Научная статья на тему 'Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ)'

Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ИНВАЛИД / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / STUDENT / PERSON WITH DISABILITIES / HANDICAPPED PERSONS / INCLUSIVE EDUCATION / LABOR AND EMPLOYMENT / SOCIAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Нефедьева Елена Ивановна, Волченко Любовь Юрьевна

В статье рассматривается вопрос реализации социальной гарантии инвалидов в области получения профессионального образования и трудоустройства. Проводится выявление особенностей обучения студентов в университете в условиях инклюзии, проявлений у них депривации в отдельных формах социальной интеграции и самоопределения. Изучена потребность студентов с инвалидностью и ОВЗ в трудоустройстве в период обучения и при окончании университета. Рассмотрены стратегии поиска работы студентов инвалидов и с ОВЗ, их поведения на рынке труда и в образовательной профессиональной среде. Обозначены основные трудности и проблемы трудоустройства и профессиональной реализации выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Дается характеристика услуг, оказываемых студентам Региональным центром содействия трудоустройству БГУ, проводится анализ причин обращения студентов с инвалидностью и ОВЗ в данное структурное подразделение университета. Изучены ожидания и стремления студентов в плане получения дополнительного профессионального образования и трудовой деятельности с учетом ограниченности возможностей их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Нефедьева Елена Ивановна, Волченко Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Investigation of Employment Problems and Possibilities of Students and Graduates with Disabilities and HIA (in Terms of BSU)

The article examines the issue of implementing the social guarantee for the disabled in the field of receiving professional education and employment. It identifies the features of teaching university students in terms of inclusion, of their deprivation manifestations in certain forms of social integration and self-identification. It studies the employment needs of the students with disabilities and HIA during the study period and upon the graduating. It considers job search strategies of the students with disabilities and HIA, their behavior on the labor market and in the educational professional environment. The article specifies the main difficulties and employment problems and professional implementation of graduates with disabilities and HIA. It gives characteristic of the services rendered to the students by the BSU Regional Center for Job Placement, carries out an analysis of causes of applying to this structural university subdivision by the students with disabilities and HIA. A study is made of the student’s expectations and aspirations in terms of receiving additional education and labor activity in view of the handicap of their health possibilities.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ)»

УДК 303:331.53-056.26

Е. В. Зимина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Е. И. Нефедьева Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Л. Ю. Волченко Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙ-СТВА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ БГУ)

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается вопрос реализации социальной гарантии инвалидов в области получения профессионального образования и трудоустройства. Проводится выявление особенностей обучения студентов в университете в условиях инклюзии, проявлений у них депривации в отдельных формах социальной интеграции и самоопределения. Изучена потребность студентов с инвалидностью и ОВЗ в трудоустройстве в период обучения и при окончании университета. Рассмотрены стратегии поиска работы студентов инвалидов и с ОВЗ, их поведения на рынке труда и в образовательной профессиональной среде. Обозначены основные трудности и проблемы трудоустройства и профессиональной реализации выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Дается характеристика услуг, оказываемых студентам Региональным центром содействия трудоустройству БГУ, проводится анализ причин обращения студентов с инвалидностью и ОВЗ в данное структурное подразделение университета. Изучены ожидания и стремления студентов в плане получения дополнительного профессионального образования и трудовой деятельности с учетом ограниченности возможностей их здоровья.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Студент; инвалид; лица с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; труд и занятость; социальные гарантии. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 9 апреля 2018 г.; дата принятия к печати 7 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2018 г.

Ye. V. Zimina

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation Ye. I. Nefedyeva Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation L. Yu. Volchenko Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

SOCIOLOGICAL INVESTIGATION OF EMPLOYMENT PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF STUDENTS AND GRADUATES WITH DISABILITIES AND HIA (IN TERMS OF BSU)

ABSTRACT. The article examines the issue of implementing the social guarantee for the disabled in the field of receiving professional education and employment. It identifies the features of teaching university students in terms of inclusion, of their deprivation manifestations in certain forms of social integration and self-iden-

© Е. В. Зимина, Е. И. Нефедьева, Л. Ю. Волченко, 2018

tification. It studies the employment needs of the students with disabilities and HIA during the study period and upon the graduating. It considers job search strategies of the students with disabilities and HIA, their behavior on the labor market and in the educational professional environment. The article specifies the main difficulties and employment problems and professional implementation of graduates with disabilities and HIA. It gives characteristic of the services rendered to the students by the BSU Regional Center for Job Placement, carries out an analysis of causes of applying to this structural university subdivision by the students with disabilities and HIA. A study is made of the student's expectations and aspirations in terms of receiving additional education and labor activity in view of the handicap of their health possibilities. KEYWORDS. Student; person with disabilities; handicapped persons; inclusive education; labor and employment; social guarantees.

ARTICLE INFO. Received April 9, 2018; accepted June 7, 2018; available online June 30, 2018.

Действующая Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором гарантировано каждому гражданину право на труд и образование, в т. ч. и инвалиду. Но на практике существующие права и гарантии для инвалидов в сфере образования и труда в полой мере не реализуются, иногда нарушаются, а ведь уровень образования, профессия и труд для инвалида — это не только способ заработать финансовые средства для существования, но и возможность улучшить свое моральное состояние, стать равноправным членом общества.

В отношении защиты прав инвалидов в области занятости, трудоустройства и профессионального образования принято немало законодательных и нормативных актов не только на федеральном уровне, но и на международном [1]. Проблемами этого плана занимаются многие организации: от общественных организаций до Министерства труда и социальной защиты РФ. Однако данные права лиц с ограниченными возможностями все-таки реализуются не в полной мере и иногда нарушаются1.

На сегодняшний день обеспечение занятости и профессионального образования инвалидов — проблема непростая. В нашей стране активно ведется работа по решению проблем трудоустройства и обучения среди инвалидов, но на данный момент процент практических результатов недостаточно. В первую очередь из-за сложившегося стереотипа о том, что инвалид неспособен качественно выполнять свои профессиональные обязанности, не умеет выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, имеет неустойчивое поведение, что в конечном итоге приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда и в образовательной среде [2; 3].

Представим результаты проведенного Региональным центром содействия трудоустройству и Центром развития инклюзивного образования Байкальского государственного университета социологического исследования (методом анкетирования) с целью изучения перспектив трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Согласно законодательству, «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными и (или) другими нарушениями, обуславливающими его особые образовательные потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, и препятствующими получению образования без создания специальных условий»2.

1 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : заключена в г. Нью-Йорке 13 дек. 2006 г. // СПС «КонсультантПлюс».

2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : проект федер. закона от 27 окт. 2017 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Объект исследования — студенты Байкальского государственного университета, имеющие инвалидность и ОВЗ.

Предмет исследования — возможности и проблемы выполнения трудовой деятельности студентами и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.

Задачи исследования: выявить нуждаемость студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в трудоустройстве в период получения профессионального образования; выявить студентов с инвалидностью и ОВЗ, которые подрабатывают параллельно с обучением, или нуждаются в подработке; рассмотреть стратегии и способы поиска подходящей работы студентами и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ и причины, затрудняющие трудоустройство таких лиц; изучить ожидания студентов с инвалидностью и ОВЗ в отношении помощи со стороны Регионального Центра содействия трудоустройству Байкальского государственного университета; узнать о намерениях студентов с инвалидностью и ОВЗ получить дополнительное профессиональное образование.

Исследование проведено методом анкетирования всех студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся очно на разных курсах и направлениях подготовки ФГБОУ ВО «БГУ».

Гипотезы исследования:

— в большинстве студенты с инвалидностью и ОВЗ не испытывают сложностей в процессе обучения, посещают занятия и активно участвуют в жизни университета;

— студенты университета, имеющие инвалидность и ОВЗ, в большинстве своем не работают и нуждаются в трудоустройстве в период обучения, до окончания обучения в университете;

— студенты с инвалидностью и ОВЗ, как и прочие студенты не имеет опыта работы по специальности для успешного трудоустройства, но стремятся получить в период обучения параллельно второе высшее образование [4];

— студенты не принимают достаточных мер для поиска работы и успешного трудоустройства, во многом надеются на «личные связи», на помощь университета;

— определяющими факторами при трудоустройстве выпускников инвалидов и с ОВЗ являются условия труда, а также режим труда и форма занятости3;

— основными факторами, затрудняющими трудоустройство студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ, являются наличие ограничений по состоянию здоровья, отношение окружающих и необходимость в специально оборудованных рабочих местах [5];

— зачастую студенты с инвалидностью и ОВЗ проявляют стремление заниматься предпринимательской деятельностью, а не работать по найму [6].

Рассмотрим результаты социологического опроса студентов с инвалидностью и ОВЗ как в целом, так и с позиции разных половозрастных групп.

Возможность посещать занятия и даже участвовать в различных учебных, культурно-досуговых и прочих мероприятиях университета выразило большинство участвующих в опросе студентов с инвалидностью и ОВЗ (77,7 %). При этом, среди студентов мужчин с таким мнением 100 % и среди студентов женщин — только 71,4 %. Если дифференцировать по возрастам, то вырисовывается тенденция. Чем старше студент с инвалидностью и ОВЗ, тем меньше он видит для себя ограничения для посещения занятий и мероприятий университета. У студентов первых и вторых курсов (17—19 лет) присутствуют затруднения при посещении всех занятий и других обязательных мероприятий в рамках учебного процесса.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : (в ред. от 05 февр. 2018) // СПС «КонсультантПлюс».

Причина этого состоит в начальной стадии социальной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ первых курсов [7].

Итак, наличие ограничений или отсутствие возможности полноценного посещения занятий, учебных и вне учебных мероприятий отметили всего 14,8 % опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в БГУ, из них с таким мнением — 26,6 % студенты младшей возрастной группы и 19 % женщин.

Некоторые из опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ отметили, что «занятия посещаю, а мероприятия вне учебного плана посещаю редко или не посещаю», «посещаю все занятия, кроме физкультуры».

Отсутствие в той или иной мере сложностей в процессе обучения выразили 59,2 % респондентов. В большей степени сложности отмечают студенты старших возрастных групп (от 54,6 до 100 %) в отличие от студентов начальных курсов (26,7 %).

Значимость той или иной «сложности» зависит от числа обучающихся на момент исследования студентов с инвалидность и ОВЗ, для которых данная сложность имеет актуальность, что в свою очередь определяется характером заболевания и ограничений жизнедеятельности4 студента.

Основной целью проведенного исследования являлось рассмотреть среди прочих «сложность, связанную с подработкой и трудоустройством» студентов и выпускников, имеющих инвалидность и ОВЗ. Для чего было выявлено, что 88,9 % принимающих участие в опросе студентов «только учатся», не подрабатывают и не имеют такой цели. Еще 3,7 % студентов с инвалидность и ОВЗ «учатся и подрабатывают» и 7,4 % «учатся и получают дополнительное образование». Среди тех, кто «подрабатывает или получает параллельно дополнительное образование», это исключительно студентки младшего и среднего возрастного диапазона.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «В настоящее время Вы... », %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Только учитесь 86,7 90,9 100,0 100,0 85,7 88,9

Учитесь и подрабатываете 0,0 9,1 0,0 0,0 4,8 3,7

Имеете работу и на учебу ходите от случая к случаю

Другое 13,3 0,0 0,0 0,0 9,5 7,4

Работу как таковую многие студенты в целом рассматривают не как средство получения дохода, а как возможность получить опыт трудовой деятельности по специальности. Следовательно, стремления работать в период обучения в университете у большинства нет, либо нет такой возможности (в т.ч. по причине состояния здоровья). Данное обстоятельство подтверждают ответы студентов на следующий вопрос.

Так, нуждаемость в трудоустройстве в период обучения выразили меньше половины студентов с инвалидностью и ОВЗ (46,2%), при этом в их числе 7,7% тех, кто заканчивает обучение в университете и подыскивает себе работу для трудоустройства постоянного и по специальности, а не для подработки.

Половина опрошенных участников исследования «не собираются работать во время учебы и искать работу до окончания вуза», т.к. учебу ставят на первое

4 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ : (в ред. от 07 марта 2018) // СПС «КонсультантПлюс».

место. И еще 3,8 % студентов инвалидов и с ОВЗ не нуждаются в работе, потому что «уже нашли постоянное место работы для трудоустройства после окончания обучения» [8].

При ответе на данный вопрос разницы во мнениях студентов разных половозрастных групп не наблюдалось, определенной закономерности не обнаружено.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в трудоустройстве», %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Да, для подработки 40,0 40,0 0,0 33,3 40,0 38,5

Да, на основную работу, т.к. заканчиваю вуз 0,0 20,0 0,0 16,7 5,0 7,7

Нет, я уже подрабатываю 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Нет, уже определился с постоянным местом работы 0,0 10,0 0,0 0,0 5,0 3,8

Нет, не собираюсь работать во время учебы 60,0 30,0 100,0 50,0 50,0 50,0

Учитывая, что около половины студентов инвалидов и с ОВЗ выразили желание и готовность к трудоустройству (в т.ч. в период обучения), рассмотрим, предпринимают ли они попытки поиска работы и какие именно.

Согласно полученным ответам, определение действия по поиску работы осуществляют 63 % опрошенных, это гораздо больше тех, кто «нуждается в трудоустройстве» (46,2 %). При этом предпринимают попытки найти работу абсолютно все из старшей возрастной группы студентов (выпускники), что объясняется их скорым окончанием обучения в университете и получением диплома.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Предпринимали ли Вы попытки поиска работы», %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Да 60,0 63,6 100,0 66,7 61,9 63,0

Нет 40,0 36,4 0,0 33,3 38,1 37,0

Не предпринимают никаких действий относительно поиска места работы 37 % опрошенных, при выражении данного мнения нет половозрастных различий. На вопрос: «почему Вы не предпринимаете попыток поиска работы?», ответы были получены следующие: «не могу совмещать учебу и работу из-за нехватки времени»; «не собираюсь работать во время учебы»; «нет времени или необходимости работать»; «хватает стипендии, нет материального интереса»; «мне уже предложили место работы» и др.

Таким образом, для студентов с инвалидностью и ОВЗ приоритетом в период обучения в университете является не «подработка и возможность получить дополнительный доход», а получение профессионального образования как фундамента своей дальнейшей трудовой деятельности и материальной независимости. Трудоустройство в процессе обучения большинство (студенты, не относящиеся к выпускным курсам) рассматривают исключительно для получения практического опыта, приобщения к труду, расширения своей средовой адаптации [9].

Итак, те студенты с инвалидностью и ОВЗ, которые «нуждаются в трудоустройстве и предпринимают попытки найти работу» используют для этого различные стратегии поведения на рынке труда. Рассмотрим, что в рамках поиска подходящей для себя работы осуществляют студенты, куда обращаются.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Что Вы делали для поиска подходящей работы?», %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Обращались в центр занятости населения 20,0 28,6 100,0 50,0 21,4 27,8

Обращались в кадровые агентства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Осуществляли поиск через родственников/знакомых 50,0 57,1 0,0 50,0 50,0 50,0

Обращались непосредственно к работодателю 0,0 14,3 0,0 0,0 7,1 5,6

Использовали, средства массовой информации (газеты, объявления на ТВ и др.) 50,0 57,1 100,0 50,0 57,1 55,6

Использовали интернет (портал «Работа в России», сайт службы занятости населения) 60,0 71,4 100,0 75,0 64,3 66,7

На первом месте среди способов поиска работы — это «использование интернета (портал «Работа в России», сайт службы занятости населения)», чем пользуются 66,7 % опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ.

На втором месте — «использование СМИ (объявления в газетах, на ТВ и др.)», чем предпочитают пользоваться 55,6 % респондентов; а также самый традиционный и зарекомендовавший себя из поколения в поколение способ поиска работы «через знакомых и родственников», который применяют 50 % участвующих в опросе студентов.

На третьем месте — «обращение в центр занятости населения», к чему прибегают только 27,8 % студентов с инвалидностью и ОВЗ. Необходимо отметить, что студенты очной формы обучения, согласно ФЗ «О занятости населения РФ»5, относятся к занятым категориям граждан и не могут до окончания обучения регистрироваться в центре занятости в качестве безработных. Соответственно, они не могут участвовать в различных мероприятиях службы занятости населения и получить большинство государственных услуг в области содействия занятости, которые предназначены для граждан с официальным статусом безработного. Однако, студентам предоставляется возможность получения разовых консультаций и профориентационных услуг.

Для выпускников профессиональных учебных заведений без опыта работы по специальности, в том числе лиц с инвалидностью и ОВЗ, предусмотрена такая услуга, как «стажировка по специальности» по направлению центра занятости в рамках государственной услуги «временная занятость лиц, испытывающих трудности с поиском работы». Данная услуга дает возможность не только получить первый опыт работы по специальности на определенном предприятии (организа-

5 О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 19 апр. 1991 г. № 1032-1 : (в ред. от 07 марта 2018) // СПС «КонсультантПлюс».

ции), получать трудовой доход и пособие по безработице, но также закрепиться на рабочем месте на условиях постоянного трудоустройства.

На четвертом месте среди существующих способов поиска подходящей работы находится «обращение непосредственно к работодателю» , который попробовали использовать только 5,6 % опрашиваемых студентов. И полностью отсутствует среди применяемых стратегий поиска работы наших респондентов — «обращение в кадровые агентства», возможно по причине недоверия к их работе.

Остановимся на выявлении причин, затрудняющих трудоустройство студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ [10; 11].

В первую очередь, это «отсутствие или недостаток квалификации и опыта работы по специальности и в целом» (по мнению 50% респондентов). Далее следуют причины, связанные с «отсутствием подходящих вакансий, в т.ч. по специальности» (45,8 %) и «наличие ограничений по состоянию здоровья / инвалидность» (45,8 %). О первой причине больше волнуются студенты — женщины, а о последней причине больше обеспокоены студенты — мужчины. Перечисленные причины являются главными при поиске работы и попытке трудоустройства студентов, особенно с нарушениями здоровья.

Среди немаловажных причин была названа «низкая заработная плата по имеющимся вакансиям» (для 25 % опрошенных), что является неприемлемым при трудоустройстве не только выпускников, но и студентов. Для 16,7 % студентов с инвалидность и ОВЗ важно «отношение окружающих», будущих коллег и других, важен психологический климат в коллективе.

Для некоторых студентов с инвалидностью и ОВЗ является актуальной «потребность в специально оборудованных рабочих местах» (что выразили 12,5 % опрошенных), а это далеко не во всех случаях предоставляется со стороны работодателей, даже в рамках обязательств по квотированию рабочих мест для инва-лидов6.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, затрудняет трудоустройство?», %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Наличие ограничений по состоянию здоровья /инвалидность 23,1 70,0 100,0 83,3 33,3 45,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семейные обстоятельства 7,7 10,0 0,0 0,0 11,1 8,3

Отсутствие / недостаток квалификации 46,2 50,0 100,0 50,0 50,0 50,0

Отсутствие вакансий 38,5 50,0 100,0 33,3 50,0 45,8

Низкая заработная плата 38,5 10,0 0,0 0,0 33,3 25,0

Потребность в специально оборудованном рабочем месте 7,7 10,0 100,0 0,0 16,7 12,5

Имеются сложности с передвижением до работы и обратно 15,4 0,0 0,0 0,0 11,1 8,3

Отношение окружающих 7,7 20,0 100,0 16,7 16,7 16,7

Необоснованно завышенные требования работодателей при приеме на работу 7,7 10,0 0,0 16,7 5,6 8,3

Другое 15,4 10,0 0,0 16,7 11,1 12,5

6 Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области [Электронный ресурс] : закон Иркутской области от 29 мая 2009 г. N° 27-ОЗ // СПС «Гарант».

Еще одна характерная для инвалидов и лиц с ОВЗ проблема при трудоустройстве — это «сложности с передвижением до работы и обратно» (что отмечают 8,3 % респондентов)7. Такое же число голосов набрала причина «необоснованно завышенные требования работодателей при приеме на работу», которую выбрали 8,3 % опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ, и в большей мере это волнует студентов — мужчин. Данное обстоятельно характерно для всех ищущих работу граждан, не только студентов и выпускников и не только для лиц с нарушениями здоровья. Но, молодые специалисты без опыта работы с наличием инвалидности или ОВЗ, являются в данном случае наиболее уязвимыми и неконкурентоспособными категориями на рынке труда. И для них проблема завышенных требований со стороны работодателей выглядит своеобразно, более остро.

На данный вопрос 12,5 % студентов-респондентов выразили свое личное мнение, связанное с «отсутствием как такового опыта работы и невозможностью совмещения учебы и работы» .

Объектом нашего исследования являются студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в Байкальском государственном университете, в структуре которого действует Региональный Центр содействия трудоустройству, оказывающий помощь всем студентам и выпускникам университета в поиске и подборе подходящих мест для трудоустройства. РЦСТ также сотрудничает с ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска»8.

Центром занятости населения г. Иркутска ежегодно проводится достаточно много мероприятий по решению проблем занятости инвалидов, таких как профессиональная ориентация, психологическая поддержка, предоставление оплачиваемых общественных работ, оказание услуг по профессиональной и дополнительной профессиональной подготовке, предоставление временного трудоустройства, социальная адаптация на рынке труда, содействие самозанятости, а также проведение специализированных декад инвалидов и ярмарок вакансий для инвалидов9.

В Региональный Центр содействия трудоустройству обращаются все студенты Байкальского государственного университета и также его выпускники. Главная цель таких обращений — это «поиск подходящей работы», для чего 58,3 % опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ рассчитывают на помощь РЦСТ. Среди таких студентов больше выпускников университета, готовящихся к трудоустройству, или студентов старших курсов [12].

Вторая по значимости причина обращения в РЦСТ студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ включает в себя такие цели как «помощь в информации при открытии собственного дела» (для чего обращаются 29,2 % опрошенных). Данный ответ демонстрирует стремление и готовность студентов с инвалидностью и ОВЗ к занятию предпринимательской деятельностью, нежели к работе по найму даже по специальности. Такая стратегия поведения на рынке труда для лиц с ОВЗ и инвалидностью характерна, поскольку некоторым категориям лиц со стойкими нарушениями здоровья и ограничениями жизнедеятельности гораздо легче самостоятельно организовывать свой труд, иметь гибкий график выполнения трудо-

7 Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ от 12 апр. 2017 г. № 351н // СПС «КонсультантПлюс».

8 Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области» на 2014—2018 гг.» [Электронный ресурс] : приказ мин-ва труда и занятости Иркутской обл. от 23 окт. 2013 г. N° 63-мпр // СПС «КонсультантПлюс».

9 Министерство труда и занятости Иркутской области [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Иркутск, 2018. URL: http://irkzan.ru/.

вых функций, чем работать в рамках установленного норматива рабочего времени по найму [13; 14; 15; 16].

В некоторых случаях студенты с инвалидностью и ОВЗ обращаются в РЦСТ за «информацией о получении дополнительного профессионального образования» (что отметили 25 % участников опроса), которое им необходимо для формирования смежных профессиональных знаний, навыков и умений и, как следствие, успешного трудоустройства по специальности.

Пятая часть принимающих участие в социологическом опросе студентов с инвалидностью и ОВЗ обращается в РЦСТ с целью «поиска временной занятости, подработки», что актуально для 20,8 % респондентов, и за «получением навыков эффективного поиска работы» (20,8 % случаев выбора). Основной контингент обращающихся по данным основаниям — это студенты младших курсов, подыскивающие вариант для подработки в период обучения в университете, а также желающих приобрести навыки самостоятельного поиска подходящей работы с учетом ограниченных возможностей здоровья.

Небольшая доля респондентов отметили в качестве причин обращения за помощью в РЦСТ такие, как «получение психологической помощи в рамках эффективной самопрезентации» и «участие в специализированных ярмарках вакансий для людей с ограниченными возможностями» (по 4,2 % опрошенных студентов). Для студентов с инвалидность и ОВЗ данные обстоятельства имеют важное значение в условиях ограниченности возможностей трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом. Такие варианты ответа выбрали исключительно студенты старших возрастов — выпускных курсов, которым в первую очередь необходимы навыки самопрезентации перед работодателями и участие в ярмарках вакансий для увеличения вероятности нахождения подходящей вакансии по специальности [17; 18].

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Какую помощь Вы бы хотели получить от РЦСТ в первую очередь?», %

Варианты ответа Возраст Пол Итого

от 17 до 19 лет от 20 до 22 лет от 23 до 25 лет Муж Жен

Поиск подходящей работы 58,3 54,5 100,0 50,0 61,1 58,3

Временную занятость 25,0 18,2 0,0 16,7 22,2 20,8

Помощь в информации о получении дополнительного профессионального образования 25,0 18,2 100,0 16,7 27,8 25,0

Помощь в информации при открытии собственного дела 33,3 27,3 0,0 33,3 27,8 29,2

Получение навыков эффективного поиска работы 33,3 9,1 0,0 16,7 22,2 20,8

Психологическую помощь в рамках эффективной самопрезентации 0,0 0,0 100,0 0,0 5,6 4,2

Участие в специализированных ярмарках вакансий для людей с ограниченными возможностями 0,0 0,0 100,0 0,0 5,6 4,2

Для успешного трудоустройства по специальности зачастую необходимо овладение дополнительными навыками и знаниями по смежным направлениям профессиональной подготовки. На вопрос «Хотели бы Вы получить дополнительное

профессиональное образование?» почти половина опрошенных студентов с инвалидностью и ОВЗ (48,1 %) ответили положительно. Из них планируют параллельно или после получения основной специальности пройти обучение по второй дополнительной специальности в Байкальском государственном университете (на что указали 84,6 % респондентов), и только 7,7 % решили получить образование по другой специальности в другом вузе г. Иркутска.

Не планируют в ближайшей перспективе получать дополнительное профессиональное образование 22,2 % участвующих в опросе студентов с инвалидностью и ОВЗ. Затруднились с ответом на данный вопрос треть опрошенных студентов.

Получение второго высшего образования по дополнительной специальности, смежной к основному направлению профессиональной подготовки, предоставляет для любого студента и выпускника более широкие возможности успешного трудоустройства, тем более для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Главное — правильно выбрать специальность/профессию для второго дополнительного профессионального образования [19].

Согласно результатам проведенного исследования, студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не предъявляют высоких требований к трудовой деятельности, даже допускают занятость не по своей специальности. Но, получение профессионального образования у них находится в приоритете жизненных целей. Основными требованиями к будущему месту работы для них являются стабильность занятости, наличие социальных гарантий и социальная защищенность в сфере трудовой деятельности. Необходимо также, чтобы работа учитывала особенности состояния здоровья и возможности инвалида трудиться, поэтому желательна работа на условиях неполного рабочего времени или по гибкому графику. [20; 21]

Список использованной литературы

1. Дугужева Б. Х-М. Становление и развитие законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья в России / Б. Х-М.Дугужева // Социальное и пенсионное право. - 2017. - № 2. - С. 43-47.

2. Шакирзянова Ю. А. Проблемы занятости инвалидов в современном российском обществе / Ю. А. Шакирзянова, Л. Д. Шайдукова // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3-2. - С. 81-84.

3. Чуксина В. В. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях / В. В. Чуксина, Н. Н. Комиссаров // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 1. - С. 126-134.

4. Озерникова Т. Г. Качество образования - приоритет развития университета. / Т. Г. Озер-никова, Т. А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2015. - Т. 25, № 2. - С. 196-205. - DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.

5. Особенности поведенческих стратегий учащейся молодежи в области сохранения здоровья / И. С. Карпикова [и др.] // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 37-378. - DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).371-387.

6. Пластинина Н. Инвалиды. Взгляд снаружи и изнутри / Н. Пластинина // Трудовое право. - 2013. - № 10. - С. 21-45.

7. Седых О. Г. Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / О. Г. Седых, В. А. Ковтун // Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. - DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(4).23. - Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20279.

8. Былков В. Г. Предложение на рынке труда: методология, природа формирования [Электронный ресурс] / В. Г. Былков // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, № 4. -DOI : 10.17150/2411-6262.2017.8(4).1. - Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=21889.

9. Нефедьева Е. И. Социологическое исследование условий занятости в контексте обеспечения качества жизни населения [Электронный ресурс] / Е. И. Нефедьева, О. В. Тарабан // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) - 2012. - № 4. - Режим доступа: http://brj-bguep.ru/ reader/article.aspx?id=13868.

10. Качество населения крупного сибирского города: оценка современного состояния и возможные пути его повышения (по результатам социологических исследований в г. Иркутске) / под ред. Н. Н. Даниленко, И. С. Карпиковой. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. -236 с.

11. Тарабан О. В. Социально-экономические функции внутрифирменной мобильности персонала / О. В. Тарабан / / Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - № 5. -С. 57-62.

12. Былков В. Г. Закономерные трансформации спроса на рынке труда / В. Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 416-425. DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425.

13. Сотникова Е. С. Организация и механизмы развития молодежного предпринимательства для людей с ограниченными возможностями / Е. С. Сотникова // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 2 (4). - С. 425-426.

14. Дмитриевская Н. А. Человеческий капитал инвалидов в малом предпринимательстве / Н. А Дмитриевская // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 3(4). -С. 101-107.

15. Кан Я. Х. Особенности создания малых форм бизнеса для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Я. Х. Кан // Via scientiarum - Дорога знаний. - 2015. - № 1. -С. 93-97.

16. Сташков С. Ю. Решение проблем организации бизнеса среди инвалидов / С. Ю. Сташков // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 8. - С. 205-208.

17. Kotliarov I. D. Atypical Employment in Russian Economy / I. D. Kotliarov // Journal of Economic Regulation. - 2015. -Vol. 6, No. 1. - P. 55-66.

18. Entrepreneur ship for Disabled People in Western Canada [Electronic resource] // Western Economic Diversification Canada. - Mode of access: https://www.wd-deo.gc.ca/ (дата обращения: 06.03.2018).

19. Карпикова И. С. Социальное иждивенчество и социальный паразитизм в современной России: экспертная оценка причин и факторов существования / И. С. Карпикова, Е. В. Зимина, А. А. Соломеин // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28, № 1. - С. 123-130. - DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).123-130.

20. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под ред. Н. М. Токарской, Л. В. Саниной. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. - 180 с.

21. Алиева П. Р. Проблемы создания достойной трудовой среды в трудоизбыточном регионе для людей с ограниченными возможностями / П. Р. Алиева, Ф. И. Мирзабалаева // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 39 (366). - С. 62-69.

References

1. Duguzheva B. Kh-M. Establishment and development of legislation in terms of handicapped people' rights in Russia. Sotsialnoe i pensionnoe pravo = Social and Pension Law, 2017, vol. 2, pp. 43-47. (In Russian).

2. Shakirzyanova Yu. A., Shaidukova L. D. Problems of employment of the disabled in present-day Russian society. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya = New Science: Current State and Ways of Development, 2016, no. 3-2, pp. 81-84. (In Russian).

3. Chuksina V. V., Komissarov N. N. Discrimination on the basis of disability in employment relations. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 1, pp. 126-134. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134. (In Russian).

4. Ozernikova T. G., Smirnova I. G., Teterina L. A. The features of legal clinics modern development and their position in the educational cluster. Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-

noy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 310-314. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).310-314. (In Russian).

5. Karpikova I. S., Trohirova U. V., Onoshko O. Yu., Juravleva T. G. The features of students' behavioral strategies in health preservation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 371-378. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).371-387. (In Russian).

6. Plastinina N. The disabled. A look from outside and inside. Trudovoe pravo = Labor Law, 2013, no. 10, pp. 21-45. (In Russian).

7. Sedykh O. G., Kovtun V. A. Problems of forming barrier-free environment for people with disabilities. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).23. (In Russian).

8. Bylkov V. G. Supply on the labor market: methodology, nature of formation. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).1. (In Russian).

9. Nefedyeva E. I., Taraban O. V. A Sociological study of employment conditions in the context of providing quality of life [Electronic resources]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 4. Mode of access: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13868.

10. Danilenko N. N., Karpikova I. S. (eds). Kachestvo naseleniya krupnogo sibirskogo goroda: otsenka sovremennogo so-stoyaniya i vozmozhnye puti ego povysheniya (po rezultatam sotsiologicheskikh issledovanii v g. Irkutske) [Population quality of a major Siberian city: assessment of present state and possible ways of its increasing (on the results of sociological investigations in Irkutsk)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 236 p.

11. Taraban O. V. Social and economic functions of intra-company personnel mobility. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2010, no. 5, pp. 57-62. (In Russian).

12. Bylkov V. G. Legitimate transformation of demand in the labor market. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 416-425. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425. (In Russian).

13. Sotnikova E. S. Organization and mechanisms of developing youth entrepreneur-ship for handicapped people. New word in science: development perspectives, 2015, no. 2 (4), pp. 425-426. (In Russian).

14. Dmitrievskaya N. A. Human capital of the disabled in small businesses. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian regions: a sight into the future, 2015, no. 3(4), pp. 101-107. (In Russian).

15. Kan Ya. Kh. Features of creating small businesses for handicapped people. Via sci-entiarum — Doroga znanii = Via scientiarum — Way of Knowledge, 2015, no 1, pp. 93-97. (In Russian).

16. Stashkov S. Yu. Solving problems of business organization for the disabled. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) = University Bulletin (State University of Management), 2012, no. 8, pp. 205-208. (In Russian).

17. Kotliarov I. D. Atypical Employment in Russian Economy. Journal of Economic Regulation, 2015, vol. 6, no. 1, pp. 55-66.

18. Entrepreneurship for Disabled People in Western Canada. Western Economic Diversification Canada. Available at: https://www.wd-deo.gc.ca/.

19. Karpikova I. S., Zimina E. V., Solomein A. A. Social Dependency and Social Parasitism in Modern Russia: an Expert Assessment of the Causes and Factors of Existence. Izves-tiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 1, pp. 123-130. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).123-130. (In Russian).

20. Tokarskaya N. M., Sanina L. V. (eds). Teoretikometodicheskie aspekty issledovaniya kachestva zhizni naseleniya [Theoretical and Methodical Aspects of Investigating Living Standards of Population]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 180 p.

21. Alieva P. R., Mirzabalaeva F. I. Problems of creating estimable labor environment in the labor-excess region for handicapped people. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Pactice, 2014, no. 39 (366), pp. 62-69. (In Russian).

Информация об авторах

Зимина Екатерина Викторовна - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедры социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: ZiminaEV@bgu.ru

Нефедьева Елена Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: nei10@mail.ru

Волченко Любовь Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: VolchenkoLY@bgu.ru

Authors

Ekaterina V. Zimina - PhD in Sociology, Associate Professor, Head of Chair of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: ZiminaEV@bgu.ru.

Elena I. Nefedyeva - PhD. in Economics, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: nei10@mail.

Lyubov Yu. Volchenko - PhD. in Economics, Associate Professor, Chair of Accounting, Analysis, Statistics and Audit, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: VolchenkoLY@bgu.ru.

Для цитирования

Зимина Е. В. Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) / Е. В. Зимина, Е. И. Нефедьева, Л. Ю. Волченко // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 2. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.

For Citation

Zimina Ye. V., Nefedyeva Ye. I., Volchenko L. Yu. Sociological Investigation of Employment Problems and Possibilities of Students and Graduates with Disabilities and HIA (in Terms of BSU). Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.