УДК 378 (07)
Н.В. КАРПУШКИНА1, Е.А. ОЛЬХИНА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Аннотация. В статье описывается современное состояние инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы. Статья содержит описание моделей высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ведущих европейских ВУЗах, а также характеристику современных тенденций в инклюзивном высшем образовании. Анализ представленных моделей проводился на основе специально разработанных критериев: институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования, система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации, система организации практик для студентов-инвалидов, модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов и др.
На примере рассматриваемых моделей инклюзивного высшего образования показана эффективность современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению обучения в ВУЗе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Установлено, что наиболее эффективные модели сопровождения инклюзивного высшего образования представлены в Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Свободном Берлинском Университете, Гейдельбергском Университете.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), психолого-педагогическое сопровождение, модель инклюзивного образования.
N.V. KARPUSHKINA1, E.A. OLKHINA1
' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ANALYSIS MODEL SUPPORT OF INCLUSIVE OF HIGHER EDUCATION IN WESTERN EUROPE
Annotaition. The article describes the current state of inclusive higher education in the countries of Western Europe. The article contains a description of patterns of higher education of persons with disabilities and disability in the leading European universities, as well as the characteristics of the modern trends in the inclusive higher education. Analysis of the model was based on a specially designed criteria: Institute of tutoring and assistenstva as an element of the disabled educational system in the educational organization of higher education, the system requirements for the procedure and assessment tools for introductory, intermediate, and final certification, the system of organization of practices for students with disabilities, employment patterns graduates with disabilities.
For example, consideration of inclusive models of higher education shows the effectiveness of current approaches to psychological and pedagogical support learning in higher education of persons with disabilities and disability. It was found that the most effective model of support of inclusive higher education presented in the First University College London, University College London (University of London), the Free University of Berlin, University of Heidelberg. Keywords. inclusive education, children with disabilities (HIA), psychological and educational support, the model of inclusive education.
Введение в проблему исследования
Теоретико-методологические основы инклюзивного образования в Западной Европе рассматриваются в работах исследователей Оливер [17], Барнс [10], Скртик [10] и др. Авторы признают важность инклюзивного образования, разрабатывают его эффективные модели [17].
В 1980-90-е гг. интерес к инклюзивному образованию в вузах Западной Европы все более возрастает. Основными аспектами исследования становятся проблемы академической успеваемости и повседневного обустройства студентов [11], анализ жизненного опыта учащихся с разными формами инвалидности [12]. Исследователями обсуждаются вопросы социальной идентичности студентов, барьеры социального характера [17].
В конце 1990-х годов в научной литературе рассматриваются вопросы доступности для инвалидов различных видов дополнительного образования, издаются учебные пособия для преподавателей и вспомогательного персонала вузов - координаторов программ поддержки инвалидов, в роли которых нередко выступают специалисты по социальной работе [12]. На современном этапе опыт обучения инвалидов в европейских вузах охватывает широкий круг проблем, начиная с вопросов организации высшего образования студентов с ОВЗ и обеспечения инклюзивной среды до определения модели социального взаимодействия субъектов сопровождения.
Актуальность создания моделей обучения студентов с ОВЗ в вузе обусловлена показателями статистики. В 2014-15 гг. наблюдается рост студентов с инвалидностью во всех вузах Западной Европы. Студенты с ОВЗ и инвалидностью сегодня составляют 7% от общего числа студентов.
Актуальность заявленной проблемы обусловила необходимость изучения позитивного опыта инклюзивного высшего образования за рубежом.
Постановка цели исследования
Цель нашего исследования - выявление эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом.
Анализ представленных моделей осуществлялся в соответствии со специально разработанными критериями. В исследовании использовались методы анализа, обобщения, экспертной оценки. Анализ современных подходов в западных моделях инклюзивного высшего образования осуществлялся на основе работы с открытыми и доступными источниками.
Результаты и их обсуждение
В Германии с 2008 года в соответствии с ратифицированной Конвенцией ООН о правах людей с ОВЗ все федеральные земли обязаны реализовывать программу инклюзивного школьного образования. Этот документ стал основой для продвижения идеи
инклюзивного высшего образования, первые попытки которого были реализованы в 1977 году. Данный опыт создал условия для проведения ряда исследований по проблемам получения лицами с ОВЗ и инвалидностью высшего образования. С учетом их результатов и региональной специфики в высших учебных заведениях Германии активно развивается система сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Анализ четырех вузов Германии (Университет Дуйсбург-Эссен - https://www.uni-due.de/; Университет Бремен - https://www.uni-bremen.de/; Свободный Берлинский Университет (СБУ) - https://www.fu-berlin.de/; Гейдельбергский Университет -http://www.uni-heidelberg.de/) позволил описать модель сопровождения инклюзивного высшего образования по заданным критериям [19, 20, 21, 22].
Критерий «Институт тьюторства и ассистентства» как отдельная самостоятельная единица не представлен в открытых и доступных источниках. Однако его основные направления деятельности и функции закреплены за различными структурными подразделениями образовательных учреждений. Так, в университете Дуйсбург и СБУ обязанности тьюторства и ассистентства частично выполняет университетская консультативная служба. В Гейдельбергском Университете реализуется проект «Шефство», который обеспечивает силами студентов-добровольцев повседневную помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Критерий «Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной, итоговой аттестации» студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями представлен предельно детально. Существует обязательный для исполнения всеми учебными заведениями документ «Руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агентств».
Согласно данным рекомендациям, вуз должен создать перечень различных льгот, в рамках которых могли бы приниматься индивидуальные решения в отношении конкретного студента с ОВЗ. В нормативном документе предусмотрены обширные льготы по увеличению сроков аттестации, варьированию условий ее прохождения, использованию вспомогательных технических средств, привлечению помощников и доступных помещений. При поступлении в вуз абитуриенты с ОВЗ не имеют льгот в плане снижения требований к их образовательному уровню. Считается, что единые требования ко всем поступающим обеспечивают лицам с ОВЗ и инвалидностью конкурентоспособность на рынке труда [22].
Получение вышеперечисленных льгот осуществляется по заявке студента, написанной в свободной форме с описанием имеющихся затруднений и подтверждением медицинскими документами, которые направляются в соответствующий отдел. Он принимает решение и доводит его до сведения преподавателей. Льготы могут предоставляться на определенный срок или на весь период обучения.
Критерий «Система организации практики для студентов инвалидов» представлен двумя позициями: возможность заменить общие условия прохождения практики приемлемыми и увеличение сроков ее прохождения по необходимости.
Анализ критерия «Модели трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязь системы высшего образования инвалидов с рынком труда» позволил познакомиться с различными формами работы в этом направлении. В Свободном Берлинском Университете и Гейдельбергском Университете имеются единые центры, решающие проблему устройства на
работу выпускников с ОВЗ и активно сотрудничающие с рынком труда и работодателями. В СБУ работает Агентство по трудоустройству (специальная университетская команда), которое проводит консультации абитуриентов, студентов и выпускников с ОВЗ по вопросам выбора профессии и работы. В Гейдельбергском Университете проблему дальнейшего трудоустройства выпускников призван решать университетский центр «Карьера».
Вузы активно сотрудничают с различными службами и агентствами по трудоустройству, в которых есть контактное лицо по работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. После регистрации в агентстве последние могут получать пособие по безработице и иметь льготные условия при предоставлении рабочих мест. Имеется информация о взаимодействии с Национальным обществом содействия студентам, ориентированными на содействие успешному входу в профессию.
Критерий «Инструменты финансовой поддержки студентов-инвалидов, стипендиальную поддержку, иные формы/виды» в полном объеме описан в открытых и доступных источниках информации во всех вузах Германии. Четко определены федеральный, региональный и локальный уровни финансирования, способы, размеры и условия получения различных финансовых льгот и выплат с учетом региональной специфики.
Так, от департамента социального обеспечения предоставляется пособие на уход и пособие по социальной интеграции. От агентства по трудоустройству выплачивается пособие по безработице («базовое обеспечение») в случае поиска работы. Для выпускников вуза с ОВЗ предоставляется преимущественное право в распределении рабочих мест. После подачи заявки в социальный отдел Берлинского земельного правительства студент с ОВЗ может претендовать на социальное жилье. На уровне университета может предоставляется финансовая поддержка хорошо успевающим студентам с ОВЗ, помощь ассистентов и пр.
Данные по критериям «Модель выпускника с инвалидностью» и «Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения» в открытых и доступных источниках информации представлены фрагментарно. Отсутствие модели выпускника с инвалидностью объясняется, вероятно, нежеланием дискриминировать выпускников с ОВЗ. В этих вузах образовательные отношения реализуются по принципу «выпускник-профессионал», а не «выпускник-инвалид».
В отличие от вышеуказанных критериев, данные о «Наличии и системно-функциональной характеристике ресурсных центров высшего образования для инвалидов» во всех вузах Германии представлены в полном объеме. В анализируемых материалах описаны цели, задачи, полномочия и структура этих центров. Даются подробные сведения об их штате и специфике деятельности. Приоритетными направлениями их работы является защита прав обучающихся с ОВЗ в соответствии с международными конвенциями и федеральным законодательством, координация системы их сопровождения в вузе и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Службы предпринимают меры по предупреждению фактов дискриминации в отношении обучающихся. Особое внимание в деятельности служб уделяется работе по формированию толерантного отношения к студентам с ОВЗ и хроническими заболеваниями в студенческой и преподавательской среде.
Стратегической задачей высших учебных заведений является получение статуса инклюзивного вуза. За продвижение этих принципов в каждом вузе отвечает уполномоченный по делам инклюзии, находящийся в статусе профессора. На межвузовском
уровне службы поддерживают связь с аналогичными структурами других университетов и Немецким Студенчеством «ОВЗ и Образование». Они обеспечивают взаимодействие с администрацией федеральной земли, общественными организациями и пр.
Результаты анализа по критерию «Структура и функции информационно-аналитического сопровождения» свидетельствуют о его вариативности в вузах Германии. Данный вид сопровождения осуществляют различные структурные подразделения университетов, которые информируют и консультируют студентов с ОВЗ и инвалидностью в рамках своих полномочий. К основным видам работы университетов в этом направлении относятся юридическое и психологическое консультирование, информирование о льготах, о возможностях индивидуального сопровождения в процессе обучения и трудоустройства. На сайтах организаций, в частности университета Дуйсбург-Эссен, размещаются информационные порталы для обучающихся с ОВЗ. Систематическую информационную поддержку обучающиеся и преподаватели Гейдельбергского университета получают из регулярно публикуемого информационного бюллетеня для студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями. В этом университете программа сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью планируется заблаговременно. За 6 месяцев до начала учебы будущего студента с ОВЗ и хроническими заболеваниями проводятся детальные консультации с тьюторами по направлениям подготовки и с ответственными лицами по вопросам инклюзии.
Таким образом, в вузах активно реализуется практика инклюзивного образования. В каждом университете с учетом региональной специфики действуют под разными названиями службы сопровождения, существует разветвленная система финансовой поддержки и информационного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Ограничений по выбору той или иной образовательной программы не выявлено. Объединяет вузы Германии ориентация на индивидуальные запросы студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Рассмотрим результаты анализа модели инклюзивного высшего образования в Великобритании. Современные модели сопровождения высшего образования инвалидов в Великобритании были проанализированы на основе подходов, существующих в трех вузах: Первом университетском колледже Лондона (University College London - Лондонский университет), Ливерпульском университете, Ланкастерском университете.
Сравнительное изучение вспомогательных служб вузов Великобритании позволило установить, что институт тьюторства и ассистентства наиболее полно представлен в Лондонском университете. В штатном расписании университета имеются не только ставки тьютора и персонального ассистента (disability adviser), но и функционирует специальный отдел, занимающийся заявками на обучение студентов, осуществляющий обратную связь, оказывающий разнообразную помощь студентам с ОВЗ и инвалидностью.
Для всех вузов Великобритании типична практика, когда для студентов с инвалидностью разрабатывается специальное пособие (в Шотландии - Disabled Students Allowance), которое позволяет им нанять своего сокурсника в качестве помощника (ассистента) [17].
Анализ требований к процедуре и оценочным средствам для аттестации в вузах Великобритании показал, что наибольшее внимание уделяется организационным аспектам аттестации студентов с ОВЗ. Основными формами аттестации являются: вступительная, промежуточная. В нормативно-правовой документации регламентируется процедура
аттестации: информировать студентов о критериях оценивания, осуществлять индивидуальный подход с учетом болезни, оценивать без дополнительного стресса для студента.
В Первом университетском колледже Лондона (Лондонский университет) основное внимание уделяется процедуре вступительных испытаний студентов. Для студентов с ОВЗ разработана специальная пошаговая инструкция участия в аттестации.
Осуществляется предварительная запись на экзамены, дается информация по персоналу с указанием фамилии, имени, отчества ответственного, должности, контактов. Вступительные экзамены организуются специальным отделом (Exam Office).
Процедура вступительных испытаний варьируется в соответствии с нозологией студентов. Особое внимание уделяется студентам с нарушениями речи. Основанием для проведения альтернативных экзаменов является медицинский отчет, в котором объясняется необходимость проведения альтернативного экзамена.
Сравнительный анализ организации практик для лиц с ОВЗ и инвалидностью показал, что основное внимание уделяется условиям прохождения и содержанию практик. В высших учебных учреждениях Великобритании студенты-инвалиды участвуют в прохождении производственной практики, стажировок за рубежом. Разработаны модели сетевого взаимодействия (партнёрства) в реализации основных видов практик для студентов-инвалидов [26]. Практики и трудоустройство осуществляется при поддержке специальной организации, занимающейся трудоустройством инвалидов (Employability).
В Лондонском университете разработан специальный сайт, где размещены ссылки на сайты потенциальных работодателей, университеты, где можно проходить практику, документы о правах инвалидов. Имеется также специальный сайт для желающих учиться и проходить практику в зарубежном вузе.
Опираясь на полученные данные о моделях трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда, можно заключить, что основная работа по поиску, предоставлению рабочих мест для выпускников с ОВЗ в вузах Великобритании осуществляется дистанционно, с использованием современных информационных технологий. Имеются специализированные информационные ресурсы содействия профессиональному развитию и карьерному росту лиц с ОВЗ и инвалидностью, сформированы базы данных потенциальных работодателей.
Анализ данных из открытых источников по критерию «Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы» показал, что в ведущих вузах Великобритании имеется вариативность в условиях, формах и способах материальной поддержки студентов с ОВЗ.
Так, в Первом университетском колледже Лондона финансовая поддержка выделяется только на расходы, связанные с обучением. Имеются различные схемы поддержки (гранты, займы на обучение и др.). Студенты с ОВЗ имеют право на возмещение издержек на дорогу в университет или стажировку, специальное оборудование и технические приспособления.
Сопровождение вопросов материальной помощи осуществляет специалист-консультант. На сайте университета дается детализированная инструкция для студентов с ОВЗ о заявке на материальную помощь.
В Ланкастерском университете также создан специальный сервис по консультированию студентов, нуждающихся в финансовой поддержке (Student Funding
Service). Анализ ресурсных центров высшего образования для инвалидов в
Великобритании показал, что в ведущих вузах созданы специальные центры по сопровождению студентов с ОВЗ.
Центр осуществляет общую координацию работы, консультационные услуги и информационно-материальную поддержку студентов с ОВЗ (организация встреч, трансфер, подбор программ, работа с документами студентов, оборудование учебного места, подбор тьюторов и ассистентов, информационная поддержка форума студентов).
Опираясь на данные о структуре и функциях информационно-аналитического сопровождения, можно отметить, что в вузах Великобритании хорошо разработана система учета и общего контроля доступности и качества обучения лиц с инвалидностью. Имеется единая для всех вузов база данных о студентах с ОВЗ и инвалидностью.
Информационно-аналитическое сопровождение высшего образования инвалидов в вузах Великобритании представлено значительной ресурсной базой. В ведущих вузах обеспечивается специальное сопровождение, включающее современные информационно-коммуникационные системы.
Так, в Лондонском университете разработан информационный электронный ресурс-гид. DisabledGo, предоставляющий информацию о местах, оборудованных для инвалидов в Великобритании (туристические и историко-культурный центры, отели, рестораны).
В Ланкастерском университете создан информационный центр, занимающийся вопросами студентов с ОВЗ (Disability service). Большое значение придается электронной среде на основе Moodle.
Таким образом, в вузах Великобритании представлена комплексная модель инклюзивного высшего образования. Особенностью представленной модели является широкая поддержка государства на уровне нормативно-правового регулирования.
Заключение
Таким образом, анализ западных моделей инклюзивного высшего образования показал, что наиболее детально разработаны следующие аспекты сопровождения:
- организация аттестации для лиц с ОВЗ и инвалидностью, требования к реализации её основных форм;
- организация практик студентов-инвалидов, стажировок за рубежом;
- сетевое взаимодействие при организации практик студентов с ОВЗ и в ходе их трудоустройства;
- нормативно-правовые основы и стандарты финансовой поддержки студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- мониторинг доступности и качества образования лиц с инвалидностью;
- вариативные подходы к организации службы тьюторства и ассистентства, в т.ч. с привлечением специалистов из дополнительных центров;
- вариативные подходы к организации деятельности ресурсных центров высшего образования для инвалидов.
Таким образом, анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом показал высокую эффективность представленных подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данике Б., Файге Э. Система образования в Германии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции /под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 153-160
2. Адреев В.Н., Антонова О.Н., Валуева С.А. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие / под. ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. Тула.: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 23-42.
3. Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. Алматы.: ТОО «Верена», 2006. 180 с.
4. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) // Вестник томского государственного университета. 2011. №3 (5). С. 185-187.
5. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т., Нигматуллина И.А., Твардовская А.А., Файзрахманова А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие. Казань: изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.
6. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 53-60.
7. Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования: выпуск 51. Часть VI. 2016. С. 260266.
8. Орлова Е.А., Эстербрук С.А., Эстербрук Л.Э. Теоретические и практические аспекты инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 74-79.
9. Свод правил и нормативов по гарантии качества и стандартов высшего образования Великобритании // Журнал исследований социальной политики. Т.6. № 1. С. 107- 126.
10. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. №1. С. 115-126.
11. Corlett S. and Cooper D. Students with Disabilities in Higher Education. London: Skill: National Bureau for Students with Disabilities, 1992; Silver P. and Silver H. Students with Disabilities in Higher Education: a project report. Oxford: Oxford Polytechnic, 1990. 24 p.
12. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics.Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.
13. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities, Disability & Society. 1996. №11 (2). P. 235-248; Leicester M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. №1. P. 111-118.
14. O'Rourke J. (2015). Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 19:5. Р. 530-546.
15. Reid G. Specific Learning Difficulties (Dyslexia): a handbook for study and practice. Edinburgh: Moray House Publications, 1994; Riddell S., Duffield J., Brown S. and Ogilvy С Specific
Learning Difficulties: policy, practice and provision. Stirling: Department of Education, Stirling University, 1992. 112 p.
16. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998. 32 p.
17. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998. 74 p.
18. Информационный бюллетень ОО "Перспектива" [Электронный ресурс]. 2006. №33. URL: www.informkiosk.com
19. Официальный сайт Гейдельбергского Университета Германия. URL: http://www.uni-heidelberg.de/
20. Официальный сайт Свободного Берлинского Университета Германии. URL: https://www.fu-berlin.de/
21. Официальный сайт Университета Бремен Германии. URL: https://www.uni-bremen.de/
22. Официальный сайт Университета Дуйсбург-Эссен Германии. URL: https://www.uni-due.de/
REFERENCES
1. Danike B., Fajge Je. Sistema obrazovanija v Germanii [The education system in Germany]. Inkljuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Inclusive education: the results, experience and perspectives: proceedings of the III International scientific-practical conference]. Pod red. S.V. Alehinoj. Moscow, MGPPU Publ., 2015. Pp. 153-160 (in Russian).
2. Adreev V.N., Antonova O.N., Valueva S.A. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt [Distance education of children with disabilities]. Pod. red. N.A. Shajdenko, Zh.E. Fomichevoj. Tula, TGPU im. L. N. Tolstogo Publ., 2010. Pp. 23- 42. (In Russian)
3. Dumbaev A.E., Popova T.V. Invalid, obshhestvo i pravo. [Invalid, society and law]. Almaty, TOO «Verena» Publ., 2006. 180 p. (In Russian)
4. Zinoveva V.I., Bersenev M.V. Soprovozhdenie studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami v vuzah Germanii (universitet Gumbol'dta) [Escorts of disabled students in German universities (Humboldt University)]. Vestnik kostromsogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 3 (5), pp. 185-187. (In Russian)
5. Ahmetzjanova A.I., Artem'eva T.V., Kurbanova A.T., Nigmatullina I.A., Tvardovskaja A.A., Fajzrahmanova A.T. Inkljuzivnaja praktika v vysshej shkole [Inclusive practice in high school]. Kazan', Kazan. un-ta Publ., 2015. 224 p. (In Russian)
6. Kjerroll V. Inkljuzivnoe obrazovanie v Velikobritanii: tekushhee sostojanie, perspektivy i realizacija [Inclusive education in Great Britain: current status, prospects and sales]. Inkljuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Inclusive education: the results, experience and perspectives: proceedings of the III International scientific-practical conference]. Pod red. S.V. Alehinoj. Moscow, MGPPU Publ., 2015. P. 53-60. (In Russian)
7. Medvedeva E.Ju. Ol'hina E.A. Special'naja androgogika: aktualizacija problem [Special androgogika: update problem]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovanija, issue 51, part VI, 2016, pp. 260-266. (In Russian)
8. Orlova E.A., Jesterbruk S.A., Jesterbruk L.Je. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty inkljuzivnogo obrazovanija dlja detej i podrostkov s autizmom v Rossii i za rubezhom [Theoretical and practical aspects of inclusive education for children and adolescents with autism both in Russia and abroad]. Inkljuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Inclusive education: the results, experience and perspectives: proceedings of the III International scientific-practical conference]. Pod red. S.V. Alehinoj. Moscow, MGPPU Publ., 2015. Pp. 74-79. (In Russian)
9. Svod pravil i normativov po garantii kachestva i standartov vysshego obrazovanija Velikobritanii [A set of rules and regulations on quality assurance and standards of higher education Uk]. Zhurnal issledovanij social'nojpolitiki, t.6, no.1, pp. 107-126. (In Russian)
10. Holl Dzh., Tinklin T. Studenty-invalidy i vysshee obrazovanie [Students with disabilities and postsecondary education]. Zhurnal issledovanij social'noj politiki, 2004, t. 2, no. 1, pp. 115-126. (In Russian)
11. Corlett S. and Cooper D. Students with Disabilities in Higher Education. London: Skill: National Bureau for Students with Disabilities, 1992; Silver P. and Silver H. Students with Disabilities in Higher Education: a project report. Oxford: Oxford Polytechnic, 1990. 24 p.
12. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics.Vol. Human Rights and Disability. Pp. 754-767.
13. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities, Disability & Society. 1996. No.11 (2). Pp. 235-248; Leicester M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. No1. Pp. 111-118.
14. O'Rourke J. (2015). Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 19:5. Pp. 530-546.
15. Reid G. Specific Learning Difficulties (Dyslexia): a handbook for study and practice. Edinburgh: Moray House Publications, 1994; Riddell S., Duffield J., Brown S. and Ogilvy C Specific Learning Difficulties: policy, practice and provision. Stirling: Department of Education, Stirling University, 1992. 112 p.
16. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998. 32 p.
17. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998. 74 p.
18. Informacionnyj bjulleten' OO "Perspektiva", 2006, no. 33. Available at: www.informkiosk.com (in Russian).
19. Oficial'nyj sajt Gejdel'bergskogo Universiteta Germanija. Available at: http://www.uni-heidelberg.de/
20. Oficial'nyj sajt Svobodnogo Berlinskogo Universiteta Germanii. Available at: https://www.fu-berlin.de/
21. Oficial'nyj sajt Universiteta Bremen Germanii. Available at: https://www.uni-bremen.de/
22. Oficial'nyj sajt Universiteta Dujsburg-Jessen Germanii. Available at: https://www.uni-due.de/
© KapnymKHHa H.B., O^bXHHa E.A., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Карпушкина Наталья Викторовна - кандидат Karpushkina Nataliya Viktorovna - Candidate of
психологических наук, доцент, Нижегородский Psychologi, Minin Nizhny Novgorod Statе
государственный педагогический университет Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian
имени Козьмы Минина (Мининский университет), Federation, e-mail: [email protected] Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Ольхина Елена Александровна - кандидат Olkhina Elena Aleksandrovna - Candidate of
психологических наук, доцент, Нижегородский Psychologi, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical
государственный педагогический университет University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-
имени Козьмы Минина (Мининский университет), mail: olkhina.e@yandex. ru. Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: [email protected]