УДК 37
Черкунова Надежда Геннадьевна
Хакасский технический институт, филиал Сибирского федерального университета [email protected]
Использование
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕЛИГИИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Nadezhda G. Cherkunova
Khakassia Technical Institute, Siberian Federal University (branch) [email protected]
Using the power of
RELIGION AND REGIONAL ETHNIC AND CULTURAL TRADITIONS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH
Аннотация. В статье проанализированы возможности религии и региональных этнокультурных традиций в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи.
В работе показана актуальность и проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения, связанные с негативными изменениями, произошедшими в системе ценностей российской молодежи. Даны определения понятия «духовность», представлены критерии нравственности. Продемонстрированы возможности и специфика использования религиозных и региональных этнокультурных традиций в деле духовнонравственного воспитания на примере республики Хакасия.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, религия, региональные этнокультурные традиции.
Annotation. The article analyzes the possibilities of religion and regional ethnic and cultural traditions in the spiritual and moral education of modern Russian youth.
The paper shows the relevance and issues of spiritual and moral upbringing of the younger generation, associated with negative changes in the value system of the Russian youth. The author gives the definition of «spirituality», presents the criteria of morality. The possibilities and the specific use of religious and regional ethno cultural traditions in the spiritual and moral education are demonstrated on the example of the Republic of Khakassia.
Keywords: spiritual, moral, spiritual and moral education, religion, regional, ethnic and cultural traditions.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, особо обострившаяся в связи с ситуацией, сложившейся в России в последнее десятилетие прошлого века, и многочисленными катаклизмами, выпавшими на ее долю. Все это привело к кризису воспитания молодого поколения, к расслоению общества.
В современном мире подрастающее поколение живет и формируется, окруженное различными источниками морально-психологического воздействия, как положительного, так и отрицательного характера, которые с завидной регулярностью оказывают свое влияние на интеллектуальную и духовно-нравственную сферы молодых людей, стихийно и фрагментарно заполняют сложившийся идеологический вакуум, порождают в неокрепших умах безнравственность, разрушение мировоззрения и бездуховность.
В настоящее время исследователи полагают, что система ценностей молодежи представляет из себя смесь таких традиционных ценностей, как благополучная семья, здоровье, общение, а также ценностей, завязанных на достижение материального благополучия: деньги, финансо-
вая независимость, карьерная самореализация и т.д. [1].
Так что сегодня молодое поколение оказалось в ситуации, когда основной базовой ценностью стало «достижение успеха любой ценой», а само понятие «успеха» преобразовалось в упрощенное и поверхностное представление о материальном преуспеянии и воспринимается исключительно в утилитарном и меркантильном плане. Желание во что бы то ни стало оказаться замеченным и получить признание окружающих приводит к тому, что в погоне за внешним блеском молодежь идет на любые авантюры (яркие свидетельствам чему можно наблюдать при посещении социальных сетей), оказывается дезориентирована и отторгнута от настоящих ценностей человеческого бытия. Таким образом, истинные духовно-нравственные ценности у многих молодых людей переходят на вторые роли, а все большее воздействие на молодежь оказывает психология потребления и, как нами указывалось ранее, молодое поколение увязывает собственную систему ценностей в первую очередь с показателями жизненного успеха [2]. Тем более важным становится помочь молодым людям осознать, что в их отношении к выполняемой
212
ими общественной и производительной деятельности всегда проявляется ценностное отношение и к себе, и к окружающим [3].
В связи с этим педагогическому сообществу следует осознавать истинный смысл и предназначение навязываемого молодежи «успеха» и, как следствие, суметь разъяснить и внедрить в сознание молодежи принципы социально значимого успеха. Ведь в российском менталитете в течение многих столетий существовало понимание «жизненного успеха», представляющее собой сформировавшиеся на протяжении нашей истории принципы существования, ставящие на первое место духовно-нравственные основы, благотворительность, патриотизм, в отличие от западного понимания «жизненного успеха», ориентировавшего индивида на прагматически-утилитарные ценности, достижение материального успеха и житейский рационализм.
Подобные перекосы в молодежном самосознании только подчеркивают необходимость для системы российского образования начать поиск путей и средств осуществления духовнонравственного воспитания молодого поколения.
Что же представляют собой понятия «духовность» и «нравственность»? В первую очередь, по нашему мнению, они являются базовыми личностными характеристиками, проявляющимися в деятельности и поведении человека.
По мнению О.А. Митрошенкова, духовность представляет собой системное единство готовности человека к осуществлению анализа собственных деяний и переживаний, его устремленность к некоему идеалу поведения, установлению и достижению жизненно важных целей, сообразуясь с идеалами добра, справедливости, истины, любви к окружающим [4].
Высокий уровень духовности является важным условием успешности преобразований, которые происходят сегодня в российском обществе. Исследователи считают духовность вершиной социализации личности, стержнем преемственности поколений и культурой наследия, поскольку, в отличие от других ценностей, духовные остаются нетленными [5].
И если духовность можно считать источником человеческой активности, значимым фактором его роста и совершенствования его внутреннего мира, то «нравственность», по мнению ученых, следует расценивать как одну из составляющих духовности [6]. Поэтому нами под духовностью личности понимается ее способность к различению и выбору истинных нравственных ценностей и подчинению им собственных деяний, поведения и образа жизни.
Для реализации воспитательной работы необходимо определить, в первую очередь, критерии нравственности, которыми, по нашему мнению, являются социально-направленная активность и моральная устойчивость личности, а также эффективность социально-нравственной деятельности личности.
При этом показателями высокого уровня духовнонравственного воспитания личности являются понимание социальной важности общественнозначимой деятельности, участие в процессе сбережения культурного и духовного наследия, неизменное устремление к общественно-значимой деятельности.
Поэтому формирование у молодого поколения морально-этических знаний и умений, связанных с усвоением и применением норм нравственности; формирование духовно-нравственных ценностей и мотивов, которыми молодежь будет руководствоваться в жизни; гуманизация и гармонизация отношений с окружающими представляют собой необходимые составляющие духовно-нравственного воспитания личности молодого человека.
Нередко под духовностью понимаются объединяющие начала социума, предъявляемые через моральные ценности общества и традиции, и сконцентрированные, в первую очередь, в религиозных учениях.
В связи с этим, одним из источников духовнонравственного воспитания российской молодежи может стать религия [7].
Религия является стержнем, культурообразующим фактором не только для любой традиционной национальной культуры, но и для общечеловеческой культуры в целом, поскольку именно религия оказывает первоначальное влияние на формирование человеческих культур и обществ, представляет собой важнейшую составляющую духовно-культурной жизни человечества в течение всей истории человеческой цивилизации.
Сегодня нередко высказывается мнение, что лишь религиозные (духовные) постулаты могут помочь российскому обществу в выходе из нравственного кризиса, поскольку переоценка ценностей, совершающаяся в теории и практике морали, аналогична той, которую на протяжении многих веков проповедовали мировые религии [8].
Вместе с тем, согласно мнению некоторых авторов, использование возможностей религии в деле духовно-нравственного воспитания молодого поколения является достаточно сложным [9].
Соглашаясь с этим мнением, мы хотим отметить, что особенно важно в данном контексте выделить и понять общечеловеческую сущность религиознонравственных постулатов и принципов, которые в одинаковой мере могут быть приемлемыми и для верующих (в т.ч. различных религиозных воззрений), и для неверующих. Иначе существует вероятность противопоставления людей в соответствии с их отношением к религии, что чревато в будущем возникновением непримиримых противоречий.
Тем не менее, необходимо воздерживаться от бездумного и упрощенного копирования нравственно-этических принципов какой-либо религии и осознавать, что религиозная сфера также не является свободной от того, что может вызывать сомнение вплоть до неприятия у современной молодежи. Однако является неприемлемым
213
и исключительно отрицательное и отрицающее отношение к религиозным верованиям.
В любом случае, следует отметить, что, несмотря на сложности, возникающие в российском обществе в духовной, в том числе религиозной, сфере, воспитательные возможности традиционных религиозных конфессий очевидны.
Еще одной из возможностей духовнонравственного воспитания молодежи является использование этнокультурных традиций населения родного региона. Воспитание духовнонравственной личности с активной гражданской позицией, невозможно без глубокого проникновения в духовное богатство народа [10].
Одним из богатейших в этнокультурном плане регионов является Республика Хакасия, расположенная почти в центре южной Сибири и представляющая собой, без преувеличения, археологическую Мекку, музей под открытым небом, которую нередко называют Сибирской Швейцарией, солнечной республикой, «котлом народов». Хакасия имеет богатейшее историко-культурное наследие и известна с IV-III века до н.э., когда на ее территории существовало государство Дин-лин-го.
Сегодня Хакасия является поликультурным регионом, с давними этнокультурными традициями. Коренным народом Хакасии является хакасский этнос, и в ходе продолжительной этнической истории традиционное хакасское общество разработало собственные морально-этические механизмы взаимопомощи и поддержки в рамках общины (рода) таких категорий населения, как старики и женщины, дети и лица с ОВЗ, молодые семьи и малоимущие. Эти механизмы были нацелены на поддержание жизнедеятельности и благополучное завершение определенного жизненного этапа: рождение и воспитание детей у женщин; благоприятное завершение жизненного пути - у стариков; успешное осуществление социализации и вхождение в активную жизнь полноценным членом общества - у детей. Специфические формы оказания помощи и взаимопомощи были сформированы в рамках осуществления сельскохозяйственных работ, промысловой деятельности, строительстве жилья и т.п. Указанные механизмы взаимопомощи, выявленные в рамках традиционного хакасского общества, продолжают функционировать и сегодня, в рамках семейных и родственных отношений, и составляют значимый ресурс духовно-нравственного воспитания молодежи.
В последнее время интерес к этнокультурным традициям республики весьма возрос. Все от-
Литература:
1. Купарашвили М.Д. Проблема духовнонравственного воспитания молодежи // Вестник Омского университета. 2011. № 3.
2. Черкунова Н.Г. Проблемы формирования системы базовых ценностей современной молодежи / Н.Г. Черкунова, А.С. Степень // «Наука
четливее проявляются тенденции к возвращению народных культурно-нравственных ценностей, люди обращаются к историческим истокам, возрождают забытые либо уничтоженные традиции, обращение к которым продиктовано жизнью, поскольку они могут предложить немало полезного в решении современных проблем духовно-нравственного воспитания. Поэтому следует сказать, что успех в деле духовнонравственного воспитания молодого поколения в немалой степени зависит от осознания духовных ценностей и этнокультуры народа, от умений применять опыт и народные традиции в процессе развития и формирования духовнонравственной личности.
Эффективной формой интеграции ресурсов социальной направленности, принимающих самое непосредственное участие в духовно-нравственном воспитании молодежи и реализации поликультурного воспитания молодежи, может стать внедрение в педагогическую практику идей поликультурного воспитания личности; объединение творческих усилий педагогов (преподавателей вузов, работников различных учреждений дополнительного образования молодежи, молодежных общественных организаций) для разработки и реализации идей поликультурного воспитания молодежи посредством участия в различного рода мероприятиям и акциях, таких как мастер-классы народных умельцев, выставки народных промыслов, фольклорные праздники, культурно-туристические мероприятия, заседания круглых столов и семинары соответствующей направленности и тематики.
В качестве экспериментального метода работы с молодежью по воспитанию основ поликультурного бесконфликтного общения может быть использован этнокультурный метод вживания в иную культурную среду (участие в вечерах национальных культур, краткосрочные экспедиции и экскурсии, фотосессии в национальных костюмах, участие в конкурсах национальной кухни и т. п .).
Таким образом, изучение этнокультурного потенциала регионов России является актуальной задачей в рамках реализации образовательной политики, направленной на духовно-
нравственное воспитание молодежи, послужит основой взаимодействия субъектов этнокультурного пространства в вопросах решения воспитательных задач. Этнокультурное пространство регионов является потенциалом воспитательной работы, ее ресурсом, изучение возможностей которых автору данной статьи представляется важной задачей в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса.
Literature:
1. Kuparashvili M.D. The problem of spiritual and moral education of youth // Bulletin of Omsk University. 2011. № 3.
2. Cherkunova N.G. Problems of formation of the basic values of today's youth / N.G. Cherkunova, A.S. Stepen' // Science Today : coll. scientific. works
214
сегодня» Сб. науч. труд. по мат. V Международной научно-практической конференции. Часть 3. Вологда 2014.
3. Черкунова Н.Г. Некоторые проблемы вузовского и послевузовского экономического образования. Проблемы непрерывного профессионального образования в контексте развития национальных образовательных стандартов // Материалы I Международной научно-практической конференции. Омск: 2013. С. 43-44.
4. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. 2005. № 1.
5. Вульфов Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М. : Изд-во УРАО; 1999.
6. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности. Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления. под ред. А. В. Репринцева. Курск : Изд-во КГУ, 2002.
7. Черкунова Н.Г. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе / Н.Г. Черкунова, Н.О. Полоротова // «Наука и образование в современном обществе: вектор развития». Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, ч. VlI Москва, 2014.
8. Зверев В.О. Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую проблему // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1.
9. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1999. № 3.
10. Воробьева О.А. Социальное воспитание обучающейся молодежи на традиционных ценностях отечественной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювено-логия. Социокинетика. 2012. том 18. № 1-2.
on the proc. of the V International Scientific and Practical Conference. Part 3. Vologda, 2014.
3. Cherkunova N.G. Some of the problems of university and post-graduate economic education. Problems of continuing professional education in the context of national educational standards // proceedings of the I International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2013. Р. 43-44.
4. Mitroshenkov O.A. Space of Russian Culture: trial by changes // Sociological researches. 2005. № 1.
5. Vulfov B.Z. Basics of pedagogy / B.Z. Vulfov, V.D. Ivanov. M. : URAO Press; 1999.
6. Pashkov A.G. The educational system of pedagogical higher school: the goals, values, content of activities; The educational system of pedagogical higher school: the problems of formation. ed. by A.V. Reprintsev. Kursk : KSU Press, 2002.
7. Cherkunova N.G. Relevance of spiritual and moral education of young people at the present stage / N.G. Cherkunova, N.O. Polorotova // Science and education in modern society: the direction of development : collection of scientific papers on the materials of the International scientific and practical conference. Ch. VII. Moscow, 2014.
8. Zverev V.O. Spirituality as an important category of moral education of higher school youth: a new look at an old problem // Psycho-pedagogy in law enforcement. 2009. № 1.
9. Popov L.A. Educational potential of religion // Pedagogy. 1999. № 3.
10. Vorobiev O.A. Social education of studying youth on the traditional values of national culture // Bulletin of Kostroma State University of N.A. Nekrasov. Humanities Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Acmeology. Juvenology. Sotsiokineti-ka. 2012. Vol. 18. № 1-2.
215
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ