Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаев Магомед Ахмедович

В данной статье рассматриваются основные возможности, существующие в современной системе среднего профессионального образования для организации поликультурной образовательной среды. В первой части статьи исследуется необходимость формирования такой среды на современном этапе развития образования, в том числе среднего профессионального, а также основные подходы к интерпретации данного понятия. Автор приводит практические механизмы формирования поликультурной образовательной среды в рамках учебной и внеучебной деятельности организаций СПО. В статье рассмотрен опыт образовательной деятельность Гуманитарно-педагогического колледжа Махачкалы как образовательной организации, успешно реализующей модель создания поликультурной образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

This article examines the main opportunities that exist in the modern system of secondary vocational education for the multicultural educational environment organization. The first part of the article examines the need for the formation of such an environment at the present stage of education, including secondary vocational education, as well as the main approaches to the interpretation of this concept. The author cites practical mechanisms for the formation of a multicultural educational environment within the framework of educational and extracurricular activities of SPO organizations. The article examines the experience of educational activities of the Educational College of Makhachkala, as an educational organization, successfully implementing the model of creating a multicultural educational environment in the institution of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО»

THE SPECIFICS OF THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Abdu/aevMagomedAkhmedovich, Postgraduate student at, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan

This article examines the main opportunities that exist in the modern system of secondary vocational education for the multicultural educational environment organization. The first part of the article examines the need for the formation of such an environment at the present stage of education, including secondary vocational education, as well as the main approaches to the interpretation of this concept. The author cites practical mechanisms for the formation of a multicultural educational environment within the framework of educational and extracurricular activities of SPO organizations. The article examines the experience of educational activities of the Educational College of Makhachkala, as an educational organization, successfully implementing the model of creating a multicultural educational environment in the institution of secondary vocational education.

Keywords: educational environment; multicultural educational environment; multiculturalism; secondary vocational education; educational activities; extracurricular activities.

DO! 10.24923/2222-243X.2021-38.36

УДК 371 ВАК РФ 13,00.01

ЪАбдулаевМЛ., 2021

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬ ТУРНОЙ ОБ РАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПО

В данной статье рассматриваются основные возможности, существующие в современной системе среднего профессионального образования для организации поликультурной образовательной среды. В первой част статьи исследуется необходимость формирования такой среды на современном этапе развития образования, в том числе среднего профессионального, а также основные подходы к интерпретации данного понятия. Автор приводит практические механизмы формирования поликультурной образовательной среды в рамках учебной и внеучебной деятельности организаций СПО. В статье рассмотрен опыт образовательной деятельность Гуманитарно-педагогического колледжа Махачкалы как образовательной организации, успешно реализующей модель создания поликультурной образова тельной среды в учреждении среднего профессионального образования.

Ключевые слова; образовательная среда; поликультурная образовательная среда; поликультурность; среднее профессиональное образование;учебная дея тельное ть; в неучебнаядея тельное ть.

OJ О OJ

К

Q_ <

со

Ci

i

183

АБДУЛАЕВ Магомед Ахмедович, аспирант. Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Республика Дагес. тан

На страницах Национальной доктрины образования в Российской Федерации системе образования предписывается важная миссия по обеспечению воспитания "патриотов России, граждан правового, демократического государства". При этом последние должны уважать "права и свободы личности", а также проявлять "национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов" [3]. Согласно данному документу в числе важных целей образования в нашей стране также консолидация российского социума, а равно и сохранение "единого социокультурного пространства страны", противодействие "этнонациональной напряженности... на началах паритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий" [3]. Тем самым, поликультурность должна стать важной чертой реформируемой системы образования в РФ, 8 полной мере сказанное относится к среднему профессиональному образованию. Достижение соответствующих результатов представляется возможным при условии организации в учреждениях системы СПО поликультурной образовательной среды.

Понятие "образовательная среда" появилось в отечественной педагогической терминологии сравнительно недавно. Существует несколько его трактовок различными авторами (табл. 1}.

Таким образом, на сегодняшний день в отечественной педагогической мысли понятие "образовательная среда" чаще всего пони-

мается как окружение человека общественными и духовными педагогическими условиями, в которых он существует [6; 8; 9-11]. На настоящем этапе изучения данного явления представляется возможным выделить ряд структурных компонентов образовательной среды (табл. 2},

Таблица 1 - Трактовки понятия "образовательная среда"

Исследователь Трактовка термина «Образовательная среда»

И.П. Подпасый Образовательная среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие индивида. При этом последний может достичь более высокого уровня развития там, где близким окружением ему предоставляются наиболее благоприятные условия [6]

М.И. Рожков Образовательная среда - целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды [9] Подход к определению понятия «образовательная среда» выводится с позиции условий и влияния формирования творческой личности, при этом одним из центральных условий является высокая насыщенность образовательной среды разнообразными профессионально-образовательными, полихудожественными, полиэтническими ресурсами [11]

М.В. Слепцова

Таблица 2 - Компоненты образовательной среды

Наименование компонента Краткая характеристика

Деятельностный Совокупность различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития обучающихся

Коммуникативный Пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме; педагогические действия, реализующие «педагогическое воздействие» (субъект-объектный тип взаимодействия с обучающимся), «педагогическое взаимодействие» (субъект-субъектный тип взаимодействия) и «педагогическое содействие», фасилитацию (субъект-порождающий тип взаимодействия)

Пространственно-предметный Пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды [7-8]

С понятием "образовательная среда" тесно связано понятие "педагогическая позиция". Под данным термином обычно понимается влияние на развитие индивида с целью формирования полноценнойличности и духовных основ |1; 8; 9]. Таким образом, в образовательной среде происходит процесс формирования личности будущего высококвалифицированного специалиста. Индивид при этом взаимодействует с образовательной средой, поддаётся её влиянию, влияя при этом на неё саму. 6 ходе взаимодействия со средой личность обучающегося создает саму себя, развиваясь сообразно своим индивидуальным особенностям, создавая собственную среду.

Ю.С. Мануйловым были сформулированы принципы средового подхода, реализация которых допускает управление образовательной средой, в том числе в орга-

низациях СПО, её преобразование и изменение в желаемом направлении (табл. 3}.

Данный исследователь также определил способы реализации охарактеризованных выше принципов (табл. 4}.

Рассмотрев основные составляющие понятия "образовательная среда", принципы средового подхода и ключевые способы их реализации, необходимо перейти к разговору о создании поликультурной образовательной среды в системе современного отечественного СПО.

"Поликультурная образовательная среда - это "часть образовательной среды, представляющая совокупность условий, влияющих на формирование личности, ее готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, пониманию других культур и этнокуль-тур, толерантному отноше-нию к представителям других культур и этносов" [1,с.2|.

Она должна основываться на духовно насыщенной атмосфере деловых и межличностных контактов между участниками образовательного процесса. Такого рода контакты обусловливают поведение субъектов, включенных в образовательную среду, и стимулируют у них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям [8, С, 126]. При этом следует учитывать, что современные организации среднего профессионального образования представляют собой пространства, в рамках которых осу-

Габлица 3 - Принципы средового подхода (по Ю.С Мануйлову)

Принцип Характеристика

Принцип типонаправлен- ности Понимание цепи средового подхода, а вместе с тем и границ его возможностей. Назначение средового подхода заключается в формировании не отличного, а общего начала, той формы, которая не обособляет, а объединяет (личность со свойственным ей образом мысли, чувствований, действий)

Принцип опосредованости Образовательная среда посредствует образу жизни индивида, который, в свою очередь, опосредует тип его личности. Этот принцип требует развития тевденций к сотрудничеству или согласию (состязательности или соперничеству)

Принцип вариативности Основывается на факте функциональной эквивалентности тех или иных компонентов среды

Принцип технологичности Указывает на необходимость обращения лишь только к тому, что должно, может быть и пригодно к использованию адекватно целям и задачам [2, С. 15]

ществляются взаимодействия индивидов, представляющих различные общности: этнические, религиозные и др [7, С. 261 ]. В подобных условиях главной целью образовательно-воспи-тательной системы становится создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в воспитании каждого студента учреждений СПО. 8 идеале создание такой среды будет способствовать росту современных прогрессивных механизмов социализации, адаптации личности в поликультур-ной среде. Подобный подход, в свою очередь, потребует коренных изменений содержания, методов и самих форм организации учебного процесса, разработки и реализации модели поликультурной образовательной среды. В этой связи небезынтересным представляется внедрение в учебный процесс такой формы организации, как тренинги. Последние должны учитывать реальные ситуации межкультурного взаимодействия. Также положительных результатов в данной сфере поможет достичь внедрение групповых дискуссий и семинаров-практикумов по обсуждению таких ситуаций. Введение таких форм учебных занятий, посвященных соответствующей тематике, может помочь учащимся более полно понять поведение представителей другой культуры, их традиций и обычаев [12, С. 98].

Таблица 4 - Способы реализации принципов средового подхода

Способ реализации принципов средового подхода Характеристика

Дифференциация среды Изменение образовательной среды может быть как внешним, так и внутренним

Икте грация среды Позволяет реализовать разнообразные возможности образовательной среды

Генерирование среды Реализация потенциальных созидательных возможностей образовательной среды, продуцирующих необходимый образ жизни и формирующих соответствующий целям воспитательной системы тип личности

Декомпенсация среды Мыслительная или практическая операция по удалению, ликвидации, устранению, изъятию, выведению или экранированию, блокированию нежелательных элементов среды, мешающих достижению положительных результатов [2, С. 45]

Примером учреждения СПО, во многих отношениях успешно реализующего модель создания поликультурной образовательной среды, является Гуманитарно-педагогический колледж г. Махачкалы. Его студенческий состав представляет большинство общностей такого полиэтничного и поликультурного региона, как Республика Дагестан. В число наиболее важных задач этой образовательной организации входит обучение студентов бесконфликтному межкультурному взаимодействовию.

По завершении обучения студенты получают квалификацию как по основной профессии, так и дополнительную, по основам религии как части культуры.

Меры по созданию пол и культурной образовательной среды в этом учреждении проводятся также в рамках внеучебной деятельности. Например, 21 января 2021 г. в рамках празднования 100-летия со дня образования ДАССР состоялась встреча студентов с председателем координационного совета НКО РД, представителем Общественной палаты РД Шамилем Хадулаевым и представителем Совета при Главе РД по развитию гражданского общества и правам человека Омаром Омаровым [13]. В рамках данного мероприятия ораторы предупредили студентов о том, что в настоящее время необходимо быть крайне выдержанными в своих высказываниях, в т.ч. во всемирной сети Интернет. Они, кроме того, рассказали о профилактической работе, частью которой является распространение идей интернационализма и веротерпимости, любви к большой и малой родине, её культурно-историческому прошлому [13].

Традиционно, в процессе вовлечения в воспитательную работу, учащиеся колледжа участвуют во многих мероприятиях, направленных на сплочение и взаимообогащение представителей различных народностей культурными традициями и ценностями, например:

- конкурстворческих работ (презентации, рисунки, видео) на тему: "Дагестан ? мой край родной" ко Дню единства народов Дагестана №

- конкурс чтения стихов на родном языке ко Дню дагестанской культуры и языков [4];

- акция "Что вы знаете о Дагестане?";

- участие в Тематических экскурсиях и выездах по республике Дагестан (Ахульго, Нарын-кала, Карадахская теснина, Гуниб и Салта, Су-лакский каньон, Самурский лес, оз. Казе-нойам, Чиндирчеро и др.}.

Создание поликультурной образовательной среды в колледже способствует реализации следующих целей и задач:

- формирование гражданской культуры и нравственности обучающихся на основе правосознания, общечеловеческих ценностей, религиозной и национальной толерантности,

а] О

си к

о_ <

2:

со со

Ё

185

> <

UJ

S SÉ О ш

<

CI UJ

с

186

а также культурных традиций воспитания е регионе (в частности, Северо-Кавказском};

- организация сотрудничества сдеятелями культуры и искусства, учреждениями культуры, правоохранительными органами, центром занятости, комитетами по делам молодежи, участие и организация межколяеджных мероприятий;

- развитию конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что в условиях коренных реформ образования, осуществляемых в нашей стране на протяжении трёх последних десятилетий, важное значение должна приобрести такая его черта, как пол и культурность. 8 полной мере это относится к уровню среднего профессионального образования. 8 свою очередь, достижение соответствующих результатов представляется возможным при условии организации в учреждениях СПО поликультурной образовательной среды. [14-17]

Поликультурная образовательная среда должна основываться на духовно насыщенной атмосфере деловых и межличностных контактов между участниками образовательного процесса. Её создание потребует коренных изменений содержания, методов и самих форм организации учебного процесса. Так, небезынтересным представляется внедрение в учебный процесс таких форм организации, как тренинги, групповые дискуссии и семина ры-практи-кумы, посвящённые соответствующей тематике, Примером учреждения СПО, в своей учебной и неучебной деятельности успешно реализующего принципы пол и культурной образовательной среды, является Гуманитарно-педагогический колледж г. Махачкалы.

Литература:

1. Колоницкая О, Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого втехническом вузе //Эйдос. - 2010, - 1Одекабря. http://www.eidos.ru/journal/2010/1210- 01 .Ьгт.

2. Мануйлов Ю.С С.редовОЙ подход В воспитании: монография. - М., Нижний Новгород, 2002. - 157 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Электрон, дан. Режим дос

тупа Url: h ttps ://n sportal. ги/ШШ/defa u I t/fi les/2020/ 11/08/nr f-doctrina.pdf (Дата обращения: 03,02, 2021)

4. О проведении Республиканского конкурса чтецов на родных языках // Электрон, дан. Режим доступа Url: https://4mkou.dagestanscbool.ru/site/ puh?id=365 {Дата обращения: 02,02.2021)

5. Подведены итоги конкурса "Дагестан, мой край родной"//Элекгрон. дан. Режим доступа Url: h ttps:/ /lezgigazet.ru/archives/201050 {Дата обращения: 02.02.2021)

6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

7. Пугачева Е.А. Толерантность как педагогический феномен // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. - Вып 4.

- Н. Новгород: Нижегор roc лингв ун-т им H А Добролюбова, 2006, - С. 259-262,

8. Пугачева t.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: дис. ... канд .пед. наук. - Н. Новгород, 2008. - 251 с,

9. Рожков М, И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью, Юногогика, - М. : ВЛАДОС, 2008. -264 с.

10. Слободчиков В. И. Образовательная среда; реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Ин новатор-Ben net college. -M., 1997. - С. 177 184.

11 .Слепцова М.В. Анализ содержания понятия "поликультурная образовательная среда" // Профес-сиональное образование в России и за рубежом.

- 2017. - № 3 (27),- С. 53 - 58

12. Фахрутдинова Г.Ж., Хайруллин ИЛ. Подготов ка учителя к межкультурному взаимодействию в поликультурном образовательном пространстве.-- Казань : Отечество, 2018.- 153 с.

13. Фестиваль культуры и традиций народов Да гестана посвященный 100-летию ДА ССР // Электрон, дан.- Режим доступа Url: https://gpkdag.com/ content/484 (Дата обращения: 01.02.2021) М.Ярычев H .У. Культурная модернизация и из менение стереотипов старшего поколения в системе межпоколен чес кого взаимодействия // Нана,

- 2006. - № 5. - С. 30-35.

15.Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилиэацион ных процессов. - Кисловодск, 2015.

16,Ярычев Н.У. Философско-культурологическое понимание феномена толерантности // Наука третьего тысячелетия : сб. ст. Международной научно-практической конференции. - 2015. - С 122-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г/.Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретик о-методо-логические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа // Современные проблемы науки и образования. - 2012.-W3.-C. 232.

PROSPECTS FOR DIGITAL EVALUATION OF THE DISSERTATION

Abdufkhabirov Magomed Abdufkhabirovich, Associate Professor, Department of Traumatology and Orthopedics, Medical Institute, RUDN University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.