Научная статья на тему 'Голос и речь учителя важнейший элемент профессионального мастерства'

Голос и речь учителя важнейший элемент профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2476
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / РЕЧЬ / КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА / ПЕНИЕ / ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА / ГИГИЕНА ГОЛОСА / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ / VOICE / SPEECH / QUALITY OF SOUNDING OF VOICE / SINGING / SPEECH BREATH / DISEASES OF THE VOICE APPARATUS / HYGIENE OF VOICE / RESPIRATORY GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернов Даниил Евгеньевич, Чернова Людмила Владимировна

Рассматривается проблема постановки голоса у студентов педагогического вуза будущих учителей музыки, а также других предметов. Дается характеристика качеств звучания голоса, указываются причины нарушения звучания. Делается акцент на сложность перехода с речи на пение. Рассматривается возможность улучшения и сохранения голоса учителя с помощью различных методик фонационного дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOICE AND SPEECH OF A TEACHER AS A MAJOR ELEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

The problem of voice training of students of pedagogical high school future teachers of music, and other subjects is analyzed. The characteristic of qualities of sounding of voice is given, sounding causes of infringement are specified. The emphasis is placed on complexity of transition from speech to singing. Possibility of improvement and preservation of voice of a teacher by means of various techniques of singing breath training is considered.

Текст научной работы на тему «Голос и речь учителя важнейший элемент профессионального мастерства»

УДК 371. 123 ББК Ч421.421

Д. Е.Чернов, Л. В.Чернова

Екатеринбург

ГОЛОС И РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ГСНТИ 14.01.93 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: голос; речь; качество звучания голоса; пение; фонационное дыхание; заболевания голосового аппарата; гигиена голоса; дыхательные гимнастики.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема постановки голоса у студентов педагогического вуза — будущих учителей музыки, а также других предметов. Дается характеристика качеств звучания голоса, указываются причины нарушения звучания. Делается акцент на сложность перехода с речи на пение. Рассматривается возможность улучшения и сохранения голоса учителя с помощью различных методик фонационного дыхания.

D. E. Chernov, L. V. Chernova

Ekaterinburg

VOICE AND SPEECH OF A TEACHER AS A MAJOR ELEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

KEY WORDS: voice; speech; quality of sounding of voice; singing; speech breath; diseases of the voice apparatus; hygiene of voice; respiratory gymnastics.

ABSTRACT. The problem of voice training of students of pedagogical high school — future teachers of music, and other subjects is analyzed. The characteristic of qualities of sounding of voice is given, sounding causes of infringement are specified. The emphasis is placed on complexity of transition from speech to singing. Possibility of improvement and preservation of voice of a teacher by means of various techniques of singing breath training is considered.

Опыт работы со студентами педагогического вуза показывает, что успешная профессиональная подготовка учителя во многом зависит от умения пользоваться голосом.

Совершенство речи обеспечивает восприятие и понимание ее учениками. Дети особенно чутки к звучанию голоса педагога. Неоправданная интонация, монотонная речь, неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех или недоверие. Анкетирование и медицинское (фониатром) обследование студентов разных факультетов

© Чернов Д. Е., Чернова Л. В., 2011

Уральского государственного педагогического университета показало, что особую повышенную голосовую нагрузку несут студенты музыкальных факультетов, будущие учителя музыки. Им в своей деятельности постоянно приходится осуществлять переход от речи к пению. Если их разговорный голос не поставлен, речь неорганизованна, то страдает и певческий голос.

Наш голос, речевой и певческий, все его качества — тембр, диапазон, динамика, гибкость вне зависимости от смысла высказываемого, несут в себе по

характеру звучания максимум информации о нашем внутреннем психическом и физическом состоянии. Это основной рабочий инструмент учителя. Владение им тесно связано с раскрытием творческой индивидуальности педагога. Как правило, речь наших студентов, готовящихся стать педагогами, даже если она не имеет каких-либо недостатков произношения, является речью, плохо организованной. Такая речь — следствие естественного приспособления голосового аппарата и артикуляции с детства. Неорганизованная речь в случаях профессиональной нагрузки часто выводит голосовой аппарата из строя, иногда вызывая стойкие заболевания, поэтому необходима грамотная постановка голоса, тренировка дыхательной и артикуляционной систем с опорой на знания анатомии и физиологии голосового аппарата. Кроме того, такая тренировка важна еще и потому, что помогает ликвидировать заболевания голосового аппарата и является своего рода закаливанием, профилактикой ларингологических и даже ряда других заболеваний.

Некоторые считают, что и голос, и его тембр — только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом изменить. Сложность постановки голоса, особенно певческого, заключается в том, что работа голосового аппарата скрыта от наших глаз и ученик строит свой инструмент вслепую, опираясь на свои ощущения и веру в педагога. Второй момент — в процессе звукообразования принимает участие не отдельный орган человека, а весь его организм — дыхание, артикуляционный аппарат, резонаторные полости. Влияет на звучание голоса также общее самочувствие, психологический настрой, состояние слуха, зрения, памяти и многое, многое другое.

К недостаткам голоса можно отнести фальцетное звучание, визгливость, монотонность, искусственно заниженный, глухой, грубый, бубнящий звук. При неправильной эксплуатации голоса появляется охриплость, повышенная утомляемость, несмыкание голосовых складок, а иногда и профессиональная

инвалидность. Устранить эти недостатки можно, выработав комплекс определенных навыков. Техническую сторону голосообразования составляют навыки дыхания, артикуляции, резонирования.

Поскольку искусство пения создавалось на протяжении многих веков именно как искусство музыкального дыхания, целью нашего исследования явилось изучение механизма фонационного дыхания и его влияние на процесс певческого и речевого голосообра-зования. Частота, амплитуда, ритм дыхательных движений зависит от многих условий, при которых организм нуждается в кислороде в данный момент, поэтому естественно, что многие показатели дыхания изменяются в зависимости от душевного и физического состояния человека. Прежде всего, замечается разница между мужским и женским дыханием. Мужчина, привыкший к тяжелому физическому труду, при дыхании пользуется сильной дыхательной мышцей — диафрагмой. Женщина, занятая домашней работой и более легким физическим трудом, дышит чаще грудью. Тип дыхания у мужчин и женщин может изменяться под воздействием тренировки или определенной физической нагрузки. У женщин, занятых тяжелым физическим трудом, дыхание переходит на диафрагмальное, и наоборот, у мужчин оно изменяется и становится грудным при сидячей работе, ибо в этом случае проще и легче поднять грудную кость, чем сократить диафрагму. Кроме того, на тип дыхания сильно влияет психика. Все мы дышим по-разному, судя по тому, что мы переживаем в данный момент: радость или горе, говорим ли патетически или прозаически. Повышается количество дыхательных движений на холоде, в загрязненном воздухе, бедном кислородом, и наоборот, оно замедляется в чистом воздухе, насыщенном кислородом. И вот этот-то дыхательный процесс использован природой для другой цели голоса.

Дыхание при фонации (речевое и певческое) отличается от обычного спокойного дыхания, связанного с обеспечением газообмена в покое. Если внимательно присмотреться к тому, как используют дыхание многие профес-

сиональные певцы, то можно отметить удивительное разнообразие дыхательных движений. У одних набор дыхания происходит совершенно незаметно, их грудь не показывает никаких видимых движений. У других грудная клетка весьма ощутимо включена в работу. Легко заметить и различие в количестве набираемого дыхания для пения у различных певцов. Некоторые в пении умеют обходиться весьма скромным количеством дыхания, и со стороны их дыхательных органов не наблюдается особой активности, напряжения. У других, наоборот, наблюдается большая активность дыхания, стремление хорошо наполнить воздухом всю дыхательную систему. Также можно отметить, что певцы используют различные типы певческого дыхания: грудное, брюшное, смешанно-диафрагмальное.

Изучением различных типов дыхания у взрослых и детей ученые занимались на протяжении многих лет. Тем не менее, многие вопросы до сих пор остаются необъясненными и вызывают дискуссии. Многое толкуется весьма субъективно. В результате противоречивых данных в процессе вокально-хоровой практики учащимися усваиваются неправильные навыки, затрудняющие звукообразование и ведущие нередко к заболеваниям голосового аппарата.

К ранним признакам подобных заболеваний у певцов относится появления жалоб на усталость мышц глотки, ощущение инородного тела в глотке, охриплость голоса. Если охриплости голоса и нет, но звук приобретает неприятный оттенок, он как бы «покрывается песочком». Сам процесс пения становится певцу неприятным. В горле имеются ощущения какой-то неловкости, жжения, сухости или, наоборот, излишней влажности. Постоянное стремление откашляться, в конце концов, вызывает першение в горле, доходящее до ощущения боли. Звучание голоса при этом страдает, теряя эстетическую привлекательность. Происходит сужение диапазона голоса, снижение силы и полетности звука, появляется неточная интонация, тремолирование.

Мы предполагаем, что многие нарушения голосообразования можно

предупредить, организовав процесс дыхания.

Дыхательные упражнения в процессе воспитания речевого и певческого голоса использовались вокальными педагогами и хормейстерами в той или иной форме. Для учеников важно понять, что плавность дыхания, к которой стремятся все певцы, зависит не от количества вбираемого воздуха, а от его регулировки, которая вырабатывается временем и очень постепенно.

В настоящее время существует много различных методик и систем, направленных на улучшение, совершенствование, поддержание на высоком уровне работоспособности и использования дыхательного аппарата. К ним можно отнести прерывистое, или пульсирующее, дыхание по методике В. К. Дуры-манова; дыхание по методике К. П. Бу-тейко, основанное на волевом уменьшении дыхания и накоплении СО2 в организме; дыхание по методике «реже и глубоко» В. В. Гневушева; «рыдающее» дыхание Ю. Вилунаса. Дыхание по методике М. С. Тартаковского направлено на тренировку при дыхательных движениях одной из мощных мышц — диафрагмы, которая, в свою очередь, ритмично поднимаясь и опускаясь, массирует печень, желудок, кишечник, а также улучшает звучание голоса. Дыхание по методике Б. С. Толкачева направлено на очищение дыхательных путей от болезнетворных микробов, что обеспечивает хороший дренаж бронхов, а гимнастика предупреждает развитие острых респираторных инфекций. Дыхание по методике П. К. Иванова называется «Вдохни жизнь» и рекомендуется автором в общей системе оздоровления.

Наряду с перечисленными методиками, особый интерес может представлять мало известная методика организации дыхания, разработанная в 60-е гг. XIX в. оперным певцом одного из театров Германии Лео Кофлером. Заболев туберкулезом и потеряв голос, Кофлер уехал в США, надеясь там поправиться, но улучшения не наступало. И вот Коф-лер берется сам за изучение физиологии и медицины. Он знакомится с огромным количеством специальной литературы по физиологии дыхания, изу-

чает в том числе и систему йогов, разрабатывает на этой основе систему дыхательных упражнений. В результате туберкулез был вылечен, но Кофлер оставил карьеру певца и открыл в Америке школу дыхания. Кофлер не только лечил легочные заболевания, но и применял свой метод дыхания для обучения певцов. Развитие дыхания проводилось на речевых, певческих упражнениях и упражнениях с движениями [1].

В России эту методику в XX в. продолжала развивать Ольга Георгиевна Лобанова. В начале XX в. она преподавала в ряде театров Москвы. К ней обращалось большое количество молодых и пожилых людей, чтобы использовать занятия дыханием не только для общего оздоровления, но и для постановки голоса. Развитие дыхания по ее системе также строится на трех элементах: речи, пении и движении [3].

Основной особенностью правильного дыхания, как считает О. Лобанова, является тип дыхания, заимствованный у человека во время сна. Во время сна человек выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вдыхает носом. Таким образом, дыхание складывается из трех моментов или фаз: 1) выдох через сомкнутые губы, 2) пауза, 3) легкий носовой вдох.

Цель данной методики заключалась в освоении трехфазного дыхания — обучение упругому выдоху и естественному вдоху; выработка и организация правильного выдоха на согласных звуках; тренировка мускулатуры зева; тренировка выдоха на гласных; соединение трехфазного дыхания с движением и ряда вокальных упражнений.

Литература по искусству дыхания продолжает появляться и в настоящее время. Своеобразный подход к этой проблеме обнаружила оперная певица и педагог Нэнси Зи. Она выросла в Китае под влиянием восточного убеждения, что наше умственное и физическое благополучие управляется внутренней энергией, которая называется «Ци». На протяжении многих лет Нэнси Зи была преданной поклонницей Цигун. Она получила огромную пользу от этой древней китайской практики, которая

соединяет в себе управление дыханием, движением тела и медитацию. Выступая в качестве профессиональной солистки на различных концертах, в операх, опереттах Нэнси Зи поняла, что жизненную энергию, используемую западной цивилизацией для классического пения, можно сравнить с Ци. Она обнаружила, что в западной культуре эта внутренняя энергия направляется наружу и поддерживает внешние проявления, а в восточной культуре она направляется в основном вовнутрь для исцеления и приобретения хорошего самочувствия. Собрав вместе все лучшее из двух культур, Ненси Зи создала Ци И, что дословно переводится как искусство дыхания, — новую и простую технику для пения и адаптировала ее к многонациональной аудитории. В методике использованы мыслеобразы, которые помогают испытать особые ощущения в теле. Как и Ольга Лобанова, Нанси Зи обращает внимание на организацию дыхание во сне, на то, что у спящего ребенка живот с каждым дыханием поднимается и опускается. Именно такое дыхание помогает ощутить правильное певческое, преимущественно брюшное дыхание. При этом отмечается, что, используя термин «брюшное дыхание», не надо понимать так, будто вдыхаемый воздух действительно поступает в брюшную полость. Это просто показывает, что брюшная стенка вовлечена в процесс дыхания, хотя у вас может создаться впечатление, что воздух заполняет брюшную полость. На самом деле вы всего лишь используете мышцы живота, чтобы опустить диафрагму и увеличить объем легких. Используя мыслеобраз, предлагается представить, что живот — это воздушный шар. Когда вы вдыхаете воздух, шарик надувается, а когда выдыхаете — сдувается. Или другой мыслеобраз: «Представьте, что в нижней части живота у вас находится большой бутон цветка лотоса. Когда вы вдыхаете, он постепенно раскрывается до конца, а когда вы выдыхаете, он медленно закрывается, пряча все свои лепестка, и снова становиться бутоном» [6]. В данной методике используется еще ряд интересных мысле-образов, организующих процесс дыха-

ния, освобождающих мышечные зажимы. Например, «аккордеон», «нанизывание бусин», «воздушный змей», «соломинка», «бочонок» и т.п.

Предполагаем, что обращение к подобным мыслеобразом могут помочь найти доступные способы обучения вокальному искусству, сосредоточить внимание ученика на технических задачах.

Во всех приведенных методиках, несмотря на довольно разные подходы, просматриваются и общие принципы организации певческого дыхания. Это вдох носом, участие при вдохе мышц брюшного пресса, плавный, без толчков выдох.

В собственной практике организации певческого дыхания у студентов мы использовали дыхательную и звуковую гимнастику, разработанную известным специалистом в области постановки сценической речи, профессором Уральской консерватории Э. М.Чарели [8].

В основе тренинга, предлагаемого автором, лежит метод самостоятельного сознательного управления дыханием и голосом. Особое внимание уделено профилактике расстройств голосового аппарата, психофизической гимнастике и основам гигиены голоса, а также предлагаются рецепты народной, тибетской и гомеопатической медицины при заболеваниях голосового аппарата.

В соответствии с поставленной исполнительской задачей певца мы использовали выборочно комплексы упражнений, направленные на выработку носового дыхания, освоение смешанно-диафрагматического дыхания, на активизацию мышц брюшного пресса, на снятие напряжений окологортанной мускулатуры, на тренировку внутриглоточной ЛИТЕРАТУРА

артикуляции. Предложенные комплексы упражнений помогают укрепить и закалить голосовой аппарат, предохранить его от профессиональных заболеваний, а также заболеваний верхних дыхательных путей. Они являются результативной гимнастикой голоса и эффективным средством его воспитания и сохранения.

Затронутую нами проблему постановки и правильного функционирования голоса невозможно решить без опоры на знания анатомии, физиологии и гигиены, поэтому вызывает беспокойство исчезновение из базовой (обязательной) части учебного цикла нового образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 — «Педагогическое образование» таких учебных дисциплин, как анатомия и физиология человека, основы медицинских знаний и первой медицинской помощи, знание которых необходимы при обучении речевой и певческой культуре. Тем не менее в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата значится, что выпускник должен обладать способностью «логически верно строить устную и письменную речь, «владеть основами речевой профессиональной культуры1». Это входит в раздел (ОК-6) «общекультурные компетенции» и в раздел (ОПК — 3) «профессиональные компетенции». Следовательно, необходимо разрабатывать специальные программы, рассматривающие вопросы теории и практики постановки голоса, его функционирования, развития и охраны, искать возможность включать их в образовательный процесс, объясняя студентам значимость этого.

1. КОФЛЕР Л. Учитесь правильно дышать. Гимнастика легких : приложение к журналу «Задушевное слово». М. : Издание товарищества М. О. Вольфъ ; СПб., 1907.

2. ЛЕВИДОВ И. И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Л. : Тритон, 1928.

3. ЛОБАНОВА О. Г. Правильное дыхание речь и пение. Новейшая метода Запада. М. ; СПб. : Гос.издательство, 1923.

4. МИТРОНОВИЧ-МОДЖИЕВСКА А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава : Польское гос. мед. изд-во, 1965.

5. МОРОЗОВ В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л. : Наука, 1977.

6. НЭНСИ ЗИ. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания ; пер. с англ. Е. Винецкой. — М. : ИД «София», 2004.

7. ЧАРЕЛИ Э. М. Как развить дыхание, дикцию, голос. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург, 2005.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доцент Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.