СПЕЦИФИКА ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ
Аширалиев Ф.Д.
Аширалиев Фуркатбек Даврон угли - Народный артист Узбекистана, профессор, кафедра "Макомное пение", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: очень важно, чтобы кандидаты, желающие изучать традиционное пение, были физически развиты, обладали острым голосом, умели петь из горла и гортани, имели чистые и здоровые дыхательные пути и легкие, зубы и челюсти, мускулы губ и челюстей, строение тела (нормальное), как указано в брошюре. Потому что в пении требуется больше физических усилий, чем в других. Поэтому желательно, чтобы кандидаты на певческое мастерство были в возрасте 10-12 лет. В этой статье представлена информация об этом и нескольких подобных факторах.
Ключевые слова: певец, исполнитель макома, молодёжь, голос, ученики, методика обучения.
THE SPECIFICS OF THE SELECTION OF CANDIDATES FOR SINGING TRAINING
Ashiraliev F.D.
Ashiraliev Furkatbek Davron ugli - People's Artist of Uzbekistan, professor, DEPARTMENT OF "MAQOM SINGING ", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: it is very important that candidates wishing to study traditional singing are physically developed, have a sharp voice, can sing from the throat and larynx, have clean and healthy airways and lungs, teeth and jaws, lip and jaw muscles, body structure (normal), as indicated in the brochure. Because singing requires more physical effort than others. Therefore, it is desirable that candidates for singing skills be at the age of 10-12 years. This article provides information about this and several similar factors. Keywords: singer, makom performer, youth, voice, students, training methodic.
УДК 783.94
Культура, национальное искусство и богатые художественные традиции каждого народа определяются материальными и духовными ценностями, унаследованными от предков. Одним из таких ценностей является искусство голоса. Потому что музыка появилась вслух. На протяжении столетий, тысячелетий искусство голоса существовало в те времена, когда еще не создавались музыкальные инструменты [1]. Очень осторожно к этому вопросу подходят наставники в период изменений в голосе (мутации), которые происходят у подростков в период полового созревания. В этом физиологическом процессе подросток очень хорошо знает, как не напрягать голос, не петь в громких припевах, короче говоря, нужно беречь голос ученика. Главное, чтобы каждый кандидат обучался традиционному пению по собственному желанию, чтобы все его аспекты соответствовали этой области, чтобы такое обучение приносило одинаковое удовольствие и наставнику, и ученику, и было неизбежным залогом успеха.
Для воспитания одаренности необходимо знать ее составляющие, их изменчивость, свойство развиваться. Одаренность - понятие сложное, к тому же, чтобы измерить и понять его, необходимо подойти к нему приблизительно и изучить его составляющие. Итак, талант певцов структурно состоит из частей. Это, конечно, прежде всего такие важные факторы, как голос, его тембр, прелесть, музыкальные вкусы, артистизм и, главное, красота. Именно по этим принципам оцениваются в конкурсах. Кроме того, на развитие или утрату одаренности влияют общие психофизиологические особенности обладателя голоса, а именно память, отзывчивость, темперамент, эмоциональная насыщенность и многие другие характеристики. Во время пения голос следует за музыкой и меняет высоту звука. Это означает, что звук может быть как твердым, так и мягким, но его можно сравнить с высотой звука.
Величайшая обязанность учителя - подготовить мудрых, умных и способных профессионалов, способных внести достойный вклад в процветание страны. Для того чтобы подготовить хорошего мастера, необходимо прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовным совершенством, широким кругозором и здоровой психикой [2].
Сила голоса, голос каждого человека отличается только определенными качествами, то есть тембр каждого голоса придает этому голосу блеск. У всех известных и умелых певцов был свой тембр голоса. В процессе пения голос произносит, говорит и передает свою речь. Очень важно, чтобы речь была разборчивой, для слушателя. Наконец, в голосе певца также будет энергия звуков. Это свойство голоса, хотя и мало изучено, играет важную роль в звучании голоса. В основном в узбекском традиционном стиле пения эмоциональная боль в голосе всегда является одним из важнейших факторов.
Чтобы педагог был уверен в том, что кандидат, изъявивший желание учиться пению, был выбран правильно, желательно провести с ним беседы, многократно проверив голос и музыкальные способности ребенка, его физическое развитие и правильность рекомендаций к пению. Учитель приступает к обучению ученика пению только после того, как убедится, что его ученик выбрал пение и обучается в нем. Первые занятия она начинает с того, что поет национальные и яркие песни, которые ей нравятся, чтобы заинтересовать ученика, а также рассказать интересный рассказ о пении. Работа пойдет еще проще, если ученик ранее учился на начальном этапе и приобрел определенные навыки.
Главная задача учителя - привить ученику любовь к пению. Он с помощью привлечения и заинтересовывания активирует в нем психический процесс (восприятие, внимание, память, мышление и тд). Немаловажную роль в этом играют такие факторы, как способность учителя самостоятельно выступать в специальном классе, выступать в концертах, проводить открытые уроки, давать классные концерты, выборочно обучать газели поэтов - классиков и разнообразие нотной литературы и проводить «проблемный урок». Тот факт, что старшеклассники входят и слушают выступление младшекурсников на уроке, а также наоборот, имеет большой эффект. При этом у ученика формируются педагогические навыки и умения, а также ощущаются первые ступени педагогической практики. Большое значение для читателя приобретает возможность слышать электронные записи в различных форматах, в которых поют особенно популярные исполнители, посещать их концерты и смотреть их живые выступления, общаться с ними на собраниях.
Педагог должен вести работу по выбору исполнительской программы (репертуара) для ученика с учетом индивидуальных особенностей каждого из его воспитанников, его желаний, интересов и возможностей. Успешность работы обеспечивается применением различных методик, основанных на старинных методах преподавания и современной прогрессивной педагогической методике, особенно исходя из особенностей национального и местного стиля. Продуктивный метод - это метод, который дает человеку широкий спектр охвата и закрепления содержания и предмета практических и творческих работ той или иной науки, взаимодействия музыки в деятельности педагога и студента [3].
Формирование у ученика навыков пения - сложный физический и умственный процесс, требующий самостоятельного подхода к каждому ученику. Очень важно с первых учебных занятий рассказывать ученику голосом его особенности в интересной манере. Важно, насколько успешно мастер может заинтересовать ученика этим искусством, правильно сформировать его голос и в состоянии исполнения держать все органы тела, мышцы свободными и постоянно находиться под контролем учителя. В этот период у учеников формируются экстрасенсорные навыки легкого и непринужденного пения. Прививаются навыки держать голову, туловище свободными руками и ногами, поддерживать опору при выполнении сидя. В результате того, что физическая структура ученика развита по -разному, его голос, произношение могут отличаться у каждого ребенка. В традиционной певческой практике таким ученикам рекомендуется подбирать и исполнять различные упражнения с нотами из стихов разного ряда макомов в зависимости от рекомендации учителя.
Чтобы учащийся при правильном выполнении исполнительского дыхания почувствовал наполнение нижних отделов легких при вдохе, целесообразно сначала объяснить естественное дыхание и работу диафрагмы, положив ее на стол, а затем выполнить упражнение на вдох и медленный выдох, положив оба пальца руки (указательный, средний, безымянный, тихий) на живот и большой палец на талии. При этом зрачок ощущает наполнение легочных мешков снизу, расширение и сокращение мышц диафрагмы через собственное тело и пальцы, видит и в дальнейшем следует этому. В частности, предоставление ученику аудио видеозаписей и способов их использования, сбор и регулярное прослушивание выступлений известных певцов, а также размышления и обсуждения с учеником их выступлений неизбежно окажут большое влияние на образование.
Список литературы /References
1. Улашева М.А. "Роль певческих голосов в мире макомов / The role of singing voices in the world of makoms", "Проблемы современной науки и образования" № 4 (137), 2019 год.
2. Матёцубов Ш. "Достижения и недостатки макомного образования с использованием современных технологий в традиции наставничества.", «Проблемы современной науки и образования» № 2 (171), 2022 год.
3. Буриева К. "Методика преподавания музыки", «Проблемы современной науки и образования» № 8 (165), 2021 год.