Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна, Кудряшов Валерий Иванович

По данным статистических исследований ежегодно увеличивается количество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Инвалидность - это проблема не только определенного круга людей, а всего общества в целом. В первую очередь, проблемы связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам полноценно включаться в жизнь общества. К числу наиболее актуальных относится проблема профессиональной самореализации. Самореализация, по мнению ученых - это процесс воплощения в реальность личностью своего индивидуального потенциала. Это стремление к совершенствованию, выражению и реализации, проявлению себя в конкретной и значимой для личности деятельности. Согласно данным научной литературы, лица с ОВЗ имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют процесс профессиональной самореализации. В статье авторами представлены результаты анкетирования выпускников и студентов с инвалидностью на предмет их трудоустройства. Выявлен ряд проблем и трудностей, связанных с данным процессом. Проведен анализ опубликованных источников по обозначенной выше проблеме. Авторами разработана и предложена к реализации дополнительная профессиональная программа повышения квалификации выпускников с инвалидностью «Стартап: путь в бизнес». Она направлена на оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья для их успешной профессиональной самореализации. Компетенции, полученные при прохождении курса, помогут лицам с инвалидностью не только в разработке и реализации собственного бизнес-проекта, но и в построении успешной профессиональной карьеры. Предложенный опыт может быть использован в процессе психологического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при решении актуальных проблем трудозанятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна, Кудряшов Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

According to statistical studies, the number of young people with disabilities is increasing every year. According to the UN, on average 10% of the world's population is disabled, of which more than two million are wheelchair users. Disability is a problem not only for a certain circle of people, but for the whole society as a whole. First of all, the problems are associated with the emergence of numerous social barriers that do not allow people with disabilities to fully integrate into society. Among the most urgent is the problem of professional self-realization. Self-realization, according to scientists, is the process of making a person's individual potential a reality. This is the desire for improvement, expression and realization, manifestation of oneself in a specific and meaningful activity for the individual. According to the scientific literature, persons with disabilities have a number of psychological characteristics that complicate the process of professional self-realization. In the article, the authors present the results of a survey of graduates and students with disabilities for their employment. A number of problems and difficulties related to this process have been identified. The analysis of published sources on the above-mentioned problem is carried out. The authors have developed and proposed for implementation an additional professional training program for graduates with disabilities «Startup: the way to business». It is aimed at helping people with disabilities for their successful professional self-realization. The competencies acquired during the course will help people with disabilities not only in developing and implementing their own business project, but also in building a successful professional career. The proposed experience can be used in the process of psychological support of disabled people and persons with disabilities in solving urgent problems of employment.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Таблица 2

Уровни сформированности толерантности

Уровни сформированности Экспериментальный класс Контрольный класс

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 2 / 7% 10 / 36% 3 / 11% 3 / 10%

Средний 16 / 57% 17 / 61% 14 / 50% 15 / 54%

Низкий 10 / 36% 1 / 3% 11 / 39% 10 / 36%

Уровень сформированности толерантности у младших школьников экспериментальной группы достаточно вырос: у 36% младших школьников уровень толерантности соответствует высокому; у 61% младших школьников - среднему. У младших школьников контрольной группы уровень практически остался прежним.

Выводы. Заключительный этап экспериментальной работы выявил успешность программы внеурочной деятельности в формировании толерантности у младших школьников к сверстникам с ОВЗ.

Формирование толерантности - процесс сложный и длительный. Начинать его необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Младших школьников необходимо учить уважительно и терпимо относиться к окружающим, особенно к людям, имеющим особенности и нуждающимся в нашей помощи. При проведении данной работы необходимо подбирать соответствующие формы и методы, поскольку взаимоотношения между людьми наисложнейшая тема в современном мире.

Литература:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.

2. Базарова, Н.А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н.А. Базарова,

A.В. Никитенко, О.В. Дурнева, Е.А. Фролова // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 29-31.

3. Бенин, В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография / В.Л. Бенин; ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». - Уфа : БГПУ, 2011. - 192 с.

4. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособ. / Б.З. Вульфов,

B.Д. Иванов. - М. : Изд-во УРАО, 2007. - 288 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Ростов н/Дону: Март, 2005. - 448 с.

6. Медведева, Е.Ю. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.; Режим доступа: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20166.

7. Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / М.С. Мириманова, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М., 2001. - С. 88-99.

8. Тишков, В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2013. - 650 с.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кудряшов Валерий Иванович

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. По данным статистических исследований ежегодно увеличивается количество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Инвалидность - это проблема не только определенного круга людей, а всего общества в целом. В первую очередь, проблемы связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам полноценно включаться в жизнь общества. К числу наиболее актуальных относится проблема профессиональной самореализации. Самореализация, по мнению ученых - это процесс воплощения в реальность личностью своего индивидуального потенциала. Это стремление к совершенствованию, выражению и реализации, проявлению себя в конкретной и значимой для личности деятельности. Согласно данным научной литературы, лица с ОВЗ имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют процесс профессиональной самореализации. В статье авторами представлены результаты анкетирования выпускников и студентов с инвалидностью на предмет их трудоустройства. Выявлен ряд проблем и трудностей, связанных с данным процессом. Проведен анализ опубликованных источников по обозначенной выше проблеме. Авторами разработана и предложена к реализации дополнительная профессиональная программа повышения квалификации выпускников с инвалидностью «Стартап: путь в бизнес». Она направлена на оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья для их успешной профессиональной самореализации. Компетенции, полученные при прохождении курса, помогут лицам с инвалидностью не только в разработке и реализации собственного бизнес-проекта, но и в построении успешной профессиональной карьеры. Предложенный опыт может быть использован в процессе психологического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при решении актуальных проблем трудозанятости.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная самореализация, студенты, выпускники, организация высшего образования, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации.

Annotation. According to statistical studies, the number of young people with disabilities is increasing every year. According to the UN, on average 10% of the world's population is disabled, of which more than two million are wheelchair users. Disability is a problem not only for a certain circle of people, but for the whole society as a whole. First of all, the problems are associated with the emergence of numerous social barriers that do not allow people with disabilities to fully integrate into society. Among the most urgent is the problem of professional self-realization. Self-realization, according to scientists, is the process of making a person's individual potential a reality. This is the desire for improvement, expression and realization, manifestation of oneself in a specific and meaningful activity for the individual. According to the scientific literature, persons with disabilities have a number of psychological characteristics that complicate the process of professional self-realization. In the article, the authors present the results of a survey of graduates and students with disabilities for their employment. A number of problems and difficulties related to this process have been identified. The analysis of published sources on the above-mentioned problem is carried out. The authors have developed and proposed for implementation an additional professional training program for graduates with disabilities «Startup: the way to business». It is aimed at helping people with disabilities for their successful professional self-realization. The competencies acquired during the course will help people with disabilities not only in developing and implementing their own business project, but also in building a successful professional career. The proposed experience can be used in the process of psychological support of disabled people and persons with disabilities in solving urgent problems of employment.

Key words: persons with disabilities, professional self-realization, students, Graduates, higher education organizations, additional professional development program.

Введение. Сегодня в России проживает более 12 миллионов человек с ОВЗ. «Для реализации права на труд лицам с ограниченными возможностями необходима активная государственная политика содействия занятости» [3, С. 465]. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» лицам с инвалидностью оказывается социальная поддержка в занятости и трудоустройстве.

Сложность процесса профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью и в то же время его высокая значимость определила интерес многих ученых к данной проблеме. Ей посвящены исследования А. Вайсбурга, А. Воробьева, В. Галюты, В. Герасимчук, И. Гусева, В. Ендальцева, Н. Иванова, Л. Йовайши, М. Калашникова, А. Качанова, Е. Климова, В. Колобашкина, С. Кохтева, А. Куценко, В. Куценко, Л. Макарова, Ю. Мелихова, А. Николаенко, Е. Павлютенковой, К. Платонова, В. Симоненко, Г. Соловьева, Л. Турчины, В. Федоришина, В. Харламенко, М. Янцура и др.

Ряд авторов отмечает, что в интересах общества необходимо проведение политики, содействующей максимально эффективному использованию труда в рамках как обычных, так и гибких форм занятости. «Анализ трудовых предпочтений инвалидов показал, что большинство инвалидов III группы, намеренных трудиться, 77% предпочитают постоянную работу, 11% - временную, остальные - разовую. Трудовые притязания инвалидов I и II групп соответственно ниже, однако, более половины из них отмечают психологические трудности из-за отсутствия работы и желания выполнять посильную, возможно, надомную работу [5, С.43]. Сегодня общество должно содействовать лицам с инвалидностью в их «адаптации на инклюзивном рынке труда и получении первого рабочего места этой наиболее уязвимой категории» [1, С. 1007].

Изложение основного материала статьи. В Российской Федерации реализуются программы по содействию в получении инвалидами профессионального и высшего образования, а также их дальнейшего трудоустройства. Особое значение придается «психолого-педагогической поддержке молодежи в профессиональном самоопределении, помощи в выявлении склонностей и интересов, определении реальных возможностей в освоении различных профессий» [2, С. 89].

Каждому человеку необходима самореализация. «Самыми распространенными методами самореализации людей с ограниченными возможностями являются творческая деятельность, спорт, получение образования, карьера, наука, общественная деятельность, культурный досуг и другие» [8, С. 22]. Отказ человека от реализации возможностей своего потенциала может привести к различному роду заболеваниям, особенно остро это касается инвалидов. «Возможность реализовать себя через профессию, эффективность самореализации во многом зависят от того, насколько сформированы готовность к труду и адекватному профессиональному самоопределению, навыки поведения в обществе и социально-профессиональной адаптации на всех этапах обучения» [6].

Статистика показывает, что трудозанятыми оказываются не более 28%. А вместе с тем именно «трудовая деятельность является одним из ведущих условий приобретения человеком экономической самостоятельности, обеспечивающей уверенность в завтрашнем дне» [9, С. 127]. Сложности в трудоустройстве возникают не только из-за физических ограничений организма (сложности проезда, перемещения по объекту и т.д.), но часто из-за психологической неготовности к работе в коллективе. Отсутствие опыта социального общения не позволяет людям с инвалидностью быть конкурентоспособными на рынке труда.

Также немаловажным фактором трудоустройства является отношение работодателей. При приеме на работу лиц с инвалидностью необходимо подстраивать рабочий процесс под их возможности, создавать специальные условия труда, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Работодатели, не задумываясь о профессионально-трудовых возможностях инвалидов, предпочитают принимать на работу граждан без каких-либо ограничений. Необходимо также отметить и пассивность самих инвалидов при поиске работы, слабую мотивацию к занятию профессиональной деятельностью. Отрицательным фактором часто является недостаточная информированность о предпринимаемых государством мерах и проводимых мероприятиях для поддержки и трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочем месте, а также неумение полноценно презентовать себя и свои способности, незнание практических основ технологии поиска работы. Вместе с тем в своих работах авторы отмечают у инвалидов «готовность к включению в общество и возможность преодоления различного рода трудностей» [7, С. 86].

В данной связи с целью определения проблем и трудностей, связанных с трудоустройством было проведено анкетирование, в котором выпускники и студенты выпускных вузов с ограниченными возможностями здоровья ответили на следующие вопросы:

1. Укажите Ваш пол.

2. Укажите Вашу группу инвалидности.

3. Есть ли у Вас опыт трудоустройства?

4. Как Вы нашли свою последнюю/текущую работу?

5. Какой вид помощи в трудоустройстве Вам необходим?

6. Какие факторы могут препятствовать Вашему трудоустройству?

7. Какие критерии Вы учитываете при поиске работы?

8. Готовы ли Вы пройти переподготовку или курсы повышения квалификации?

Анализ проведенных в МГГЭУ и вузах-партнерах анкет показал, что 50% респондентов с ограниченными возможностями здоровья составили девушки/женщины с 2-3 группой инвалидности. Из общего количества - 70% испытывают трудности в поиске и приеме на работу. Из существующих нозологий 60% респондентов составляют инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Среди критериев при поиске работы отметили: заработную плату, доступность и адаптированность рабочего места. Среди прочих проблем респондентами были перечислены факторы, которые, по их мнению, препятствуют трудоустройству, это:

1. Присутствие у людей стереотипов о лицах с ОВЗ.

2. Нежелание работодателей переоборудовать рабочие места в соответствии с нозологиями.

3. Недостаточный уровень самопрезентационных навыков у лиц с ОВЗ.

4. Прочие проблемы.

Перечисленные проблемы относятся к числу социально-экономических, то есть влияющих на благосостояние данной категории. Люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в поиске работы и готовы принять различные виды помощи. Проведенный анализ показал, что необходимы мероприятия, направленные «на психологическую подготовку будущего специалиста, выработку у него активной профессиональной позиции, повышение мотивации, определение своего места в трудовой сфере» [4].

Наряду с остальным, результаты проведенного в МГГЭУ и вузах-партнерах анкетного опроса показали, что 80 % молодых людей готовы повысить уровень своей квалификации.

Решение данной проблемы было найдено в разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации выпускников с инвалидностью «Стартап: путь в бизнес».

Цель программы - формирование самопрезентационных навыков и предпринимательских компетенций, приобретение навыков разработки и реализации собственного бизнес-проекта для дальнейшего трудоустройства.

Задачи программы:

- познакомить слушателей программы с теоретическими основами предпринимательской деятельности;

- повысить уровень soft skills для эффективной разработки и реализации собственного бизнес-проекта;

- сформировать представление об имидже делового человека.

Предполагается, что в рамках обучения каждый слушатель научится выстраивать бизнес-модель собственного проекта в среднесрочной перспективе, что поможет стать конкурентоспособным на рынке труда.

Содержание программы предполагает проработку следующих тем:

1. Предпринимательство и успешные практики стартапов в России и за рубежом, где основной акцент сделан на рассмотрение вопросов о сущности предпринимательской деятельности и стартапа, его отличительных характеристиках; об этапах, причинах, условиях предпринимательской активности; выборе оптимальной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; источниках и поиске идей для стартапа; основных подходах и современных требованиях к созданию бизнеса; внешней и внутренней среде предпринимательства, их влияния на построение бизнес-структур; анализа стартапов, ведению предпринимательской деятельности в регионе и России; современным практикам создания стартапов за рубежом.

2. Стартап - возможность профессиональной самореализации выпускников с инвалидностью. Предполагается изучение вопросов, связанных с компетенциями и методами формирования командной работы; типами проектов, этапами проектной деятельности; стимулами и мотивацией в проектной деятельности; анализом стейкхолдеров проекта; анализа и оценки конкурентной среды; описания рынка; типами конкурентов; определения конкурентных преимуществ предлагаемого продукта согласно концепции 4P (Product, Price, Place, Promotion).

3. Основы создания имиджа успешного человека. Данный раздел знакомит слушателей с азами имиджелогии; социокультурной природой имиджа, его видами и функциями; особенностями создания имиджа успешного человека; атрибутами имиджа; критериями и технологиями создания позитивного имиджа.

4. Бизнес-модель и экономическая модель стартапа: ресурсы и финансирование. Тема предполагает раскрытие вопросов о понятии и видах бизнес-моделей; создании ценностного предложения, описания цепочки создания стоимости и механизма извлечения прибыли; способах обеспечения адаптивности бизнес-модели проекта; институтах развития предпринимательства в регионе; программах государственной поддержки предпринимательства; анализа ресурсов, составления сметы и бюджета проекта; диаграммы Ганта (расписания проекта); поиска источников финансирования проекта (инвесторы, фонды, бизнес-ангелы, банки); соотношении долгового и долевого финансирования; выбора оптимальной структуры финансирования.

5. Оценка рисков и эффективность проекта для потенциальных инвесторов. В разделе освещены вопросы о сущности и классификации рисков; основных подходах к анализу и управлению рисками; этапах процесса управления; факторах, определяющих уровень риска; SWOT-анализа; карт рисков стартапа; государственного регулирования и налогообложения предпринимательской деятельности; вариантов льготного налогообложения; оценке и взаимосвязи экономического, финансового и социального эффектов проекта; управлении затратами; аутсорсинге; выборе модели ценообразования; методах и показателях оценки эффективности проекта; определении срока окупаемости и точки безубыточности проекта; факторах, оказывающих влияние на результаты реализации проекта.

Выводы. Таким образом, решать проблемы трудоустройства инвалидов необходимо начинать еще на уровне получения ими образования. Организация и проведение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации выпускников с инвалидностью «Стартап: путь в бизнес» даст возможность познакомить инвалидов с основами предпринимательской деятельности и навыками самопрезентации не только для разработки и реализации собственного бизнес-проекта, но и для построения успешной профессиональной карьеры. Предложенный опыт может быть использован в процессе психологического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при решении актуальных проблем трудозанятости.

Литература:

1. Антонова, Г.В. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда / Г.В. Антонова, Л.Н. Кураева, А.Г. Бондарчук // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1007-1022.

2. Бобкова, О.В. Модель профориентационной работы с учащимися старших классов, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность / О.В. Бобкова, А.В. Ермина // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 5. -С. 89-93. - URL: https://top-technologies.m/m/article/view?id=36674.

3. Гурина, М.А. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России / М.А. Гурина, А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 465-482.

4. Кривцова, Е.В. Проблемы трудоустройства молодых инвалидов / Е.В. Кривцова, К.М. Грабчук, Ю.А. Житникович // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п.л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16265.htm.

5. Осипов, С.А. Социализация и занятость инвалидов / С.А. Осипов // Вестник ВГУ. - 2006. - № 2. - С. 42-47.

6. Фоменко, С.Л. Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегративной образовательной организации на основе кластерного подхода / С.Л. Фоменко, С.А. Чешко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19489.

7. Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 86-92. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.

8. Цой, Л.П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях / Л.П. Цой // Молодой ученый. - 2017. - № 13.2 (147.2). - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/archive/147/42015.

9. Шабунова, А.А. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов / А.А. Шабунова, Л.Н. Фахрадова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - 6 (48) - С. 126-142.

Педагогика

УДК 374.1

старший преподаватель кафедры управления профессиональным образованием Кузнецова Елена Владимировна

Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа)

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАВЫК РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ТИСКАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ И САНКЦИЙ

Аннотация. B данной статье рассматривается актуальность развития компетенции «финансовая грамотность» у руководителей образовательных организаций, как определяющей компетенции, способствующей выходу из кризиса, решению финансовых проблем образовательной организации и ее качественному обновлению в контексте происходящих международных социально-экономических изменений и введенных санкций.

Ключевые слова: санкции, финансовая грамотность, руководитель образовательной организации, профессиональная компетенция.

Annotation. This article discusses the relevance of developing the competence of "financial literacy" among the heads of educational organizations, as a defining competence that contributes to overcoming the crisis, solving the financial problems of an educational organization and its qualitative renewal in the context of ongoing international socio-economic changes and the imposed sanctions.

Key words: sanctions, financial literacy, head of an educational organization, professional competence.

Введение. В разгар экономико-политической эскалации ограничений и перемен как никогда кстати звучит словосочетание «финансовая грамотность». В образовательной системе о необходимости получения руководителями образовательных организаций практически применимых знаний финансового менеджмента уже давно заявляют сами руководители и государственные программы развития экономики и образования страны [1-5].

Все меняется. И уже невозможно опираясь на старые методы и инструменты толкать состав образовательной системы и удерживать ее на платформе стандартов международного уровня или хотя бы на уровне заданной собственной планки -качественное образование в равной степени для каждого гражданина РФ в соответствии с Конституцией.

Изложение основного материала статьи. В сложившейся ситуации экономических ограничений и вводимых санкций образовательным организациям придется обратить свой взор на отечественное программное обеспечение и конечно школы перейдут на отечественную информационную систему. Вероятны трудности в реализации международных проектов. В научном мире предвидят трудности, связанные с развитием научной инфраструктуры, проведением совместных международных исследований, публикацией статей в зарубежных научных журналах.

Множество студентов может вернуться из-за границы и обратиться за продолжением образования в отечественных ВУЗах, а для пострадавших уже распахнули двери ведущие российские вузы.

Все эти факты дополнительной нагрузкой лягут на образовательные организации и на их финансовое обеспечение.

Согласимся, что влияние санкций на российское образование в силу его консервативности пока не столь очевидно, но предварительный анализ их последствий может помочь определить слабые места и преодолеть существующую ситуацию с минимумом потерь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Среди предлагаемых мер поддержки образования и науки в условиях санкций уже звучат такие как приостановка действия федеральных законов о закупках, которая позволит эффективнее расходовать бюджетные средства не осложняя процесс развития науки в текущих условиях и «нулевая» ставка по налогу на прибыль в целях укрепления финансово-экономического положения вузов, а также господдержка в виде субсидирования ставки по образовательным кредитам. Другое предложение - мораторий на проведение проверок в сфере образования и науки. Последние являются ключевыми составляющими развития страны определяющими потенциал будущих специалистов и ученых.

Однако, не смотря на ожидаемую государственную поддержку и предложения различных антикризисных мер, сохранять баланс и финансовую устойчивость образовательной организации задача ее непосредственного руководителя и хорошо если он готов. Но большинству все же требуется помощь и знания.

Задачей настоящего анализа является разбор терминологии, углубление в этимологию понятия компетенции «финансовая грамотность» и ее адсорбирование от экономических и математических умений.

Теоретическое осмысление. Санкции и экономическая зажатость финансовых систем вновь и вновь возвращает многих руководителей образовательных систем к вопросу «что делать?». Спасение утопающего есть дело его собственных рук и каждый ищет свой собственный выход перебирая опыт предшественников.

Но, есть ли готовый инструмент?

Всегда ли следует идти путем эксперимента?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно ли использовать путь знаний?

На дверях каждого здания есть табличка «выход» и также в обязательном порядке на случай стихийных бедствий и прочих обстоятельств есть и «запасной выход». Есть план-схема эвакуации при пожарах и наводнениях. В самолетах и на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.