ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES
УДК 340.1
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
LEGAL EDUCATION AS A NATIONAL IN THE COUNTRY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
©Адаева О. В.
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск, Россия, [email protected]
©Adaeva O.
Ogarev Mordovia State (National Research) University Saransk, Russia, [email protected] ©Коптева К. В.
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева г. Саранск, Россия, [email protected]
©Kopteva K.
Ogarev Mordovia State (National Research) University Saransk, Russia, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с проблемами категориального аппарата правового воспитания. Рассматриваются разные точки зрения авторов на определение понятие правового воспитания. Затрагиваются проблемные вопросы, касающиеся содержания, форм, средств правового воспитания. Приведен анализ нормативно-правовой базы в сфере правового воспитания. Приводится мысль о необходимости совершенствования политики государства в области правового воспитания и правовой культуры.
Abstract. The article is devoted to problems of categorical apparatus of legal education. Examines different points of view of authors on the definition of the concept of legal education. Covers the problematic issues regarding the content, forms and means of legal education. The following is the analysis of normative-legal base in the sphere of legal education. Is the idea of the necessity of improving the state policy in the field of legal education and legal culture.
Ключевые слова: правовое воспитание, формы правового воспитания, правовая культура, государственная политика в области правового воспитания, правовое государство, гражданское общество, институты гражданского общества.
Keywords: legal education, legal education, legal culture, state policy in the field of legal education, rule of law, civil society, civil society institutions.
Становление и развитие правового государства и формирование гражданского общества в многонациональной стране — сложный, многоплановый процесс, несомненно требующий высокого уровня правовой культуры населения, в основе которого лежит правовое воспитание. Сама идея правового воспитания не является новой, но в то же время существуют проблемы построения категориального аппарата теории правового воспитания.
Прежде всего, это связано с тем, что в российском законодательстве нет легального определения правового воспитания, законодатель закрепляет дефиницию воспитания в целом. Так, следует обратить внимание на Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который определил воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (1). Можно заметить, что законодатель, определяя правовое воспитание как деятельность, тут же устанавливает его цели, а также определяет в интересах кого осуществляется данный процесс.
В юридической литературе нет единого понимания категории «правовое воспитание». При попытке точно определить понятие «правовое воспитание» современными учеными — юристами расставляются различные акценты.
В. К. Бабаев рассматривает правовое воспитание как «целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» [1, с. 318]. Бабаев В. К. трактует правовое воспитание через «нить поколений», между которыми осуществляется передача правовых установок.
По мнению Н. С. Соколовой, правовое воспитание — это «целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры» [2, с. 406]. В данном определении автор выделяет такой признак правового воспитания, как систематичность, тем самым подчеркивая необходимость в регулярной деятельности широкого круга субъектов правового воспитания.
Е. К. Матевосова под правовым воспитанием понимает «целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры» [3, с. 16-17]. Необходимо заметить, что Матевосова Е. К. рассматривает правовое воспитание не как деятельность, а как целенаправленное воздействие на сознание людей, целью которого выступает формирование правовой культуры.
Достаточно глубоким и содержательным является определение правового воспитания, сформулированное заслуженными российскими правоведами Н. И. Матузовым и А. В. Малько, которые понимают под ним «целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан» [4, с. 120-121]. Авторы закрепляют широкий круг субъектов правового воспитания.
Различия в приведенных и иных формулировках определений правового воспитания, обусловлены желанием различных исследователей акцентировать внимание на разных сторонах рассматриваемого явления, а также тем, что каждый ученый выделяет для себя определенные свойства и признаки.
Среди особенностей правового воспитания можно обозначить следующие: основной (исходной) базой является вся система правовых норм; это всегда целенаправленная деятельность; правовые предписания устанавливаются государством и доводятся до воспитуемых; в необходимых случаях опирается на механизм государственного принуждения [5, с. 206].
На данном этапе развития российской государственности эффективность правового воспитания является не только общегосударственной задачей, но и возводится в ранг серьезных проблем, для решения которых требуются безотлагательные меры правового характера. Однако краеугольным камнем в формировании эффективной политики государства является слабая развитость категориального аппарата. Возникают проблемы и с
определением вопроса, касающегося содержания правового воспитания, форм, средств, способов и методов данного процесса.
Традиционно в юридической литературе принято рассматривать следующие формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, правовое самовоспитание [4, с. 121]. Правовое обучение является основной формой правового воспитания, своего рода базой (основой), на которой строятся иные формы [6, с. 99].
В настоящее время, когда государственная политика направлена на модернизацию страны, реалии общественной жизни показывают относительно низкий уровень проводимых государством мер в области правового воспитания и правовой культуры. Возведение государственной политики на новый уровень необходимо, в первую очередь, для улучшения социально-политической обстановки в постоянно изменяющемся обществе.
Эффективными мерами государственной политики в сфере правового воспитания является разработка и совершенствование нормативно-правовой базы. В целях реализации положений Конституции РФ и укрепления правовых основ российского общества законодатель постановляет признать необходимостью разработку концепции правовой реформы в Российской Федерации, одним из элементов которой является развитие системы правового воспитания, а также укрепление системы юридического образования и юридической науки (2).
Внимания заслуживают утвержденные Президентом РФ 28 апреля 2011 года «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (3). Данный документ носит декларативный характер. Необходимость его принятия назрела давно, так как правовой нигилизм, деформация правового сознания, «правовое бескультурье» выступают в роли тормоза в процессе модернизации страны. Основы закрепляют следующие цели и направления государственной политики: формирование в обществе уважения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры граждан; внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Одним из направлений государственной политики, закрепленных данным документом, является совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи и др. В Российской Федерации принят и действует Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (4). Закон предусматривает организацию бесплатных юридических клиник, а также создание негосударственных центров бесплатной юридической помощи адвокатами, нотариусами при поддержке органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система бесплатной юридической помощи играет большую роль в правовом воспитании [7, с. 155]. Одной из задач юридических клиник является организация пропаганды юридических знаний [8, с. 87].
Особое внимание на законодательном уровне уделяется семейному воспитанию. Моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей занимают одно из первых мест в ряде факторов, влияющих на формирование правовой культуры и правомерное поведение ребенка. В Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808, законодатель официально закрепляет возрождение традиций семейного воспитания, как одну из важнейших задач современного российского государства в области культурной политики (5).
Таким образом, формирование эффективной политики в области правового воспитания, в первую очередь, требует научно обоснованных правовых начал, разрешающих проблемы категориального аппарата. Для современной юридической науки и практики в России являются актуальными следующие задачи: четкое определение места и роли правового воспитания и правовой культуры в развитии личности, общества, страны в целом;
№6 2017 г.
установление приемлемых форм, соответствующих настоящим условиям развития государства. Необходимо четко понимать, что в российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, показатели правовой культуры и правового воспитания граждан напрямую влияют на развитие страны.
Источники:
(1). Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). С. 7598.
(2). О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.07.1995 № 673 // Собрание законодательства РФ. 1995. №28. с. 2642.
(3). Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Утв. Президентом РФ 28.04.2011 №Пр-1168 // Рос. газета. 2011. №151.
(4). О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 №324-Ф3 // Рос. газета. 2011.№ 263.
(5). Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 // Собрание законодательства РФ. 2014. №52 (часть I). С. 7753.
Список литературы:
1. Теория государства и права: учебник / под. ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 592
с.
2. Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И. и др. Право и культура / под. ред. Н. С. Соколова; М.: РУДН. 2002. 423 с.
3. Матевосова Е. К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 179 с.
4. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. 245 с.
5. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. Юридические науки. 2015. №11 (56). С. 206-208.
6. Адаева О. В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2016. №6. С. 98-100.
7. Адаева О. В., Худойкина Т. В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №5. С.155.
8. Худойкина Т. В. Клиническое юридическое образование // Интеграция образования. 2001. №3. С. 87-89.
References:
1. Babayev, V. K. (ed.). (2003). Theory of state and law: Textbook. Moscow, Yurist, 592
2. Nersesyants, V. S., Muromtsev, G. I., & al. (2002). Law and culture. Under N. S. Sokolov. Moscow, PFUR, 423
3. Matevosova, E. C. (2012). Legal education as a means of combating legal nihilism: author. Diss. ... candidate of law. sci. Moscow, 179
4. Matuzov, N. I., & Malko, A. V. (2004). Theory of state and law: Textbook. Moscow, Yurist, 245
5. Khudoikina, T. V. (2015). Legal education as the main factor in preventing legal conflicts. Global scientific potential. Legal science, (11), 206-208
6. Adaeva, O. V. (2016). Basic forms of legal education in modern Russia: theoretical and practical aspects. Theory and practice of social development, (6), 98-100
№6 2017 г.
7. Adaeva, O. V., & Khudoikina, T. V. (2016). Practice-based learning as a form of legal education in higher education. International research journal, (5), 155
8. Khudoikina, T. V. (2001). Clinical legal education. Integration of education, (3), 87-89
Ссылка для цитирования:
Адаева О. В., Коптева К. В. Правовое воспитание как общегосударственная задача в современном российском обществе // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №6 (19). С. 265-269. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/adaeva-kopteva (дата обращения 15.06.2017).
Cite as (APA):
Adaeva, O., & Kopteva, K. (2017). Legal education as a national in the country in the modern Russian society. Bulletin of Science and Practice, (6), 265-269
Работа поступила в редакцию 14.05.2017 г.
Принята к публикации
20.05.2017 г.