Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ'

РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CONFLICT / OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна

Данная статья посвящена анализу вопросов, связанных с деформацией правового сознания граждан и влиянием правовоспитательного процесса на повышение правовой культуры населения с целью снижения негативных проявлений, вытекающих из проблем низкого уровня правовой грамотности, осведомленности. В статье были указаны основные формы и типы деформации правосознания, а также вопросы, касающиеся правового воспитания, как средства борьбы с деформированным правовым сознанием в современном российском обществе. Указаны и проанализированы основные критерии правовоспитательной деятельности. Раскрыт механизм правовоспитательного процесса. Отражены формы правового воспитания, способные преодолеть деформированное правовое сознание, в частности в виде правового нигилизма. Сделаны выводы относительно того, какое влияние оказывает уровень правовой культуры, а также деформации правового сознания на личность гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL EDUCATION IN OVERCOMING THE DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS

This article is devoted to the analysis of issues related to the deformation of the legal consciousness of citizens and the influence of the legal educational process on improving the legal culture of the population in order to reduce the negative manifestations arising from the problems of a low level of legal literacy and awareness. The article indicated the main forms and types of deformation of legal consciousness, as well as issues related to legal education as a means of combating deformed legal consciousness in modern Russian society. The main criteria of legal educational activity are indicated and analyzed. The mechanism of the legal educational process is revealed. The forms of legal education that can overcome the deformed legal consciousness, in particular in the form of legal nihilism, are reflected. Conclusions are made regarding the impact of the level of legal culture, as well as the deformation of legal consciousness on the personality of a citizen.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ»

Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания The role of legal education in overcoming the deformation of legal consciousness

Адаева Ольга Викторовна

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин

юридического факультета ФГБОУВО «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Россия, город Саранск e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Adaeva Olga Viktorovna

Senior lecturer of the Department of legal disciplines faculty of law National research University Ogarev Mordovian state University

Saransk, Russia e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена анализу вопросов, связанных с деформацией правового сознания граждан и влиянием правовоспитательного процесса на повышение правовой культуры населения с целью снижения негативных проявлений, вытекающих из проблем низкого уровня правовой грамотности, осведомленности. В статье были указаны основные формы и типы деформации правосознания, а также вопросы, касающиеся правового воспитания, как средства борьбы с деформированным правовым сознанием в современном российском обществе. Указаны и проанализированы основные критерии правовоспитательной деятельности. Раскрыт механизм правовоспитательного процесса. Отражены формы правового воспитания, способные преодолеть деформированное правовое сознание, в частности в виде правового нигилизма. Сделаны выводы относительно того, какое влияние оказывает уровень правовой культуры, а также деформации правового сознания на личность гражданина.

Annotation.

This article is devoted to the analysis of issues related to the deformation of the legal consciousness of citizens and the influence of the legal educational process on improving the legal culture of the population in order to reduce the negative manifestations arising from the problems of a low level of legal literacy and awareness. The article indicated the main forms and types of deformation of legal consciousness, as well as issues related to legal education as a means of combating deformed legal consciousness in modern Russian society. The main criteria of legal educational activity are indicated and analyzed. The mechanism of the legal educational process is revealed. The forms of legal education that can overcome the deformed legal consciousness, in particular in the form of legal nihilism, are reflected. Conclusions are made regarding the impact of the level of legal culture, as well as the deformation of legal consciousness on the personality of a citizen.

Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, правовая культура, деформация правового сознания, юридический конфликт, правонарушение.

Key words: legal education, legal consciousness, legal culture, deformation of legal consciousness, legal conflict, offense.

На современном этапе Российская Федерация претерпевает переходные изменения, связанные с общественным развитием. У общества изменяются ценностные установки, потребности, в результате чего образуется рассогласованность социально-правовых ориентиров и правовых образов субъектов правовых отношений. Данный фактор определенным образом влияет на формирование правосознания личности. Острой проблемой в указанном вопросе остается деформация правосознания населения.

Деформация правового сознания является явлением общественно-социальным, борьба с ним обусловлена рядом негативных последствий. Именно поэтому преодоление данного явления кажется весьма актуальным, а также эффективным с применением, в частности, мер правового воспитания.

Деформированное правовое сознание может проявляться различными способами и выражаться в определенной степени искаженности. Одной из распространенных форм деформации правового сознания

является правовой инфантилизм. Дефиниция деформации правового сознания представляется как отсутствие сформированное™ правосознания, сложившееся по причине низкого уровня знаний в сфере права, и как следствие, «потерянность» в правовых установках. Признаками деформированного правового сознания является: отсутствие у лица желания и интереса в просвещении в области права; отсутствие потребности вести образ жизни в соответствии с нормами права. При наличии данных признаков имеют место определенные несоответствия, которые выражаются в нечетком понимании и выполнении своих функций. Помимо этого, возникает непонимание того, что является правомерным или противоправным.

Правовая деформация имеет несколько уровней искажения сознания: от самого низкого, который заключается в частичном отсутствии знаний в некоторых сферах правовых норм, до самого острого, когда полностью отсутствует представление о функционировании институтов данной сферы общественной жизни.

Когда речь идет о несформированности правосознания, то наблюдается низкий уровень знаний в области права по причине неуяснения знаний в силу определенных обстоятельств. При этом личность не в состоянии принимать правовую действительность и осуществлять деятельность в правовом поле. Пробельность в правовых знаниях также является распространенной формой деформации правового сознания.

Деформацию правового сознания отдельные авторы представляют, как недостаточную укомплектованность знаний, стратегий и представлений в той или иной правовой сфере.

В юридической литературе отсутствует единое понимание относительно систематизации типологии и основных форм деформированного правового сознания. Существует мнение, согласно которому к типам относятся: правовые идеализм, нигилизм, маргинализм, инфантилизм, перерождение, а к формам деформации правосознания: дефекты правоприменительной деятельности, дефекты деятельности непосредственной реализации права, юридический конфликт [6, с.89]. Учеными нередко связываются между собой процесс возникновения юридического конфликта и уровень правового сознания. Отмечается, что в юридическом конфликте, как в сложном комплексном явлении, присутствуют социально-психологические аспекты, которые составляют мотивационный механизм противоборства [5, с. 10].

Деформация правового сознания нередко ведет к совершению правонарушений, особо опасные из которых являются преступления. В данном случае необходимо говорить о серьезной работе с применением практических методов повышения правовой культуры граждан [2, с. 148]. Кроме того, при деформации правового сознания целесообразно вести речь о процессе деградации личности, установками которой могут стать антиобщественные цели. Особенные опасения могут вызывать угрозы повсеместного распространения проявлений деформированного правосознания, в частности, в крайних формах, в рамках определенного социума, что может выражаться в криминализации общественных взаимосвязей. Также не менее острой проблемой становится часто встречающаяся девиация среди несовершеннолетних, а рост детской преступности при этом является дополнительным фактором социальной напряженности, которая препятствует нормальному функционированию общества и государства. Важно, чтобы указанными проблемами, в первую очередь, занимались представители органов государственной власти, и не допускали проявлений деформированного правового сознания среди управленческого персонала, как проводника между населением и правом. Поэтому необходимо качественно повышать авторитет государственных органов, например, правоохранительных, судебных, укреплять гарантии их независимости. Полагаем, что от уровня правосознания правоохранителей, от принципов их деятельности, ценностных установок зависит в целом качество работы государственного аппарата.

Одним из основополагающих факторов, обусловливающих создание российского правосознания, являются процессы глобализации, в результате воздействия которых российское правовое сознание постепенно теряет собственную уникальность, а отечественный архетип, лежащий в его основе, неизбежно деформируется.

Кроме этого, определяется влияние объективных политико-правовых процессов (генезис системы правовых норм и структуры юридических институтов), направленных относительно построения гражданского общества и правового государства в условиях упадка правосознания.

Достижение верховенства закона и значимости права в сознании российских граждан невозможно без возобновления авторитета нравственным, а также религиозным ценностям, так как осуществляя компенсирующую или центростремительную функцию по системе общественного надзора, они направляют реформирование российского правового менталитета.

Возрастающую роль приобретает информационный фактор, способствующий и ускорению развития социальных процессов, и интенсивному обучению общества посредством вновь возникающей информации. Подобное положение реальности в итоге ведет к увеличению вариантов для полноценного создания правосознания. В то же время обратная сторона данного фактора, особенно в ситуации отсутствия сформированных высокой степенью ценностно -нормативных оснований, отождествляется с мозаичной культурой, в пределах которой усиливается частичная дефрагментация информационного пространства, исчезает его системность, а также доступность.

Существенную и главенствующую роль при преодолении деформации правового сознания играет организация правового воспитания. Так, сущность правового воспитания заключается в формировании правомерного поведения, прививании уважения к праву, желания соблюдать законы. Правовоспитательная деятельность способствует обеспечению правопорядка в обществе, формированию правового государства [1, с.95]. В настоящее время вопросам воспитания, в том числе правового, уделяется все больше внимания на общественном и государственном уровне. Однако на современном этапе развития институт правового воспитания не представляет целостного, четко организованного механизма. Вместе с тем данный процесс позволяет предотвратить различных негативные антиправовые явления, связанные с отклонением от правомерного поведения, проявления правового нигилизма и т.д.

Рассуждая о взаимосвязи между отсутствием единообразного понимания правового воспитания в науке и осуществление процесса в данной области, ученые дают следующее определение исследуемому термину: это целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры [3, с. 15]. С учетом данной позиции, необходимо отметить, что правовые идеалы и идеи, лежащие в основе правовоспитательной деятельности, должны соответствовать общим принципам морали и нравственности, исходить из взаимных интересов и потребностей личности, общества и государства. В случае несоответствия нормативно установленных норм общепризнанным принципам справедливости, такое общество не может считаться правовым. Основой для критерия определения объективности и истинности законодательных установлений являются конституционные и международные положения.

Правовоспитательный процесс должен соответствовать следующим критериям: целенаправленность, организованность, плановость, системность, результативность.

Целенаправленность какой-либо деятельности предполагает наличие конечного результата данного процесса. Конечной целью правовоспитательной работы является сформированное высокое правосознание, установки на законопослушное и активное правовое поведение.

Организованность правовоспитательного процесса заключается в наличии четко поставленных целей, определение на начальном этапе деятельности применимых форм, методов и средств правового воспитания.

Плановость правовоспитательного процесса характеризуется следованием установленным правилам, ограничениям.

Системность исследуемого процесса состоит во взаимосвязи всех применимых элементов механизма правовоспитательной деятельности.

Результативность правового воспитания проявляется в использовании эффективных форм, средств, методов для достижения поставленных целей.

Полагаем, что в любом современном обществе должна существовать четко налаженная система правового воспитания населения, так как отсутствие выстроенной работы субъектов правовоспитательной деятельности, развитого современного, отвечающего потребностям общества правового образования, препятствуют социализации личности, и как результат - становятся фактором увеличения числа проявлений социальных девиаций в силу деформации правового сознания.

Механизм правового воспитания представлен основными его формами. Формы правового воспитания -это конкретные способы организации воспитательного процесса. В юридической науке на данный момент отсутствует единый системный подход к классификации форм правового воспитания. В различных исследованиях можно встретить различные подходы к классификации форм правового воспитания. Н. Я. Соколов и Е. К. Матевосова, рассматривают правовое воспитание как основное средство для борьбы с правовым нигилизмом, и в связи с этим они делят все формы правового воспитания на сингулярные и универсальные. Конкретной форме правового нигилизма они противопоставляют определенную форму правового воспитания. Соотнося формы правового воспитания с формами проявления правового нигилизма для эффективной борьбы с данным негативным явлением, исследователи делят их на сингулярные (используемые в единственном числе по отношению к одной или нескольким формам проявления нигилизма) и универсальные (используемые в сочетании с двумя и более формами правового воспитания по отношению ко всем формам правового нигилизма) [4, c.77-78].

Правовое воспитание является одним из важнейших видов государственной деятельности и предлагает четко организовать работу по управлению правовоспитательным процессом со стороны государства, а также обеспечить осуществление контроля с его стороны над всеми субъектами правового воспитания. Полагаем, что данная позиция представляется верной и обоснованной, так как вопросы правового воспитания являются крайне важными социальными факторами развития личности, влияющими в целом на состояние правовой культуры и правосознания в обществе, поэтому государство должно координировать такую деятельность и не допускать применения неэффективных, бесконтрольных, непроработанных методов, средств и форм правового воспитания, способных нанести ущерб государственным, общественным и личным интересам и вызвать негативный отрицательный эффект.

Таким образом, уровень правовой культуры, оказывает непосредственное влияние на правосознание граждан, что, в свою очередь, играет роль в восприятии права в целом, а искажённое правосознание может приводить к его деформации.

Список используемой литературы:

1. Адаева О.В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием // Modern Science. 2020. № 7-1. С. 95-98.

2. Адаева О.В. Правовое воспитание как форма профилактики правонарушений в Республике Мордовия // В сборнике: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ XXI ВЕКА. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 148-150.

3. Матевосова Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.

4. Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. М., 2015.

215 с.

5. Худойкина Т.В., Адаева О.В. Основы юридической конфликтологии. Саранск, 2015. 68 с.

6. Худойкина Т.В., Бреднева В.С. Внешние формы проявления деформации профессионального правосознания // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 5 (58). С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.