Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА КАК ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА КАК ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная культура региона / искусство / духовно-нравственное воспитание / гуманитаризация образования / нравственные ценности / национальная идентичность / самосознание / межкультурная интеграция / artistic culture of the region / art / spiritual and moral education / humanitarization of education / moral values / national identity / self-awareness / intercultural integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Виноградова, А В. Зуев

Актуальность исследования строится на необходимости совершенствования средств и механизмов воспитательной работы в сфере высшего образования, способствующих формированию духовно-нравственных ориентиров у молодежи. Технологическая революция создала как положительные, так и негативные тенденции, коренным образом изменяя систему межличностных отношений, влияя на сознание и мышление молодых людей. В исследовании авторы поднимают вопросы, связанные с определением ценностей и ценностных установок, значимых для обучающихся, формированием уважения к культурно-историческому прошлому региону: если у сегодняшней молодежи показатели и критерии духовно-нравственной оценки; может ли художественная культура региона выступать воспитательным регулятивом, способным в условии этнонациональной культуры сформировать духовно-нравственные убеждения и установки. Цель исследования состоит в определении у молодежи духовно-ценностных ориентаций, установок, смыслов, выступающих в системе социальных отношений характеристиками гармоничного развития личности и влияющих на процесс познания мира, поведение, действия, поступки, систему нравственных взглядов, убеждений и мировоззрения. Новизна исследования заключается в попытке воспитания у молодежи духовно-эстетических идеалов как осознанной системы духовно-нравственных ценностей и ориентиров, способности в существующих формах культуры понимать и разрабатывать пути развития, траектории личностного самосовершенствования. Практическая значимость исследования состоит в определении психолого-педагогических факторов, средств, условий организации образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающих реализацию и возможность формирования духовно-нравственных ориентиров у молодежи. Проведенное исследование позволило увидеть существующие проблемы в формировании духовно-нравственных качеств и перспективы их развития. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости взаимодействия различных общественных организаций с университетами, разработки теоретико-методологических аспектов в системе воспитания и внедрения в учреждениях высшего образования специальных программ, основанных на укреплении культурной идентичности средствами художественной культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC CULTURE OF THE REGION AS A POTENTIAL FOR SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES AMONG YOUNG PEOPLE

The relevance of the research is based on the need to improve the means and mechanisms of educational work in the field of higher education that contribute to the formation of spiritual and moral guidelines among young people. The technological revolution has created both positive and negative trends, radically changing the system of interpersonal relations and affecting the consciousness and thinking of young people. In the study, the authors raise issues related to the definition of values and value attitudes that are significant for students and form respect for the cultural and historical past of the region: if today’s youth have indicators and criteria for spiritual and moral assessment, can the artistic culture of the region act as an educational regulatory capable of forming spiritual and moral beliefs in the context of ethno-national culture and installations? The purpose of the study is to determine the spiritual and value orientations, attitudes, and meanings of the characteristics of the harmonious development of personality in the system of social relations and how they influence the process of cognition of the world, behavior, actions, deeds, and the system of moral views, beliefs, and worldview. The novelty of the research is based on an attempt to educate young people about spiritual and aesthetic ideals as a conscious system of spiritual and moral values and guidelines, the ability of existing forms of culture to understand and develop ways of development, and trajectories of personal self-improvement. The practical significance of the study lies in determining the psychological and pedagogical factors, means, and conditions for the organization of the educational process, ensuring its implementation, and forming spiritual and moral guidelines for young people. The research allows seeing the existing problems in the formation of spiritual and moral qualities and the prospects for their development. The obtained results reveal the need for the interaction of various public organizations with universities, the development of theoretical and methodological aspects in the education system, and the introduction of special programs in higher education institutions based on strengthening cultural identity by means of the artistic culture of the region.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА КАК ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

8. Образовательный проект «Штурм Кенигсберга в VR». Available at: https://im-profy.ru/vr-projects.php

9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология интернета. Москва, 2017.

10. Ланье Д. На заре новой эры. Автобиография «отца» виртуальной реальности. Москва: Эксмо, 2017. References

1. Fomin M.A., Sadovikov N.E., Zhidkov V.I. Potencial tehnologii virtual'noj real'nosti pri izuchenii inostrannogo yazyka. Obschestvoznanie isocial'nayapsihologiya. 2022; № 8 (38): 337-346.

2. Vavakina A.A., Ryzhov D.V. Perspektivy vnedreniya tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v sferu obrazovaniya. Osovskiepedagogicheskie chteniya. 2021; № 1: 95-99.

3. Denisenko V.V., Korablin M.A., Klimenko K.S. Obrazovanie v virtual'noj real'nosti. Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2022; № 52: 558-563.

4. Saidov M.A. Primenenie tehnologij virtual'noj real'nosti v obrazovanii. Tribuna uchenogo. 2021; № 10: 42-46.

5. Krasnova T.I. Potencial immersivnoj virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 89-91.

6. Virtual'nayareal'nost' v obrazovanii. Available at: https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/

7. Rynok vR/AR v 2023 g. Available at: https://b-mag.ru/statistika-virtualnoj-realnosti-na-2023-god-strategii-i-operacii-s-vr-i-ar-v-mire/

8. Obrazovatel'nyjproekt «Shturm Kenigsberga v VR». Available at: https://im-profy.ru/vr-projects.php

9. Kas'yanov V.V., Nechipurenko V.N. Sociologiya interneta. Moskva, 2017.

10. Lan'e D. Na zare novoj 'ery. Avtobiografiya «otca» virtual'noj real'nosti. Moskva: 'Eksmo, 2017.

Статья поступила в редакцию 23.04.23

УДК 7.011+378

Vinogradova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Togliatti State University (Togliatti, Russia), E-mail: [email protected]

Zuev A.V., senior lecturer, Director of Center for Creative Industries, Togliatti State University (Togliatti, Russia), E-mail: [email protected]

THE ARTISTIC CULTURE OF THE REGION AS A POTENTIAL FOR SPIRITUAL AND MORAL GUIDELINES AMONG YOUNG PEOPLE. The relevance of the research is based on the need to improve the means and mechanisms of educational work in the field of higher education that contribute to the formation of spiritual and moral guidelines among young people. The technological revolution has created both positive and negative trends, radically changing the system of interpersonal relations and affecting the consciousness and thinking of young people. In the study, the authors raise issues related to the definition of values and value attitudes that are significant for students and form respect for the cultural and historical past of the region: if today's youth have indicators and criteria for spiritual and moral assessment, can the artistic culture of the region act as an educational regulatory capable of forming spiritual and moral beliefs in the context of ethno-national culture and installations? The purpose of the study is to determine the spiritual and value orientations, attitudes, and meanings of the characteristics of the harmonious development of personality in the system of social relations and how they influence the process of cognition of the world, behavior, actions, deeds, and the system of moral views, beliefs, and worldview. The novelty of the research is based on an attempt to educate young people about spiritual and aesthetic ideals as a conscious system of spiritual and moral values and guidelines, the ability of existing forms of culture to understand and develop ways of development, and trajectories of personal self-improvement. The practical significance of the study lies in determining the psychological and pedagogical factors, means, and conditions for the organization of the educational process, ensuring its implementation, and forming spiritual and moral guidelines for young people. The research allows seeing the existing problems in the formation of spiritual and moral qualities and the prospects for their development. The obtained results reveal the need for the interaction of various public organizations with universities, the development of theoretical and methodological aspects in the education system, and the introduction of special programs in higher education institutions based on strengthening cultural identity by means of the artistic culture of the region.

Key words: artistic culture of the region, art, spiritual and moral education, humanitarization of education, moral values, national identity, self-awareness, intercultural integration

Н.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, E-mail: [email protected]

А.В. Зуев, доц., директор центра креативных индустрий Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти,

E-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА КАК ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Актуальность исследования строится на необходимости совершенствования средств и механизмов воспитательной работы в сфере высшего образования, способствующих формированию духовно-нравственных ориентиров у молодежи. Технологическая революция создала как положительные, так и негативные тенденции, коренным образом изменяя систему межличностных отношений, влияя на сознание и мышление молодых людей. В исследовании авторы поднимают вопросы, связанные с определением ценностей и ценностных установок, значимых для обучающихся, формированием уважения к культурно-историческому прошлому региону: если у сегодняшней молодежи показатели и критерии духовно-нравственной оценки; может ли художественная культура региона выступать воспитательным регулятивом, способным в условии этнонациональной культуры сформировать духовно-нравственные убеждения и установки. Цель исследования состоит в определении у молодежи духовно-ценностных ориентаций, установок, смыслов, выступающих в системе социальных отношений характеристиками гармоничного развития личности и влияющих на процесс познания мира, поведение, действия, поступки, систему нравственных взглядов, убеждений и мировоззрения. Новизна исследования заключается в попытке воспитания у молодежи духовно-эстетических идеалов как осознанной системы духовно-нравственных ценностей и ориентиров, способности в существующих формах культуры понимать и разрабатывать пути развития, траектории личностного самосовершенствования. Практическая значимость исследования состоит в определении психолого-педагогических факторов, средств, условий организации образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающих реализацию и возможность формирования духовно-нравственных ориентиров у молодежи. Проведенное исследование позволило увидеть существующие проблемы в формировании духовно-нравственных качеств и перспективы их развития. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости взаимодействия различных общественных организаций с университетами, разработки теоретико-методологических аспектов в системе воспитания и внедрения в учреждениях высшего образования специальных программ, основанных на укреплении культурной идентичности средствами художественной культуры региона.

Ключевые слова: художественная культура региона, искусство, духовно-нравственное воспитание, гуманитаризация образования, нравственные ценности, национальная идентичность, самосознание, межкультурная интеграция

Четвертая промышленная революция и развивающиеся цифровые технологии привели к изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека, коснулись искусства и художественной культуры. В контексте новой виртуальной реальности культура как форма проявления мысли и деятельности человека приобретает особый семиотический оттенок - пространство, пронизанное различными философскими, мировоззренческими, семиотическими представлениями и смыслами, в котором нет границ.

Сформировалось не только новое виртуальное пространство, но и среда, обладающая своими метазнаками, определенными значениями, генериру-

ющая и транслирующая информацию на новый мировой, «глобальный» уровень. В этом аспекте художественная культура выступает системой вхождения в межкультурный диалог, формирующий социокультурную реальность, делая искусство мировосприятием человека, целого общества, народа. В настоящее время у подрастающего поколения складывается тенденция, что культура -это достаточно абстрактная, архаичная и формальная форма поведения, проявляющаяся в устойчивых, консервативных убеждениях и суждениях. Все чаще восприятие культуры является отражением материального благосостояния.

Данный факт акцентирует внимание авторов на формировании ценностных ориентаций у молодежи как форм, опирающихся на традиции истории, духовно-нравственного воспитания и социального существования личности в условиях этнонациональной культуры. Авторы, используя культурологический потенциал региона, делают попытку переосмыслить образовательные программы в сторону гуманистической направленности, ориентировав личность на ценности, формирующие уважение к культурно-историческому прошлому. Таким образом, воспитание ценностных ориентаций у современной молодежи становится возможным, если данный процесс имеет научно обоснованную методологию. Изучение процессов формирования духовной культуры приводит авторов исследования к исследованию культуры как особого культурного образования, в пространстве которого существуют свои информационные схемы, язык, культурологические концепции, оказывающие социальное, эмоциональное и духовно-нравственное воздействие на человека, представляющие собой синтез различных правил, норм, традиций, коммуникаций, обеспечивающих реализацию модели межэтнического взаимодействия и поликультурного единства. Таким образом, складывается мысль, что процесс сохранения, развития и продвижения искусства, художественной культуры зависит от внутренних потребностей, стремлений человека, от его духовно-нравственной природы.

Актуальность исследования проявляется в необходимости изучения внутренних ориентиров и потребностей современной молодежи, в обосновании содержательной линии образовательного сектора в сторону его гуманитаризации.

Определение основных принципов и направленность высшего образования на совершенствование воспитательной работы ставит вопрос об ориентации современной молодежи на развитие духовно-нравственных качеств, основанных на любви к народной культуре региона, истории и традициям. Формирование духовно-нравственных ориентиров исходит из необходимости сохранения национальной идентичности и преодоления формального подхода в воспитании с целью развития способностей у обучающихся к самостоятельному определению этих ориентиров.

Цель исследования заключается в выявлении уровня формирования духовных ценностей у молодежи и нахождении механизмов, технологий, средств воздействия на внутренние процессы личности, способствующих определению духовно-нравственных ориентиров.

Гипотеза исследования состоит в том, что культурологическая парадигма, опирающаяся на усвоение норм, ценностей, традиций культуры должна стать базисом для побуждения и управления активностью личности, его мировоззренческих позиций, формируя основы духовно-нравственного поведения. Воспитание ценностных начал личности, обладающей творческими способностями, художественным мышлением, духовно-нравственным потенциалом возможно только на основе глубокого понимания культурного наследия региона и страны в целом. Именно этнокультурный компонент в содержании образования должен стать сферой познания индивидуумом своей региональной культуры, ее эстетических форм, коммуникации, позволяющий сохранять и передавать ценности следующему поколению.

Задачи исследования связаны с решением проблемы поиска средств, методов, технологий, оказывающих влияние на формирование духовных ориентиров и нравственных убеждений современной молодежи, становясь мотивирующим стержнем мировоззренческих позиций, регулирующим его эмоциональную и интеллектуальную жизнь.

Новизна исследования строится в попытке разработке форм и путей воспитания у молодежи духовно-эстетических идеалов как осознанной системы духовно-нравственных ценностей и ориентиров, способности в существующих формах культуры понимать и разрабатывать пути развития, траектории личностного самосовершенствования.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе научных публикаций и различных образовательных тенденций, в обосновании содержательного компонента, направленного на воспитание соответствующих компетенций у обучающихся, как ценностей, необходимых для сохранения традиций общества, выполнения трудовой деятельности и саморазвития индивида (целеустремлённость, ответственность, коммуникативность, критичность взглядов).

Практическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий и особенностей организации образовательно-воспитательного процесса в системе высшего образования, обеспечивающих возможность формирования духовно-нравственных ориентиров у молодежи на основе использования продуктов художественной культуры региона.

Сложности, с которыми сталкивается образовательный сектор в масштабе государственной политики, на федеральном, региональном и местном уровнях управления, демонстрируют происходящие перемены и трансформации в сознании человека [1]. Различные межкультурные, геополитические и социально-экономические проблемы еще больше акцентировали внимание педагогов на развитие духовных ценностей у молодежи.

Проблема формирования духовно-нравственных ориентиров волнует уже давно. Еще философы древности, такие как Аристотель, Сократ, Платон, говорили о необходимости определения содержательного компонента воспитания как процесса, способствующего подготовке ребенка к жизни, формированию у него ценностных знаний, взглядов, убеждений. В современных условиях российского общества данная проблема особенно заметна. При определении перспектив

развития данных ориентиров возникает необходимость пересмотра образовательно-воспитательных программ, требующих определения средств, методов воздействия на воспитание духовно-нравственных качеств у современной молодежи. Именно формы социально-культурной деятельности помогут осуществить удовлетворение эстетических потребностей в интересах индивида, подготовить личность к межкультурному взаимодействию.

Глобальный социально-экономический кризис и деструкция смысловых критериев нравственности и морали повлекли за собой переоценку принятых норм в сторону материального потребления, провоцируя у молодежи порой де-виантное поведение. В этом процессе особую роль играют механизмы эмоционального воздействия. Этому во многом способствуют СМИ, интернет-ресурсы, различные Т^шоу, блогеры. Информация, поступающая с экрана, только порождает чувства зависти и собственного несовершенства, неумений добиться материального благосостояния, вызывая эгоистические намерения и избыточную саморефлексию. В процессе формирования определённого имиджа индивида выявляется, что чаще всего подростки уходят в виртуальный мир, где происходит воображаемая имитация их успехов. Внедрение ценностей западного менталитета также влияет на мировоззрение личности, что приводит к трансформации облика гражданина РФ и дисбалансу во внутренней структуре индивида. Поэтому проблема духовно-нравственного становления молодежи является одной из стратегических задач в развитии будущего России. При этом иноязычная межкультурная коммуникация не теряет своей значимости и здесь, являясь «обязательной компетенцией профессионала в сфере искусства (стажировки по специальности, возможность работать в индивидуальных студиях, посещение внешних лекций, участие в арт-выставках на территории зарубежных стран и нашего государства)» [2, с. 237].

Если старшее поколение отличается рациональным отношением к трудовой деятельности, то современная молодежь живет «здесь и сейчас», в условиях доминирования, желая получить удовольствие сегодня, без попыток осмыслить, объективизировать ситуацию. Вследствие этого произошло опустошение и искажение тех духовно-нравственных принципов, которые являются идеалами нравственности и сознания человека. В этом ключе для авторов исследования становится важным выявить спектр доминирующих принципов системы духовно-нравственной культуры, формирующих жизненные ориентиры и ценности у молодежи, с тем, чтобы на основании полученных результатов разработать модель духовно-нравственного воспитания и программу их развития.

В своей статье Э.М. Молчан [3] обращает внимание на влияние цифровых технологий на воспитание духовно-нравственных ценностей. Возникновение цифровых форм коммуникации создает свою реальность, формирует совершенно другие жизненные смыслы и ориентиры. В перспективе это может привести к утрате истории, традиций, изменению восприятия человеком окружающей среды, переосмыслению человеческих ценностей, формированию совершенно иных.

Д. Казанцевой и ее соавторами [4] изучаются понятия «духовность» и «нравственность», анализируются ценностные приоритеты в различные исторические периоды, причины искажения духовных ориентиров общества, низкий уровень их развития, что поднимает вопрос о духовных основах современной молодежи. Для авторов формирование духовно-нравственных ценностей связано с семейными традициями и культурой, способными направить личность на реализацию ее творческого потенциала.

Среди российских авторов, чьи исследования посвящены проблемам духовно-нравственного развития, можно выделить О.Я. Емельянову с ее идеей вовлечения молодежи в благотворительные проекты, способствующие формированию воспитательной среды, благоприятной для приобщения к эстетической культуре и здоровому образу жизни [5]. Это особенно важно, учитывая, что сегодняшняя молодежь не стремится помогать людям бескорыстно, из чувства милосердия.

Авторы Т. Березина, О. Каменева, Е. Федорова [6] поднимают вопрос нравственной культуры, системы морально-этических ориентиров личности в контексте христианско-антропологического мировоззрения. Анализируя изобразительное искусство как потенциал духовно-нравственного воспитания, группа авторов во главе с И.А. Соловцовой [7] приходит к выводам: современное искусство имеет достаточно сложный и выразительный язык, что усложняет его восприятие обучающимися. Отсутствие критичности суждений на внутреннее содержание произведения приводит к его интерпретации и рождению новых смыслов. Данный аспект влияет на познание произведения и его использование в учебно-воспитательном процессе. Р.А. Алиханова [8] отмечает необходимость определения теоретико-методологических основ процесса воспитания человека, где воспитательные подходы к духовно-нравственному развитию основываются на аксиологической модели, опирающейся на правовые нормы и права личности. Интересен опыт исследования уровня духовно-нравственных качеств, представленный в работе Е.В. Лодкиной и Н.С. Саркуловой [9]. Авторы приходит к мнению, что не существует валидных и апробированных методик. Развитие нравственных качеств становится возможным во внеучебной работе, в процессе опосредованного интереса к осуществляемой деятельности. Когда происходит стремление жить духовой жизнью, тогда формируется система ценностных ориентаций.

В исследовании Е. Герасимовой и ее соавторов [10] духовное воспитание -это межкультурное явление, которое становится возможным, если оно осущест-

вляется в рамках культуры и путем включения тех культурных характеристик общества, в котором живет личность. Тогда духовность становится формой ценности, способной привести к определению жизненных целей и смыслов. Данный процесс возможен, если создать определенные условия, в которых личность сможет постичь внутренний мир других людей, обеспечивая, с одной стороны, осмысление жизненных позиций, а с другой - перспективы личностного развития, формируя культуру человеческих отношений в целом.

Т.П Русакова, М.А. Жолдасова [11] также утверждают, что социально-экономическое и культурное развитие страны зависит от сформированности духовно-нравственной сферы. В этих ценностях содержится вся система взглядов, отношений, мировоззрения на взаимоотношения между человеком и окружающей средой. Это только подчеркивает необходимость разработки программ и моделей духовно-нравственного воспитания, где данный процесс согласован на уровне взаимодействия государства и вузов. В исследовании группы авторов во главе с О.А. Саввиной [12] доказывается, что проблема духовно-нравственного развития личности основана на методологических аспектах. Связано это с узким кругозором молодежи в отношении ценностей и традиций, эстетической и визуальной культуры, наивным эмпиризмом и низким уровнем идентификации, отсутствием целей, жизненных стремлений и четких гражданских позиций, социальной пассивностью, что зачастую приводит к проявлению агрессии. Смещение акцентов в сторону личностного обогащения ставит вопрос о необходимости донести до респондентов перспективы саморазвития и духовного роста. Работа других авторов - С.А. Курашовой, П.Б. Мощенок и О.В. Степновой [13] - демонстрирует результаты исследования по формированию комплекса качеств, ценностей гармоничной личности за счет создания среды, программы воспитательной работы, основанной на развитии уважения молодежи к традициям своей страны, истории и культуры.

Среди зарубежных авторов можно отметить статьи K. Hambrick [14] и G. Bezalel [15] о теории моральных основ, американского психолога Д. Хайдта. Данную концепцию моральных принципов разделяют многие культуры и человеческие сообщества. Однако авторы утверждают, что в освоении предложенных шести ценностей (справедливость, верность, забота, доброта, авторитет, святость) детям очень непросто уловить и понять сложную моральную дилемму. Необходимо ставить более широкие цели, связанные с развитием не эмоционального суждения, а идентичности, интеллекта, культурного взаимопонимания. При этом нужно учитывать, что культура этноса определяет тот когнитивный модуль, который и образует нравственную этику

Любопытны высказывания иностранного автора G. Hinchliffe [16] о признании идентичности человека с позиции его внутренней ценности. У каждого человека есть свои желания, эти желания вызывают действия, что опосредованно связано с системой ценностей, заложенных внутри индивида. Это становится не только способом самопознания, но одной из форм внутреннего контроля, формирующего цели.

В публикации D.R. Hodge [17] ставится вопрос о формировании духовной компетентности как важной составляющей межэтнического и религиозного разнообразия. В статье китайского исследователя Y. Chao [18] подчеркивается роль концептуальных факторов (условия, социальная среда, эмоции, мышление), способных к созданию системы нравственной экологии (то, на что влияют все аспекты жизни), в которой индивид может развиваться. Ведется попытка обозначить причины, ведущие к проблемам в области нравственного воспитания. Так, автор приходит к выводам, что различные психические расстройства являются результатом пренебрежения контекстуальных факторов в воспитании, чрезмерной моральной свободой и отсутствием в образовании четкой системы нравственной экологии. Группой иностранных ученых H. Michael [19], A. Anderson [20], M. Sowey, G. Lockrobin [21] поднимаются вопросы, касающиеся того, нужно ли учить детей морали; должен ли этот процесс быть целенаправленным или нет; возможно ли обучить детей моральным принципам, действуя по шаблону и стандартам. В теории нравственного воспитания данные авторы придерживаются мысли, что детям необходимо дать возможность сформировать собственные взгляды, чтобы на практике они смогли отличать правильное от неправильного. Поведение и мотивы ребенка помогут ему в самопознании. С другой стороны, авторы поднимают и другие вопросы относительно того, возможно ли обучить детей нравственным ценностям, лишь упоминая аспекты морали, что приводит к соответствующим выводам о том, что действия детей являются лишь следствием их воспитания, поэтому обучить нравственным принципам невозможно без кон-текстуализации в реальных жизненных ситуациях. В статье голландских авторов L. Stekelenburg, C. Smerecnik, W. Sanderse, D. Ruyter, Doret [22] представлен опыт исследования моральных аспектов («этический компас») у студентов. Трудности, которые испытывают обучающиеся в данном аспекте, говорят об отсутствии знаний, словарного запаса, позволяющих объяснить мотивы поведения и дать им аргументированную оценку. L. Samuelsson, N. Lindström [23] обращают внимание на необходимость включения в образовательные программы преподавания этики как одной из глобальных целей, связанных с интересами устойчивого развития до 2030 года.

Анализируя публикации как российских, так и зарубежных авторов, можно сказать, что проблема духовно-нравственного становления в развитии целостной и гармоничной личности является предметом особого внимания педагогов, психологов, философов, религиоведов. Выработав свои концепции, модели, под-

ходы, методы и стандарты, многие исследователи пришли к выводам, что формирование духовных идеалов и возрождение ценностей возможно на этнонаци-ональных аспектах. Совершенствование системы обучение строится не столько на внедрении дистанционных технологий, выступающих средством передачи информации, сколько на возрождении национальных ценностей, являющихся отражением исторического своеобразия этноса [24], что аккумулирует необходимость воспитания у индивида гражданской ответственности, чувства патриотизма и любви к Родине [25].

Рассматривая художественную культуру как значимую основы для воспитания у индивида духовно-нравственных ориентиров, авторы исследования на базе Тольяттинского государственного университета провели педагогический эксперимент. Он осуществлялся в рамках дисциплины «Арт-менеджмент» с обучающимися в количестве 57 человек направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Художественное образование». Диагностическим инструментарием в эксперименте послужили разработанные тесты, представляющие собой комплекс методик и вопросов, посвященных различным темам: личностные характеристики, ценностные ориентации, нравственный потенциал, стремления, жизненные цели.

Личностные характеристики, представленные совокупностью индивидуальных качеств, демонстрируют, что для испытуемых ответственность, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность (34%) являются важными показателями для взаимодействия со средой; внимательность к другим, чувство собственного достоинства и доброжелательность (29%); уверенность в себе (21%); взаимоуважение (16%). Для большинства реципиентов ценностными ориентациями, выступающими в качестве оценки основных мотивов поведения, имеющих идеологический, моральный, эстетический характер, стали следующие: материальное благосостояние (37%); нравственные установки, ответственность, честность, уважение, доброта (26,7%); здоровье, любовь (21%); семья (18,3%). Духовным потенциалом для испытуемых является семья, родители и семейные традиции (39,4%); дружба, любовь (32%); классическая литература, искусство, концептуальное кино (28,6%). В качестве жизненных целей и ориентиров, к которым стремятся обучающиеся, являются самообразование (32%); организация своего дела (26%); быть счастливым (10%); много путешествовать (18%); иметь семью (14%). Отношение к городу, региону как «к дому» характерно для 69% испытуемых; не нашли свое место в этом мире 31%. Идентичность определяется ощущением единства к нации, народу (51%); испытывают чувство патриотизма и гордости за Родину 49% испытуемых.

Таким образом, тестирование показало, что у студентов нет четко выраженных духовно-нравственных ценностей, для них важны как финансовая независимость, так и доброта, семья, здоровье. Уровень национальной идентичности определяется ощущением лояльности, привязанности к городу, чувством гордости и положительным отношением к региону в целом. Образ города и Самарского региона в социальном, культурном, образовательно-информационном аспектах представлен достаточно скупо (18,5%); вызывает чувство восхищения природа, естественный ландшафт (53,7%); относятся положительно к окружающей архитектурной среде, происходящим преобразованиям в городе 27,8%. Жизненная среда города как пространство, которое обладает определенным территориальным, смысловым, социокультурным воздействием, формирующим особое отношение к городу, представлено однообразно, уныло для 39,4% респондентов; не вполне удовлетворены происходящими культурными событиями 49,7% опрошенных; не смогли привести примеры значения города и региона в его социокультурном, мировоззренческом, ментальном, ценностном измерении более 67,3% испытуемых.

Проведенный опрос позволил авторам судить о личностном отношении обучающихся к региону, понять особенности и специфику восприятия ими городской среды и культуры, а также определить методы, средства воздействия, наглядно-дидактический материал, который служил бы примером для усиления потенциала духовно-нравственного развития и воспитания, влияя на эмоционально-эстетические потребности и мотивацию обучающихся. Результаты констатирующего этапа позволили авторам исследования разработать педагогическую модель, в содержательной части которой находится программа, задания по освоению значимых объектов региональной культуры. Важнейшим компонентом модели выступает ее содержательный аспект, представленный тремя важнейшими сферами: интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной. Интеллектуальная сфера была направлена на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти. Эмоциональная сфера решала задачи развития волевых качеств, стимулируя мотивацию к активному восприятию информации. Духовно-нравственная сфера представлена пониманием базовых ценностей, формированием духовного и нравственного сознания, регуляцией нормативно-правовых отношений. Проектируя структурно-содержательного компонента модели, авторы стремились создать художественную среду, где в процессе практической деятельности происходит познание культурных ценностей города и региона.

В ходе формирующего этапа эксперимента испытуемым было предложено выполнить следующие задания: составление ментальных карт региона, раскрывающих специфику территории; определение народностей, этносов, заселявших регион; собрание различных мифов, существовавших традиций в регионе. Изучение биографии известных людей (художников, химиков, архитекторов, врачей), анализ архитектурных построек, памятников истории и монументального искус-

ства, все то, что делает регион интересным в социокультурном плане. Это позволило обучающимся выявить различные объекты культурного наследия, создать свою гуманитарную географию. Анализ региона с позиции норм и ценностей дал возможность обучающимся создать его целостный образ. Последним заданием для обучающихся стала разработка программы познавательного туризма, сценария посещения культурно-исторических мест.

Представленные задания позволили авторам исследования создать свою программу духовно-нравственного воспитания, основанную на этнокультурном подходе, краеведческом потенциале художественной культуры региона. Применяемые активные методы обучения (дискуссия, мозговой штурм, анализ проблемной ситуации, ролевая игра) дали возможность сформировать у испытуемых опыт нравственного поведения - от созерцания творчества до его исследования. Сравнивая показатели констатирующего и формирующего этапов, можно с уверенностью утверждать о положительной динамике воспитания уровня духовно-нравственного отношения. Эксперимент показал, что наличие этнокультурного компонента в содержании обучения способно стать уникальным средством формирования нравственных установок и духовных смыслов.

В данном эксперименте принимали участие и студенты-магистранты второго года обучения, тема исследования которых была связана с созданием образовательного пространства, способствующего развитию нравственно-этических качеств личности и формированию духовно-ценностных ориентаций на занятиях по дисциплине «История искусств». Студенты помогали в апробации результатов внедрения программы в экспериментальных группах на различных образовательных площадках города. Так, на базе Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, разработали и провели ряд занятий, сопровождающихся формированием эмоционально-чувственной сферы, визуально-эстетической культуры, развитием патриотизма, нравственного поведения, мышления, духовно-нравственных смыслов, понятий этики и морали средствами изобразительного искусства. При создании определенной предметно-пространственной среды обучающиеся были вовлечены в социально-коммуникативные отношения, направляющие эмоциональную и когнитивную деятельность на познание ценностей культуры, традиций и проблем духовного мира человека в искусстве. Участвующими в эксперименте магистрантами были поведены занятия по декоративно-прикладному искусству, где они создавали различные орнаментально-декоративные композиции в русских народных традициях. Это позволило процесс приобщения к культурному наследию, познания и осмысления народных традиций сделать творческим, активным, интересным, где работа с композицией формирует навыки стилизации, обобщения, трансформации формы, влияет не только на развитие образного мышления, но и на чувства цветовой культуры, компенсируя отсутствие знаний о богатстве национальной культуре, таким образом доказывая, что развитие активно-творческой личности строится на исторической, этнокультурной взаимосвязи.

Библиографический список

Проведенный педагогический эксперимент, анализ различных образовательных концепций позволили авторам выявить значение художественной культуры в системе личностных ценностей индивида. Полученные результаты свидетельствуют о приоритете эмоционально-эстетического восприятия в художественном образовании как альтернативной формы в модели духовно-нравственного воспитания. Проведя исследование, авторы приходят к выводам, что оценка индивидом культурных и духовных ценностей исходит из развитого регионального самосознания, где личность отожествляет себя частью общества, определенной области. Специфика восприятия индивидуумом культуры опирается на способы ее эмоциональной репрезентации и интерпретации, в конструировании и формировании исторических образов являющиеся источниками духовной и материальной культуры. Полученные результаты только подчеркивают новизну исследования, мысль авторов, что региональная культура - это та культурная модель, которая транслирует ценности определенных этносов и способна раскрыть особенности культуры этноса, формируя чувство региональной идентичности. В этом аспекте именно среда, пространство регионов выступает социокультурным и культурно-просветительским фактором, питающим и меняющим сознание обучающихся в попытке осмысления и нахождения способов взаимодействия с социумом. В современных условиях именно регионы формируют духовные ценности, влияют на мировоззрение, воодушевляют и активизируют творческий потенциал обучающихся. В соответствии с этим среда, насыщенная информацией об истории региона, народных традициях, творчестве, гуманистических идеях и ценностях способствует воспитанию личности. Духовное содержание среды определяется культурными и эмоциональными факторами, обеспечивая социальную адаптацию индивида, преемственность поколений в передаче традиций, где ценностные смыслы культуры и определяют его отношение к ней. Развитие духовно-нравственной сферы зависит от объема знаний, сферы профессиональной направленности человека, его интересов, а также от информационной, культурологической и социальной составляющих воздействия. Педагогический эксперимент показал, что духовность является общечеловеческой ценностью, представляющей собой совокупность сущностных отношений, интеграции эстетических, эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств. Однако духовность не появляется с рождением человека. Она формируется в определённой воспитательной среде, в процессе общения и получения опыта, когда происходит понимание ключевых вопросов нравственности, религии, традиций, этики и эстетики. Все это требует персонифицированного подхода в воспитании индивида.

Таким образом, актуальность исследования подтверждается полученными результатами исследования, из которых вытекает, что художественная культура региона обладает духовно-нравственным потенциалом для вхождения индивида в межкультурный диалог, поскольку личность, владеющая системой ценностных ориентаций, нравственных взглядов, убеждений, установок, становится генератором социальной реальности и культурного прогресса, автором целостной информационной системы со своей духовно-нравственной природой.

1. Popova T.N., Mitrofanova Y.S., Ivanova O.A., Vereshchak S.B. Economic and Organizational Aspects of University Digital Transformation. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020; Vol. 188: 371-381.

2. Попова Т.Н., Якушева Т.С., Виноградова Н.В. Особенности обучения иностранному языку студентов-бакалавров института изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: сборник материалов VII Международной научной конференции. К 70-летию профессора Юрия Ивановича Горбунова. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2021: 236-242.

3. Молчан Э.М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019; № 2: 55-66.

4. Kazantseva D., Tkach E., Shukshina L., Taisaeva S., Dolgova El. Spiritual and moral development of the individual in Russia in the XXI century. E3S Web of Conferences. 2021. 284. Available at: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2021/60/e3sconf_tpacee2021_08020.pdf

5. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Диагностика состояния духовно-нравственной культуры в студенческой среде. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 6: 223.

6. Berezina T., Kameneva O., Fedorova E. Children's moral culture in the context of the Christian-anthropological worldview. Perspectives of Science and Education. 2020; № 48: 55-66.

7. Solovtsova I. Nikitenko S.N.2, Shipitsin A.I. Pedagogical Potential Of Contemporary Art In The Spiritual And Moral Education Of Schoolchildren. DIALOGUE of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding. 2020; Vol. 95: 922-934.

8. Алиханова РА. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 6-4 (108): 46-49.

9. Лодкина Е.В., Саркулова Н.С. Опыт изучения уровня развития духовно-нравственных качеств у студентов вуза. Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019; Т. 1: 46-56.

10. Gerasimova Y., Dvoryatkina S., Savvina O., Shcherbatykh S. Implementing a Spiritual and Moral Education Program for Maths Teachers. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2021; № 23: 69-83.

11. Русакова Т. Г., Жолдасова М.А. Проблема формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи в современной социокультурной ситуации. Международный научный вестник. 2018; № 7-3 (39): 141-145.

12. Саввина О.А., Рыманова Т.Е., Жук Л.В. Методологические аспекты диагностики состояния духовно-нравственной культуры студентов. Перспективы науки и образования. 2022; № 2 (56): 168-182.

13. Курашова С.А., Мощенок Г.Б., Степнова О.В. Анализ состояния духовно-нравственного развития будущих специалистов технического вуза. Перспективы науки и образования. 2022; № 5 (59): 126-142.

14. Hambrick K. A Theory of Moral Education. Educational Philosophy and Theory. 2020; Vol. 52, № 3: 322-326.

15. Bezalel G. 'Moral dumbfounding': Moral Foundations Theory for the classroom. Theory and Research in Education. 2020; Vol. 18; № 2.

16. Hinchliffe G. On the idea of intrinsic human worth. Ethics and Education. 2020; Vol. 15; № 3: 1-15.

17. Hodge D.R. Spiritual Competence: What It Is, Why It Is Necessary, and How to Develop It. Journal of Ethnic & Cultural Diversity in Social Work. 2016; 27 (2): 1-16.

18. Chao Y. Moral education in mainland China today: A bio-ecological systems analysis. Journal of Moral Education. 2021; № 50 (2): 1-15.

19. Hand M. A Theory of Moral Education. London, 2017.

20. Anderson A. Paradox, Friendship, and Philosophy for Children. Conceptions of Childhood and Moral Education in Philosophy for Children. 2021: 127-143.

21. Sowey M., Lockrobin G. Against directive teaching in the moral Community of Inquiry: A response to Michael Hand. Journal of Philosophy in Schools. 2020; № 7.

22. Stekelenburg L., Smerecnik C., Sanderse W., de Ruyter D. 'What do you mean by ethical compass?' Bachelor students' ideas about being a moral professional. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2020; № 12.

23. Samuelsson L., Lindstrom N. Ethics Teaching in Education for Sustainable Development. Athens Journal of Education. 2022; № 9: 211-224.

24. Виноградова Н.В. Формирование творческой культуры личности в условиях цифровой экономики. Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: материалы Международной научно-практической конференции. Курск: Курский государственный университет, 2022: 265-270.

25. Умеркаева С.Ш., Буянова Н.Б., Никитина Е.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре. ПНиО. 2019; № 6 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-podrostkov-v-protsesse-priobscheniya-k-narodnoy-hudozhestvennoy-kulture

References

1. Popova T.N., Mitrofanova Y.S., Ivanova O.A., Vereshchak S.B. Economic and Organizational Aspects of University Digital Transformation. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020; Vol. 188: 371-381.

2. Popova T.N., Yakusheva T.S., Vinogradova N.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku studentov-bakalavrov instituta izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Aktual'nye problemy teoreticheskoj i prikladnoj lingvistiki i optimizaciya prepodavaniya inostrannyh yazykov: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. K 70-letiyu professora Yuriya Ivanovicha Gorbunova. Tol'yatti: Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 236-242.

3. Molchan 'E.M. Vliyanie cifrovizacii na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej sub'ektov vzaimodejstviya v 'epohu globalizacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2019; № 2: 55-66.

4. Kazantseva D., Tkach E., Shukshina L., Taisaeva S., Dolgova El. Spiritual and moral development of the individual in Russia in the XXI century. E3S Web of Conferences. 2021. 284. Available at: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2021/60/e3sconf_tpacee2021_08020.pdf

5. Emel'yanova O.Ya., Shershen' I.V. Diagnostika sostoyaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury v studencheskoj srede. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 6: 223.

6. Berezina T., Kameneva O., Fedorova E. Children's moral culture in the context of the Christian-anthropological worldview. Perspectives of Science and Education. 2020; № 48: 55-66.

7. Solovtsova I. Nikitenko S.N.2, Shipitsin A.I. Pedagogical Potential Of Contemporary Art In The Spiritual And Moral Education Of Schoolchildren. DIALOGUE of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding. 2020; Vol. 95: 922-934.

8. Alihanova R.A. Aksiologicheskaya model' duhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 6-4 (108): 46-49.

9. Lodkina E.V., Sarkulova N.S. Opyt izucheniya urovnya razvitiya duhovno-nravstvennyh kachestv u studentov vuza. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019; T. 1: 46-56.

10. Gerasimova Y., Dvoryatkina S., Savvina O., Shcherbatykh S. Implementing a Spiritual and Moral Education Program for Maths Teachers. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2021; № 23: 69-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rusakova T.G., Zholdasova M.A. Problema formirovaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury studencheskoj molodezhi v sovremennoj sociokul'turnoj situacii. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik. 2018; № 7-3 (39): 141-145.

12. Savvina O.A., Rymanova T.E., Zhuk L.V. Metodologicheskie aspekty diagnostiki sostoyaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury studentov. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 2 (56): 168-182.

13. Kurashova S.A., Moschenok G.B., Stepnova O.V. Analiz sostoyaniya duhovno-nravstvennogo razvitiya buduschih specialistov tehnicheskogo vuza. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 5 (59): 126-142.

14. Hambrick K. A Theory of Moral Education. Educational Philosophy and Theory. 2020; Vol. 52, № 3: 322-326.

15. Bezalel G. 'Moral dumbfounding': Moral Foundations Theory for the classroom. Theory and Research in Education. 2020; Vol. 18; № 2.

16. Hinchliffe G. On the idea of intrinsic human worth. Ethics and Education. 2020; Vol. 15; № 3: 1-15.

17. Hodge D.R. Spiritual Competence: What It Is, Why It Is Necessary, and How to Develop It. Journal of Ethnic & Cultural Diversity in Social Work. 2016; 27 (2): 1-16.

18. Chao Y. Moral education in mainland China today: A bio-ecological systems analysis. Journal of Moral Education. 2021; № 50 (2): 1-15.

19. Hand M. A Theory of Moral Education. London, 2017.

20. Anderson A. Paradox, Friendship, and Philosophy for Children. Conceptions of Childhood and Moral Education in Philosophy for Children. 2021: 127-143.

21. Sowey M., Lockrobin G. Against directive teaching in the moral Community of Inquiry: A response to Michael Hand. Journal of Philosophy in Schools. 2020; № 7.

22. Stekelenburg L., Smerecnik C., Sanderse W., de Ruyter D. 'What do you mean by ethical compass?' Bachelor students' ideas about being a moral professional. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2020; № 12.

23. Samuelsson L., Lindstrom N. Ethics Teaching in Education for Sustainable Development. Athens Journal of Education. 2022; № 9: 211-224.

24. Vinogradova N.V. Formirovanie tvorcheskoj kul'tury lichnosti v usloviyah cifrovoj 'ekonomiki. Hudozhestvennoe i hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie: analiz proshlogo, ocenka sovremennogo i vyzovy buduschego: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 2022: 265-270.

25. Umerkaeva S.Sh., Buyanova N.B., Nikitina E.N. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej podrostkov v processe priobscheniya k narodnoj hudozhestvennoj kul'ture. PNiO. 2019; № 6 (42). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-podrostkov-v-protsesse-priobscheniya-k-narodnoy-hudozhestvennoy-kulture

Статья поступила в редакцию 11.05.23

УДК 378.147:372.881.1

Garipova G.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

Izimarieva Z.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

POLIMODALITY AS A MEANS OF MASTERING A FOREIGN LANGUAGE. For the last 20 years the significance of speaking one or more foreign languages increased greatly. Nowadays, a language is considered to be a means of communication as well as a means of gaining new knowledge, new profession, self-education and professional communication. Language teaching methods should serve the main educational strategy, i.e. help students communicate in their professional field. The authors concentrate on project method as one of the most used educational technology in foreign language teaching. The article describes a practical experience of final class planning taking into account the polymodal nature of information perception on Business English class. The plan is based on methodology and results of polymodal perception of information worked out by T.N. Bandurka. Language immersion is achieved by complex and interdisciplinary approach to the subject studying such universal and professional concepts like culture, hospitality concept, gastrotourism, gastronomical map, culinary tour.

Key words: polymodal perception, foreign language, culture, concept, polymodality, interactive learning, hospitality industry

Г.Р. Гарипова, канд. филол. наук, доц., Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, E-mail: [email protected]

З.Н. Изимариева, канд. филол. наук, доц,, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, E-mail: [email protected]

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

За последние 20 лет значение владения одним или несколькими языками значительно возросло. Язык стал не просто средством коммуникации, но орудием познания и самообразования. Данной цели и должны служить методы изучения иностранного языка. В статье описан опыт применения метода проектов в организации итогового занятия по дисциплине «Деловой иностранный язык» с учетом полимодальности восприятия. Метод проектов - самая применяемая педагогическая технология на сегодняшний день, поэтому за основу занятия был взят проект, который студенты должны были подготовить заранее, а при выборе заданий мы опирались на методику и результаты исследования полимодального восприятия информации, разработанную Т.Н. Бан-дурка в своей диссертационной работе. Занятие предполагает комплексный междисциплинарный подход с рассмотрением универсальных культурных и профессиональных понятий: культура, концепт, концепт «гостеприимство», гастрономический туризм, гастрономическая карта, кулинарный тур.

Ключевые слова: полимодальное восприятие, иностранный язык, культура, концепт, полимодальность, интерактивное обучение, индустрия гостеприимства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.