Научная статья на тему 'Проблема подготовки студентов педвузов к работе по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения'

Проблема подготовки студентов педвузов к работе по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичурина С. У.

Анализ состояния изучаемой проблемы в педагогической теории и практике выявил острую потребность школ в грамотных специалистах по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Решение этой проблемы предполагает поиск оптимальных путей совершенствования подготовки студентов начального образования, в условиях педагогического вуза с целью ориентации их на духовно-нравственную работу с младшими школьниками и формированию их этической культуры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичурина С. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки студентов педвузов к работе по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения»

С. У.Бичурина

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К РАБОТЕ ПО ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ состояния изучаемой проблемы в педагогической теории и практике выявил острую потребность школ в грамотных специалистах по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Решение этой проблемы предполагает поиск оптимальных путей совершенствования подготовки студентов начального образования, в условиях педагогического вуза с целью ориентации их на духовно-нравственную работу с младшими школьниками и формированию их этической культуры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Ключевые слова: подготовка студентов, духовно-нравственное воспитание, педагогический вуз.

Seimbika Usmanovna Bichurina the problem of training students of pedagogical institutes to the SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION THE RISING GENERATION

The paper shows that the analysis of the problem being studied in educational theory and practice revealed an acute need schools in the competent expert in the spiritual and moral education of primary school children. The solution to this problem involves finding the best ways to improve the training of students ofprimary education, in teaching high school in order to steer them to the spiritual and moral work with the younger students and the formation of an ethical culture in accordance with the requirements of the federal state educational standard of general education.

Key words: training students, spiritual and moral education, teaching high school.

Демократизация жизни страны, реформа политической системы, решение новых задач развития экономики требует всемерной активизации её интеллектуального и духовнонравственного потенциала, коренного улучшения подготовки кадров со средним и высшим специальным образованием, в особенности подготовки педагогических кадров для работы во всех звеньях системы образования: в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.

На данном этапе жизни страны всё более возрастает роль духовно-нравственных начал в жизни общества, в жизни семьи, в жизни каждого конкретного человека. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования содержания и методов духовно-нравственного воспитания человека от момента рождения до зрелости, а вместе с тем и поднятие на более высокий уровень нравственной воспитанности самих педагогов, воспитателей.

Педагогическая мысль России уделяет постоянное внимание разработке научно обоснованных систем нравственного воспитания подрастающих поколений на всех этапах, во всех звеньях образования.

В своё время достаточно полно разрабатывались вопросы нравственного воспитания в средней школе (Макаренко А.С., Болдырев Н.И., Сухомлинский В.А., Лихачёв Б.Т., Марьенко И.С., Богданова О.С., Каиров А.А. и др.).

Вопросы нравственного воспитания в ВУЗах с учётом психологических особенностей «сту-денческого возраста» изучались учёными (Сластёнин В.А., Ананьев Б.Т., Николаенко Д.Ф., Самарин Ю.А., Селеванов Д., Писаренко В.И., Чернокозова И.И., Данильченко М.Т., Мудрик А.В., Синицин М.Е., Гулуа В.А. и др.).

Анализ педагогических исследований методических разработок показал следующее: нравственное воспитание студентов педагогических вузов и подготовка их к духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения не только остаётся важной проблемой вузовской педагогики, но ещё более актуальной в связи с происходящими в стране изменениями в политической, экономической, духовно-нравственной сферах жизни народа.

В центре внимания исследователей находятся актуальные вопросы нравственного воспитания школьников и в связи с этим, подготовки учителей начальной школы к духовно-нравствен-ному воспитанию учащихся.

Характерной особенностью исследований, вопросов педагогики высшей школы последних лет, являются системный подход к изучению основных вопросов обучения и воспитания студентов.

Одним из центральных вопросов педагогики высшей школы в связи с этим является

разработка профессиограммы будущего педагога. Сластёнин В.А. ещё в 70-80 г.г. прошлого столетия дал определение понятия профессиограммы как документа, определяющего объём и научно-обоснованное соотношение общественно-политических, социальных и психологопедагогических знаний, а также программу педагогических и методических умений и навыков, необходимых будущему педагогу. Эти требования к содержанию профессиограммы учителя актуальны и сегодня, и они ложатся в основу разработки конкретных профессиограмм в зависимости от специализации студентов. В.А.Сластёнин рекомендует составление профессиограмм по разделам: свойства и характеристики, определяющие право-политическую, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности педагога; требования к его психолого-педагогической подготовке; объём и состав специальной подготовки; содержание методической подготовки по специальности. Первые два раздела носят общий для педагогической профессии характер, а общенаучная и методическая подготовка раскрывается применительно к конкретной специальности (третий и четвёртый разделы). [1]

Так, подготовка учителя математики, литературы для средней школы значительно отличается от подготовки учителя начальных классов.

Более поздние исследования стоят на позициях деятельностного подхода к разработке профес-сиограммы педагога (Алферов Ю.Г., Горбатая Ф.М., Коченов Г.М., Кричевский Ю.В., СагатовенкоВ.Н., Осовский Е.Т., Сластёнин В.А., Семушина Л.Г., Смирнова Е.А., Маслов В.И., Поздняк Л.В., Щербаков А.И. и др.), суть которых в том, что подготовка специалиста должна опираться на комплекс требований к самому специалисту, к его деятельности, знаниям и умениям.

Появляются работы, связанные не с одной определённой квалификацией, но и с вопросами воспитания во время обучения, и, прежде всего, нравственного воспитания. Это очень важно, так как нравственность ребёнка, человека взрослого, в целом, может оказаться важнее его знаний. «Мы ещё убеждены в том, что воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, искусства, общественной жизни и других общественных сил может иметь сильное и решающее влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело, высказываем убеждение, что, влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».[2]

Педагог берёт научные знания, общественные идеи, нравственные нормы и в процессе педагогической деятельности превращает их в живые черты и качества формирующегося человека, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер - иначе говоря, педагог берёт социальное и превращает его в индивидуально-психическое. Личное влияние воспитателя на воспитанника, как говорил К.ДУшинский «Является решающим моментом, обеспечивающим гармонию правильного нравственного его развития, и только в нём одном скрывается источник силы первоначального воспитания: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, только характером можно образовать характер. Причины такого магнетизирования скрываются глубоко в природе человека». [3]

В России выполнен целый ряд интересных работ о воспитании в процессе обучения (Сластёнин В.А., Ананьев В., Николаенко Д.Ф., Самарин Ю.А., Селеванов Д., Костяшкин И.И., Писа-ренко В.И., Чернокозов И.И., Данильченко И.Г., Мудрик А.В., Синицын М.Е., Рувинский Л.И., Гу-луа В.А. и др.). В них уделено внимание и вопросам нравственного воспитания в школе, как важному звену всестороннего совершенствования личности.

Непосредственно вопросам нравственного воспитания личности студентов посвящены работы Грехнева В.С, Вуткевич В.В., Даяновой В.А., Столярова Н.Н., Смирнова Б.А., Грабаренко Е.Г. и др.

Более поздние исследования по различным вопросам подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе, в том числе и по нравственному воспитанию школьников: Альварес Рейес М.А., Тен М.И, Калюжного А.А., Габронидзе Е.Н.,

Данилевич А.К., Варламовой Н.Е., Бушуевой АН., Абиревой Ш.Х. и др.

Интерес в плане подготовки студентов педагогических вузов к нравственному воспитанию подрастающих поколений, вызывают работы Титовой Т.А. и Сурудиной Е.А., в которых осуществлена попытка, определить модель личности специалиста или его моральный статус.

Главными составляющими такой модели в их исследованиях являются: устойчивая способность самого студента к нравственному поведению, следованию велению долга и совести; обладание способностью к моральному суждению, анализу нравственного поведения, поступков и их оценке, умением разрешать нравственные противоречия, пользуясь критериями нравственности в современном обществе, нормами и принципами морали; овладение системой ценностей от обыденных житейских представлений до ценностей смысла жизни и счастья, ориентированных на идеалы современной общественной жизни страны; способность к моральному творчеству. Эти общие установки готовности к нравственному воспитанию учащихся в школе конкретизируются, а принципы и нормы морали становятся жизненными ценностями через познание живой истории изучаемых наук, приобщение к началам профессиональной деятельности под руководством преподавателей профилирующих кафедр в лекциях, семинарах, на педагогической практике, через повседневные взаимоотношения: преподаватель - студент - студенческий коллектив.

К большому сожалению, не так много работ, направленных на научное исследование проблем формирования личности учителя начальной школы, на подготовку их в вузе к нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. В то же время в психологии и педагогике установлено, что дошкольный и младший школьный возраст является важнейшим периодом, фундаментом формирования и становления личности. В этот период детства ребёнок чрезвычайно сензитивен.

Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [4].

Этим объясняется особая значимость и в то же время особая сложность нравственного воспитания детей данного возраста в семье и в образовательных учреждениях. Отсюда вытекает и необходимость особого внимания к вопросам подготовки студентов вузов -будущих педагогов начального звена к духовно-нравственному воспитанию детей.

Всё это определяет особую актуальность проблемы подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Что же конкретно накопила педагогическая мысль России по данному вопросу?

В 20-30-е годы прошлого столетия вместе с развитием общественного воспитания организуется системная подготовка соответствующих педагогических кадров.

Основное внимание направлялось на практическую подготовку в целом. В связи с этим разрабатывались и теоретические положения воспитательной работы с детьми.

В студии Т.К.Маркарьяна была разработана целая система обучения педагогическим действиям: отработке в процессе специальных упражнений отдельных операций, интонации голоса и др. технических приёмов, оказывающих влияние на детей.

Большое внимание было направлено на накопление теоретических знаний и на умение, применять их, в работе с детьми: играх, занятиях, в повседневной жизни. Здесь обращалось умение организовывать положительные поступки, взаимоотношения; предугадать и предупредить проступки.

Н.Альмендинген, Тумим в своих исследованиях пришли к выводу о необходимости научить будущих педагогов не только воспитанию детей, но и умению собирать и накапливать

материал по обследованию детей, вести дневники, создавать музеи детского творчества. Таким образом, были рекомендованы элементы научного исследования в педагогической работе образовательного учреждения, чему и должны научить их в педагогическом учебном заведении.

Как видим, в тот период основное направление в работе педагогических учебных заведений было связано с определением общих вопросов в деятельности педагога образовательного учреждения.

В 50-60-е годы происходит сдвиг, исследования деятельности педагога и его профессиональной подготовки, в основном, направляется на определение конкретных педагогических умений (Ю.К.Азаров, Т.К.Ахаен, К.И.Васильев, Ф.Н.Гоноболин, Ф.Ф.Королёв, Н.К.Коршков, Б.Ф. Раевский, Н.Т.Суворов, В.С. Ханакин, Т.И.Щукин, Д.Т.Юров и др.).

Но ещё не была определена классификация этих умений, не дано их теоретическое обоснование. Не менее важное место отводилось изучению таких вопросов, как общественно-полити-ческая активность и зрелость педагога, широкий кругозор, умелые руки, любовь к детям, умелый подход к ним, педагогическое мастерство и творческое отношение к труду.

Наиболее значимыми, в этот период, были первые шаги в определении способов оптимизации процесса формирования педагогических умений в системе вузовской подготовки.

Предметом изучения и широкого обсуждения становятся, несколько позднее по времени, не только общие, но и частные вопросы профессиональной подготовки специалистов для школ (Нестеров З.А., Петроченко Т.Т., Панко Е.Н., Сурудина Е.А., Семушина Л.А., Ядэшко В.И. и др.).

Коллектив кафедры педагогики и психологии высшей школы и лаборатории высшего педагогического образования МГПУ работал над созданием модели выпускника педагогического вуза. В плане рекомендаций Сластёнина В.А., составлена профессиограмма учителя младших классов (Сурудина Е.А.). В профессиограмме обращено внимание на педагогические умения: аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные; умения оценить полученные результаты и определить педагогические задачи. Это первая и хорошая попытка в разработке модели учителя начальной школы. К сожалению, она не содержит конкретных материалов по духовно-нравственному воспитанию детей в свете современных требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Накопленный опыт работы образовательных учреждений страны, научные исследования и наблюдения учёных, преподавателей философии, социологии, психологии, педагогики и других общественных и специальных дисциплин в вузе свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы этического воспитания студентов в педагогических вузах и подготовки их к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей, начиная с раннего возраста и далее - до зрелости.

Литература

1. Сластёнин В. А. Формирование личности преподавателя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Под редакцией: Пискунов А.И. М.: Педагогика, 1974. - 584 с.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Под редакцией: Пискунов А.И. М.: Педагогика, 1974. - 584 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.