ПЕДАГОГИКА
УДК 371.4
Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация.
Актуальность и цели. Формирование у подрастающих поколений современных социальных ценностей и установок - одно из приоритетных направлений воспитания и современной государственной политики. В связи с появлением проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» возникла объективная потребность в создании кардинально новой общественно-государственной системы воспитания в образовательных учреждениях. Организация образовательного процесса учебного заведения подвижна, изменяется в стремлении соответствовать уровню и запросам современного общества, поэтому в педагогическом процессе важно обратить внимание на активизацию попыток воспитанников осуществить собственные ценностные установки, определяющие позицию личности. Целью исследования является выявление психолого-педагогических особенностей процесса формирования духовно-нравственных установок младших школьников.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные положения системно-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов к формированию духовно-нравственных установок младших школьников. Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, обобщение передового педагогического опыта формирования духовно-нравственных установок младших школьников).
Результаты. Выявленные особенности формирования духовно-нравственных установок у учащихся начальных классов будут способствовать организации педагогического процесса начальной школы, направленного на обращение детей к ценностям и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики.
Выводы. Представленное в исследовании психолого-педагогическое видение духовно-нравственной установки младшего школьника может стать отправной точкой для учителей начальных классов в организации её формирования. Знание и учёт механизмов формирования духовно-нравственных установок у младших школьников поможет решить эту проблему в современной начальной школе.
Ключевые слова: установка, духовно-нравственная установка, младший школьник.
L. Yu. Belikova, Yu. A. Silnova
JUNIOR SCHOOLCHILDREN SPIRITUAL AND MORAL AIMS FORMATION
Abstract.
Background. Formation of growing generation’s modem social values and aims is one of the main tasks of upbringing and the modern state policy. With the appea-
Humanities. Pedagogy
121
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
rance of the project “Upbringing development strategy in the Russian Federation up to 2025” the necessity of creating a new social state system of upbringing in educational institutions has appeared. Organization of the educational process at educational institutions is flexible, it changes to meet the level and demands of the modern society. So, it is important to pay attention to intensification of children’s attempts to fulfil their own value aims that define personality’s position. The aim of this research is to find out psychological and pedagogical peculiarities of formation of junior schoolchildren’s spiritual and moral aims.
Materials and methods. The methodological foundation of the research was based on the main aspects of the system, axiological, personality orientated approaches to junior schoolchildren’s spiritual and moral aims formation. The main research methods included the theoretical (analysis, comparison, generalization, synthesis, systematization) and the empirical ones (observation, conversation, questionnaire, testing, generalization of pedagogical experience of junior schoolchildren’s spiritual and moral aims formation).
Results. The peculiarities of junior schoolchildren’s spiritual and moral aims formation, defined in this research, will favor the organization of the pedagogical process in junior schools, aimed at attracting children to values and principles which form the basis of the modern state policy.
Conclusions. Psychological and pedagogical interpretation of junior schoolchildren’s spiritual and moral aims introduced in this research can be helpful for junior school teachers in junior schoolchildren’s spiritual and moral aims formation. Knowledge and record of mechanisms of junior schoolchildren’s spiritual and moral aims formation will help solving this problem in modern junior schools.
Key words: aim, spiritual and moral aim, junior schoolchild.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит задачу усиления воспитания учащейся молодёжи на современном этапе развития страны и уделяет особое внимание проблеме формирования личности, её духовно-нравственных начал [1], которой не одно столетие занимаются учёные-исследователи психологии, социологии, педагогики и других наук.
Изучение научно-педагогической литературы по вопросам духовности, нравственности у подрастающих поколений побуждает педагогов, учёных и практиков обращать внимание на проблемы становления и развития нравственных качеств личности, позиции личности, что неизменно приводит к необходимости изучения понятия «установка».
По мнению профессора Вильнюсского педагогического университета Б. П. Битинаса (1994), когда речь идет о формировании позиции личности в детские годы, возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативные порывы [2].
В связи с этим, учитывая возрастные особенности младших школьников в решении задач нравственного воспитания, мы опирались на определение установки, которое представлено у отечественных исследователей (Д. Н. Узнадзе, Т. Т. Иосебадзе, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов и др.) как «неосознанное явление, направляющее восприятие и поведение индивида во всех его сферах жизнедеятельности; состояние готовности к действию» [3, 4].
Обобщая вышеизложенное, в контексте нашего исследования под установкой будем понимать особое неосознанное, но осознаваемое при определённой задаче (поставленной педагогом или окружающей средой) внутрен-
122
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
нее состояние младшего школьника, проявляющееся в готовности действовать. Такое понимание установки, на наш взгляд, является педагогически ценным для организации процесса формирования духовно-нравственных установок у младших школьников. Педагогическая ценность заключается в том, что для школьника в основном неконтролируемая духовно-нравственная установка может стать контролируемой в любой момент.
С целью определения собственного взгляда на содержание понятия «духовно-нравственная установка» мы обратились к понятиям «духовность» и «нравственность». Анализ литературы по вопросам сущности духовнонравственного воспитания школьников позволил определить духовность как особое качество школьника, проявляющееся в направленности сознания на нравственные ценности, а нравственность (по В. Т. Кабушу) как средство духовного развития человека [5]. Важно отметить при этом, что И. С. Марь-енко указывал на приоритетное значение установки в процессе формирования ценностных ориентаций, а А. Г. Здравомыслов, А. И. Титаренко - моральной мотивации поведения. В таком случае считаем, что с целью духовнонравственного развития школьника необходима организация целенаправленного, поэтапного и последовательного процесса воспитания в семье и образовательной организации с учётом этического и нравственного начал. Выделенные нами критерии духовно-нравственного развития: ориентация на гуманистические (нравственные) ценности; стремление к саморазвитию в соответствии с ценностными ориентирами - позволили рассматривать духовнонравственную установку как особое неосознанное, но осознаваемое при определённой задаче (поставленной педагогом или окружающей средой) внутреннее состояние младшего школьника, проявляющееся в готовности следовать гуманистическим нормам. При этом под готовностью понимаем определённый, достигнутый школьником уровень его духовно-нравственного развития. На наш взгляд, задача педагога состоит в формировании у школьника такой духовно-нравственной установки на ценностные отношения, которая приведёт его к соблюдению нравственных норм.
В философско-этических исследованиях нравственная установка преподносится как нравственный принцип (А. И. Титаренко), как способ регуляции деятельности (О. Г. Дробницкий), как ориентация на добро (А. А. Гусейнов) [6-8]. Но главное, что объединяет все перечисленные взгляды на установку, - это деятельность, в процессе которой она формируется. В соответствии с этим в контексте нашего исследования мы обратились к изучению духовно-нравственной установки в деятельности младшего школьника и пришли к выводу, что в данном случае имеет место каждая из установок (смысловая, целевая и операционная), но доминирующей будем считать смысловую, которая вызывается мотивом деятельности и выражает в ней личностный смысл. Кроме того, по мнению ряда учёных-исследователей, смысловая установка отождествляется с ценностными ориентациями (ЦО). А значит, духовно-нравственная установка реализуется мотивом ценностно-ориентированной деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению направленной ценностно-ориентированной деятельности.
Для детей в возрасте от 7 до 12 лет важно не только формирование нравственной грамотности, но и включение их в собственную деятельность
Humanities. Pedagogy
123
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
по освоению нравственных норм, отличающуюся личностной значимостью. Задача учителя - раскрыть, понять и принять нравственную сторону значимой для младшего школьника деятельности, основанной на нравственной норме. Наиболее адекватным основанием выделения нравственных норм в контексте нашего исследования считаем концепцию отношений, предложенную В. Н. Мясищевым, основанную на ценностных ориентациях как избирательных отношениях личности к различным сторонам и явлениям действительности, представляющим для неё определённую ценность [9]. Соответственно, под ЦО личности будем понимать систему устойчивых ценностных отношений личности к наиболее значимым аспектам социальной жизни, формирующимся на основе широкого спектра всех её духовных отношений.
Нравственные нормы соотнесены нами с ценностными ориентациями личности, которые определяют отношение личности к субъектам социального взаимодействия (ориентация на социально приемлемые нормы поведения, межличностного и группового взаимодействия: равноправие, уважение, заботу, поддержку, понимание, принятие, толерантность и др.).
Таким образом, духовно-нравственная установка - это выражение младшим школьником ценностного личностного смысла поведения и деятельности, его готовности к проявлению равноправия, уважения, заботы, поддержки, понимания, толерантности к себе и окружающим его людям.
При рассмотрении духовно-нравственной установки в исследовании учитывали особенности социальной установки, близкой по своей природе к нравственной, и в связи с этим обозначили следующие характерные черты первой, значимые для нашего исследования:
- духовно-нравственную установку можно представить как внутреннее готовое действие, направленное на соблюдение нравственных норм;
- она реализуется мотивом ценностно-ориентированной деятельности;
- её необходимо рассматривать в рамках теории деятельности и учитывать её субъектный характер;
- данная установка проявляется на основе нравственного опыта;
- она не осознаётся, если ученик совершает нравственный поступок на основе собственного опыта, интуитивно, но, как только тот же собственный опыт ученика подвергается рефлексии, духовно-нравственная установка становится осознанной.
Таким образом, наше внимание в исследовании направлено на духовнонравственную установку, которая не осознаётся, но может быть осознаваема в любой момент в педагогическом процессе, направленном на осознание младшим школьником нравственных норм в его действиях.
Анализ научной литературы по проблеме нравственного становления младших школьников позволил выявить, что установка ребёнка связана и с ценностями, и с моральным выбором, и с мотивами поведения, а также с нравственным сознанием. А духовно-нравственная установка - это то, что находится между нравственным сознанием и действием, то, что связывает их. Исходя из этого, формирование духовно-нравственной установки у учащегося в образовательном процессе начальной школы основывается на равноправии, уважении, заботе, поддержке, понимании, толерантности к себе и к окружающим людям, т.е. это, по сути, ценности, которые являются ядром духовно-нравственных установок, а значит формирование духовно-нравствен-
124
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. Педагогика
ных установок можно представить как процесс интериоризации младшим школьником данных ценностей.
На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о сущности и структуре ценностно-ориентированного становления младшего школьника заключается в рассмотрении этапов становления ценностных ориентаций младшего школьника, а главное - в определении, на каком этапе данного становления можно формировать духовно-нравственную установку. Считаем, что педагогический процесс, направленный на формирование духовно-нравственной установки у младших школьников поможет учителю начальных классов обратить детей к ценностям и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики.
Список литературы
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
2. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 10-15.
3. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. - СПб. : Речь, 2001. - 12 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Кабуш, В. Т. Человек : учеб.-метод. пособие по организации воспитания учащихся / В. Т. Кабуш ; Акад. последиплом. образования. - 5-е изд., испр. - Минск : АПО, 2006. - 83 с.
6. Титаренко, А. И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования / А. И. Титаренко. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.
7. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 1977.
8. Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - СПб. : Алетейа, 2002. - 437 с.
9. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 34-39.
References
1. Danilyuk A. Ya., Kondakova A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstven-nogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Conception of moral and spiritual development and fostering of Russian citizen’s personality]. Moscow: Prosve-shchenie, 2009, 23 p.
2. Bitinas B. P., Kataeva L. I. Pedagogika [Pedagogy]. 1993, no. 2, pp. 10-15.
3. Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki [Psychology of aims]. Saint-Petersburg: Rech',
2001, 12 p.
4. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personalities]. Moscow: Izd-vo MGU, 1990, 367 p.
5. Kabush V. T. Chelovek: ucheb.-metod. posobie po organizatsii vospitaniya uchashchikh-sya [Human: guide to organization of students’ fostering]. 5th ed. Minsk: APO, 2006, 83 p.
6. Titarenko A. I. Struktury nravstvennogo soznaniya: Opyt etiko-filosofskogo issledova-niya [Structures of moral consciousness: Experience of ethical and philosophical research]. Moscow: Mysl', 1974, 278 p.
7. Drobnitskiy O. G. Problemy nravstvennosti [Morality problems]. Moscow: Prosve-shchenie, 1977.
Humanities. Pedagogy
125
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
8. Guseynov A. A., Irrlitts G. Kratkaya istoriya etiki [Brief history of ethics]. Saint-Petersburg: Aleteya, 2002, 437 p.
9. Myasishchev V. N. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personalities in works by Russian psychologists]. Saint-Petersburg: Piter, 2000, pp. 34-39.
Боликова Людмила Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Сильнова Юлия Анатольевна
аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Bolikova Lyudmila Yuryevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Silnova Yulia Anatolyevna Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 371.4 Боликова, Л. Ю.
Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). -С.121-126.
126
University proceedings. Volga region