Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПЫТ ВУЗОВ РОССИИ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROBLEMS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / STUDENTS WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / EXPERIENCE OF THE UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна, Двойникова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе. Обоснованы актуальность представленной темы, необходимость изучения подходов к решению проблемы социально-психологической адаптации обучающихся на разных уровнях образовательной среды. Проведен анализ опыта различных вузов Российской Федерации в организации инклюзивного образования. Проанализирована реализация работы с компонентами адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших учебных заведениях в контексте создания комплексной системы по оказанию социально-психологической поддержки обучающихся. В статье также рассмотрены компоненты, входящие в состав организации мероприятий социальной адаптации обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проанализирован опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различных вузах Российской Федерации. Дано описание реализации инклюзивного образования в Самарском государственном техническом университете. Описана система психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализуемая в Самарском государственном техническом университете на кафедре «Психология и педагогика» Института социально-гуманитарных наук и технологий. Выявлены проблемы успешности реализации инклюзивного образования в высшей школе для определения направлений разработки инновационных стратегий обучения и социально-психологической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к вузу и обществу. Приведены результаты прямого наблюдения динамики изменений психических состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения и изменения показателей их социально-психологической адаптации. Предложены стратегии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через творческую деятельность. Показана необходимость формирования у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Я-концептуальной удовлетворенности через достижения в социально-образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бейлина Наталья Семеновна, Двойникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABILITIES IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the problems of socio-psychological adaptation of students with disabilities in higher education. The relevance of the presented topic and the need to study approaches to solving the problem of socio-psychological adaptation of students at different levels of the educational environment are substantiated. The analysis of the experience of various universities of the Russian Federation in the organization of inclusive education is carried out. The article analyzes the implementation of work with components of adaptation of students with disabilities in higher education in the context of creating a comprehensive system for providing socio-psychological adaptation to students. The article also considers the components that are part of the organization of social adaptation measures for students, including those with disabilities. The experience of psychological and pedagogical support of students with disabilities in various universities of the Russian Federation is analyzed. The article describes the implementation of inclusive education in Samara State Technical University. The article describes the system of psychological and pedagogical support of students with disabilities implemented in Samara State Technical University by the Department of Psychology and Pedagogy of the Institute of Social and Humanitarian Sciences and Technologies. The problems of success in implementing inclusive education in higher education are identified to determine the directions for developing innovative learning strategies and socio-psychological adaptation of students with disabilities to higher education and society. The results of direct observation of the dynamics of changes in the mental states of people with disabilities in the implementation of the program of psychological and pedagogical support and changes in indicators of their socio-psychological adaptation are presented. Strategies for socialization of people with disabilities through creative activity are proposed. The article shows the necessity of forming self-conceptual satisfaction of students with disabilities through their achievements in the socio-educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/36PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бейлина Н.С., Двойникова Е.Ю. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Beylina N.S., Dvoinikova E.Yu. (2020). Problems of social-psychological adaptation of students with limited health opportunities and disabilities in higher education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.98 ГРНТИ 15.81.21

Бейлина Наталья Семеновна

ФГБОУ ВО «Самарский государственного технический университет», Самара, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Двойникова Елена Юрьевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственного технический университет», Самара, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе. Обоснованы актуальность представленной темы, необходимость изучения подходов к решению проблемы социально-психологической адаптации обучающихся на разных уровнях образовательной среды. Проведен анализ опыта различных вузов Российской Федерации в организации инклюзивного образования. Проанализирована реализация работы с компонентами адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших учебных заведениях в контексте создания комплексной системы по оказанию социально-психологической поддержки обучающихся. В статье также рассмотрены компоненты, входящие в состав организации мероприятий социальной адаптации обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проанализирован опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различных вузах Российской Федерации. Дано описание реализации инклюзивного образования в Самарском государственном техническом университете. Описана система психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализуемая в Самарском государственном техническом университете на кафедре «Психология и педагогика» Института социально-гуманитарных наук и технологий. Выявлены проблемы успешности реализации инклюзивного образования в высшей школе для определения направлений разработки инновационных

https:// mir-nauki. com

стратегий обучения и социально-психологической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к вузу и обществу. Приведены результаты прямого наблюдения динамики изменений психических состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения и изменения показателей их социально-психологической адаптации. Предложены стратегии социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через творческую деятельность. Показана необходимость формирования у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Я-концептуальной удовлетворенности через достижения в социально-образовательном процессе.

Ключевые слова: социально-психологической адаптация; проблемы; психолого-педагогическое сопровождение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; социализация; опыт вузов России

Инклюзия в системе образования является одной из актуальных проблем современной высшей школы. В России ежегодно увеличивается количество учащихся, которым требуются особые образовательные условия. В нашей стране на государственном уровне приняты законодательные акты, закрепляющие инклюзию как неотъемлемый компонент в образовательном процессе. На сегодняшний день в России 1124 высших учебных заведений, которые готовы принять студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов (Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», «Казанский федеральный университет», «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» и др.).

Однако студенты, имеющие ОВЗ, нередко сталкиваются с несоответствием провозглашённой доступности высшего профессионального образования средовым условиям, предоставляемым вузом для его получения, и собственными возможностями, определяемыми различными заболеваниями [1; 2]. Безбарьерная среда, создающая физические возможности обучения студентов с ОВЗ и инвалидов, является лишь одним из компонентов, обеспечивающих качество образования.

Существуют факторы, препятствующие успешной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к обучению в вузе.

Во-первых, это внешние, объективные факторы, такие как: недостаточная подготовленность профессорско-преподавательского состава в вопросах характера нозологии инвалидности, проявляющихся в особенностях поведении и адаптации; низкий уровень осведомленности студентов без ОВЗ и инвалидности о деликатности в вопросах проявления сочувствия и социальной поддержки. Социально-психологическая среда в специализированных учебных заведениях имеет значительные отличия от условий в традиционных вузах, так как предполагает создание специфических (комфортных) условий, предусматривающих учет нозологических особенностей учащихся и определяющих успешность усвоения учебной информации, что в свою очередь, создает эффект контраста двух социальных миров - мира адаптации к болезни и мира широкого социума, не предусматривающего проблем здоровья [3].

Во-вторых, субъективные факторы, которые включают особенности решения внутриличностных задач, являющихся следствием конкретного заболевания и приводящих к

Актуальность и состояние вопроса

формированию заниженной самооценки; низкому уровню развития коммуникативной компетентности и таким личностным чертам, как инфантильность и иждивенческие установки.

Таким образом, помимо обеспечения безбарьерной среды, можно выделить ряд задач, которые необходимо решить для оптимизации процесса социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью:

• необходимость разработки инновационных психолого-педагогических программ адаптации;

• обеспечение социально-психологического сопровождения студентов-первокурсников с ОВЗ и инвалидностью;

• повышение профессиональных навыков преподавателя при работе со студентами, имеющими ОВЗ и инвалидность, в зависимости от специфики нозологии;

• повышение специфических социально-коммуникативных навыков у студентов без ОВЗ при общении с сокурсниками с ОВЗ и инвалидностью.

Поэтому, в нашем исследовании мы анализируем разнообразие решений основной задачи вуза - организацию психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, которое направлено не только на актуализацию их интеллектуального потенциала и оказание помощи в освоении социального пространства высшей школы, но и на их полноценную социализацию. Решение этой задачи возможно через обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, так как адаптация студентов с ОВЗ и инвалидностью к социально-психологической среде включает несколько компонентов: пространственный, образовательный и социально-психологический. Данные компоненты взаимосвязаны, и процесс адаптации студентов будет успешным только при реализации всех вышеперечисленных компонентов в комплексе.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблема инклюзии в образовании рассматривается Л.Е. Елгиной [1], А.П. Парахонским и др. Так, например А.П. Парахонский выделяет 4 компонента адаптации студентов с ОВЗ и инвалидов к социальной среде вуза: психолого-педагогический, социально-психологический, мотивационно-личностный и психофизиологический [4]. Одним из главных компонентов социальной адаптации Л.Е. Елгина считает профессиональный компонент, который позволяет студентам с ОВЗ и инвалидам успешно приспособиться к учебному процессу. Кроме того, выделен также социально-психологический компонент адаптации, затрагивающий взаимоотношения студентов с ограничениями здоровья в коллективе однокурсников [1].

Целью нашего исследования является выявление проблемы успешности реализации инклюзивного образования в российской высшей школе с использованием психолого-педагогического сопровождения для определения направлений разработки инновационных стратегий обучения и социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ и инвалидов к вузу и полноценной жизни в обществе.

Анализ инклюзивного опыта вузов Российской Федерации

Одним из первых университетов, который начал проводить работу со студентами с ОВЗ и инвалидами, является Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Абитуриенты, имеющие проблемы со слухом, зачисляются в Головной учебно-исследовательский и методический центр реабилитации инвалидов (ГУИМЦ), где и обучаются первые три года. В данном центре для слабослышащих студентов введены, кроме

https:// mir-nauki. com

дисциплин ФГОС, дисциплины профориентационного, профадаптационного направления, а также цикл занятий «Обучение жизни с инвалидностью». Данные дисциплины предусмотрены только для учащихся младших курсов (1-3 курс). Начиная с четвертого курса, увеличивается объем специальных дисциплин, направленных на овладение основами будущей профессии. Такое распределение дисциплин позволяет на старших курсах обучать студентов с ОВЗ и инвалидов в обычных группах, где в случае необходимости, может осуществлять свою работу тьютор.

Не менее богатую практику организации социально-психологической поддержки студентов - инвалидов и с ОВЗ имеет Уральский государственный лесотехнический университет. Созданы условия для успешного прохождения этапа социально-психологической адаптации студентами с ОВЗ и инвалидов. Основными принципами, которые легли в основу психолого-педагогической поддержки студентов данного вуза в период адаптации, были принцип толерантности, инаковости и инклюзии. Ведущую роль в организации и проведении адаптационных мероприятий играют тьюторы. Важным звеном в работе со студентами с ОВЗ и инвалидами в УГЛТУ является комплексная диагностика потребностей, а также проблем студентов с ОВЗ и инвалидов, на основе которой и разрабатывается комплекс адаптационных мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидов.

В Челябинском государственном университете для студентов с ОВЗ и инвалидов, начиная 1992 года, созданы особые условия, позволяющие данной категории студентов пройти адаптацию к новым условиям. Для создания благоприятной среды, а также учета образовательных потребностей потенциальных абитуриентов и студентов с нарушениями здоровья функционирует Областной банк данных «Молодые инвалиды и высшее образование». С помощью данного банка сотрудники университета имеют возможность отслеживать потенциальных абитуриентов Челябинска и Челябинской области. Особенности работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью в ЧГУ является то, что психолого-педагогическое сопровождение данной группы студентов начинается на этапе поступления в вуз (довузовская подготовка), затем поэтапно продолжается на протяжении всего процесса обучения, позволяя студентам поэтапно включаться в образовательный процесс вуза. На этапе завершения обучения данной категории студентов оказывается помощь в трудоустройстве [5].

Новосибирский государственный университет является одним из самых оснащенных вузов для студентов с ОВЗ и инвалидов. Он работает по системе инклюзивного образования с 2000 года. В числе его студентов - инвалиды-колясочники, молодые люди с серьезными нарушениями слуха и зрения, с тяжелыми соматическими заболеваниями. В данном вузе предоставлены необходимые условия для обучения студентов-инвалидов: выделены стоянки автотранспортных средств для инвалидов, сменные кресла-коляски, адаптированные лифты, дублирование необходимой инвалидам по слуху зрительной информации и т. д. В НГУ не только учебные корпуса адаптированы под основные потребности студентов с нарушениями здоровья, но и общежития также оснащены всем необходимым для комфортного проживания студентов-инвалидов [6].

Таким образом, в вузах основной целью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в российских вузах является реализация мероприятий, решающих в основном пространственные, технические и образовательные задачи. Психолого-педагогическое сопровождение их социализации направлено на оказание помощи в формировании и развитии социальной компетентности; создание благоприятного психологического климата в студенческом коллективе; и формирование позитивного настроя преподавателей, работающих в инклюзивных группах [7].

Психологический анализ проблем инклюзии в вузе

Процесс социально-психологической адаптация не может считаться для личности завершенным без достижения осознания собственной ценности в обществе. Период обучения в вузе для многих является промежуточным этапом между статусом зависимости от обеспечения со стороны семьи и профессиональной самореализацией, которая обеспечивает независимость и самостоятельность [8]. Для обучающихся без ОВЗ и инвалидности этот период представляет собой лишь определенные события в жизни, которые структурируют картину социально-ролевых процессов и формируют самооценку на основании осознания своей ценности как профессионала. Для лиц в ОВЗ и инвалидностью характерна актуализация эффекта социального сравнения, при котором профессиональные или академические неудачи могут объясняться как предвзятое отношение со стороны окружающих к оценке их деятельности, или сравнением собственных ограничений с возможностями обучающихся без ОВЗ. На этом основании не может идти речь о становлении ценности личности и осознания ее социальной ценности.

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, реализуемого в различных вузах показал необходимость продолжения поиска стратегий, разработки мероприятий и приемов, способствующих социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью. В этом направлении, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется социальной активности в вузе со стороны студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Опыт реализации психолого-педагогического сопровождения в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) показал особенности проблем инклюзивного процесса. В СамГТУ созданы условия для реализации инклюзивного образования. Успешно реализуется комплекс мероприятий по формированию безбарьерной среды: доступность территорий и зданий, относящихся к университету; наличие необходимого оборудования для студентов разных нозологических групп; разработка адаптационных образовательных программ, психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. На базе кафедры «Психология и педагогика» СамГТУ создана многокомпонентная программа социально-психологической адаптации участников процесса инклюзивного образования, содержащий блоки подготовки всех участников образовательного процесса. В программе разработаны технологии, решающие такие проблемы как:

• создание универсальных условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

• организация образовательной среды для повышения уровня интеллектуальных и творческих способностей студентов с ОВЗ и инвалидов средствами учебной и их внеучебной деятельности;

• привлечение студентов с ОВЗ и инвалидов к участию в волонтерской и социально-культурной деятельности вуза для актуализации Я-концептуального удовлетворения от активности в социальном пространстве.

Так, с 2019 года внедрен курс повышения квалификации преподавателей вуза по инклюзивному образованию «Эффективные практики инклюзивного образования», направленный на обучение преподавателей вуза по работе со студентами с ОВЗ и инвалидами определенной нозологии. Реализующийся курс востребован, так как в процессе организации социально-психологической поддержки студентов с ОВЗ и инвалидов важнейшую роль играет подготовленность преподавателя, к работе с определенной нозологией ОВЗ и инвалидности студентов.

В рамках этой программы психолого-педагогическую поддержку оказывают также и студенты-волонтеры, которые прошли обучение в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Мининского университета, с которым кафедра «Психология и педагогика» тесно сотрудничает.

Учитывая тот факт, что для успешной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидов к социальной среде вуза необходимо усиление интерактивного обучения и общения, студентами-волонтерами СамГТУ, разработан проект, заключающийся в создании группы в ВКонтакте «Обучение без ограничений», направленной на расширение круга и активность коммуникации будущих бакалавров с ОВЗ и инвалидностью.

Все эти мероприятия являются важными составляющими программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в СамГТУ.

Психологическое исследование особенностей адаптации студентов начальных курсов в СамГТУ, в рамках реализуемой программы в период с 2016 по 2020 год, содержало тестирование на разных этапах обучения и прямое наблюдение изменения поведения и стратегий коммуникативной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в учебной и социальной ситуациях [8].

Для выявления особенностей психических состояний студентов и динамики изменения показателей мы использовали методику диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) [9], которая позволяет исследовать подробно содержательные аспекты адаптационных составляющих. Исследование динамики изменений проводилось путем тестирования до и после применения мероприятий психолого-педагогического сопровождения студентов начальных курсов.

Нами изучались особенности адаптации 900 студентов начальных курсов, из которых 1,7 % - с ОВЗ и инвалидностью. Показатели содержания психологической адаптации на начальном этапе раскрывали проблемы Я-концептуальной целостности [10]. Так, уровень самоприятия у студентов с ОВЗ имел низкие показатели. Напротив, показатели приятия других были существенно более высокими. Большинство испытуемых имело внешний локус контроля. Среди облучающихся без ОВЗ и инвалидности, уровень самоприятия в большинстве случаев имел средние и высокие показатели, а уровень приятия других варьировался в широких пределах.

Результат психодиагностических процедур показал динамику изменения психических состояний обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей адаптационных составляющих студентов начальных курсов СамГТУ в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения

\Лдаптационные Показатель уровня

\со ставляющие Приятие себя Приятие других Локус контроля Адаптация

\ До После До После До После До После

Категория \ обучающихся \

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью низкий и ниже среднего средний и выше среднего высокий и выше среднего средний и выше среднего внешний внутренний зона неопределенности средняя и выше среднего

Обучающиеся без ОВЗ и инвалидности средний и выше среднего средний и высокий средний и ниже среднего средний и выше среднего смешанный смешанный средний и выше среднего выше среднего

Составлено авторами

Также нами выявлены особенности психических состояний испытуемых (Г. Айзенк) [9] (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели психических состояний студентов начальных курсов СамГТУ до проведения мероприятий психолого-педагогического сопровождения

---_______Психические состояния Категория обучающихся -- Показатель уровня

Тревожность Фрустрация Ригидность Агрессия

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью высокий высокий высокий выше среднего

Обучающиеся без ОВЗ и инвалидности выше среднего выше среднего высокий варьируется в широких пределах

Составлено авторами

Активное взаимодействие всех участников инклюзивного процесса в СамГТУ в рамках реализуемой программы психолого-педагогического сопровождения, способствовало достижению социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Так, в показателях приятия себя и приятия других у большинства обучающихся наблюдался средний и высокий уровни, была выявлена тенденция изменений показателей локуса контроля на внутренний. Показатели психических состояний в процессе адаптации приведены в (табл. 3).

Таблица 3

Средние показатели психических состояний студентов начальных курсов СамГТУ после проведения мероприятий психолого-педагогического сопровождения

Психические состояния Категория обучающихся ___ Показатель уровня

Тревожность Фрустрация Ригидность Агрессия

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью средний низкий средний средний

Обучающиеся без ОВЗ и инвалидности средний низкий средний варьируется в широких пределах

Составлено авторами

Эффективность таких мероприятий, в целом способствующих повышению качества образования, доказывается снижением показателей уровня тревожности у студентов с ОВЗ и инвалидностью и уровня неприятия у студентов без ОВЗ. Кроме того, нами было отмечено развитие компетентности профессорско-преподавательского состава при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

На основании материалов исследований проблем инклюзии, нами были выявлены наиболее значимые аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, которые являются недостаточно проработанными для реализации в образовательном процессе, но важны для успешной адаптации студентов, с различными нозологическими особенностями к вузовской среде, что также будет способствовать эффективности образовательного процесса:

Цель нашего исследования достигнута, на основании изученного опыта инклюзии в российских вузах можно сделать следующие выводы:

• не все направления инклюзивного процесса развиваются параллельно;

• активно создаются прогрессивные условия для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ;

• динамично ведется работа над совершенствованием пространственного и образовательного компонентов инклюзии: совершенствуются технические средства сопровождения и адаптации в пространстве студентов с инвалидностью и ОВЗ;

• разрабатываются адаптивные образовательные программы;

• не достаточно полно имеет свою динамику развития социально-психологический компонент инклюзии, в котором не решена одна из основных психологических проблем студентов-инвалидов и с ОВЗ - Я-концептуальная удовлетворенность, которая не может состояться без социального признания.

В жизни человека важным оценочным критерием выступает самоуважение. Феномен этого критерия заключается в успехе реализации собственного потенциала на пути достижения притязаний. Социальная компетентность и полноценное участие в жизни общества - одно из главных притязаний молодежи с инвалидностью и ОВЗ, но оно не может состояться лишь через пространственную и академическую компетентность, поэтому система инклюзивного образования в России нуждается в инновационных комплексных программах социально-психологической адаптации в инклюзивном образовании.

Активное участие в студенческой жизни способствует социализации личности за пределами образовательного пространства. В вузах разработаны социально-культурные программы, в которых студенты выступают как руководителями, так и ведущими специалистами: СТЭМы, «студенческие весны», КВН и др., где раскрывается творческий потенциал вузовской молодежи. Участие в таких мероприятиях студентов с инвалидностью и ОВЗ может способствовать обогащению их мировоззрения, расширению творческих коммуникаций. Вовлечение во внеурочные задачи приводит к Я-концептуальному удовлетворению через смысловую наполненность жизни в вузе, не сводящуюся исключительно к обучению. На сегодняшний день разработка именно универсальных для участия программ творческой деятельности студентов в процессе инклюзивного образования является необходимой для совершенствования содержания инклюзивного образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5.

2. Бейлина Н.С. Деятельность куратора как фактор эффективной адаптации студентов младших курсов // Человек в условиях неопределенности Сборник научных трудов: в 2-х томах / Под общ. и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. - 2018. - С. 110-113.

3. Павлова А.М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. - 2016. - № 18. - С. 193-196. - URL https://moluch.ru/archive/122/33614/ (дата обращения: 27.09.2019).

4. Парахонский А.П. Социальная адаптация студентов в процессе обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 11.

5. Елизарьева Л.В. Опыт организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов в челябинском государственном университете / Л.В. Елизарьева, С.А. Ярушева // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 72-74.

6. Богомолова Т.Ю. Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалидность / Т.Ю. Богомолова, С.В. Корждук // Мир экономики и управления. - 2017. - Т. 17. - № 4. - С. 201214.

7. Мартынова Т.Н. Организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ в процессе инклюзивного высшего образования / М.Н. Мартынова, Т.А. Градусова, К.А. Цвеклинская // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе: Сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции, Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, 15-16 декабря 2017 г. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. - 277 с. - С 180-184.

8. Двойникова Е.Ю. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2015. -№ 2 (26). - С. 43-50.

9. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Двойникова Е.Ю. Сравнительный анализ содержательных показателей социально-психологической адаптации студентов разных поколений // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 3. - С. 32.

https:// mir-nauki. com

Beylina Natalia Semenovna

Samara state technical university, Samara, Russia E-mail: [email protected]

Dvoinikova Elena Yurievna

Samara state technical university, Samara, Russia E-mail: [email protected]

Problems of social-psychological adaptation of students with limited health opportunities and disabilities in higher education

Abstract. The article deals with the problems of socio-psychological adaptation of students with disabilities in higher education. The relevance of the presented topic and the need to study approaches to solving the problem of socio-psychological adaptation of students at different levels of the educational environment are substantiated. The analysis of the experience of various universities of the Russian Federation in the organization of inclusive education is carried out. The article analyzes the implementation of work with components of adaptation of students with disabilities in higher education in the context of creating a comprehensive system for providing socio-psychological adaptation to students. The article also considers the components that are part of the organization of social adaptation measures for students, including those with disabilities. The experience of psychological and pedagogical support of students with disabilities in various universities of the Russian Federation is analyzed. The article describes the implementation of inclusive education in Samara State Technical University. The article describes the system of psychological and pedagogical support of students with disabilities implemented in Samara State Technical University by the Department of Psychology and Pedagogy of the Institute of Social and Humanitarian Sciences and Technologies. The problems of success in implementing inclusive education in higher education are identified to determine the directions for developing innovative learning strategies and socio-psychological adaptation of students with disabilities to higher education and society. The results of direct observation of the dynamics of changes in the mental states of people with disabilities in the implementation of the program of psychological and pedagogical support and changes in indicators of their socio-psychological adaptation are presented. Strategies for socialization of people with disabilities through creative activity are proposed. The article shows the necessity of forming self-conceptual satisfaction of students with disabilities through their achievements in the socio-educational process.

Keywords: social-psychological adaptation; problems; psychological and pedagogical support; students with disabilities; socialization; experience of the universities of the Russian Federation

36PSMN320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.