Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN217.pdf Статья опубликована 21.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Истомина И.П., Мехдиева И.Д. Сотрудничество образовательной организации с семьями обучающихся, как условие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Истомина Ирина Павловна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск
Доцент кафедры «Психологии образования и развития» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Мехдиева Ирада Джахангир кызы
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск
Магистр кафедры «Психологии образования и развития» E-mail: [email protected]
Сотрудничество образовательной организации с семьями обучающихся, как условие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России
Аннотация. В статье, посвященной актуальной проблеме сотрудничества образовательной организации с семьями обучающихся представлен содержательный анализ возможностей и перспектив образовательных и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность детей в реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года и других федеральных документов. Определены направления взаимодействия образовательных организаций и семьей обучающихся, как условие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Излагаются идеи просветительской и образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся, их родителей или лиц их замещающих, самих педагогов на основе базовых национальных ценностей и традиций отечественной культуры. В статье представлены основополагающие принципы духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Предлагаются основные направления работы по формированию базовых понятий, входящих в структуру самосознания. Определена роль консолидирующих участников образовательного процесса (органы власти, общественные и религиозные организации, бизнес-сообщества, учреждения культуры и спорта, СМИ) в деле духовного и нравственного воспитания детей и молодежи. Предпринята попытка анализа образовательных программ, ориентированных на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся.
Ключевые слова: нравственность; духовность; вера; традиции; духовные ценности; базовые национальные ценности; семейные ценности и традиции; социокультурные истоки; стратегия воспитания; семейная политика
Формирование и развитие личности обучающегося в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями - это требование государства, изложенное в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. (статья 12. Образовательные программы). В распоряжении Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» указывается, что «государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность. Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью». В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) указывает, что «поддержка семейного воспитания включает: содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами... содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей. создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей»1.
Пожалуй, впервые на государственном уровне делаются заявления и издаются законы, распоряжения, направленные на возвращение семье основополагающего места в деле воспитания в условиях кооперации с органами власти, образовательными организациями, общественными объединениями, религиозными организациями, организациями культуры, средствами массовой информации. Институт семьи сегодня действительно нуждается в восстановлении, нуждается в реконструкции ценностного содержания и возвращении к социокультурным истокам. Определенно, цель более глобальна, чем может показаться на первый взгляд. Возникают вопросы и к последовательности выполнения задач, вытекающих из цели воспитания современного подрастающего поколения. Очевидно, что первоочередной должна стоять, помимо прочих, задача формирования базовых национальных ценностей у обучающихся и их родителей, у самих педагогов. Здесь следует учитывать, что ребенку требуется сопровождение на этапе формирования этих ценностей, а у взрослых, помимо прочего, необходимо вести работу по коррекции деформированных в течение жизни ценностей. О каких именно ценностях идет речь? «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Вместе с тем, первой ценностью, к которой нужно обратиться является сама семья.
1 Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Федеральном законе N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (ред. от 03.07.2016 г.)]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения 28.11.2016).
Страница 2 из 8 ^^^^^^^^^^^НИИИНИННИН http://mir-nauki.com 07PDMN217
Согласно словарю, В. Даля семья (семейство) - это совокупность близких родственников, живущих вместе. Не ячейка (отсек, ящик) общества, но совокупность (неразрывное соединение, сочетание).
Предположим, что базовым по-прежнему будет считаться определение, появившееся в советской системе «семья - это ячейка общества». Тогда возникают закономерные вопросы: какой формы и содержания должна быть эта ячейка, чтобы встроиться в систему общества? Что делать, если ячейка деформировалась (неполная семья)? Исключить из системы или продолжать наблюдать как деформируется сама система? Как же быть с толкованием данного понятия, какое взять за основу? Ответ находим в Стратегии: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России».2
В понимании российского человека (за исключением ХХ века в период с 1917 года) семья - это установленный союз мужчины и женщины, скрепленный любовью. Так, для православного человека семья - это малая Церковь и основа государства. Для мусульманина семья - это естественные узы между мужчиной и женщиной, а семейные отношения - это источник любви, сострадания и понимания. Согласно еврейской точке зрения, семья - это отражение союза Бога с еврейским народом, каждый еврейский дом считается святилищем в миниатюре. Для буддиста семья - это узы содружества мужчины и женщины на всю жизнь. Принципы, которые следует развивать семейной паре: терпение, терпимость и понимание.
Таким образом, в традиционных для России религиях семья определяется не как группа, система или ячейка, но как союз двух людей, являющих в браке одно целое. Все традиционные для России религии определяют семью через Божественное начало. Более того, все религии сходятся на том, что семья - это основа государства. Следовательно, не существует объективных препятствий говорить с детьми и их родителями о ценностях семьи с позиции той религии, к которой принадлежит семья. Более того, организуя работу с семьями обучающихся в едином контексте вне зависимости от религиозной принадлежности становиться возможным иллюстрировать модель современной семьи примерами конкретного вероисповедания для сердечного понимания и принятия исходных смыслов семейных духовно-нравственных ценностей.
Организуя работу с семьей по формированию базовых национальных духовно-нравственных ценностей следует учитывать, что образовательная организация не может и не должна ставить своей целью «вовлечь» семьи обучающихся в религию. Образовательная организация может научить человека понимать себя и свою семью через социокультурный опыт предшествующих поколений, в том числе и через религиозный опыт Российского государства.
В Российской Федерации с 1995 года реализуется образовательная программа «Социокультурные истоки» (авторы Камкин А.В., Кузьмин И.А.). «Программа успешно реализуется в 59 субъектах РФ. Цель программы: преобразование образовательных организаций (детских садов, школ, центов дополнительного образования детей) в социальные институты, где основополагающей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный и духовный опыт своего Отечества. Программа ставит своей целью возрождение исходного контекста ценностей и категорий, сложившихся в России. Цели, принципы, методический и диагностический инструментарий программы «Социокультурные истоки» полностью соответствуют
2 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // [Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. URL: http ://www. consultant.ru/law/hotdocs/43281. html (дата обращения 28.11.2016).
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней». [4]
Не менее важной задачей, направленной на семейное воспитание, является задача обеспечения условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей3. Здесь становится очевидным, что из всех консолидирующихся участников (органы власти, общественные и религиозные организации, бизнес-сообщества, учреждения культуры и спорта, СМИ и пр.) именно образовательные организации способны сегодня стать базовыми площадками просветительской и образовательной деятельности для родительской общественности. Так, в «Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» указывается, что «создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку» - это одна из приоритетных задач региональной образовательной политики4.
Система взаимодействия с родителями сама по себе не инновационный проект. Проблемы оказания помощи и поддержки семьи изучались такими исследователями как: Богданов Г.Т., Васильева Э.К., Вульфов Б.З., Зацепин В.И. и др. Образовательные организации сотрудничают с семьями воспитанников и обучающихся перманентно на протяжении всего периода посещения детского сада, обучения ребенка в школе. Вместе с тем, на государственном уровне относительно недавно стали говорить о сотрудничестве с семьей именно в контексте духовно-нравственного воспитания. Каким же образом организовать взаимодействие с семьей? Психолого-педагогическое сопровождение - вот, пожалуй, та форма работы с родителями, которая достаточно содержательно проанализирована в психолого-педагогической науке (Авдеева Л.Н., Битянова М.Р., Газман О.С., Коноваленко Н.Л., Смирнова Е.Г. и др.) и успешно осуществляется учреждениями всех уровней общего образования.
Как система профессиональной деятельности педагога или психолога сопровождение семьи - это создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия и успешного развития (саморазвития) всех членов семьи, моделируемых как в условиях образовательной организации, так и за ее пределами. Если рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как технологию, тогда это целенаправленный процесс формирования личности отца, личности матери, личности ребенка и всей семьи как единого организма с четко выраженной иерархией соподчинения (сверху-вниз и снизу-вверх). У сопровождения как технологии определено не только структурированное содержание, но и формы, методы, приемы работы с семьей. Технология психолого-педагогического сопровождения семьи в отличии от технологий психокоррекции и психолого-педагогического консультирования не закапсулирована в триаде «родители - ребенок - педагог», но имеет в своем арсенале мероприятия, при реализации которых ключевую роль организатора педагог передает другим субъектам системы воспитания (научным, традиционным религиозным организациям, учреждениям культуры и спорта и др.).
В Нижневартовском государственном университете разработаны курсы повышения квалификации «Сопровождение семьи в ДОУ и школе при реализации программы «Социокультурные истоки»» (авторы Истомина И.П., Снегирева Т.В.). Программа предназначена для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области
3 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // [Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. URL: http ://www. consultant.ru/law/hotdocs/43281. html (дата обращения 28.11.2016).
4 Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года [Электронный ресурс] // [Распоряжение правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп]. URL: http://nosh11 .ru/docstation/com (дата обращения 28.11.2016).
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
духовно-нравственного воспитания обучающихся всех уровней общего образования и организации взаимодействия с семьями обучающихся в данном процессе. В Программе раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящей в структуру социокультурной образовательной программы «Истоки»; анализируются основные направления, уровни и формы психолого-педагогического сопровождения семей в образовательной организации; определена тематика просветительской деятельности по формированию у родителей обучающихся базовой системы национальных ценностей, лежащих в основе программы воспитания и социализации обучающихся. Программа состоит из четырех разделов:
• Теоретические основы духовно-нравственного развития воспитанников и обучающихся (темы: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в условиях общего образования. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Организация учебной деятельности в целях формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности);
• Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания в семье (темы: Ценность семьи, родительства и детства. Деформации в сфере семейного воспитания (воспитательные функции семьи). Подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственном воспитания, развития и социализации);
• Методы АСпО в образовании взрослых (темы: Возможности использования методов АСпО в повышении психологической компетентности родителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Технология работы в дискуссии. Технология работы с использованием кейс-метода. Технология «Экспресс-дебаты». Технология «Пазлы». Технология «ресурсный круг»);
• Проектирование программ сопровождения семьи в решении вопросов духовно-нравственного воспитания (темы: Требования к структуре и содержанию психолого-педагогических программ. Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы).
Следует отметить, что данная программа курсов повышения квалификации может быть адаптирована под другие образовательные программы и/или модифицирована под конкретную образовательную организацию, включая учреждения дополнительного образования детей.
Решение задачи по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании согласно «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» должно включать в себя «развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье»5.
В каждой семье должны соблюдаться особые традиции, которые могут касаться разного рода праздников и торжественных событий. Сохранение семейных традиций - это и есть сфера передачи духовных и материальных ценностей от одного поколения к другому в повседневной жизни. [3] Семейные традиции должны иметь духовный смысл, свято соблюдаться и передаваться из поколения в поколение. Семейные традиции строятся веками и несколькими
5 Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // [Распоряжение правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167897#0 (дата обращения 28.11.2016).
Мир Науки
поколениями, однако разрушаются в мгновение ока. Стоит лишь одному поколению не соблюдать таких традиций, как следующее же поколение просто не будет о них знать. Здесь необходимо осознать, что духовно-нравственные семейные традиции формируют не только в детях, но и в их родителях духовное самосознание. Одна из таких семейных традиций -семейное чтение. Семейное чтение - это семейное самообразование, которое дает хороший багаж духовных знаний. Семейное чтение способно формировать у всех членов семьи благоговейное отношение к своей семье, к истории и культуре своего Отечества, к мировому социокультурному наследию. Семейное чтение является многовековым, традиционным для российского человека времяпровождением, однако в последнее время такая традиция прерывается в семьях. Современные дети и их родители уже не проявляют интереса к длительным беседам о прочитанном, они ориентированы на быструю смену деятельности. Это следует учитывать педагогам и психологам, организующим взаимодействие с семьями обучающихся, тем более, что образование сегодня ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. В рамках данного подхода может быть организовано и семейное чтение. Так, семьям предлагается для чтения произведения духовного содержания и активные способы работы с текстом. Например, семьям предлагается организовать работу по модульному принципу.
1 модуль. Работа направлена на уточнение понимания прочитанного, на выявление художественного приема - олицетворения и т.д.
2 модуль. Ориентирован на содержательный анализ произведения, так как в детском возрасте активно развиваются аналитическое и абстрактное мышление. На данном этапе можно предложить задание «заполни пропуски».
3 модуль. Направлен на формирование основ духовности - понимание и принятие добродетелей. Такая работа крайне необходима с детьми 11 -14 лет, так как в этом возрасте сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей (10-11 лет), затем заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Поэтому целесообразно говорить с подростками о добродетелях не только и не столько через художественную литературу, а путем противопоставления пороков, качеств, состояний, ведущих к стагнации и деградации личности и добродетелей (подростки узнают, что это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии).
Кроме того, в данном возрасте интимно-личностное общение со сверстниками - это ведущий тип деятельности. Умственная активность высока, но способности активно развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Таким образом, эффективным видом работы с родителями выступает работа в парах. Так, детям и родителям в данном модуле можно предложить заполнить таблицу, организуя работу в парах, где пооперационный состав действий выполняется всеми участниками и с позиции исполнителя, и с позиции контролера. Ниже предлагается фрагмент материала для заполнения таблицы:
ПОРОКИ ДОБРОДЕТЕЛИ
1 Гордость. Презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыщи и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания Любовь. Изменение во время мотивы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам...
Составлено автором
Представленный выше фрагмент технологии не ограничивается тремя модулями, вместе с тем они являются вводными для работы с подростками по формированию у них основ
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
духовности, являются базисом для осознания и принятия того, что гражданская идентичность вне традиционных духовных ценностей России нежизненна, что, принимая во внимание, поликультурность нашей страны и воспитывая в себе уважение к другим традициям, религиям. Взрослые в свою очередь, должны и сами находиться в постоянной работе над собой, должны отказаться от мудрствований, которые приводят к смешению многих понятий и искажению значений слов.
В данной статье были предприняты попытки анализа лишь части задач воспитания, которые определены на государственном уровне. Наряду с вышеуказанным в общем образовании определены основополагающие принципы воспитания и развития среди которых: принцип ориентации на идеал (актуализация определённых идеалов, хранящихся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира); принцип следования нравственному примеру (в примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя); принцип идентификации (идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть -нравственную рефлексию личности, мораль - способность ребенка и взрослого формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью); принцип системно-деятельностной организации воспитания (интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей).
Эти и другие принципы определяют концептуальную основу всей жизнедеятельности. Педагог здесь является ключевой фигурой, дающей жизненную, социальную, культурную, нравственную силу этому по природе своей формальному укладу. В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что «необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры - М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 237с.
2. Драгомирецкий А. «Новая духовно ориентированная концепция личности человека» // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб. 2007 г. Вып. 77.
3. Ибрагимова Л.А., Салаватова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета Нижневартовск 4/2013 - С. 79-84.
4. Истомина И.П. Перспективы взаимодействия образовательных организаций и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск 9-10 февраля 2016 года) / отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016-Ч 1. - С. 97-101.
5. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» - М., 1975.
6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.
7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
8. Осипов А.И. Любовь, брак, семья: Разговор со взрослыми. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
Мир Науки
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Istomina Irina Pavlovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk
E-mail: [email protected]
Mekhdieva Irada Dzhakhangir kizi
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]
The cooperation between educational institutions with families of students, as a condition of spiritual and moral upbringing of the younger generation of Russia
Abstract. This article is devoted to the cooperation problem of educational institutions with families. The analysis represents the opportunities and prospects of educational and other institutions, that provide education to all children based on the realization of the Strategy of education development in the Russian Federation until 2025, the Strategy of education development in the Khanty-Mansi Autonomous Area - Ugra until 2020, the Concept of family policy in the Russian Federation until 2025 and other federal documents. The paper considers the interaction between educational institutions and families of students, as a condition of spiritual and moral upbringing of the younger generation.
It is revealed the ideas of educational activities, the spiritual and moral development of children, their parents and teachers on the basic national values and traditions of Russian culture. The article deals with the main spiritual and moral development principles of the younger generation. The author offers the fundamental concepts of consciousness structure. The role of educational process participants (the authorities, social and religious organizations, business community, cultural and sports institutions, mass media) in spiritual and moral education of children and young people is identified. The author tries to analyze educational programs aimed at solving education development problems and socialization of students.
Keywords: morality; spirituality; faith; traditions; spiritual values; the basic national values; family values and traditions; socio-cultural origins; education strategy; family policy
Мир Науки 2017, Том 5, №2
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265