Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества'

Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
783
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ДУХОВНЫЙ / ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / НРАВСТВЕННЫЙ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТЬ / AXIOLOGICAL / SPIRITUAL / EDUCATION / NATIONAL IDEA / MORAL / SOCIETY / VALUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна

Духовно-нравственное воспитание, исторически свойственное отечественной системе образования, в данной статье рассматривается как ценностный ориентир современного общества, приобретающий наиважнейшее значение в многоэтничном и поликультурном мире. Отмечается, что в утверждении ценностей высшего ранга – духовности и нравственности – в качестве искомой национальной идеи постсоветского российского общества существенную роль должны сыграть средства массовой информации, призванные в период формирования новой аксиологической парадигмы быть истинными носителями культурно-воспитательной миссии. Делается вывод о назревшей необходимости создания национальной педагогической стратегии духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral education as a value guide of modern society

Spiritual and moral education that is historically characteristic to the national edu-cation system, is considered in this article as a value reference of modern society, acquiring the utmost importance in a multi-ethnic and multicultural world. It has been noted that the approval of the highest rank values spirituality and morality as the desired national idea of post-Soviet Russian society, media should play a significant role as they are designed to be true bearers of cultural and educational mission. The conclusion about the urgent need to establish a national pedagogical strategy of moral education of the individual has been made.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества»

УДК 37.034 ББК 87.717 Х-18

Хамукова Бэлла Хасамбиевна, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(961)8267700.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

(рецензирована)

Духовно-нравственное воспитание, исторически свойственное отечественной системе образования, в данной статье рассматривается как ценностный ориентир современного общества, приобретающий наиважнейшее значение в многоэтничном и поликультурном мире. Отмечается, что в утверждении ценностей высшего ранга - духовности и нравственности - в качестве искомой национальной идеи постсоветского российского общества существенную роль должны сыграть средства массовой информации, призванные в период формирования новой аксиологической парадигмы быть истинными носителями культурно-воспитательной миссии. Делается вывод о назревшей необходимости создания национальной педагогической стратегии духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: аксиологический, духовный, воспитание, национальная идея,

нравственный, общество, ценность.

Khamukova Bella Khasambievna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adygh State University, tel.: 8 (961) 8267700.

MORAL EDUCATION AS A VALUE GUIDE OF MODERN SOCIETY

(reviewed)

Spiritual and moral education that is historically characteristic to the national edu-cation system, is considered in this article as a value reference of modern society, acquiring the utmost importance in a multiethnic and multicultural world. It has been noted that the approval of the highest rank values - spirituality and morality - as the desired national idea of post-Soviet Russian society, media should play a significant role as they are designed to be true bearers of cultural and educational mission. The conclusion about the urgent need to establish a national pedagogical strategy of moral education of the individual has been made. Keywords: axiological, spiritual, education, national idea, moral, society, value.

В период формирования новой аксиологической парадигмы российского общества, учитывающей кардинальные изменения во всех сферах жизни, понятие духовности, аккумулирующее по образному выражению все «царство ценностей» (А. Канапацкий), становится все более востребованным в научном, а также публицистическом дискурсе, репрезентирующем базовые ценности социума. Известные ученые, общественные деятели, писатели и журналисты сегодня все чаще говорят о том, что нам нужна духовная элита, то есть не просто образованный класс, работники умственного труда, а подлинная интеллигенция, которая, воплощая культурно-нравственный идеал личности, считается феноменом российской истории и культуры, причем настолько своеобразным, что на Западе, где обычно используется понятие «интеллектуал» (intellectuals), для него нет специального обозначения.

В статье «Какая нам нужна интеллигенция здесь и сейчас», которую вполне обоснованно можно назвать программной, академик И.И. Боголепов утверждает, что «наше общество должно укрепить свои нравственные силы. В результате в XXI веке новая научно-техническая и духовная интеллигенции, воспрянув и объединившись, могут спасти Россию» [1]. Очевидно, что в условиях пропаганды утилитарных потребностей, утраты интереса к чтению классической литературы, которая прежде выполняла воспитательную функцию, а также резкого падения уровня культуры, ценности высшего ранга - духовность и нравственность - должны быть исследованы в разных аспектах: педагогическом, культурологическом, социологическом философском и т.п. «События, происходящие в духовнонравственном и социокультурном пространстве нашего общества, позволяют говорить о том, что в российском социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных

традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации» [2, с. 3].

Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, которая усугубляется глобальным кризисом, духовно-нравственные традиции все же не относятся к устаревшим понятиям: они продолжают жить в обществе, оказывая влияние как на общественные, так и межличностные отношения. Высшие ценности остаются культурной доминантой передовой части социума, и поэтому выход из сложившейся ситуации следует искать в возрождении, и развитии проверенного временем духовного «кода» нации, в котором находит отражение не только менталитет народа, но и его историческая память.

Учитывая то, что отечественное образование исторически основывалось на определенных идеологических установках и развивалось в соответствии с государственным устройством, духовно-нравственное воспитание личности должно стать ценностным ориентиром постсоветского российского общества, его искомой национальной идеей, ибо следование традиционным духовным ценностям находится в тесной связи с ранее провозглашенной задачей гуманизации. Повышение значимости духовно-нравственного воспитания будет способствовать тому, что этот ценностный ориентир станет мощным консолидирующим фактором, обеспечивающим понимание и согласие в многоэтническом и поликультурном мире. В период кризиса и трансформации ценностей, когда аксиологические ориентиры социума, и особенно молодежи, оказываются размытыми, интегрирующая сущность духовно-нравственного воспитания, способного сплотить людей разных национальностей и разного вероисповедания, приобретает несомненную актуальность.

В настоящее время консолидирующая цель духовно-нравственного воспитания объясняется и многими другими причинами: в частности, в российском обществе начала XXI века отсутствует не только политический, но и социокультурный консенсус, означающий расхождение интересов социальных, профессиональных и даже возрастных групп. Если, например, в молодежной среде, как свидетельствуют социологические исследования, ценностные ориентации трансформируются наиболее радикально, то люди старшего поколения, напротив, придерживаются традиций и отнюдь не приветствуют девальвацию прежних ценностей.

Нельзя не отметить того, что проблема формирования новых созидательных ориентиров, которые интегрировали бы все народы, проживающие в России, в единую историко-культурную общность, осознается в государственном масштабе. В Послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года подчеркивалось, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как и политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [3].

В утверждении национальной идеи духовности существенную роль обязаны сыграть средства массовой информации, которые, наряду с информированием, призваны выполнять и воспитательную функцию. Однако в последние годы уровень общей культуры резко снизился не без участия самих журналистов, которые, вопреки возложенной на них миссии - быть проводниками положительного влияния на сознание и поведение социума - весьма активно культивировали рыночные товарно-денежные отношения, присущие обществу потребления, с его приоритетом материального во всех сферах жизни, в том числе и культурной.

Так, в результате целенаправленной пропаганды материальных благ и различных услуг, иначе говоря, главных конституирующих ценностей потребительского общества, были низвержены ценности, базирующихся на идеале русского сознания, который издревле был нацелен на духовное и нравственное совершенствование личности: человеколюбие, благородство души, верность долгу и своему Отечеству, справедливость в личных и общественных отношениях, отказ от стяжательства, готовность творить добро, проявлять сострадание, быть толерантным.

Поэтому нельзя не согласиться с мнением исследователей роли средств массовой информации в обществе о том, что «необходимо признать ответственность СМИ за форсированное распространение «модернизированных» ценностей, которые радикально контрастируют как с

базовыми ценностными ориентациями большинства россиян, так и с провозглашаемыми целями инновационного развития России, преодоления существующих демографических и социальных проблем» [4, с. 403]. Кроме того, аналитики полагают, что нравственный кризис, присутствующий сегодня в СМИ, был вызван потоком негативной информации, который привел к моральному и нравственному опустошению. Таким образом, в государстве, имеющем богатые культурные традиции, ежедневно распространяется информация, наносящая огромный вред моральному здоровью россиян, и в первую очередь детей и подростков.

Формирование духовно-нравственного идеала современной личности, способной воспринимать вызовы быстро изменяющейся эпохи и соответствующим образом на них реагировать, - важнейшая задача отечественной системы образования, которая, наряду с вопросом о том, в каком направлении воспитывать и развивать ученика - будущего гражданина общества, ставит вопрос «Как это делать?».

Новая аксилогическая парадигма общества будет создаваться не только в средствах массовой информации, школах и вузах, но и в семье, трудовых коллективах. И поэтому во многих исследованиях отмечается, что «в переломные моменты истории, когда меняются политические, экономические и социальные условия общества, непреходящую ценность приобретает нравственная позиция каждого человека, и, как никогда, становится актуальной проблема духовно-нравственного возрождения личности» [5, с. 3].

Проблема формирования ценностных ориентаций личности на основе возрождения духовнонравственных традиций нации является важной в теоретическом и практическом отношениях. Прежде всего, в образовательной политике государства необходимо выдвинуть на первый план формирование педагогической стратегии духовно развитой личности. Воспитание человека духовного есть суть этой стратегии, первостепенная и, пожалуй, самая острая задача, требующая незамедлительного решения.

Литература:

1. Боголепов И.И. Какая нам нужна интеллигенция здесь и сейчас [Электронный ресурс]. URL: http://bogolepoff.blogspot.ru/2011/10/blog-post_6706.html.

2. Ераносов О.И. Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности: дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2010. 172 с.

3. Послание Президента Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru.

4. Короченский А.П. СМИ и ценности потребительского общества // Ценности современного общества и средства массовой информации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУ, 2012. С. 403-404.

5. Рада Н.В. Развитие идеи духовно-нравственного возрождения личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004 . 173 с.

References:

1. Bogolepov I.I. What intellectuals do we need here and now. URL: http://bogolepoff.blogspot.ru/2011/10/blog-post_6706.html.

2. Yeranosov O.I. Spiritual and moral traditions in the context of the individual's value orientations: dis. ... Cand. Of Philosophy. Stavropol, 2010. 172p.

3. Address of the President to the Federal Assembly on April 26, 2007 // President of Russia: [site]. URL: http://www.kremlin.ru.

4. Korochensky A.P. Media and consumer society values // Values of modern society and the media: materials of International scientific and practical conference. M.: MSU, 2012. P. 403-404.

5. Rada N.V. Development of the idea of spiritual and moral rebirth of the individual in the domestic pedagogy of the second half of XIX - early XX century: dis. ... Cand. of Pedagogy. N. Novgorod, 2004.173 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.