Научная статья на тему 'ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНО-МЕДИАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНО-МЕДИАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ МЕДИАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СЕМЕЙНО-МЕДИАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИАЦИИ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / FAMILY MEDIATION / LEGAL EDUCATION / LEGAL CONFLICT / FAMILY-MEDITATIVE TECHNOLOGY / FAMILY MEDIATION TECHNIQUES / SELF-EDUCATION / LEGAL INFORMATION / LEGAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худойкина Татьяна Викторовна, Адаева Ольга Викторовна

Цели: раскрыть правовоспитательную роль института семейной медиации; выявить положение семейного медиатора в системе субъектов правовоспитательной деятельности; проанализировать применимые в семейной медиации приемы, определив при этом их правовоспитательное значение; обозначить разновидности семейно-медиативных техник, выявив их влияние на формирование правосознания противоборствующих сторон в рамках урегулирования семейно-правовых конфликтов посредством использования такой разновидности альтернативного разрешения правовых споров, как семейная медиация; определить проблемы правового регулирования института семейной медиации в разрезе осуществления семейными медиаторами правового воспитания в рамках разрешения семейно-правовых споров и конфликтов; предложить меры по совершенствованию российского законодательства относительно процедуры семейной медиации в целях повышения правовоспитательного значения данного института. Выводы: институт семейной медиации имеет большое правовоспитательное значение, что достигается посредством специфических приемов и техник; семейный медиатор осуществляет правовое воспитание, способен оказывать правовоспитательный эффект при разрешении семейно-правовых споров и конфликтов, однако законодательство в данной области несовершенно, необходимо предусмотреть обязательное требование для медиаторов к наличию высшего юридического образования, а также сделать институт медиации обязательным для отдельных категорий семейно-правовых дел, важно обеспечить государственное финансирование программ семейной медиации по наиболее значимым категориям семейных споров; в рамках института семейной медиации можно выделить достаточно большое количество приемов и техник, которые формируют правосознание субъектов семейно-правового конфликта через определенные формы правового воспитания: правовое информирование, самовоспитание, юридическая практика и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND EDUCATIONAL VALUE OF FAMILY MEDIATION TECHNOLOGY

Objectives: to reveal the legal role of the institution of family mediation; to identify the position of the family mediator in the system of subjects of legal education; to analyze the techniques used in family mediation, while determining their legal value; to identify the types of family mediation techniques, identifying their impact on the formation of legal awareness of warring parties in the settlement of family legal conflicts through the use of such a variety of alternative legal dispute resolution as family mediation; to determine the problems of legal regulation of the Institute of family mediation in the context of the implementation of legal education by family mediators in the framework of resolving family law disputes and conflicts; to propose measures to improve the Russian legislation on the procedure of family mediation in order to increase the legal educational value of this Institute. Conclusions: the institution of family mediation has a great educational value, which is achieved through specific techniques and techniques; a family mediator provides legal education, is able to provide legal educational effect in the resolution of family law disputes and conflicts, however, the law in this area is imperfect, it is necessary to provide a mandatory requirement for mediators to the presence of higher legal education, and to make mediation mandatory for certain categories of family law cases, and provide state funding for programs family mediation for the most socially significant categories of family disputes; within the framework of the Institute of family mediation, a fairly large number of techniques and techniques can be identified that form the legal awareness of subjects of family-legal conflict through certain forms of legal education: legal information, self-education, legal practice, etc.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНО-МЕДИАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

12.00.01

Теория и история государства и права / Theory and history of state and law

УДК 346.9:340.113.2

1.2. Правовоспитательное значение семейно-медиативной технологии

©Худойкина Татьяна Викторовнаa ©Адаева Ольга Викторовна b

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, г.Саранск, Россия a thudoykina@mail.ru b adaeva.mgu@mail.ru

Аннотация

Цели: раскрыть правовоспитательную роль института семейной медиации; выявить положение семейного медиатора в системе субъектов правовоспитательной деятельности; проанализировать применимые в семейной медиации приемы, определив при этом их правовоспитательное значение; обозначить разновидности семейно-медиативных техник, выявив их влияние на формирование правосознания противоборствующих сторон в рамках урегулирования семейно-правовых конфликтов посредством использования такой разновидности альтернативного разрешения правовых споров, как семейная медиация; определить проблемы правового регулирования института семейной медиации в разрезе осуществления семейными медиаторами правового воспитания в рамках разрешения семейно-правовых споров и конфликтов; предложить меры по совершенствованию российского законодательства относительно процедуры семейной медиации в целях повышения правовоспитательного значения данного института.

Выводы: институт семейной медиации имеет большое правовоспитательное значение, что достигается посредством специфических приемов и техник; семейный медиатор осуществляет правовое воспитание, способен оказывать правовоспитательный эффект при разрешении семейно-правовых споров и конфликтов, однако законодательство в данной области несовершенно, необходимо предусмотреть обязательное требование для медиаторов к наличию высшего юридического образования, а также сделать институт медиации обязательным для отдельных категорий семейно-правовых дел, важно обеспечить государственное финансирование программ семейной медиации по наиболее значимым категориям семейных споров; в рамках института семейной медиации можно выделить достаточно большое количество приемов и техник, которые формируют правосознание субъектов семейно-правового конфликта через определенные формы правового воспитания: правовое информирование, самовоспитание, юридическая практика и др.

Ключевые слова: семейная медиация, правовое воспитание, юридический конфликт, семейно-медиативная технология, техники семейной медиации, самовоспитание, правовое информирование, юридическая практика.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00570.

Для цитирования:Худойкина Т.В., Адаева О.В. Правовоспитательное значение семейно-медиативной технологии // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 018-020.

Legal and educational value of family mediation technology

©Hudoykina Tatyana Victorovna a ©Adaeva Olga Viktorovna b

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia a thudoykina@mail.ru b adaeva.mgu@mail.ru

Abstract

Objectives: to reveal the legal role of the institution of family mediation; to identify the position of the family mediator in the system of subjects of legal education; to analyze the techniques used in family mediation, while determining their legal value; to identify the types of family mediation techniques, identifying their impact on the formation of legal awareness of warring parties in the settlement of family legal conflicts through the use of such a variety of alternative legal dispute resolution as family mediation; to determine the problems of legal regulation of the Institute of family mediation in the context of the implementation of legal education by family mediators in the framework of resolving family law disputes and conflicts; to propose measures to improve the Russian legislation on the procedure of family mediation in order to increase the legal educational value of this Institute.

Conclusions: the institution of family mediation has a great educational value, which is achieved through specific techniques and techniques; a family mediator provides legal education, is able to provide legal educational effect in the resolution of family law disputes and conflicts, however, the law in this area is imperfect, it is necessary to provide a mandatory requirement for mediators to the presence of higher legal education, and to make mediation mandatory for certain categories of family law cases, and provide state funding for programs family mediation for the most socially significant categories of family disputes; within the framework of the Institute of family mediation, a fairly large number of techniques and techniques can be identified that form the legal awareness of subjects of family-legal conflict through certain forms of legal education: legal information, self-education, legal practice, etc.

18

Gaps in Russian legislation

Vol 13. №72020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Правовоспитательное значение семейно-медиативной технологии

Худойкина Т.В. Адаева О.В.

Keywords: family mediation, legal education, legal conflict, family-meditative technology, family mediation techniques, self-education, legal information, legal practice.

Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of research project No. 19-011-00570.

For citation: Hudoykina T. V, Adaeva O.V. Legal and educational value of family mediation technology // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 018-020. (in Russ.).

Введение. Постановка проблемы

В юридической практике существует множество технологий управления конфликтами в правовой сфере, в частности, одной из них является процедура медиации в рамках разрешения семейно-правовых споров. Се-мейно-медиативные приемы и техники управления юридическими конфликтами, основная роль которых сводится к достижению результата по примирению сторон, способны оказывать правовоспитательное значение.

Основные положения работы

Анализируя аспекты правовоспитательной роли приемов и техник, используемых при осуществлении процедуры семейной медиации, необходимо определить сущность данного института и раскрыть особенности применения тех или иных методов его осуществления. Семейная медиация представляет собой восстановительную процедуру, направленную на урегулирование споров и конфликтов в семейно-правовой сфере посредством деятельности, базирующейся на принципах равноправия, взаимоуважения участников, осуществляемой независимой нейтральной третьей стороной. Институт медиации в целом позволяет создать такую атмосферу, при которой возможно и вероятно мирное разрешение противоречий между конфликтующими сторонами с учетом интересов каждой из них на основе совместно принятого решения. Семейная медиация помогает сохранить и восстановить близкие и доверительные взаимоотношения между субъектами семейных правоотношений, свести к минимуму те негативные, деструктивные последствия, к которым может привести противоборство. Роль медиатора сводится к тому, чтобы обеспечить достижение взаимного соглашения между сторонами семейного конфликта.

Широко применимы в рамках семейной медиации такие приемы, выработанные юридической практикой и наукой, как фасилитация, кокус, эхо-техника, деконструкция, экстернализация, пересочинение, треугольник судьбы и т.д. [Мельниченко; с. 136]. Данные приемы оказывают не только восстановительное воздействие, но и заключают в себе правовоспитательный смысл и влияют на формирование правомерного и бесконфликтного поведения в будущем. В ходе применения технологии фасилитатора, медиатор способствует развитию правосознания сторон семейного конфликта посредством осуществления такой формы правового воспитания, как самовоспитание, поскольку данный метод основан на предоставлении субъектам возможности самостоятельно определять задачи в рамках разрешения правового спора. Эхо-техника позволяет осознать правовые интересы противоположной стороны конфликта, принять к сведению и проявить уважение к правам других лиц с помощью активного говорения субъектов. Подобное правовоспитательное значение имеет и такой метод, активно применяемый в процедуре семейной

медиации, как треугольник судьбы, который заключается в проведении рефлексии своей роли в конфликтной ситуации.

Повышение правосознания в рамках такой формы правового воспитания как правовое информирование достигается с помощью деконструкции - медиативный прием, сущность которой состоит в корректировке убеждений субъектов конфликта, например, о правовом положении противоположной стороны, состоянии действующего законодательства и т.д.

Метод экстернализации, активно применяемый семейными медиаторами, позволяет снизить эмоциональное напряжение у конфликтующих сторон и осознанно дать оценку правовому состоянию других заинтересованных лиц, понять их потребности, определить издержки и негативные последствия эскалации конфликта.

Семейная медиация во многом находит свое отражение в такой форме правового воспитания, как юридическая практика. Само по себе правовое воспитание представляет собой значимую, организованную, планируемую деятельность определенных субъектов, направленную на формирование, повышение правосознания каких-либо лиц или всего населения в целом [Адаева; с.107]. Медиаторы в семейно-правовой сфере также являются субъектами правовоспитательной деятельности. Имеющие навыки в применении методов психологии и одновременно реализующие их в юридической плоскости, семейные медиаторы способны оказывать глубокое, действующее, эффективное правовоспитательное влияние на людей, прививать уважение к закону, к правам и законным интересах других лиц, чувство ответственности к своим обязанностям.

Необходимо отметить, что семейная медиация является достаточно эффективным способом разрешения различного рода конфликтов и споров [Худойкина, Бры-жинский; с. 109]. Однако недостатки правового регулирования данного института не в полной мере позволяют ему конкурировать с государственной защитой прав и законных интересов. Полагаем, что в случае совершенствования российского законодательства в данной области, возрастет и правовоспитательное значение института. Так, в качестве одной из мер, позволяющих качественно и эффективно осуществлять правовое воспитание семейными медиаторами, является указание в законе на необходимость обязательного требования относительно наличия у них высшего юридического образования. Профессиональное правосознание субъектов правовоспитательной деятельности, несомненно, является наиболее продуктивным, результативным, способно формировать правовые установки на правомерное поведение граждан. Важно предусмотреть в действующем законодательстве возможность введения обязательной медиации по отдельным видам дел, а также обеспечить государственное финансирование программ семейной медиации по наиболее социально-значимым категориям семейных споров. Данные меры позволят сделать институт семейной медиации

ISSN 2072-3164 (print) Том 13. №7 2020 Пробелы в российском законодательстве 19

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.01

Теория и история государства и права / Theory and history of state and law

более востребованным и в полной мере будут способствовать достижению правовоспитательных задач.

Довольно эффективны в применении при урегулировании споров и конфликтов в правовой сфере следующие семейно-медиативные техники: коммуникативные, процессуальные, восстановительные. С помощью коммуникативных техник (карта вопросов, техника пассивного слушания, техника мозгового штурма, техника фиксации внимания на согласии и единстве, техника активного слушания и перефразирования), используемых в семейной медиации, поддается контролю атмосфера переговоров, медиатор при этом имеет возможность вовремя корректировать установки и мыслительные процессы конфликтующих сторон, что в итоге формирует у них осознание реальной объективной ситуации в рамках юридического конфликта. Процессуальные техники (техника тщательной проработки повестки и регламента переговоров, техника восстановления непосредственного контакта, техника постепенных переходов, техника резюмирования) придают правовоспитательной деятельности семейных медиаторов организованный, планомерный, конструктивный характер. Восстановительные техники направлены на стимулирование медиатором действий противоборствующих сторон, ко-

Список литературы:

1. Адаева О.В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 107-110.

2. Мельниченко Р.Г. Медиативные технологии разрешения семейных конфликтов // Legal Concept. 2018. № 1. С. 135-141.

3. Худойкина Т.В., Брыжинский А.А. Проблемы и перспективы развития медиации // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 3. С. 109-115.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Худойкина Татьяна Викторовна, д-р юрид. наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. E-mail: thudoykina@ mail.ru

Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. E-mail: adaeva.mgu@mail.ru

торые способны удовлетворить интересы всех участников конфликта, на создание условий для возмещения ущерба, заглаживания причиненного вреда. Все вышеуказанные техники позволяют сформировать у личности достаточно на высоком уровне установки на правомерное поведение.

Заключение

Таким образом, институт семейной медиации имеет высокое правовоспитательное значение. Семейные медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе, способны формировать у граждан при возникновении семейных споров и конфликтов устойчивые правовые ценности, уважение к закону. Однако для того, чтобы процедура семейной медиации имела максимальный правовоспитательный эффект, важно усовершенствовать правовое регулирование исследуемого института. Данный результат достижим в случае введения обязательной медиации по отдельным видам дел, обеспечения государственного финансирования программ семейной медиации по наиболее социально-значимым категориям семейных споров.

List of references:

1. Adaeva O. V. Organization of legal education in General education institutions // Problems of Economics and legal practice. 2020. Vol. 16. No. 4. P. 107-110.

2. Melnichenko R. G. Mediative technologies for resolving family conflicts // Legal Concept. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 135-141.

3. Khudoykina T. V., Bryzhinsky A. A. Problems and prospects of mediation development // Legal policy and legal life. 2011. No. 3. P. 109-115.

- 90,61%

ABOUT THE AUTHORS

Hudoykina Tatyana Victorovna, Dr Sci.(Law), professor, Head of legal disciplines chair, National Research Mordovia State University. E-mail: thudoykina@mail.ru

Adaeva Olga Viktorovna, senior lecturer of legal disciplines chair, National Research Mordovia State University. E-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

20 Gaps in Russian legislation

Vol 13. №72020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.