Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / ценности / эмоционально-ценностная сфера / младшие подростки / нравственный выбор / ситуации нравственного выбора / проектирование / анализ / emotions / values / emotional and value sphere / younger adolescents / moral choice / situations of moral choice / design / analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Харченко, К.И. Брыжеватых

Статья актуализирует необходимость решения проблемы развития эмоционально-ценностной сферы подростков как фундаментальной основы для формирования личностных качеств обучающихся. Описаны сущность и функции эмоций и ценностей, отражающих личностно значимые состояния подростка и определяющих выбор способов его деятельности в ситуации неопределенности. Предложен один из путей развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся посредством включения их в деятельность по проектированию и анализу ситуаций нравственного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Обоснована специфика ситуаций нравственного выбора, состоящая в их выраженной направленности на формирование той или иной ценности, которая задается содержанием ситуации как совокупности условий и обстоятельств, определяющих необходимость анализа контекста и выбора подростком собственных действий. В статье делается вывод о том, что ситуации нравственного выбора обладают значительным потенциалом для развития эмоционально-ценностной сферы школьников, следовательно, включение обучающихся в деятельность по проектированию и анализ данных ситуаций вполне оправдано и перспективно. При этом важно обеспечивать направленность ситуаций на формирование системы базовых национальных ценностей, таких как гражданственность, патриотизм, семья, труд, творчество, наука, литература, искусство, природа, человечество, социальная солидарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.А. Харченко, К.И. Брыжеватых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VALUE SPHERE OF YOUNGER ADOLESCENTS THROUGH SITUATIONS OF MORAL CHOICE

The article actualizes the need to solve a problem of developing the emotional and value sphere of adolescents as a fundamental basis for the formation of personal students qualities. The essence and functions of emotions and values reflecting the personality-significant states of a teenager and determining the choice of ways of his activity in a situation of uncertainty are described. One of the ways of developing the emotional and value sphere of students is proposed by including them in the activities of designing and analyzing situations of moral choice in educational and extracurricular activities. The work reveals that the specificity of situations of moral choice lies in their pronounced orientation towards forming of a particular value, which is set by the content of the situation as a set of conditions and circumstances that determine the need for context analysis and the choice of a teenager’s own actions. The article concludes that situations of moral choice have a significant potential for the development of the emotional and value sphere of schoolchildren, therefore, the inclusion of students in the design and analysis of these situations is quite justified and promising. At the same time, it is important to ensure that situations are aimed at developing a system of basic national values, such as citizenship, patriotism, family, work, creativity, science, literature, art, nature, humanity, and social solidarity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА»

- стремительные темпы роста объёма информации, актуализирующие проблемы качества и актуальности учебной и методической информации [21, с. 77].

Рассмотрев влияние ускорения темпов развития ИКТ на прогресс в соответствующем сегменте отечественной образовательной системы, определив ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки, а равно и выявив связанные с их реализацией приоритетные направления организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде современного вуза, необходимо перейти к подведению итогов работы.

Библиографический список

Таким образом, современное общество характеризуется высокой степенью цифровизации большинства аспектов своего существования. В таких условиях, естественно, наблюдается трансформация в области требований к выпускникам вузов.

Реализация этих, последних, представляется возможной при условии активизации основных преимуществ цифровой образовательной среды, созданной сегодня в пространстве большинства организаций ВО. Последние должны быть направлены на развитие у студентов не только предметных, но и надпредметных компетенций будущих профессионалов.

1. Французова О.А Влияние цифровизации на образование. Ценности и смыслы. 2022; № 3 (79): 60-75.

2. Зачиняева Е.Ф., Семейкина К.С. Методологические подходы к формированию готовности студентов к непрерывному образованию в условиях региона. Казанский педагогический журнал. 2022; № 2: 19-26.

3. Ситдиков А.М., Галяутдинов М.И. Soft skills специалиста спортивной индустрии. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; № 1 (203): 387-391.

4. Семичева Н.В., Природова О.Ф. Возможности трансформации профессионального образования под влиянием экспоненциального технологического роста. Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020; № 1 (1): 13-19.

5. Хусаинова С.В., Устюжина О.Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения. Теория и практика современной науки. 2021; № 10 (76): 181-185.

6. Алферьева-Термсикос В.Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2022; № 2-2: 10-12.

7. Трибунская УГ. Анализ типов организационной культуры преподавателя вуза. Гаудеамус. 2022; Т. 21; № 2: 42--50.

8. Бигаева И.М., Урумов З.Э. Проблема интеракции «преподаватель - студент». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Ветров Ю.П., Зеленко Н.В., Калинина М.А. Использование цифровых образовательных платформ в процессе активизации самообразовательной деятельности будущих учителей технологии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (102): 14-16.

10. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2: 59-62.

11. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-2: 140-143.

12. Климова Н.Ю., Агоева М.М. Формирование субъектности студентов при изучении иностранного языка. Мировая наука. 2023; № 3 (72): 128-131.

13. Зубанова С.Г, Ошкова В.А. Особенности научно-исследовательской работы студентов института иностранных языков в авиационном вузе: к вопросу о сочетании научной и воспитательной работы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 21-25.

14. Пак Л.Г Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; № 5 (228): 66-72.

15. Пак Л.Г Социализация цифрового поколения студенческой молодёжи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2021; № 1 (37): 190-204.

16. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: Лаборатория знаний, 2014.

17. Никитин ГМ. Применение технологий «мобильного обучения» в высшем профессиональном образовании. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 8 (122): 2-5.

18. Сайфурова И.О., Рагулина М.И., Федорова ГА. Персонализированное обучение будущих учителей информатики программированию на основе применения мобильных технологий. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022; Т. 16; № 4: 116-125.

19. Восковская А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества. Самоуправление. 2019; № 2 (115): 288-290.

20. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н., Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 4 (127): 66-74.

21. Айнутдинова И.Н. Актуальные вопросы применения технологии смешанного обучения (blended learning) при обучении иностранным языкам в вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 6: 74-77.

References

1. Francuzova O.A Vliyanie cifrovizacii na obrazovanie. Cennosti i smysly. 2022; № 3 (79): 60-75.

2. Zachinyaeva E.F., Semejkina K.S. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu gotovnosti studentov k nepreryvnomu obrazovaniyu v usloviyah regiona. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2022; № 2: 19-26.

3. Sitdikov A.M., Galyautdinov M.I. Soft skills specialista sportivnoj industrii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 1 (203): 387-391.

4. Semicheva N.V., Prirodova O.F. Vozmozhnosti transformacii professional'nogo obrazovaniya pod vliyaniem 'eksponencial'nogo tehnologicheskogo rosta. Metodologiya i tehnologiya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (1): 13-19.

5. Husainova S.V., Ustyuzhina O.N. Suschnost' interaktivnyh metodov i form obucheniya. Teoriya iprakíika sovremennoj nauki. 2021; № 10 (76): 181-185.

6. Alfer'eva-Termsikos V.B. Optimizaciya vybora organizacionnyh form dlya distancionnogo obucheniya. Mezhdunarodnyjzhurnalgumanitarnyh iestestvennyh nauk. 2022; № 2-2: 10-12.

7. Tribunskaya U.G. Analiz tipov organizacionnoj kul'tury prepodavatelya vuza. Gaudeamus. 2022; T. 21; № 2: 42--50.

8. Bigaeva I.M., Urumov Z.'E. Problema interakcii «prepodavatel' - student». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Vetrov Yu.P., Zelenko N.V., Kalinina M.A. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform v processe aktivizacii samoobrazovatel'noj deyatel'nosti buduschih uchitelej tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (102): 14-16.

10. Bocoeva A.V., Guchetl' S.K., Kul'bit Yu.S. O resursah cifrovizacii vysshego obrazovaniya v kontekste perehoda na innovacionnyj uroven'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2: 59-62.

11. Piroglanov Sh.Sh., Sabadin D.A., Gricienko D.A. O probleme podgotovki kachestvenno novyh specialistov v aspekte global'noj didzhitalizacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-2: 140-143.

12. Klimova N.Yu., Agoeva M.M. Formirovanie sub'ektnosti studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Mirovaya nauka. 2023; № 3 (72): 128-131.

13. Zubanova S.G., Oshkova V.A. Osobennosti nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov institute inostrannyh yazykov v aviacionnom vuze: k voprosu o sochetanii nauchnoj i vospitatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 21-25.

14. Pak L.G. Socializaciya studentov vuza v 'epohu cifrovogo obschestva. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 5 (228): 66-72.

15. Pak L.G. Socializaciya cifrovogo pokoleniya studencheskoj molodezhi v arhitektonike vysshego obrazovaniya: teoretiko-prikladnoj aspekt. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 1 (37): 190-204.

16. Robert I.V. Teoriya imetodika informatizaciiobrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskijaspekty). Moskva: Laboratoriya znanij, 2014.

17. Nikitin G.M. Primenenie tehnologij «mobil'nogo obucheniya» v vysshem professionalem obrazovanii. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2022; № 8 (122): 2-5.

18. Sajfurova I.O., Ragulina M.I., Fedorova G.A. Personalizirovannoe obuchenie buduschih uchitelej informatiki programmirovaniyu na osnove primeneniya mobil'nyh tehnologij. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2022; T. 16; № 4: 116-125.

19. Voskovskaya A.S. Osobennosti obucheniya studentov novogo pokoleniya v usloviyah cifrovogo obschestva. Samoupravlenie. 2019; № 2 (115): 288-290.

20. Tregubova T.M., Ajnutdinova I.N., Ajnutdinova K.A. Ispol'zovanie mul'timodal'nyh form smeshannogo obucheniya v obrazovatel'nyh programmah vuzov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 4 (127): 66-74.

21. Ajnutdinova I.N. Aktual'nye voprosy primeneniya tehnologii smeshannogo obucheniya (blended learning) pri obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 6: 74-77.

Статья поступила в реакцию 04.02.23

УДК 37.013

Kharchenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: sv1707@bk.ru Bryzhevatykh K.I., teacher (Russian Language, Literature), MBEI Shelekhov's District "Gymnasium"(Sheiekhov, Russia), E-mail: ksushishko8@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VALUE SPHERE OF YOUNGER ADOLESCENTS THROUGH SITUATIONS OF MORAL CHOICE. The article actualizes the need to solve a problem of developing the emotional and value sphere of adolescents as a fundamental basis for the formation of personal students qualities. The essence and functions of emotions and values reflecting the personality-significant states of a teenager and determining the choice of ways of his activity

in a situation of uncertainty are described. One of the ways of developing the emotional and value sphere of students is proposed by including them in the activities of designing and analyzing situations of moral choice in educational and extracurricular activities. The work reveals that the specificity of situations of moral choice lies in their pronounced orientation towards forming of a particular value, which is set by the content of the situation as a set of conditions and circumstances that determine the need for context analysis and the choice of a teenager's own actions. The article concludes that situations of moral choice have a significant potential for the development of the emotional and value sphere of schoolchildren, therefore, the inclusion of students in the design and analysis of these situations is quite justified and promising. At the same time, it is important to ensure that situations are aimed at developing a system of basic national values, such as citizenship, patriotism, family, work, creativity, science, literature, art, nature, humanity, and social solidarity.

Key words: emotions, values, emotional and value sphere, younger adolescents, moral choice, situations of moral choice, design, analysis

С.А. Харченко, канд. пед. наук, доц., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: sv1707@bk.ru

К.И. Брыжеватых, учитель русского языка и литературы МБОУ Шелеховского района «Гимназия», г. Шелехов, E-mail: ksushishko8@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИЙ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

Статья актуализирует необходимость решения проблемы развития эмоционально-ценностной сферы подростков как фундаментальной основы для формирования личностных качеств обучающихся. Описаны сущность и функции эмоций и ценностей, отражающих личностно значимые состояния подростка и определяющих выбор способов его деятельности в ситуации неопределенности. Предложен один из путей развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся посредством включения их в деятельность по проектированию и анализу ситуаций нравственного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Обоснована специфика ситуаций нравственного выбора, состоящая в их выраженной направленности на формирование той или иной ценности, которая задается содержанием ситуации как совокупности условий и обстоятельств, определяющих необходимость анализа контекста и выбора подростком собственных действий. В статье делается вывод о том, что ситуации нравственного выбора обладают значительным потенциалом для развития эмоционально-ценностной сферы школьников, следовательно, включение обучающихся в деятельность по проектированию и анализ данных ситуаций вполне оправдано и перспективно. При этом важно обеспечивать направленность ситуаций на формирование системы базовых национальных ценностей, таких как гражданственность, патриотизм, семья, труд, творчество, наука, литература, искусство, природа, человечество, социальная солидарность.

Ключевые слова: эмоции, ценности, эмоционально-ценностная сфера, младшие подростки, нравственный выбор, ситуации нравственного выбора, проектирование, анализ

Актуальность представленной к исследованию темы обусловлена необходимостью развития эмоционально-ценностной сферы современных подростков, важнейшей, смыслообразующей функцией эмоций и ценностей в жизни детей. Именно эмоции, отражая личностно значимые состояния и внутренние переживания подростка, напрямую связаны с удовлетворением его актуальных потребностей. В свою очередь, ценностная сфера личности детерминирует смыслы и цели воспитанника, определяя при этом способы их достижения. Вместе с тем педагоги-практики, психологи, родители всё чаще констатируют случаи нарушения развития эмоций у младших подростков, которые препятствуют нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребёнка. Исследователи, изучая проблему формирования ценностей современного подростка, отмечают, что процесс развития ценностной сферы и культуры переживания обучающихся происходит сегодня в ситуации социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда серьёзно нарушены характерные для стабильного общества механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему [1-9].

Цель данной статьи заключается в исследовании развивающего потенциала и возможностей использования ситуаций нравственного выбора в качестве средства развития эмоционально-ценностной сферы младших подростков.

Основные задачи статьи:

- теоретически обосновать возможности развития эмоционально-ценностной сферы у младших подростков посредством ситуаций нравственного выбора;

- проанализировать результаты экспериментальной работы и предложить рекомендации по использованию ситуаций нравственного выбора в процессе воспитания младших подростков.

В процессе исследования и подготовки данной статьи были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования; анализ диссертационных исследований, сопоставительный анализ, сравнение, обобщение);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ письменных работ и устных ответов школьников).

Научная новизна статьи определяется обоснованием понятия «культура переживания младших подростков», формированием критериально-диагностического аппарата оценки уровня развития эмоционально-ценностной сферы младших подростков.

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что выявлены и обоснованы возможности ситуаций нравственного выбора как средства развития эмоционально-ценностной сферы младших подростков.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования в процессе развития эмоционально-ценностной сферы младших подростков.

Осуществляя теоретический анализ исследуемой проблемы, важно отметить, что основой для возникновения и осознания эмоций являются ценности человека. Это объясняется тем, что зачастую отношение человека к объекту выражается с помощью эмоций. Поэтому они напрямую связаны с системой ценностных ориентаций личности. Невозможно судить о значимости и уместности

выражения тех или иных эмоций по отношению к объекту без связки эмоциональных проявлений с ценностями.

Дефиниция «ценность» стала использоваться в 60-х гг XIX в. в новой научной дисциплине - аксиологии (науке о ценностях).

Один из первых заложил основы в данную науку о ценностях учёный философ Г Лотце. Данным учёным к ценностям были отнесены следующие категории:

- прекрасное,

- благое,

- справедливое [7].

М. Вебер отметил важную мысль, что выделенные и закреплённые в обществе ценности образуют систему установок. М. Вебер утверждает, что ценностно-рационально действует та личность, которая следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии [8].

Как утверждает М. Рокич, общечеловеческие ценности определяют для личности то, как нужно себя вести, какое желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Абрахам Маслоу утверждал, что иерархия жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей человека

В контексте потребностей человека все ценности можно разделить на:

- витальные,

- ценности общественного признания,

- ценности межличностного общения,

- ценности актуального личностного развития [9].

Анализ основных понятий (эмоции, ценности) в контексте исследования не только способствовал пониманию сложной природы данного феномена, но и послужил базой для обоснования сущности эмоционально-ценностной сферы подростков.

Наиболее значимым результатом анализа является вывод о том, что эмоции - это психические явления, которые возникают в результате непосредственного восприятия личностью смысла жизненных явлений, предметов и ситуаций. Их основной целью является удовлетворение потребностей личности. Большинство психологов относят эмоции к активным силам, которые оказывают влияние на мысли и поступки человека [3].

В свою очередь, ценности выражают особую связь с реальностью и могут иметь как позитивную, так и негативную значимость для объектов мира и символов, связанных с ними.

В целом значимость может проявляться в отношении личности к:

- нравственным нормам и установкам,

- идеалам,

- являться регулятором жизнедеятельности [2, с. 267].

Мы пришли к выводу, что эмоционально-ценностная сфера младших подростков представляет собой целостное интегративное образование, основными компонентами которого выступают культура переживания и система ценностных ориентаций обучающихся. Подросток, обладающий достаточным уровнем развития эмоционально-ценностной сферы, демонстрирует способность к устойчивому эмоциональному поведению и выбору стратегии действий вопреки собственным ситуативным желаниям с ориентацией на систему

Таблица 1

Соотношение компонентов и критериев эмоционально-ценностной сферы младших подростков

Компоненты Критерии Методики

Когнитивный Знание и понимание соответствующих ценностных установок, являющихся основой нравственного выбора Методика «Недописанный тезис» А. Куликова

Эмоционально-оценочный Умение контролировать свое эмоциональное состояние. Способность к оцениванию собственного поведения, поступков одноклассников и окружающих людей. Позитивное отношение к национальным базовым ценностям. Умение относиться к окружающим (взрослым и сверстникам) доброжелательно, вежливо, уважительно, проявлять чуткость, отзывчивость, терпимость Диагностика отношения к жизненным ценностям. «Неоконченные ситуации» А. М. Щетининой

Поведенческий Нравственный выбор личности. Способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман

духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и нормам поведения. Эмоции и ценностные установки помогают подростку в процессе взаимодействия (в ситуациях удачи или затруднения), являясь при этом одним из самых важных инструментов психической регуляции его поведения.

Под культурой переживания подростка мы понимаем способность воспитанника временно «выйти» из текущих обстоятельств, проанализировать их, спрогнозировать последствия собственного выбора способа поведения, вновь пройти уже знакомый путь с определенной оценкой и интерпретацией. При этом важно «одновременно действовать, чувствовать, созерцать и рефлексировать, то есть переживать текущий момент во всей его полноте» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подростковый возраст - особенный, наполненный противоречиями и важными личностными трансформациями. У подростков традиционно возникают трудности с построением целей, выбором стратегии поведения в каких-либо ситуациях. Причиной данных проблем, на первый взгляд, являются возрастные особенности детей. Так, зачастую мы наблюдаем повышенную эмоциональность, агрессивность, изменчивость настроения у подростка, возникновение тревожности, легкость развития аффективных реакций, при этом эмоционально-ценностная сфера, определяющая успешность формирования важнейших личностных качеств воспитанника, развивается стихийно. Поэтому важно приучать школьника к добровольности и сознательности выбора, ответственности за свои поступки, способности к объективной нравственной оценке и самооценке собственных действий. При этом важно учитывать, что индивидуальный опыт формируется через установление ассоциации ситуации, вызвавшей эмоцию [5].

Важно отметить, что индивидуальные ценности формируются только при решении реальных жизненных задач и проблем. Невозможно заставить ребенка «выучить» ценности, это не правила при выполнении учебных задач.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости организации воспитательной деятельности, направленной на развитие эмоционально-ценностной сферы подростков, и предположили, что эффективность данного процесса значительно повысится, если обучающиеся будут включены в деятельность по проектированию и анализу ситуаций нравственного выбора, смыслообразую-щим ядром которых является направленность на развитие культуры переживания и ценностных ориентаций обучающихся с опорой на систему базовых национальных ценностей. Наше предположение основано на специфике ситуаций нравственного выбора, которая состоит в их выраженной направленности на формирование той или иной ценности и задается содержанием ситуации как совокупности условий и обстоятельств, определяющих необходимость анализа контекста и выбора подростком собственных действий. Отметим, что нравственный выбор - способность ребенка осознанно принимать решения вопреки собственным ситуативным желаниям с ориентацией на следующие значимые ценности общества:

- патриотизм,

- гражданственность,

- творчество,

- искусство,

- наука,

- семья,

- труд,

- природа и др.

Полагаем, что ориентация подростка на систему духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения явля-

Библиографический список

ется определяющей в процессе принятия решения и выстраивания стратегии собственных действий. Экспериментальное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Шелеховского района «Гимназия». В нем приняло участие 50 обучающихся 5-х классов (5 «А», 5 «В»).

Констатирующий этап исследования был направлен на изучение исходного уровня сформированности эмоционально-ценностной сферы младших подростков в соответствии с выделенными нами критериями и компонентами изучаемого феномена (табл. 1).

Анализ данных, полученных на констатирующем этапе экспериментальной деятельности, подтвердил наше предположение о недостаточном уровне сфор-мированности эмоционально-ценностной сферы школьников и вывел на необходимость организации и проведения экспериментальной работы, направленной на повышение уровня сформированности эмоционально-ценностной сферы обучающихся.

В ходе формирующего этапа исследования школьники экспериментальной группы участвовали в экспериментальной деятельности в рамках учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Родной русский язык», а также на классных часах и «Разговорах о важном». В процессе занятий обучающиеся были включены в деятельность по анализу ситуаций нравственного выбора, способствующих обогащению опыта ценностного отношения к миру. Специфика ситуаций нравственного выбора, а также способы их анализа способствовали присвоению обучающимися духовно-нравственных ценностей, обусловливающих их готовность к активному нравственному действию. При этом, оказывая поддержку подросткам, педагог помогал им четко осознать мотивы выбора [4].

На уроках русского языка, литературы, родного русского языка учащимся были предложены готовые ситуации нравственного выбора с целью их анализа и поиска адекватных вариантов решения. На втором этапе обучающиеся осуществляли нравственный выбор ситуаций самостоятельно на классных часах, а также моделировали их без помощи педагога. На завершающем этапе младшие подростки самостоятельно разрабатывали буклеты, основой которых являлись ситуации нравственного выбора. При этом в процессе деятельности мы акцентировали внимание обучающихся на осознании нравственных норм, развивая тем самым умение выделять нравственные аспекты поступков, осуществлять их нравственную оценку. Все это способствовало формированию готовности обучающихся к активным нравственным действиям.

Контрольный этап экспериментальной деятельности включал в себя диагностическое исследование, идентичное исследованию констатирующего этапа. Также нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа с целью проверки эффективности формирующего этапа экспериментальной деятельности. Свидетельством повышения уровня сформи-рованности эмоционально-ценностной сферы подростков экспериментальной группы явилась выраженная положительная динамика по всем выделенным нами критериям и показателям изучаемого феномена.

Таким образом, можно сделать выводы, что ситуации нравственного выбора обладают значительным потенциалом для развития эмоционально-ценностной сферы школьников, следовательно, включение обучающихся в деятельность по проектированию и анализ данных ситуаций вполне оправдано и перспективно. При этом важно обеспечивать направленность ситуаций на формирование системы базовых национальных ценностей, таких как: гражданственность, патриотизм, семья, труд, творчество, наука, литература, искусство, природа, человечество, социальная солидарность.

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва: Первое сентября, 2004.

2. Веснина Н.И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно: Классный час. Классный руководитель. 2009; № 2: 93-98.

3. Катеринина А.А. Психология подросткового возраста: учебное пособие. Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015.

4. Михалкович Н.В., Барков В.А., Сквицкая М.Е. Социализация на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Гродно: ГрГУ им Я. Купалы, 2015.

5. Шило Т.В., Редкова Ю.Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2017: 48-51.

6. Кривошеева И.В. «Дорогою человечности»: программа воспитательной работы по формированию эмоционально-ценностной сферы личности школьников. Кемерово, 2013. Available at: https://infourok.ru/programma-vospitatelnoy-raboti-dorogoy-chelovechnosti-1907427.html

7. Загоруйко Т.В., Диденко С.Ю., Черепанская Е.И., Лактионова Е.Е., Титова Л.И., Лебедева В.В. Понятие оценивания в образовании. Молодой ученый. 2018; № 45: 240-242. Available at: https://moluch.ru/archive/ 231/53434/

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва, 2005.

9. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. Москва: Просвещение, 1980: 39-54.

References

1. Artyuhova I.S. Vospitatel'naya rabota s podrostkami: zanyatiya, igry, testy. Moskva: Pervoe sentyabrya, 2004.

2. Vesnina N.I. Zhiznennye cennosti, ili iskusstvo zhit dostojno: Klassnyj chas. Klassnyjrukovoditel'. 2009; № 2: 93-98.

3. Katerinina A.A. Psihologiya podrostkovogo vozrasta: uchebnoe posobie. Orsk: Izdatel'stvo Orskogo gumanitarno-tehnologicheskogo instituta (filiala) OGU, 2015.

4. Mihalkovich N.V., Barkov V.A., Skvickaya M.E. Socializaciya na raznyh 'etapah vozrastnogo razvitiya: opyt, problemy, perspektivy: sbornik nauchnyh statej. Grodno: GrGU im Ya. Kupaly, 2015.

5. Shilo T.V., Redkova Yu.N. Sredstva i metody razvitiya 'emocional'noj sfery rebenka. Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2017: 48-51.

6. Krivosheeva I.V. «Dorogoyu chelovechnosti»: programma vospitatel'nojraboty po formirovaniyu 'emocional'no-cennostnojsfery lichnostishkol'nikov. Kemerovo, 2013. Available at: https://infourok.ru/programma-vospitatelnoy-raboti-dorogoy-chelovechnosti-1907427.html

7. Zagorujko T.V., Didenko S.Yu., Cherepanskaya E.I., Laktionova E.E., Titova L.I., Lebedeva V.V. Ponyatie ocenivaniya v obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2018; № 45: 240-242. Available at: https://moluch.ru/archive/ 231/53434/

8. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Moskva, 2005.

9. Zimnyaya I.A. Osnovy pedagogicheskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie, 1980: 39-54.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 37.017

Shpyneva E.M., specialist in educational and methodical work, Department of Jewelry Design and Technology, Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk); MA student, Department of Pedagogy, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: kok9196@mail.ru

Golubchikova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Pedagogical Institute, Irkutsk State University (Irkutsk); Senior Lecturer, Department of Pedagogical and Information Technologies, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Irkutsk, Russia), E-mail: mg2@bk.ru

EXPERIENCE OF STUDYING THE FEATURES OF THE CULTURAL CODE OF REPRESENTATIVES OF THE REGIONS OF RUSSIA (USING THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION). The article considers cultural code as the key to understanding behavior, unique features of culture and folk psychology. It is noted that the cultural code is constantly developing and changing with the acquisition of new cultural experience and information. Examples are given of how cultural code affects people's thoughts, emotions and behavior. The loss of culture and the significance of the transmission of cultural code through the upbringing and interaction of generations are discussed. The importance of the task that older generations and teachers face in preserving and transmitting cultural code is also justified, and the identification of social trends and knowledge will help determine the vector of educational work. The article presents results of a survey of 152 representatives of Russian society in the Irkutsk region. The national, ethnic and religious component of the respondents is analyzed, as well as their preferences in literature and cinema. It is found that the works of Russian authors are the most preferred in the literature among all age groups, with the largest number of references to works of M.A. Bulgakov, F.M. Dostoevsky and L.N. Tolstoy. The cinema also reveals leaders among representatives of different generations, with the predominance of American and Russian films. Analysis of the answers to the question about the favorite characters of fairy tales and cartoons shows the preference for characters with willpower, wisdom, justice and other positive qualities. Teachers can conduct events and organize project work to form intercultural understanding and tolerance among students, attract experienced representatives of different cultures and use a variety of literature and cinema, which also contribute to the preservation and transfer of cultural code. Research work allows studying and analyzing the cultural code of different groups and creating your own projects. Thus, pedagogical practice can use these articles to develop intercultural understanding, preservation and transmission of cultural code within the framework of educational and educational activities.

Key words: cultural code, mythological images, national heroes, literary works, intergroup communication, evolution of cultural code, cultural memory, symbols and meanings, national experience, educational activity

Е.М. Шпынёва, спец. по учебно-методической работе, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск, магистрант, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, E-mail: kok9196@mail.ru

М.Г. Голубчикова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, E-mail: mg2@bk.ru

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРНОГО КОДА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Данное исследование рассматривает культурный код как ключ к пониманию поведения, уникальных особенностей культуры и народной педагогики. Отмечается, что культурный код постоянно развивается и изменяется с приобретением нового культурного опыта и информации. Приводятся примеры того, как культурный код влияет на мысли, эмоции и поведение людей. Обсуждаются потеря культуры и значимость передачи культурного кода через воспитание и взаимодействие поколений. А также обосновывается важность задачи, которая стоит перед старшими поколениями и педагогами в сохранении и передаче культурного кода. Идентификация социальных тенденций и знаний поможет определить вектор воспитательной работы. В статье представлены результаты анкетирования 152 представителей российского общества в Иркутской области. Анализируется национальная, этническая и религиозная составляющие опрошенных, а также их предпочтения в литературе и кинематографе. Обнаружено, что произведения российских авторов являются самыми предпочитаемыми в литературе у всех возрастных групп, с наибольшим количеством упоминаний произведений М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. В кинематографе также выявлены лидеры среди представителей разных поколений с преобладанием американских и российских фильмов. Анализ ответов на вопрос о любимых героях сказок и мультфильмов показывает предпочтение героев, обладающих силой воли, мудростью, справедливостью и другими положительными качествами. Обозначено актуальное применение полученных данных в педагогической практике. Педагоги могут проводить мероприятия и организовывать проектную работу для формирования межкультурного понимания и толерантности у учащихся, привлекать опытных представителей различных культур и использовать разнообразную литературу и кинематограф, что также способствуют сохранению и передаче культурного кода. Исследовательская работа позволяет изучать и анализировать культурный код разных групп и создавать собственные проекты. Таким образом, педагогическая практика может использовать данные статьи для развития межкультурного понимания, сохранения и передачи культурного кода в рамках воспитательной и просветительской деятельности.

Ключевые слова: культурный код, мифологические образы, национальные герои, литературные произведения, межгрупповая коммуникация, эволюция культурного кода, культурная память, символы и смыслы, национальный опыт, воспитательная деятельность

Совокупность определений о культурном коде дает нам очень широкое, но размытое восприятие его сущности. Культурный код - это ключ к пониманию поведенческих реакций, уникальных особенностей культуры и народной педаго-

гики [1, с. 13]. Это набор мифологических образов, характеристик национальных героев, устойчивых, понятных каждому представлений из литературных произведений и особенностей народного быта, переданных от предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.