«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный
2019, №1 ПШМИ1 научный журнал
УДК 378
И. В. Николаева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, КАРЬЕРНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация: рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в контексте развития оптимальных условий инклюзивного высшего образования. Детализируется понятие «профессионализация», которое рассматривается в контексте социализации и личностно-профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью. Профессионализация начинается с процесса профориентации абитуриентов на уровне довузовской подготовки, затем ориентирована на студентов и переходит в поствузовское сопровождение для закрепления в профессии. Обозначены основные трудности и проблемы трудоустройства и профессиональной реализации выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова: профессиональное образование, работодатель, доступная среда, рынок труда, барьеры, лица с ОВЗ и инвалидностью, трудоустройство.
Проблема обучения, воспитания и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью на протяжении ряда лет остается одной из самых актуальных. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество инвалидов в России по состоянию на январь 2018 года составило 12 млн. 111тыс. человек, общий процент сохраняет устойчивую тенденцию к снижению, при этом следует обратить внимание на то, что количество детей-инвалидов (651 тыс. человек) за последние пять лет увеличилось более чем на 15%, сохраняя в течении 5 лет устойчивую тенденцию увеличения данного показателя на 2-4% ежегодно. Лиц трудоспособного возраста насчитывается порядка 1 млн. 329 тыс. человек, из которых 225 тыс. в возрасте от 18 до 30 лет. Детей-инвалидов в возрасте от 8 до 18 лет - 185 тыс. человек. Свыше 405 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учреждения, реализующие программы общего образования [1].
Одним из приоритетных направлений социальной стратегии государства остаётся адаптация и социальная интеграция лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение оптимальных условий для их полноценной жизнедеятельности, всестороннего развития и раскрытия потенциальных возможностей. Актуализируя имеющиеся способности и ресурсы социального функционирования, предоставляя условия для самостоятельного, независимого образа жизни, государство, создает необходимый базис для
научный журнал
личностного развития, получения общего и профессионального образования, реализации творческих и производственных возможностей.
На сегодняшний день в системе высшего образования все чаще обсуждаются вопросы, связанные с получением образования и включением лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в профессиональное пространство. Как показали данные последнего мониторинга инклюзивного высшего образования, 68, 3% вузов РФ из числа участвующих в анализе обучают лиц с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп. Причем, их количество таких обучающихся составляет 0,54% от общего числа, включенных в состав вузов. Традиционно в вузы поступают разные категории лиц с ОВЗ и инвалидностью: лица с нарушениями слуха; лица с нарушениями зрения; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (мобильные и передвигающиеся на кресле-коляске); лица с соматическими заболеваниями; лица с психическими заболеваниями; лица, чей диагноз не указан при наличии инвалидности [2].
Проблема трудоустройства и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью определяется как приоритетная государственная и общественная задача, которая начинает решаться задолго до окончания образовательного учреждения. Трудоустройство и постдипломное сопровождение рассматриваются в контексте результативного компонента деятельности вузов. Очень важными ориентирами выступают показатели количества трудоустроенных выпускников и в частности, по соответствующей специальности или направлению подготовки.
Понятие профессионализация не так часто встречается в психолого-педагогической литературе в контексте организации обучения, воспитания и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, оставаясь единицей понятийного поля психологии труда. Данное понятие обозначает многокомпонентный и длительный процесс становления личности профессионала в той или иной области.
Непрерывная профессионализация - многокомпонентный и длительный процесс становления личности профессионала в той или иной области. Это одна из сторон социализации личности, которая включает в себя: предпрофессиональную подготовку; профессиональную подготовку; содействие трудоустройству; первичное сопровождение в профессиональной среде [3].
Структурные подразделения вуза по содействию трудоустройству обучающихся (Центры, отделы, службы, бюро...) - базовая «инструментальная» составляюшая «системы ...»
Основные функции СПСП вуза:
- заключение соглашений о сотрудничестве с предприятиями/организациями, договоров на трудоустройство выпускников;
научный журнал
- содействие развитию предпринимательства обучающихся и выпускников;
- анализ рынка образовательных услуг (основного и дополнительного образования) и рынка труда в регионе;
- координация деятельности отдельных служб системы содействия трудоустройства (информирование, стратегическое сотрудничество, совместные семинары, конференции, круглые столы);
- взаимодействие с работодателями, другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией («профессиональные дни», семинары, конференции);
- внешние контакты (другие регионы, федеральные органы власти, зарубежные связи);
- стратегические направления подготовки кадров (целевая подготовка, сегмент рынка образовательных услуг, специфика образовательных программ в вузе);
- профориентация (работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации);
- выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе (в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда) [4].
Аспекты деятельности СПСП вузов.
Организационная деятельность:
-установление партнерских и договорных отношений с работодателями, с кадровыми агентствами, с территориальными органами и службами занятости;
- организация профориентационной работы, ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций профессий (профессиональных дней и т. п.;
- привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей в соответствии с требованиями рынка труда;
- заключение с заказчиками договорных отношений на целевую подготовку;
- взаимодействие с общественными органами и организациями по содействию временной занятости обучающихся;
- взаимодействие с выпускниками вуза, занимающими ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях (реализация моделей «ассоциации выпускников»; подбор студентов и выпускников вуза -соискателей вакансий рабочих мест, обладающих заявленными работодателями качествами, и направление их на собеседование, стажировку;
- поиск вакансий рабочих мест, удовлетворяющих запросам студентов и выпускников вуза; проведение анкетирования студентов, выпускников вуза
научный журнал
для определения индивидуальных запросов соискателя, соответствия требованиям работодателя и др.;
- проведение, в сотрудничестве со специалистами-психологами, обучающих программ/курсов/модулей, мастер-классов и тренингов, тематических конференций и форумов;
- организация консультативной помощи [5].
Аналитическая деятельность СПСП вуза:
- подготовка информационно-аналитических срезов (отчетов, бюллетеней, справок) о текущей и перспективной потребности в специалистах различных направлений и профилей, о требованиях к профессионально-личностным качествам соискателей, выработка предложений руководству вуза, структурным подразделениям для формирования политики в области обучения и воспитания будущих специалистов;
- формирование целевых кластеров данных о потенциальных работодателях для всех направлений и профилей подготовки в вузе.
Информационно-коммуникационный аспект деятельности СПСП вуза:
- создание информационных ресурсов для оперативного предоставления актуальных сведений о динамике рынка труда в регионе и в стране в целом, о современных трендах в кадровой политике и изменениях в законодательстве;
- аккумуляция и систематизация сведений о студентах и выпускниках, с предоставлением доступа потенциальным работодателям;
- предоставление информации кафедрам и деканатам факультетов об основных событиях, мероприятиях и программах по содействию трудоустройству обучающихся в вузе [6].
Консультативная деятельность СПСП вуза:
- консультирование работодателей о системе подготовки в вузе, возможностях поиска требуемых специалистов и налаживании контактов со структурными подразделениями вуза;
- консультирование по результатам индивидуального психологического тестирования при выборе работы, характера трудовой деятельности;
- консультации студентов и выпускников вуза по работе с базами данных, размещенными в информационной сети Интернет, а также с базами данных центра;
- разработка и издание учебно-методических и информационно-справочных пособий, рекомендаций для студентов и выпускников вуза по технологии поиска работы, взаимодействия с работодателем при трудоустройстве, о возможностях переподготовки [7].
Актуальные проблемы процесса трудоустройства выпускников вузов, из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, и их постдипломного сопровождения:
Недостаточная трудовая занятость лиц с ОВЗ и инвалидностью приводит к росту затрат государства на их социальное обеспечение.
научный журнал
Работодатели несут ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также отказ в принятии на работу с наложением административного штрафа. Несоответствие профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью их интересам и возможностям как результат отсутствия системы непрерывной профессионализации [3].
Формальное участие преподавателей вузов в содействии трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью.1 Непонимание и/ или незаинтересованность в реализации стратегий содействия трудоустройству. Отсутствие системы профессионального воспитания обучающихся. Формальный подход к реализации профессиональной подготовки обучающихся в рамках ОПОП.
Низкая заинтересованность работодателей в трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью. Отсутствие в большинстве организаций приспособленных рабочих мест, условий труда, транспортной доступности. Отсутствие привлекательных льгот и мер стимулирования работодателей. Незнание потенциальных возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Мнение работодателей: 50% руководителей компаний беспокоит необходимость оборудования специальных рабочих мест»; 43% руководителей компаний пугают сложности с увольнением таких работников; 29% работодателей считают, что проблемы со здоровьем мешают трудовому процессу. В итоге: лицам с ОВЗ и/или инвалидностью требуется чаще всего больше года, чтобы найти себе работу согласно своим возможностям [2].
Проблема надомной занятости и целевой подготовки к самозанятости лиц с ОВЗ и инвалидностью: недостаточное количество вакансий для дистанционного труда, отсутствуют программы поддержки частного предпринимательства.
Дистанцированность вузов и общественных организаций инвалидов в содействии трудоустройству: общественные организации инвалидов имеют собственную производственную базу и информацию о вакансиях в конкретном субъекте РФ [4].
Отсутствуют программы производственно-адаптационной практики для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Требуется разработка и реализация профессионально-адаптационных модулей, ориентированных на содействие трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Низкий процент использования ресурсов вуза в реализации задач содействия трудоустройству: электронное портфолио, КБП, разработка места в вузе, информационная система вуза, РУМЦ: консультации, АОП ВО, психолого-педагогическое сопровождение; программа содействия трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью; система профессиональной и карьерной навигации [1].
«Профессиональная ориентация» ^^ Электронный
2019, №1 ПШМИ1 научный журнал
В большинстве вузов РФ отсутствует система содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе. Отсутствуют или формально разработаны программы содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах. В современной науке и практике не сложилось четкого понимания и разграничения понятий «технологии», «инструменты» и др. содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью. Сложно дифференцируется функционал вуза в рамках инициатив по содействию трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Библиографический список
1. Т.А. Ярай, Л.О. Рокотянская, А.В. Бородина «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ» // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 217-221.
2. Л.Г. Рыбалкин «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3(23). С. 35-39.
3. В.А. Кудрявцева, С.Н. Каштанова «Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4 (71). С. 63-64.
4. И.Л. Литвиненко «Социально-экономическая эффективность системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. №1 (29). С. 101-116.
5. В. Широкова «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству выпускников организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: проблемы и пути решения» // Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов круглого стола. 2018. С. 69-73.
6. Е.Ю. Мамедова «Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы» // Вестник психофизиологии. 2018. №2. С. 158-164.
7. Э.Т. Кутушева «Профессиональное становление и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья» // Сборник материалов круглого стола: Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 2018. С. 43-46.