ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 1
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Научная статья УДК 159.9.07, 378
специфика оценки студентами художественного вуза своих профессиональных перспектив
В.С. Собкин1, Т.А. Лыкова2*, А.В. Собкина3
1 2> 3 Психологический институт РАО, Москва, Россия
2 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5398-4005
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Актуальность тематики статьи определяется очевидными трудностями, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве, а также недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения и профессиональных планов людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью.
Цель исследования заключалась в изучении специфики представлений студентов художественного вуза о своих профессиональных перспективах с учетом особенностей здоровья и удовлетворенности своей жизнью. Предполагается, что определенность профессиональных планов студентов с ОВЗ и инвалидностью связана с их общим ощущением себя как успешных, благополучных, счастливых. Исследование проводилось на базе Российской государственной специализированной академии искусств со студентами всех факультетов (театральный, музыкальный, изобразительного искусства).
Методики. Авторская анкета по изучению различных аспектов отношения к образованию, Шкала удовлетворенности жизнью Динера, Шкала субъективного счастья Любомирски.
Выборка. 165 студентов, из них 98 с сохранным здоровьем и 67 с ОВЗ и инвалидностью (нарушения слуха, зрения и пр.).
Результаты. Выявлен более низкий уровень уверенности в успешном поиске работы по специальности среди студентов с ОВЗ и инвалидностью, ощущающих себя «несчастливыми». Показано, что студенты с ОВЗ и инвалидностью ориентированы на помощь людям с различными видами нарушений здоровья, а также проявляют выраженное стремление к выполнению общественно значимой деятельности.
Заключение. Анализ показал, что высокий уровень удовлетворенности жизнью и субъективного счастья среди студентов с ОВЗ и инвалидностью связан и с более высоким уровнем притязаний при выборе работы. Вместе с тем выявлена ориентация студентов с ОВЗ и инвалидностью на социальный патернализм (льготы, хороший коллектив, близость к дому) при выборе работы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по профориентации и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью.
Ключевые слова: профессиональные планы, профессиональные перспективы, высшее образование, студенты с ОВЗ, студенты с инвалидностью, инклюзивное образование, художественный вуз.
Благодарности. Авторы благодарят художественного руководителя Инклюзивного учебного оперного театра РГСАИ, заведующего кафедрой оперной подготовки и оперно-симфонического дирижирования А.Н. Якупова и проректора по учебной и научной работе А.А. Володина за сотрудничество и содействие в реализации исследования.
Для цитирования: Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Специфика оценки студентами художественного вуза своих профессиональных перспектив // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 1(15). С. ХХ-ХХ. doi:
PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Scientific Article doi
SPECIFICS OF ART STUDENTS' ASSESSMENT OF THEIR PROFESSIONAL PROSPECTS
Vladimir S. Sobkin1, Tatyana A. Lykova2*, Anna V. Sobkina3
i, 2, 3 Psychological Institute of the Russian Academy of education, Moscow, Russia
2 Institute of foreign languages Peoples' Friendship University, Moscow, Russia
1 https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, [email protected]
2 https://orcid.org/0000-0002-6494-978X, [email protected]
3 https://orcid.org/0000-0001-5398-4005, [email protected]
* Corresponding author: [email protected]
Background. The relevance of the article topic is determined by the obvious difficulties the disabled people face in employment, as well as insufficient development of the problem of professional self-determination and professional plans of people with disabilities.
Objective. The aim of the study is to investigate the specificity of art students' ideas about their professional prospects taking into account their life satisfaction level and peculiarities of health. It is assumed that the certainty of professional plans of students with disabilities is related to their general sense of themselves as successful, prosperous and happy.
Design. The research was conducted on the basis of Russian State Specialized Academy of Arts with the students of all faculties (theater, music, fine arts). Methods: author's questionnaire to study various aspects of attitudes towards education, Diner's Life Satisfaction Scale, Lubomirsky's Scale of Subjective Happiness. Sample: 165 students, including 98 with preserved health and 67 with disabilities (hearing, vision, etc.).
Results. A lower level of confidence in a successful job search in their specialty was revealed among students with disabilities and impairments who fix their self-perception as "unhappy". It is shown that students with disabilities are focused on helping people with various types of health impairments and also show a pronounced desire to perform socially significant activities.
Conclusion. The analysis demonstrated that a high level of life satisfaction and subjective happiness among students with disabilities is associated with a higher level of aspirations when choosing a job. At the same time the study revealed the orientation of students with disabilities on social paternalism (benefits, good team, closeness to home) when searching for a job. The results obtained can be used in the development of vocational guidance and professional rehabilitation programs for people with disabilities.
Keywords: professional plans, professional prospects, higher education, students with disabilities, inclusive education, art university.
Acknowledgements. The authors would like to thank A.N. Yakupov, Artistic Director of the RSAI Inclusive Training Opera Theater, Head of the Department of Opera Training and Symphonic Conducting and A.A. Volodin, Pro-Rector for Academic and Scientific Work, for their cooperation and assistance in the study implementation.
For citation: Sobkin V.S., Lykova T.A., Sobkina A.V. (2022). Specifics of Art Students' Assessment of their Professional Prospect. Theoretical and Experimental Psychology [Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya], 1(15), XX-XX. doi:
Введение
Статья посвящена сравнительному исследованию профессиональных планов и отношения к будущей работе у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью и студентов с сохранным здоровьем. Исследование проведено на базе Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ), где ведется обучение на трех факультетах: театральном, музыкальном, изобразительного искусства. Спецификой вуза является большое количество обучающихся с различными видами ОВЗ и инвалидности. В этом отношении реализация инклюзивного образования выступает одной из основных составляющих миссии РГСАИ. При этом особое внимание уделяется разработке и реализации модели «обратной инклюзии», согласно которой число обучающихся с сохранным здоровьем и с ОВЗ и инвалидностью оказывается сопоставимым. Подобная стратегия обеспечивает, с одной стороны, включение студентов с ОВЗ и инвалидностью в жизнь студенческого коллектива (их дальнейшую социализацию), а с другой — приобщение студентов с сохранным здоровьем к субкультуре людей с ограниченными возможностями здоровья (Якупов, Благирева, Володин, 2019).
Заметим, что проблема трудоустройства для людей с ОВЗ является крайне актуальной. Основные трудности здесь связаны с низкой конкурентоспособностью инвалидов на рынке труда в сравнении с другими категориями граждан; отсутствием специальных условий для работы таких людей с учетом вида их нарушений здоровья; несоответствием предлагаемых вакансий для инвалидов (низкоквалифицированный труд) и уровня их реальной профессиональной подготовки; ограниченным числом предприятий, использующих труд людей с ОВЗ и инвалидностью; слабой организацией удаленной и надомной работы для инвалидов; стереотипами со стороны работодателя о заведомо низком качестве работы инвалидов и др. (Жукова, Новожилова, 2020; Нацун, 2018).
Между тем в связи с вступлением в силу закона РФ от 21.12.2017 №476ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Фе-
дерации"», который предусматривает возможности значительного повышения эффективности работы по трудоустройству инвалидов, актуализировался и мотив повышения образования среди людей с ОВЗ и инвалидностью (Кремер, Власов, Куликов, 2017; Жукова, Новожилова, 2020). По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (КЬМЗ-НБЕ) в период 2003-2017 гг. доля инвалидов с неполным средним образованием сократилась с 37,0% до 23,6%, а доля имеющих высшее образование выросла с 16,4% до 22,8% (Козырева, Смирнов, 2019). Вместе с тем отмечается низкий уровень вовлеченности студентов-инвалидов в академическую мобильность в России и за рубежом, вопреки международным и отечественным императивам и возрастающей гибкости условий жизни (Кукуев, Волосникова, Огороднова, 2019).
В целом тема профессиональных перспектив обучающихся с ОВЗ крайне редко рассматривается с психологической и социологической точек зрения. Анализируя специфику профессионального самосознания студентов-психологов с ОВЗ, Е.Ю. Пряжникова и Д.И. Чистовский (2014) отмечают, что в своей основе оно имеет не проблемы со здоровьем, а социальную ситуацию развития их личности в связи с этими проблемами. В качестве других важных особенностей профессиональных ориентаций студентов с ОВЗ авторы указывают направленность на сотрудничество с людьми, помощь им, а также общую социальную ориентацию себя как профессионала.
Т.А. Михайлова (2019) рассматривает ресурсы НКО, работающих с инвалидами, для поддержки их профессионального самоопределения. Отмечается, что благодаря реализации комплексных программ, учитывающих влияние социально-психологических факторов (мотивация, профессиональные перспективы, характер профессиональной деятельности) у молодых инвалидов снижается уровень тревожности по поводу своего будущего, возрастает мотивация к трудовой деятельности, а также формируется образ себя как потенциального работника в той или иной профессиональной сфере.
В рамках программы настоящего исследования были изучены вопросы мотивации обучения, особенности взаимоотношений студентов с ОВЗ и инвалидностью со сверстниками, педагогами и родителями, ценностные ориентаций в области художественной культуры, особенности психологического благополучия и ряд других тем (Собкин, Лыкова, Собкина, 2020, 2021а, 2021Ь). При этом специальное внимание уделено рассмотрению особенностей профессиональных планов студентов с ОВЗ и инвалидностью в зависимости от влияния специфики освоения профессий в сфере искусства. В работе проверяется предположение о том, что определенность профессиональных планов студентов с ОВЗ и инвалидностью связана с их общим ощущением себя как успешных, благополучных, счастливых.
Методика
Настоящее исследование было проведено среди студентов РГСАИ весной 2020 г. В нем приняли участие 165 человек (81,9% от общего числа студентов данного вуза), из них 98 с сохранным здоровьем и 67 с различными видами ОВЗ и инвалидности (нарушения слуха, зрения и пр.). Опрос проводился со
студентами всех курсов (с первого по шестой) и факультетов (театрального, музыкального, изобразительного искусства). Предложенная респондентам анкета содержала 35 закрытых и 10 открытых вопросов, затрагивающих широкий спектр тем: профессиональные планы, социально-психологическое самочувствие, мотивация обучения, отношение к содержанию образования, социально-психологические отношения внутри вуза (с преподавателями и другими студентами), ценностные ориентации в области художественной культуры и др. При разработке анкеты были использованы материалы наших предыдущих исследований (Собкин, 1997; Sobkin, 1998; Собкин, Ткаченко, 2007).
Помимо анкеты были применены две методики для изучения психологического благополучия: «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖ) Динера (Diener) и «Шкала субъективного счастья» (ШСС), Любомирски (Lubomirsky), в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева (Осин, Леонтьев, 2008).
Полученные материалы обработаны с применением методов математической статистики (анализ значимых различий) c помощью SPSS 21.0.
Основное внимание в статье уделено рассмотрению вопросов, касающихся оценки студентами своих профессиональных перспектив: образовательные и профессиональные планы, перспективы трудоустройства, ожидания от будущей профессиональной деятельности. Ведущая линия анализа эмпирических материалов строится на сопоставлении ответов студентов с сохранным здоровьем и студентов с различными видами ОВЗ и инвалидности.
Результаты и обсуждение
1. Профессиональные планы. Анализ ответов на вопрос: «Каковы Ваши профессиональные планы после окончания вуза?» показал, что каждый второй опрошенный (49,7%) планирует устроиться на работу, четверть (24,6%) — продолжить образование, поступить в магистратуру, аспирантуру. Каждый четвертый (25,7%) указывает, что его профессиональные планы еще не определены. В целом ответы студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью имеют схожий характер. Вместе с тем среди студентов с сохранным здоровьем заметно выше доля тех, кто после окончания вуза намерен устроиться на работу по специальности (58,2% против 39,1% у студентов с ОВЗ и инвалидностью; р = 0,05).
Сопоставление ответов студентов разных факультетов показывает, что среди студентов музыкального факультета гораздо выше доля тех, кто собирается продолжить свое образование (40,0% против 26,9% на факультете изобразительного искусства и 16,7% на театральном; р = 0,05) или устроиться на работу по специальности после окончания вуза (60,0% против 37,3% на факультете изобразительного искусства и 50,0% на театральном; р = 0,05).
Следует отметить, что по мере обучения в вузе ожидаемо снижается доля тех, кто не определился в своих профессиональных планах: 47,7% на первом курсе; 40,6% на втором; 23,7% на третьем и 11,5 % на четвертом курсе.
2. Перспективы трудоустройства. Особый интерес представляют ответы студентов, фиксирующие оценку ими своих шансов на трудоустройство после окончания вуза (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов респондентов с сохранным здоровьем и с ОВЗ и инвалидностью на вопрос: «Как Вы оцениваете свои шансы на трудоустройство после окончания вуза?» (%)
Варианты ответа Студенты с сохранным здоровьем Студенты с ОВЗ и инвалидностью
1. Твердо уверен(а), что найду работу по специальности 60,2 44,5
2. Сомневаюсь, что найду работу по специальности 28,6 36,9
3. Уверен(а), что смогу найти работу, но не по специальности 5,1 3,4
4. Сомневаюсь, что смогу найти работу, соответствующую моим требованиям 6,1 15,2
Table 1. Distribution of answers of respondents with preserved health and those with disabilities to the question "How do you assess your chances for employment after graduation?" (%)
Response options Students with preserved health Students with disabilities
1. Firmly believe that I will find a job in my specialty 60.2 44.5
2. Doubt I will find a job in my specialty 28.6 36.9
3. Sure I can find a job, but not in my specialty 5.1 3.4
4. Doubt I will be able to find a job that meets my requirements 6.1 15.2
Из табл. 1 видно, что студенты с ОВЗ и инвалидностью существенно реже выражают уверенность в том, что смогут найти работу по специальности, и чаще указывают на сомнения в возможности найти работу по специальности и устроиться на работу, удовлетворяющую их требованиям. Следует обратить внимание, что девушки, по сравнению с юношами, гораздо менее уверены в перспективе работы по специальности (соответственно 50,8% и 60,9%). Причем наиболее низкая уверенность обнаруживается среди девушек с ОВЗ и инвалидностью — 39,6%.
Дополнительный анализ распределения ответов в зависимости от показателей по методикам «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖ) и «Шкала субъективного счастья» (ШСС) показал, что уверенность в нахождении работы по профессии у студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ не связана с уровнем удовлетворенности жизнью. Иными словами, вне зависимости от того, довольны ли респонденты своей жизнью в целом, ее условиями и достигнутыми на данный момент целями, примерно половина из них твердо уверены, что найдут работу по специальности.
Интересно, что дифференцирующую роль в данном сопоставлении сыграла «Шкала субъективного счастья» (ШСС). Отметим, что высокие значения по ней свидетельствуют о том, что испытуемый в целом считает себя счастливым человеком, более счастливым, чем его сверстники, а также склонен к оптимиз-
му независимо от обстоятельств. Низкие значения фиксируют пессимистическое отношение: респондент ощущает себя в целом несчастным, а также менее счастливым по сравнению со своими сверстниками.
Сравнение распределения ответов респондентов на вопрос о перспективах трудоустройства по профессии в зависимости от уровня субъективного счастья позволило выявить следующие тенденции. В подвыборке студентов с сохранным здоровьем уровень субъективного счастья не связан с уверенностью в трудоустройстве: независимо от того, счастлив респондент или нет, более половины студентов (56,2%) не сомневаются, что найдут работу по профессии, тогда как среди студентов с ОВЗ и инвалидностью с низким уровнем по ШСС меньше и доля тех, кто уверен в трудоустройстве по профессии (13,3% против 56,3% у студентов с сохранным здоровьем; р = 0,05).
Респонденты с ОВЗ и инвалидностью, фиксирующие высокий уровень, субъективного счастья, демонстрируют и больший процент уверенных в трудоустройстве по полученной специальности (64,4% против 50,0% среди студентов с сохранным здоровьем). Подавляющее большинство субъективно «несчастных» опрошенных (80,0%) отметили сомнения в том, что смогут найти работу по специальности. Для сравнения, среди студентов с сохранным здоровьем и низким уровнем по ШСС сомневаются в трудоустройстве по профессии 37,5%.
В ходе опроса студентам также был задан вопрос о том, хотели бы они, чтобы их профессиональная деятельность была связана с помощью инвалидам и людям с ОВЗ. Среди студентов с сохранным здоровьем положительно на этот вопрос ответили 17,3%. Среди студентов с ОВЗ и инвалидностью 42,7% (р = 0,05). Категорически отрицательный ответ дали 28,6% студентов с сохранным здоровьем и 17,6% студентов с ОВЗ и инвалидностью. Важно отметить, что достаточно высока здесь и доля неопределившихся (вариант «не знаю»): среди студентов с сохранным здоровьем таких 54,1%, среди студентов с ОВЗ и инвалидностью 39,7%. Выявленная социальная и помогающая ориентация студентов с ОВЗ и инвалидностью подтверждает результаты, полученные в работе Е.Ю. Пряжниковой и Д.И. Чистовского (2014).
3. Профессиональные ожидания. Респондентам был предложен специальный вопрос, касающийся критериев, которыми они будут руководствоваться при выборе работы после окончания вуза. Распределение ответов приведено в табл. 2.
Из приведенных в табл. 2 данных видно, что доминирующими критериями при выборе работы после окончания вуза оказываются интерес к выполняемой работе, возможность творческой деятельности и проявления собственной инициативы, размер заработной платы. Следующую значимую группу критериев определяют возможность карьерного роста, удобный график работы, хороший коллектив. Третью по значимости группу составляют такие факторы, как возможность зарубежных командировок и престижность. И наконец, к наименее значимым критериям относятся общественная значимость, возможность удаленной работы, близость к дому, учет особенностей здоровья и предоставление социальных льгот.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов с сохранным здоровьем и с ОВЗ и инвалидностью на вопрос: «Какими критериями Вы будете руководствоваться при выборе работы после окончания вуза?» (%)
Варианты ответа Студенты с сохранным здоровьем Студенты с ОВЗ и инвалидностью
1. Престижность 19,6 17,3
2. Интерес к выполняемой работе 67,0 67,4
3. Возможность творческой деятельности, проявления собственной инициативы 49,5 60,2
4. Размер зарплаты 54,6 48,8
5. Возможность карьерного роста 35,1 25,5
6. Возможность зарубежных командировок 24,7 11,0
7. Предоставление социальных льгот 3,1 3,9
8. Удобный график работы 28,9 27,3
9. Возможность удаленной работы 13,4 5,6
10. Близость к дому 4,1 8,1
11. Хороший коллектив 22,7 34,1
12. Общественная значимость 14,4 6,1
13. Учет особенностей моего здоровья 2,1 12,4
Table 2. Distribution of answers of respondents with preserved health and those with HIAs and disabilities to the question: "What criteria will you use when choosing a job after graduation?" (%)
Response options Students with preserved health Students with disabilities
1. Prestige 19.6 17.3
2. Interest in the work to be performed 67.0 67.4
3. Opportunity for creative activities, demonstration of own initiative 49.5 60.2
4. Amount of salary 54.6 48.8
5. Opportunity for career advancement 35.1 25.5
6. Opportunity of foreign business trips 24.7 11.0
7. Provision of social benefits 3.1 3.9
8. Convenient working hours 28.9 27.3
9. Opportunity to work remotely 13.4 5.6
10. Proximity to home 4.1 8.1
11. Good team 22.7 34.1
12. Social significance 14.4 6.1
13. Taking into account the peculiarities of my health 2.1 12.4
Сопоставление ответов студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью показывает, что последние чаще указывают на хороший коллектив и учет особенностей их здоровья (р = 0,05). Студенты с сохранным здоровьем в большей степени ориентированы на возможность зарубежных командировок и удаленной работы (р = 0,05).
Для этого вопроса был проведен дополнительный анализ распределения ответов респондентов в зависимости от уровня удовлетворенности жизнью (ШУДЖ) и субъективного счастья (ШСС). Респонденты с сохранным здоровьем и высоким уровнем удовлетворенности жизнью в большей степени ориентированы на престижность при выборе будущей работы: 13,0% против 5,2% и 2,7% среди респондентов со средним и низким уровнями удовлетворенности жизнью (р = 0,05). Аналогичный результат получен и при анализе с учетом данных по ШСС: престижность отмечают 15,8% респондентов с высокими показателями и 4,2% респондентов со средними значениями по данной шкале (р = 0,05). Респонденты с низким уровнем по ШСС оказались вообще не ориентированы на престижность при выборе работы (0%).
Весьма показательно, что респонденты с ОВЗ и инвалидностью, фиксирующие высокий уровень удовлетворенности жизнью (ШУДЖ), значимо чаще отмечают, что при выборе работы будут ориентироваться на общественную значимость выполняемой деятельности (13,0% против 1,8% у респондентов с ОВЗ с низким уровнем удовлетворенности и 4,2% со средним). Выбор данного критерия подтверждает выявленную ранее социальную ориентацию студентов-инвалидов в профессиональном самоопределении. Характерно, что это в большей степени относится к респондентам, удовлетворенным своей жизнью.
Добавим, что студенты с ОВЗ и инвалидностью, демонстрирующие высокий уровень по ШСС, при выборе работы ориентируются на такие критерии, как интерес к выполняемой деятельности (27,2% против 10,3% среди респондентов с низким уровнем по ШСС, р = 0,05) и ее общественную значимость (соответственно 7,0% и 1,6%; р = 0,05). При этом студенты-инвалиды, имеющие низкий уровень по ШСС, при выборе работы в большей степени ориентированы на такой критерий, как «удобный график работы» (19,0% против 6,7% у студентов-инвалидов с высоким уровнем по ШСС, р = 0,05). Таким образом, здесь проявляется выраженная оппозиция между ориентацией на социальную значимость работы, вовлеченность в профессиональную деятельность и комфортными условиями труда. Подчеркнем, что это относится именно к студентам с ОВЗ и инвалидностью.
4. Структурный анализ. Особый интерес представляет сопоставление ответов студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью на разных факультетах. С этой целью был проведен специальный факторный анализ полученных материалов. Была составлена матрица эмпирических данных, где строки обозначали критерии выбора работы (13 строк), а столбцы — под-выборки студентов с сохранным здоровьем и с ОВЗ и инвалидностью на разных факультетах (6 столбцов). Ячейка матрицы (пересечение строки и столбца) фиксировала процент выбор соответствующего критерия будущей работы в каждой подвыборке. Матрица была обработана методом Главных компонент с последующим вращением по критерию Уапшах Кайзера. В результате фактор-
ного анализа было выделено четыре фактора, описывающих 96,1% общей суммарной дисперсии. Охарактеризуем кратко структуру выделенных факторов.
Фактор F1 (33,8% суммарной дисперсии).
Предоставление социальных льгот 0,93
Близость к дому 0,91
Хороший коллектив 0,78
Возможность карьерного роста -0,90
Интерес к выполняемой работе -0,65
Оппозиция, задаваемая данным фактором, обозначена нами как «социальный комфорт, патерналистские установки — стремление к социальному успеху».
Factor F1 (33.8% of total variance).
Provision of social benefits 0.93
Proximity to home 0.91
Good team 0.78
Opportunity for career advancement -0.90
Interest in the work to be performed -0.65
Opposition given by this factor is designated as "social comfort, paternalistic attitudes — desire for social success."
Фактор F2 (28,9% суммарной дисперсии).
Общественная значимость 0,91
Возможность творческой деятельности 0,84
Размер заработной платы -0,75
Удобный график работы -0,70
Данный фактор определяет оппозицию «стремление к творческой самореализации — комфортные условия труда».
Factor F2 (28.9% total variance).
Social significance 0.91
Opportunity for creative activity 0.84
Amount of salary -0.75
Convenient working hours -0.70
This factor determines the opposition "desire for creative self-realization — comfortable working conditions."
Фактор F3 (22,5% суммарной дисперсии).
Возможность удаленной работы 0,96
Престижность -0,90
Возможность зарубежных командировок -0,79
Factor F3 (22.5% total variance).
Opportunity to work remotely 0.96
Prestige -0.90
Opportunity of foreign business trips -0.79
Фактор Б3 фиксирует оппозицию «ориентация на индивидуальный характер труда — социальный престиж».
И наконец, последний фактор ¥4 (10,9%) представлен лишь одним критерием «учет особенностей моего здоровья» (вес 0,82).
Р2 стремление к творческой самореализации
IV 2.7 1.8 1,77 • I
£
«и
и > % о X L =; га s 0,28 • 0,9 S т X t; л X а н га с
о и «и S X 0 -0,54 -0,12 О >х -0,17 3 X • л ч га ^
Of * t -1,4 -0,7 0 • 0,7 J 1 4 О
<и а. н и -1,21 -0,9 UL
LJL III о -1,8 II
Р2 комфортные условия труда
Рис. 1. Размещение подвыборок в пространстве факторов Б1 (социальный патернализм — стремление к социальному успеху) и Б2 (стремление к творческой самореализации — комфортные условия труда). Условные обозначения: «Театр СЗ» — студенты театрального факультета с сохранным здоровьем; «Театр ОВЗ и инв.» — студенты театрального факультета с ОВЗ и инвалидностью; «ИЗО СЗ» — студенты факультета изобразительного искусства с сохранным здоровьем; «ИЗО ОВЗ и инв.» — студенты факультета изобразительного искусства с ОВЗ и инвалидностью; «Муз СЗ» — студенты музыкального факультета с сохранным здоровьем; «Муз ОВЗ и инв.» — студенты музыкального факультета с ОВЗ и инвалидностью
F2 стремление к творческой самореализации
IV
2.7
>-
ц о
0.28
1.77
-0.12
-0.54
-0.17
-1.21
F2 комфортные условия труда
1.8
0.9
0
0
0.7
1.4
0.9
-1.8
III
II
Fig. 1. Placement of subsamples in the space of factors F1 (social paternalism — striving for social success) and F2 (striving for creative self-actualization — comfortable working conditions). Legend: "Theater PH" — Theater department students with preserved health; "Theater Dis." — Theater department students with disabilities; "Fine Art PH" — Visual Arts faculty students with preserved health; "Fine Art Dis." — Visual Arts faculty students with disabilities; "Music PH" — Music faculty students with preserved health; "Music Dis." — Music faculty students with disabilities
Особый интерес представляет анализ размещения в пространстве выделенных факторов студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на разных факультетах.
На рисунке видно, что студенты с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся на музыкальном и художественном факультетах, демонстрируют выраженную ориентацию на социальный патернализм. Это проявляется в их стремлении найти работу, обеспечивающую социальную поддержку, расположенную рядом с домом, в хорошем коллективе. Этот результат вполне ожидаем. Интересно, что студенты театрального факультета с ОВЗ и инвалидностью проявляют противоположные установки — больше тяготеют к социальному успеху. При этом основным направлением их поиска работы выступает стремление к творческой самореализации, что предполагает выполнение общественно значимой деятельности и возможности творчества на работе.
С нашей точки зрения, подобный результат объясняется спецификой самого актерского творчества, а также достаточно внятными перспективами, которые видят для себя студенты театрального факультета: на базе РГСАИ функционирует театр, в котором выступают глухие и слабослышащие актеры, преимущественно окончившие театральный факультет РГСАИ.
Представляется интересным, что, при общем творческом характере обучения на всех факультетах РГСАИ, выраженную ориентацию на возможность творческой деятельности как критерий при выборе работы фиксируют только студенты-актеры. Будущие музыканты и художники тяготеют в большей степени к стандартным социальным критериям, таким, как уровень заработной платы и удобный график работы (полюс «комфортные условия труда»).
Отметим, что установка на комфортные условия труда особенно характерна для студентов факультета изобразительного искусства с сохранным здоровьем. Вместе с тем они также ожидают от будущей работы перспектив карьерного роста и интереса к работе (полюс «стремление к социальному успеху»). Полученное сочетание можно обозначить как «идеальное»: будущие художники и дизайнеры ориентированы на стандартные представления о профессиональной карьере, где сочетаются условия труда и стремление к успеху.
Интересно, что студенты музыкального факультета с сохранным здоровьем и с ОВЗ и инвалидностью мало отличаются друг от друга по своим критериям выбора будущей работы. Студенты с сохранным здоровьем в несколько большей степени ориентированы на уровень заработной планы и удобный график работы, но для них, так же, как и для студентов с ОВЗ и инвалидностью, характерно стремление к социальному патернализму.
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на общую художественную и творческую направленность деятельности всех факультетов вуза, особенности критериев выбора своей будущей работы отличаются на разных специализациях, а также зависят от состояния здоровья респондентов.
Заключение
Обобщим основные выявленные тенденции.
1. Студенты с ОВЗ и инвалидностью существенно реже, по сравнению со студентами с сохранным здоровьем, выражают уверенность в том, что смогут найти работу по специальности. При этом наибольшая доля сомневающихся в возможности найти работу по специальности, которая будет соответствовать их требованиям, выявлена среди тех, кто чувствует себя менее счастливым по сравнению со сверстниками.
2. Профессиональные ориентации студентов с ОВЗ и инвалидностью в сфере искусства в большей степени носят социальный характер, предполагающий готовность профессионально работать с людьми с ОВЗ и инвалидностью, выполнять общественно значимую работу.
3. Анализ критериев выбора будущей работы выявил, что как студенты с сохранным здоровьем, так и студенты с ОВЗ и инвалидностью в первую очередь ориентируются на интерес к выполняемой работе, возможность творческой деятельности и проявления собственной инициативы, а также на размер заработной платы. При этом студенты с ОВЗ и инвалидностью чаще указывают такие критерии, как хороший коллектив и учет особенностей их здоровья. Показано, что высокий уровень удовлетворенности своей жизнью и субъективного счастья среди студентов с ОВЗ и инвалидностью связан и с более высоким уровнем притязаний при выборе работы.
4. Структурный анализ показал, что студенты с ОВЗ и инвалидностью в большей степени ориентированы на социальный патернализм при выборе
работы, за исключением студентов с ОВЗ театрального факультета, которые предпочли бы иметь возможность самореализации и творчества в своей профессиональной деятельности.
Литература:
Жукова Т.Н., Новожилова И.С. Технологии социального сопровождения инвалидов трудоспособного возраста для интеграции их в трудовые отношения // Ученые записки СПбГИПСР. 2020. Вып. 2. Т. 34. С. 110-116.
Козырева П.М., Смирнов А.И. Динамика социального самочувствия инвалидов: тревоги и надежды // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 62-74.
Кремер К.И., Власов А.В., Куликов С.Д. Повышение образовательного уровня лиц с ограниченными возможностями как реакция на изменения на рынке труда. В сборнике Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 105-109.
Кукуев Е.А., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Академическая мобильность и инвалидность в высшем образовании: тематический и библиометрический анализ публикаций на портале elibrary.ru // Kant. 2019. № 3 (32). С. 57-66.
Михайлова Т.А. Формирование профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в условиях некоммерческих организаций // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 202-209.
Нацун Л.Н. Дискриминация инвалидов на рынке труда как проявление социальной эксклюзии // Вестник пермского университета Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С. 463-473.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 17.
Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 81-91.
Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.
Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Особенности отношений с преподавателями у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении высшего образования // Психолого-педагогические исследования. 2021a. Т. 13. № 2. С. 40-53.
Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Отношения с родителями студентов с ОВЗ и инвалидностью как психологический ресурс при получении высшего образования в сфере искусства // Художественное образование и наука. 2021b. № 1 (26). С.184-196.
Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психическое благополучие студентов при реализации инклюзивного высшего образования в сфере искусства: опыт структурного анализа // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 19-30.
Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. Т. XI-XII. Вып. XXI. М.: Центр социологии образования РАО, 2007.
Якупов А.Н., Благирева Е.Н., Володин А.А. Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ образовательных организаций отрасли культуры в Российской Федерации как фактор непрерывного многоуровневого образования // Художественное образование и наука. 2019. № 1. С. 138-146.
Sobkin, V.S. (1998). The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations. An Empirical Survey. Russian Education and Society, 40 (3), 5-95.
References:
Zhukova, T.N., Novozhilova, I.S. (2020). Technologies of social support for the disabled of working age to integrate them into labor relations. Uchenye zapiski SPbGIPSR (Scientific Notes of SPbGIPSR),
2 (34), 110-116. (In Russ.).
Kozyreva, P.M., Smirnov, A.I. (2019). Dynamics of social well-being of the disabled: anxieties and hopes. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological Studies), 8, 62-74. (In Russ.).
Kremer, K.I., Vlasov, A.V., Kulikov, S.D. (2017). Economic development of society in modern crisis conditions A.A. Sukiasyan (Ed.), Increasing the educational level of persons with disabilities as a response to changes in the labor market (pp. 105-109). Sterlitamak: "AMI", 2017. (In Russ.).
Kukuev, E.A., Volosnikova, L.M., Ogorodnova, O.V. (2019). Academic mobility and disability in higher education: thematic and bibliometric analysis of publications on the portal elibrary.ru. Kant,
3 (32), 57-66. (In Russ.).
Mikhailova, T.A. (2019). Formation of professional self-determination of young people with disabilities in the conditions of non-profit organizations. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal (Kazan Pedagogical Journal), 5, 202-209. (In Russ.).
Natsun, L.N. (2018). Discrimination of disabled people in the labor market as a manifestation of social exclusion. Vestnikpermskogo universiteta Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. (Bulletin of Perm University Philosophy. Psychology. Sociology), 3, 463-473. (In Russ.).
Osin E.N., Leont'ev D.A. (2008). Testing of Russian versions of two scales of express-evaluation of subjective well-being. Materials of the III All-Russian Sociological Congress. (р. 17). Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Russian Society of Sociologists, 2008. (In Russ.).
Pryazhnikova, E.Yu., Chistovskii, D.I. (2014). Self-consciousness of students with disabilities at the stage of professional development. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 19 (4), 81-91. (In Russ.).
Sobkin, V.S. (1997). Teenager with a hearing impairment: value orientations, life plans, social connections: an empirical study. M.: TsSO RAO. (In Russ.).
Sobkin, V.S., Lykova, T.A., Sobkina, A.V. (2021a). Features of relations with teachers in students with disabilities and impairments while receiving higher education. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological and Pedagogical Researches), 13 (2), 40-53. (In Russ.).
Sobkin, V.S., Lykova, T.A., Sobkina, A.V. (2021b). Relationship with parents of students with HIA and disabilities as a psychological resource in higher education in the arts. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka (Art education and science), 1 (26), 184-196. (In Russ.).
Sobkin, V.S., Lykova, T.A., Sobkina, A.V. (2020). Mental well-being of students in the implementation of inclusive higher education in the field of art: the experience of structural analysis. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 25 (6), 19-30. (In Russ.).
Sobkin, V.S., Tkachenko, O.V. (2007). Student of pedagogical university: life and professional prospects. М.: Centre of sociology of education RAE. (In Russ.).
Yakupov, A.N., Blagireva, E.N., Volodin, A.A. (2019). Accessibility for persons with disabilities and persons with disabilities of educational organizations of the cultural sector in the Russian Federation as a factor of continuous multilevel education. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka (Art education and science), 1, 138-146. (In Russ.).
Sobkin, V.S. (1998). The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations. An Empirical Survey. Russian Education and Society, 40 (3), 5-95. (In Russ.).
Статья получена 13.04.2022; отредактирована 25.04.2022;
принята 14.04.2022
Received 13.04.2022; revised 25.04.2022; accepted 14.04.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Собкин Владимир Самуилович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
Лыкова Татьяна Анатольевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия; старший преподаватель Института иностранных языков Российского университета дружбы народов (ФГАОУ ВО «РУДН»), [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
Собкина Анна Владимирова — психолог, стажер-исследователь Психологического института Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5398-4005
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Vladimir S. Sobkin — Dr. Sci. (Psychology), professor, academician of RAE, Head of the Center for Socio-Cultural Problems of Modern Education, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-2339-9080
Tatyana A. Lykova — PhD in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, Senior Lecturer, Institute of Foreign Languages of the Peoples' Friendship University of Russia, feo. [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-978X
Anna V. Sobkina — Psychologist, Trainee Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of education, [email protected], https://orcid. org/0000-0001-5398-4005