неблагоприятные условия воспитания, что в дальнейшем вызывает и закрепляет, и доводит до автоматизации речевую тревогу и неплавность речи [6, С. 19].
Важнейшим направлением исследований развития заикающихся детей является коррекционная работа, которая ведется по трем направлениям: логопедическая, направленная на устранение речевых судорог; психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления [10].
Выводы. На основании проведенного теоретического анализа современных подходов к особенностям коммуникации заикающихся детей можно сформулировать следующие выводы:
1. заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей и имеет тесную взаимосвязь с коммуникативным процессом;
2. заикание влияет на развитие, формирование и автоматизацию темпо-ритмической стороны речи и приводит к ограниченности речевого общения детей;
3. ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, приводит к психическим наслоениям и формированию специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, обусловливает развитие нежелательных качеств характера;
4. заикание как речевое нарушение требует логопедической, психологической и психотерапевтической помощи комплексного характера;
5. своевременная системная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста является залогом их полноценного овладения речью и благополучного развития.
Литература:
1. Асатиани Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - № 1. - С. 25-30.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
3. Болдырева, Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10: защищена 13.02.89: утв. 19.08.89 / Болдырева Татьяна Александровна. - М., 1989. - 16 с.
4. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей / Р.Е. Левина // Дефектология. №3. - 2009. - С. 91.
5. Носенко, Э.Л. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи / Э.Л. Носенко, П.Е. Ельчанинов, Н.В. Крылова, Е.В. Петрухин // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 46-56.
6. Рау Е.Ю., Голубина А.А. Влияние особенностей темпо-ритмической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммуникации // Специальное образование. - 2015. - № 1. - С 59-65
7. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский // Москва: изд-во «АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.
8. Сыс Л.А. Теоретические аспекты реализации компетентностного подхода при устранении заикания у подростков и взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 257-270.
9. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Минского университета. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 8.
10. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 11. - 2015. - Вып. 3. - С. 93-107
11. Шевцова Е.Е., Тарасова Л.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 6.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Брант Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Сергеев Юрий Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ
СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли образования в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи. В работе представлено авторское осмысление связи духовности с общечеловеческими ценностями и влияние ее на формирование нравственных ориентиров. Выявлены проблемы в духовно-нравственном воспитании молодежи, обусловленные влиянием внешних факторов на формирование их самосознания. Духовность связана с общечеловеческими ценностями, она привносит смысл в жизнь, в ней человек находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни. Обращение к трудам русских философов - Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского, позволило авторам статьи рассмотреть понятие «духовность». Н.А. Бердяев трактовал духовность, как «человеческое в человеке», подчеркивая при этом, что человеческое всегда должно господствовать над природным. В. В. Зеньковский под духовностью понимает обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия. Духовные процессы пронизывают всю область формирования нравственных ценностей обучающихся в современном образовательном пространстве вуза. Духовность становится важной составляющей жизни человека, высшим уровнем развития и саморегуляции личности. Определяя содержание духовно-нравственного воспитания личности, авторы приходят к выводу, что только в сотрудничестве обучающихся с педагогами, в оптимально благоприятных условиях образовательной среды, возможен воспитательный процесс. В этих обстоятельствах встает вопрос о создании педагогических условий в образовательной среде высшей школы. При этом в своей деятельности педагогам необходимо учитывать множество факторов, такие, как личность обучающегося, его индивидуальные особенности, умение воспитателями ставить цели и на их основании определять круг решаемых задач. Так же педагогически грамотно выбирать формы и средства воспитательного процесса, т.
е. всего того, что будет способствовать становлению духовно-нравственной личности будущего выпускника. Авторами статьи представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию студентов университета. Среди рассмотренных форм воспитательного процесса педагогами высшей школы были выбраны, как традиционные, так и специальные формы воспитания. Однако, особая роль была отведена русской классической литературе, как одному из важнейших средств формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в вузе.
Ключевые слова: духовность, нравственность, ценности, воспитание, педагогические условия, образовательный процесс.
Annotation. The article is devoted to the role of education in the formation of spiritual and moral values of youth. The paper presents the author's understanding of the connection of spirituality with universal values and its influence on the formation of moral guidelines. The problems in the spiritual and moral education of young people caused by the influence of external factors on the formation of their self-consciousness are revealed. Spirituality is connected with universal values, it brings meaning to life, in it a person finds answers to questions: why does he live, what is his purpose in life. The appeal to the works of Russian philosophers N.A. Berdyaev and V.V. Zenkovsky allowed the authors of the article to consider the concept of "spirituality". N.A. Berdyaev interpreted spirituality as "human in man", while emphasizing that the human should always dominate over the natural. V.V. Zenkovsky understands spirituality as the appeal of a person to higher values as the leading landmarks of her being. Spiritual processes permeate the entire area of the formation of moral values of students in the modern educational space of the university. Spirituality becomes an important component of human life, the highest level of personal development and self-regulation. Determining the content of the spiritual and moral education of the individual, the authors come to the conclusion that only in cooperation of students with teachers, in optimally favorable conditions of the educational environment, the educational process is possible. In these circumstances, the question arises of creating pedagogical conditions in the educational environment of higher education. At the same time, in their activities, teachers need to take into account many factors, such as the personality of the student, his individual characteristics, the ability of educators to set goals and, based on them, determine the range of tasks to be solved. It is also pedagogically competent to choose the forms and means of the educational process, i.e. everything that will contribute to the formation of the spiritual and moral personality of the future graduate. The authors of the article present the experience of work on the spiritual and moral education of university students. Among the considered forms of the educational process, teachers of higher education have chosen both traditional and special forms of education. However, a special role was assigned to Russian classical literature as one of the most important means of forming spiritual and moral values of students at the university.
Key words: spirituality, morality, values, upbringing, pedagogical conditions, educational process.
Введение. Юность представляет собой период жизни после отрочества до взрослости - исключительно важное время в жизни человека, в процессе которого происходит становление и понимание многих жизненно важных вопросов. Проблема выбора жизненных ценностей и ориентиров становится определяющей в целеполагании жизненного пути, расширяются границы добра, молодой человек испытывает свой ум и свою душу в ситуациях нравственного выбора. Юность испытывает себя в соблазнах и благодеяниях, в борьбе и смирении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое присуще состоянию ума и сердца человека. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта настоящей практической и духовной жизни среди близких людей [6].
Сегодня центральной проблемой образования является задача воспитания высоконравственной личности, которая предполагает понимание сущности человеческого бытия, основывающееся на традициях русской классической литературы, религиозно-философской мысли, на научных открытиях и их связи с эволюцией человечества.
Изложение основного материала статьи. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности выступает неотъемлемой частью педагогического процесса на всех уровнях образования. Образовательный процесс высшей школы не только содержит в себе ресурсы стимуляции личностного роста обучающихся, но и создает условия для активного и целенаправленного саморазвития включенного в него индивида. Руководствуясь общечеловеческими, нравственными и духовными ценностями, одной из главных задач высшей школы становится формирование у обучающихся желания находиться в постоянном диалоге с культурой, искусством, стремления к познанию новых культурных пластов.
Учебный план любого направления подготовки в вузе включает в себя учебные дисциплины, способствующие не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию личности. В сотрудничестве с педагогами обучающиеся осмысливают, оценивают и применяют, полученные знания в повседневной жизни. Уровень интереса к знаниям, личностное осмысление нравственных ценностей и идеалов, их принятие зависит у студентов от степени духовности педагога, понимания им своей ответственности за духовно-нравственное становление обучающихся [7].
Духовные процессы пронизывают всю сферу формирования ценностных ориентаций обучающихся в современном образовательном пространстве вуза. Духовность становится важной составляющей жизни человека, высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизни для индивида становятся не личностные предпочтения, а общечеловеческие ценности, усвоение которых создает предпосылки для осознанного стремления человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ценностными ориентирами.
Проблеме духовности уделяется значительное место в работах русских философов - Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского.
Н.А. Бердяев определяет духовность как «человеческое в человеке», подчеркивая, что человеческое должно господствовать над природным. Духовность рассматривается им как уникальное человеческое качество, определяющее мотивацию поведения личности, а также потребность в познании мира, самопознании, поиске смысла жизни и своего предназначения в ней [2].
В.В. Зеньковский под духовностью понимает обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия [3]. Ученый считал, что в воспитании человека необходимо в первую очередь опираться на приоритет духовного начала в человеке, так как личность не замкнута в себе, а входит в систему мира, подчинена его законам.
Духовность связана с общечеловеческими ценностями, она привносит смысл в жизнь, в ней человек находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни. Учитывая важность категорий «ценность», «ценностные ориентиры» в воспитании личности, духовность становится объектом интересов представителей разных наук - философии, социологии, психологии и, конечно, педагогики. Педагогика не только изучает вопросы формирования ценностных ориентаций, но и занимается проблемами личностно-ценностного подхода в воспитании человека. В этой связи, на наш взгляд, философия ценностей может стать методологическим основанием в теории воспитания духовности [5].
Духовность - это единство нравственно-эстетических качеств человека, безусловное принятие таких ценностей как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, милосердие и сострадание, стремление к познанию смысла жизни.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем сотрудничество педагога и обучающегося, направленное на формирование нравственных установок, определяющих поведение, духовность, интеллектуальную природу обучающегося, необходимые ему для познания самого себя, развития и самореализации.
Анализ многолетней работы в высшей школе позволил выявить ряд проблем у обучающейся молодежи:
- разрушение духовно-нравственных ориентиров средствами массовой информации. Студенты являются активными пользователями ряда социальных сетей, подписчиками популярных среди молодежи блогеров, наполняющих свой контент информацией, которая не всегда соотносится с нравственными принципами и моралью общества. Молодежь, не имеющая жизненного опыта, легко принимает эту информацию и руководствуется ею в обычной жизни;
- снижение роли семьи в жизни молодежи, отсутствие желания принимать и учитывать в своей жизнедеятельности жизненный опыт родителей и других старших членов семьи, родители все реже ведут разговоры с детьми «по душам»;
- отсутствие интереса к чтению литературы. Известно, что для России всегда большую роль играло слово - устное (былины, сказания), письменное (великая русская литература) и живые свидетельства (древнерусская литература) - образы конкретных людей.
Эти и другие проблемы духовно-нравственного воспитания поставили перед кафедрой литературы Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского цель - создание педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей студентов.
Педагогические условия - это комплекс мер, сознательно организованные педагогом, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Отбор педагогических средств, как правило, осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве высшей школы создаются с учетом ряда особенностей:
- объектом является личность обучающегося, а предметом выступает деятельность самого студента по усвоению системы норм и ценностей в различных сферах жизни;
- конечной целью является личностное развитие индивида, проявляющееся в формировании у него устойчивых духовно-нравственных ценностей;
- конкретизация задач и содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся в контексте их профессиональной деятельности;
- выбор определенных форм и средств духовно-нравственного воспитания, обеспечивающих его эффективность;
- усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием [1].
Планирование внеаудиторной работы по духовно-нравственному воспитанию студентов позволило нам выделить такие направления, как:
- организация научно-исследовательской работы, создание студенческих научных обществ;
- содействие работе студенческого научного общества кафедры;
- участие студентов в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах - внутривузовских, региональных и международных;
- проведение и участие в культурно-массовых мероприятиях;
- профилактика социально-негативных явлений среди студентов;
- информационное обеспечение студентов (Интернет, газеты, информационные стенды и т.д.);
- развитие материально-технической базы, способствующей совершенствованию организации внеаудиторных мероприятий.
Развитие духовно-нравственных ценностей студентов способствует изменению качеств личности в условиях специально организованной среды, которая будет обеспечивать возможность духовно-нравственных переживаний, воздействующих на интеллектуальную и эмоциональную стороны личности. Эта среда должна содействовать не только постижению, но и осознанию духовного опыта человечества, Погружение студента в духовно-нравственную среду способствует изменению потребностей обучающихся, формирует общечеловеческие ценности, влияет на нравственный выбор и жизнедеятельность в целом [4].
Известно, что педагогика дает широкие возможности использования различных форм воспитания - способов организации воспитательного процесса, с использованием как индивидуальной, так и коллективной деятельности обучающихся. На данном этапе, нами были выбраны такие формы воспитания, как:
- традиционные: лекция-диспут, беседа, рассказ, дискуссия, конференция, круглый стол, практикум, экскурсия;
- специальные: посещение музеев, встречи с интересными людьми, участие в волонтерском движении и различных благотворительных акциях.
В контексте рассматриваемого вопроса, также интересным для нас представляется формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся возможностями русской классической литературы.
Русская классическая литература - это одно из средств передачи нравственного опыта предыдущим поколением, она всегда тесно связана с нравственными исканиями русского народа. Изучая произведения русской классической литературы обучающиеся, знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро и зло, честь и достоинство, милосердие и сострадание, приобщаются к общечеловеческим ценностям.
Особое внимание в русской классической литературе уделяется роли духовных начал в формировании личности человека, которые связаны с нравственными установками литературных героев, семейными отношениями, поисками смысла жизни и пр.
Русская литература на всех этапах своего развития определяла состояние души народа. При крепостном праве и самодержавии, в условиях отсутствия свободы слова только через литературу русские мыслители пробуждали стремление к постижению смысла жизни, поиску истины, величия своей страны.
Наполнение внеаудиторных воспитательных мероприятий духовными и нравственными ценностями русской классической литературы является условием успешного формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся. Так, студенты КГУ им. К.Э. Циолковского являются активными участникам целого ряда воспитательных мероприятий, таких как:
1. Международная просветительская акция «Пушкинский диктант», способствующий популяризации русской литературы, русского языка, чтения и культуры России.
2. Международная конференция «Самые сказочные русские художники» (к 145-летию со дня рождения И.Я. Билибина и к 95-летию со дня смерти В.М. Васнецова). Б.М. Теплов отмечал: «Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно ценным, когда оно заставляет внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция» [8].
3. Мастер-классы по патриотическому воспитанию молодежи в рамках Фестиваля «О доблестях, о подвигах, о славе...». Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания молодежи является воспитание чувства патриотизма. Россию всегда отличало повышенное чувство патриотизма ее граждан. Патриотизм можно рассматривать как синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Он проявляется в глубоком уважении к своей стране, ее национальной культуре, ее прошлому, памяти предков; в интересе к истории своей страны, изучении опыта предыдущих поколений.
4. Внутривузовский конкурс эссе "Жизнь задыхается без цели", приуроченный к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.Анализируя работы студентов, мы пришли к выводу, что в процессе приобщения к русской классической литературе обучающиеся в вузе приобретают ценностные ориентиры на духовное развитие, активно выражают желание приобрести качества достойного человека.
5. Литературные вечера:
- «Прощание с галантным веком». Специфика воздействия литературы на духовный мир личности заключается в том, что читатель имеет возможность сверять свои нравственные оценки жизни с авторитетными оценками писателя, т. е. осуществляется процесс самопознания через познание других.
- «Вечера античности» в рамках изучения дисциплины «Античная литература». Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением студента то или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении.
6. Университетские научно-практические конференции позволяют студентам продемонстрировать свои научные изыскания в разных формах - научного доклада или научной статьи. Публикации в научных журналах результатов исследований, полученных в рамках студенческого научного общества совместно с научными руководителями, участие студентов в олимпиадах, конкурсах и пр. Все это развивает интеллектуальную природу обучающегося, создавая необходимую основу для познания самого себя, развития и самореализации в жизни.
Педагогическая деятельность, педагогика сотрудничества, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей обучающегося, способствует созданию чего-то принципиально нового, положительного. Основной принцип этой деятельности - законы Добра, Истины и Красоты.
Познание сути этих законов идет путем общения человека с себе подобными в процессе творческой деятельности, которая проявляется не только в форме внутренних психических процессов, но и внешних, в форме учебно-практической, что возможно только в условиях коллектива.
Выводы. Духовно-нравственные ценности, которые воспитываются у обучающихся на основе их ценностных ориентаций, являют собой некий фундамент будущей жизни, отталкиваясь от которого человек решает все нравственные вопросы однозначно: хорошо - плохо, морально - аморально, достойно - недостойно и т.д.
Очевидно, что процесс может быть успешным при наличии определенной системы целенаправленных воздействий со стороны педагогов и других лиц причастных к педагогическому процессу в вузе. В первую очередь, это развитие интереса к познанию, приводящему к установлению более глубоких ценностных ориентаций в структуре личности студента. Формируя духовные ценности обучающихся, необходимо обращение к милосердию, состраданию, чувству любви и эстетическому чувству студентов.
Особенно важно создание в образовательной среде вуза доброжелательного микроклимата, обстановки дружелюбия и взаимного уважения между студентами, с одной стороны, и между педагогами и обучающимися, - с другой. Индивидуальный подход к формированию сферы духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе высшей школы - один из наиболее важных принципов данной системы.
Духовно-нравственное воспитание - это длительный процесс формирования личности, результат, которого отсрочен во времени. Духовно-нравственные ценности прививаются обучающимся в сотворчестве педагога с учениками, что тесно связано с педагогикой сотрудничества. Немаловажную роль играет личность самого педагога, насколько он сам обладает духовно-нравственными ценностями, является ли он референтной личностью в глазах студентов, способен ли в процессе педагогического взаимодействия оказывать соответствующее влияние на воспитуемых.
Литература:
1. Аджиева, Ф.А. Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аджиева Фатима Асхатовна. - Карачаевск, 2017. - С. 11.
2. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - Москва: Республика, 1993. - 383 с.
3. Зеньковский, В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха /
B.В. Зеньковский. - Париж: YMCA Press, 1934. - 258 с.
4. Кружкова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кружкова Людмила Алексеевна. - Калуга, 2006. - 225 с.
5. Мартышенко, С.Н. Исследование процессов формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза /
C.Н. Мартышенко // Современное образование. - Москва, 2018. - №4. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/issledovanie-protsessov-formirovaniya-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-studentov-vuza (дата обращения: 05.02.2022).
6. Михалец, И.В. Духовно-нравственные отношения студентов: монография / И.В. Михалец; Министерство образования и науки Российской Федерации, Пензенская государственная технологическая академия. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. - 1 CD-ROM.
7. Плаксина, Т.И. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи: диссертация ... канд. пед. наук:13.00.01 / Плаксина Татьяна Ивановна. - Рязань, 2006. - 159 с.
8. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия / Б.М. Теплов. - Москва: Известия АПН РСФСР, 1947. - №11. - С. 7-27.