5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
6. Кривут М.П. Коммуникативная компетентность будущих педагогов инклюзивного образования: результаты исследования // Вестник Барановичского государственного университета. - № 8. - 2020. - С. 25-33.
7. Мельник Ю.М. Коммуникативная компетентность учителя инклюзивного класса в западном и российском контекстах // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 1 (14). - С. 76-84.
8. Хитрюк В.В. Толерантность будущих педагогов к детям с особыми образовательными потребностями: к вопросу о готовности к работе в условиях образовательной инклюзии / В.В. Хитрюк, О.А. Ульянова // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 3. Фшалопя. Педагопка. ПЫхалопя. - 2013. - № 1. - С. 120-128
9. Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ / В.В. Хитрюк // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1. - С.80-84.
10. Щербакова Т.И., Кладько А.И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Ученые записки СКАГС, 2014. - № 4. - С.199-204.
11. Creating an inclusive school environment. Edited by Susan Douglas. - London, British Council, 2019. - 217 p.
Педагогика
УДК 378.1; 37.047
стажер-исследователь Тимченко Иван Владимирович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению профессионального развития студентов с особенностями здоровья и инвалидностью в контексте предметного поля современных педагогических исследований, ориентированных на изучение вопросов инклюзивного высшего и среднего профессионального образования. На основании анализа исследований, посвященных проблемам профессионального развития студентов с ОВЗ и инвалидностью, автор выделяет основные векторы научного дискурса в рамках рассматриваемой проблематики, связанные: с изучением социально-психологических факторов и механизмов профессионального развития особенных студентов; с разработкой технологических и инструментальных решений, способствующих формированию у студентов с ОВЗ и инвалидностью готовности к проектированию индивидуальной траектории профессионального развития как на этапе обучения в вузе, так и в постдипломный период; с необходимостью содержательного обобщения концепта «профессиональное развитие» с учетом специфики личных ресурсов и особенностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование, профессиональное развитие студентов с ОВЗ, профессиональный выбор, индивидуальная траектория профессионального развития.
Annotation. The article is dedicated to the consideration of professional development of students with disabilities within the context of modern pedagogical research focused on analyzing issues of inclusive high and secondary vocational education. Based on the analyzed researches dedicated to the problems of disabled students professional development, the author identifies three key vectors of the scientific discourse on the issue under consideration. They are connected with studying social and psychological factors and frameworks of disabled students professional development; with designing teaching technologies and instruments stimulating students with disabilities in their professional development not only during their studies at university, but also during postgraduate period; with the necessity to consolidate meaningfully the concept «professional development of disabled students».
Keywords: inclusive vocational education, disabled students professional development, career choice, individual trajectory of professional development.
Введение. В настоящее время проблемы организации профессионального образования лиц с различными нарушениями здоровья, формирования у них положительной мотивации к выбору и дальнейшему осуществлению профессиональной деятельности, способности проектировать индивидуальные траектории профессионального развития являются предметом многих исследований. Неутешительная статистика трудоустройства лиц, имеющих статус инвалида, после окончания вуза заставляет задуматься об эффективности профориентационной работы и готовности самих выпускников с особенностями здоровья сделать реальный профессиональный выбор, устроившись на работу по направлениям и специальностям, на которых они обучаются в течение длительного времени.
В современном научном дискурсе в контексте проблем профессионального развития студентов с ОВЗ можно встретить работы, посвященные профессиональной мобильности данной категории студентов, сопровождению их личностного и профессионального роста, проектированию индивидуальных профессиональных траекторий, изучению особенностей профессионального самоотношения и самосознания и др. Разнонаправленность представленных аспектов актуализирует необходимость обобщения категории «профессиональное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья» и рассмотрения ее в едином контексте проблемного поля современных педагогических исследований.
Таким образом, цель нашей статьи заключается в рассмотрении профессионального развития студентов с особенностями здоровья в контексте предметного поля современных педагогических исследований, ориентированных на изучение вопросов инклюзивного высшего и среднего профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время в России создаются все условия, необходимые для осуществления профессионального выбора, личностно-профессионального самоопределения, развития и карьерного роста лиц с ограниченными возможностями здоровья. Документы, представленные на международном и федеральном уровнях, гарантируют выпускникам учреждений СПО и вузов помощь и поддержку в трудоустройстве. Конституционное право на образование для каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации, обеспечивается нормами федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Тем не менее, для многих выпускников, имеющих статус «инвалид» и связанные с ним особенности здоровья, профессиональные перспективы не совсем понятны, а возможность самореализации на современном рынке труда представляется не вполне реальной.
Д.Ю. Скрябина [12] отмечает особую роль профессионального самоопределения, как на этапе выбора вуза, так и в процессе обучения. Важно, чтобы у студентов с ограниченными возможностями здоровья не только формировалось
представление о будущей профессии, но и складывался целостный образ себя в пространстве конкретной профессиональной деятельности, развивалась профессиональная субъектность.
Н.В. Белозерцева и Л.Ю. Беленкова [2] провели исследование, результаты которого показали, что студенты с ОВЗ и инвалидностью обладают меньшей профессиональной мотивацией, нежели их однокурсники, не имеющие нарушений здоровья. Авторы подчеркивают особенности мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено их личностной деформацией. Синдром «выученной беспомощности», виктимность, слабо развитые волевые качества, неуверенность в себе, пассивность и склонность к «движению по течению» ярко характеризуют студентов с ограниченными возможностями здоровья. Данная совокупность личностных характеристик является существенным препятствием при формировании способности к проектированию индивидуальных траекторий профессионального развития, самостоятельному принятию и осуществлению жизненно важных решений.
Д.А. Абдурасуловым и П.П. Ворониной [1] так же выделены несколько особенностей, характерных для профессионального развития студентов с ОВЗ и инвалидностью. Первая заключается в слабой выраженности мотивации к овладению выбранной профессией, так как подавляющее большинство лиц с нарушениями здоровья, обучающиеся в российских вузах, получают профессиональное образование только для образования, но не для дальнейшего профессионального развития. Вторая особенность заключается в преобладании социальных мотивов над познавательными, то есть пространство вуза воспринимается как ресурс для расширения сети контактов, установления новых социальных связей, но не является ведущим ресурсом для получения знаний и дальнейшего развития в профессии. Третий момент состоит в том, что для студентов с ОВЗ и инвалидностью большое значение имеет сотрудничество и поддержка со стороны окружающих, при этом в некоторых случаях имеют место проявления виктимности. Четвертая особенность состоит в особенной структуре мотивации к профессиональной деятельности, в которой внешние положительные мотивы преобладают над внутренними, что естественно свидетельствует о недостаточной глубине восприятия себя как субъекта профессиональной деятельности. Пятая специфическая особенность состоит в том, что мотивы избегания критики и наказания выражены в структуре мотивации студентов с ограниченными возможностями здоровья в наименьшей степени. Таким образом, авторы делают вывод о существенных сложностях при создании условий для профессионального развития студентов с особенностями здоровья.
Н.И. Виноградова и С.Т. Кохан [5] обращаются к проблеме становления социального интеллекта студентов с ограниченными возможностями здоровья и рассматривают его как ресурс развития «реабилитационного потенциала профессионализации». По мнению авторов, профессиональная подготовка студентов с ОВЗ должна обеспечивать ему возможности овладения такими способами профессиональной деятельности, которые позволят ему не только сохранить собственное здоровье, но и стабилизировать личную жизнедеятельность.
Е.А. Мартынова [7] отмечает, что в настоящее время молодым людям с молодежь с инвалидностью и ОВЗ особенно нуждается в организационно-педагогическом содействии, которое позволит им гораздо легче и результативнее пройти путь профессионального становления в условиях вуза. Такое содействие должно начинаться уже в период выбора профессии в условиях школы и продолжаться на всех этапах профессионального самоопределения (от оптации до первичной профессионализации и трудоустройства). Большую значимость в данном контексте, по мнению автора, приобретает усиление практической направленности образовательного процесса в вузе, в том числе участие в научных исследованиях, создание условий для формирования новых и «прокачивания» имеющихся «мягких навыков» (soft-skills), участие в профессиональных и творческих конкурсах, приобретение опыта публичных выступлений, что, безусловно, способствует формированию у студентов с ограниченными возможностями здоровья более осознанного отношения к выбранной профессиональной деятельности и способности к проектированию индивидуальных траекторий профессионального развития.
О.В. Огороднова, В.В. Дмитракова, Е.В. Харченко, И.Б. Лагутин и другие авторы выделяют, как особо действенный ресурс профессионального развития студентов с инвалидностью и ОВЗ, профессиональные соревнования и конкурсы различных уровней, такие как Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра», чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс» и другие [9; 13]. По мнению исследователей, подобные профессиональные соревновательные практики стимулируют академическую мобильность студентов с особенностями здоровья, способствуют формированию универсальных и профессиональных компетенций, а также определяют результативность профессионального становления и развития личности. К дополнительным эффектам участия студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных конкурсах и соревнованиях можно отнести возможность ранней и эффективной профориентационной работы, формирование системы поддержки и сопровождения профессионального развития лиц с особенностями здоровья, тиражирование лучших практик сопровождения профессионального развития лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также обеспечение включенности потенциальных работодателей во взаимодействие с лицами с ОВЗ и инвалидностью не только на этапе практической подготовки и трудоустройства, но и в процессе непрерывной профессионализации и создания условий для эффективного профессионального выбора.
О.А. Братцева, О.В. Булатова и В.А. Мищенко [3] отмечают констатированные на сегодняшний день деструктивные особенности процесса профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью могут быть нивелированы за счет целенаправленной работы по формированию способности к профессиональной мобильности будущих выпускников с особенностями здоровья в период обучения в вузе. Исследователи признают, что в настоящее время вопрос трудоустройства выпускников, имеющих ограничения по здоровью, в том числе статус «инвалида», является недостаточно проработанным и требует поиска конструктивных вариантов решения данной проблемы. К сожалению, директивные предписания и сомнительные преференции для работодателей не являются стимулами для предоставления рабочих мест лицам с инвалидностью и ОВЗ. Профессиональная мобильность является «ресурсным допингом» для студентов с ОВЗ в решении задач развития профессиональных компетенций и личностных качеств, обеспечивающих «их социальную и профессиональную конкурентоспособность, проявляющуюся в способности личности самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования» [3, С. 18]. О.А. Братцевой, А.В. Мироновым, К.О. Миняйло и О.В. Булатовой [4] проведено исследование, результаты которого показали, что специфика профессиональной мобильности лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит от такого фактора, как наличие или отсутствие инвалидности. Так, студенты, которые имеют подтвержденный Бюро медико-социальной экспертизы статус инвалида, демонстрируют неадекватный своим способностям и возможностям уровень притязаний, слабо мотивированы как на получение на профессии, так и на дальнейшее трудоустройство, недостаточно осведомлены о возможностях перспективного карьерного роста и проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, обладают слабо развитыми коммуникативными способностями, не готовы к изменению привычного для них социального статуса и потере социальных
гарантий, определяемых государством для лиц с инвалидностью, что существенно «тормозит» их дальнейшее профессиональное развитие.
Н.В. Рябова и О.В. Бобкова [11] рассматривают профессиональное развитие студентов с ОВЗ в тесной связи с сопровождением трудоустройства студентов данной категории. Авторы справедливо отмечают, что данная задача является одной из приоритетных для современного инклюзивного вуза. С одной стороны, она связана с профориентационной работой со студентами в течение всего периода обучения, с другой возлагает на вуз ответственность на этапе последипломного периода жизни студента с особенностями здоровья. В контексте решения данной задачи особенно актуальными направлениями работы инклюзивного вуза являются практики развития прямого сотрудничества с работодателями и программного подхода к организации постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Подобные меры, действительно, могут способствовать повышению конкурентоспособности выпускников с особенностями здоровья на рынке труда, улучшению качества их жизни и формированию способности к проектированию и реализации индивидуальной траектории профессионального развития.
И.В. Николаева [8], аналогично предыдущим авторам, рассматривает проблему профессионального развития и карьерного роста обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте последовательно простроенной, непрерывной профориентационной работы в условиях вуза и пролонгированного постдипломного сопровождения. По мнению исследователя, необходима непрерывная профессионализация, которая на сегодняшний день еще не является устоявшейся практикой работы во многих вузах. В настоящее время система содействия трудоустройству, а также практика постдипломного сопровождения выпускников с особыми возможностями здоровья проходят начальный период становления, что является существенным барьером для эффективного профессионального развития студентов данной категории.
Е.Ю. Пряжникова и Д.И. Чистовский [10] особую роль в процессе профессионального развития отводят самосознанию студентов с ограниченными возможностями здоровья. Авторами было проведено исследование, которое показало, что в профессиональное самосознание студентов с ограниченными возможностями здоровья опосредовано в большей степени не проблемами физического здоровья, а социальной ситуацией развития личности, что естественным образом влияет на контекстуальный взгляд студента на себя, как субъекта определенной профессиональной деятельности.
H.И. Виноградова, Т.А. Ходюкова и С.Т. Кохан [5] отмечают, что на процесс профессионального развития студентов с инвалидностью и ОВЗ влияют личностные характеристики, составляющие такое целостное явление как жизнестойкость. Именно сниженные показатели жизнестойкости, по мнению исследователей, определяют те негативные тенденции, наблюдаемые в настоящее время в образовательных организациях, в которых обучаются студенты с инвалидностью и особенностями здоровья. В частности, имеется ввиду отток студентов из вузов на этапе прохождения практической части образовательной программы, непродуктивность профессионализации, а также недостаточная готовность университетов обеспечить непрерывность вертикали инклюзивного высшего образования. Сниженные показатели физического и психологического здоровья, характеризующие в целом специфику жизнестойкости студентов с особенными возможностями здоровья, определяют в целом хаотичную направленность траектории профессионального развития как на этапе обучения в вузе, так и после его завершения. Студенты с ограниченными возможностями здоровья не готовы быть субъектами собственной профессионализации, принимать самостоятельные решения профессионального выбора и нести ответственность за успешность будущей профессиональной карьеры.
Выводы. Таким образом, вышеизложенное позволяет определить основные векторы, существующие в настоящее время в изучении проблем профессионального развития студентов с ОВЗ и инвалидностью в контексте предметного поля современных педагогических исследований.
Первый вектор ориентирован на изучение социально-психологических факторов и механизмов, влияющих на процесс профессионального развития студентов с ОВЗ, и поиск эффективных практических решений, способствующих нивелированию деструктивных личностных проявлений в ходе профессиональной подготовки и непрерывной профессионализации.
Второй вектор актуализирует поиск педагогических технологий и инструментов, стимулирующих профессиональное развитие студентов с ОВЗ и инвалидностью как на этапе обучения в вузе, так и в постдипломный период. Вопрос поиска эффективных системных решений проблемы постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и особенными возможностями здоровья на сегодняшний день пока остается открытым.
Третий вектор связан с необходимостью концептуального содержательного обобщения такой дефиниции как «профессиональное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья»: выделения основных составляющих этого процесса, его этапов, уровневых характеристик, критериев и показателей его эффективности.
Все три вектора объединены единой задачей - поиск эффективных стратегий, технологий и инструментов сопровождения профессионального развития студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях непрерывного инклюзивного образования и современного рынка труда.
Литература:
I. Абдурасулов Д.А., Воронина П.П. Особенности профессионального развития студентов с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования // Современные тенденции развития науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2021. - С. 121-126.
2. Белозерцева Н.В., Беленкова Л.Ю. Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-2. - С. 417-422.
3. Братцева О.А., Булатова О.В., Мищенко В.А. Профессиональная мобильность у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 16-18.
4. Братцева О.А., Миронов А.В., Миняйло К.О., Булатова О.В. Развитие профессионально мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 109-122.
5. Виноградова Н.И., Кохан С.Т. Становление социального интеллекта студентов-инвалидов как фактора развития психологического реабилитационного потенциала профессионализации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2020. - № 4. - С. 59-66.
6. Виноградова Н.И., Ходюкова Т.А., Кохан С.Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов-инвалидов // Учёные записки ЗабГУ. - 2019. - Т. 14. - № 2. - С. 62-68.
7. Мартынова Е.А. Системное организационно-педагогическое содействие непрерывному профессиональному становлению молодых инвалидов при инклюзивном высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 5. - С. 17.
8. Николаева И.В. Технологии и инструменты разработки и реализации профессионального развития, карьерного ростра обучающихся с ОВЗ и инвалидностью // Профессиональная ориентация. - 2019. - № 1. - С. 41-46.
9. Огороднова О.В., Дмитракова В.В. Конкурс «Профессиональное завтра» как ресурс развития академической мобильности студентов с инвалидностью // Качество жизни детей и молодых людей с инвалидностью: между видением и реальностью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.М. Волосниковой, Н.Н. Малярчук, А.В. Спириной. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. - С. 83-87.
10. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 4. - С. 81-91.
11. Рябова Н.В., Бобкова О.В. Профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. - № 9 (142). - С. 60-66.
12. Скрябина Д.Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 5(309). - С. 42-47.
13. Харченко Е.В., Лагутин И.Б. Чемпионат по профессиональному мастерству как форма содействия профессиональному развитию студентов с ограниченными возможностями здоровья // Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов круглого стола. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2018. - С. 52-55.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье показаны основные тенденции, которые были выявлены в зарубежной и отечественной образовательной практике в связи с цифровизацией экономики и образования и введения в образование основ искусственного интеллекта. Автор показывает ближайшие перспективы для России в этом вопросе, связанные с повсеместным введением в российских школах образовательных дисциплин, связанных с основа искусственного интеллекта. Данный курсы будут охватывать весь период обучения. В настоящий момент сформированными коллективами учёных и педагогов разрабатываются УМК дисциплин по основам искусственного интеллекта, которые начнут апробироваться в школах страны уже с 2022 года, а с 2023 года предполагается ввести их во всех российских школах в качестве обязательных дисциплин.
Ключевые слова: искусственный интеллект, УМК дисциплин по основам искусственного интеллекта, зарубежный опыт применения искусственного интеллекта.
Annotation. The article shows the main trends that have been identified in foreign and domestic educational practice in connection with the digitalization of the economy and education and the introduction of the basics of artificial intelligence into education. The author shows the immediate prospects for Russia in this matter related to the widespread introduction of educational disciplines related to the basis of artificial intelligence in Russian schools. This course will cover the entire period of study. At the moment, the formed teams of scientists and teachers are developing UMCS of disciplines on the basics of artificial intelligence, which will begin to be tested in the country's schools from 2022, and from 2023 it is planned to introduce them in all Russian schools as compulsory disciplines.
Keywords: artificial intelligence, UMK disciplines on the basics of artificial intelligence, foreign experience in the use of artificial intelligence.
Введение. Новое технологическое поколение цифровой экономики и новое общество знаний должно быть актуализировано компетенциями XXI века, в основе которых развитие интеллектуальных информационных ресурсов, имитирующих когнитивные функции человека. Устройства для усиления возможностей разума, предложенные в позапрошлом веке русским дворянином Семёном Николаевичем Корсаковым, в XXI веке стали основой для решения мировых технологических задач и маркёром глобальной конкуренции. Уже сегодня новое поколение людей, вступившее в мир всеобщей цифровизации, решает и будет решать эту амбициозную задачу [1-6].
Современная образовательная среда активно предлагает развивать профессиональные навыки в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Решения на основе интеллектуальных алгоритмов применяются для автоматизации некоторых процессов контроля и сопровождения образовательной деятельности обучающихся. Сегодня в области информатизации образования искусственный интеллект в России чаще всего используется для задач контроля.
Одним из популярных и обсуждаемых направлений на Московском Международном Салоне Образования (ММСО) 2018 стало применение искусственного интеллекта в досуговой деятельности школьников и в качестве виртуальных компаньонов при обучении дома.
Изложение основного материала статьи. Термин искусственный интеллект относится к области компьютерных технологий. Их задача - создать сходные с человеческим мышлением интеллектуальные машины, способные реагировать как люди и демонстрировать человеческие поведенческие паттерны. Уже сегодня умные машины научились блефовать, обыгрывать профессионалов в шахматы или Го, переводить и распознавать человеческий голос. Созданы компьютерные программы, умеющие ставить медицинские диагнозы, рисовать не хуже Рембрандта, петь и генерировать тексты.
Применение искусственного интеллекта в практике зарубежных школ. За четверть века произошла эволюция в области цифрового образования. Выявлены ряд тенденций, которые проявляются в настоящее время, и которые будут влиять на технологии обучения в будущем. Остановимся на некоторых из них.
Аппаратная эволюция. Первая тенденция связана с исчезновением границ между цифровым и физическим пространством, между индивидуальными и социальными взглядами. Это стимулировало создание комплексных обучающих сценариев, в основе которых - социальная среда и социальное взаимодействие. Двадцать пять лет назад формат взаимодействия между учащимся и учебной средой ограничивался дисплеем, клавиатурой и мышью компьютера; компьютер и человеческий мозг взаимодействовали посредством обмена символами. Сегодня любое устройство может быть