности, творческого подхода, жизнетворчества и сотрудничества [33]. Мы поддерживаем идею сотрудничества как важного компонента психолого-педагогического сопровождения одаренности детей.
А. Б. Галанов особо выделяет создание родителями условий для формирования готовности и потребности в исследовательской деятельности школьников как условия психолого-педагогического сопровождения самореализации одаренных детей [34]. Эти идеи особо поддерживаются в Республике Татарстан в работе с родителями одаренных детей начиная с младших классов. Не случайно А. П. Овчарова вводит в научный оборот такое понятие, как психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста, в контексте педагогической категории [35].
При этом очень важны различные аспекты просветительской работы с родителями одаренных детей и подростков. В этом контексте Е. В. Соболевой и Е. А. Ищенко консультативно-просветительская работа с родителями одаренных детей рассматривается как фактор пиара в сфере образования; они считают, что одаренность представляет психический феномен, в котором неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы психики субъекта с различными признаками одаренности [36]. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать и как социально-психологическое. В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «психолого-педагогическое сопровождение» встречается понятие «социально-педагогическое сопровождение» в структуре психологического сопровождения [37]. Не случайно Б. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как систему мер профессиональной деятельности социального педагога, психолога, воспитателя, направленных на создание социальных условий для успешного развития ребенка, его адаптацию и социализацию [38].
Е. В. Зволейко считает сопровождение в любых контекстах (социально-психологическом, психологическом, педагогическом) основной стратегией деятельности социального педагога, педагога и педагога-психолога и выделяет его прежде всего как социально-педагогическое сопровождение [39].
Л. М. Шипицына сопровождение рассматривает как системное явление, осуществляемое независимыми центрами и службами в разных направлениях, среди которых социально-педагогическое сопровождение видится как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора и проблемных ситуаций [40].
Мы поддерживаем Н. В. Будылкину в том, что в современной модели образования психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как предоставление обучаемым возможностей развиваться в максимальном диапазоне их психологических, интеллектуальных и творческих ресурсов, что актуализирует деятельность образовательных структур по обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков на основе муниципальной модели педагогической работы с одаренными детьми, в которую входят информационно-методическая, психолого-педагогическая служба, тьюторы, менторы [41].
Г. В. Тереховой раскрыты вопросы обеспечения вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов одаренности на основе ТРИЗ-образования через авторский курс «Уроки творчества» [42].
Мы считаем, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является педагогической категорией и отражает систему выстраивания педагогом реального взаимодействия с ребенком в процессе обучения с учетом его интересов и с целью оказания ему психологической помощи по развитию ресурсов для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера и успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации как субъ-
ектов данного процесса [43]. Именно это положение и составляет основное содержание концепта психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренного ребенка, подростка и студенческой талантливой молодежи на основе реального взаимодействия с учетом их непосредственных интересов и потребностей и оказания им психолого-педагогической помощи или фа-силитации в образовательном пространстве и среде.
А. Г. Бердниковой изучена проблема психолого-педагогического сопровождения как составляющей образовательного процесса, целью которого является создание для ребенка объективной образовательной среды для оптимального личностного и интеллектуального развития с учетом обстоятельств и субъективных факторов [44].
A. В. Золотарева представила анализ информации из 62 регионов РФ, обосновав ряд проблем педагогов в этой системе, считая работу с одаренными детьми в модели опережающего индивидуализированного обучения, и представила варианты подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в системе непрерывного образования [45].
Р. Д. Хунагов считает, что именно региональные университеты должны стать центрами развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи, выделив ведущие идеи рассмотрения региональной системы как образовательной среды полноценного развития каждого ребенка [46]. Мы полностью согласны с данным автором и считаем, что в Республике Татарстан моделью такого регионального университета можно считать АНО «Казанский открытый университет талантов» (дата основания - 2015 год).
B. В. Полукаров разработал Концепцию поддержки развития педагогического образования в России в условиях региона, включающую следующие идеи:
- внедрение педагогического бакалавриата с доминированием практического компонента; педагогическая подготовка студентов непедагогического компонента;
- расширение и совершенствование педагогической практики на основе школьно-университетского партнерства;
- усиление взаимосвязи предметных, психолого-педагогических и информационно-технических компонентов содержания образования [47].
М. В. Груздев предложил подход к формированию региональной инфраструктуры поддержки молодых талантов на примере Ярославской области [48]. И. Г. Дьяков и О. С. Щербинина описали организацию работы с одаренными школьниками на базе Костромского университета как площадки для реализации проекта «Межпредметная школа для одаренных школьников», прошедших обучение в ОЦ «Сириус», для преемственности в их дальнейшем развитии, в том числе выделяя и роль родителей, отмечая, что работа в этом контексте проводилась в трех направлениях (работа в школе, дополнительное образование, конкурсно-олимпиадное движение) [49].
Мы придерживаемся идеи концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности в том, что если поддержка понимается как ситуативная акция, то психолого-педагогическое сопровождение - как продолжительное, непрерывное, систематическое действие многих субъектов одаренности и масштабное педагогическое явление, включающее помощь, поддержку, фасилитацию (неде-кларируемая помощь и поддержка) [50]. Мы склонны считать, что процесс психолого-педагогического сопровождения одаренности в целом и родителями в частности в отношении его как управления имеет специфические особенности и отличается по ряду моментов, так как сопровождение в большей степени, чем управление, учитывает индивидуальные интересы субъектов [51].
Мы согласны с точкой зрения Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой в том, что включение в состав управления психолого-педагогического сопровождения всех субъектов одарен-
ности, в том числе и родителей, правомерно, так как в этом случае мягкий управленческий процесс проявляется в педагогической диагностике, прогнозировании, контроле, оценке и коррекции [52].
Главная идея концепта психолого-педагогического сопровождения родителями одаренных детей, творческой студенческой молодежи заключается в выполнении четырех функций этого процесса:
- диагностика сущности возникающих проблем субъектов одаренности и аспектов ее проявления;
- информация о сущности проблемы субъекта одаренности и путях ее решения;
- консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана [53].
В содержании концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей их родителями нам импонирует точка зрения Е. И. Казаковой о том, что его можно рассматривать как образовательную технологию, базирующуюся на системно ориентированном и субъектно ориентированном подходе с концентрацией внимания на развитии субъектности ребенка, а также как помощь (фасилитацию) субъекту в принятии решения в ситуации жизненного выбора, результатом которого будет прогресс в развитии одаренности и таланта человека [54].
Результаты исследования
Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка невозможно без активного участия в этом родителей. Весомый вклад в развитие и сохранение одаренности вносит семейная среда, которая задолго до всех социальных институтов закладывает в ребенка ресурсы его возможностей. Именно родители способны создать развивающую безопасную семейную среду, в которой ребенок сможет осуществлять свой путь к формированию и развитию потенциала одаренности [55]. Формирование ответственного и эффективного родительского сообщества - одно из основных направлений государственной социальной политики, закрепленное в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» [56].
Приоритет семейного воспитания является основным в проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» [57]. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся [58].
Особое внимание уделено теме взаимодействия с родителями одаренных детей и молодежи. Анализ содержания «Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива"» (разработанной в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации) [59] и государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 гг.» позволил сделать вывод о том, что основные положения и направления работы с одаренными детьми базируются на популяризации возможностей развития в Республике Татарстан эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями и ориентированы на воспитательный, обучающий и развивающий ресурсы современных родителей [60].
Однако анализ научно-практических исследований в области одаренности и изучение содержания ресурсов сопровождения родителей различных образовательных сообществ показали, что среди факторов развития одаренности возможности семейной среды, аспекты формирования успешного, эффективного родителя, способного управлять своими возможностями, ситуация психолого-педагогического сопровождения родительства в направлении поддержки таланта своего ребенка мало представлены в практико-ориентированном и научно-методическом сопровождении в контекстах педагогики/ андрагогики и психологии развития/ акмеологии.
В связи с этим теоретическая и практическая направленность обозначенной темы психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей является своевременной и актуальной.
Предложенная тема рассмотрена авторами в рамках государственной политики развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан и изучалась в научно-прикладном плане на примере деятельности лаборатории проектного творчества «Лаборатория родительского образования» (далее - Лаборатория) АНО «Казанский открытый университет талантов» (Университет Талантов).
АНО «Казанский открытый университет талантов» - это институт развития, который способствует раскрытию потенциала молодых людей, проявивших выдающиеся способности, развивает их компетенции, информирует о возможностях получения образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста, осуществляет последовательное сопровождение одаренных детей и молодежи.
Студенты Университета Талантов - молодые люди от 12 до 30 лет с выдающимися способностями в различных сферах: техника, предпринимательство, наука, спорт, культура и искусство, социальное творчество (информация с сайта Университет Талантов. Казань/ https://utalents.ru/).
Сегодня актуальной является задача психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных обучающихся, понимания процесса их личностного, интеллектуального, эмоционального развития, формирования модели «успешного родителя», на примере которой они могут помочь одаренному ребенку проектировать свое успешное будущее.
Роль семьи и родителей в развитии и сохранении потенциала одаренности ребенка очевидна. Выявление и развитие одаренности в современной детско-подрост-ковой и молодежной популяции возможно, если в полной мере задействовать родительский ресурс по развитию и сохранению одаренности как результата взаимодействия ведущих факторов: наследственности, социальной среды (семья, школа, социум), деятельности (игровая, учебная, трудовая, творческая).
Для этого необходимо создать формирующие условия для самих родителей, ситуацию их психолого-педагогического сопровождения, через которую появится возможность развивать родительский интеллектуальный и субъектный потенциал «успешного родителя» [61].
В процессе деятельности «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов происходит трансформация подходов к работе с родительской общественностью.
Если на начальном этапе задача «Лаборатории родительского образования» состояла в необходимости привлечь внимание родителей к вопросам сопровождения одаренного ребенка, заинтересовать родителей проблемой его развития и помощи в
планировании его карьеры, то сегодня речь идет о создании развивающей среды для формирования успешного, эффективного родителя, способного управлять своими возможностями, а следовательно, выявлять и поддерживать талант своего ребенка на протяжении его жизненного становления [62].
Это и есть основная цель «Лаборатории родительского образования»: сначала в рамках психолого-педагогического сопровождения создать ситуацию продолжающегося развития для родителя, сформировать и укрепить его интеллектуальный, психологический и воспитательный ресурсы, а потом перейти к ситуации управления родительским ресурсом в решении задач поддержки одаренного поколения.
Одновременно целью Лаборатории является формирование из активной группы продвинутых родителей «родительской группы наставников» для поддержки и навигации начинающих родителей Университета Талантов.
Механизм родительского наставничества позволит преодолеть многие трудности начинающих родителей: получить актуальную информацию и необходимые знания, определиться с верным направлением дальнейшего развития, найти эффективные способы решения насущных вопросов, которые способны быстрее привести к конечной цели, открыть новые стороны известных проблем и ситуаций, а главное, получить поддержку, увидеть и оценить собственные успехи и достижения.
Для реализации поставленной цели в «Лаборатории родительского образования» были разработаны следующие направления психолого-педагогического сопровождения родительства:
- научно-исследовательские и методические разработки для родителей;
- образовательные программы для родителей;
- сопровождение индивидуальной траектории развития родителя.
В самом начале организационная работа Лаборатории строилась как последовательность событий: встреча с родителями, обучение их отдельным компетенциям, периодически, через цикл встреч, мотивирование на деятельность; родитель через предоставляемый виртуальный ресурс продолжал самообразовываться, и, таким образом, осуществлялось сопровождение родителя.
Понимая актуальность и необходимость решения задач совершенствования системы сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, Университет Талантов занимается исследованием и разработкой современных методик и технологий работы с детьми и молодежью. Для этого в Университете Талантов действует временный научно-исследовательский коллектив «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» (ВНИК). ВНИК предлагает материалы по технологиям и методам выявления, развития и сопровождения талантов детей и молодежи в «Библиотеку для родителей» для подготовки наставников и работы с родителями.
Для решения этой задачи «Лаборатория родительского образования» АНО «Казанский открытый университет талантов» проводит специальные образовательные программы для родителей, основная задача которых - обеспечить оптимальную среду для развития родительского сообщества, повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по обсуждаемой теме. Формат проведения образовательных программ различный: краткосрочные семинары-практикумы, фокус-группы, очные тренинговые программы, специальные образовательные модули для родителей и лидеров родительских сообществ, направленные на развитие у родителей компетенций, необходимых для создания благоприятной среды по формирова-
нию и развитию одаренности в семье, а также выявление в сфере родительского образования проблемных вопросов по воспитанию и развитию одаренных детей и молодежи для целевой аудитории (родители).
Для этого разработано учебно-методическое пособие «Навигатор для родителей по развитию талантов в Республике Татарстан» (2015 год), посвященный актуальным вопросам психологии и педагогики одаренности, воспитания и эффективного родительского поведения, формирования ключевых компетенций. Данный навигатор включает диагностический блок по исследованию способностей, интеллектуальных и личностных качеств одаренного ребенка. В нем описана система профориентации, в том числе вопросы организации возможностей семейной среды для планирования карьеры, и представлена информация о программах государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи в Республике Татарстан [63].
«Навигатор для родителей» (2018 год) - это практическое пособие для тренин-говой работы с родителями по вопросам формирования ключевых компетенций, навыков успешной самореализации и оценки достижений одаренного ребенка, формирования навыков саморегуляции и умений справляться с жизненными и профессиональными ориентациями [64].
Также в Университете Талантов разработана программа «Тренинг для родителей», которая включает 10 актуальных тем по проблеме формирования личностных, интеллектуальных и социальных умений у одаренных детей и подростков, каждая тема обязательно включает практическую часть и возможность обсуждения возникающих вопросов/затруднений участников тренинга. Программа может реализовы-ваться полностью, но каждый из блоков программы может проводиться отдельно по конкретному запросу родителей.
Перспектива начатой работы по усилению развивающего эффекта образовательной и тренинговой работы видится нами в разработке и внедрении «Пропедевтического курса для эффективных родителей студентов Университета Талантов». Ведущая идея пропедевтического курса рассматривается как вводный курс в содержание деятельности по выявлению и сопровождению формирования таланта и одаренности ребенка в семье начиная с 7 лет (начало обучения в начальной школе), способствуя формированию готовности родителя к реализации сопровождающей, наставнической деятельности.
Основной пользователь ресурсов «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов - родитель. Содержание и направления обучения, возможности сетевого сообщества, качество и содержание онлайн-курсов и мероприятий, дистанционные формы обучения, оценка проводимой Лабораторией работы с родителями и предложения по ее улучшению - все это нацелено именно на родителей.
Проектирование форм и методов работы с родителями, а также содержательная часть ориентированы в первую очередь на пользовательский интерес родителя, его потребность в знаниях, необходимость приобрести конкретные компетенции, включиться в общение с наставниками/педагогами Университета Талантов, активное участие в научных и практических мероприятиях. Именно это учитывается в планировании работы «Лаборатории родительского образования».
Одной из форм участия родителей в оценке работы по поддержке талантливых и одаренных детей является их участие в ежегодно проводимом с 2015 года социологическом исследовании в рамках «Мониторинга доступности мер господдержки и
условий самореализации одаренных детей и талантливой молодежи Республики Татарстан».
Важными были ответы на вопросы о потребности одаренного ребенка и подростка в родительской поддержке, о необходимости выстраивания системы работы в триаде ребенок - родитель - наставник, в основе которой будет совместная работа (взаимодействие) по составлению индивидуальной программы развития ребенка, осведомления родителей о наличии различных форм и видов государственной поддержки талантливых детей и молодежи в их городе/ населенном пункте, общего понимания личностных предикторов, вносящих весомый вклад в понятие «успешность и востребованность одаренного ребенка».
Основной акцент на вовлечение как можно большего количества родителей в сообщество поддержки одаренных детей сменяется на задачу помочь родителю сформировать свой целостный опыт успешного, эффективного родителя. Для этого нужно спроектировать развивающие условия для самого родителя, позволяющие формировать у него системное, критичное мышление, через систему открытого информирования предоставлять сведения о деятельности Лаборатории, привлекать к участию в мониторинговых исследованиях деятельности Университета Талантов. В этом поможет разработка «Карты индивидуальной траектории развития родителя».
Для формирования развитой личности одаренного ребенка применяется индивидуальный план развития, который является эффективной формой проектирования траектории развития и помогает в решении важных задач планирования траектории будущей карьеры.
Составление «Карты индивидуальной траектории развития родителя» поможет ему разобраться с родительскими мотивами, сформулировать цели и задачи своего развития, определить планы действий по достижению своих целей (что читать, где участвовать, что изменять, как определить свои ресурсы и дефициты, как планировать время), разобраться в многообразии предлагаемых ресурсов, определить желаемый результат и пр.
Таким образом, с момента начала взаимодействия с Лабораторией родитель начнет формировать свой интегрированный, целостный опыт собственной истории развития, а через его проживание - проектировать историю развития своего одаренного ребенка.
Заключение
Таким образом, феномен психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка родителями еще недостаточно изученное явление и требует разработки своего концепта. Психолого-педагогическое сопровождение одаренности в целом и родителями в частности характеризуется нами как взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития) в лице детей, педагогов, психологов, родителей и включает в себя помощь, поддержку и управление данным процессом как социально-педагогическим явлением.
Феномен психолого-педагогического сопровождения одаренности родителями проявляется в отсутствии необходимого концепта данного явления и процесса.
Нами была сделана попытка интерпретации теории и практики психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой студенческой молодежи на примере деятельности «Лаборатории родительского образования» АНО «Казанский открытый университет талантов» (Университет Талантов 2.0), концепцию и
деятельность которой в определенном смысле можно считать социальным концептом данного процесса.
Особое внимание уделено теме взаимодействия с родителями одаренных детей и молодежи по реализации «Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива"» и государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 гг.», что позволило сделать вывод о том, что основные положения и направления работы с одаренными детьми базируются на популяризации возможностей развития в Республике Татарстан эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями и ориентированы на воспитательный, обучающий и развивающий ресурсы современных родителей.
Значимость работы заключается в возможности использования концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей их родителями и трансформации творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан как субъекта РФ.
Ссылки на источники
1. Акулова О. С. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей. - URL: https://psy.su/feed/7527/ /module/item/name.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - (Стандарты второго поколения).
3. Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
4. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова; Мин-во образ. РФ. - М., 2003. - 90 с.
5. Лейтес Н. С. О признаках детской одарённости // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-19.
6. Воронова Т. А., Дубровина С.В., Чепурко Ю. В. Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков // Образование и наука. - 2018. - № 8(20). - С. 28-45.
7. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 81 с.
8. Гордон Э. Столетия тьюторства. История альтернативого образования в Америке и западной Европе / пер. с англ.; под. науч. ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. - Ижевск: ERGO, 2008. - 351 с.
9. Фаизова В. Б. Проблема сопровождения в современном педагогическом знании // Вестник ТГПУ. - 2015. -№ 3 (156). - С. 190-195.
10. Ратнер Ф. Л., Губайдуллина Р. Н. Проблемы и барьеры развития одаренных детей // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2014. - № 5(146). - С. 105-108.
11. Щебланова Е. И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 16-20.
12. Одаренные дети / пер. с англ.; под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 381 с.
13. Diagnoses Digital // Parenting for High Potential. - 2013. - Vol. 2. - Issue 4. - 31 р.
14. Dullaghan B., Chair. Why Doesn't Every Gifted Child Succeed? // Parenting for High Potential. - 2012. - Vol. 1. -Issue 3. - 16 р. - URL: http://www.nagc.org.
15. Shive L. Attention Deficit Hyperactivity Disorder, Sensory Processing Disorder, and Overexcitabilities: Similar Behaviors, Different Diagnoses Digital // Parenting for High Potential. - 2013. - Vol. 2. - Issue 4. - 31 р. - URL: http://www.nagc.org.
16. Dr. Honeck E. Social-Emotional Characteristics of Young Gifted Children // Parenting for High Potential. - 2013. -Vol. 2. - Issue 2. - 21 р. - URL: http://www.nagc.org.
17. Можаева Г. В., Можаева П. Н. Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта Северной Америки. Австралии и Новой Зеландии // Омский научный вестник. - 2013. - № 5(122). - С. 163-167.
18. Busi R., Berman K. Integration and dynamic adaptation in the formation of a novel 2e school // Twice Exeptional Supporting and Edducating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. - 2018. - 18 January. - P. 512521. DOI 10.1093/oso/9780190645472.003.0020
19. National Association for Cifted Children. 2008. - URL: http://www. nagc.org.
20. Можаева Г. В., Можаева П. Н. Указ. соч.
21. The New Zealand Association for Cifted Children. 2011. - URL: http://www. gifted.-children.org.nz.
22. Зарубежный опыт // Одаренное поколение. - URL: httр://www. mastersdonntu.-edu.Ua/taianted/foreign/htt.
23. Александрова E. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2006. - 42 с.
24. Бардиер Г., Рамазан И., Чередникова Т. А. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Питер, 1996. - 96 с.
25. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
26. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. - СПб., 1995. - 27 с.
27. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. - С. 5-26.
28. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. -232 с.
29. Зволейко Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности социального педагога и педагога // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2(22). - С. 60-65.
30. Там же.
31. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. - 16 с.
32. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 4-12.
33. Турчак С. К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2007. - 29 с.
34. Галанов А. Б. Исследовательская деятельность школьников как условие самореализации одаренных детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 4. - С. 1-6.
35. Овчарова А. П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2012. - № 4. - С. 5-18.
36. Соболева Е. В., Ищенко Е. А. Консультативно-просветительская работа с родителями одаренных детей как аспект пиара в сфере образования // Царскосельские чтения. - 2011. - № XV. - С. 1-7.
37. Червонный М. А., Власова А. А., Швалева Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Вып. 5. - С. 188-193.
38. Битянова М. Р. Указ. соч.
39. Зволейко Е. В. Указ. соч.
40. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителей и дефектологов. - М.: Владос, 2003. - 528 с.
41. Будылкина Н. В. Муниципальная модель педагогической работы с одаренными детьми и факторы ее эффективности // Новые технологии. - 2011. - № 1. - С. 3-6.
42. Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5. - С. 1-6.
43. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
44. Бердникова А. Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 240-242.
45. Золотарева А. В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 20-25.
46. Хунагов Р. Д. Региональные университеты как центры развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3(123). - С. 1-8.
47. Полукаров В. В. К вопросу о Концепции поддержки развития педагогического образования в России и условиях региона // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2(30). - С. 196-204.
48. Груздев М. В. Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С. 38-43.
49. Дьяков И. Г., Щербинина О. С. Организация работы с одаренными школьниками на базе университета // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1(106). - С. 23-29.
50. Фаизова В. Б. Указ. соч.
51. Там же.
52. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 4. - С. 74-83.
53. Казакова Е. И. Технологии проектирования личностных достижений: метод. материалы. - СПб.: Дворец творчества юных, 1994. - 30 с.
54. Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог. - 1998. - № 48. - С. 2-3.
55. Сибгатуллина И. Ф., Лушпаева И. И., Теряева С. А., Рябов О. Р., Исрафилова Г. Ю. Особенности диссинхронии развития и психологическая безопасность одаренных // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4(14). -С. 186-192.
56. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года.
57. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
58. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
59. Указ Президента Республики Татарстан от 09 октября 2012 года № УП-862 «О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива».
60. Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 годы» (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 декабря 2014 г. № 943).
61. Мухаметзянова Ф. Г., Панченко О. Л. Субъектность в междисциплинарном дискурсивном поле // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 12-16.
62. Лушпаева И. И. Основные требования к организации психологической безопасности образовательной среды для одаренных // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды». - Казань, 2016. - С. 34-39.
63. Навигатор для родителей по развитию талантов в Республике Татарстан / под общ. ред. С. С. Гиля, М. А. Сикорской. - Казань, 2015. - 164 с.
64. Навигатор для родителей по развитию талантов в Республике Татарстан: сб. тренингов / под общ. ред. Р. Р. Нигматуллиной, А. С. Горячевой. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 288 с.
Ramil Khairutdinov,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of International Relations, Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia [email protected] Irina Lushpaeva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Institute for the Development of Education in the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia [email protected] Flera Mukhametzyanova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher at the Archaeographic Laboratory of the Institute of International Relations, Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia [email protected]
The phenomenon and concept of psychological and pedagogical support of gifted children by their parents Abstract. The relevance of the problem under study is due to the need of modern society for the development of gifted children and talented youth, capable of self-realization and the development of their intellectual and creative potential as a factor in the innovative development of society. The role of the educational school is dominant in this process, but the role of parenthood in the psychological and pedagogical support of the process of "cultivating" the child's giftedness and student youth talents should not be underestimated. However, there are questions concerning the concepts of psychological and pedagogical support of gifted children by various social institutions, including parents. The purpose of the article: to substantiate theoretically and identify the concept of psychological and pedagogical support of gifted children by their parents. The leading approaches to the study of the problem of psychological and pedagogical support of gifted children by parents are systemic, subject-activity oriented, those of equal basic opportunities, social partnership, an individual approach, and feedback. These approaches were applied to the study of the psychological and pedagogical support of gifted children by parents as a part of the Talents University 2.0. activities in the framework of the government program "Strategic talents management in the Republic of Tatarstan for 2015-2020". The principal idea is that the psychological and pedagogical support of gifted children and talented students should be in creating conditions for self-realization of children and youth in a new scientific, educational and creative environment. In the Republic of Tatarstan, the Talents University 2.0 as an authorized body for the implementation of the "Perspective" concept, the government program and the initiator of a database of winners and prize-winners of competitive events, becomes an innovative scientific, educational and creative environment for the manifestation and development of children's gifts and students' talents. The theoretical significance of the article lies in the contribution to the theory of psychological and pedagogical support with new concepts for the development of the intellectual and creative potential of gifted children and talented youth. The practical significance of the article lies in the opportunity to use the creative experience of the Talents University 2.0. in the work with parents as strategic talent management in the innovative development of the Republic of Tatarstan and in the possibility of transforming this experience into other regions of the Russian Federation. The main results of the article reflect new concepts of psychological and pedagogical support of gifted children in the joint activities of parents.
Key words: gifted children, creative youth, parenthood, parents, Talents University, concept, subject-oriented approach, support, psychological and pedagogical support.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Хайрутдинов Р. Р., Лушпаева И. И., Мухаметзянова Ф. Г. Феномен психолого-педагоги ческого сопровождения одаренности детей родителями и его концепт // Научно-ме тодический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11 (ноябрь). - С. 34-50. -URL: http://e-koncept.ru/2019/191068.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11068
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Хайрутдинов Р. Р., Лушпаева И. И., Мухаметзянова Ф. Г., 2019
www.e-koncept.ru