Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РОДНОЙ ЯЗЫК / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чиликова Ирина Александровна

В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа. На основе анализа научно-методической литературы выявлены аргументы, характеризующие язык как ценностный объект: язык хранит информацию о культуре народа и является частью этой культуры; русский язык обладает национально-историческим своеобразием и богатым арсеналом средств; русский язык - это язык родины, язык, на котором человек думает и говорит с детства, язык родителей. С целью уточнения содержания работы по формированию представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа проведен анализ требований ФГОС НОО, рабочей программы начального общего образования и учебников по русскому языку для начальной школы. Определены и охарактеризованы направления работы: формирование представлений о языке как средстве хранения и трансляции национальной культуры прошлого и настоящего, отражающем непрерывную связь поколений; развитие восприимчивости к свойствам и возможностям русского языка; формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении. Представлены формы и приемы работы, направленные на решение обозначенной проблемы, а также необходимые дополнения к методическому аппарату учебников. Особое внимание уделяется методам, позволяющим создать у детей позитивное отношение к родному языку и культуре своей страны, а также показывается, как изучение национальных традиций и обычаев может способствовать формированию интереса к языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чиликова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S UNDERSTANDING OF LANGUAGE AS A SPIRITUAL AND MORAL VALUE OF THE NATION

The article discusses the content, methods and means of formation of primary ideas about the language as a spiritual and moral value of the people in primary schoolchildren. Based on the analysis of scientific and methodological literature the arguments characterizing language as an object of value are identified: language stores information about the culture of the people and is part of this culture; Russian language has a national-historical originality and a rich arsenal of means; Russian is the language of the motherland, the language in which a person thinks and speaks since childhood, the language of parents. In order to clarify the content of the work on the formation of ideas about the language as a spiritual and moral value of the people the analysis of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, the working program of primary general education and textbooks on the Russian language for elementary school. The following areas of work are defined and characterized: formation of ideas about language as a means of storing and transmitting national culture of the past and present, reflecting the continuous connection between generations; development of sensitivity to the properties and possibilities of the Russian language; formation of a respectful attitude to ethical, moral norms, customs and traditions in speech behavior. The forms and methods of work aimed at solving the indicated problem are presented, as well as the necessary additions to the methodical apparatus of textbooks. Particular attention is paid to methods that allow children to create a positive attitude toward their native language and culture of their country. It shows how the study of national traditions and customs can foster an interest in language as well.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА»

УДК 372.881.161.1:373.31

ББК 4426.819=411.2-243 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Чиликова Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ir.a.chilikova@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальное языковое образование; начальная школа; младшие школьники; духовно-нравственные ценности; культурные ценности; родной язык; духовно-нравственные идеалы; русский язык; результаты обучения; образовательный процесс

АННОТАЦИЯ. В статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников начальных представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа. На основе анализа научно-методической литературы выявлены аргументы, характеризующие язык как ценностный объект: язык хранит информацию о культуре народа и является частью этой культуры; русский язык обладает национально-историческим своеобразием и богатым арсеналом средств; русский язык - это язык родины, язык, на котором человек думает и говорит с детства, язык родителей. С целью уточнения содержания работы по формированию представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа проведен анализ требований ФГОС НОО, рабочей программы начального общего образования и учебников по русскому языку для начальной школы. Определены и охарактеризованы направления работы: формирование представлений о языке как средстве хранения и трансляции национальной культуры прошлого и настоящего, отражающем непрерывную связь поколений; развитие восприимчивости к свойствам и возможностям русского языка; формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении. Представлены формы и приемы работы, направленные на решение обозначенной проблемы, а также необходимые дополнения к методическому аппарату учебников. Особое внимание уделяется методам, позволяющим создать у детей позитивное отношение к родному языку и культуре своей страны, а также показывается, как изучение национальных традиций и обычаев может способствовать формированию интереса к языку.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Чиликова, И. А. Формирование у младших школьников представления о языке как духовно-нравственной ценности народа / И. А. Чиликова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 50-57.

Chilikova Irina Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Russian Language and Methods of Its Teaching in Primary Schools, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FORMING PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S UNDERSTANDING OF LANGUAGE AS A SPIRITUAL AND MORAL VALUE OF THE NATION

KEYWORDS: primary language education; Primary School; younger students; spiritual and moral values; cultural values; native language; spiritual and moral ideals; Russian language; learning outcomes; educational process

ABSTRACT. The article discusses the content, methods and means of formation of primary ideas about the language as a spiritual and moral value of the people in primary schoolchildren. Based on the analysis of scientific and methodological literature the arguments characterizing language as an object of value are identified: language stores information about the culture of the people and is part of this culture; Russian language has a national-historical originality and a rich arsenal of means; Russian is the language of the motherland, the language in which a person thinks and speaks since childhood, the language of parents. In order to clarify the content of the work on the formation of ideas about the language as a spiritual and moral value of the people the analysis of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, the working program of primary general education and textbooks on the Russian language for elementary school. The following areas of work are defined and characterized: formation of ideas about language as a means of storing and transmitting national culture of the past and present, reflecting the continuous connection between generations; development of sensitivity to the properties and possibilities of the Russian language; formation of a respectful attitude to ethical, moral norms, customs and traditions in speech behavior. The forms and methods of work aimed at solving the indicated problem are presented, as well as the necessary additions to the methodical apparatus of textbooks. Particular attention is paid to methods that allow children to create a positive attitude toward their native language and culture of their country. It shows how the study of national traditions and customs can foster an interest in language as well.

FOR CITATION: Chilikova, I. A. (2023). Forming Primary Schoolchildren's Understanding of Language as a Spiritual and Moral Value of the Nation. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 50-57.

Введение. Важным предметным языка в начальной школе, определяемым

результатом изучения русского Федеральным государственным стандартом

© Чиликова И. А., 2023

начального общего образования, является приобретение обучающимися первоначальных представлений о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа. Ценности русского народа отражают особенности материальной и духовной жизни, которые передаются от поколения к поколению, сохраняясь в культурных, социально-исторических, семейных традициях. Стремление осваивать культуру родного народа и родной язык как важнейшую часть культуры является значимым личностным результатом изучения русского языка в начальной школе.

Ценностный (аксиологический) подход к изучению русского языка в начальной школе не является на сегодняшний день новым. Ученые-методисты и педагоги-практики находятся в поиске путей реализации идеи осознания учащимися феномена русского языка, решения задачи аргументированной характеристики языка как ценностного объекта.

Постановка проблемы и цель исследования. В Федеральной рабочей программе по предмету «Русский язык» указывается возможность достижения обозначенных выше целей через установление взаимосвязи понятий язык - народ - Родина - родной язык, предполагается достижение личностного результата «становление ценностного отношения к своей Родине», в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны [17, с. 30]. В части программы, раскрывающей содержание обучения по разделам, мы находим одно указание на тему «Общие сведения о языке», в рамках изучения которой обучающиеся должны на основании рассказа учителя о языке как средстве общения людей и явлении культуры, в ходе учебного диалога «Как язык помогает понять историю и культуру народа?» сделать вывод о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка1. В остальных разделах и темах данная установка отсутствует.

Обратимся к учебникам русского языка для начальной школы, с тем чтобы установить наличие дидактического материала и методического сопровождения, направленного на осознание того, что русский язык имеет богатую историю и культурное значение, постоянно развивается и изменяется, отражая изменения в обществе, является

1 Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык». URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_na chalnogo_obschego_obrazovamya_predmeta_Russkij_ya zik_.htm (дата обращения: 21.02.2023).

важным инструментом общения. В учебниках В. Г. Горецкого и В. П. Канакиной обучающимся первого класса предлагается прочитать записи на разных языках с тем, чтобы прийти к выводу о том, что русский язык понятен, поскольку это родной язык, язык нашей страны [6, с. 8]. Четвероклассникам дается возможность объяснить смысл высказывания М. Горького «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» [9, с. 42]; поразмышлять над словами Д. С. Лихачева: «Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы умеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно...», а в дальнейшем предлагается находить и записывать мудрые изречения о языке [8, с. 6]. Внимание обучающихся привлекается к русским фразеологизмам, что, безусловно, вызывает интерес к изучению языка у школьников; в учебниках для 3 и 4 классов составлен словарик фразеологизмов, содержащий толкование их значения [7; 9]. Следует отметить, что об этимологии некоторых фразеологизмов и слов русского языка дети могут узнать в разделе «Страничка для любознательных». Наряду с пословицами, поговорками, фразеологизмами авторы стремятся вызвать у обучающихся познавательный интерес к русским именам, их происхождению и значению, включая детей в деятельность по созданию проекта «Тайна имени» [9]. Выделение культуроведческого содержания изучения имен собственных в начальной школе как личностно значимого материала создает условия для положительного эмоционального фона, позволяет усилить воспитательный эффект преподавания русского языка, сформировать у младших школьников первоначальное представление о связи языка с историей и культурой народа [15].

Отметим, что и в других учебниках для начальной школы имеется аналогичный материал, содержащий информацию об уникальности, богатстве русского языка. Однако для достижения предметных и личностных результатов, связанных с постижением языка как ценности, необходимо систематически при изучении всех тем и разделов курса русского языка включать обучающихся в деятельность, которая поможет осознать значимость русского языка, его эстетику, красоту, самобытность, национально-культурные особенности.

Таким образом, современные учебники русского языка для начальной школы содержат дидактический материал для реше-

ния вышеназванных задач, однако методический аппарат учебников лишь частично помогает формированию представлений о языке как ценности.

Целью данной статьи являются определение и характеристика направлений работы по формированию представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа.

Методология исследования. Весьма полезными для решения обозначенной задачи являются исследования Е. А. Быстровой, Т. Н. Волковой, А. Д. Дейкиной, Т. Б. Кирьяновой, А. Н. Кохичко, Г. М. Кулаевой, М. Л. Кусо-вой, С. В. Плотниковой, Л. А. Ходяковой и др., в которых в первую очередь определены позиции, доказывающие установку язык - ценность народа и позволяющие наполнить конкретным содержанием понятие родной язык:

- язык хранит информацию о культуре народа и является частью этой культуры;

- русский язык обладает национально-историческим своеобразием, является сложным, гармоничным, обладает богатым арсеналом средств;

- русский язык - это язык родины, язык, на котором человек думает и говорит с детства, язык родителей [4; 11; 12; 17].

Решение проблемы с практических позиций видится современными методистами-исследователями со стороны текстоори-ентированного преподавания, где одним из ведущих принципов становится восприятие произведения литературы в контексте культуры народа и его языка, в том числе в диалоге культур. В частности, решение данной задачи рассматривается М. Л. Кусовой на основе следующих принципов формирования ценностного отношения к языку в процессе чтения произведений литературы: принцип «включения» произведения литературы во все виды взаимодействия участников образовательных отношений, принцип осознанного восприятия текста произведения, принцип восприятия произведения литературы в контексте культуры народа и его языка [14]. Включение текстов в структуру дидактического материала учебников и учебных пособий по русскому языку на всех этапах обучения способствует созданию культурного фона, сопряжению языка и культуры, осмыслению феномена русского языка. Высказывания великих «мыслителей языка» дополняют научную характеристику языка с эмоциональной и образной стороны.

В исследованиях С. В. Плотниковой анализируется возможность реализации культуроведческого аспекта изучения устаревшей лексики, фразеологии, имен собственных для достижения личностных и

метапредметных результатов освоения программы: позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, осознания его роли в сохранении национальной культуры, стремления к грамотному использованию языковых средств в речи [15; 16].

Развернутое описание содержания аксиологического аспекта обучения русскому языку в школе представлено в работах А. Д. Дейкиной. Выделяется три «методических постулата»: неразрывность и общность понятий родной язык - родной народ - образ родины как необходимый компонент языкового сознания личности; целостная и ценностная характеристика русского языка с целью формирования аргументированной позиции отношения к языку и активного познавательного интереса к его свойствам; создание представлений, суждений и, как результат, появление убеждений у ученика, думающего и рассуждающего о языке, приобретение взгляда на язык как на явление, принадлежащее к национальным культурным ценностям и составляющее часть мировой культуры [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о важности включения обучающихся в познавательную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, в ходе которой школьники находят доказательные ответы на вопросы: что такое родной язык? как русский язык связан с жизнью народа? почему важно знать свой родной язык?

Результаты исследования и обсуждение. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование представлений о языке как средстве хранения и трансляции национальной культуры прошлого и настоящего, отражающем непрерывную связь поколений;

- развитие восприимчивости к свойствам и возможностям русского языка;

- формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении.

Указанные задачи могут быть представлены как взаимосвязанные направления работы по формированию у младших школьников представлений о языке как духовно-нравственной ценности народа. Раскроем возможное содержание работы в каждом направлении.

Формирование представлений о языке как средстве выражения и постижения национальной культуры предполагает наблюдение над культурно-маркированными единицами языка, а также элементарный лингво-культурологический анализ указанных единиц с целью выявления значимой культурно-исторической информации. В лингвистике и

лингвострановедении уже намечена типология лексических единиц с национально-культурным компонентом значения. Остановимся на тех, которые наиболее целесообразно, на наш взгляд, предлагать для наблюдения и анализа в начальной школе: наименования предметов и явлений традиционного русского быта (сбитень, гусли, тройка, кичка, веретено и т. д.), историзмы и архаизмы (волость, варяг, сажень, кушак, сударушка, яства, чертоги и т. д.), слова и выражения из фольклора и диалекта (учить уму-разуму, нет худа без добра, елань, голбец, байка, дитятко и т. д.), фразеологизмы (от аза до ижицы, как Мамай прошел, верста коломенская и т. д.), пословицы и поговорки (худой мир лучше доброй ссоры; не красна изба углами, а красна пирогами; кто говорит, тот сеет; кто слушает - пожинает и т. д), имена собственные. С нашей точки зрения, это наиболее доступный для понимания младшими школьниками языковой материал, который, с одной стороны, позволяет наглядно продемонстрировать учащимся взаимосвязь языка и культуры, так как обращает их внимание на отражение в лексическом (фразеологическом) значении реалий традиционной русской культуры, а с другой - способен вызвать у детей интерес своей новизной, так как соответствующие языковые единицы, как правило, неизвестны детям и не используются ими в речи. Это означает, что такой языковой материал может обеспечить как рациональный, так и эмоциональный путь постижения связи языка и культуры, что и будет способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к языку как явлению национальной культуры.

При правильном и внимательном отборе данных языковых единиц можно выявить информацию об истории, обычаях, традициях русского народа; информацию, отражающую национальную специфику материальной культуры, национальное восприятие мира, ценностные установки. Принцип воспитывающего обучения является в данной работе основополагающим, поскольку мы говорим о становлении системы ценностей как важнейшей характеристике становления и развития личности. Следуя указанной цели, отобранный для анализа лексический и фразеологический материал должен отражать ценностное отношение русского народа к определенному явлению. Таким образом, у педагога появляется возможность продемонстрировать обучающимся, что благодаря языку передаются из поколения в поколения не только информация об истории, традициях, особенностях быта русского народа, но и нрав-

ственные ориентиры. Выявлена данная информация может быть в процессе эвристической беседы, а также в ходе элементарного концептуального анализа.

Концептуальный анализ в начальной школе может быть проведен следующим образом: обнаружение лексической единицы; объяснение значения лексической единицы с помощью лингвистических словарей (толкового, этимологического, фразеологического); анализ этимологической группы слов; анализ тематической группы лексических единиц; подбор и анализ группы одно-коренных слов; выявление особенности употребления в речи, в фольклорных и литературных текстах.

Остановимся на примере концептуального анализа прилагательного отчий («Я снова чью-то песню слышу // Про отчий край и отчий дом» (С. Есенин)). Цель анализа - выявление ценностного отношения русского народа к родине. Важно продемонстрировать обучающимся, что в русском языке существует множество слов и выражений тематической группы родина, и выявить коннотации, связанные с отношением к родине в русской культуре. Решить указанную задачу можно, используя следующие приемы работы: выявление этимологической связи слов (отчий, отец, отчизна, отечество, отчество); подбор синонимов к слову (родной, родимый, отцовский, отеческий); составление словосочетаний и выявление устойчивых выражений с указанными прилагательными (отчий край, родная земля, родимая сторона); анализ пословиц и поговорок (родина краше солнца, дороже матери; родная сторона -мать, чужая - мачеха; родная земля и в горсти мила); вовлечение обучающихся в творческую деятельность, предполагающую составление одного-двух предложений, которые начинаются со слов отчий край -это... либо включают данное сочетание.

Каждый из этапов подобного анализа может быть использован как отдельно взятый прием работы с целью решения определенной задачи: этимологический анализ слов помогает обучающимся по-иному понять современное значение слова, вдумываясь в его первоначальный смысл (наизусть - уста, нечаянный, невзначай, отчаяться - чаять (ждать, надеяться), раскаяться - каять (осуждать, порицать); лукоморье, лукавить, лукошко -лука (изгиб), здороваться - здравие). Обращение к истории слова - это своего рода обращение к истории народа, к связи поколений, отраженных в языке, что вызывает интерес к слову, к родному языку. Подбор и анализ тематической группы слов-наименований предметов и явлений тради-

ционного русского быта позволяют обучающимся выявить информацию об особенностях материальной культуры народа, например о видах построек и их частей на Руси (землянка, палаты, хоромы, изба, дворец, чертог, клеть, светлица, светёлка, горница, девичья). Как сам лексический материал, так и формы работы с ним будут вызывать познавательный интерес, что является важной составляющей ценностного отношения к русскому языку.

Работа во втором направлении - развитие восприимчивости к свойствам и возможностям русского языка - «возникает и усваивается в результате разнообразной по форме и видам познавательной деятельности, в которой согласуются линии развития мышления и развития речи» [4, с. 11]. Свойства и возможности языка проявляются на уровне фонетики, грамматики, лексики. Важно создать условия для того, чтобы школьники научились воспринимать и осознавать эстетику языка, что, в свою очередь, будет являться одним из оснований ценностного отношения.

Изучение фонетики русского языка в начальной школе направлено на формирование у обучающихся способности осознавать звуковой строй русского языка и умения анализировать звучащую речь, что является необходимым условием для освоения всех видов речевой деятельности. Однако не менее важным аспектом изучения данного раздела языкознания является формирование представлений об изобразительных возможностях звуков русской речи, что позволит детям получать дополнительную информацию из слова, предложения, текста и воспринимать речь более объемно.

Одним из приемов работы для решения указанной задачи может быть сравнение речевых и окружающих нас неречевых звуков. Ученики перечисляют звуки, которые может слышать человек: скрип, грохот, шелест, жужжание, мурлыкание и множество других звуков. Педагог поясняет, что эффект от восприятия этих звуков можно передать и в речи благодаря многообразию речевых звуков и их сочетаний: «По небу голубому // Проехал грохот грома...» (С. Маршак); «Полночной порою в болотной тиши // Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К. Бальмонт). Прием звукоподражания будет понятен детям, поскольку является свойством их собственной речи. Также возможно обсуждение с детьми того факта, что звуки могут вызывать у человека определенные эмоции. Дети без труда приведут примеры неречевых звуков, которые заставляют человека испытывать спокойствие, удивление, радость, восторг, страх, волнение, печаль, грусть, тревогу, испуг, возмущение и т. д.

В процессе обучения школьники осваивают фонетические средства выражения эмоций: тембр голоса, высота тона, паузы, интенсивность и длительность звука - и учатся использовать эти средства, стремясь к выразительному чтению текстов. Но наша задача -научить прислушиваться к речи и воспринимать звуковой строй русской языка, улавливая в сочетании звуков определенный эмоциональный посыл текста, воспринимать гармоничное сочетание звуков, чувствовать напевность и красоту речи, противопоставляя неблагозвучным сочетаниям согласных и гласных звуков. Обучающиеся могут поразмышлять над стихотворением С. Я. Маршака «Дыхание свободно в каждой гласной, // В согласных - прерывается на миг. // И только тот гармонии достиг, // Кому чередованье их подвластно». В свою очередь педагог может продемонстрировать столкновение определенных слогов и звуков, которые затрудняют речь (Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. На бобра из-за ели глазеют глаза газели). Дети поймут, что не только содержание тех или иных предложений, но и звуковое оформление может стать инструментом для того, чтобы говорящий или пишущий мог поделиться своими эмоциями, создать у читателя и слушателя то или иное настроение. Важно, что подобные наблюдения не столько требуют от ученика понимания и объяснения фонетических средств выразительности, сколько в первую очередь позволяют почувствовать певучесть, эмоциональность русской речи, что так точно отражено в высказывании К. Бальмонта: «Каждый звук речи - малый колдующий гном».

В процессе изучения структуры слова важным представляется демонстрация словообразовательных возможностей русского языка. Разнообразие морфем, прежде всего суффиксов, создает богатейшие возможности для образования слов разных частей речи, конкретизации значения однокоренных слов, выражения оценочного значения. Аффиксы с уменьшительно-ласкательным значением часто являются предметом наблюдения на уроках русского языка в начальной школе и наиболее понятны детям, в том числе потому, что слова с такими суффиксами актуальны для речевой практики младшего школьника, поскольку в русской культуре к ребенку принято обращаться, употребляя большое количество ласковых слов и выражений. По этой причине младший школьник легко поймет связь между структурой слова и оттенками значений. Наиболее важным для нас является возможность показать детям, что наличие в языке большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов

также говорит о богатстве языка и дает возможность его носителям продемонстрировать хорошее отношение, такт, уважение, любовь к человеку, ценностное отношение к какому-либо явлению действительности. В частности, одной из сфер функционирования слов с суффиксами субъективной оценки является фольклор (Нет лучшего дружка, чем родная матушка; На чужой сторонушке рад своей воронушке; батюшка, дедушка, братец, сестрица, сынишка, внучок, детишки, Марьюшка, Алёнушка, Иванушка и т. д.). Анализируя пословицы, поговорки, русские народные сказки, обучающиеся смогут обнаружить слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, и в ходе беседы сделать вывод о ценностном отношении к родной земле, семье, уважительном отношении к человеку, которое отражается в русском языке и транслируется с помощью языка.

Способность воспринимать лексические свойства и возможности русского языка может формироваться при изучении лексических синонимов. В программе по русскому языку синонимы изучаются с целью обогащения словарного запаса обучающихся, формирования умения правильно использовать их в собственной речи. Эффективным упражнением в данном случае становится наблюдение над языковым явлением в образцовом тексте. Следовательно, отбор языкового материала для наблюдения приобретает особое значение. Основными критериями качества дидактического материала являются «смысловая емкость, лексико-грамматическая нормативность, лингво-культурологическая ценность» [5, с. 65]. В соответствии с целевой установкой -формирование ценностного отношения к языку - важно, чтобы это были фрагменты образцовой речи, позволяющие не только воспринять лингвистическую сторону высказывания, но и усвоить содержащуюся в нем мысль. Проиллюстрируем данную установку следующим примером. В предложенных учителем высказываниях школьники фиксируют внимание на прилагательных, характеризующих язык: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Г. Паустовский); «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн). В ходе беседы разъясняется лексическое значение каждого прилагательного, и ученики объясняют, как понимают каждое качество языка. Далее предлагается самостоятельно подобрать синонимы к каждому из выбранных слов, учитывая их сочетаемость со словом язык. В зависимости от уровня

сформированности языковой, информационной компетенций возможно использование слов для справок (разнообразный, неисчерпаемый; меткий, выразительный; могучий, непобедимый; прекрасный, роскошный) или обращение к словарю. Подбирая синонимы, обучающиеся учитывают лексическую сочетаемость прилагательных с существительным язык. Каждая из метафор может быть раскрыта школьниками в контексте составленных самостоятельно предложений о русском языке. Для наглядности можно применить такой прием работы, как составление кластера; в центре листа словосочетание русский язык, вокруг которого существительные, прилагательные, глаголы, характеризующие его как ценность. Таким образом, языковой материал будет восприниматься не только рационально, но и эмоционально.

Далее раскроем содержание работы в третьем направлении - формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении.

Освоение этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, сочувствия и т. д. является одной из задач языкового образования, а именно задачей развития речи учащихся. Но часто культурологическая и ценностная составляющая изучения данного материала реализуется не в полном объеме. Нормы речевого поведения, с одной стороны, универсальны, с другой - обладают национальной спецификой, поскольку каждый народ создал свою систему правил речевого поведения, этикетных формул для разных коммуникативных ситуаций. На уроках русского языка для анализа и обсуждения в ходе эвристической беседы могут быть предложены устойчивые обороты, репрезентирующие правила русского речевого этикета:

- тактичность и выдержанность в беседе, умение слушать (умный не говорит, невежда не дает говорить; язык - один, уха - два; раз скажи, два раза слушай; поменьше говори, побольше услышишь; кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает);

- демонстрация доброжелательного отношения к собеседнику (на всякие приветы надобно иметь ответы; спеси боятся, а вежливость чтут; ласковым словом и камень растопишь; «спасибо» - великое дело);

- опасность пустословия, многословия, резкого высказывания (много говорено, да мало сказано; все беды от языка; лучше недосказать, чем пересказать; острый язык - дарованье, длинный язык - наказанье; лучше оступиться, чем оговориться).

Конкретное речевое воплощение вышеназванных правил - этикетные форму-

лы. Успешное освоение этикетных формул происходит в процессе создания речевых ситуации, включения школьников в учебные дискуссии. Интересным и познавательным может быть сравнение формул речевого этикета прошлого и настоящего. В процессе такой работы русский язык и русская речь получают ценностную характеристику с этической точки зрения.

Заключение и выводы. Когда мы говорим о проблеме аксиологической направленности обучения русскому языку, мы обычно имеем в виду, что язык связан с ценностными представлениями людей, и эти ценности могут транслироваться посредством языка. Решая проблему ценностной составляющей обучения русскому языку в начальной школе, необходимо в полной мере использовать возможности работы с различными видами высказываний о языке, пословицами, поговорками, фразеологизмами, которые отражают ценности и мировоззрение народа.

Анализ свойств и возможностей русского языка на всех уровнях создаст условия для выработки эстетического идеала в восприятии русской речи; обучающиеся смогут

воспринимать язык не только как инструмент коммуникации, но также как искусство, которое может быть понято и оценено эстетически.

Кроме того, личностные представления о значимости языка как средства хранения и отражения народной культуры, способность воспринимать свойства и возможности языка, уважительное отношение к обычаям и традициям народа, а также стремление учитывать нравственные и этические нормы в собственном речевом поведении будут отражать результативность обучения. Иными словами, уважение к языку и культуре народа поможет формировать положительное отношение к русскому языку и его использованию в повседневной жизни.

В процессе развития позитивной оценки языка и интереса к нему формируется стремление познавать язык как явление национальной культуры, как духовно-нравственную ценность народа. Это позволяет учащимся лучше понимать значение языка и его связь с культурой народа, что, в свою очередь, может способствовать развитию их личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова, Л. И. Русский язык как культурная ценность: изучение и обучение / Л. И. Богданова. -Текст : электронный // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - 2020. - № 1. - URL: https://eUbrary.ra/download/elibrary_42654484_38879983.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

2. Быстрова, Е. Н. Компетентный носитель языка / Е. Н. Быстрова // Народное образование. -1998. - № 5. - С. 70-71.

3. Волкова, Т. Н. Об изучении россиеведчески ценной лексики на уроках русского языка / Т. Н. Волкова // Текст в пространстве культуры и образования : сб. ст. / под ред. В. С. Пышкиной. - СПб., 2001. - С. 197-200

4. Дейкина, А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка : монография / А. Д. Дей-кина. - Москва : МПГУ, 2019. - 212 с.

5. Дейкина, А. А. Полифония и гармония в преподавании русского языка / А. А. Дейкина. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2013. - № 1. - С. 54-71. - URL: http://pmedu.ru/ res/2013_1_7.pdf (дата обращения: 07.03.2023).

6. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2022. - 144 с.

7. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2021. - 161 с.

8. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2021. - 163 с.

9. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2021. - 161 с.

10. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 /

B. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2022. - 161 с.

11. Кохичко, А. Н. Аксиологический подход к содержанию начального обучения русскому (родному) языку / А. Н. Кохичко / / Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7, № 5А. - С. 145-152.

12. Кулаева, М. Г. Работа над эстетическими качествами русского языка в аспекте формирования ценностного отношения школьников к русскому языку / М. Г. Кулаева // Вестник ОГПУ. - 2006. - № 1. -

C. 183-193.

13. Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников позитивного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры / М. Л. Кусова, И. А. Чиликова / / Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. - С. 30-33.

14. Кусова, М. Л. Формирование ценностного отношения к языку у детей дошкольного возраста в поликультурной среде / М. Л. Кусова // Филологическое образование в период детства. - 2021. - № 28. -С. 85-90.

15. Плотникова, С. В. Культуроведческий аспект изучения имен собственных в начальной школе / С. В. Плотникова // Проблемы филологического образования. - 2014. - № 6. - С. 66-73.

16. Плотникова, С. В. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку / С. В. Плотникова, И. А. Чиликова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 170-175.

17. Самедова, А. И. Формирование культуры речевого поведения младших школьников в период обучения грамоте / А. И. Самедова, И. Соловьёва / / Начальная школа. - 2021. - № 9. - С. 50-52.

REFERENCES

1. Bogdanova, L.I. (2020). Russkii yazyk kak kul'turnaya tsennost': izuchenie i obuchenie [Russian Language as a Cultural Value: Learning and Teaching]. In Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta imeni Yaroslava Mudrogo. No. 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42654484_ 38879983.pdf (mode of access: 02.02.2023).

2. Bystrova, E. N. (1998). Kompetentnyi nositel' yazyka [Competent Native Speaker]. In Narodnoe obra-zovanie. No. 5, pp. 70-71.

3. Volkova, T. N. (2001). Ob izuchenii rossievedcheski tsennoi leksiki na urokakh russkogo yazyka [On the Study of Russian-Valuable Vocabulary in Russian Language Classes]. In Pyshkina, V. S. (Ed.). Tekst v pros-transtve kul'tury i obrazovaniya: sb. st. Saint Petersburg, pp. 197-200.

4. Deykina, A. D. (2019). Aksiologicheskaya metodikaprepodavaniya russkogo yazyka [Axiological Methods of Teaching the Russian Language]. Moscow, MPGU. 212 p.

5. Deykina, A. A. (2013). Polifoniya i garmoniya v prepodavanii russkogo yazyka [Polyphony and Harmony in Teaching the Russian Language]. In Problemy sovremennogo obrazovaniya. No. 1, pp. 54-71. URL: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (mode of access: 07.03.2023).

6. Kanakina, V. P., Goretsky, V. G. (2022). Russkii yazyk. 1 klass [Russian Language. 1st year]. Moscow, Prosveshchenie. 144 p.

7. Kanakina, V. P., Goretsky, V. G. (2021). Russkii yazyk. 3 klass: v 2 ch. [Russian Language. 3rd year, in 2 parts]. Part 1. Moscow, Prosveshchenie. 161 p.

8. Kanakina, V. P., Goretsky, V. G. (2021). Russkii yazyk. 3 klass: v 2 ch. [Russian Language. 3rd year, in 2 parts]. Part 2. Moscow, Prosveshchenie. 163 p.

9. Kanakina, V. P., Goretsky, V. G. (2021). Russkii yazyk. 4 klass: v 2 ch. [Russian Language. 4th year, in 2 parts]. Part 1. Moscow, Prosveshchenie. 161 p.

10. Kanakina, V. P., Goretsky, V. G. (2022). Russkii yazyk. 4 klass: v 2 ch. [Russian Language. 4th year, in 2 parts]. Part 2. Moscow, Prosveshchenie. 161 p.

11. Kokhichko, A. N. (2017). Aksiologicheskii podkhod k soderzhaniyu nachal'nogo obucheniya russkomu (rodnomu) yazyku [Axiological Approach to the Content of Primary Education in the Russian (Native) Language]. In Pedagogicheskii zhurnal. Vol. 7. No. 5A, pp. 145-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kulaeva, M. G. (2006). Rabota nad esteticheskimi kachestvami russkogo yazyka v aspekte formirovaniya tsennostnogo otnosheniya shkol'nikov k russkomu yazyku [Work on the Aesthetic Qualities of the Russian Language in the Aspect of the Formation of the Value Attitude of Schoolchildren to the Russian Language]. In Vestnik OGPU. No. 1, pp. 183-193.

13. Kusova, M. L., Chilikova, I. A. (2014). Formirovanie u mladshikh shkol'nikov pozitivnogo otnosheniya k bazovym natsional'nym tsennostyam cherez vospriyatie yazyka kak yavleniya natsional'noi kul'tury [Formation of a Positive Attitude Towards Basic National Values Among Primary Schoolchildren Through the Perception of Language as a Phenomenon of National Culture]. In Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. No. 6, pp. 30-33.

14. Kusova, M. L. (2021). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k yazyku u detei doshkol'nogo vozrasta v polikul'turnoi srede [Formation of a Value Attitude to Language in Preschool Children in a Multicultural Environment]. In Filologicheskoe obrazovanie vperiod detstva. No. 28, pp. 85-90.

15. Plotnikova, S. V. (2014). Kul'turovedcheskii aspekt izucheniya imen sobstvennykh v nachal'noi shkole [Cultural Aspect of Studying Proper Names in Elementary School]. In Problemy filologicheskogo obrazovaniya. No. 6, pp. 66-73.

16. Plotnikova, S. V., Chilikova, I. A. (2013). Formirovanie kul'turovedcheskoi kompetentsii mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya russkomu yazyku [Formation of Cultural Competence of Primary Schoolchildren in the Process of Teaching the Russian Language]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 170-175.

17. Samedova, A. I., Solovyeva, I. (2021). Formirovanie kul'tury rechevogo povedeniya mladshikh shkol'nikov v period obucheniya gramote [Formation of a Culture of Speech Behavior of Primary Schoolchildren During the Period of Literacy]. In Nachal'naya shkola. No. 9, pp. 50-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.