УДК 34.037
МЕДИАТИВНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ: ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
© Виктория Викторовна КОЛОМЫТЦЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра теории государства и права, e-mail: [email protected]
Проанализировано понятие медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых конфликтов, ее виды, типы и стадии. Исследуются проблемы проведения процедуры медиации и предлагаются возможные варианты их устранения. Проводится сравнительно-правовой анализ стадий медиации. Анализируется зарубежный опыт относительно стадий медиации.
Ключевые слова: правовой конфликт; медиация; виды медиации; типы медиации; стадии медиации.
«Конфликты сопровождают нас постоянно, занимая в жизни человека важное место. Они даже кажутся главной темой человеческого существования», - к такому выводу пришел Теодор Флэйшер, размышляя над природой конфликта (см.: [1, с. 135]).
В научной литературе под правовым конфликтом понимают противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. Из определения правового конфликта можно сделать вывод о том, что основу конфликтных ситуаций между людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Поэтому немаловажным является выбор оптимального способа его разрешения.
Следует отметить, что в настоящее время особое внимание как государственных органов, так и общественности привлекают негосударственные процедуры урегулирования
правовых конфликтов. Одной из подобных процедур является медиация.
Дословно понятие «медиация» происходит от латинского mediare - «посредничать». Иными словами, медиация - это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников [1, с. 8].
Метод урегулирования правовых конфликтов с помощью медиации появился не так давно, но уже смог привлечь к себе внимание большинства. И это вполне объяснимо, поскольку этот метод дает право сторонам урегулировать конфликт без привлечения государственных органов и достичь соглашения, которое устраивало бы каждую из них.
Х. Бесемер в книге «Медиация. Посредничество в конфликтах», определяя способы урегулирования правовых конфликтов, писал, что альтернативой навязанного урегулирования правового конфликта являются свободно принятые или самостоятельно разработанные решения. Именно это предлагает модель переговоров, иными словами - медиация [2, с. 120].
В России основу правового регулирования медиации составляют нормы федерального закона РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. Законом четко урегулирована процедура проведения медиации, однако по-прежнему остается дискуссионным вопрос о том, что представляет собой медиа-ционная деятельность и каким образом она должна быть организована.
В соответствии со ст. 1 указанного закона процедура медиации применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в т. ч. с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Медиация не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из гражданских правоотношений, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
С точки зрения профессора Л. Боуля, проведение примирительной процедуры неприменима в случаях, если спор затрагивает вопросы национальной безопасности, государственной политики или прав человека; стороны желают установить общеобязательный прецедент для аналогичных дел; спор возник относительно толкования и применения закона; существуют обоснованные опасения в том, что медиация может использоваться недобросовестно в целях сбора информации или затягивания разрешения спора; одна или обе стороны находятся в таком эмоциональном состоянии, которое не позволяет вести конструктивные переговоры; стороны занимают принципиальные бескомпромиссные позиции; необходима государственная защита субъективного права; имеется существенный дисбаланс в статусах и полномочиях сторон; отношения носят разовый характер [3, р. 91].
Дополнительным критерием оценки объективной возможности урегулирования правового конфликта в процедуре медиации является допустимость заключения мирового соглашения по данной категории дел в случае их рассмотрения в суде.
Закон условно разделяет процедуру медиации на три вида. Внесудебную - в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании конфликта, и они принимают решение, не обращаясь в суд; досудебную - в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или соглашение, заключенное между участниками конфликта, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации; судебную - в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.
Субъектами, осуществляющими проведение медиации или обеспечивающими ее проведение, являются медиаторы или специализированные организации. Целью деятельности медиатора является оказание помощи сторонам в урегулировании правового конфликта и восстановлении субъективной справедливости. Законом четко установлены требования, предъявляемые к медиатору: достижение ими возраста двадцати пяти лет, высшее профессиональное образование и прохождение курсов обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Не вызывает сомнений, что проведение медиации как особого переговорного процесса подчинено определенным правилам. Анализ предложенных в исследовательской литературе подходов к выделению стадий, этапов или фаз классической медиации позволяет сделать вывод о том, что последовательность постановки и разрешения задач медиатора всегда остается одинаковой.
В целях систематизации различных подходов к рассмотрению стадий медиации представляется возможным выделить три типа этой процедуры:
1) медиация закрытого типа, суть которой заключается в том, что основная работа медиатора осуществляется в индивидуальных (закрытых) сессиях. Медиация закрытого типа активно практикуется в странах общего права;
2) медиация открытого типа без проведения индивидуальной работы медиатора с
каждой из сторон, когда вся процедура проходит за общим столом переговоров. Медиация открытого типа практикуется некоторыми европейскими специалистами, достаточно широко распространена в Германии;
3) медиация смешанного типа, в рамках которой стороны остаются за общим столом переговоров до тех пор, пока наблюдается положительная динамика к заключению соглашения. И только в исключительных случаях, когда продолжение совместных переговоров невозможно либо нерационально, медиатор может провести индивидуальную работу с каждой из сторон.
Что же касается стадий медиации, то в российской и зарубежной литературе выделяют различные ее стадии и единого мнения по этому поводу не сложилось.
Так, Д. Фолберг и А. Тэйлор (1984 г.) предпринимают разделение на семь ступеней, причем они начинаются с собственно медиационной беседы [4]. В других публикациях (например, Mediation Training Institute) выбрано более простое наглядное разрешение на четыре фазы: введение, позиции различных сторон, решение проблемы, договоренность [5].
Х. Бессемер считает, что медиация структурно включает предварительную фазу, медиационную беседу (которая, в свою очередь, включает ряд ступеней) и фазу осуществления [2, с. 33].
Российские исследователи при выделении стадий медиации во многом основываются на разработках зарубежных коллег. Так, например, Е.Н. Иванова выделяет такие стадии, как введение, вступительное слово сторон, формулирование повестки дня, выдвижение альтернативных решений, оценка и выбор решений, достижение соглашения [6, с. 33]. Е.И. Носырева выделяет следующие стадии медиации: возбуждение процедуры, назначение посредника, слушание дела, оформление достигнутого соглашения [7, с. 24].
По мнению В.В. Лисицына существует шесть обязательных этапов коммерческой медиации: информационно-аналитический,
подготовительный, начальный, рабочий, согласительный, заключительный [8, с. 58].
На наш взгляд, наиболее приемлемой для российского общества является предложенное О.В. Аллахвердовой и А.Д. Карпенко деление медиации на семь стадий (вступи-
тельное слово, презентация сторон, дискуссия по выработке вопросов для обсуждения, кокус (встречается отдельно с одной из сторон конфликта в отсутствие другой стороны), дискуссия по выработке предложений, подготовка проекта соглашения, выход из медиации) [9]. Полагаем, что в зависимости от сложности дела следует включать предварительную стадию подготовки к медиации, на которой медиатор обсуждает с каждой из сторон их участие в процедуре медиации, собирает информацию о рассматриваемом деле, проводит диагностику конфликта и готовит соответствующую посредническую сессию.
Рассмотрим и прокомментируем каждую стадию.
Знакомство с участниками, обсуждение области конфликта, круга тем и правил означает начало медиационной беседы. Медиаторы следят за тем, чтобы соблюдались правила, оговоренные в самом начале, и создавалась доверительная атмосфера.
На стадии презентации сторон медиатор дает каждому возможность высказать свое видение ситуации и разъяснить свою позицию. При этом медиатор отмечает общее и различающееся в том, что сказано. По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного и высказать замечания.
При необходимости с каждой из сторон может проводиться индивидуальная беседа -кокус. При этом количество кокусов и отводимого на него времени должно быть одинаковым с каждой из сторон.
На стадии формирования повестки переговоров собираются различные варианты решений и мнений. При этом не важно, кто какую идею предложил. Важно то, что стороны пришли к общему мнению и нашли выход из конфликта. Промежуточные результаты письменно закрепляются.
Когда, по мнению посредника, имеются элементы такого урегулирования, которое было бы приемлемо для сторон, он формулирует условия возможного урегулирования и представляет их сторонам на рассмотрение. После получения замечаний от сторон посредник может изменить условия возможного урегулирования с учетом сделанных замечаний.
Медиатор помогает сторонам достичь взаимовыгодного соглашения и оформить его документально. Стороны должны обсудить, что произойдет, если одна из сторон нарушит соглашение. Это должно также быть одним из пунктов окончательного соглашения. Чтобы соглашение было жизнеспособным, оно должно быть конкретным, ясным, реалистичным, однозначно понятым обеими сторонами. По результатам успешно проведенной медиации стороны заключают медиативное соглашение.
Процедура медиации предполагает урегулирование спора исходя из интересов сторон, а потому медиативное соглашение может выходить за предмет первоначальных требований и зачастую будет лишь косвенным образом связано со спорным правоотношением.
Исполнение принятого решения добровольно. Никто не может принудить сторону к его реализации. Отметим, что в каждом конкретном случае медиация является сугубо индивидуальной работой, а не деятельностью, ограниченной рамками некоего шаблона.
Проанализировав закон о медиации, можно прийти к выводу, что он не в достаточной степени отвечает тем целям, ради которых предназначен. Закон не предусматривает общего порядка проведения процедуры медиации, нет четко установленных ее стадий. И даже несмотря на то, что существует условная последовательность проведения медиации, т. е. ее стадии, на наш взгляд, не всегда соблюдается ее процедурный порядок, а также непрофессионально применяются ее технологии, что влечет «досрочное» прекращение медиации в связи с отказом одной или обеих сторон от продолжения процедуры либо возникновение непреодолимой «тупиковой» ситуации и нецелесообразности дальнейшего проведения переговоров. Поэтому полагаем, что необходимо выработать типовые правила проведения процедуры медиации по различным категориям гражданско-правовых споров и урегулировать их на законодательном уровне. Кроме того, следует обратить внимание на зарубежный опыт, а именно в случае несоблюдения процедурных правил привлекать медиатора к дисциплинарной, а в определенных случаях и гражданско-правовой ответственности.
Как было сказано ранее, решение, принятое по результатам проведения медиации, исполняется добровольно, что, на наш взгляд, является основным минусом медиации. Ведь все временные и денежные траты на проведение данной процедуры могут привести к тому же, с чего стороны начали - к возобновлению, а может даже и развитию конфликта. Поэтому полагаем, что необходимо выработать дополнительные гарантии эффективности применения медиации. Это может быть сотрудничество медиатора с нотариусом и заверение последним заключенного медиативного соглашения либо придание ему статуса самостоятельного исполнительного документа.
Еще одним очень важным моментом, на наш взгляд, является определение места медиации в системе способов урегулирования правовых конфликтов, поскольку это поможет устранить многие противоречия, связанные с применением процедуры медиации. И в этом направлении уже есть продвижения.
14 мая 2012 г. Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы РФ проведен круглый стол на тему «Федеральный закон «О медиации» - один год практики правоприменения и перспективы развития законодательства о медиации». На заседании обсуждалось дальнейшее развитие и реализация действующего закона о медиации, его уточнение и изменение. Ставились также вопросы о необходимости государственной поддержки и контроля за подготовкой и работой кадров медиативного рынка в России [10].
Выразим надежду, что со временем медиация будет востребованной в России, получит поддержку не только общественности, но и государства, а самое главное - поможет конфликтующим сторонам в мирном и эффективном урегулировании правовых конфликтов.
1. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / сост. Г. Мета, Г. Похмелкина; пер. с нем. Г. Похмелкиной. М., 2004.
2. Бесемер X. Медиация. Посредничество в конфликтах / пер. с нем. Н.В. Маловой. Калуга, 2004.
3. Boulle L., Nesic M. Mediation: principles, process, practice. London, Dublin, Edinburgh: Butterworths, 2001.
4. Folbert J.y, Taylor A. Mediation. A Comprehensive Guide to Resolving Conflicts without Litigation, Jossey-Bass Publishers. San Francisco; Oxford. 1984.
5. Mediation Training Institute, Conflict Tranfor-mation: A vision and skills for peacemaking and conflict resolution in our daily lives (Mediation Training Manual), Mennonite Conciliation Ser-vise, Akron, PA (USA) 1988.
6. Иванова Е.Н. Медиация как альтернативный суду способ разрешения конфликтов. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов / под общ. ред. М.В. Немы-тиной. Саратов, 1999. Ч. 1.
7. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США: авто-реф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2001.
8. Лисицын В.В. Медиация - универсальный способ урегулирования коммерческих споров в России // Научный очерк: история и современность. М., 2009.
9. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация -переговоры с участием посредника. СПб., 2007.
10. Федеральный закон «О медиации» - один год практики правоприменения и перспективы развития законодательства о медиации: материал конференции-практикума 14 мая 2012 г. / Заседание «круглого стола» на тему: «Федеральный закон «О медиации» - один год практики правоприменения и перспективы развития законодательства о медиации» 14.05.2012. иЯЬ: http://www.komitet2-10.km. duma.gov.ru/site.xp/052052124054051051.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 10.09.2012 г.
UDC 34.037
MEDIATION WAY OF RESOLVING LEGAL CONFLICTS: PROCEDURE AND PROBLEMS OF ITS REALIZATION Viktoria Viktorovna KOLOMYTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The concept of mediation as an independent way of legal disputes settlement, its types and stages are considered. Problems of carrying out mediation procedure are investigated with possible options being offered. The article also gives comparative and legal analysis of mediation stages. Foreign experience concerning mediation stages is analyzed.
Key words: legal conflict; mediation; types of mediation; kinds of mediation; mediation stages.