СибАК
www.sibac.info
Вопросы современной юриспруденции _№ 7 (58), 2016 г.
СЕКЦИЯ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Адаева Ольга Викторовна
преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», РФ, Республика Мордовия, г. Саранск E-mail: adaeva. mgu@mail. ru
Синякин Станислав Вячеславович
студент юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», РФ, Республика Мордовия, г. Саранск E-mail: sinyakin 10@mail. ru
OBJECTIVES AND FUNCTIONS OF LEGAL TRAINING
Olga Adaeva
lecturer, Department of legal disciplines National Research
Mordovia State University, Russia, Republic of Mordovia, Saransk
Stanislav Sinyakin
law student National Research Mordovia State University, Russia, Republic of Mordovia, Saransk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается значение правового воспитания для современного цивилизационного общества. Даётся определение правовому воспитанию. Анализируются субъекты и объекты правового воспитания. Раскрывается проблема сущности правового воспитания посредством рассмотрения основных его функций и задач. Исследуется роль правового воспитания в повышении правовой культуры.
Вопросы современной юриспруденции № 7 (58), 2016г_
Г, СибАК
www.sibac.info
ABSTRACT
This article discusses the importance of legal education for a modern civilized society. The definition of legal education. Analyzed the subjects and objects of legal education. Reveals the problem of the essence of legal education by considering its main features and tasks. Examines the role of legal education in improving the legal culture.
Ключевые слова: правовое воспитание; правовая культура; правовое сознание; правовые знания; правовоспитательная деятельность; правомерное поведение.
Keywords: legal training; legal culture; legal consciousness; legal knowledge; right educational activity; good behavior.
В настоящее время осуществление правового воспитания достаточно актуально. Необходимо признать, что в современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и правовой культуры, правовой воспитанности, уровня правосознания граждан напрямую влияют на развитие страны, в том числе на формирование правового государства. Целью правовоспитательного процесса является выработка правовых установок личности на правомерное поведение, на уважение права. Важно, чтобы каждый гражданин имел устойчивые взгляды, которые обеспечивали бы соблюдение законов. Всё это приведёт к формированию правового государства, к обеспечению правопорядка в обществе [3, с. 623].
Правовым воспитанием являться целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, а также конкретных граждан для передачи правовой информации, юридического опыта, с целью формирования моделей поведения, направленных на соблюдение и исполнение установленных юридических норм. Эффективность правового воспитания проявляется в способности реально и положительно воздействовать на поведение личности, стремлении обеспечить усвоение гражданами определенных правовых знаний. Правовое воспитание осуществляют специальные субъекты. В качестве субъектов правовоспитательной деятельности можно назвать организации, органы, уполномоченные должностные лица, педагоги, ученые, учителя, родители и другие. К объекту воспитания относят отдельных граждан или определённые группы населения [1, с. 550].
С помощью правового воспитания решаются многие задачи. Главной задачей правового воспитания является выработка уважительного отношения гражданина к праву, к закону, к общечеловеческим
СибАК
www.sibac.info
Вопросы современной юриспруденции _№ 7 (58), 2016 г.
ценностям, а также формирования чувства убежденности в эффективности правовых норм. Необходимо отметить, что убежденность является важнейшей характеристикой индивидуального правосознания. Т.В. Худойкина отмечает, что «убежденность в необходимости соблюдения требований норм права - это не привычка, а внутренняя потребность поступать именно таким, а не иным образом» [5, с. 116].
В качестве задач правового воспитания можно выделить:
• повышение авторитета закона;
• устойчивое правомерное поведение всех граждан;
• формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания;
• формирование правовой культуры;
• воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
О.А. Долгополов, рассматривая задачи правового воспитания, указывает, что оно призвано:
• вести пропаганду;
• способствовать изучению основных положений Конституции
РФ;
• организовать систему работы по формированию правовой культуры, учитывающей образовательный уровень, общую культуру индивида, данной группы, общества;
• пропагандировать демократические традиции мировой цивилизации, российского опыта, теоретическое и практическое изучение непосредственной и представительной демократии;
• разъяснять и формировать толерантность, терпимость к чужому мнению, инакомыслию;
• использовать возможности средств массовой информации в целях пропаганды достижений правовой культуры с использованием свойственных им специфических возможностей.
Более конкретной и одновременно всеобъемлющей задачей правового воспитания он считает преодоление правового нигилизма и правового варварства как антиподов правового сознания и правовой культуры [2, с. 11-12].
К функциям правового воспитания относятся направления воздействия на сознание, поведение и волю человека, которые порождают необходимость осуществления правового воспитания как организованного процесса.
К основным функциям правового воспитания относятся:
• регулятивная;
• охранительная;
Вопросы современной юриспруденции № 7 (58), 2016г_
Г^ СибАК
www.sibac.info
• познавательная;
• коммуникативная;
• идеологически-воспитательная;
• профилактическая;
• практико -прикладная;
• прогностически-эвристическая.
Среди данных функций в правовоспитательной работе ведущее значение в процессе формирования мировоззрения и понимания правовой действительности играет познавательная функция [4, с. 183].
Важной функцией правового воспитания является регулятивная функция, так как происходит воздействие на поведение всего граждан, обеспечивается работа правовой системы и создаётся фундаментальный правопорядок.
На взгляд авторов, профилактическая функция правового воспитания играет важнейшую роль в правовоспитательном процессе. Это связано с тем, что правовое воспитание должно быть направлено не только на лиц с конфликтным поведением, но и на граждан с правомерным поведением в целях профилактики [6, с. 206].
В заключении стоит отметить, что правовое воспитание - это обязательный элемент деятельности государства и общества. Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание внедряет в сознание человека демократическо-правовые и моральные ценности, принципы права и стойкие убеждения в его эффективности.
Список литературы:
1. Баранов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М: Лань, 2003. - 596 с.
2. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. - 24 с.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. - М.: Юристъ, 2001. - 761 с.
4. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 183 с.
5. Худойкина Т.В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. - 2015. - № 11 (74). - С. 116-119.
6. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. -2015. - № 11 (56). - C. 206-208.