Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / информатизация системы высшего образования / цифровая образовательная среда вуза / студент / преподаватель / higher education / informatization of higher education system / digital educational environment of university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.А. Сатучиева, М.В. Францева

На основе анализа собственного педагогического опыта, а равно и изучения широкого круга наименований специальной литературы, авторы демонстрируют наиболее характерные черты организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде высшего образования, действующей на территории современной России. Для этого они сначала рассматривают особенности развития общества на настоящем этапе. Тем самым доказывается необходимость реорганизации образовательного процесса в вузе. Затем определяется, какое влияние эскалация темпов развития информационных и телекоммуникационных технологий оказывает на этот прогресс. Далее выявляются ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки на ступени вуза, отражающие её специфику в условиях информатизации большинства сфер жизни социума. Исследуются приоритетные направления организации обучения и воспитания будущих профессионалов в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

Based on their own pedagogical experience, as well as the wide range of specialized literature titles analysis, the authors demonstrate the most characteristic features in organization of educational process in the digital environment of a modern Russian university. The researchers consider the main features of the society development at present stage. This proves the need to reorganize the educational process at a university. The work determines what impact the escalation of the information and telecommunication technologies development has on this progress. The key guidelines for the modification of vocational training at the university level are identified, reflecting its specifics in conditions of most social life spheres informatization. The priority directions of the future professionals training and education organization in the digital environment are investigated.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

8. Sharapova E.M. Onlajn-obuchenie inostrannym yazykam v vuze. Chto pokazala pandemiya? Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2020; № 11-8 (67): 240-243.

9. Golovchin M.A. Institucional'nye lovushki cifrovizacii rossijskogo vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 3: 59-75.

10. Solov'eva I.V., Zamkovaya M.A. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam studentov neyazykovyh special'nostej v usloviyah pandemii COVID-19. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2021; № 3 (76): 64-79.

11. Matveev N.N., Kamalova N.S., Evsikova N.Yu. K voprosu ob 'effektivnosti distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v tehnicheskom vuze. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2021; № 3: 42-45.

12. Ezhgurova A.A. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih menedzherov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 29-31.

13. Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov neyazykovyh special'nostej. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; № 3: 85-102.

14. Postalyuk N.Yu., Prudnikova V.A. Professional'no vazhnye kachestva specialista: metodologicheskie podhody, modeli, rossijskie praktiki razvitiya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020; № 3: 86-94.

15. Stenyashina N.L., Novikova Zh.S., Nazmutdinova A.R. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii u studentov-menedzherov dlya uchastiya v 'effektivnom delovom obschenii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2021; № 4: 319-327.

16. Bugaj N.R., Marishina A.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2020; № 1 (55): 132-135.

17. Paleckij S.V. Pedagogicheskaya tehnologiya osvoeniya uchaschimisya issledovatel'skoj deyatel'nosti. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet, 2004.

18. Kachalov V.V. Vtoroe vysshee obrazovanie kak 'element realizacii koncepcii Lifelong learning. Psihologiya ipedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2021; № 3: 171-174.

Статья поступила в редакцию 04.02.24

УДК 378

Satuchieva Kh.A, Cand. of Sciences (Political Sciences), senior lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation,

Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: khalilova.kh@mail.ru

Frantseva M.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation,

Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: annaxenia@yandex.ru

Khusainova E.N, Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of English, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: khusainova80@mail.ru

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY. Based on their own pedagogical experience, as well as the wide range of specialized literature titles analysis, the authors demonstrate the most characteristic features in organization of educational process in the digital environment of a modern Russian university. The researchers consider the main features of the society development at present stage. This proves the need to reorganize the educational process at a university. The work determines what impact the escalation of the information and telecommunication technologies development has on this progress. The key guidelines for the modification of vocational training at the university level are identified, reflecting its specifics in conditions of most social life spheres informatization. The priority directions of the future professionals training and education organization in the digital environment are investigated.

Key words: higher education, informatization of higher education system, digital educational environment of university, student, teacher

Х.А. Сатучиева, канд. полит. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации,

экономики и права, г. Ставрополь, E-mail: khalilova.kh@mail.ru

М.В. Францееа, канд. психол. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права,

г. Ставрополь, E-mail: annaxenia@yandex.ru

Е.Н. Хусаиноеа, канд. юрид. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: khusainova80@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

На основе анализа собственного педагогического опыта, а равно и изучения широкого круга наименований специальной литературы, авторы демонстрируют наиболее характерные черты организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде высшего образования, действующей на территории современной России. Для этого они сначала рассматривают особенности развития общества на настоящем этапе. Тем самым доказывается необходимость реорганизации образовательного процесса в вузе. Затем определяется, какое влияние эскалация темпов развития информационных и телекоммуникационных технологий оказывает на этот прогресс. Далее выявляются ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки на ступени вуза, отражающие её специфику в условиях информатизации большинства сфер жизни социума. Исследуются приоритетные направления организации обучения и воспитания будущих профессионалов в цифровой среде.

Ключевые слова: высшее образование, информатизация системы высшего образования, цифровая образовательная среда вуза, студент, преподаватель

Актуальность статьи может быть обоснована фактом цифровизации большинства сфер жизни современного общества (С.П Абдуллаев, Д.В. Буданцев, И.А. Воробьева, А.В. Жукова, К.А. Минакова). Не составляет исключения и система вузовского образования (Е.В. Пордеева, С.В. Озерский, Е.В. Молчанова, Ш.П Мурадян).

С другой стороны, галопирующие темпы социального прогресса, во многом обусловленные развитием цифровых технологий, способствуют трансформации требований к выпускникам организаций высшего образования. Конечно, современный профессионал должен характеризоваться высоким уровнем развития предметных компетенций [1, с. 62]. Однако с течением времени всё большее значение приобретают умения и навыки, носящие универсальный, надпредметный характер (О.Н. Баева, О.В. Баженов, О.Б. Панпанцурова, Н.В. Жадько, О.В. Игумнова, В.В. Коршунова, Н.П. Шерстянкина). Важнейшими среди них являются:

- способность к оперативному ориентированию в практически безграничных на сегодняшний день информационных потоках;

- готовность к профессиональному и личностному росту на протяжении всей жизни [2, с. 20];

- умение эффективно действовать в различных, в том числе нестандартных, ситуациях, возникающих по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности;

- навыки селф- и таймменеджмента;

- способность к командной работе [3, с. 388].

В подобных условиях естественным образом встаёт вопрос о возможностях цифровой образовательной среды современной организации ВО, позволяющих эффективно формировать у студентов черты их будущего компетентностного портрета. Попытка его частичного решения осуществлена на страницах настоящей статьи.

Её цель - освещение наиболее характерных черт организации педагогического процесса в электронной образовательной среде вуза.

С этой целью коррелируют задачи:

- продемонстрировать влияние ускорения темпов развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) на прогресс в соответствующем сегменте отечественной образовательной системы;

- определить ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки на ступени ВО, отражающие её специфику в условиях информатизации большинства сфер жизни современного социума;

- выявить связанные с их реализацией приоритетные направления организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде современного вуза.

Методы исследования, применявшиеся при решении указанных задач, включали анализ педагогического опыта авторов, а равно изучение специальной литературы.

Научная новизна статьи сводится к тому, что в ней нашли своё отражение основные ориентиры модификации вузовского образования в условиях информатизации большинства сфер жизни.

Её теоретическая значимость заключается в демонстрации влияния современных темпов развития ИКТ на прогресс в области высшего образования.

Практическая значимость состоит в определении приоритетных направлений организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде современного вуза.

Стремительные темпы развития ИКТ на настоящем этапе существования вида homo sapiens во многом определяют модификационные преобразования в части организации обучения и воспитания будущих профессионалов на ступени высшего образования [4, с. 14]. Последние обоснованы в основном реализацией возможностей, существующих для интеграции в соответствующий процесс следующих инноваций:

- интерактивные формы и методы обучения [5, с. 182];

- наиболее актуальные учебно-методические и справочные материалы;

- прогрессивные способы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся [6, с. 10];

- цифровые ресурсы, повышающие эффективность реализации ряда образовательных и квазипрофессиональных задач (А.В. Антонова, Н.Н. Белокопы-тов, Н.В. Вознесенская, А.В. Гриншкун, С.В. Миллер, А.В. Туробов).

Анализ передового педагогического опыта позволяет говорить о четырёх ведущих ориентирах совершенствования организации учебно-воспитательного процесса, отражающих специфику цифровой образовательной среды (Д.М. Греб-нева, Е.С. Исаева, А.С. Обухов).

Первый такой ориентир - интенсификация всех уровней образовательного процесса [1, с. 68]. Она возможна путём углубления и расширения автоматизации его информационно-методического обеспечения. Последняя позволит:

- генерировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие доступность и открытость учебного материала для субъектов образовательных отношений [4, с. 16];

- применять более эффективные стратегии отбора содержания образования, его методологической и инструментальной базы при системном использовании как традиционных, так и инновационных форм организации;

- сочетать рациональные и эмоциональные подходы к обучению и воспитанию будущих профессионалов (С.П. Акутина, И.С. Беганцова, Г.М. Пономарева, И.И. Шамсутдинова, Т.Т. Щелина);

- повысить результативность текущего и промежуточного контроля образовательных результатов [6, с. 12].

Таким образом, достижение этого ориентира подразумевает минимизацию профессионально-образовательных дефицитов будущих специалистов, выявляемых по ходу обучения в высшей школе [7, с. 44]. Последняя должна осуществляться через преодоление разрывов, возникающих между теорией и практикой, с позиции активизации деятельности участников учебно-воспитательного процесса, направленной на самообразование, самосовершенствование и саморазвитие в информационном пространстве [3, с. 389]. Это, в свою очередь, достигается за счёт облегчения доступа к источникам информации и, соответственно, экономии времени, необходимого для их нахождения, обработки и практического использования [5, с. 184].

При этом целесообразным представляется широкое применение следующих категорий электронных образовательных ресурсов:

- электронные учебники;

- интерактивные тренажёры;

- обучающие системы, функционирующие на базе мультимедийных технологий [2, с. 22];

- тестовые системы [8, с. 9];

- базы данных по отраслям знаний;

- средства оперативной телекоммуникации между участниками образовательного процесса [9, с. 15];

- электронные библиотеки (А.Б. Антопольский, О.А. Баулин, Д.Н. Грибков, М.Н. Демина А.В. Каменев, Л.Г Тараненко).

Следующий ориентир - изменение взаимодействия между педагогами и студентами от субординации к диалогу в инфосфере [10, с. 59]. Движение к нему связано с интенсификацией развития коммуникативных умений участников образовательных отношений при организации смешанного (онлай и офлайн) формата обучения и виртуализации ведущих форм учебной деятельности [7, с. 49].

Такая форма организации обучения определяет его активный, интеллектуально-созидательный характер. Оно становится ориентированным на оптимизацию достижения целей педагогического процесса через широкое применение технологий личного обучения [9, с. 16]. Это, в свою очередь, обеспечит возможность для эффективного конструирования индивидуальных образовательных траекторий студентов [8, с. 11]. Последнее достигается посредством:

- согласованности и совместного планирования учебной и внеучебной работы;

- грамотного распределения информационных ресурсов [11, с. 142];

- оптимизации взаимодействия между субъектами образовательных отношений с предоставлением им определённой свободы во времени и пространстве [10, с. 61].

В качестве третьего ориентира выступает формирование субъектности студентов (С.В. Рослякова, Т. Г Пташко, Н.А. Соколова). В данном качестве к моменту завершения профессиональной подготовки последние должны характеризоваться нацеленностью на выстраивание индивидуальной стратегии профессионального и личностного роста, в том числе в сфере информатизации и

информационного общения. Формирование же у будущих профессионалов высокого уровня способности к самостоятельной постановке такого рода целевых ориентиров подразумевает развитие у них таких компетенций, как:

- система навыков, необходимых для объективной оценки собственных способностей и возможностей [12, с. 128-129];

- умение креативно их реализовывать в ходе адаптации к новому цифровому окружению;

- способность к эффективному поиску оптимальных путей индивидуальной и совместной работы в реальном и виртуальном форматах [13, с. 23];

- активная саморегуляция поведенческой модели по ходу достижения поставленных целей (И.К. Асмыкович, Ю.С. Волкова, И.К. Иванова, И.М. Морозова, А.А. Папейко).

С рассмотренным ориентиром связан четвёртый, который мы можем сформулировать следующим образом: развитие у обучающихся нового типа мышления, соответствующего потребностям и запросам информационного общества [14, с. 66]. Последний характеризуют:

- наличие навыков системного анализа;

- быстрота реакции на труднопрогнозируемую социальную динамику [15, с. 193];

- интеграционное восприятие междисциплинарной матрицы наук;

- осознанное стремление к всестороннему и целостному познанию реальной и виртуальной действительности;

- способность к эффективному поиску и реализации нестандартных конструктивных решений в профессиональной и иных сферах [16, с. 112].

При этом необходимо повышение уровня осмысленной восприимчивости представителей учащейся молодёжи к конкретному массиву необходимых им данных, которое позволит им в дальнейшем избегать информационных «перегрузок» [3, с. 390]. В ходе профессиональной подготовки, направленной на достижение подобных результатов, представляется весьма вероятным усвоение ими системы ценностей, нормирующих активность современного человека в информационном пространстве на основе принятия общекультурных этических норм и правил [7, с. 49].

Процесс их обучения, таким образом, должен включать деятельность, направленную на развитие навыков мультизадачной и комплексной работы в межпрофессиональных онлайн-командах (В.С. Ефимов, Ф.А. Ёрмирзоева, И.А. Крутова, О.В. Крутова, А.В. Лаптева, К.С. Назаренко, А.А. Радугин). Такая организация активности позволит повысить конкурентоспособность выпускников организаций высшего образования в условиях постиндустриального общества ближайшего будущего [15, с. 200].

Выделенные ориентиры во многом обусловливают специфику процесса подготовки будущих профессионалов в условиях информатизации системы высшего образования и общества в целом. Они определяют необходимость реализации приоритетных направлений деятельности по организации учебно-воспитательного процесса [14, с. 70]. Охарактеризуем их.

Первое направление мы можем обозначить термином «обучение посредством действия» (англ. - action learning, experiential learning, learning by doing) [16, с. 272-274]. Его актуальность объясняется тем, что различные электронные, прежде всего мобильные, устройства уже давно стали частью нашей жизни (Т. Г Мухина, Г Смолл, Л.Д. Столяренко, Д. Чалмерс). Представители той возрастной категории, к которой теперь относится большинство студентов, не представляют реализации большинства форм собственной активности без широкого их использования [17, с. 2]. Соответственно, при проектировании образовательных программ для современной организации ВО с необходимостью должны быть учтены возможности цифровых платформ и гаджетов [18, с. 119]. Их использование в образовательном процессе должно соответствовать следующим аспектам:

- объективные потребности цифровой экономики;

- особенности индивидуальных образовательных траекторий студентов [19, с. 288];

- развитие у обучающихся культуры диалога и взаимодействия (в online и offline форматах) [17, с. 4];

- возможности современных образовательных технологий и методологических подходов [14, с. 72];

- необходимость формирования у студентов осознанной потребности к непрерывному саморазвитию (ГА. Алферова, О.Б. Иванов, С.В. Иванова, Н.В. Ипполитова, Л.А. Степашко).

Второе направление - расширение использования смешанных форм обучения [20, с. 68]. Их реализация связана с активным вовлечением обучающихся в работу в электронном информационно-образовательном пространстве вуза [13, с. 24]. Такая организация учебно-воспитательной работы, базирующаяся на технологиях продвинутого образования, с определённой вероятностью обеспечит актуализацию возможностей самообразования и самосовершенствования студентов по ходу учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности [19, с. 290].

Последнее направление представлено активизацией формирования системы цифровых компетенций обучающихся [9, с. 16]. Соответственно, возможности цифровой образовательной среды современного вуза должны обеспечивать опережающую подготовку будущих профессионалов [20, с. 73]. Обязательным при этом является учёт следующих факторов:

- динамичность требований социума и профессиональной среды к системе формируемых знаний, умений и навыков [21, с. 75-76];

- стремительные темпы роста объёма информации, актуализирующие проблемы качества и актуальности учебной и методической информации [21, с. 77].

Рассмотрев влияние ускорения темпов развития ИКТ на прогресс в соответствующем сегменте отечественной образовательной системы, определив ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки, а равно и выявив связанные с их реализацией приоритетные направления организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде современного вуза, необходимо перейти к подведению итогов работы.

Библиографический список

Таким образом, современное общество характеризуется высокой степенью цифровизации большинства аспектов своего существования. В таких условиях, естественно, наблюдается трансформация в области требований к выпускникам вузов.

Реализация этих, последних, представляется возможной при условии активизации основных преимуществ цифровой образовательной среды, созданной сегодня в пространстве большинства организаций ВО. Последние должны быть направлены на развитие у студентов не только предметных, но и надпредметных компетенций будущих профессионалов.

1. Французова О.А Влияние цифровизации на образование. Ценности и смыслы. 2022; № 3 (79): 60-75.

2. Зачиняева Е.Ф., Семейкина К.С. Методологические подходы к формированию готовности студентов к непрерывному образованию в условиях региона. Казанский педагогический журнал. 2022; № 2: 19-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ситдиков А.М., Галяутдинов М.И. Soft skills специалиста спортивной индустрии. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; № 1 (203): 387-391.

4. Семичева Н.В., Природова О.Ф. Возможности трансформации профессионального образования под влиянием экспоненциального технологического роста. Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020; № 1 (1): 13-19.

5. Хусаинова С.В., Устюжина О.Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения. Теория и практика современной науки. 2021; № 10 (76): 181-185.

6. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2022; № 2-2: 10-12.

7. Трибунская УГ. Анализ типов организационной культуры преподавателя вуза. Гаудеамус. 2022; Т. 21; № 2: 42--50.

8. Бигаева И.М., Урумов З.Э. Проблема интеракции «преподаватель - студент». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Ветров Ю.П., Зеленко Н.В., Калинина М.А. Использование цифровых образовательных платформ в процессе активизации самообразовательной деятельности будущих учителей технологии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (102): 14-16.

10. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2: 59-62.

11. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-2: 140-143.

12. Климова Н.Ю., Агоева М.М. Формирование субъектности студентов при изучении иностранного языка. Мировая наука. 2023; № 3 (72): 128-131.

13. Зубанова С.Г, Ошкова В.А. Особенности научно-исследовательской работы студентов института иностранных языков в авиационном вузе: к вопросу о сочетании научной и воспитательной работы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 21-25.

14. Пак Л.Г Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; № 5 (228): 66-72.

15. Пак Л.Г Социализация цифрового поколения студенческой молодёжи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2021; № 1 (37): 190-204.

16. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: Лаборатория знаний, 2014.

17. Никитин ГМ. Применение технологий «мобильного обучения» в высшем профессиональном образовании. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 8 (122): 2-5.

18. Сайфурова И.О., Рагулина М.И., Федорова ГА. Персонализированное обучение будущих учителей информатики программированию на основе применения мобильных технологий. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022; Т. 16; № 4: 116-125.

19. Восковская А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. Самоуправление. 2019; № 2 (115): 288-290.

20. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н., Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 4 (127): 66-74.

21. Айнутдинова И.Н. Актуальные вопросы применения технологии смешанного обучения (blended learning) при обучении иностранным языкам в вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 6: 74-77.

References

1. Francuzova O.A Vliyanie cifrovizacii na obrazovanie. Cennosti i smysly. 2022; № 3 (79): 60-75.

2. Zachinyaeva E.F., Semejkina K.S. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu gotovnosti studentov k nepreryvnomu obrazovaniyu v usloviyah regiona. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2022; № 2: 19-26.

3. Sitdikov A.M., Galyautdinov M.I. Soft skills specialista sportivnoj industrii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 1 (203): 387-391.

4. Semicheva N.V., Prirodova O.F. Vozmozhnosti transformacii professional'nogo obrazovaniya pod vliyaniem 'eksponencial'nogo tehnologicheskogo rosta. Metodologiya i tehnologiya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (1): 13-19.

5. Husainova S.V., Ustyuzhina O.N. Suschnost' interaktivnyh metodov i form obucheniya. Teoriya iprakiika sovremennoj nauki. 2021; № 10 (76): 181-185.

6. Alfer'eva-Termsikos V.B. Optimizaciya vybora organizacionnyh form dlya distancionnogo obucheniya. Mezhdunarodnyjzhurnalgumanitarnyh iestestvennyh nauk. 2022; № 2-2: 10-12.

7. Tribunskaya U.G. Analiz tipov organizacionnoj kul'tury prepodavatelya vuza. Gaudeamus. 2022; T. 21; № 2: 42--50.

8. Bigaeva I.M., Urumov Z.'E. Problema interakcii «prepodavatel' - student». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Vetrov Yu.P., Zelenko N.V., Kalinina M.A. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform v processe aktivizacii samoobrazovatel'noj deyatel'nosti buduschih uchitelej tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (102): 14-16.

10. Bocoeva A.V., Guchetl' S.K., Kul'bit Yu.S. O resursah cifrovizacii vysshego obrazovaniya v kontekste perehoda na innovacionnyj uroven'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2: 59-62.

11. Piroglanov Sh.Sh., Sabadin D.A., Gricienko D.A. O probleme podgotovki kachestvenno novyh specialistov v aspekte global'noj didzhitalizacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-2: 140-143.

12. Klimova N.Yu., Agoeva M.M. Formirovanie sub'ektnosti studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Mirovaya nauka. 2023; № 3 (72): 128-131.

13. Zubanova S.G., Oshkova V.A. Osobennosti nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov institute inostrannyh yazykov v aviacionnom vuze: k voprosu o sochetanii nauchnoj i vospitatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 21-25.

14. Pak L.G. Socializaciya studentov vuza v 'epohu cifrovogo obschestva. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 5 (228): 66-72.

15. Pak L.G. Socializaciya cifrovogo pokoleniya studencheskoj molodezhi v arhitektonike vysshego obrazovaniya: teoretiko-prikladnoj aspekt. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 1 (37): 190-204.

16. Robert I.V. Teoriya imetodika informatizaciiobrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskijaspekty). Moskva: Laboratoriya znanij, 2014.

17. Nikitin G.M. Primenenie tehnologij «mobil'nogo obucheniya» v vysshem professionalem obrazovanii. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2022; № 8 (122): 2-5.

18. Sajfurova I.O., Ragulina M.I., Fedorova G.A. Personalizirovannoe obuchenie buduschih uchitelej informatiki programmirovaniyu na osnove primeneniya mobil'nyh tehnologij. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2022; T. 16; № 4: 116-125.

19. Voskovskaya A.S. Osobennosti obucheniya studentov novogo pokoleniya v usloviyah cifrovogo obschestva. Samoupravlenie. 2019; № 2 (115): 288-290.

20. Tregubova T.M., Ajnutdinova I.N., Ajnutdinova K.A. Ispol'zovanie mul'timodal'nyh form smeshannogo obucheniya v obrazovatel'nyh programmah vuzov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 4 (127): 66-74.

21. Ajnutdinova I.N. Aktual'nye voprosy primeneniya tehnologii smeshannogo obucheniya (blended learning) pri obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 6: 74-77.

Статья поступила в реакцию 04.02.23

УДК 37.013

Kharchenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: sv1707@bk.ru Bryzhevatykh K.I., teacher (Russian Language, Literature), MBEI Shelekhov's District "Gymnasium"(Shelekhov, Russia), E-mail: ksushishko8@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VALUE SPHERE OF YOUNGER ADOLESCENTS THROUGH SITUATIONS OF MORAL CHOICE. The article actualizes the need to solve a problem of developing the emotional and value sphere of adolescents as a fundamental basis for the formation of personal students qualities. The essence and functions of emotions and values reflecting the personality-significant states of a teenager and determining the choice of ways of his activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.