Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / БАКАЛАВР / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Современная система образования - это самопознание и самоанализ, самоопределение и самосовершенствование учащейся молодежи. На современном этапе развития социума воспитание молодежи приобретает особую значимость. Активное распространение псевдоморали отражается на системе духовно-нравственных ориентиров современной молодежи, что пагубно сказывается на развитии их общей культуры. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать факт духовной девальвации и нравственного вакуума подавляющей части молодежи. Формирование духовных ориентиров и нравственной ценностной шкалы в социализации личности бакалавра в современной поликультурной образовательной парадигме предопределяет учебно-воспитательную сферу функционирования учебного заведения. От современного студента, то есть будущего специалиста требуется не только профессиональная компетентность, но и высокое морально-этическое начало в духовно-нравственном воспитании. В данной статье рассматриваются критерии и показатели сформированности духовно-нравственных ценностей бакалавров в современной поликультурной образовательной парадигме, а также описана модель их формирования. Для рассмотрения предоставлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведен анализ эффективности создания необходимых психолого-педагогических условий для апробации разработанной модели, внедрение которой будет способствовать повышению уровня нравственно-ценностных ориентаций бакалавров, а также эффективному взаимодействию в поликультурном пространстве образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF BACHELORS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL PARADIGM

The modern education system is self-knowledge and introspection, self-determination and self-improvement of students. Nowadays the upbringing of youth is of particular importance. The active spread of pseudo-moral is reflected in the system of spiritual and moral guidelines of modern youth, which adversely affects the development of their common culture. Today, we are forced to state the fact of spiritual devaluation and moral vacuum of the overwhelming majority of young people. The formation of spiritual guidelines and a moral value scale in the socialization of the bachelor’s personality in the modern multicultural educational paradigm determines the educational sphere of the functioning of the institution. From a modern student, that is, a future specialist, not only professional competence is required, but also a high moral and ethical beginning in spiritual and moral education. This article discusses the criteria and indicators of the formation of spiritual and moral values of bachelors in the modern multicultural educational paradigm, and also describes a model for their formation. For consideration, the results of experimental work are provided, the analysis of the effectiveness of creating the necessary psychological and pedagogical conditions for testing the developed model is carried out, the introduction of which will help to increase the level of moral and value orientations of bachelors, as well as effective interaction in the multicultural space of the educational institution.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х Gelyastanova E. H.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF BACHELORS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL PARADIGM

Современная система образования — это самопознание и самоанализ, самоопределение и самосовершенствование учащейся молодежи.

На современном этапе развития социума воспитание молодежи приобретает особую значимость. Активное распространение псевдоморали отражается на системе духовно-нравственных ориентиров современной молодежи, что пагубно сказывается на развитии их общей культуры. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать факт духовной девальвации и нравственного вакуума подавляющей части молодежи.

Формирование духовных ориентиров и нравственной ценностной шкалы в социализации личности бакалавра в современной поликультурной образовательной парадигме предопределяет учебно-воспитательную сферу функционирования учебного заведения. От современного студента, то есть будущего специалиста требуется не только профессиональная компетентность, но и высокое морально-этическое начало в духовно-нравственном воспитании.

В данной статье рассматриваются критерии и показатели сформированности духовно-нравственных ценностей бакалавров в современной поликультурной образовательной парадигме, а также описана модель их формирования. Для рассмотрения предоставлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведен анализ эффективности создания необходимых психолого-педагогических условий для апробации разработанной модели, внедрение которой будет способствовать повышению уровня нравственно-ценностных ори-ентаций бакалавров, а также эффективному взаимодействию в поликультурном пространстве образовательного учреждения.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, поликультурная образовательная парадигма, бакалавр, модель формирования духовно-нравственных ценностей, педагогический эксперимент, психолого-педагогические условия.

The modern education system is self-knowledge and introspection, self-determination and self-improvement of students.

Nowadays the upbringing of youth is of particular importance. The active spread of pseudo-moral is reflected in the system of spiritual and moral guidelines of modern youth, which adversely affects the development of their common culture. Today, we are forced to state the fact of spiritual devaluation and moral vacuum of the overwhelming majority of young people.

The formation of spiritual guidelines and a moral value scale in the socialization of the bachelor's personality in the modern multicultural educational paradigm determines the educational sphere of the functioning of the institution. From a modern student, that is, a future specialist, not only professional competence is required, but also a high moral and ethical beginning in spiritual and moral education.

This article discusses the criteria and indicators of the formation of spiritual and moral values of bachelors in the modern multicultural educational paradigm, and also describes a model for their formation. For consideration, the results of experimental work are provided, the analysis of the effectiveness of creating the necessary psychological and pedagogical conditions for testing the developed model is carried out, the introduction of which will help to increase the level of moral and value orientations of bachelors, as well as effective interaction in the multicultural space of the educational institution.

Key words: spiritual and moral values, multicultural educational paradigm, bachelor, model of the formation of spiritual and moral values, pedagogical experiment, psychological and pedagogical conditions.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Введение. На современном этапе развития психолого-педагогической науки проблема формирования системы духовно -нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме достаточно изучена (В.И. Андреев, Е.В. Бонда-ревская, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова). Системный анализ теоретико-экспериментальных изысканий по изучаемой проблеме позволяет нам с уверенностью утверждать, что психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей - это сложный и многоступенчатый процесс. Так, например, по мнению Н.Е. Шиловой, научная природа и целостная система духовно-нравственных ценностей предполагает ряд структурных элементов: внутренняя культура человека, этнокультура, культура мышления и эмоций, культура общения, этика и эстетика человеческой мысли [1].

Н.Л. Винниченко и К.Е. Осетрина считают, что преобладание морального начала в воспитании личности предполагает синтез как учебно-воспитательной, так и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения [2].

Л.А. Барановская, В.В. Игнатова, в свою очередь, пришли к выводу, что формирование исследуемой системы ценностей в учебном заведении является необходимым условием для формирования профессионально-личностного роста [3].

Х.Ю. Боташева, К.Е. Гагарина, Л.А. Рябова считают, что этнокультура, многовековые обычаи и традиции, ментальность народа и есть база для формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи.

Общеизвестно, что научную природу общечеловеческих духовно-нравственных ценностей составляют этико-философские мысли, имеющие однозначную гуманистическую направленность.

Gelyastanova Elmira Khuseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

По мнению О.В. Гукаленко, доминирующими векторами деятельности в поликультурной образовательной парадигме может быть привитие этносамосознания, культуры межнациональной коммуникации, готовности внедрять инокультурные ценности в свою культуру мышления [4].

Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко рассматривают успешную социализацию в полиэтническом социуме в формировании этнокультурной грамотности, готовности к личному поведенческому выбору в различной этнокультурной среде для возрастания процента толерантности [5].

А.Д. Карнышев и А.К. Костин выделяют способы межэтнического взаимодействия, благодаря которым протекает взаимодействие этнических личностей и групп [6].

Ход исследования. Мы выявили критериальные параметры формирования духовно-нравственных ценностей бакалавра в поликультурной образовательной парадигме на следующих уровнях: когнитивно-познавательном, эмоционально-ценностном и дея-тельностно-поведенческом. В свою очередь, показателями сформированности духовно-нравственных ценностей бакалавра являются: самопознание, готовность и способность достичь успеха, умение успешного социального взаимодействия, межкультурная и межэтническая коммуникативность и толерантность (Рисунок 1).

Основываясь на вышеизложенных параметрах сформированности духовно-нравственных ценностей в поликультурной образовательной парадигме, мы «вооружились» разработанным нами механизмом диагностики и выявили ценностную шкалу исследуемых (таблица 1).

Анализирование полученных результатов в ЭГ показано на рисунке 2. Приведенные здесь показатели свидетельствуют о равнодушном отношении бакалавров к своему окружению, отсутствии готовности и способности к сопереживанию, слабой социальной

Рисунок 1 - Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме

коммуникабельности. Анализирование полученных результатов свидетельствует о том факте, что подавляющая часть бакалавров испытывают определенные сложности в осознании ключевых понятий общечеловеческих ценностей («духовность», «духовное и нравственное сознание», «духовно-нравственные ценности», «гуманизм») и пр.

Результаты КЭ свидетельствуют о слабой степени сформированности духовно-нравственной культуры по 3 параметрам: сравни-

тельно-познавательный, поведенческий, креативный.

Разработанная нами модель имеет целью формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме на основе синтеза духовно-нравственных ценностей отечественной, этнической и мировой культуры, сотрудничества разнообразных мировоззренческих концепций и конфессиональных групп.

55%

I Оптимальный уровень

I Допустимый уровень

I Недостаточный уровень

Рисунок 2 - Кругограмма уровня формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме в ЭГ

43%

I Оптимальный уровень Допустимый уровень Недостаточный уровень

Рисунок 3 - Кругограмма_уровня формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме в КГ

Результаты апробации модели: формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров, повышение уровня личной ответственности, этнокультурная толерантность, уважительное отношение как к своим, так и к инокультурным традициям, обычаям для успешного межкультурного взаимодействия.

Сопутствующие условия для успешной апробации предложенной модели:

- осознание бакалавром личностного начала («Я») с целью всесторонней реализации в обществе;

- развитие умений и навыков для совместной деятельности в процессе межкультурного взаимодействия;

- развитие креативного импульса в учебной, научно-исследовательской, производственно-практической и иной внеучебной деятельности в ВУЗе.

Механизм апробации предполагает три стадии:

1) мотивационно-целевой;

2) деятельно-развивающий;

3) рефлексивно-креативный, направленный на выявление сформированности духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме.

Результаты исследования. Анализирование полученных результатов показало «Шкалу ценностей», согласно таблице 1.

Конечные результаты исследования показали, что у студентов КГ выявилась положительная динамика в повышении гуманистической направленности личности, увеличилось число бакалавров, имеющих позитивное отношение к своему окружению.

По итогам конечных показателей налицо положительный сдвиг в поведенческой сфере. То есть, в ЭГ сократилось число бакалавров, отрицательно принимающих иную этническую культуру. Следовательно, увеличилось число бакалавров, проявляющих положительное отношение к другим этносам и их традициям и обычаям (рисунок 2).

Анализирование полученных результатов свидетельствует о росте числа бакалавров с допустимым критерием положительной динамики высоконравственных человеческих

ценностей. Итоговые показатели, полученные в КГ, об этом констатирует рисунок 3.

Таблица 1 - Шкала ценностей

№ п/п Ответы %

1 Самочувствие 73,7

2 Домашние 53,6

3 Дружба 53,0

4 Благосостояние 43,5

5 Интеллект 39,6

6 Чувство свободы 37,5

7 Профессия 33,8

8 Успех 29,7

9 Собственная безопасность и безопасность семьи 25,6

10 Высокое 23,4

11 Креативность 22, 5

12 Гедонизм 12,2

13 Успех 9,4

14 Флора и фауна 5,2

15 Иное 2,4

Следует указать, что и в КГ и в ЭГ наметилась тенденция к увеличению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей бакалавров (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение студентов в КГ и ЭГ по критерию развития духовно -нравственных

ценностей (в %)

Группа Уровни (в %)

познавательный поисковый инструментальный конечный результат

Э (начало) 8,3 48,3 43,3 6,0 43,7 51,3 4,6 36,0 59,4 6,4 42,6 51,3

К(начало) 8,1 54,0 37,9 5,5 48,4 46,1 5,0 44,2 50,8 6,2 49,0 45,0

Э (оконч.) 39,7 56,7 3,6 35,5 58,5 6,2 39,4 50,1 10,6 38,1 55,0 66,8

К (оконч.) 9,0 55,2 35,8 8,6 47,0 44,4 9,0 41,3 49,7 8,9 47,8 43,3

Сравнительный анализ динамики сфор-мированности духовно-нравственных ценностей позволяет нам проследить прочную связь между эффективностью самого процесса формирования и исполнения соответствующих сопутствующих условий. Таким образом, все вышеизложенное позволяет утверждать, что разработанная нами модель, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров в поликультурной образовательной парадигме, эффективна и успешно апробирована.

Область применения. Высшие учебные заведения.

Выводы. Необходимость изменения учебно-воспитательной стратегии в образовательных учреждениях, инновационные механизмы воспитания бакалавров, а равно и всего студенчества, очевидна. Следовательно, современной молодежи в обязательном порядке следует и дальше прививать чувство патриотизма, гуманизма, трудолюбия и ответственности.

Духовно-нравственное развитие личности в современном полиэтничном мире и есть незыблемая основа мирного сосуществова-

ния общества. А сохранение межэтнической толерантности и общечеловеческих ценностей и есть залог стабильности в социуме.

Литература

1. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 23 с.

2. Винниченко Н.Л., Осетрин К.Е. Духовно-нравственное воспитание сельских школьников в совместной проектной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2011. - Вып. 13 (115). - С. 93-97.

3. Барановская Л.А., Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 237 с.

4. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 510 с.

5. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -204 с.

6. Карнышев А.Д., Костин А.К. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 39-48.

References

1. Shilova N.E. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury uchashchihsya sredstvami muzyki v organizaciyah dopolnitel'nogo obra-zovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2013. - 23 s.

2. Vinnichenko N.L., Osetrin K.E. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sel'skih shkol'nikov v sovmestnoj proektnoj deyatel'nosti // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta (TSPU Bulletin). -2011. - Vyp. 13 (l15). - S. 93-97.

3. Baranovskaya L.A., Ignatova V.V. Du-hovno-tvorcheskoe stanovlenie lichnosti i ee social'noj otvetstvennosti. - Krasnoyarsk: SibGTU, 2010. - 237 s.

4. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazova-nie: teoriya i praktika. Rostov-n/D: Feniks, 2003. - 510 s.

5. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. Etni-cheskaya socializaciya podrostka. - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2000. - 204 s.

6. Karnyshev A.D., Kostin A.K. Mezhkul'-turnaya kompetentnost' kak konkurentnoe prei-mushchestvo vypusknikov shkoly // Pedagogi-ka. - 2009. - № 7. - S. 39-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.