Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНКЛЮЗИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / HIGHER EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / INCLUSION / ACADEMIC MOBILITY / SOCIAL MODEL OF DISABILITY / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кукуев Евгений Анатольевич, Огороднова Ольга Васильевна, Федина Людмила Викторовна

Академическая мобильность может выступать как условием, так и ресурсом профессионального становления. Готовность к профессиональной мобильности должна начинаться в университете. Исследование влияний и взаимосвязей личностных характеристик с АМ студентов свидетельствуют о сложной, противоречивой картине. Проведенный анализ позволяет выделить удовлетворенность жизнью как значимую характеристику для личностного развития студентов с инвалидностью. Исследование проведено в феврале-марте 2019. Студенты с инвалидностью (50 респондентов) вузов Тюмени и Ханты-Мансийска. Академическая мобильность студентов с инвалидностью значимо опосредуется субъективными представлениями и удовлетворенностью жизнью. Более высокими ресурсными возможностями для студентов с инвалидностью обладает средний уровень УЖ: такие студенты чаще решают принимать участие в научных мероприятиях, чем в развлекательных, проявляют больше активности в участии программ АМ и дополнительного образования, более реально оценивают свои силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кукуев Евгений Анатольевич, Огороднова Ольга Васильевна, Федина Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal characteristics of students with disabilities in the context of academic mobility

Academic mobility can be both a condition and a resource of professional formation. Readiness for professional mobility should begin at the university. A study of the influences and relationships of personality characteristics with AM students shows a complex, contradictory picture. The analysis identifies life satisfaction as a significant characteristic for the personal development of students with disabilities. The study was conducted in February-March 2019. Students with disabilities (50 respondents) of universities of Tyumen and Khanty-Mansiysk. Academic mobility of students with disabilities is significantly mediated by subjective perceptions and life satisfaction. The average level of MVA has higher resource opportunities for students with disabilities: such students more often decide to take part in scientific events than in entertainment, show more activity in the participation of AM programs and additional education, more actually assess their forces.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF ACADEMIC MOBILITY

Kukuev Eugeny Anatolievich, PhD of Psychological sciences, Associate Professor

Ogorodnova Oiga Vasilyevna, PhD of Pedagogical sciences

Fedina Lyudmiia Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Child Psychology and Pedagogy of Childhood, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen

Academic mobility can be both a condition and a resource of professional formation. Readiness for professional mobility should begin at the university. A study of the influences and relationships of personality characteristics with AM students shows a complex, contradictory picture. The analysis identifies life satisfaction as a significant characteristic for the personal development of students with disabilities. The study was conducted in February-March 2019. Students with disabilities (50 respondents) of universities of Tyumen and Khanty-Mansiysk. Academic mobility of students with disabilities is significantly mediated by subjective perceptions and life satisfaction. The average level of Ml/A has higher resource opportunities for students with disabilities: such students more often decide to take part in scientific events than in entertainment, show more activity in the participation of AM programs and additional education, more actually assess their forces.

Keywords: higher education; students with disabilities; inclusion; academic mobility; social model of disability; life satisfaction.

i-H

о cu

-0 Q-

LQ <

CO CO

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ*

Академическая мобильность может выступать как условием, так и ресурсом профессионального становления. Готовность к профессиональной мобильности должна начинаться в университете. Исследование влияний и взаимосвязей личностных характеристик с АМ студентов свидетельствуют о сложной, противоречивой картине. Проведенный анализ позволяет выделить удовлетворенность жизнью как значимую характеристику для личностного развития студентов с инвалидностью. Исследование проведено в феврале-марте 2019. Студенты с инвалидностью (50 респондентов) вузов Тюмени и Ханты-Мансийска. Академическая мобильность студентов с инвалидностью значимо опосредуется субъективными представлениями и удовлетворенностью жизнью. Более высокими ресурсными возможностями для студентов с инвалидностью обладает средний уровень УЖ: такие студенты чаще решают принимать участие в научных мероприятиях, чем в развлекательных, проявляют больше активности в участии программ АМ и дополнительного образования, более реально оценивают свои силы.

Ключевые слова: высшее образование; студенты с инвалидностью; инклюзия; академическая мобильность; социальная модель инвалидности; удовлетворенность жизнью.

УДК 376.3 ВАК РФ 13.00.08

© Кукуев Е.А., 2019 © Огороднова О.В., 2019 © ФединаЛ.В., 2019

КУКУЕВ Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент

=S% KJ^ Г

S

285

Явление академической мобильности (АМ) в высшем образовании привлекает активное внимание исследователей. При этом анализ источников выявляет пробел в исследованиях академической мобильности студентов с ОВЗ и инвалидностью [3]. В то время как расширение границ жизненного опыта студентов с ограниченными возможностями здоровья может стать мощным инструментом для расширения коммуникации и понимания внутри студенческого сообщества, а также влиять на их образование и карьеру [14, С. 348].

Студентам с ограниченными возможностями здоровья АМ необходима какусловие выхода за рамки своих ограничений. Это расширяет горизонты личности, стимулирует интеллектуальную маневренность и поднимает общий уровень знаний. Кроме того, по мнению V. Рара151Ьа, академическая мобильность - это мобильность мыслей, идей и методов, она "укрепляет веру человека в то, что он в

ОГОРОДНОВА Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук

ФЕДИН А Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А "Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования".

LH

s ^

о

LH

< et

LH

* * *

286

состоянии справиться с изменившейся окружающей обстановкой,контролировать себя и находиться под контролем других, влиять на жизненные ситуации рефлексивным способом, воспринимая риски как новые побуждающие движущие силы. Опыт мобильности дает импульсы для личностного роста и независимости студентов" [12, С.29].

Однако исследования влияний и взаимосвязей личностныххарактеристик с AM студентов свидетельствуют о сложной, противоречивой картине [4, 5, 6]. Формальное наличие возможностей и фактов мобильности не является гарантией достижения поставленных целей, движения в траектории развития, удовлетворения результатами и жизнью в целом. В. F. Hadis установили прямые корреляционные связи между независимостью, глобальным мышлением и академической направленностью студентов с инвалидностью [11]. В то же время, Т.Н. Адеева и И.В. Тихонова доказали, что не все люди с ограниченными возможностями здоровья рассматривают собственное благополучие и удовлетворенность жизнью как результат личной инициативы и личных усилий [1]. Студенты с инвалидностью в целом воспринимают обстоятельства жизни как менее благоприятные, чем их условно здоровые сверстники [2, 9]. Они оценивают свою готовность к AM достаточно высоко, при этом реально не демонстрируют активность и высокую мобильность [2]. J. Zimmermann и F.J. Neyer изучили влияние AM на изменение личности ("большой пятерки") и установили роль социальных отношений как важного посреднического механизма между жизненными событиями и развитием личности [15].

Таким образом, можно определить, что для студентов с инвалидностью особое место в системе мотивационных факторов, определяющих их поступки и поведение, является субъективное переживание благополучия и удовлетворенности жизнью. Smedema, Cardoso, Chan, Dutta, Muller, Keegan, Ebener и Yaghmaian установили, что более высокий уровень эмоциональной стабильности, локуса контроля, самоэффективности имеют студенты с инвалидностью, показывающие более высокий уровень удовлетворенностью жизни. Они лучше справляются со стрессом, поддерживают позитивное настроение и создают социальную поддержку [13, С. 351 ]. В свою очередь, С.А. Ха-зова, Б.Н. Коршиков установили, что для студентов с ОВЗ цели в жизни являются менее осознанными и определенными, что не позволяет смысложизненным ориентациям в целом

выступать в качестве детерминанты удовлетворенности жизнью [9]. A.A. Лебедева, исследуя субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает "сложную картину "обходных" путей развития системы личностных ресурсов, основными из которых являются ресурсная роль удовлетворенности жизнью и самоэффективности" [7, С. 25].

Проведенный анализ позволяет выделить удовлетворенность жизнью как значимую характеристику для личностного развития студентов с инвалидностью, имеющую влияние на их AM и свободу выбора. Таким образом, необходимо определить роль и значение удовлетворенности жизнью (УЖ) в выборе студентом траектории AM в процессе своего профессионального обучения.

В рамках данной статьи мы рассмотрим выраженность объективных (портфолио) и субъективных (представления) компонентов AM студентов с инвалидностью, имеющих разный уровень "удовлетворенности жизнью" ("УЖ").

Исследование проведено в форме опроса с использованием Google-форм в феврале-марте 2019 со студентами вузов Тюмени и Ханты-Мансийска с инвалидностью (50 респондентов). Опрос начинался с мотивационного обращения, уточняющего цель и задачи опроса, учитывалась объективность ответов, результаты научного исследования выгружались в форме таблиц Excel и импортировались в пакет SPSS - 19.0.

Опросник включал в себя: общие данные респондента - 13 вопросов; портфолио респондента (данные о наличии/отсутствии фактов академической мобильности в опыте респондента) - 8 вопросов; анкету "Готовность к мобильности" (представления и мотивация респондента к осуществлению AM) - 5 вопросов; шкалуудовлетворенности жизнью (E.Diener, R.A. Emmons, RJ. Larsen и S. Griffin (1985 г.) [10], адаптирована и валидизирована Д.А. Леонтьевым и E.H. Осиным в 2003 г.) - 5 вопросов.

Выборку составили 50 студентов с инвалидностью, обучающихся на 1 курсе - 28%; на 3-ем

- 56%; на 4-ом - 8%; в магистратуре - 8%. Распределение по группам инвалидности в выборке представлено следующим образом: 1 группа инвалидности - 24%; 3-я группа инвалидности

- 76%. В данной выборке представлены следующие нозологические группы: инвалидность по зрению - 16%; по слуху - 16%; ОДА - 52%; иная группа инвалидности (соматические заболевания) - 16%.

При анализе портфолио студентов с инвалидностью были выявлено:

- в программах академической мобильности принимали участие - 16%;

- дополнительное образование получают - 28%;

- сертификат о прохождении онлайн курсов имеют - 16%;

- никогда не принимали участие в конкурсах, грантах, проектах - 68%;

- не имеют опубликованных статей - 92%;

- не входят ни в какие студенческие сообщества - 44%.

Представленные данные свидетельствуют о низком уровне проявления АМ студентов с инвалидностью. Особо внимание стоит уделить недостаточному использованию ресурсов дополнительного образования, которое является современным трендом профессиональной мобильности и необходим студентам с инвалидностью для повышения конкурентоспособности. Возможности интернет-пространства предоставляют широкий спектр различных программ, в том числе большой объем занимают бесплатные курсы. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы со студентами, имеющими инвалидность: донесение информации, демонстрация результатов обучения, мотивирование и включение в различные проекты дополнительного образования.

Респондентам также были представлены вопросы, позволяющие проанализировать их субъективные представления о своей мобильности и ее формах. Так, было установлено, что 60% респондентов высоко оценивают свою мобильность и высказываютжелание учиться по этой же специальности, но в другом вузе с разной продолжительностью (семестр, год, весь срок обучения).

Среди обстоятельств, которые препятствуют обучению в другом вузе, студенты выделили: неуверенность (40%); здоровье (28%); материальные причины (24%). Только 8% испытуемых отметили отсутствие препятствий для участия в академической мобильности. Таким образом, собственное субъективное отношение к ситуации определяется студентами с инвалидностью как наиболее значимый барьер в АМ.

Анализ результатов по Шкале удовлетворенности жизнью (Е. Diener, R.A. Emmons, RJ. Larsen и S. Griffin (1985 г.) показал, что большая часть студентов с инвалидностью имеет средний уровень УЖ (68%), 24% - имеют низкий уровень УЖ и 8% - высокий (см. табл. 1).

Таблица 1 - Распределение значений по шкале удовлетворенности жизнью (Е. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen и S. Griffin (1985 r.) (n=50)

Уровень удовлетворенности Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент

низкий 12 24,0 24,0 24,0

средний 34 68,0 68,0 92,0

высокий 4 8,0 8,0 100,0

Итого 50 100,0 100,0

Показатели академической мобильности (АМ) F Знч.

В каких мероприятиях Вы принимали чаще всего участие? 5,258 ,009

Принимаете ли участие в программах АМ? 6,275 ,004

Получаете дополнительное образование? 7,636 ,001

Поддерживаете ли системно связи со студентами других вузов? 3,298 ,046

Самооценка мобильности 4,370 ,018

Самооценка своего желания учится по специальности в другом вузе в течение определенного времени 8,367 ,001

Готовность учиться в другом российском вузе 7,672 ,001

Готовность учиться в зарубежном вузе 8,934 ,001

Препятствия для обучения в другом вузе 13,953 ,000

i-H

О cu

-0 Q-

LQ <

CO CO

Полученные результаты со статистической точки зрения отражают нормальное распределение, то есть данная ситуация не вызывает тревоги. Это подтверждается исследованием С.А. Хазовой и Б.Н. Коршиковым, где установ-; лено, что студенты с ограниченными возможностями здоровья чаще имеют средний уровень удовлетворенности жизнью, достаточно высоко оценивая наличные ресурсы, но при этом рассматривают обстоятельства жизни как менее благоприятные, чем их условно здоровые сверстники [9].

Проведенный дисперсионный анализ показателей АМ в зависимости от уровня проявления удовлетворенности жизнью показал следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2 - Дисперсионный анализ

=S% КД7 Г

S

287

Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимом различии проявления АМ в соотношении с уровнем УЖ респондентов.

В соответствии с легендой вопроса и данными, представленными на рисунке 1, можно отметить, что студенты с низким и высоким уровнем УЖ значимо выше выбирают мероприятия развлекательной направленности, в то время как студенты со среднем уровнем УЖ чаще решают принимать участие в научных мероприятиях.

Полученные результаты противоречат данным о субъективных предпочтениях студентов с инвалидностью относительно готовности обучаться в другом вузе.

Рисунок 1 - Участие в мероприятиях студентов с инвалидностью, имеющих разный уровень удовлетворенности жизнью

Результаты ответов на вопросы: "Принимаете ли участие в программах академической мобильности?", "Получаете дополнительное образование?" графически схожи, поэтому представим только один вариант.

Рисунок 2 - Участие в программах АМ студентов с инвалидностью, имеющих разный уровень удовлетворенности жизнью

Выявлено, что студенты с высоким уровнем УЖ статистически меньше участвуют в программах АМ и реже получают какое-либо дополнительное образование. Полученные результаты могут объясняться тенденцией, установленной в исследовании A.A. Лебедевой: принятие "вызова" для лиц с ОВЗ вносит вклад в субъективное благополучие [7, С. 29]. Иными словами, высокая удовлетворенность жизнью не обладает ресурсным потенциалом, напротив - снижает показатели активности личности. "Активное отношение к собственной жизни на основе сознания превращает жизнь в творческий процесс, и наоборот, изгнание из жизни элементов творчества и непредсказуемости омертвляет ее" [8, С. 142.].

Рисунок 3 - Готовность к АМ студентов с инвалидностью с разным уровнем удовлетворенности жизнью

Студенты с высоким уровнем УЖ значимо выше оценивают свою готовность к обучению в другом вузе. Это может свидетельствовать о различии в реальном наполнении и идеальном представлении АМ у студентов с инвалидностью: высокий уровень УЖ находит выражение в низких показателях портфолио АМ, но при этом имеет высокие показатели в представлениях самих студентов о своей мобильности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что АМ студентов с инвалидностью значимо опосредуется субъективными представлениями и удовлетворенностью жизнью. Проявления АМ у студентов с инвалидностью, имеющих различный уровень удовлетворенности жизнью, статистически значимо различаются.

Более высокими ресурсными возможностями для студентов с инвалидностью обладает

средний уровень УЖ: такие студенты чаще решают принимать участие в научных мероприятиях, чем в развлекательных, проявляют больше активности в участии программ АМ и дополнительного образования, более реально оценивают свои силы.

Студенты с инвалидностью, имеющие высокий уровень УЖ значимо выше оценивают свою готовность к обучению в другом вузе, но статистически меньше участвуют в программах АМ и реже получают какое-либо дополнительное образование, что свидетельствует о различии в реальном и идеальном наполнении представлений студентов об АМ.

Литература:

1. Адеева Т.Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология / Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№3.-С. 210-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Александрова Л. А. Ограниченные возможности здоровья как источник позитивного развития / Л. А. Александрова, Д. А. Леонтьев // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / ред. A.B. Махнач, Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2016. -С. 676-690.

3. Волосникова Л.М. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью [Электронный ресурс] / Л.М. Волосникова, Л.В. Федина, Е.А. Кукуев, И.В. Патрушева, О.В. Огороднова // Психолого-педагогические исследования. - 2019.

- Том 11. - № 3. - С. 26-43. Режим доступа: doi:10.17759/psyedu.2019110303

4. Дмитриева H.K. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] / Н.К. Дмитриева // Непрерывное образование: XXI век. - 2013.

- № 4. - С. 58-65. Режим доступа: doi: 10.15393/ j5.art.2013.2165

5. ЗновенкоЛ.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Омск, 2008.23 с.

6. Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов/В. 3. Кантор, Ю. Л. Проект// Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 2. - С. 51-73. Режим доступа: https://doi.Org/10.17853/1994-5639-2019-2-51-73

7. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис.... канд. психол. наук / А. А. Лебедева; МГУ им. М.В. Ломоносова - М., 2012. - 32 с.

8. Леонтьев Д. А. Жизнь: опыт междисциплинарного определения / Д. А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия,- 2009. - № 2 (15) - С. 142-145.

9. Хазова С. А. Личностные детерминанты удовлетворенностью жизнью в затрудненных условиях развития / С. А. Хазова, Б. Н. Коршиков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - Том 24. - № 4. - С.245-249.

10.Diener Е„ Emmons R. A., Larsen R. J., & Griffin S. The Satisfaction With Life Scale // Journal of Personality Assessment. - 1985. - 49(1). - P. 71-75. , Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1207/' s 15327752jpa4901 _13

11.Hadis B. F. Why are they better students when they come back? Determinants ofacademicfocusing gains in the study abroad experience // Frontiers: the Interdisciplinary Journal to Study Abroad. - 2005. -№11.- P. 57-70.

12.Papatsiba V. Studentmobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings // International Relations. International Perspectives on Higher Education Research. - 2005. - Vol. 3. - P. 29-65.

13.Smedema, Cardoso, Chan, Dutta, Muller, Keegan, Ebener, & Yaghmaian. The Relationship of Core Self-Evaluations and Life Satisfaction in College Students with Disabilities: Evaluation of a Mediator Model // Journal of Postsecondary Education and Disability. -28(3).-P. 341-358

14.Sukhai M. Mohler C. Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Publisher: Elsevier. -2016.-P 348.

15.Zimmermann J., & Neyer F. J. Do we become a different person when hitting the road? Personality development of sojourners // Journal of Personality and SociaI Psychology. - 2013. - №105(3). - P. 515-530.

m

i-H

о cu

-0 0-

LQ <

CO CO

=7^, KJ^ Г

s

289

COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF VOCAL AND STYLE TRAINING BACHELORS OF FOLK SINGING Kulikovskaya Elena Valeryanovna, Postgraduate student, Associate Professor, Department of Solo and Choral Folk Singing, Krasnodar State institute of Culture, Krasnodar

The article deals with the problem of entering the system of national music education, analyzes the basic concepts of competence approach in the context of training bachelors of folk singing; focuses on the need to modernize the content of education through the formation of vocal and stylistic competence, including multifaceted training based on the integration of humanitarian and special knowledge.

Keywords: competence approach; music education; vocal and stylistic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.