12.00.01
Теория и история права и государства / Theory and history of state and law
УДК 34:351.
1.7. Специфика осуществления правовоспитательной деятельности в период развития советского общества
©Адаева Ольга Викторовна
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, Республика Мордовия, РФ
Аннотация
Цели: определяется значение правового воспитания в государственной и общественной деятельности в советский период развития отечественного государства; исследована проблема разрыва между декларированными в советском обществе положениями относительно осуществления правовоспитательной деятельности и механизмом их реализации; изучены основные формы и средства правового воспитания, выявлены наиболее эффективные из них, способные к формированию высокого уровня правосознания; дана характеристика основных субъектов советской правовоспитательной деятельности.
Выводы: в советском обществе на государственном уровне вопросам правового воспитания уделялось значительное внимание; отдельные средства осуществления правового воспитания были недостаточно эффективными; существовали проблемы распределения полномочий между субъектами правового воспитания; необходимо учитывать прошлый опыт политико-правового развития государства в целях построения эффективного механизма правовоспитательной деятельности.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая пропаганда, правосознание, правовоспитательная деятельность.
Для цитирования: Адаева О.В. Специфика осуществления правовоспитательной деятельности в период развития советского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №5. С. 054-057.
The specifics of the implementation of law enforcement activities during the development of soviet society
©Adaeva Olga Viktorovna
Mordovia State University named after NP. Ogarev, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
Abstract
Objectives: the importance of legal education in state and public activities during the Soviet period of development of the domestic state is determined; the problem of the gap between the provisions declared in the Soviet society regarding the implementation of law enforcement activities and the mechanism for their implementation is investigated; the main forms and means of legal education are studied and the most effective of them capable of forming a high level of legal awareness are identified; the characteristic of the main subjects of the Soviet law-enforcement activity is given.
Conclusions: in the Soviet society at the state level significant attention was paid to legal education; certain means of implementation of legal education were not effective enough; there were problems with the distribution of powers between subjects of legal education; it is necessary to take into account the past experience of the political and legal development of the state in order to build an effective mechanism of the law educational activity.
Keywords: legal education, legal propaganda, legal awareness, legal educational activity.
For citation: Adaeva O.V. The specifics of the implementation of law enforcement activities during the development of soviet society // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №5. Pp. 054-057. (in Russ.).
Введение. Постановка проблемы
Формирование политико-правовой системы современной России считается закономерным продолжением тех процессов, которые отчетливо прослеживаются с учетом особенностей, характерных для различных периодов истории, происходящих в политической, социальной, экономической, культурной сферах. Несомненно, необходимо учитывать и недопустимо недооценивать прошлый опыт политико-правового развития государства. С целью построения в настоящее время эффективной системы осуществления правовоспитательной деятельности важно анализировать существовавшие ранее противоречия, пробелы в правовом пространстве, а также полученные объективные результаты данной работы и ее недостатки, поскольку их недооценка и недоработка в значительной мере препятствует созданию правового государства с развитыми, активными, жизнеспособными
гражданскими институтами.
Основные положения работы
Советское общество на разных этапах своего развития характеризуется различными подходами к организации правовоспитательной деятельности, каждый из которых отражает определенные существующие в социуме проблемы, а также те ценности, которые положены в основу деятельности по повышению правовой культуры и правосознания граждан.
До начала советского периода активно обсуждались проблемы правового воспитания. К 1917 году производились попытки к становлению системы нравственно-правового воспитания. В военные и послевоенные годы получила развитие деятельность по осуществлению правового воспитания во взаимосвязи с гражданским и патриотическим. В 1950-1960-х гг. большое внимание
54 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Специфика осуществления правовоспитательной деятельности в период развития советского общества
Адаева О.В.
уделялось идейно-политическому, нравственному, трудовому и правовому воспитанию граждан. В 1970-е годы правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В это время в средней школе формируется система правового образования в рамках урочной и внеурочной работы. В общеобразовательных учебных заведениях были введены курсы «Основы советского государства и права», «Основы советского законодательства», в училищах преподавался предмет «Основы правоведения». В 1980-х годах система воспитания определялась, прежде всего, решениями съездов партии и комсомола. В 1990-х годах происходит переоценка ценностей, актуальным становится интернациональное воспитание [Демченко, 2011: 284]. Полагаем, что опыт советской России в период с 50-х по 80-е гг. XX века является наиболее удачным и подходящим отчасти в целях преемственности по отношению к современной России. Рассмотрим его более подробно.
Необходимо отметить, что в период с 1950-х по 1980-е гг. вопросам правового воспитания уделялось значительное внимание. Характерной особенностью правовоспитательной деятельности того времени являлось ее осуществление сквозь призму марксистско-ленинского мировоззрения, то есть она носила ярко выраженный идеологический характер. Как отмечает О.А. Дол-гополов, вся система воспитания правовой культуры строилась на воплощении в жизнь принципа партийности, который носил ярко выраженную классовую сущность [Долгополов, 2004: 84]. В целом право рассматривалось с точки зрения защиты интересов трудящихся. А правовое воспитание выделялось в рамках более широкого понятия - коммунистического воспитания. Советские органы проводили активную государственную политику по повышению уровня правовой культуры. При этом в отношении целей советского правового воспитания выделялось два основных уровня: воздействие на правовое сознание и на установки, мотивы поведения. В подходах к организации правового воспитания наблюдалось тесное единство правового, нравственного, трудового, идейно-политического воспитания. Так, например, большую роль играло развитие и закрепление убеждений правомерного поведения, выработка устойчивого нравственного отношения к правовым нормам и их применению, формировалось понимание важности трудовых прав и обязанностей, воспитывалось неприятие частнособственническим настроениям.
Особо активно в советском обществе применялась такая форма правового воспитания, как правовая пропаганда. Именно данная форма признавалась наиболее эффективной при осуществлении правовоспитательной деятельности в рамках оказания воздействия на правовое сознание индивидов. В свою очередь, правовая пропаганда также подразделялась на формы, среди которых наибольшее внимание уделялось так называемой лекционной правовой пропаганде, как разновидности общей лекционной пропаганды, основными задачами которой были формирование высоких идейно-политических, нравственных качеств населения, их активной жизненной позиции, отраженными в официальном документе - постановлении ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды» от 27 февраля 1978 года. Необходимо отметить, что основными субъектами лекционной правовой пропаганды
являлись лекторские группы юристов партийных и комсомольских комитетов, а среди наиболее значимых объектов данной деятельности была избрана молодежная аудитория. Как отмечается многими исследователями, советский период характеризовался существенным разрывом между декларированными положениями и механизмом их реализации. Например, с одной стороны, доминировала позиция о единстве мировоззрений советского народа как новой исторической общности, с другой стороны, существовало понимание, что необходимо применять различные методы к личностям, имеющим разные уровни правовой культуры. Так, в постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» признавалась потребность в дифференцированном подходе к проведению правовой пропаганды.
Также эффективной формой правового воспитания признавалось правовое обучение. XXIV съезд КПСС дал указание повсеместно организовать осуществление правового обучения среди всех слоев населения различных возрастов в целях повышения правового воспитания. В том числе было уделено внимание и по повышению уровня правосознания и самих должностных лиц в рамках данной формы правовоспитательной деятельности [Адаева, 2018: 26].
Среди форм правового воспитания определенное место занимает и правовое информирование, которое заключалось в осведомлении граждан об актуальных и важных фактах и событиях политико-правовой жизни страны.
В механизме правового воспитания были использованы самые различные средства: беседы, викторины, тематические вечера, диспуты, литература, правовые журналы, конференции, вечера для ответов на вопросы, лекции, консультации и т.д. Все это активно применялось на практике, однако не всегда способствовало повышению правовой культуры, так как отдельные мероприятия имели невысокую результативность в силу того, что проводились довольно формально, не учитывались возрастные, культурные особенности лиц, составляющих аудиторию.
Немалое значение в механизме правовоспитательной деятельности уделялось субъектам его управления и реализации. Доминирующая роль в данном процессе отводилась, как уже отмечалось, коммунистической партии, центральные органы которой осуществляли функции политического руководства, они вырабатывали стратегию развития правового воспитания населения, программы, планы, направления развития. Партийные органы при этом занимались непосредственным управлением процессом правового воспитания. Так среди субъектов правовоспитательной деятельности на уровне государства можно назвать Министерство культуры (организовывали лектории, кинолектории на правовые темы в культпросветучилищах), Советы народных депутатов (контролировали организацию проведения систематической пропаганды правовых знаний среди трудящихся), Прокуратуру СССР (создан отдел систематизации законодательства). Однако главным субъектом правовоспитательной деятельности было Министерство юстиции СССР, помимо осуществляемой задачи по координации и методическому руководству всей правовоспитательной деятельностью, оно отвечало за распространение правовых знаний среди иных субъектов правовоспитательной работы, организовывало выставки художественной
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №5 2020 Пробелы в российском законодательстве 55
ISSN 2310-7049 (online)
12.00.01
Теория и история права и государства / Theory and history of state and law
литературы, проводило научные исследования, издавало журналы по правовой тематике. При Минюсте СССР был создан специальный координационно-методический совет по правовой пропаганде. Также довольно активными при осуществлении правового воспитания были общественные организации того времени: общество «Знание» (действовали секции по правовой пропаганде), ВЦСПС, ВЛКСМ (существовал сектор по правовой пропаганде среди молодого поколения, Всесоюзный совет по проблемам воспитания). Кроме того, в постановлении ЦК КПСС от 15 сентября 1970 года была дана рекомендация различным государственным органам, в том числе, Министерству внутренних дел СССР (поручено осуществлять политико-воспитательную работу), Верховному Суду СССР, обратить внимание на проблемы правового воспитания, усовершенствовать уровень своей деятельности по повышению правовой культуры [Долгополов, 2004: 87].
Говоря в целом о роли в исследуемом процессе судебных органов, то образцом законопослушания и уважения к праву того времени были советские судьи, на которых в значительной мере возлагалось осуществление правового воспитания населения. Таким образом, для советского общества характерна воспитательная роль правосудия, которая отражалась в вовлечении граждан в практику разрешения юридических споров, широком освещении судебных процессов среди населения. Определенное значение в рамках осуществления работы государства по повышению правовой культуры советского общества имела прокуратура СССР, которая также активно осуществляла указанную деятельность в форме правовой пропаганды. Особое внимание работников прокуратуры отводилось правовому воспитанию школьников. Важно отметить, что правовоспитательная деятельность имеет основное значение для приобщения учащихся к правовым ценностям [Худойкина, 2016: 248].
Основной частью ученых констатируется такая проблема советского общества, как несоответствие между официальной правовой пропагандой и практикой. Таким образом, наряду с возложением больших надежд на проводимую правовоспитательную работу, провозглашением правовых идеалов в качестве планируемых
Список литературы:
1. Адаева О. В. Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 26-27.
2. Демченко Т. И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: дис. ... д-ра юрид. наук. Ставрополь, 2011. 426 с.
3. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 229 с.
4. Семенов В. В. Правовое воспитание молодежи: ис-торико-теоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. 195 с.
5. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.
результатов данной деятельности, в действительности наблюдался рост преступности, в том числе, несовершеннолетней, проявления правового нигилизма и другие негативные явления [Семенов, 2001: 105].
Выводы
Несмотря на, как, казалось бы, четко выстроенную полномасштабную деятельность различных государственных органов разного уровня и значения, существовали определенные проблемы функционирования данной системы, в частности, проблема координации правовоспитательного процесса, выработки и систематизации научных подходов и методов к организации правового воспитания. На практике оказалось, что не настолько четко распределены функции, задачи, полномочия субъектов правовоспитательной деятельности по претворению в жизнь правовоспитательных целей, возникли проблемы в рамках отношений субординации и подчиненности. Таким образом, исследование особенностей и противоречий в рамках осуществления правовоспитательного процесса в советском обществе, показало, что проблема правового воспитания актуальна на любом этапе развития социума. Вечная задача формирования гражданственности эволюционирует непосредственно с объективными процессами и явлениями, происходящими в общественной жизни.
Заключение
Полагаем, что современная Россия должна перенять то внимание к правовоспитательным проблемам, то рвение систематизировать элементы механизма осуществления правового воспитания, которыми характеризовался прошедший исторический этап развития страны, и устранить существующую пробельность в правовом регулировании относительно вопросов правовоспитательной деятельности на законодательном уровне. При этом, несомненно, важно не игнорировать те ошибки, противоречия, пробелы, которые были допущены советской государственной властью. Таким образом, считаем, что необходимо в полной мере учитывать преемственность организации современного правового воспитания по отношению к такому воспитанию прошлых эпох.
References:
1. Adaeva O. V. Features of the implementation of legal education of employees of internal affairs bodies // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 6. S. 26-27.
2. Demchenko T. I. Legal consciousness in Old Russian and Russian state-legal life: dis. ... Dr. jur. sciences. Stavropol, 2011.442 s.
3. Dolgopolov O. A. Organization of legal education in modern Russia: dis. ... cand. legal sciences. Ryazan, 2004.229 s.
4. Semenov VV Legal education of youth: historical and theoretical aspect: dis. ... cand. legal sciences. Stavropol, 2001.195 s.
5. Khudoykina T. V. Formation of the legal culture of schoolchildren // Socio-political sciences. 2016. No. 4. P. 248-251.
Рецензия
на статью «Специфика осуществления правовоспитательной деятельности в период развития советского общества», подготовленную О. В. Адаевой
56 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №5 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Специфика осуществления правовоспитательной деятельности в период развития советского общества
Адаева О.В.
Представленная рукопись соответствует уровню научной работы. Автор обосновывает актуальность темы исследования. Определяются особенности осуществления правового воспитания в период развития советского общества. Выявлены противоречия и проблемы в организации советской правовоспитательной деятельности. Выделяются те достигнутые результаты государственной деятельности по повышению правового сознания, которые могут быть заимствованы при построении современного механизма правового воспитания в России.
Работа соответствует установленным правилам оформления, ее содержание соотносится с заглавием и аннотацией, во введении сформулированы основные цели работы. Статья имеет высокий процент оригинальности, на цитируемые положения автор указал соответствующие сноски на первоисточники.
Статья О.В. Адаевой по своей актуальности, теоретической и практической значимости вполне соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в открытой печати. Данная статья ранее не публиковалась.
Заведующий кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», д-р юрид. наук, профессор Т.В. Худойкина
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,23%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68); AuthorlD: 860592. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Adaeva Olga Viktorovna, senior lecturer of the department of legal disciplines, Mordovia State University named after NP. Ogarev (Saransk, Bolshevistskaya str., 68), Au-thorlD: 860592. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №5 2020 Пробелы в российском законодательстве 57
ISSN 2310-7049 (online)