Научная статья на тему 'РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACADEMIC MOBILITY / COMPETITIVENESS / STUDENTS WITH / ACCESS TO EDUCATION / INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна, Братцева Ольга Анатольевна

Сегодня перед системой высшего образования ставятся новые задачи по организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее -студенты с ОВЗ и инвалидностью). Это не только создание условий для коррекции и реабилитации, но подготовка конкурентоспособных специалистов успешно адаптирующихся на рынке труда. Отсутствие научно-обоснованных, практико-ориентированных моделей социальной инклюзии, позволяющих аккумулировать ресурсы дополнительного образования для включения студентов с ОВЗ инвалидностью в реальную жизнь социума, также усугубляют трудности профессионального и личностного становления. Особое значение в развитии конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе подготовки в вузе, по мнению авторов, приобретает развитие академической мобильности как личностного свойства. Развитие умения у студентов с ОВЗ и инвалидностью управлять собственной образовательной деятельностью, прогнозировать профессиональную деятельность с учетом требований «обновленного рынка труда», активизирует стремление к непрерывному образованию и самообразованию. Однако отсутствие программ обмена препятствует развитию академической мобильности, формированию профессиональных навыков и навыков трудоустройства в условиях не только международного, но и внутреннего рынка труда. Авторы приходят к выводу, что академическая мобильность как личностное свойство студентов с ОВЗ и инвалидностью выступает условием повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна, Братцева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE ACADEMIC MOBILITY IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The higher education system have been asked to target organizing training for students with disabilities. This is not only the creation of conditions for correction and rehabilitation, but the training of competitive specialists who successfully adapt to the labor market. The lack of scientifically-based, practice-oriented models of social inclusion, which allow to accumulate additional education resources for including students with disabilities in the real life of society, also exacerbates the difficulties of professional and personal development. According to the authors, the development of academic mobility as a personal characteristic acquires particular importance in the development of competitiveness of students with disabilities at the preparatory stage at the university. The development of the ability of students with disabilities to manage their own educational activities, to predict professional activities, taking into account the requirements of the “renewed labor market”, activates the desire for continuous education and self-education. However, the lack of exchange programs hinders the development of academic mobility, the formation of professional skills and employment skills in the conditions of not only the international, but also the domestic labor market. The authors conclude that academic mobility as a personal property of students with disabilities and disabilities is a condition for increasing their competitiveness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

педагогические науки

Булатова Ольга Владимировна, Братцева Ольга Анатольевна РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ ...

УДК 376

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0007

РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

© 2019

Булатова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии» Тюменский государственный университет (625031, Россия, Тюмень, проезд 9 Мая, д. 5, e-mail: bov1978@list.ru) Братцева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарного института североведения Югорский государственный университет (628007, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: choa2612@yandex.ru)

Аннотация. Сегодня перед системой высшего образования ставятся новые задачи по организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее -студенты с ОВЗ и инвалидностью). Это не только создание условий для коррекции и реабилитации, но подготовка конкурентоспособных специалистов успешно адаптирующихся на рынке труда. Отсутствие научно-обоснованных, практико-ориентированных моделей социальной инклюзии, позволяющих аккумулировать ресурсы дополнительного образования для включения студентов с ОВЗ инвалидностью в реальную жизнь социума, также усугубляют трудности профессионального и личностного становления. Особое значение в развитии конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе подготовки в вузе, по мнению авторов, приобретает развитие академической мобильности как личностного свойства. Развитие умения у студентов с ОВЗ и инвалидностью управлять собственной образовательной деятельностью, прогнозировать профессиональную деятельность с учетом требований «обновленного рынка труда», активизирует стремление к непрерывному образованию и самообразованию. Однако отсутствие программ обмена препятствует развитию академической мобильности, формированию профессиональных навыков и навыков трудоустройства в условиях не только международного, но и внутреннего рынка труда. Авторы приходят к выводу, что академическая мобильность как личностное свойство студентов с ОВЗ и инвалидностью выступает условием повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: академическая мобильность, конкурентоспособность, студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, доступность образования, инклюзивное профессиональное образование

ROLE OF THE ACADEMIC MOBILITY IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

© 2019

Bulatova Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology

Tyumen State University (625031, Russia, Tyumen, passage May 9, 5, e-mail: bov1978@list.ru) Brattseva Olga Anatolyevna, Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor of the Humanitarian Institute of Northern Studies

Ugra State University

(628007, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhov Street, 16, e-mail: choa2612@yandex.ru)

Abstract. The higher education system have been asked to target organizing training for students with disabilities. This is not only the creation of conditions for correction and rehabilitation, but the training of competitive specialists who successfully adapt to the labor market. The lack of scientifically-based, practice-oriented models of social inclusion, which allow to accumulate additional education resources for including students with disabilities in the real life of society, also exacerbates the difficulties of professional and personal development. According to the authors, the development of academic mobility as a personal characteristic acquires particular importance in the development of competitiveness of students with disabilities at the preparatory stage at the university. The development of the ability of students with disabilities to manage their own educational activities, to predict professional activities, taking into account the requirements of the "renewed labor market", activates the desire for continuous education and self-education. However, the lack of exchange programs hinders the development of academic mobility, the formation of professional skills and employment skills in the conditions of not only the international, but also the domestic labor market. The authors conclude that academic mobility as a personal property of students with disabilities and disabilities is a condition for increasing their competitiveness.

Keywords: academic mobility, competitiveness, students with, access to education, inclusive vocational education

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Нестабильные социально- экономические условия и конкурентный рынок труда предъявляют высокие требования к выпускникам вузов, особенно остро этот вопрос стоит перед студентами с ОВЗ и инвалидностью. Уже на уровне получения общего образования перед учащимися встает проблема профессионального самоопределения в соответствии потребностями рынка труда и общества. То есть возникает необходимость построения индивидуального образовательного маршрута и планирования своей карьеры с целью достижения материального благополучия, социального статуса, чувства собственной значимости, профессиональной самореализации [1].

На уровне профессионального образования встает проблема осознания того, что знания, компетенции, закрепленные за какой-либо специальностью, выступают

конкурентным преимуществом на рынке труда, только если они реализуются при помощи личностного потенциала и социально значимых умений [2].

Для студентов с ОВЗ и инвалидностью профессиональное образование является социальным лифтом в вертикальной мобильности. Оно становится неотъемлемым условием их полноценного участия в жизни общества, самореализации в разных сферах профессиональной и социальной деятельности. В научно-педагогической литературе поднимается проблема проявления социальной активности самих инвалидов.

Однако исследования показывают, что абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью зачастую опираются не столько на свои способности, личные предпочтения, сколько на объективные возможности, выбирая то учебное заведение, которое обладает необходимым потенциалом доступности, что впоследствии может быть причиной необходимости академической мобильности [3].

Bulatova Olga Vladimirovna, Brattseva Olga Anatolyevna ROLE OF THE ACADEMIC MOBILITY IN INCREASING ..

pedagogical sciences

Профессиональные предпочтения студентов с ОВЗ и инвалидностью часто расходятся с потребностями рынка труда, выбор профессии и учебного заведения осуществляется не осознанно, профессиональная карьера выстраивается без учета общих социально-экономических условий и потребностей рынка труда; демонстрируют пассивность при обучении в вузе [4].

В этой связи возникает необходимость поиска новых технологий в повышении конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе подготовки в вузе, способствующей успешной профессиональной карьере, будущей трудовой занятости.

Особое значение в развитии конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе подготовки в вузе, по нашему мнению, приобретает развитие академической мобильности как личностного свойства.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Понятие «инклюзия» активно внедряется на все уровни образования и сферы жизни. Положение лиц с ОВЗ и инвалидностью напрямую зависит от принятия обществом идеологии инклюзии, базирующейся на той или иной модели социальной политики в области инвалидности. Но вместе с тем, единого подхода, идеологии инклюзии в российском обществе, в социальной сфере, а также в сфере образования, не сложилось. Поэтому возникают трудности обеспечения доступности и качества высшего образования для молодежи с инвалидностью. На сегодняшний день исследователи представляют разнообразные модели, реализуемые в системе образования, способствующие преодолению недостатков психического развития и формированию профессиональных компетенций, повышению их конкурентоспособности.

В.Д. Байрамов, Д.С. Райдугин, Е.В. Александрова представляя опыт Московского государственного гуманитарно-экономического университета организации высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, раскрывают модель инклюзии обратного порядка, когда обычные студенты активно включаются в жизнь тех, чьи возможности ограничены. Авторы предлагают профилировать базовые образовательные организации, реализующие инклюзию, по территориальному принципу и по нозологиям, с целью обеспечения равного доступа к образованию и учета особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью. Такой подход позволит создать «... адаптированную к специальным потребностям инвалидов систему образования, позволяющую данной категории лиц в полной мере осваивать образовательные программы, не выпадая из социального контекста, со всеми вытекающими следствиями: конкурентоспособностью «нетипичных» на рынке труда, их адекватной профессиональноориентированной социализацией...» [5,с.22].

При этом группа других исследователей Л.Ю. Белен-кова, И.Л. Руденко отмечают, что адаптированные образовательные программы должны включать учебные дисциплины, нацеленные на формирование компетенций, обеспечивающие развитие способности к самоорганизации, стрессоустойчивости в учебной деятельности и в жизни [6].

В Томском государственном архитектурно-строительном университете реализуется толерантная модель общения при организации обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью. В ее основе гуманистический подход, предполагающий взаимоуважение и гуманизм. Выстраиваемая модель способствует профессиональному становлению таких студентов, повышению их конкурентоспособности. Основой общности студентов с ОВЗ и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Основным инструментом выступает социально-психологическая служба. Деятельность службы предполага-

ет: психолого-педагогическую помощь; работу горячей линии; организацию обратной связи на корпоративном портале университета и сайте приемной комиссии. Существуют и другие подходы.

Необходимо отметить, что каждый вуз пытается «нащупать» свой путь, и это большой труд в условиях неопределенности, но вместе с тем большинство отечественных исследователей, представляя опыт организации инклюзивного образования в вузе, описывают меры поддержки студентов с ОВЗ и инвалидностью, не уточняя модель и идеологию реализуемую в вузе [7,8,9].

Так, О. А. Денисова, О. Л. Леханова проанализировав в Вологодском регионе деятельность вузов обучающих студентов с ОВЗ и инвалидностью, подчеркивают, что образовательные организации высшего образования руководствуются исключительно нормативно-правовыми документами, «... не понимая истинную суть особых образовательных потребностей обучающихся, не дифференцируя понятия «доступность объекта» и «доступность услуги», не привлекая профильных специалистов с соответствующим образованием.» [10, с.120].

Анализ зарубежных исследований показал, что наибольшее распространение в социальной сфере и сфере образования получила британская модель независимой жизни. Суть, которой заключается в необходимости создания условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью, позволяющих полностью контролировать свою жизнь, свести к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности.

Взяв за основу данную модель, в зарубежных исследованиях поднимаются вопросы создания условий, инклюзивной среды для студентов с ОВЗ инвалидностью, стратегий обучения [11,12]. По мнению авторов, обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг, удовлетворение особых потребностей таких студентов, будет способствовать повышению конкурентоспособности [13,14].

Таким образом, отсутствие работоспособной идеологии инклюзивного профессионального образования ставит перед преподавательским сообществом необходимость разработки общественно одобряемой модели, технологии повышения конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью представленного в статье исследования является определение феномена академической мобильности и ее роли в повышении конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в отечественных исследованиях доминируют два подхода к определению сущности понятия «академическая мобильность»: функциональный, связан с определенными функциями, выполняемые мобильной личностью; и личностный, рассматривающий способ самореализации индивидуума, связанный с развитием определенных личностных качеств [15].

Россия ратифицировала международные документы, реализует Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020, но вместе с тем до европейских стандартов мы не дотягиваем. В тройке лидеров, имеющих наибольшее процентное соотношение количества студентов - инвалидов к общему количеству студентов, находятся США, Великобритания и Германия. Значение данного показателя - 6,75%, 5,67% и 5,47% соответственно. Действующая в странах Евросоюза программа Erasmus, дает возможность студентам с ОВЗ и инвалидностью выезжать в зарубежные вузы. Роль «посредника» выполняют службы, организующие сопровождение таких студентов, подбирая доступные вузы с учетом нозологий.

В США академическими обменами студентов с ОВЗ

педагогические науки

Булатова Ольга Владимировна, Братцева Ольга Анатольевна

РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ ...

занимается Бюро Государственного департамента по делам образования и культуры (ЕСА), Государственный департамент США (программа FLEX), Национальный центр обмена информацией по вопросам инвалидности и обмену (NCDE).

С начала действия программы FLEX (1993г.) более 240 студентов стали ее финалистами, пройдя тестирование. Она ориентирована на студентов из Евразии_с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

Ю.В. Богинская отмечает, что в США помимо ЕСА, FLEX в последнее время активно функционирует Национальный центр обмена информацией по вопросам инвалидности и обмену (NCDE), который позволяет получить информацию по различным вопросам: наличие адаптивного оборудования, сурдопереводчика, возможностями передвижения за границей и др. Сама организация отмечает, что международные программы, с одной стороны, ставят новые задачи, а с другой дают возможность для изучения стратегий интеграции. Участие в таких программах дает лицам в ОВЗ новые знания и новый опыт.

Программы обмена Tempus, Socrates и Leonardo, действующие в вузах России, не предназначены для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Поэтому разработка программ обмена межвузовских и международных для студентов с ОВЗ и инвалидностью вузами, считается перспективным и необходимым направлением [16]. То есть возникает необходимость создания и обеспечения доступности образовательных программ для данной категории студентов.

При этом необходимо отметить, что нельзя свести понимание категории академической мобильности только к чисто «техническим моментам» - обмену интеллектуальным продуктом, к передвижению человеческого капитала, сотрудничеству в области образования и науки. Для осуществления истинной академической мобильности субъекты образовательного пространства должны обладать определенными личностными качествами и компетентностями, которые позволят им открыть новые возможности и перспективы.

Л.В. Зновенко прослеживает тесную связь «академической мобильности» с такими понятиями как «конкурентоспособность» и «профессиональная компетентность». По мнению автора, она является условием успешной подготовки компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда [17].

Л.В. Зновенко, Н.К. Дмитриева и др., рассматривают академическую мобильность как личностное образование, свойство, формируемое на этапе профессионального обучения в вузе, необходимое для дальнейшего личностного и профессионального становления. Ее развитие способствует интеграции в сообщество с целью самореализации, внесению посильного вклада в экономику, политику и культуру как своей, так и других стран, совершенствования самого себя и окружающего мира [17,18].

И основными показателями академической мобильности субъектов образовательного процесса будут выступать: свободное передвижение обучающихся через границы национальных государств в недалекой перспективе, а чаще внутри страны в нашем случае; а также стремление к непрерывному образованию и самообразованию.

Академическая мобильность нами понимается как «... свойство личности, обеспечивающее умение управлять собственной образовательной деятельностью, строить свой индивидуальный образовательный маршрут, четко преследуя определённые цели, прогнозировать профессиональную деятельность с учётом требований «обновленного общества», способность и стремление к непрерывному образованию и самообразованию.» [15, с.180].

Академическая мобильность студентов с ОВЗ и ин-

валидностью как личностное свойство, формируемое на этапе подготовки в вузе, приобретает особую значимость и тесно связана социальной активностью самой личности.

Она выступает, как мы уже отмечали в своих исследованиях, как механизм адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к современным условиям; способствует не простому приспособлению к среде, а самореализации, раскрытию своего потенциала; созданию условий для качественных изменений среды; позволяет преодолеть недостатки психического и личностного развития, будет способствовать переосмыслению и понимаю своих возможностей в приспособлении к требованиям рынка труда [3].

По мнению Е. А. Кукуева, И.В. Патрушевой повышение конкурентоспособности студентов с инвалидностью обусловлено их готовностью к академической мобильности, поскольку студенты с ОВЗ и инвалидностью являются менее конкурентоспособными и испытывают большие затруднения в поиске работы, чем их сверстники. Авторы предлагают следующие механизмы формирования академической мобильности: включение адаптационных модулей и дисциплин, в том числе онлайн курсов и программ внутрироссийского и международного обмена, психолого-педагогическое сопровождение выпускников с инвалидностью в процессе обучения и трудоустройства_и т.д.[19].

В этой связи возникает необходимость стимулировании личностного развития при профессиональной подготовке, то есть формирование академической мобильности как характеристики личности у студентов с ОВЗ и инвалидностью. Академическая мобильность выступит детерминантой личностного, социального и профессионального становления студента с ОВЗ и инвалидностью.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Таким образом, академическая мобильность как личностное свойство студентов с ОВЗ и инвалидностью выступает условием повышения их конкурентоспособности. Развитие умения у студентов с ОВЗ и инвалидностью управлять собственной образовательной деятельностью, прогнозировать профессиональную деятельность с учетом требований «обновленного рынка труда», активизирует стремление к непрерывному образованию и самообразованию. Вместе с тем, на сегодняшний день можно констатировать, что право на академическую мобильность заявлено, но механизм его до конца не проработан.

Поиск общепризнанной в вузовской среде модели академической мобильности для студентов с ОВЗ и инвалидностью в российском образовании должен идти не просто по принципу «копирования» современных европейских моделей, а по принципу их «осмысления». То есть необходимо адаптировать европейские модели с учетом социальных завоеваний, которые имеются в российской социальной сфере и сфере образования.

Проведенный анализ наглядно демонстрируют позитивную динамику переосмысления идеи инвалидности, намечаются тенденции отказа от стереотипных подходов, рассматриваются возможности оптимальной адаптации инвалидов к социуму как за счет их собственных усилий и пересмотра собственного отношения к инвалидности, так и за счет пересмотра отношения общества к инвалидности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курьян М.Л.Подготовка к рынку труда: стратегические ориентиры студентов //Нижегородское образование. 2014. № 3. С. 114120.

2. Митина Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход// Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательство «Перо», 2018. 367 с.

3. Братцева О.А., Миронов А.В., Миняйло К.О., Булатова О.В. Развитие профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе // Science for Education Today. 2019;1:

Bulatova Olga Vladimirovna, Brattseva Olga Anatolyevna

ROLE OF THE ACADEMIC MOBILITY IN INCREASING .

pedagogical sciences

109-122.

4. Садовникова Н.О. Исследование отношения студентов вуза к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5(3). С. 314-316/

5. Байрамов В.Д., Райдугин Д.С., Александрова Е.В. Теоретико-методологические основы «инклюзии обратного порядка»: опыт Московского государственного гуманитарно-экономического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 18-25.

6. Беленкова Л.Ю., Руденко И.Л. Инклюзивное высшее образование как системная инновация // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 288-298

7. Литвиненко И.Л., Тукарев П.Ю. Социальное партнерство на рынке труда как инструмент повышения конкурентоспособности выпускников вузов, имеющих инвалидность // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. Т. 21.№1. С. 75-82

8. Богомолова Т.Ю., Коржук С.В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18.№4. С. 254-268.

9. Камышова Е.В., Савинов Л.И. Инклюзивное сопровождение как технология комплексного обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере высшего образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2018. Т. 13. № 18. С. 209-224.

10. Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 119-129.

11. Hewett R., Douglas G., McLinden M., Keil S. Developing an inclusive learning environment for students with visual impairment in higher education: progressive mutual accommodation and learner experiences in the United Kingdom // European journal of special needs education . — 2016.— Vol. 32 (1): SI.—P. 89-109.

12. Zagrai A. N., Ostergren W. J., Borden L. T., Zeman S. Improving competitiveness of engineering students with disabilities through focused learning // Proceedings of the asme international mechanical engineering congress and exposition.— 2016.— Vol. 5.

13. Simoes D., Pinheiro, M, Santos C.A, Filipe S., Barbosa B., Dias G.P. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers // 3rd International Conference on Higher Education Advances.—Valencia.—2017.—P.696—704.

14. Dolga L., Filipescu H., Popescu-Mitroi M. M., Mazilescu C. A. Erasmus Mobility Impact On Professional Training And Personal Development Of Students Beneficiaries // Proceedings of 6th World Conference on Educational. — Valletta. — 2015. — Vol. 191.—P. 1006-1013.

15. Булатова О.В. Значимость академической мобильности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 179-180.

16. Богинская Ю.В. Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/ PDF/35PDMN416.pdf (доступ свободный).

17. Зновенко Л. В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.канд. пед. наук/Л.В. Зновенко —Омск, 2008. -23с.

18. Дмитриева Н. К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса //Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4(4). С. 58—65.

19. Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность как фактор повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью // Образование: молодежь, конкурентоспособность. Тюмень, 2018: 232-236

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования» (19-013-00373 А)

Статья поступила в редакцию 25.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.