Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 12.11.2018; опубликована 08.11.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сажина Н.М., Синицын Ю.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы в процессе изучения учебной дисциплины «Основы духовной культуры» // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sazhina N.M., Sinitsyn Yu.N. (2018). Formation of spiritual and moral values and guidelines for students of higher education in the process of studying the discipline «Fundamentals of spiritual culture». World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 37:364 26 ГРНТИ 14.35
Сажина Наталья Михайловна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия Факультет «Педагогики, психологии и коммуникативистики» Заведующий кафедрой «Технологии и предпринимательства» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=427415
Синицын Юрий Николаевич
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар Факультет «Педагогики, психологии и коммуникативистики» Профессор кафедры «Технологии и предпринимательства» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 144368
Формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы в процессе изучения учебной дисциплины «Основы духовной культуры»
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит нравственное саморазрушение личности, падает уровень духовного развития подрастающего поколения. Духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе и подрастающего поколения, во многом определяются социокультурной и образовательно-воспитательной средой школы, вуза. Одним из способов их формирования является изучение учебной дисциплины «Основы духовной культуры». «Основы духовной культуры» - одна из важных и актуальных учебных дисциплин в системе высшего образования, направленного не просто на передачу определенной суммы научных знаний о духовной культуре человека и общества, религиозной и светской культуре, но и на осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, формирование нравственных ценностей и ориентиров у студентов.
https://mir-nauki.com
В данной статье раскрываются возможности компетентностно-функционального подхода в решении проблемы формирования духовно-нравственных ценностей и ориентиров у обучающихся в системе высшего образования, способов взаимодействия в процессе изучения дисциплины, выводящих на сущностный результат: определение и принятие (сформированность) духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы.
Таким образом, в результате применения компетентностно-функционального подхода в процессе формирования духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы, выявлена специфика, определены уровни сформированности духовно-нравственных ценностей и ориентиров; показаны возможности авторского курса «Основы духовной культуры» по воспитанию студентов. Полученные результаты исследования представляют практическую ценность для использования в образовательных организациях с целью мониторинга состояния обучающихся, создания целостной системы духовно-нравственной культуры субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов; компетентностно-функциональный подход; уровни сформированности духовно-нравственных ценностей и ориентиров
Вступив в XXI век, современная цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, которые вносят существенные изменения в жизнедеятельность человека. Одной из причин возникших проблем - это духовно-нравственный коллапс, который подталкивает все мировое сообщество к поиску жизненных смыслов, ориентиров и ценностей, в которых духовно-нравственные смыслообразующие основы человеческого бытия являются в высшей степени приоритетными.
По мнению В.И. Андреева, главной болезнью XXI века является нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой и ложно понимаемой свободы как вседозволенности, что наносит непоправимый ущерб и окружающему миру, и самому человеку [1, с. 3].
В любой стране, а в России особенно, духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе и подрастающего поколения, во многом определяются социокультурной и образовательно-воспитательной средой школы, вуза и в значительной степени зависит от духовно-нравственной культуры самих субъектов педагогического процесса [10].
Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения. В связи с этим необходимо отметить, что духовно-нравственный аспект культуры подрастающего поколения дает возможность обрести способность к достижению своей субъектности, к личностному самоопределению. Проблемами духовности, нравственности, ценностными ориентирами жизнедеятельности человека в разное время занимались отечественные ученые (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев и др.) [2, 3,
По данным нашего исследования (2017 г.) выявлено, что большинству обучающихся было сложно дать определение таким основным понятиям, как духовность и нравственность. 53 % опрошенных считают, что образовательная организация должна заниматься духовно -нравственным развитием учащихся.
Необходимо отметить, что именно духовность является объединяющей силой общества, которая имеет ценности и традиции, культурные источники. Совесть - проекция духовности в
5].
сознание человека. Формирование духовной и нравственной составляющей культуры подрастающего поколения должно осуществляться в образовательном процессе.
Таким образом, в целом духовность - это весьма сложное, многомерное качество человека, которое проявляется:
а) как процесс восхождения к высшим человеческим идеалам и ценностям;
б) как процесс гармонизации противоположенных начал (интеллектуального и эмоционального, материального и идеального, рационального и иррационального);
в) как психическое состояние, позволяющее человеку испытать творческое вдохновение, постичь истину, осознать самого себя как часть космического, божественного, понять свое единство с миром природы, как состояние любви и других высших человеческих чувств;
г) как гармонизация взаимоотношений в семье, в школе, с друзьями, педагогами, с любым человеком;
д) как высшее проявление нравственности и нравственных качеств: гуманности, доброты, совестливости, любви [1].
Что касается нравственности, то А. Швейцер в своем научном труде пишет: «Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой. Она - решающее знание, которое мы должны отвоевать у мышления. Все остальное более или менее вторично» [6, с. 115]. По мнению П.А. Кропоткина, нравственность генетически заложена в человеческой природе и имеет тенденцию как к развитию, так и деградации. «Нравственность, - писал П.А. Кропоткин - это ощущение в себе человеческого достоинства, стремление жить, сообразуясь с его велениями, мучения при безнравственном поступке - все это общее, неотвязное свойство человеческой натуры» [7].
В данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления возможностей использования компетентностно-функционального подхода в процессе изучения учебной дисциплины «Основы духовной культуры», ориентированного на формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов.
«Основы духовной культуры» - одна из важных и актуальных учебных дисциплин в системе высшего образования, направленного не просто на передачу определенной суммы научных знаний о духовной культуре человека и общества, религиозной и светской культуре и др., но и на осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, формированию нравственных ценностей и ориентиров у студентов. Дисциплина «Основы духовной культуры» построена на цивилизационном подходе и способствует формированию духовной и нравственной ответственности и уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии. Основной принцип, заложенный в содержании дисциплины, - поликультурность, отражает общность в многообразии и единство во множественности. Все модули учебной дисциплины согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного материала.
Дисциплина и ее межпредметные связи формируют у обучающихся представление о различных видах культур посредством:
1. согласования системы базовых понятий и ценностей, лежащих в основе содержания теории и практики учебной дисциплины;
2. системы связей, устанавливаемой не только между разделами изучаемой дисциплины, но и другими учебными дисциплинами основной образовательной программе (ООП): мировая художественная культура, культурология и др.;
3. ориентации учебного содержания на осмысление обучающимися актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы.
Курс призван актуализировать в содержании высшего образования вопрос совершенствования личности студента в тесной связи с этническими, религиозными и общечеловеческими ценностями, в связи с чем в освещении материала использован принцип историзма.
Необходимо отметить, что учебный курс, являясь культурологическим, направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу духовной культуры, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебной дисциплины «духовная культура», «мировоззрение», «духовность», «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу дисциплины. Как дисциплина культурологического цикла «Основы духовной культуры» - направлена на решение духовно-нравственных задач воспитания, что способствует пониманию значения светской и религиозной морали, в выстраивании конструктивных отношений в обществе, осознанию своей сопричастности к истории и судьбе Отечества.
Для реализации основных результатов учебного материала дисциплины, в которые заложены духовно-нравственные ценности и ориентиры, использовался компетентностно-функциональный подход [8]. Основные положения подхода, предусматривающего формирование готовности (общекультурной и познавательно-действенной компетентности) и функциональной взаимодеятельности всех участников образовательного процесса, выступают:
Общекультурная компетентность - это знания, умения, владение способами осуществления деятельности, базирующиеся на общих принципах методологии научного познания.
В качестве уточнения необходимо отметить, что общекультурная компетентность -это готовность субъектов взаимодеятельности к процессу формирования духовно-нравственных ценностей и ориентиров (ФДНЦО).
Основными ее компонентами являются:
1. готовность преподавателя к формированию духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студента;
2. готовность студента к ФДНЦО;
3. готовность средств к ФДНЦО у студента.
Готовность педагога состоит из следующих элементов:
• педагогическая образованность в области ФДНЦО у студента;
• информированность о сформированности духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студента;
• программа ФДНЦО у студента. Предварительная продуманность, план действий, проект изменения духовно-нравственных свойств (содержание изменений);
• возможные действия по ФДНЦО у студента (способы изменения объекта деятельности);
• ожидаемые результаты (свойства, функции и качества).
Готовность студента к формированию личностных духовно-нравственных ценностей и ориентиров (познавательно-действенная компетентность) складывается из компонентов:
• знания о ФДНЦО у человека, понимание их значения для жизнедеятельности;
• состояние сформированности ФДНЦО у студента;
• намерение (потребность) в ФДНЦО [9].
В организационном плане после создания стартовой ситуации или готовности к выполнению образовательной взаимодеятельности включается функциональная система [9].
В процессе преподавания учебной дисциплины «Основы духовной культуры» нами было проведена диагностика, направленная на выявление самооценки духовно-нравственной культуры у студентов, включающей ценностные основания и ориентиры. На входе и выходе изучения дисциплины использовался модифицированный нами «Тест на самооценку нравственной культуры педагога» В.И. Андреева. Данная методика адаптирована рядом исследователей, например, И.В. Маскинской [4] и др.
В исследовании приняло участие две группы студентов в количестве 47 человек.
По первому критерию - общая культура - среднестатистическое значение показателей до и после проведения занятий по дисциплине «Основы духовной культуры» по блоку «Общая культура» было распределено следующим образом:
Как часто вы посещаете выставки и музеи? - ответы составили в среднем 2,2 балла до начала изучения дисциплины и 2,4 балла, соответственно, после окончания изучения курса -уровень «низкий».
Как часто вы посещаете театр? - 2,8 балла и 3,2 балла - уровни близко к «ниже среднего» и «ниже среднего».
Как много вы читаете художественную литературу? - 2,8 балла и 3 балла - уровни близко к «ниже среднего» и «ниже среднего».
Насколько значима и глубоко ли влияет на вас музыка? - 7,6 балла и 7,8 балла - уровни близко к «высокому».
Насколько значимы для вас и в какой степени оказывают на вас положительное влияние кино, телевизионные передачи? - 7,6 балла и 7,6 балла - уровни близко к «высокому».
Насколько значима для вас природа и в какой степени она на вас положительно влияет? - 8,8 балла и 8,6 балла - уровни близко к «очень высокому».
Насколько значимы для вас и в какой степени положительно влияют на вас экскурсии, путешествия? - 8,8 балла и 9,2 балла - уровни близко к «очень высокому» и «очень высокий».
В какой степени ваше хобби положительно влияет на вашу духовно-нравственную сферу? - 6,6 балла и 7,6 балла - уровни близко к «выше среднему» и близко к «высокому».
Насколько высоко вы оцениваете вашу культуру умственного труда? - 6,2 балла и 7,6 балла - уровни «чуть выше среднего» и близко к «высокому».
Насколько высоко вы оцениваете свою общую культуру? - 7,6 балла и 8,4 балла - уровни близко к «высокому» и «высокий».
Среднеарифметический показатель по 10 вопросам составил 6,1 балла до изучения дисциплины и 6,54 балла после окончания курса, что относится к уровням близко к «чуть выше среднего» и близко к «выше среднего».
Рисунок 1. Общая культура (составлено автором) Выводы: В процессе проведения исследования было установлено, что:
1. в значительной степени увеличились уровни, связанные: с положительным влиянием хобби на духовно-нравственную сферу; с оцениванием собственной культуры умственного труда;
2. в среднезначительной степени увеличились уровни, связанные: с положительным влиянием экскурсий, путешествий на общую культуру;
3. в малозначительной степени увеличились уровни, связанные: с посещением выставок, музеев, театра; с чтением художественной литературы; с влиянием музыки, кино, телевизионных передач, природы.
По второму критерию - культура общения (нравственный аспект) -среднестатистические показатели были обозначены в следующем соотношении:
Как высоко вы оцениваете свою способность в случае дискуссии, переходящей в спор, уйти от конфликта? - ответы составили в среднем 4,4 балла и 5,2 балла, соответственно, -уровни «чуть ниже среднего» и «средний».
Как высоко вы оцениваете свою способность понять другого человека? - 5,8 балла и 6,6 балла - уровни «чуть выше среднего» и близко к «выше среднего».
Как высоко вы оцениваете культуру ваших взаимоотношений в семье? - 7,2 балла и 7,6 балла - уровни «выше среднего» и близко к «высокому».
Как высоко вы оцениваете культуру ваших взаимоотношений на работе? (или учебе)? -7,6 балла и 8 баллов - уровни близко к «высокому и «высокий».
В какой степени вам характерно чувство юмора, остроумие? - 5,6 балла и 5,8 балла -уровень близко к «чуть выше среднего».
Как высоко вы оцениваете свои способности найти общий язык с незнакомым человеком? - 7 балла и 7,6 балла - уровни «выше среднего» и близко к «высокому».
Как часто вам удается с вашими друзьями поговорить по душам, поговорить о сокровенном? - 7,2 балла и 7,6 балла - уровни «выше среднего» и близко к «высокому».
Как часто в кругу друзей вам удается быть душой компании? - 6,2 балла и 6,6 балла -уровни «чуть выше среднего» и близко к «выше среднего».
В случае ссоры с кем-либо как легко вам удается помириться? - 5 балла и 5,6 балла -уровни «средний» и близко к «чуть выше среднего».
В процессе общения как часто вы ловите себя на мысли, что ваш собеседник ведет себя не искренне? - 7,6 балла и 7,5 балла - уровень близко к «высокому».
Рисунок 2. Культура общения (нравственный аспект) (составлено автором)
Среднеарифметический показатель по 10 вопросам составил 6,36 балла и 6,8 балла, что относится к уровням «чуть выше среднего» и «выше среднего».
Выводы: В процессе проведения исследования было установлено, что:
1. в среднезначительной степени увеличились уровни, связанные: с оценкой своих способностей в случае дискуссии, переходящей в спор, уйти от конфликта; с оценкой своих способностей понять другого человека; со способностью найти общий язык с незнакомым человеком; со способностью легко помириться в случае ссоры с кем-либо;
2. в малозначительной степени увеличились уровни, связанные: с оценкой культуру собственных взаимоотношений в семье; с оценкой культуру собственных взаимоотношений на работе (или учебе); с проявлением чувство юмора, остроумием; со способностью поговорить по душам с друзьями о сокровенном; со способностью быть душой компании в кругу друзей;
3. на прежнем уровне осталось утверждение, что в процессе общения вы ловите себя на мысли, что ваш собеседник ведет себя не искренне.
Необходимо отметить, что в процентном соотношении по самооценке культуры общения наивысшую оценку из опрошенных не поставил никто, а высокую оценку по ряду показателей поставило 28 % респондентов.
Третий критерий - культура духовно-нравственного саморазвития-среднестатистическое значение показателей респондентов до и после проведения занятий по дисциплине «Основы духовной культуры»:
В какой степени вы знаете свои сильные и слабо развитые духовные и нравственные качества? - ответы составили в среднем 6,4 балла и 7,2 балла, соответственно, - уровни «чуть выше среднего» и «выше среднего».
В какой степени вы способны управлять собой в конфликтной ситуации? - 4,6 балла и 5,4 балла - уровни близко к «среднему» и «выше среднего».
В какой степени вы стремитесь и вам удается в нравственном плане изменить себя к лучшему? - 5 баллов и 6,8 баллов - уровни «средний» и «выше среднего».
В какой степени вас «мучает совесть», если вы сделали что-то не так? - 7,2 балла и 8,6 балла - уровни «выше среднего» и «высокий».
В какой степени вы владеете приемами, методами самосовершенствования, саморазвития, самооздоровления? - 4,4 балла и 4,6 балла - уровень «чуть ниже среднего».
В какой степени вам удается воспитать у себя, развивать чувства ответственности, обязательности, самодисциплины? - 6,4 балла и 6,8 балла - уровни «чуть выше среднего» и близко к «среднему».
В какой степени вы владеете и как часто применяете приемы аутотренинга, снятия стресса? - 3 балла и 3,4 балла - уровень «ниже среднего».
Как часто и в какой степени вам приходится отстаивать свои нравственные принципы, взгляды, убеждения? - 5,2 балла и 6,2 балла - «средний» уровень и уровень «чуть выше среднего».
В какой степени для вас значимы нравственные ценности (честность, справедливость, обязательность, милосердие, щедрость и др.)? - 7,6 и 8,8 балла - близко к уровням «высокому» и «очень высокому».
В какой степени вы стремитесь к толерантности (терпимости) к инакомыслию, терпимому уважительному отношению к другой вере? - 7,4 и 8,2 балла - уровни «выше среднего» и «высокий».
Среднеарифметический показатель по 10 вопросам составил 5,72 балла и 7,5 балла, что относится к уровням близко к «выше среднего» и «высокому».
Л 11Iii; III'lriKU' I HL'll
Рисунок 3. Культура духовно-нравственного саморазвития (составлено автором)
Выводы: В процессе проведения исследования было установлено, что:
1. в значительной степени увеличились уровни, связанные: со знанием собственных сильно и слабо развитых духовных и нравственных качества; с желанием в нравственном плане изменить себя к лучшему; с угрызением совести, если сделано что-то не так; с отстаиванием своих нравственных принципов, взглядов, убеждений; со значимостью нравственных ценностей (честности, справедливости, обязательности, милосердия, щедрости и др.);
2. в среднезначительной степени увеличились уровни, связанные: с управлением собой в конфликтной ситуации; со стремлением к толерантности (терпимости) к инакомыслию, терпимому уважительному отношению к другой вере;
3. в малозначительной степени увеличились уровни, связанные: с владением приемами, методами самосовершенствования, саморазвития, самооздоровления; с воспитанием у себя, развивать чувства ответственности, обязательности, самодисциплины; с владением и применением приемов аутотренинга, снятия стресса.
Четвертый - отношение к вредным привычкам и качествам. На вопрос: В какой степени вам характерно неприятие следующих привычек и качеств? Среднее значение ответов было распределено следующим образом: «табакокурение» - 5,8 балла и 6,4 баллов - уровни близко к «чуть выше среднего»; «алкоголь» - 6,4 балла и 6,8 балла - уровни «чуть выше среднего» и близко в «выше среднего»; «наркотики» - 9,2 и 9,4 балла - уровни «очень высокий»; «сквернословие» - 6,8 балла и 7,2 - уровень «выше среднего»; «жесткость» - 8,2 и 8,4 балла - уровень «высокий»; «цинизм» - 7,4 и 8 баллов - уровни «выше среднего» и «высокий»; «грубость» - 6,4 балла 6,8 - уровни «чуть выше среднего» и «выше среднего»; «ложь» - 6,8 и 7,2 балла - уровни близко к «выше среднего» и «выше среднего»; «лицемерие» - 7,2 и 7,4 балла - уровень «выше среднего»; «подхалимство» - 7,2 балла и 7,6 - уровень «выше среднего» и близко к «высокому».
Общий показатель неприятия по названным привычкам и качествам составил 7,14 балла 7,52 балла, что является уровнем «выше среднего» и близко к «высокому».
Рисунок 4. Отношение к вредным привычкам и качествам (составлено автором)
Выводы: В соответствии с результатами ответов необходимо отметить, что все показатели имеют динамику в средне- и малозначительной степени. Тем не менее общий
показатель вырос с уровня «выше среднего» и к близко «высокому» уровню. Необходимо отметить, что в процентном соотношении «нивысший» уровень отметили 22 % студентов.
По пятому критерию - развитие духовно-нравственных качеств - был выявлен средний показатель по шкале духовно-нравственных качеств до проведения курса «Основы духовной культуры» и после него.
Следует отметить, что увеличился средний показатель по парам «честность - лживость» - 6,33 и 7,67 балла, соответственно; «совестливость - наглость» - 8 и 9,3 балла; тактичность -грубость» - 6,3 и 7,3 балла; «щедрость - жадность» - 7,66 и 8,67 балла.
Анализ диагностики в баллах
Рисунок 5. Развитие духовно-нравственных качеств (составлено автором)
Незначительное увеличение произошло по парам духовно-нравственных качеств, имеющих амплитуду колебаний: «ответственность - безответственность» - 7,33 и 7,67 балла; «толерантность (терпимость) - агрессивность» - 7 и 7,33 балла; «милосердие - жестокость» -8 и 8,67 балла.
Остался на прежнем уровне среднеарифметический показатель проявлений положительных духовно-нравственных качеств: «альтруизм-эгоизм» - 5,67 и 5,6 балла; «мужество - трусость» - 5,33 и 5,5 балла; «справедливость - несправедливость» - 6,8 балла и 7 баллов.
Таким образом:
1. компетентностно-функциональный подход, субъект-субъектные отношения, информационно-функциональная структура способствуют формированию духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы;
2. определенные в результате исследования уровни и критерии сформированности духовно-нравственных ценностей и приоритетов служат основой для создания
критериально-уровневой базы определения духовно-нравственной культуры обучающихся в системах общего и профессионального образования.
Новизна результатов исследования, по сравнению с опубликованными ранее материалами, заключаются в том, что в результате применения компетентностно-функционального подхода в процессе формирования духовно-нравственных ценностей и ориентиров у студентов высшей школы, выявлена специфика, определены уровни сформированности духовно-нравственных ценностей и ориентиров; показаны возможности авторского курса «Основы духовной культуры» по воспитанию студентов.
Полученные результаты исследования представляют практическую ценность для использования в образовательных организациях с целью мониторинга состояния обучающихся, создания целостной системы духовно-нравственной культуры субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 272 с.
2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1996.
3. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра, - М.: Изд-во полит. литературы, 1999.
4. Маскинская И.В. Педагогические условия формирования социально-профессиональных компетенций у будущих лингвистов в системе высшего образования: автореф. дис. канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 22 с.
5. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т.1, 269 с.
6. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - С. 115.
7. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Изд-во полит. литературы, 1991.
8. Синицын Ю.Н. Теория и технологии педагогического обеспечения здоровья школьников: монография. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.
9. Сажина Н.М., Синицын Ю.Н. Педагогическая технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья // Вестн. Адыг. гос. ун-та, 2011. № 3 (84). - С. 100-105.
10. Хентонен А.Г., Синицын Ю.Н. Духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса как доминанта единого образовательного пространства / «Историческая и социально-образовательная мысль»: научн. журнал, 2016, № 51. - С. 157-161.
https://mir-nauki.com
Sazhina Natalia Mikhailovna
Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]
Sinitsyn Yury Nikolaevich
Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]
Formation of spiritual and moral values and guidelines for students of higher education in the process of studying the discipline «Fundamentals of spiritual culture»
Abstract. The actuality of this research is due to the fact that in the modern world there is a moral self-destruction of the personality, thus the level of spiritual development of the younger generation falls. Spiritual values and moral orientations of people, including the younger generation, are largely determined by the sociocultural and educational environment of the school and university. One of the ways of their formation is the course of the educational discipline "Basics of spiritual culture". "Basics of spiritual culture" - one of the most important and actual academic disciplines in the higher education system, aimed not only at the transfer of a certain amount of scientific knowledge about the spiritual culture of man and society, religious and secular culture, but also to realize the value of morality and spirituality in human life, the formation of moral values and orientations of students.
This article shows the possibilities of the competence-functional approach in solving the problem of formation of spiritual and moral values of students in higher education, ways of interacting in the process of studying the discipline, leading to the essential result: definition and formation of spiritual and moral values of high school students.
Thus, the result of the use of the competence-functional approach in the process of formation of spiritual and moral values and benchmarks for high school students, is the specificity, which has been shown, the levels of formation of spiritual and moral values and guidelines have also been determined. The possibilities of the author's course "Basics of Spiritual Culture" in the process of teaching the students are also shown here. The results of the research are the practical value for using in educational institutions with the aim of monitoring the condition of students, creating an integrated system of spiritual and moral culture of the subjects of the educational process.
Keywords: the formation of spiritual and moral values and orientations of students; competence-functional approach; the levels of formation of spiritual and moral values and orientations