УДК 376.7 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-47-50
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КАБАНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: KabanovaEE@rgsu.net
ВЕТРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: EAVetrova@yandex.ru
В современных реалиях социально-экономической и политической нестабильности, роста социального расслоения и напряжения в обществе, распада морально-нравственных ценностей, снижения уровня духовной культуры, обостряется проблема взаимоотношений между людьми. В связи с этим вопросы, связанные с воспитанием толерантности приобретают особую значимость и актуальность. Возрастающее внимание к проблеме толерантности вызвано, прежде всего, и тем, что в последнее время, происходящие конфликтные явления и процессы между странами мира, обостренные отношения между социальными группами, народами различных культур, религий становятся основной причиной гибели людей, что подчеркивает своевременность изучения данной проблематики. Российская Федерация, являясь многонациональной и многоконфессиональной страной, зачастую сталкивается с вышеперечисленными проблемами, поэтому воспитание толерантности, миролюбия, веротерпимости и профилактика терроризма и экстремизма сегодня приобретают особую значимость и актуальность. В современных условиях формирование толерантности должно стать не просто задачей духовно-нравственного воспитания общества, а одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время состояние социума можно охарактеризовать как кризисное, это подтверждается тем, что в современном мире материальные ценности доминируют над духовными, происходит процесс разрушения личности. Именно сегодня как никогда особую значимость приобретает духовно-нравственное, толерантное воспитание молодого поколения. Главным средством воспитания толерантности в обществе является образовательная деятельность. Сфера образования - это система неразрывного единства обучения и воспитания. Цель сферы образования в настоящее время должна заключаться не только в формировании у обучающегося широкого кругозора, но и в развитии духовной личности, от которой во многом в будущем будет зависеть судьба страны и общества. На наш взгляд, именно учреждения образования и институт семьи призваны решить данную стратегическую задачу. Однако только тесное сотрудничество образовательных организаций и семьи способно создать единую воспитательную среду, которая позволит достичь высоких результатов по морально-нравственному, духовному, патриотическому, толерантному воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: толерантность, общество, нравственность, ценности, терпимость, воспитание
В настоящее время общество сталкивается с необходимостью обеспечения толерантного мироустройства. «Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия» [1].
В современных условиях формирование толерантного поведения приобретает особую важность и значимость и в российском государстве, где многообразие религиозного, национального и культурного развития иногда становится источником кон-
фликтов. По мнению специалистов из методического центра «Дети улиц»: «Если Российская Федерация, как и другие цивилизованные страны мира не создаст соответствующие условия, которые позволят формировать толерантное сознание и соответствующие ему принципы поведения, то всем грозит гибель: во всем мире из года в год будут нарастать конфликты и войны между различными народами, этносами, религиями, цивилизациями и культурами» [2].
Самые разные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Толерантность должна стать
E. E. KABANOVA, E. A. VETROVA
объектом социальной, образовательной и культурной политики государства, ее следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, с целью сохранения целостности страны, единства общества [3].
В настоящее время актуальным является взращивание новой культуры отношений в стране и в обществе, которая построена на принципах толерантности. Авторы М. С. Мириманова и А. С. Обухов к числу принципов толерантности относят следующие [3]:
Во-первых, отказ от насилия, как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений. Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников.
Во-вторых, умение принудить себя, не принуждая других. Боязнь и принуждение извне не способствуют в целом спокойствию, сдержанности и терпимости, однако в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные ценностные установки, нравы и поведение.
В-третьих, восприятие Другого, отличающегося по разным признакам (религия, национальность, раса, культура, и т. д.). Как сказано в Библии, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12). Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе правила нравственности [3].
Понятие «толерантности» часто отождествляется с понятием «терпения», однако имеет более активную направленность. Рассмотрим несколько подходов к определению, которые формируют направления воспитания толерантности.
В российской педагогической науке принято определение: Толерантность - это качество, которое определяет активную морально-нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного и компромиссного взаимодействия человека с другими личностями, отличающимися от него по социальному, культурному, конфессиональному признаку, потребностями, интересами и мировоззрением [4]. В данной трактовке под нравственностью понимается выработанные в сознании человека нравственно-ценностные ориентации личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. В то время как под психологической готовностью следует пони-
мать доминантную направленность сознания на выполнение данных образцов.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
И. Белецкая определила толерантность как взаимопонимание на основе согласия, уважения, понимания, признания равноправия, отказ от давления и насилия, признания права других на свои мысли и взгляды, принятия людей такими, какие они есть [5].
В работах Д. А. Нерознак, Г. А. Сунгуровой и Н. И. Элиасберг понятие «толерантность» раскрывается как:
- способность личности, общества, государства уважительно воспринимать мнение других, которое отлично от их;
- готовность безконфликтного восприятия личности или явления;
- уважительное отношение к свободе другого, его образа жизни, поведения, мыслей, независимо от его политических и религиозных взглядов;
- проявление терпимости и принятие представителей иных культур, религий и стран;
- уважение к формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
- стремление решать конфликты без насилия;
- способность к компромиссному диалогу;
- мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности, раздражительности [6].
К. Уэйн утверждает, что «толерантность - это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат» [7].
Итак, толерантность является одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе. Формирование толерантности, как нравственного качества, закладывается с детства в условиях семьи и образовательных организаций. Как отмечается в Декларации принципов толерантности UNESCO, именно образовательная деятельность
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
является главным средством воспитания и развития толерантности в обществе. Государственные и муниципальные органы власти могут проводить политику по поддержке толерантности на основе рекомендуемых программ, методических рекомендаций для образовательных учреждений. Целесообразно в системе спецкурса «Педагогика толерантности» предлагать студентам углубленное изучение основ воспитания толерантности [5].
Цель воспитания толерантности заключается, прежде всего, в формировании у молодого поколения потребности и готовности к конструктивному, компромиссному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, национальной, религиозной принадлежности, взглядов, интересов, стилей мышления, мировоззрения и поведения [8].
Достижение вышеуказанной цели видится при решении следующих задач:
1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать и находить компромисс.
2. Формирование толерантной среды в стране, обществе и в сфере образования.
3. Принятие и реализация программ по профилактике терроризма, экстремизма и агрессии в стране и в обществе [9].
Толерантность как нравственное качество не является врожденным. Нравственно-ценностные установки формируются путем развития личности. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания, в том числе семья, учреждения образования, культуры и досуга. Причинами несформированности толерантности у школьников могут быть социально-экономические проблемы в семье и обществе, природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров. Устранить эти причины нельзя, но необходимо их «затмить» путем воспитания сочувствия, умения общаться и находить компромиссы из различных конфликтных ситуаций, быть снисходительнее к различным нациям, проявлять интерес и чувства уважения к другим народам, посредством музейной педагогики, развитие способности жить в мире разных людей и идей [9].
Формировать гражданскую позицию молодежи в высших учебных заведениях особенно важно для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», которые в дальнейшей профессиональной деятельности в качестве государственных служащих будут работать с различными социальными и культурными группами населе-
ния. Формирование гражданской позиции должно происходить в процессе овладения основными дисциплинами учебного плана, а также реализовывать-ся в ходе внеучебной деятельности студентов [10]. Таким образом, задача формирования гражданской позиции у молодежи крайне актуальна, и требует участия всех сторон образовательного процесса: личности, общества, образовательных учреждений, государства.
Литература
1. Электронная газета «Интерактивное образование». URL: http://io.nios.ru
2. Этническая толерантность среди несовершеннолетних // Методическое пособие МЦ «Дети улиц». Москва, 2010.
3. Мириманова М. С., Обухов A. C. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 88-99.
4. Ермакова А. А., Коробкова В. В. Формирование межнациональной толерантности у старших подростков в условиях общеобразовательной // Социальное благополучие человека в современной России: межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие: мат-лы IV Краевой студ. науч. конф. Пермь, 2012. С. 55-59.
5. Белецкая И. Толерантная личность // Психолог. 2006. № 23-24.
6. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2014. С. 14-15.
7. Кеннет Уэйн. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. № 2. С. 14-28.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 2-е изд., испр., доп. М. : Академия, 2000.
9. Кукушкин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону, 2002.
10. Павлова О. С. Воспитание толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи. URL: http://fpo.ru/etnopsy /pavl--formirovanie1.html
References
1. Elektronnaya gazeta «Interaktivnoye obrazovaniye». URL: http://io.nios.ru
2. Etnicheskaya tolerantnost' sredi nesovershennolet-nikh. Metodicheskoye posobiye MTS «Deti ulits» [Ethnic tolerance among minors. Methodical study guide of YC «Street children»], Moskva, 2010.
3. Mirimanova M. S., Obukhov A. C. Vospitaniye tole-rantnosti cherez sotsiokul'turnoye vzaimodejstviye [Education of tolerance through sociocultural interaction] // Razvitiye issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchikhsya: metodicheskij sbornik. M.: Narodnoye obrazovaniye, 2001. S. 88-99.
E. E. KABANOVA, E. A. VETROVA
4. Ermakova A. A., Korobkova V. V. Formirovaniye mezhnatsional'noj tolerantnosti u starshikh podrostkov v uslo-viyakh obshcheobrazovatel'noj [Formation of international tolerance at the senior teenagers in the conditions of general education] // Sotsial'noye blagopoluchiye cheloveka v sovre-mennoj Rossii: mezhprofessional'noye i mezhvedomstven-noye vzaimodejstviye: mat-ly IV Kraevoj stud. nauch. konf. Perm', 2012. S. 55-59.
5. Beletskaya I. Tolerantnaya lichnost' [Tolerant personality] // Psikholog. 2006. № 23-24.
6. Solynin N. E. Psikhologicheskaya struktura etni-cheskoj tolerantnosti uchashchikhsya srednej shkoly, studen-tov srednikh i vysshikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij [Psychological structure of ethnic tolerance of pupils of high school, students of averages and the highest
professional educational institutions]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl', 2014.
7. Kennet Uejn. Obrazovaniye i tolerantnost' [Education and tolerance] // Vysshee obrazovaniye v Evrope. 1997. № 2. S.14-28.
8. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. 2-ye izd., ispr., dop. M.: Akademiya, 2000.
9. Kukushkin V. S. Vospitaniye tolerantnoj lichnosti v polikul'turnom sotsiume [Education of the tolerant personality in polycultural society], Rostov-na-Donu, 2002.
10. Pavlova O. S. Vospitaniye tolerantnosti kak osnovy formirovaniya grazhdanskoj pozitsii molodezhi [Tolerance education as bases of formation of a civic position of youth] URL: http://fpo.ru/etnopsy /pavl--formirovanie1.html
* * *
FORMATION OF TOLERANCE IN SOCIETY IN THE MODERN WORLD
KABANOVA ELENA EVGENYEVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: KabanovaEE@rgsu.net
VETROVA EKATERINA ALEKSANDROVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: EAVetrova@yandex.ru
In modern realities of social and economic and political instability, growth of social stratification and tension in society, disintegration of moral values, decrease in level of spiritual culture, the problem of relationship between people becomes aggravated. In this regard, the questions connected with education of tolerance acquire the special importance and relevance. The fact that recently, the occurring conflict phenomena and processes between the countries of the world, the fueled tension between social groups, the people of various cultures, religions, becomes the main reason for death of people that emphasizes timeliness of studying of this perspective causes first of all the increasing attention to a problem of tolerance. The Russian Federation, being the multinational and multi-religious country, often faces above-mentioned problems therefore education of tolerance, peacefulness, tolerations and prevention of terrorism and extremism acquire the special importance and relevance today. In modern conditions formation of tolerance has to become not just a problem of spiritual and moral education of society, and one of the priority directions of ensuring national security of the Russian Federation. Now the condition of society can be as crisis, confirmed by the fact that in the modern world material values dominate over spiritual, there is a process of destruction of the personality. Exactly today spiritual and moral, tolerant education of the younger generation gains very special importance. The main educational tool of tolerance in society is educational activity. Education is a system of indissoluble unity of training and education. Education purpose has to consist not only in formation at the studying broad outlook now, but also in development of the spiritual personality on whom in the future the destiny of the country and society in many respects will depend. In our opinion institutions of education and institute of a family are to solve this strategic problem. However only close cooperation of the educational organizations and a family is capable to create a uniform educational environment which will allow to achieve good results on moral, spiritual, patriotic, tolerant education of younger generation.
Key words: tolerance, society, morality, values, tolerance, education
Об авторах:
Ветрова Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Кабанова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
About the authors:
Vetrova Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow
Kabanova Elena Evgenyevna, Candidate of Sociology, Senior Teacher of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES