Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОСОЗНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / LEGAL TRAINING / SUBJECTS OF LEGAL EDUCATIONAL ACTIVITY / LEGAL EDUCATIONAL ACTIVITY / GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / LEGAL EDUCATIONAL PROCESS / LEGAL CONSCIOUSNESS OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна

Цели: определить роль общеобразовательных учреждений в процессе осуществления правового воспитания школьников; установить место и значение правового воспитания в рамках учебного и внеучебного школьных процессов; обозначить взаимосвязь различных видов воспитания в соотношении с правовым воспитанием; выделить критерии осуществления правового воспитания общеобразовательными учреждениями; определить содержание правовоспитательной деятельности в школе; обозначить систему субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях; проанализировать проблему уровня правовой подготовки основных субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях; определить специфику осуществления правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. Выводы: общеобразовательные учреждения имеют важное значение в процессе становления и развития правовой культуры школьников, поскольку первичное приобщение личности к социально-правовой действительности происходит именно в школьный среде; правовое воспитание занимает значительную роль в учебном и внеучебном школьных процессах, поскольку в рамках правовоспитательной деятельности на данном этапе становления личности закладываются основы правомерного поведения (кроме того, отельные авторы признают правовое воспитание определяющей и главной задачей общего образования); в целом, воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемым элементом образования и осуществляется во взаимосвязи с различными видами воспитания, в том числе правового, гражданского, нравственного и т.д.; критериями осуществления правового воспитания общеобразовательными учреждениями являются: плановость, организованность, контролируемость, управляемость, целенаправленность, систематичность, системность; правовоспитательная деятельность в школе состоит из определенных компонентов, совокупность которых позволяет качественно повысить уровень правового сознания учащихся; система субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях представлена педагогическим составом организации, а также представителями различных государственных органов и органов местного значения; уровень правовой подготовки субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях является низким, предлагается повышать квалификацию указанных лиц в области права; специфика осуществления правового воспитания в общеобразовательных учреждениях обуславливается использованием субъектами правовоспитательной деятельности специфических правовых форм, средств и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEGAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Objectives: to determine the role of educational institutions in the process of legal education of schoolchildren; to establish the place and significance of legal education in the framework of educational and extracurricular school processes; to identify the relationship of various types of education in relation to legal education; to highlight the criteria for the implementation of legal education by educational institutions; determine the content of legal educational activities at school; to designate the system of subjects of legal education in educational institutions; to analyze the problem of the level of legal training of the main subjects of legal educational activities in educational institutions; to determine the specifics of the implementation of legal education in educational institutions. Conclusions: educational institutions are of great importance in the process of formation and development of the legal culture of schoolchildren, since the initial introduction of the individual to the social and legal reality takes place in the school environment; legal education plays a significant role in educational and extracurricular school processes, since within the framework of legal educational activities at this stage of personality formation, the foundations of lawful behavior are laid (in addition, hotel authors recognize legal education as the defining and main task of general education); in general, educational work in educational institutions is an integral element of education and is carried out in conjunction with various types of education, including legal, civil, moral, etc .; the criteria for the implementation of legal education by general educational institutions are: planning, organization, controllability, controllability, purposefulness, consistency, consistency; legal educational activity at school consists of certain components, the totality of which makes it possible to qualitatively improve the level of legal consciousness of students; the system of subjects of legal educational activity in educational institutions is represented by the teaching staff of the organization, as well as representatives of various state bodies and local authorities; the level of legal training of subjects of legal education in educational institutions is low, it is proposed to improve the qualifications of these persons in the field of law; the specificity of the implementation of legal education in educational institutions is conditioned by the use of specific legal forms, means and methods by the subjects of legal education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Адаева О. В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

II. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.00)

6. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

12.00.01

УДК 340

6.1. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях

©Адаева О. В.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва г. Саранск, Российская Федерация

e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Аннотация. Цели: определить роль общеобразовательных учреждений в процессе осуществления правового воспитания школьников; установить место и значение правового воспитания в рамках учебного и внеучебного школьных процессов; обозначить взаимосвязь различных видов воспитания в соотношении с правовым воспитанием; выделить критерии осуществления правового воспитания общеобразовательными учреждениями; определить содержание правовоспитательной деятельности в школе; обозначить систему субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях; проанализировать проблему уровня правовой подготовки основных субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях; определить специфику осуществления правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. Выводы: общеобразовательные учреждения имеют важное значение в процессе становления и развития правовой культуры школьников, поскольку первичное приобщение личности к социально-правовой действительности происходит именно в школьный среде; правовое воспитание занимает значительную роль в учебном и внеучебном школьных процессах, поскольку в рамках правовоспитательной деятельности на данном этапе становления личности закладываются основы правомерного поведения (кроме того, отельные авторы признают правовое воспитание определяющей и главной задачей общего образования); в целом, воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях является неотъемлемым элементом образования и осуществляется во взаимосвязи с различными видами воспитания, в том числе правового, гражданского, нравственного и т.д.; критериями осуществления правового воспитания общеобразовательными учреждениями являются: плановость, организованность, контролируемость, управляемость, целенаправленность, систематичность, системность; правовоспитательная деятельность в школе состоит из определенных компонентов, совокупность которых позволяет качественно повысить уровень правового сознания учащихся; система субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях представлена педагогическим составом организации, а также представителями различных государственных органов и органов местного значения; уровень правовой подготовки субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях является низким, предлагается повышать квалификацию указанных лиц в области права; специфика осуществления правового воспитания в общеобразовательных учреждениях обуславливается использованием субъектами правовоспитательной деятельности специфических правовых форм, средств и методов. Ключевые слова: правовое воспитание, субъекты правовоспитательной деятельности, правовоспитательная деятельность, общеобразовательные учреждения, правовоспитательный процесс, правосознание школьников.

Для цитирования: Адаева О. В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 107-110.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ / THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF LAW AND STATE TEACHINGS

12.00.01

Organization of legal training in educational institutions

©O. V. Adaeva

Mordovia State University named after NP. Ogareva, Saransk, Russian Federation e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Abstract. Objectives: to determine the role of educational institutions in the process of legal education of schoolchildren; to establish the place and significance of legal education in the framework of educational and extracurricular school processes; to identify the relationship of various types of education in relation to legal education; to highlight the criteria for the implementation of legal education by educational institutions; determine the content of legal educational activities at school; to designate the system of subjects of legal education in educational institutions; to analyze the problem of the level of legal training of the main subjects of legal educational activities in educational institutions; to determine the specifics of the implementation of legal education in educational institutions. Conclusions: educational institutions are of great importance in the process of formation and development of the legal culture of schoolchildren, since the initial introduction of the individual to the social and legal reality takes place in the school environment; legal education plays a significant role in educational and extracurricular school processes, since within the framework of legal educational activities at this stage of personality formation, the foundations of lawful behavior are laid (in addition, hotel authors recognize legal education as the defining and main task of general education); in general, educational work in educational institutions is an integral element of education and is carried out in conjunction with various types of education, including legal, civil, moral, etc .; the criteria for the implementation of legal education by general educational institutions are: planning, organization, controllability, controllability, purposefulness, consistency, consistency; legal educational activity at school consists of certain components, the totality of which makes it possible to qualitatively improve the level of legal consciousness of students; the system of subjects of legal educational activity in educational institutions is represented by the teaching staff of the organization, as well as representatives of various state bodies and local authorities; the level of legal training of subjects of legal education in educational institutions is low, it is proposed to improve the qualifications of these persons in the field of law; the specificity of the implementation of legal education in educational institutions is conditioned by the use of specific legal forms, means and methods by the subjects of legal education.

Keywords: legal training, subjects of legal educational activity, legal educational activity, general educational institutions, legal educational process, legal consciousness of schoolchildren.

For citation: Adaeva O. V. Organization of legal training in educational institutions // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 107-110.

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Актуальность вопросов правового воспитания несовершеннолетних не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время современной правоохранительной системе и социальным службам не удается решить проблему детской и подростковой преступности, беспризорности, безнадзорности, а также обеспечить защиту в полной мере от ущемления прав и интересов детей, от психического и физического насилия, социального неблагополучия. Правовое сознание несовершеннолетних формируется под воздействием различных факторов, в частности наиболее активно процесс первоначального приобщения к социально-правовой среде осуществляется в школьный период.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Ученые в области педагогики уделяют немало внимания вопросам правового воспитания в учебном школьном процессе. Так, рядом исследователей отмечается, что главной задачей школьного образования является гражданское воспитание детей, прививание им чувства законности; именно школа дает основы, закладывает в личность ребенка базовые установки к осуществлению правомерного поведения в будущем [Капте-рев, 1987: 248]. Полагаем, что, действительно, право, выступая регулятором общественных отношений и поведения индивидов, позволяет приобретать правовому воспитанию общепеда-

гогическое значение, поскольку в целом вопросы воспитания и обучения являются неотъемлемыми друг от друга, а отношение к праву со стороны общества является основой любого правового государства. Необходимо отметить, что в педагогике правовое воспитание рассматривается во взаимосвязи с различными направлениями воспитательной работы в целом, например, с нравственным воспитанием [Стецура, 2003: 19]. Считаем, что в образовательных учреждениях должна обеспечиваться и четко прослеживаться взаимосвязь различных видов работы по осуществлению воспитания: правового, патриотического, морально-нравственного, гражданского, физического, трудового и т.д. [Адаева, 2020: 96]

С учетом действующего законодательства (например, Постановление Правительства от 24.10.2011 №859; Пр-1168, утв. Президентом РФ от 28.04.2011), необходимо отметить, что государство в настоящее время возлагает на общеобразовательные учреждения функцию по развитию правовой грамотности и правосознания подрастающего поколения. Данная задача реализуется посредством осуществления в школах таких форм правового воспитания, как правовое обучение, правовое просвещение, правовое информирование, с помощью включения в учебный и внеучебный процессы специальных правовых курсов, программ, методических материалов и разработок, которые позволяют обеспечить получение правовых знаний и навыков их применения.

Плановая, организованная, контролируемая работа школы по формированию правовой культуры учащихся должна состо-

108 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Адаева О. В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ять из следующих необходимых компонентов: обеспечение усвоения школьниками правовых знаний, не ограниченных лишь осведомленностью или отрывочным представлением, а являющихся системой; выработка потребности и внутренней убежденности в необходимости соблюдения законодательства; развитие интереса к институту права; формирование уважения к праву, как к социальной ценности, равно как и к системе правоохранительных, правотворческих и правоприменительных органов; стимулирование проявления социально-правовой активности при применении правовых норм в практической деятельности, а также при пресечении правонарушений [Худойкина, 2016: 248-249].

В настоящее время необходимо констатировать наличие проблемы неподготовленности кадров, на которые возложена функция по осуществлению правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. В первую очередь речь идет об учительско-преподавательском составе, который так или иначе регулирует и разрешает в тесной связи с содержанием обучения и воспитания различные вопросы, в том числе, касающиеся прав и интересов несовершеннолетних. Однако уровень правовой осведомленности указанных субъектов правовоспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях остается крайне низким. Для решения данной проблемы необходимо в целом совершенствовать уровень правосознания населения, а также повышать квалификацию в области права сотрудников образовательных организаций. Так, например, целесообразно в рамках профессиональной подготовки педагогов, а также юристов, включать в учебный план отдельную дисциплину, именуемую «Правовое воспитание», которая сочетала бы в себе усвоение взаимосвязи педагогических методов и правовых средств в целях осуществления в дальнейшем правовоспитательной деятельности, в частности, в отношении несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что учитель не является единственным субъектом правовоспитательного процесса при получении общего образования несовершеннолетним. Полагаем, что деятельность педагогического состава общеобразовательного учреждения должна соотноситься и тесно взаимодействовать с работой представителей социальных, психологических служб (социальных работников, детских психологов), правоохранительных органов (сотрудников отделов полиции по делам несовершеннолетних, практикующих юристов, работников прокуратуры, суда, адвокатуры), иных государственных органов и органов местного значения (комиссий по делам несовершеннолетних). Также неотъемлемым субъектом, взаимодействующим со школой в целях осуществления воспитательной работы в отношении несовершеннолетних, является семья, роль которой в правовоспитательном процессе становится, как правило, решающей. Полагаем, что сотрудничество всех вышеперечисленных лиц не должно носить устрашающий характер для ребенка, нецелесообразно при этом использовать исключительно карательные меры. У школьников должно формироваться позитивное отношению к праву, как к социальному явлению. Эффективными средствами правового воспитания при этом могут служить семинары, беседы, лекции, правовые игры.

Субъекты правового воспитания должны подходить к осуществлению правовоспитательной деятельности в рамках учебного процесса в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода. Особое значение при этом имеет выбор оптимальных правовоспитательных средств, которые позволят воздействовать на определенные факторы,

формирующие те или иные качества личности. При этом правовоспитательные методы и средства должны отвечать одновременно потребностям личности ребенка с учетом общественных закономерностей формирования правосознания. Также должны приниматься во внимание психологические и возрастные особенности несовершеннолетних. Ярким примером созданной педагогической технологии является воспитательная система А.С. Макаренко, чьи теоретические идеи являются актуальными и по сей день. Методика организации воспитательного процесса согласно данной системе предполагает выработку навыков у детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине [Гунибский, 2014: 40].

Особенностью осуществления именно правового воспитания в общеобразовательных учреждениях является использование субъектами правовоспитательной деятельности специфических правовых форм, средств и методов. Так, например, применение общих воспитательных методов, таких, как убеждение или принуждение, будет малоэффективным и низко результативным в рамках осуществления правовоспитательного процесса в отношении несовершеннолетних. Полагаем, что активно в школе должно осуществляться правовое обучение, правовое просвещение, правовое информирование, правовое самовоспитание. При условии организации плановой, систематической и системной правовоспитательной работы при помощи вышеуказанных мер, можно рассчитывать на высокие показатели по повышению уровня правосознания и правовой культуры школьников.

С учетом развития современных технологий государство предъявляет новые требования к учебному и воспитательному процессам. Так, например, согласно действующему приказу Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 в редакции от 29 июня 2017 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», школа должна формировать у ребенка гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок. Данный документ предполагает осуществление правового обучения в общеобразовательных учреждениях посредством изучения старшими школьниками дисциплины «право» на базовом и углубленном уровнях, а также конкретно прописывает результаты освоения указанной дисциплины.

В настоящее время существует потребность в использовании эффективных педагогических технологий, позволяющих не только обеспечивать усвоение правовых знаний, но и приобретать реальные практические навыки по использованию данной правовой информации. С учетом развития информационных технологий большую популярность получают различные интернет-платформы, позволяющие самостоятельно включаться учащемуся в образовательные и воспитательные процессы. Как отмечается рядом исследователей, благодаря вышеуказанному фактору, традиционные методы обучения и воспитания теряют свою значимость. Однако полагаем, что данные процессы должны быть в определенной степени контролируемыми, то есть субъекты правовоспитательной деятельности не должны предоставлять полную свободу учащемуся в толковании нормативных правовых актов, интерпретации политико-правовых событий, исторических фактов, имеющих государственное и правовое значение. Поэтому считаем, что сочетание современных и традиционных методов при осуществлении правового воспитания является наиболее эффективным, результативным. Полагаем, что важнейшей целью правового воспитания в общеобразовательных учреждениях

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ / THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF LAW AND STATE TEACHINGS

12.00.01

является формирование у детей уважения к праву, прививание правомерного образа жизни, соблюдения правовых предписаний и развитие активной правовой позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, школа является важнейшим институтом социально-правовой социализации личности, имеет важное значение в вопросе формирования правового сознания. Результатом правовоспитательной деятельности в отношении учащихся общеобразовательных учреждений является глубокое усвоение ими правовых устоев современного общества, восприятие правовых взглядов, приобретение базовых правовых знаний. Осуществление правового воспитания в общеобразовательных учреждениях должно сопровождаться использованием специфических форм, средств и методов, а также

эффективных педагогических технологий. Основными критериями осуществления правового воспитания общеобразовательными учреждениями являются: плановость, организованность, контролируемость, управляемость, целенаправленность, систематичность, системность. Субъекты правовоспитательной деятельности обязаны иметь необходимый уровень подготовки в области права для достижения высоких показателей в повышении уровня правосознания несовершеннолетних. Таким образом, полагаем, что правовое воспитание в общеобразовательных учреждениях в отношении несовершеннолетних должно отвечать определенным требованиям, представлять собой целенаправленный, управляемый, организованный педагогический процесс.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,65%.

Рецензент: заведующий кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» д-р юрид. наук, профессор Т. В. Худойкина

Список литературы:

1. Адаева О.В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием // Modern Science. 2020. № 7-1. С. 95-98.

2. Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. 2014. № 4 (208). С. 40-44.

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

4. Стецура С.В. Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. 221 с.

5. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.

Reference list:

1. Adaeva O.V. The role of legal education as a national task in connection with patriotic education // Modern Science. 2020. № 7-1. P. 95-98.

2. Gunibsky M.Sh. Innovative and interactive methods in the process of legal education // Legal world. 2014. №. 4 (208). P. 4044.

3. Kapterev P.F. Selected pedagogical works / ed. A.M. Arsenyev. M.: Pedagogika, 1982. 704 p.

4. Stetsura S.V. Criminal law education as a means of preventing juvenile delinquency: dis. ... Cand. jurid. sciences. Tyumen, 2003. 221 p.

5. Khudoykina T.V. Formation of the legal culture of schoolchildren // Socio-political sciences. 2016. №. 4. P. 248-251.

Статья поступила в редакцию 13.07.2020, принята к публикации 20.08.2020 The article was received on 13.07.2020, accepted for publication 20.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва г. Саранск, Российская Федерация, AuthorlD: 860592, e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga V. Adaeva, senior lecturer of the department of legal disciplines, Mordovia State University named after NP. Ogareva, Saransk, Russian Federation, AuthorlD: 860592, e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

110

Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4, 2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.