Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TOLERANCE / INTERPERSONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL SKILLS / PEDAGOGICAL TACT / PEDAGOGICAL SKILLS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Толерантность - это основа духовного здоровья общества, своеобразный барометр его нравственного и интеллектуального развития. Динамика гуманистических процессов в современном социуме способствует упрочению мнения о значимости образовательных учреждений как основы нравственного единения общества и сохранения мира, спокойствия. Оно способствует остановке процессов духовной девальвации и нравственного вакуума, деградации социума. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать тот факт, что в современном поликультурном образовательном пространстве, то есть учебно-воспитательной практике, дают о себе знать набирающие рост отрицательные факторы. В конечном итоге, они приводит к негативным последствиям: отчуждение студентов от учебного процесса, разочарование педагога в избранной профессиональной сфере деятельности, что крайне нежелательно. Формирование чувства толерантности, как в педагогической, так и в студенческой среде и есть залог успешного образовательного процесса как в высшей и средней школе, так и в начальной. Ведь, общеизвестно, что духовные ценности и гуманистические нравственные ориентиры следует прививать ребенку с раннего детства. Наличие педагогического такта, профессиональной компетенции, с одной стороны, воспитание, полученное в семье, помноженное на доброжелательную атмосферу в образовательном учреждении, с другой стороны, и должно принести соответствующие плоды.Взаимное принятие между педагогом и студентами, между самими студентами, то есть толерантное отношение друг к другу - вот к чему мы должны стремиться в процессе педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL ROLE OF TOLERANCE IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Tolerance is the basis of the spiritual health of society, a kind of barometer of its moral and intellectual development. The dynamics of humanistic processes in modern society helps to strengthen the opinion on the importance of educational institutions as the basis of moral unity of society and the preservation of peace and tranquility. It helped to stop the processes of spiritual devaluation and moral vacuum, the degradation of society. Today, we are forced to state the fact that negative factors are gaining momentum in the modern multicultural educational space, that is, educational practice. Ultimately, they lead to negative consequences: the alienation of students from the educational process, the disappointment of the teacher in the professionally chosen field of activity, which is extremely undesirable. The formation of a sense of tolerance, both in the pedagogical and in the student community, is the key to a successful educational process in higher, secondary, and primary school. Indeed, it is well known that spiritual values and humanistic moral guidelines should be instilled in a child from early childhood. The presence of pedagogical tact, professional competence, on the one hand, upbringing received in the family, multiplied by the friendly atmosphere in the educational institution, on the other hand, should also bear the corresponding fruits. Mutual acceptance between the teacher and students, between the students themselves, that is, a tolerant attitude towards each other - that is what we should strive for in the process of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. H.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕВУЗА

THE PEDAGOGICAL ROLE OF TOLERANCE IN THE MODERN EDUCATIONAL

PROCESS OF THE UNIVERSITY

Толерантность — это основа духовного здоровья общества, своеобразный барометр его нравственного и интеллектуального развития. Динамика гуманистических процессов в современном социуме способствует упрочению мнения о значимости образовательных учреждений как основы нравственного единения общества и сохранения мира, спокойствия. Оно способствует остановке процессов духовной девальвации и нравственного вакуума, деградации социума.

На сегодняшний день мы вынуждены констатировать тот факт, что в современном поликультурном образовательном пространстве, то есть учебно-воспитательной практике, дают о себе знать набирающие рост отрицательные факторы. В конечном итоге, они приводит к негативным последствиям: отчуждение студентов от учебного процесса, разочарование педагога в избранной профессиональной сфере деятельности, что крайне нежелательно.

Формирование чувства толерантности, как в педагогической, так и в студенческой среде и есть залог успешного образовательного процесса как в высшей и средней школе, так и в начальной. Ведь, общеизвестно, что духовные ценности и гуманистические нравственные ориентиры следует прививать ребенку с раннего детства.

Наличие педагогического такта, профессиональной компетенции, с одной стороны, воспитание, полученное в семье, помноженное на доброжелательную атмосферу в образовательном учреждении, с другой стороны, и должно принести соответствующие плоды.Взаимное принятие между педагогом и студентами, между самими студентами, то есть толерантное отношение друг к другу - вот к чему мы должны стремиться в процессе педагогической деятельности.

Tolerance is the basis of the spiritual health of society, a kind of barometer of its moral and intellectual development. The dynamics of humanistic processes in modern society helps to strengthen the opinion on the importance of educational institutions as the basis of moral unity of society and the preservation of peace and tranquility. It helped to stop the processes of spiritual devaluation and moral vacuum, the degradation of society.

Today, we are forced to state the fact that negative factors are gaining momentum in the modern multicultural educational space, that is, educational practice. Ultimately, they lead to negative consequences: the alienation of students from the educational process, the disappointment of the teacher in the professionally chosen field of activity, which is extremely undesirable.

The formation of a sense of tolerance, both in the pedagogical and in the student community, is the key to a successful educational process in higher, secondary, and primary school. Indeed, it is well known that spiritual values and humanistic moral guidelines should be instilled in a child from early childhood.

The presence of pedagogical tact, professional competence, on the one hand, upbringing received in the family, multiplied by the friendly atmosphere in the educational institution, on the other hand, should also bear the corresponding fruits. Mutual acceptance between the teacher and students, between the students themselves, that is, a tolerant attitude towards each other - that is what we should strive for in the process of pedagogical activity.

Ключевые слова: толерантность, межличностная коммуникация, профессиональные навыки, педагогический такт, педагогические умения, компетентность.

Key words: tolerance, interpersonal communication, professional skills, pedagogical tact, pedagogical skills, competence.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khyseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Современное научное понятие «толерантность» имеет иноязычную этимологию, означающее, соответственно, при переводе на русский язык «терпимость». Перешедший из медицину в психологию термин означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [1].

Изучение искомой проблемы - формирование толерантности предполагает как психофизиологический, когнитивный, аффективный, поведенческий сферы проявления личности человека, так и специфику коммуникативной и социокультурной ее составляющей.

Очевидно, что толерантность - это осознанное терпимое отношение к «другому», проявляющееся не только в признании, но и уважении прав данного субъекта на выражение личностного начала, несмотря на то, что форма пользования данной «привилегией» вызывает разнообразную реакцию со стороны окружения. Межличностная толерантность бакалавров в образовательных учреждениях должна иметь положительный вектор распространения [2].

Межличностная толерантность - это проявление социально-психологических свойств личности, форма взаимодействия с «другими», то есть готовность личности выйти за пределы «очерченного» круга «своих»: по этнической принадлежности, вероисповеданию, социальному происхождению, возрастному цензу и пр.

Ход исследования. Исследуя содержательные характеристики феномена толерантности, принято выделять три основных подхода:

- «традиционный» (В.В. Бойко, Е.Ю. Клеп-цова, В.Д. Менделевич, Н.В. Недорезова), полагающие, что толерантность и есть терпимость.

- «сравнительный» (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бар-диер, Г.У. Солдатова, О.А. Спицына, Л.А. Шайгерова), выдвинувшие идею, что терпимость пассивна, а толерантностьрасши-ряет сферу ценностных ориентаций личности, благодаря конструктивному взаимодействию с «иными».

- «структурный» (Г.Г. Абдулкаримов, Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, А.М. Байбаков, Е.Г. Виноградова, Г.М. Ше-ламова, П.В. Степанов) предполагают, что толерантность - это комплексное социально-психологическое явление, включающее и терпимость, и личностные качества.

Анализируя систему межличностных отношений, следует выделять следующие структурные элементы: мотивационный, ценностный, коммуникативный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (С.Л. Брат-ченко, О.А. Спицына, А.А. Шабанова, А.Г. Фадина) [3].

Коммуникативная толерантность - специфика взаимоотношений человека и его окружения, в которой отображенытакие параметры, как: воспитание, социальный опыт и культура общения, интеллект, нравственные ценности и установки, увлечения, хобби, характер и темперамент, мотивация и привычки, специфика мышления и эмоциональный стереотип поведения (В.В. Бойко).

Поведенческая толерантность своей содержательной сущностью предполагает определенные способности и навыки в процессе коммуникативного взаимодействия обеих сторон.

Рисунок 1 - Структурная модель толерантности

Когнитивный компонент межличностной толерантности определяется как осознание и принятие человеком многогранности социума, а также как система представлений о поведении толерантной личности.

Социально-психологические основы толерантности студенческой молодежи, как правило, выражаются в следующем:

- завоевании социального статуса в новой «внешкольной» обстановке;

- вступлении в «креативный» возраст;

- психоэмоциональном развитии и социальной динамике;

- формированиинеобходимых стрессоустойчивых качеств личности студентов.

Для этого необходимо существование атмосферы духовной солидарности со своим окружением, способной побуждать к добрым человеческим начинаниям.

Очевидно, что важнейшей задачей моделирования педагогического процесса формирования толерантности в академической группе, курсе, несомненно, является исследование и характеристика этапов формирования толерантности, так как это и отражает глубину позитивного взаимодействия обучающих и обучаемых [4]. Каждый из этапов соответствует определенному уровню развития толерантности в личностном начале студентов.

Результаты исследования. Таким образом, высшему уровню свойственно формирование у студентов:

- искомого уровня знаний, умений и навыков толерантного взаимодействия;

Литература

1. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М. - Политиздат, 1990. - С. 304 с.

2. Соколова Э. Образование путь к культуре мира и толерантности // Нар. Образование. - 2002. - № 2. - С.111-118.

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2002. -№ 1. - С. 159-165

4. Таланов В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - С. 150-152.

5. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28.

6. Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. -№ 5. - 2000. - С. 17-27.

- способности и готовности к позитивному межличностному общению и коммуникативному взаимодействию;

Все вышеперечисленные характеристики актуальны для среднего уровня, но они не носят систематический характер, то есть проявляются, как правило, ситуативно. И, наконец, доминирующими чертами низкого уровня могут быть такие, как:

- значимость толерантности, исходя из общеизвестных норм нравственности, ориентированной на нечто позитивное, а разрушающее.

- ситуативное присутствие самоконтроля, что и является доказательством поверхностного овладения необходимыми навыками толерантности [5].

Область применения. Высшие учебные заведения.

Выводы. Таким образом, формирование института толерантности в поликультурном образовательном пространстве студентов ВУЗа предполагает соответствующие педагогические условия:

- педагогическая роль толерантности в современном учебно-воспитательном процессе ВУЗа неоспорима;

- толерантность в студенческой среде исследуется как качество личности, оказывающее влияние на позитивную и эффективную коммуникацию внутри микрогруппы;

- некритичное принятие и аналитический поиск возможных путей соприкосновения с инакомыслящими и есть проявление толерантности в современном социуме [6].

References

1. Psihologiya. Slovar'. Pod red. Petrovsko-go A.V., YAroshevskogo M.G. - M. - Politiz-dat, 1990. - S. 304 s.

2. Sokolova E. Obrazovanie put' k kul'ture mira i tolerantnosti // Nar. Obrazovanie. - 2002. - № 2. - S.111-118.

3. Stepanov P. Kak vospitat' tolerantnost'? // Narodnoe obrazovanie. -2002. - № 1. - S. 159165

4. Talanov V. Obrazovanie i kul'tura tolerantnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2001. - № 3. - S.150-152.

5. Heffe O. Plyuralizm i tolerantnost': k legi-timacii v sovremennom mire // Filosofskie nau-ki. - 1991. - № 12. - S. 16-28.

6. Shvachko E.V. Tolerantnost' kak so-cial'naya cennost' // Prikladnaya psihologiya. -№ 5. - 2000. - S. 17-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.