Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ'

ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

В статье рассматриваются результаты оценки удовлетворенности студентов инклюзивных групп такими показателями, как организация учебных занятий, работа куратора, доступность образовательной среды для студентов с инвалидностью, комфортность внутренних помещений, а также эмоциональное самочувствие, психологический климат и в целом удовлетворенность условиями получения образования. Выяснилось, что в целом более 80% студентов инклюзивных групп удовлетворены студенческой жизнью, имеют возможности для самореализации в науке, общественной деятельности, культурной сфере и спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENT SATISFACTION OF INCLUSIVE GROUPS WITH THE EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the results of assessing the satisfaction of students of inclusive groups with such indicators as the organization of training sessions, the work of the curator, the accessibility of the educational environment for students with disabilities, the comfort of the interior, as well as emotional well-being, the psychological climate and overall satisfaction with the conditions of education. It turned out that in general, more than 80% of students of inclusive groups are satisfied with student life, have opportunities for self-realization in science, social activities, cultural sphere and sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ»

4. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис.канд. психол. наук. - М., 2001. - 199 с.

5. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М.С. Добрякова, О.В. Юрченко, Е.Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 72 с.

6. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании / Ф. Дудырев, И. Фрумин, В. Мальцева, Е. Лошкарева, Е. Татаренко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования; Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 47 с.

7. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1. - С. 89-96.

8. Штейнберг В.Э. Технологические основы педагогической профессии: учеб.-метод. пособие - Уфа: БГПУ - УрО РАО-АПСН, 2002. - 80 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты оценки удовлетворенности студентов инклюзивных групп такими показателями, как организация учебных занятий, работа куратора, доступность образовательной среды для студентов с инвалидностью, комфортность внутренних помещений, а также эмоциональное самочувствие, психологический климат и в целом удовлетворенность условиями получения образования. Выяснилось, что в целом более 80% студентов инклюзивных групп удовлетворены студенческой жизнью, имеют возможности для самореализации в науке, общественной деятельности, культурной сфере и спорте.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, удовлетворенность образовательным процессом.

Annotation. The article considers the results of assessing the satisfaction of students of inclusive groups with such indicators as the organization of training sessions, the work of the curator, the accessibility of the educational environment for students with disabilities, the comfort of the interior, as well as emotional well-being, the psychological climate and overall satisfaction with the conditions of education. It turned out that in general, more than 80% of students of inclusive groups are satisfied with student life, have opportunities for self-realization in science, social activities, cultural sphere and sports.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, satisfaction with the educational process.

Введение. В последние годы наблюдается повышенное внимание к проблемам подростков и юношей, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, отмечается рост потребности не только в получении ими среднего профессионального, но и высшего образования, актуализируется их стремление к активной социальной жизни и самореализации [4]. При этом вопросы получения высшего образования лицами с инвалидностью не теряют своей актуальности в силу стремления организовать условия доступности для инвалидов, повысить качество образования и показатели удовлетворенности обучающимися образовательным процессом.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на серьезные шаги, реализуемые современными вузами в направлении развития высшего инклюзивного образования, существуют определенные проблемы, связанные с организацией учебных занятий для лиц с инвалидностью, с условиями для их самореализации, с доступностью образовательной среды.

Существующие внешние факторы (недостаточность условий доступности, низкий уровень компетентности преподавателей в вопросах инклюзивного образования и т.д.), затрудняющие процесс получения образования студентами с инвалидностью дополняются внутренними (психологическими) факторами, связанными с личностными особенностями обучающихся этой категории. Психологический портрет студентов с инвалидностью состоит из целого ряда характеристик, среди которых сниженный адаптационный потенциал и недоразвитие навыков межличностного взаимодействия, негативные коммуникативные установки и склонность к виктимному или зависимому поведению, недостаточная активность и самостоятельность студентов этой категории, сниженность амбиций, неадекватность сформированных представлений о себе и своих возможностях [1; 2; 3; 5]. Все это сказывается на развитии оценочных механизмов, субъективной удовлетворенности различными сторонами жизни, в том числе удовлетворенности образовательным процессом.

Инклюзивное обучение на любой ступени образования, в том числе на ступени высшего образования, предполагает не только техническое, кадровое и методическое оснащение, но и реализацию системы социально-психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью. Так, в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» на протяжении нескольких лет реализуется комплекс мероприятий, направленный на организацию работы по сопровождению вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие трудоустройству выпускников этой категории. Специалистами Центра сопровождения инклюзивного образования на протяжении учебного года проводятся обязательные индивидуальные консультации со студентами-инвалидами, тренинги для студентов инклюзивных групп, мониторинг образовательных потребностей и удовлетворенности студентов инвалидов и лиц с ОВЗ образовательными услугами.

Для оценки удовлетворенности студентов инклюзивных групп образовательным процессом было проведено анкетирование, в котором приняли участие 219 студентов без инвалидности из инклюзивных групп (контрольная группа - КГ) и 15 - с инвалидностью (экспериментальная группа - ЭГ). Ограничения по здоровью у студентов: 1 - нарушение слуха, 2 - нарушения функций опорно-двигательного аппарата, 6 - нарушения зрения и 6 - общие заболевания. Среди опрошенных студентов - 12,3% - юноши и 87,7% - девушки. Были получены следующие результаты (Таблица 1 и 2).

Таблица 1

Оценка настроения (эмоционального самочувствия) студентами инклюзивных групп (в %)

Вопросы анкеты Варианты ответов

Очень плохое самочувствие (упадок сил, периодически возникает апатия) Плохое (часто испытываю слабость, раздражительность) Не очень хорошее (часто возникает состояние неуравновешенности, тревоги) Чаще всего отличное и нормальное (испытываю эмоциональный подъем, чувство бодрости)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Как вы оцениваете свое настроение (эмоциональное самочувствие) в последнее время? 15,4 20 19,6 33,3 22,8 20 37,3 26,6

Свое настроение как отличное и нормальное оценивают только 37,3% студентов инклюзивных групп (без инвалидности) и 26,6% студентов с инвалидностью. Обращает внимание факт, что 20% студентов с инвалидностью отмечают у себя очень плохое эмоциональное самочувствие или настроение, что является настораживающим фактом, но вероятнее всего связано с периодом напряжения у студентов во время сессии (когда и проводилось анкетирование). Эти результаты коррелируют с результатами ответов на вопрос о потребности в дополнительной помощи специалистов в периоды сильного эмоционального напряжения. Оценивая эмоциональное напряжение в конце семестра 12,3% студентов контрольной группы и 13,3% респондентов экспериментальной группы испытывают потребность в помощи психолога, 27,9% обучающихся без инвалидности и 20% студентов с инвалидностью периодически тоже осознают необходимость обращения за профессиональной психологической помощью. Таким образом, несмотря на достаточно высокие показатели частого плохого эмоционального самочувствия у студентов экспериментальной группы (53,3%), их готовность обращения за профессиональной психологической помощью ниже (33,3%), в сравнении с готовностью к помощи обучающихся контрольной группы (40,2%).

Таблица 2

Удовлетворенность студентов инклюзивных групп различными аспектами образовательного

процесса (в %)

Вопросы анкеты Варианты ответов

Совсем не удовлетворен Скорее не удовлетворен Скорее удовлетворен,чем нет Полностью удовлетворен

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Насколько вы 17,6 20 26,4 6,6 31,8 46,6 24 26,6

удовлетворены комфортностью внутренних помещений (аудитории, коридоры, фойе, туалеты, компьютерное оборудование)?

Насколько вы 13 13,3 15,4 20 33,1 46,6 33,6 20

удовлетворены организацией учебных занятий (расписания занятий, графика учебного процесса, работу деканата, возможности

получить консультацию)?

Насколько вы 15,8 20 16,3 6,6 36,4 40 26,6 33,3

удовлетворены работой куратора, ответственных за профессиональ-ную траекторию и воспитательную работу?

Насколько вы удовлетворены доступностью образовательной среды для студентов с инвалидностью (наличием пандусов, лифтов, специального оборудования) 14,9 13,3 32,2 26,6 24,7 20 23,8 40

Оценивая такой показатель как удовлетворенность комфортностью внутренних помещений, где проходят занятия, студенты с инвалидностью отмечают большую удовлетворенность, что возможно свидетельствует о сниженном уровне притязаний этой категории обучающихся. Так, 73,3% студентов частично или полностью удовлетворены состоянием помещений. Совсем или частично не удовлетворены комфортностью помещений 44% студентов без инвалидности и 36,6% студентов, имеющих статус инвалида.

Оценка удовлетворенности организацией учебных занятий показывает, что около 30 % студентов обеих групп совсем или частично не удовлетворены этим. Полное удовлетворение отмечают 33,6% студентов контрольной группы и 20% респондентов с инвалидностью.

Оценивая удовлетворенность работой куратора, ответственных за профессиональную траекторию и воспитательную работу, студенты с инвалидностью показывают большую удовлетворенность (33,3% -полностью удовлетворены), но вместе с этим процент студентов с инвалидностью, показывающих полное неудовлетворение работой куратора выше в сравнении с другими студентами инклюзивных групп.

А вот полную неудовлетворенность доступностью образовательной среды для обучающихся с инвалидностью высказывают только 13,3% студентов с инвалидностью и 14,9% студентов без ограничений в состоянии здоровья. 60% респондентов экспериментальной группы и почти 50% обучающихся контрольной группы в целом удовлетворены созданными условиями для лиц с инвалидностью в вузе.

Удовлетворенность условиями для самореализации студентов в университете в разных областях была оценена студентами как экспериментальной, так и контрольной групп примерно одинаково. Процент студентов инклюзивных групп удовлетворенных в той или иной степени в разных областях:

- 87,2% - в области науки (научные исследования, конференции, статьи);

- 87,6% - в общественной деятельности (молодежная активность, волонтерство);

- 85,3% - в культурной сфере (творческие студии, участие в культурных мероприятиях;

- 83,5% - в области спорта (секции, участие в соревнованиях).

Оценка социально-психологического климата в студенческих группах показала, что 14,1% студентов инклюзивных групп считают этот климат нездоровым или скорее неблагоприятным; 37,4% респондентов отмечают благоприятный климат, дружественную атмосферу, комфортность. Для большинства же студентов (48,4%) климат в группах можно охарактеризовать как «скорее благоприятный, чем нет».

Свое негативное отношение к инклюзивному образованию высказывают 20,5% студентов инклюзивных групп, отвечая, что обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью должны учиться в специальных группах (10,5%) или выбирая ответ «не поддерживаю такую идею» (10%).

Частота возникновения конфликтов в инклюзивных группах оценивается участниками этих групп следующим образом: 5% - очень часто, постоянно; 30,6% - не так часто, но возникают; 48,4% - возникают очень редко и только 16% респондентов отмечают, что конфликтных ситуаций в группе не бывает.

Удовлетворенность студенческой жизнью в целом высказали 82,7% студентов инклюзивных групп и соответственно неудовлетворенность - 17,3%.

Выводы. Таким образом, 85,8% студентов инклюзивных групп отмечают благоприятный климат, дружественную атмосферу, комфортность. Более 80% респондентов удовлетворены студенческой жизнью, имеют возможности для самореализации в различных сферах (в науке, общественной деятельности, культурной сфере и спорте).

При оценке различных сторон образовательного процесса студенты с инвалидностью наиболее удовлетворены комфортностью внутренних помещений, где проходят занятия (73,3%), работой куратора и ответственных за профессиональную траекторию и воспитательную работу (73,3%). Наибольшая неудовлетворенность обучающихся с инвалидностью касается доступности образовательной среды (наличия пандусов, лифтов, специального оборудования). Студенты с инвалидностью достаточно часто испытывают неудовлетворенность своим эмоциональным самочувствием, но при этом не всегда готовы обратиться за профессиональной психологической помощью.

В заключение отметим, что в целях совершенствования образовательного процесса необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий по социально-психолого-педагогическому сопровождению лиц с инвалидностью, активизировать культурно-досуговые мероприятия со студентами инклюзивных групп с обязательным включением в них студентов с инвалидностью. Для улучшения социально-психологического климата в инклюзивных группах целесообразно проведение не только совместных внеучебных мероприятий, но и просветительской работы со студентами.

Литература:

1. Домбровская А.Ю. Формирование социальных стереотипов инвалидности // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. №2. - С. 63-66.

2. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность детей и подростков с отклонениями в развитии как условие успешности инклюзивного процесса // Концепт. 2016. Т. 20. - С. 81-85. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56331.htm.

3. Насибуллина А.Д. Исследование личностного адаптационного потенциала и коммуникативных установок молодых инвалидов // Мир науки. 2018. Т. 6. №3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN318.pdf

4. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень № 2. 2017. Режим доступа: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247

5. Павлова А.М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. 2016. №18. - С. 193-196.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Одной из важнейших государственных задач является воспитание подрастающего поколения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обучающиеся осваивают большое количество компетенций, изучаемых на различных предметах. Особое место занимает вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства. Этому вопросу посвящены темы в таких предметах как география, биология, история, но особое место занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ведь именно в этом курсе интеграция всех знаний и умений, которые были изучены на школьных занятиях. В работе рассмотрены вопросы использования факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» во внеурочной деятельности по ОБЖ для формирования познавательного интереса и повышения уровня знаний обучающихся.

Ключевые слова: факультативный курс, внеурочная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. One of the most important state tasks is the education of the younger generation. In accordance with the federal state educational standard (FSES), students master a large number of competencies studied in various subjects. A special place is occupied by the issue of ensuring the security of the individual, society and the state. Topics in such subjects as geography, biology, and history are devoted to this issue, but a special place is occupied by the subject "Fundamentals of Life Safety", because it is in this course that all the knowledge and skills that were studied in school classes are integrated. The paper deals with the use of the optional course "Natural focal diseases of the Omsk region" in extracurricular activities on OBZH for the formation of cognitive interest and increasing the level of knowledge of students.

Keywords: elective course, extracurricular activities, fundamentals of life safety.

Введение. Обеспечение безопасности является одной из потребностей государства, общества и личности. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Одной из форм, удовлетворяющих потребности современного обучающегося, может быть факультативный курс, целью которого является удовлетворение познавательного интереса школьников [2].

Большое количество межпредметных связей в ОБЖ говорит о том, что сам предмет охватывает разные области знания. Факультативный курс является важным составляющим звеном не только в профориентационной работе, но и в удовлетворении познавательного интереса обучающихся, что показывает актуальность выбранной темы.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую базу исследования в работе составили труды ученых, которые рассматривают программу обучения по основам безопасности жизнедеятельности учащихся как одно из важных течений развития образования, в частности таких, как: В.В. Маркова, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др. [3, 7]. Проблеме организации факультативных занятий посвящены научные труды А.М. Матюшкина, Р.П. Шульга и др. [4, 8]. В работах Т.В. Мельниковой и Т.Ф. Михнюк раскрыты цели и содержания факультативных занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [5, 6]. В исследованиях О.Л. Князевой определены основные формы и методы проведения факультативных занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [2]. Однако проблема организации факультативных занятий курса ОБЖ на основе региональных материалов в настоящее время изучена недостаточно.

Факультатив (лат. facultas - возможный, необязательный, данный на выбор) - курс, который выбирают ученики для углубления и расширения знаний по определенному предмету в соответствии с желаниями и интересами, предназначенный для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Факультативные курсы, указывает Р.П. Шульга, обеспечивают углубленное изучение понятий, изучаемых в основном курсе, объем знаний, ограниченный школьной программой. При преподавании факультативных курсов применяются формы и методы, характерные для внеклассных занятий [8]. Дифференцировать факультативные занятия можно по содержанию, как представлено на рис. 1.

В настоящее время в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» при организации внеурочной деятельности учителями используются как активные, так и пассивные методы обучения. К пассивным относятся следующие методы обучения: лекция, беседа, дискуссия, объяснение, рассказ, работа с книгой, а к активным - дискуссионные, игровые и проблемные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.