Научная статья на тему 'ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ'

ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / медиация / правовая культура / значение медиации / толерантность / медиационная процедура. / legal education / mediation / legal culture / the meaning of mediation / tolerance / mediation procedure.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нетрусова Василиса Анатольевна, Адаева Ольга Викторовна

Правовое воспитание личности – один из важнейших процессов воспитания политически грамотного, уважающего закон человека. Правовая воспитанность формируется постепенно в результате множества событий в рамках правовой действительности современности. В данной статье рассматривается правовоспитательное значение медиации, её роль и влияние на правовое воспитание личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL AND EDUCATIONAL VALUE OF MEDIATION

Legal education of the individual is one of the most important processes of educating a politically literate person who respects the law. Legal education is formed gradually as a result of many events within the framework of the legal reality of our time. This article examines the legal value of mediation, its role and influence in the legal education of the individual.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ»

XVI Международная научно-практическая конференция УДК 34.096

Нетрусова Василиса Анатольевна Netrusova Vasilisa Anatolyevna

Студентка Student

Адаева Ольга Викторовна Adaeva Olga Viktorovna

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет имени Н. П. Огарёва N. P. Ogarev Mordovia State University

ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ THE LEGAL AND EDUCATIONAL VALUE OF MEDIATION

Аннотация. Правовое воспитание личности - один из важнейших процессов воспитания политически грамотного, уважающего закон человека. Правовая воспитанность формируется постепенно в результате множества событий в рамках правовой действительности современности. В данной статье рассматривается правовоспитательное значение медиации, её роль и влияние на правовое воспитание личности.

Abstract. Legal education of the individual is one of the most important processes of educating a politically literate person who respects the law. Legal education is formed gradually as a result of many events within the framework of the legal reality of our time. This article examines the legal value of mediation, its role and influence in the legal education of the individual.

Ключевые слова: правовое воспитание, медиация, правовая культура, значение медиации, толерантность, медиационная процедура.

Key words: legal education, mediation, legal culture, the meaning of mediation, tolerance, mediation procedure.

Правовое воспитание личности - одно из важнейших столпов развития политически грамотного, подкованного в правовом смысле, ценностно-ориентированного человека. Все те социальные ценности, на которых строится современное общество, а это уважение, толерантность, плюрализм, правовая инициативность, закладываются на протяжении всей жизни человека. Правовое воспитание начинается с раннего детства. Однако представляется сложным

326

«Научные междисциплинарные исследования» выделить момент окончания данного процесса, ведь в условиях динамического

развития общества соответствовать его течению - необходимость для

большинства осознанных, включённых в правовую жизнь страны граждан.

Правовое воспитание можно определить через его составные элементы: передача, накопление и усвоение знаний, принципов и норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Целью правового воспитания является повышение правовой культуры граждан, формирование правовых знаний, ценностей, убеждений, привычек правомерного поведения [1, с. 98]. Однако, по мнению некоторых учёных правовое воспитание «не сводится к обогащению человека правовыми знаниями, а переводит предписанное правовыми нормами в личные убеждения человека, а затем - в привычки и навыки правомерного и социально активного поведения в повседневности» [2, с. 391].

Процесс медиации в современном обществе становится необходимой частью формирования толерантной личности, которая уважительно относится к закону, решает конфликтные ситуации продуктивно и ненасильственным способом. Медиация позволяет осуществлять правовое воспитание человека должным образом. Медиация используется как способ урегулирования межнациональных, межрелигиозных конфликтов. Многовековая история продемонстрировала, что попытки решить конфликт исключительно с помощью права зачастую не удаются, необходимо долгосрочное сотрудничество, которого можно добиться путём переговоров, а также удовлетворенность субъектов конфликта результатами. Конфликт отражает правовую действительность, то есть может оповещать о деформации правовой реальности, указывать на дефекты не только в правовой системе, но и в правовом воспитании граждан. Медиацию же можно рассматривать как способ реализацию интересов нескольких сторон с целью поиска взаимовыгодного и осмысленного решения, на котором конфликт может успешно закончиться.

XVI Международная научно-практическая конференция

Институт медиации как правовой институт существует не одно

десятилетие в социальной практике и законодательстве зарубежных стран. Истории известны подобные процедуры, которые проводились и на Руси, а позже были закреплены в Новгородской судной грамоте 1471 года. Правовую регламентацию получила процедура достижения мирного соглашения с участием посредников. Однако официальное закрепление в действующем законодательстве появилось не так давно. Проведения данной процедуры в Российской Федерации стало возможным в связи с введением Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г.

Согласно статье 2 № 193-Ф3, процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Одной из причин введения института медиации зачастую выделяют высокую стоимость и длительность судебного процесса, из-за чего суд остается эффективным, но непрактичным методом разрешения конфликтов. Право на доступ к правосудию регламентировано международными и конституционными гарантиями [3, с. 194].

Зачастую именно судебные расходы являются препятствием к осуществлению принципа доступности правосудия. При этом некоторые государства освобождают своих граждан от уплаты судебных издержек, также развит институт страхования на случай непредвиденных судебных издержек, такие системы практикуют Армения и Латвия [4, с. 18].

Число судебных исков постоянно растёт. Согласно судебной статистике в 2020 году в суды Российской Федерации было подано свыше 38 млн исков, что превышает на 11% показатели 2019 года. При этом наибольшая нагрузка приходится на суды по гражданским делам, ежегодно нагрузка на них увеличивается на 10%. Растущее число судебных исков, подаваемых с каждым годом, свидетельствует о нежелании или неспособности сторон эффективно использовать альтернативные способы для разрешения споров.

«Научные междисциплинарные исследования» Сеанс медиации включает в себя обсуждение спора сторонами, в отличие от официального представления свидетелей и доказательств, как это происходит в ходе судебного разбирательства или арбитража. На заседании, как правило, будут присутствовать только посредник, стороны и их адвокаты. Из-за неформальности процесса медиация обычно может быть завершена за день или меньше. Процесс посредничества является полностью добровольным и необязательным. Сеанс медиации является частным и конфиденциальным.

Существенное отличие медиации от арбитража заключается в том, что медиатор не принимает решения. Вместо этого посредничество позволяет сторонам принимать свои собственные решения и формировать свое собственное урегулирование. Медиатор обычно не дает рекомендаций, он выступает посредником между сторонами, позволяя им прийти к целесообразному решению самостоятельно, предварительно проанализировав интересы противоположной стороны и лучше разобраться со своими мотивами и целями, желаемым конечным результатом. Профессиональный медиатор находит «камни преткновения», то есть препятствия на пути к успешному конфликту и способствует их быстрому решению с помощью специальных тактик и стратегий.

Американская арбитражная ассоциация сообщает, что более 85% всех медиаций приводят к мировому соглашению. Данный показатель эффективности медиационного процесса имеет вполне объективные причины. В частности, тот факт, что в переговорах сторон всегда участвует третье лицо - посредник, который может направлять процесс взаимодействия субъектов, предлагать альтернативы, искать пути решения конфликта с результатами, устраивающими обе стороны. Именно благодаря посреднику стороны могут взглянуть на ситуацию более реалистично и пойти на компромисс. С помощью медиации стороны оценивают ситуацию более критично и могут предполагай последствия, которые из ожидают, в случае невозможности решения вопроса во внесудебном порядке. Влияет и тот факт, что медиации не осложнена объёмным документооборотом.

XVI Международная научно-практическая конференция

Сегодня стороны судятся, потому что не знают лучшей альтернативы.

Однако по мере того, как преимущества медиации будут получать все более широкое признание, она, несомненно, станет наиболее используемым инструментом для разрешения споров в будущем. На это влияет именно правовое воспитание личности, её заинтересованность в решении вопроса мирным способом, её знания об альтернативных способах решения и аргументация на уровне сознания возможности применения данных процедур.

Т. В. Худойкина выделяет ряд проблем, в связи с которыми процедура медиации применяется в России достаточно редко, среди них отсутствие единой централизованной системы медиации, недостаточная правовая регламентация, неструктурированность процедуры медиации, а также само медиативное соглашение, которое «представляет собой обычную сделку, для принудительного исполнения которой необходимо еще обратиться в суд» [5, с. 103].

Зарубежный опыт в данном вопросе также будет показателен. Институт медиации активно развивается в странах Европейского Союза и на территории постсоветского пространства. Более, чем 30 стран по всему миру активно используют данную процедуру как альтернативный метод судебному разбирательству. Например, в Англии и Уэльсе медиация стала применяться в 1989 году благодаря продвижению этой идеи юристами-практиками. Как широкая общественность, так и многие профессионалы отнеслись скептично к данной процедуре. Подобная ситуация наблюдалась и с введением №2 193-ФЗ. На данный момент институт медиации в Англии активно применяется и продолжает развиваться. В Директиве 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета, которая касается вопросов медиации в гражданских и коммерческих делах, говорится о том, что государство обязано гарантировать сторонам возможность требовать исполнения того письменного соглашения, которое было заключено в результате процедуры медиации, с обязательным условием - полное согласие другой стороны. То есть государства, ратифицировавшие данную Директиву должны обеспечивать принудительное исполнение медиативных соглашений.

«Научные междисциплинарные исследования» М. С. Нагорная считает, что с целью совершенствования процедуры медиации и повышение её значимости, существенным вкладом будет привлечение внимания Верховного Суда РФ, а также финансовая мотивация и возможность проведения медиации судьями в отставке, что существенно повысит качество процедуры [6, а 33]. В статье Т. В. Худойкина также акцентирует внимание на том, что выступать в роли медиатора должен человек с высшим юридическим образованием, так как законность процедуры и медиативное соглашение должно полностью соответствовать законодательству Российской Федерации [5, а 104].

Особенность решения конфликта путём медиации заключается в том, что участвует третье беспристрастное лицо, то есть медиатор, который будет обладать полным объёмом информации о споре, о желаемых результатах, мнениях, целях и потребностях и сможет взглянуть на конфликт с разных углов, что удаётся крайне редко сделать субъектам самостоятельно. Самым важным как в работе медиатора, так и в процессе медиации в целом является переориентирование позиций конфликтующих [7, с. 171].

Благодаря процедуре медиации субъекты конфликта приходят к пониманию как своих интересов, так и целей, и потребностей оппонента, что помогает в кратчайшие сроки достигнуть определённого уровня понимания общности мотивов и интересов. В результате успешных медиационных процедур стороны принимают правила правовой действительности, в которой существуют и могут продуктивно решать вопросы, концентрируясь на желаемых результатах с целью построения долгосрочных отношений, которые будут устраивать обе стороны. В таком контексте нормативная база и всё правовое регулирование по конкретному вопросу понимается как часть правовой реальности, соответствующей отношениям субъектов.

Наиболее положительным будет способ решения конфликта без использования воздействия законодательства, субъекты отношений должны самостоятельно осознавать свою ответственность, чему и способствует должный уровень правового воспитания.

XVI Международная научно-практическая конференция

Поэтому возникает необходимость менять правое мировоззрение,

культуру и воспитание, чтобы развивать гражданское общество в определённых условиях противоречий правовой ситуации в России на данном этапе. Медиация сможет оказать значительно влияние на процесс изменения правовой действительности, способствовать устранению пробелов в правовой системе, а также осуществлению превентивной функции. С помощью медиации повысится общий правовой уровень, а также научит людей видеть конструктивные и деструктивные элементы конфликта [8, с. 19].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что процедура медиации способствует становлению нового всестороннего взгляда на конфликт, а также на пути его разрешения. Так как медиация становится эффективным и жизнеспособным альтернативным инструментом решения конфликта, благодаря знаниям из многих областей: это и юриспруденция, и конфликтология, и психология, то в рамках правового воспитания личности необходимо ориентироваться на междисциплинарный подход. Медиации имеет ряд преимуществ, среди которых можно выделить: внесудебное решение вопроса для снижения нагрузки на судебную систему, снижение расходов на решение конфликта, а также затрачиваемого времени. Несмотря на то, что судебных издержки в России меньше, чем во многих странах Европы, судебные расходы всё ещё могут являться препятствием к осуществлению принципа доступности правосудия. Существует ряд проблем, связанных с процедурой медиации в России, что требует достаточного уровня законодательного регулирования, а также регламентации отдельных положений о медиации. Но как показывает опыт зарубежных стран, с течением времени данный институт полноценно включается в правовую жизнь общества, его применение значительно расширяется за счёт повышения общего уровня правового сознания граждан. Такие изменения происходят постепенно и затрагивают самые ранние этапы жизни человека, когда правовое воспитание только начинает закладываться. Важным фактором правовой культуры общества является правовая воспитанность, которая становится фундаментом для последующих

«Научные междисциплинарные исследования» знаний в этой области. Достаточный уровень правовой воспитанности будет

способствовать основательному пониманию правовой системы и позволит

избежать неудач на пути к построению качественной правовой культуры, а также

разрешать конфликтные ситуации.

Библиографический список:

1. Адаева О. В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2016. №6. С. 98-100.

2. Романова Е. А. Медиация как способ разрешения конфликтов // Азимут научных исследований. 2016. № 4. С. 391-392.

3. Гурбанов Р. А. Доступ к правосудию в государствах постсоветского пространства: сравнительно-правовой анализ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №4. С. 193-196.

4. Кондратьева И. Цена справедливости. Сколько стоит иск в разных странах мира // Закон и Бизнес. 2015. №50 (1244). С.16-23.

5. Худойкина Т. В. Проблемы развития медиации в России // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №6. С. 102-104.

6. Нагорная М. С. Современное состояние и перспективы развития института медиации в судопроизводстве в Российской Федерации // Управление в современных системах. №1 (21). 2019. С. 31-34.

7. Адаева О. В. Применение примирительных процедур в международных отношениях // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 171172.

8. Худойкина Т. В., Адаева О. В. Правовоспитательное значение семейно-медиативной технологии // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 7. С. 18-20.

© В. А. Нетрусова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.