Научная статья на тему 'Развитие медиативных технологий при разрешении споров и конфликтов'

Развитие медиативных технологий при разрешении споров и конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / СУДЕБНЫЙ ПРИМИРИТЕЛЬ / МЕДИАТОР / MEDIATION / NEGOTIATIONS / JUDICIAL CONCILIATOR / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Елена Фанильевна

В статье анализируются проблемы становления и развития медиации при разрешении споров и конфликтов. Подчеркивается, что для развития данного института необходимо, в первую очередь, повышение уровня правовой культуры всех участников правоотношений, культуры корпоративных отношений, предпринимательской этики, культуры разрешения экономических (гражданских) споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDIATIVE TECHNOLOGIES IN RESOLUTION OF DISPUTES AND CONFLICTS

The article analyzes the problems of formation and development of mediation in the resolution of disputes and conflicts. It is emphasized that for the development of this institution it is necessary, first of all, to increase the level of legal culture of all participants in legal relations, the culture of corporate relations, business ethics, the culture of resolving economic (civil) disputes.

Текст научной работы на тему «Развитие медиативных технологий при разрешении споров и конфликтов»

УДК 340.01

РАЗВИТИЕ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ

Усманова Елена Фанильевна

Канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

E-mail: usmanowa_ef@rambler.ru

DEVELOPMENT OF MEDIATIVE TECHNOLOGIES IN RESOLUTION OF DISPUTES AND CONFLICTS

Elena Usmanova

PhD in Law, Assistant Professor National Research Mordovia State University, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы становления и развития медиации при разрешении споров и конфликтов. Подчеркивается, что для развития данного института необходимо, в первую очередь, повышение уровня правовой культуры всех участников правоотношений, культуры корпоративных отношений, предпринимательской этики, культуры разрешения экономических (гражданских) споров.

ABSTRACT

The article analyzes the problems of formation and development of mediation in the resolution of disputes and conflicts. It is emphasized that for the development of this institution it is necessary, first of all, to increase the level of legal culture of all participants in legal relations, the culture of corporate relations, business ethics, the culture of resolving economic (civil) disputes.

Ключевые слова: медиация, переговоры, судебный примиритель, медиатор.

Keywords: mediation, negotiations, judicial conciliator, mediator.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о медиации, с помощью процедуры медиации могут разрешаться споры, возникающие в рамках гражданских право-

отношений, в том числе связанные с предпринимательской и экономической деятельностью, в сфере трудовых и семейных отношений. Как видно из буквального толкования закона, согласительные процедуры могут применяться в большей части общественных отношений.

При этом под медиативной технологией понимается совокупность инструментов, приемов и техник, которые применяют медиаторы при содействии сторонам в урегулировании спора. Реализация технологии медиации предполагает владение навыками профессиональной компетентности в области правовой коммуникации, анализа и управления конфликтом, переговоров. Используемые медиативные технологии должны быть направлены на снижение затрат, более быстрое разрешение споров и получение результатов, которые сохраняют, а иногда даже улучшают отношения между сторонами.

Сложившаяся в течение последних пяти лет практика применения медиативных технологий позволяет сделать вывод о том, что урегулирование с участием посредника реализуется в сфере разрешения гражданско-правовых (в том числе экономических), семейных и реже трудовых споров. При этом спорящими сторонами выступают, как правило, физические и юридические лица (с частной формой собственности). По статистике Верховного Суда РФ, это 0,002% из всех арбитражных дел за последние пять лет.

На данный момент медиация в России находится на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей.

Законопроект Пленума Верховного суда РФ предлагает закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» принципы примирительных процедур: добровольность, сотрудничество, равноправие, конфиденциальность. А также документ конкретизирует виды урегулирования споров: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация и судебное примирение. Закрепляются результаты разрешения экономического спора или конфликта: мировое соглашение в отношении всех или части требований; час-

тичный или полный отказ от иска; частичное или полное признание иска; полный или частичный отказ от жалобы (апелляционной, кассационной, надзорной); признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам дела.

Самой главной новеллой представленного законопроекта является то, что судьи в отставке смогут стать судебными примирителями на профессиональной основе. Для этого они должны будут войти в специальные списки, составляемые Советами судей субъектов РФ. Судебными примирителями также могут стать работники судов, имеющие высшее юридическое образование и пятилетний стаж юридической работы. Основным отличием статуса судебных примирителей от медиаторов является предоставленная им возможность знакомиться с материалами дела. [3]

Институт судебных примирителей не новинка для российской правовой системы. Он существовал в России еще в дореволюционное время. Так, с середины XIX — начала XX веков участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбрать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда. Судьи коммерческих судов часто использовали примирительные процедуры, в том числе и посредничество (медиацию).

Однако представленный проект не лишен отдельных пробелов и вопросов, в частности, из предложенных поправок не совсем ясно, какой порядок примирения будет осуществлять судебный примиритель и что будет содержать Регламент судебного примирения. Так как этим специалистам будет разрешено знакомиться с материалами дела и изучать другие документы, то это означает, что работа примирителей будет немного отличаться от работы медиаторов. Что-то среднее между судьями и медиаторами.

В данном случае не совсем понятно, для чего нужно дублировать медиаторов судебными примирителями и создавать бюрократическую над-

стройку в судебной системе, когда есть медиаторы, получившие образование, оплачивающие налоги и сдающие соответствующую отчетность государству.

Необходимо отметить, что значение медиатора (посредника) при разрешении спора отличается в различных правовых системах. В арабском (мусульманском) подходе к медиации статус и репутация посредника, уважение сторон к нему, имеют решающее значение для достижения согласованных компромиссных решений. В мусульманской культуре медиатор воспринимается как человек, знающий все ответы и решения. Следовательно, посредник играет активную роль и принимает оценочную позицию в отличие от западного посредника, который является нейтральным и играет облегчающую роль, позволяя спорящим самостоятельно решать проблему. Кроме того, в то время как западный медиатор больше заинтересован в получении знаний о юридических процедурах и формах, посредник на Ближнем Востоке должен знать больше об истории и фактах конфликта. Западный медиатор, выступая посредником, главной целью ставит достижение результата: победы или поражения одной из сторон, в то время как восточный посредник признает сохранение социальной гармонии в качестве высшей цели.

Необходимо, учитывая зарубежные аспекты, обратить внимание на совершенствование существующего института медиаторов в России, установить обязанность медиаторов действовать не только быстро, но и более эффективно, юридически грамотно. Медиатор должен в короткие сроки уведомлять все соответствующие стороны, подробно изучать историю и предысторию конфликта, стараться понять точку зрения оппонентов, прикладывать большие усилия для подготовки переговоров и, самое главное, уметь генерировать ряд потенциальных решений, и когда одна из форм разрешения спора не может решить проблему, то обязательно предлагать другую.

Пока почти не применяется при разрешении экономических споров и такой вид примирительных процедур, как «переговоры», часто встречается нежелание сторон конфликта урегулировать спор мирным образом. Большинство

граждан все еще рассматривают медиацию как альтернативу, а не предпочтительный метод разрешения споров и конфликтов. И для развития обсуждаемого института необходимо, в первую очередь, повышение уровня правовой культуры всех участников правоотношений, культуры корпоративных отношений, предпринимательской этики, культуры разрешения экономических (гражданских) споров, так как изначально в обществе должны возникнуть определенные предпосылки, чтобы обсуждаемый институт заработал. Необходимо повышение качественного уровня информирования населения. Все потенциальные субъекты юридических конфликтов должны вовремя оповещаться об изменениях в правовой системе [2] Необходимо зафиксировать в регламентах государственных органов, что у сторон есть возможность обратиться к медиатору.

Нужно чтобы люди начали доверять разным примирительным процедурам, должен сформироваться запрос у сторон. По мнению Генерального директора Mitra Law Firm С. Каирова подтолкнуть к этому может повышение стоимости правосудия по экономическим спорам в нашей стране, он считает, что судебный процесс в России недорогой: «К примеру, в США стоимость услуг представителей будет составлять минимум $50 в час, а минимальный размер госпошлины равен примерно $250-300 долларов. В России же госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера составит максимум 200 000 руб.». Вряд ли ответчика может напугать возмещение таких судебных расходов, если размер исковых требований составляет 500 млн. руб., полагает Каиров. [1]

Еще одна проблема - результативность медиации или исполнение достигнутых соглашений. Необходимо изменить меры ответственности за нарушение мирового соглашения неденежного характера. При выдаче исполнительного листа нужна оценка таких условий в денежном эквиваленте на согласованную сторонами сумму. Если достигнутые договоренности не исполняются, то суд в дальнейшем сможет взыскать установленную стоимость неденежного

требования. Такие споры можно рассматривать по аналогии с процессами о наложении обеспечительных мер.

Необходимо отметить, что, несмотря на все преимущества, которые возникнут в случае принятия соответствующих поправок, теряется еще одно преимущество медиации - это ее безмерная гибкость и неформальность как средства, помогающего людям в различных ситуациях исследовать реальные проблемы и творчески смотреть на варианты развития будущего, не ограничиваясь юридическими концепциями и нормами закона. Ценность медиации, в дополнение к её эффективности в отношении сокращения времени и затрат, - её адаптивность. Она может использоваться как отдельный процесс или может стать частью процедуры постепенного разрешения споров, проводя двусторонние переговоры и предшествующие арбитражные и судебные разбирательства.

Примирительные процедуры надо популяризировать и вводить механизм принудительного исполнения достигнутых соглашений. При этом необходимо контролировать, чтобы стоимость услуг по медиации не приблизилась к стоимости судебных издержек.

Основная задача состоит в том, чтобы устранить общую и ошибочную убежденность в том, что судебный процесс является единственным вариантом разрешения конфликта. Обсуждение любого конфликтного вопроса должно быть сосредоточено на понимании природы споров, которые могут возникнуть и какие шаги следует предпринять в контексте достижения коммерческих целей и реалистичных результатов. Активное применение медиации должно уменьшить количество рассматриваемых судами дел, снизить конфликтность отношений гражданского оборота, количество исполнительных производств и нагрузку судебных приставов-исполнителей.

Для эффективного применения медиации при разрешении экономических споров нужна определенная модернизация судебной системы, отход от бюрократического и формалистского подхода судов в отношении института медиации, важна просветительская работа. При этом необходимо учитывать как ми-

ровые достижения в области консенсуального урегулирования конфликтов, так и собственную, российскую историю.

Список литературы:

1. Разойтись миром: Верховный суд совершенствует медиацию // Режим доступа: https://pravo.ru/court_report/view/147275/ Дата обращения 01.10.2018.

2. Коханец Л.А. Влияние социокультурного и исторического развития региона на формирование гражданского общества и правовую культуру населения (постановка проблемы) // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 209-212.

3. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов //Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 11 (56). - С. 206-208.

4. Шестакова М. Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам // ЭЖ-Юрист. - 2018. - № 05 (1006). Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/365791/ Дата обращения 01.10.2018.

5. Усманова Е.Ф. Значение правовой культуры в процессе развития правового государства и гражданского общества // Juvenis scientia. 2018. № 7. С. 11-13.

References:

1. Razoytis' mirom: Verkhovnyy sud sovershenstvuyet mediatsiyu // Rezhim dostupa: https://pravo.ru/court_report/view/147275/ Data obrashcheniya 01.10.2018.

2. Kokhanets L.A. Vliyaniye sotsiokul'turnogo i istoricheskogo razvitiya regiona na formirovaniye grazhdanskogo obshchestva i pravovuyu kul'turu naseleniya (postanovka problemy) // Innovatsionnyye tendentsii, sotsial'no-ekonomicheskiye i pravovyye problemy vzaimodeystviya v mezhdunarodnom pro-

stranstve materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2016. S. 209-212.

3. Khudoykina T.V. Pravovoye vospitaniye kak osnovnoy faktor preduprezhdeniya yuridicheskikh konfliktov //Global'nyy nauchnyy potentsial. -2015. - № 11 (56). - S. 206-208.

4. Shestakova M. Verkhovnyy sud vzyalsya za primiritel'nyye protsedury: poyavyatsya sudebnyye primiriteli i mediatsiya po administrativnym delam // EZH-Yurist. - 2018. - № 05 (1006). Rezhim dostupa: https://www.eg-online.ru/article/365791/ Data obrashcheniya 01.10.2018.

5. Usmanova Ye.F. Znacheniye pravovoy kul'tury v protsesse razvitiya pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva // Juvenis scientia. 2018. № 7. S. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.