НАСТРОЙКА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КЛАССИЧЕСКОГО
ЯЛЛА Аширалиев Ф.Д.
Аширалиев Фуркатбек Даврон угли - Народный артист Узбекистана, исполнитель макомов, певец, Центр узбекского национального макомного искусства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в процессе подготовки учащихся к пению настройка их голоса имеет первостепенное значение. Однако в процессе обучения ученика настройке голоса учитель должен сосредоточиться на нескольких аспектах. На занятиях настройки голоса есть свои правила. Будущий певец обязательно должен знать эти правила. В данной статье представлена информация о том, что именно нужно знать, чтобы правильно настроить голос учащихся. Также о порядке проведения занятий по настройке голоса, о возможностях певческого голоса можно узнать из этой статьи.
Ключевые слова: голос, звук, тембр, объем голоса, музыка, ялла, настройка голоса, певческий голос, звучание.
SETTING THE SINGING VOICE WHEN PERFORMING A CLASSIC YALL
Ashiraliev F.D.
Ashiraliev Furkatbek Davron ugli - People's Artist of Uzbekistan, makom Performer, Singer, UZBEK NATIONAL MAKOM ART CENTER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the process of preparing students for singing, the tuning of their voice is of paramount importance. However, in the process of teaching a student voice tuning, the teacher should focus on several aspects. Voice tuning classes have their own rules. A future singer must know these rules. This article provides information about what exactly you need to know in order to properly tune the voice of students. Also, you can learn about the procedure for conducting voice tuning classes, about the possibilities of singing voice from this article. Keywords: voice, sound, timbre, volume of voice, music, yalla, voice tuning, singing voice.
УДК 783.94
В процессе воспитания певца педагог использует различные приемы. На первом месте стоит развитие всех звуковых качеств с контролем над воспитанием и совершенствованием слуха. Необходимо выработать у учащегося представление о правильной организации звучания голоса. Обучение всегда ведется на основе музыкальных мелодий, вокальных и художественных произведений. Правильно подобранный музыкальный источник воспитывает голос. Упражнения являются основным средством приобретения знаний. Их применение должно служить средством устранения недостатков, встречающихся в голосе учащихся и требующих коррекции [1]. Упражнения для красочности голоса - полезный ресурс для перехода от упражнений к произведениям искусства. Требуется художественно-педагогическая подготовка со стороны педагога с соблюдением большого этикета. Анализ источников с учетом музыкальных, звукотехнических и исполнительских трудностей - необходимое качество педагога. Владение широким спектром музыкально-педагогических ресурсов и умение их применять - одно из требований успешности педагогической деятельности. Для успешного исполнения произведения большое значение имеет метод обучения и пения. Преподаватель должен изучить методику работы над произведениями, чтобы быстрее освоить широкий и разнообразный спектр исполнительских программ.
На протяжении столетий, тысячелетий искусство голоса существовало в те времена, когда еще не создавались музыкальные инструменты. После того, как звуковое искусство созрело, в свою очередь осознанно, то есть с точки зрения четких нот и мелодий, музыка появилась [2]. Умение показывать звук имеет большое значение в воспитании качества голоса в предполагаемом результате. Для этого у самого учителя должен быть хороший голос, а у учащегося - способность к подражанию. Однако подражание не считается обязательным при обучении пению. Ламперти, например, не был певцом, но воспитал великих певцов. Кроме того, деятели искусства Республики Узбекистан, такие как Темур Махмудов и Шавкат Мирзаев, воспитали многих певцов, не используя при этом свой голос.
Демонстрация и объяснение дыхательных техник занимают большое место в практике учителя. Способ дыхания всегда охватывает определенные вещи, всегда может остановиться или изменить какую-то часть работы звукового аппарата. Студент сначала понимает, что он делает, а затем пытается сознательно применять эти движения во время пения. В этом и заключается ценность обучения дыханию. Потому что дыхание считается единственным источником звука, правильное дыхание является причиной правильного использования голоса [2]. Объяснение через речь является чрезвычайно важным фактором в воспитании надежного понимания значения слова - структуры звука. Объяснение через речь очень важно при обучении пению, так как оно объясняет причинно - следственное взаимодействие в работе звукового аппарата и позволяет с некоторой точностью понять его работу. Речевое объяснение звуковых и мышечных ощущений
не всегда оправдано, педагог часто пытается провести сравнение, образное выражение. Они применяются, если они понятны студентам и вызывают необходимые ответные действия.
При знакомстве с новыми студентами одной из первостепенных задач преподавателя является понимание его возможностей и способностей (на что он способен). Для того чтобы студент пел, необходимо дать ему известное упражнение. В начале необходимо соблюдать нейтралитет, так как очевидно, что он может продемонстрировать качественный аспект своих звуковых возможностей. Занятия не должны превышать 20-25 минут [3].
По возможности следует использовать перерыв между занятиями. Занятия нужно будет проводить с расширенными средними нотами. Именно для этого певцу нужно уметь находить оптимальную силу звука. Выполняемые упражнения в начале не должны быть сложными. Подразумевается требование музыкального выполнения упражнений. Одним из первых мероприятий является посещение совместно со студентом приема врача-фониатра, в ходе которого оценивается его звуковой аппарат и определяется его состояние в данный момент времени. Его оценка может быть полезна для определения типа звука.
Определение певческого голоса. Голосовые возможности определяются совокупностью таких признаков, как тембр, тон голоса, масштаб звука, переходные ноты и звучание начальной ноты, поэтому работа по настройке голоса начинается с ознакомления со звуком и музыкальными возможностями.
Тембр - это цвет голоса, который подразделяется на мягкий - грубый, бархатистый - резкий, звонкий -сладковатый.
Объем голоса определяется набором звуков, которые можно петь.
Шкала громкости - это расстояние от верхней ноты до нижней ноты.
Звуковую гамму можно определить в упражнениях: через упражнения, составленные из национальных мелодий, необходимо поэтапно произносить звук в верхних и нижних ладах [4].
Объем голоса определяется переходными нотами. Размер переходных нот, объем головного и грудного резонаторов имеет решающее значение для определения типа голоса. При ознакомлении с возможностями голоса и задании звуковой гаммы можно чередовать один или несколько звуков со свободным и естественным звучанием. В них хорошо проявляется тембр и тип голоса. Определение естественного тембра - первоочередная задача преподавателя. После знакомства с вокалом и музыкальными возможностями начинается индивидуальная работа.
Основная задача в обучении пению: развитие художественного вкуса голоса и слуха. В процессе работы над звуком обучают правильному формированию голоса, овладению навыками опорного дыхания, правильному распределению дыхания, не избегая нот, т.е. пения фальша, что придает голосу такие качества, как звонкость, летучесть, собранность (не растекаться).
На занятиях по настройке голоса обычно выполняются упражнения, которые формируют и развивают навыки разогрева голосового аппарата. Пение без инструментального сопровождения можно выполнять, читая различные звуки, например: ёр - ей, вой - ей или просто «о». Также возможно выполнение через слова: для этого студент, выполняющий голосовое упражнение, должен петь одну газель, которую он хорошо знает, в разных тонах, а другую, постепенно повышая ее, а также по мере того, как она достигает своего голоса, произносить ее на более низких тонах. По сути, это упражнение для увеличения объема голоса.
Пение считается формой практики. Обучение настройке голоса будет во многом заключаться в формировании певческого голоса, совершенствовании практических профессиональных навыков. При обучении пению органы голосового аппарата специально адаптированы к задачам пения. Представления о виде певческих голосов определяются музыкально-содержательной выразительностью и влияют на работу голосового аппарата.
Список литературы /References
1. Юнусов Р., Мамадалиев Ф. "Миллий мусща ижрочилиги масалалари". Тошкент, 2001.
2. Улашева М.А. "Роль певческих голосов в мире макомов / The role of singing voices in the world of
makoms". "Проблемы современной науки и образования". № 4 (137), 2019.
3. Матёцубов Ш. "Анъанавий хонандаликда укитиш услубияти", 2015.
4. Расулов У. "Анъанавий хонандалик укитиш методикаси". Тошкент, 2006.