Научная статья на тему 'Сущность и содержание инклюзивного образования в сфере доступного туризма'

Сущность и содержание инклюзивного образования в сфере доступного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION / SOCIAL ADAPTATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коган О.С., Ямалетдинова Г.А.

Образование является одним из основных факторов поддержания социальной структуры общества, повышения социального и профессионального статуса личности. Важным показателем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому необходимо помочь им самореализоваться и найти достойную работу, помочь процессу их самореализации. Необходимость самосовершенствования личности в профессиональном плане, потребность в карьерных достижениях, изменение своего материального положения повышает востребованность программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание профессионального образования для инвалидов ориентировано, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста с сохраненным интеллектом. Специальные программы высшего и среднего профессионального образования позволят развивать и совершенствовать кадровые ресурсы для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в сфере доступного туризма. В связи с этим весьма своевременны и актуальны программы дополнительного образования для повышения квалификации кадров, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, разработанные на базе Уфимского государственного университета экономики и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коган О.С., Ямалетдинова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and content inclusive education in accessible tourism

Education is one of the key factors in maintaining the social structure of society, improve their social and professional status of the person. An important indicator of social adaptation of persons with disabilities is their attitude to their own life, so you must help them to fulfill themselves and find a decent job. For persons with disabilities one of the main indicators of socio-psychological adaptation of their own lives, so society should help the process of self-realization. The need for self-perfection as a professional, the need for career achievements, change their financial situation increases the demand programs professional education for persons with disabilities. The content of professional education for people with disabilities focused primarily on young and middle-aged people with preserved intellect. Special programmes of higher and secondary nd vocational education will help to develop excellence and build staff resources to work with persons with disabilities in the field of accessible tourism. Therefore, it is very timely and relevant programme of additional education for training staff working with persons with disabilities developed on the basis of the Ufa state University of Economics and service.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание инклюзивного образования в сфере доступного туризма»

Коган О. С.

доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Ямалетдинова Г.А.

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной подготовки НОУ ВО «Гуманитарный университет», Россия, г. Екатеринбург

УДК 378.176

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СфЕРЕ ДОСТУпНОГО ТУРИЗМА

Образование является одним из основных факторов поддержания социальной структуры общества, повышения социального и профессионального статуса личности. Важным показателем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому необходимо помочь им самореализоваться и найти достойную работу, помочь процессу их самореализации. Необходимость самосовершенствования личности в профессиональном плане, потребность в карьерных достижениях, изменение своего материального положения повышает востребованность программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание профессионального образования для инвалидов ориентировано, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста с сохраненным интеллектом. Специальные программы высшего и среднего профессионального образования позволят развивать и совершенствовать кадровые ресурсы для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в сфере доступного туризма. В связи с этим весьма своевременны и актуальны программы дополнительного образования для повышения квалификации кадров, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, разработанные на базе Уфимского государственного университета экономики и сервиса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, социальная адаптация, интеграция.

Education is one of the key factors in maintaining the social structure of society, improve their social and professional status of the person. An important indicator of social adaptation of persons with disabilities is their attitude to their own life, so you must help them to fulfill themselves and find a decent job. For persons with disabilities one of the main indicators of socio-psychological adaptation of their own lives, so society should help the process of self-realization. The need for self-perfection as a professional, the need for career achievements, change their financial situation increases the demand programs professional education for persons with disabilities. The content of professional education for people with disabilities focused primarily on young and middle-aged people with preserved intellect. Special programmes of higher and secondary nd vocational education will help to develop excellence and build staff resources to work with persons with disabilities in the field of accessible tourism. Therefore, it is very timely and relevant programme of additional education for training staff working with persons with disabilities developed on the basis of the Ufa state University of Economics and service.

Key words: inclusive education, persons with disabilities, additional education, social adaptation, integration.

THE ESSENCE AND CONTENT INCLUSIVE EDUCATION

IN ACCESSIBLE TOURISM

Образование является одним из основных факторов поддержания социальной структуры общества, повышения социального и профессионального статуса личности. Достойное образование в значительной степени повышает для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможности продвижения по службе, а также является условием их реальной интеграции в жизнь обычных людей.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) -процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к особым нуждам всех лиц с ОВЗ. Инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для лиц с ОВЗ в доступных школах и образовательных учреждениях, процесс ликвидации всех барьеров и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», инвалиды 1-й и 2-й групп, а также инвалиды детства имеют право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Возможность осуществления инклюзивного образования является реальным шансом интеграции в социум для лиц с ограниченными возможностями здоровья при сохранении интеллекта. Но большинство молодежи с инвалидностью не имеют возможности реализовать свое законное право на получение образования и последующее трудоустройство, прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов в вузах [1].

Для инвалидов одним из главных показателей социально-психологической адаптации является их отношение к собственной жизни, поэтому общество должно помочь процессу их самореализации. Необходимость самосовершенствования личности в профессиональном плане, потребность в карьерных достижениях, улучшение своего материального положения повышает актуальность и востребованность программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хорошее образование для лиц с ограниченными возможностями предполагает, как правило, улучшение их позиций на рынке труда, возможностей в приобретении достойной работы [2, 3].

Получение профессионального образования для человека с ограниченными возможностями здоровья повышает шансы к достойному трудоустройству, началу самостоятельной жизнедеятельности, появлению новых жизненных целей, дополнительной возможности общения с другими людьми. Таким образом, для инвалидов и лиц с ОВЗ получение образования и приобретение профессии - это эффективное

средство социализации, социокультурной востребованности. Профессиональное образование для инвалидов ориентировано, в первую очередь, на работоспособную молодежь и людей зрелого возраста с сохраненным интеллектом [5].

Однако современное состояние образовательной сферы, которое должно выравнивать шансы на трудоустройство, часто воспроизводит негласное предубеждение, существующее в обществе, устанавливает достаточно высокие требования для представителей различных социальных групп, которые не располагают достаточными финансовыми ресурсами и связями в административных структурах. Идея общедоступного образования для всех социальных групп общества давно обсуждается, однако редко эффективно воплощается в повседневной российской практике.

Тем не менее принцип доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для взрослых инвалидов в ряде регионов РФ, в частности в Башкортостане, имеет достаточную практическую реализацию. Структура профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стандартна и состоит из институтов, центров дополнительного образования и повышения квалификации. Формы получения образования инвалидами могут быть различны: очное, заочное, смешанное (очно-заочное).

Однако для реального освоения инвалидами образовательных программ необходимы новые формы образовательного процесса, приспособленные к их физическим возможностям. Исследование данного аспекта в некоторых вузах показывает, что данный процесс неуклонно совершенствуется, разрабатываются новые образовательные программы с учетом специфических потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Инклюзия в вузе - это вовлечение в образование и в обычную жизнь всех учащихся без исключения, обеспечение образования для лиц с ОВЗ за счет адаптирования для совместного обучения всего учебного процесса.

Таким образом, инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Условия функционирования инклюзивного образования характеризуются специально подобранной структурой мер, обеспечивающей возможность обучения для лиц с физическими особенностями.

Необходимы решения по переоборудованию образовательных учреждений, реализующих возможность совместного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без ограничений по здоровью: оборудование учебных мест, здания, территории и помещений в рамках требований государственной программы «Доступная среда».

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015

23

На российском туристском рынке можно найти различные предложения для рекреации и физической реабилитации людей с ограниченными возможностями в процессе занятий доступным туризмом: «путешествия для инвалидов», «инвалидный туризм», «туризм для инвалидов», «туризм глухих», «туризм слепых», «реабилитационный туризм», «коррекционно-образовательный туризм». Потенциальными потребителями этого сегмента туристического рынка являются не только инвалиды, но также их родственники и лица сопровождения, семьи с маленькими детьми. Для развития туризма, доступного для всех лиц с ограниченными возможностями, должна быть доступной вся цепочка услуг. На сегодняшний день в России принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Стандарт устанавливает специальные требования к оказанию туристских услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая параметры (характеристики) объектов туриндустрии и т. д. Сфера обслуживания для инвалидов в настоящее время оставляет ожидать лучшего, крайне редко ставятся вопросы, связанные с их специальным обслуживанием во время отдыха и рекреации. Тем более это касается активного отдыха, который необходим для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата как метод двигательной реабилитации.

Продвижение данного вида туризма должно осуществляться при создании и функционировании объектов, приспособленных к приему лиц с ОВЗ и обеспечению их необходимыми рекреационными услугами, разработке и внедрении в производство специального туристского снаряжения, решении многочисленных проблем, связанных с одновременным медицинским обеспечением. Предполагается, что все объекты показа для доступного туризма должны быть оборудованы специальными приспособлениями для возможности посещения их лицами с ограниченными возможностями. Приобретает особое значение информационное обеспечение доступного туризма в плане предоставления образовательных, зрелищных и сервисных услуг принимающими рекреационными учреждениями. Стандарт регламентирует доступность средств размещения, транспорта, информации для всех категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе для слепых и слабовидящих пользователей [4].

Образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по направлениям «Туризм» и «Сервис» позволят развивать и совершенствовать кадровые ресурсы для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в сфере доступного туризма. Услуги по доступному

туризму должны обеспечиваться кадрами соответствующей квалификации, поэтому весьма актуален вопрос об образовательной поддержке подготовки кадров для сферы доступного туризма. Так, например, на базе Уфимского государственного университета экономики и сервиса разработаны и адаптированы программы дополнительного образования для повышения квалификации кадров, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Программы предполагают также совместное обучение для здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с сохраненным интеллектом.

Стоит отметить, что выпускники данного курса будут не просто специалистами для работы с лицами с ОВЗ, они будут экспертами в сфере доступного туризма, по предоставлению сервисных и оздоровительных услуг для инвалидов любой категории.

Основные задачи программы дополнительного образования по направлению «Доступный туризм»:

• обучить слушателей способам и методам оказания сервисных, рекреационных и оздоровительных услуг людям с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечить слушателей начальными практическими знаниями по организации условий для отдыха и туризма лицам с ОВЗ в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Обучение проводится в рамках программы специальной профессиональной переподготовки здоровых лиц и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих базовое среднее и высшее образование, позволяющее работать в туристическом бизнесе.

Выпускник курсов повышения квалификации получает диплом установленного образца, подтверждающий высокий профессиональный уровень подготовки, а также юридическое обоснование на разрешение заниматься деятельностью в сфере доступного туризма, касающейся обслуживания и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что преподавателей, обладающих специальной квалификацией для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всего около 15 % от всех специалистов, работающих в образовательных учреждениях. Поэтому сейчас очень востребованы кадры, владеющие методиками инклюзивного (интегрированного) образования и сопровождения лиц с ОВЗ в общих учебных группах в системе высшего и среднего специального образования. Профессионалы, владеющие технологиями оказания сервисных и оздоровительных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, могут работать во всех учреждениях туристической сферы, обеспечивая доступность данных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.