Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / педагогическая толерантность / профессиональная культура преподавателя вуза / нравственное воспитание / tolerance / pedagogical tolerance / professional culture of a university teacher / moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна, Горбунова Дарья Владимировна, Казакова Ульяна Александровна

Цель представленного исследования заключается в рассмотрении сущности понятия «толерантность» и влиянии педагогической толерантности на становление личности обучающихся. Авторы рассматривают толерантность как одну из важнейших составляющих духовно-нравственной культуры личности, предопределяющую корректность и успешность социокультурного взаимодействия в условиях многообразия и многогранности человеческого мира, общественных форм взаимоотношений, неповторимости индивидуальности и, тем самым, являющейся моральным императивом интеллектуальной, эмоционально устойчивой и социально зрелой личности. Формирование толерантности у молодёжи предполагает развитие психической гибкости и устойчивости, культуры поведения и межличностного общения, ценностей и ценностных ориентаций личности. В современном мире особое внимание к вопросу о воспитании толерантности обучающихся обусловлено необходимостью сохранения общечеловеческих ценностей наряду с адаптацией к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям жизни. В результате теоретического анализа и собственного педагогического опыта в сфере преподавания иностранных языков в высшей школе авторами установлено, что педагогика толерантности включает в себя совокупность психолого-педагогических условий и методов формирования толерантности у обучающихся, подразумевающих, в первую очередь, гуманистическую направленность личности педагога (педагогическую толерантность) и создание благоприятной образовательной среды. Формирование толерантности у обучающихся реализуется одновременно по нескольким направлениям: противодействие интолерантности, обеспечение витальной потребности, развитие способности межличностного взаимодействия и обогащение внутреннего мира отдельной личности благодаря осознанию и принятию многообразия объективной реальности. Исследователями поднимается вопрос о значимости педагогической толерантности как профессионально-значимом свойстве личности преподавателя, оказывающем непосредственное влияние на установление благоприятной образовательной среды и формирование личности студентов. Подчеркивается, что педагогическая толерантность преподавателя иностранного языка выступает также как значимый фактор в выстраивании гармоничных педагогических и личностных взаимодействий со студентами в преподавании дисциплины (мотивация к речевой деятельности, снятие языкового барьера, повышения уровня освоенности языковых навыков и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна, Горбунова Дарья Владимировна, Казакова Ульяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAIT OF A UNIVERSITY TEACHER

The purpose of the research presented is to analyse the essence of the concept of “tolerance” and the influence of pedagogical tolerance on the formation of the students’ personality. The authors consider tolerance as one of the most important components of the spiritual and moral culture of an individual, which predetermines the correctness and success of socio-cultural interaction in the context of the diversity and multifaceted character of the human world, social forms of relationships, the uniqueness of individuality and, thus, is the moral imperative of an intellectual, emotionally stable and socially mature personality. The formation of tolerance in young people involves the development of mental flexibility and stability, a culture of behaviour and interpersonal communication, values and value orientations of the individual. In the modern world, special focus on the issue of tolerance development in students is due to the need to preserve the universal humanistic values along with adaptation to changing socio-economic and political life conditions. As a result of theoretical analysis and their own pedagogical experience in the foreign language instruction in university settings, the authors determined that the pedagogy of tolerance includes a set of psychological and pedagogical conditions and methods of forming tolerance in students, implying, first and foremost, the humanistic orientation of the teacher’s personality (pedagogical tolerance) and the creation of a favourable educational environment. The tolerance formation in students is realised simultaneously in several directions: counteracting intolerance, ensuring vital needs, developing the skills of interpersonal interaction and enriching the inner world of an individual through awareness and acceptance of the diversity of objective reality. Researchers raise the question of the importance of pedagogical tolerance as a professionally significant trait of a teacher’s personality, which has a direct impact on the establishment of a favourable educational environment and the formation of students’ personality. It is emphasized that the pedagogical tolerance of a foreign language teacher is a powerful force for building harmonious pedagogical and personal interactions with students in the educational process (motivation for speaking activity, reducing the language barrier, increasing the level of mastering language skills, etc.).

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА

Макарова Ольга Юрьевна

Доктор педагогических наук, доцент, Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Казань), e-mаil: mrs.makarova@yandex.ru

Горбунова Дарья Владимировна

Старший преподаватель, Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Казань), e-mаil: darya. gorda@yandex.ru

Казакова Ульяна Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань). e-mаil: kazako-va-ulyana@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10105

Аннотация:

Цель представленного исследования заключается в рассмотрении сущности понятия «толерантность» и влиянии педагогической толерантности на становление личности обучающихся. Авторы рассматривают толерантность как одну из важнейших составляющих духовно-нравственной культуры личности, предопределяющую корректность и успешность социокультурного взаимодействия в условиях многообразия и многогранности человеческого мира, общественных форм взаимоотношений, неповторимости индивидуальности и, тем

самым, являющейся моральным императивом интеллектуальной, эмоционально устойчивой и социально зрелой личности. Формирование толерантности у молодёжи предполагает развитие психической гибкости и устойчивости, культуры поведения и межличностного общения, ценностей и ценностных ориентаций личности. В современном мире особое внимание к вопросу о воспитании толерантности обучающихся обусловлено необходимостью сохранения общечеловеческих ценностей наряду с адаптацией к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям жизни. В результате теоретического анализа и собственного педагогического опыта в сфере преподавания иностранных языков в высшей школе авторами установлено, что педагогика толерантности включает в себя совокупность психолого-педагогических условий и методов формирования толерантности у обучающихся, подразумевающих, в первую очередь, гуманистическую направленность личности педагога (педагогическую толерантность) и создание благоприятной образовательной среды. Формирование толерантности у обучающихся реализуется одновременно по нескольким направлениям: противодействие интолерантности, обеспечение витальной потребности, развитие способности межличностного взаимодействия и обогащение внутреннего мира отдельной личности благодаря осознанию и принятию многообразия объективной реальности. Исследователями поднимается вопрос о значимости педагогической толерантности как профессионально-значимом свойстве личности преподавателя, оказывающем непосредственное влияние на установление благоприятной образовательной среды и формирование личности студентов. Подчеркивается, что педагогическая толерантность преподавателя иностранного языка выступает также как значимый фактор в выстраивании гармоничных педагогических и личностных взаимодействий со студентами в преподавании дисциплины (мотивация к речевой деятельности, снятие языкового барьера, повышения уровня освоенности языковых навыков и т.п.).

Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, профессиональная культура преподавателя вуза, нравственное воспитание.

TOLERANCE AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAIT OF A UNIVERSITY TEACHER

Makarova Olga Yurievna

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Kazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan), e-mail: mrs.makarova@yandex.ru

Gorbunova Daria Vladimirovna

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Kazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan), e-mail: darya. gorda@yandex.ru

Kazakova Ulyana Aleksandrovna

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Kazan National Research Technological University (Kazan), e-mail: kazakova-ulyana@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10105

Abstract:

The purpose of the research presented is to analyse the essence of the concept of "tolerance" and the influence of pedagogical tolerance on the formation of the students' personality. The authors consider tolerance as one of the most important components of the spiritual and moral culture of an individual, which predetermines the correctness and success of socio-cultural interaction in the context of the diversity and multifaceted character of the human world, social forms of relationships, the uniqueness of individuality and, thus, is the moral imperative of an intellectual, emotionally stable and socially mature personality. The formation of tolerance in young people involves the development of mental flexibility and stability, a culture of behaviour and interpersonal communication, values and value orientations of the individual. In the modern world, special focus on the issue of tolerance development in students is due to the need to preserve the universal humanistic values along with adaptation to changing socioeconomic and political life conditions. As a result of theoretical analysis and their own pedagogical experience in the foreign language instruction in university settings, the authors determined that the pedagogy of tolerance includes a set of psychological and

pedagogical conditions and methods of forming tolerance in students, implying, first and foremost, the humanistic orientation of the teacher's personality (pedagogical tolerance) and the creation of a favourable educational environment. The tolerance formation in students is realised simultaneously in several directions: counteracting intolerance, ensuring vital needs, developing the skills of interpersonal interaction and enriching the inner world of an individual through awareness and acceptance of the diversity of objective reality. Researchers raise the question of the importance of pedagogical tolerance as a professionally significant trait of a teacher's personality, which has a direct impact on the establishment of a favourable educational environment and the formation of students' personality. It is emphasized that the pedagogical tolerance of a foreign language teacher is a powerful force for building harmonious pedagogical and personal interactions with students in the educational process (motivation for speaking activity, reducing the language barrier, increasing the level of mastering language skills, etc.).

Keywords: tolerance, pedagogical tolerance, professional culture of a university teacher, moral education.

Социально-экономические и политические условия современного мира детерминируют тип, характер и формат межличностного и межкультурного взаимодействия людей. Будучи общественным существом, человек не может жить вне социума, без общения, без взаимодействия с окружающими. Поведение человека как личности детерминировано нормами морали. Реалии современного информационно-техногенного общества, характеризуются как положительными тенденциями развития во всех сферах социальной жизни, включая разработку и развитие коммуникационных технологий, медицины, образования, промышленности, торговли и т.д., так и изменением роли человека, и трансформацией социокультурных отношений, характеризующейся отдалением людей друг от друга, виртуализацией общения, дегуманизацией отношений и нерегулируемым информационным перенасыщением, не только отрицательно сказывающимся на психоэмоциональное здоровье индивида, но и деформирующим общественное сознание. Такие условия делают поставленные вопросы ещё более актуальными, поскольку речь идёт о духовно-нравственном здоровье общества. Вследствие этого наблюдаем и возрастание интереса к вопросам нравственного воспитания в современном мире [18; 20; 21; 26; 28; 29 и т.д.].

При стремительном развитии высоких технологий и возрастающей их роли в повседневной жизни, существуют опасения, что дальнейшая работа в области развития искусственного интеллекта приведёт к его проникновению во все сферы жизнедеятельности каждого, поставив перед человечеством новые проблемы выбора рационального формата межличностных отношений. И тем острее является необходимость сохранять и развивать истинно «человеческое в человеке» [5; 10]

- духовную составляющую, способность к сочувствию и эмпатии, стремление к интеллектуальному познанию и расширению горизонтов эмоционально-чувственного восприятия, критическое мышление, внимательное отношение к окружающим и к себе самим, признание множественности проявлений индивидуальности и невозможности унификации каждой отдельной личности к единому знаменателю, признание паритетности прав свободы выбора каждого, приоритетность ценности жизни человека над всеми иными.

В этой связи целью представленной статьи является рассмотрение концепта «толерантность» с точки зрения отечественной науки, изучение и анализ сущности педагогики толерантности и роль толерантности как профессионально-значимого свойства личности преподавателя высшей школы.

Понятие «толерантность» восходит к латинскому «^о1егапйа», означающему «терпение, терпеливость; выносливость» [2]. Данное понятие прочно укрепилось в лексиконе всех европейских народов, и понимается как основополагающая ценность любого гражданского общества, обеспечивающая мирное взаимодействие людей разных культур, национальностей, вероисповедания, социального статуса и т.д. [16; 17; 19; 25; 27; 30; 31]

В современных научных исследованиях толерантность представляет собой сложное многоаспектное понятие, при этом контекстуально дополняемое такими понятиями как «терпение», «терпимость», «принятие», «солидарность», «устойчивость», «снисходительность», «смирение».

Автор Год Определение толерантности

В философии В.Г. Кузнецов 2005 «нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии как к равно достойной личности... В отличие от терпимости Т. подразумевает право личности на сохранение ее автономии. Как качество личности Т. предполагает настроенность на паритетный диалог, на познание нового, «чужого», а также не исключает возможности изменения системы взглядов и представлений индивида» [13, с.590-591].

В психологии Р.С.Немов 2007 «1. Терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо. 2. Способность человека в течение длительного времени стойко переносить какие-либо неприятности. 3. Установка на либеральное отношение и на принятие (понимание) поведения, убеждений и ценностей других людей. 4. Способность выдерживать стресс, лишения, боль и другие неприятности без каких бы то ни было серьезных последствий» [8, с.435].

В педагогике В.И.Загвя-зинский, А.Ф.Закиро-ва, Т.А. Строкова и др. 2008 «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Актуальность данного принципа вызвана сложными проблемами культурного взаимодействия, которые в современную эпоху стали принимать критический характер» [11, с.99].

Таблица 1. Определения сущности понятия «толерантности» в отечественной научной мысли

Тем самым, приходим к выводу, что толерантность представляет собой ценностную характеристику, основанную на истинно гуманистических качествах личности, таких как признание самоценности человека, открытость и уважение к иному, эмпатия, человечность. Следовательно, толерантность является моральным императивом интеллектуальной, эмоционально устойчивой и социально зрелой личности, неотъемлемым компонентом духовности и нравственности человека. В настоящее время толерантность рассматривается как моральный и ценностный ориентир, активная позиция в поликультурном демократическом обществе и, следовательно, её формирование у обучающихся представляет особый интерес, являясь неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания молодёжи [3].

Начало XXI ознаменовалось повышенным интересом отечественных учёных к вопросу толерантности в целом и к вопросам воспитания и формирования в частности:

• межэтнической толерантности (Н.В.Мольденгауэр, 2001; Е.П. Непочатых, 2004; Л.П.Ильченко, 2005; Д.Н.Клоков, 2005);

• межнациональной толерантности (Н.П.Едыгова, 2002);

• педагогической толерантности, (М.А.Перепелицина, 2004), межличностной толерантности (П.Ф.Космогоров, 2000; Н.В.Недорезова, 2005, О.Г.Шаврина, 2005);

• формирования толерантности в высшей школе (Н.Ю.Кудзиева,2003; Е.В.Рыбак, 2004; О.В.Исаева, 2004; М.В.Гришук, 2005), и др.

Термин «педагогика толерантности», выступает интегральным понятием, объединившим и психолого-педагогические условия, и методы формирования толерантности у обучающихся (с учётом познавательного, ценностно-нормативного, морально-волевого и практического компонентов толерантности), и педагогическую толерантность, и роль образовательной среды в данном процессе, и встречается в работах А.Г.Асмолова (2001), А.М.Байбакова (2002), Л.И.Рюмшиной (2002), Е.Ю.Клепцовой (2004), Н.М.Борытко, И.А.Соловцовой, А.М.Байбакова (2006), и др.

Важно заметить, что понятие «толерантность» не сводимо к понятию «терпимость» или к пассивному принятию иного мнения, отличного от собственного, системы ценностей другого человека или общества, другой культуры, религиозных представлений, политических убеждений и т.д.

Принцип толерантности, сформулированный А.В.Перцевым «позволять

всем видеть мир по-своему и уметь выстраивать отношения с ними, но при этом держаться собственной позиции» [12, с.189] предполагает сформированную ценностно-смысловую сферу личности, развитое критическое мышление, твёрдость в отстаивании собственной жизненной позиции, убеждений и ценностей. Иначе толерантность теряет свою суть и несёт в себе определённую опасность, становясь предпосылкой для создания деструктивных социальных явлений (безразличие и вседозволенность, культурная деградация, подмена ценностей, и т.д.).

Следовательно, одним из основополагающих принципов в воспитании толерантной личности является принцип культуросообразности, впервые сформулированный А.Дистервергом: «воспитание отдельного человека должно. следовать законам, установленным для воспитания всех людей в зависимости от общечеловеческой природы, а также считаться с требованиями, обусловленными данным местом и временем» [4, с.193].

Особое внимание в педагогике толерантности уделяется личности педагога и создании комфортной образовательной среды, поскольку практическая реализация принципа толерантности в педагогическом контексте подразумевает как принятие такой позиции, так и формирование особых умений и навыков, включая культуру диалога, искусство компромисса, умение слушать собеседника, умение взаимодействовать на основе взаимоуважения, здоровый конформизм и др. Исходя из этого принципа, воспитательный процесс должен вестись на основе уважения личности студентов и быть ориентирован на развитие их нравственной культуры, эмоционального и социального интеллекта.

Согласно В.С.Чернявской под педагогической толерантностью следует понимать профессиональную способность педагога к установлению диалогических отношений и конструктивного взаимодействия «с субъектами образования, которые существенно отличаются от него неизменными (этнические особенности, индивидные качества: пол, возраст, темперамент), и изменяющимися характеристиками личности (черты характера, социальная ситуация, когнитивное развитие, эмоциональное состояние, отношение к образовательному процессу, факторы учебных достижений), субъектного опыта и поведения» на основе личностно-о-риентированного подхода [15, с.10].

О.Б.Нурлигаянова выделяет 4 основных функции педагогической толерантности: мотивационная (ответственность и внимание к успехам обучающихся, уважительные коллегиальные отношения как основа удовлетворённости результатами и осознания значимости своего труда); информационная (понимание и внимание к индивидуально-психологическим особенностям личности каждого студента во взаимодействии с ними); регулятивная (педагогический такт, развитая саморегуляция, выдержка, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации); адаптивная (умение найти оптимальный индивидуальный подход к студентам, определить и сбалансировать мотивационные установки студентов к образовательному процессу) [9].

На основе проведённого теоретического анализа, следует заключить, что посредством морального облика, манеры общения и культуры поведения, педагог

беспрерывно, осознанно или подсознательно, транслирует собственное мировоззрение, ценностные ориентиры, жизненные установки и приоритеты, тем самым оказывая непосредственное влияние на становление личности обучающихся.

В деятельности преподавателя иностранного языка педагогическая толерантность занимает особенно значимое место, поскольку коммуникативный характер занятий предполагает диалоговую форму взаимодействия педагога и студентов, и в большинстве случаев обе стороны выполняют роль партнёров по общению. В своём диссертационном исследовании Л.В.Базарова замечает, что конструктивного взаимодействия на занятиях по иностранному языку можно достичь лишь при условии, если стиль общения преподавателя основывается на справедливости, солидарности и толерантности к студентам, «если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свои действия» [1]. Действительно, уважение, участие и чуткость по отношению к студентам способствует созданию комфортной образовательной среды, в которой каждый субъект ощущает свою значимость и чувство собственного достоинства, что не только помогает справиться с языковым барьером, создать мотивацию к учению, но и обеспечивает условия для формирования позитивной «Я-концепции» студентов, чувства взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимоуважения, принятия индивидуальности и мнения друг друга, эмпатии [6; 7; 22; 23; 24].

Таким образом, следует сделать ряд выводов относительно сущности и структуры понятий «толерантность», «педагогика толерантности» и «педагогическая толерантность»:

• являясь непреходящей социальной ценностью и связующим звеном социокультурного взаимодействия, толерантность, не теряет своей актуальности в современном мире;

• педагогика толерантности, основывающаяся на принципах гуманизма и сотрудничества, призвана развить у подрастающего поколения нравственное сознание, культуру поведения и межличностного общения, понимание социокультурных отличий, адаптивность и т.д.;

• педагогическая толерантность представляет собой профессионально-значимое свойство преподавателя, интегрируемое в структуру его личности и выступающее как неотъемлемое профессиональное качество;

• педагогическая толерантность преподавателя иностранного языка следует рассматривать как залог установления комфортной образовательной среды в вузе, мотивации студентов к непрерывному саморазвитию, помогает снять языковой барьер, способствует формированию ценностей и ценностных ориентаций обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базарова, Л. В. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов вуза на основе дифференцированного подхода : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2006. - 25 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-pedagogicheskogo-vzaimodeistviya-prepodavatelya-i-studentov-vuza-na-osnove-dif

2. Большой латинско-русский словарь: [сайт] URL: http://linguaeterna.com/ vocabula/show.php?n=46076 (дата обращения: 1.08.2020)

3. Горбунова, Д.В., Макарова, О.Ю., Казакова, У. А. Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ

4. Дистервег, А.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистер-вег ; [Сост. и вступ. статья, В. А. Ротенберга]. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 374 с.

5. Леонтьев, Д.А. Человеческое в человеке как возможность, вызов и ответственность // Здравый смысл. Специальный выпуск, 2012. - № 2 (63). URL: https://razumru.ru/humanism/journal2/63/leontev.htm (дата обращения: 31.07.2020)

6. Макарова, О.Ю., Горбунова, Д.В. Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ

7. Метелева, Л.А. Психологическая поддержка развития субъектной активности студентов в процессе обучения иностранному языку. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 353-356.

8. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

9. Нурлигаянова О. Б. Информационная функция педагогической толерантности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7informatsionnaya-funktsiya-pedagogicheskoy-tolerantnosti (дата обращения: 31.07.2020).

10. Орешников, И. М. Гуманистические философско-антропологические основания и идеалы биологии человека и биоэтики XXI века // История и педагогика естествознания. 2017. №2. с. 5-10

11. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

12. Перцев, А. В. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания : коллективная моногр. / [А. В. Перцев, Е. С. Черепанова, Д. Беннер] ; отв. ред. А. В. Перцев. - Екатеринбург : Полиграфист, 2006. - 189 с.

13. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.

Кузнецова. - М. : ИНФРА-М, 2005. - XVI, 731 с. - (Библиотека словарей «ИН-ФРА-М»).

14. Фадеева, Т. Ю. Взаимосвязь педагогической толерантности и психических состояний педагога. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 3. С. 329-334.

15. Чернявская, В. С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Чернявская Валентина Станиславовна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т]. - Владивосток, 2007. - 31 с.

16. Boghian, I. Teachers' perspectives on tolerance education. a literature review. Journal of Innovation in Psychology, Education and Didactics, 2016, vol. 20, no. 2, 189-203.

17. Drerup J. & Kühler M. The politics and ethics of toleration: introduction, Critical Review of International Social and Political Philosophy, 2019. doi: 10.1080/1 3698230.2019.1616876

18. Erofeeva, M. A., Goloshumova, G. S., Ramazanova, P. K., Matanis, V. A., Bessonov, I. V., Evseeva, I. G., & Anufrieva, O. V. The Improvement of the Quality of Educational and Moral Education Activities at Higher Education Institutions. Revista TURISMO: Estudos e Praticas, 2020, (3). Retrieved from: http://natal.uern.br/periodicos/ index.php/RTEP/article/view/2007/1840 Accessed: 31.07.2020

19. Gray E. Teaching and tolerance: aversive and divisive pedagogical encounters. Discourse-studies in the cultural politics of education, 2018, vol. 39, no. 3, pp. 422-433. doi: 10.1080/01596306.2016.1273881

20. Julia, J., Supriatna, E., Isrokatun, I., Aisyah, I., Nuryani, R., & Odebode, A.

A. Moral Education (2010-2019): A Bibliometric Study (Part 1). Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8 no. 6, pp. 2554-2568. doi: 10.13189/ujer.2020.080639

21. Kaztaevna, T. G., Omarovna, A. R., Askerkhanovna, T. K., Zhanarbekovna,

B. A., & Erezhepovna, K. N. Education of Tolerant Personality of a Future Specialist as the Social-Pedagogical Phenomenon. International Education Studies, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 169-175. doi: 10.5539/ies.v8n2p169

22. Muir, C., Dörnyei, Z., & Adolphs, S. Role Models in Language Learning: Results of a Large-Scale International Survey. Applied Linguistics, 2019. DOI: 10.1093/ applin/amz056

23. Nazmieva, E., Mefodeva, M., & Kapustina, E. Humanities educational milieu contributing to foreign language training of university students. In: Edulearn 18. 10th International Conference on Education and New Learning Technology (Palma, 2nd-4th of July, 2018): conference proceedings, IATED Academy, pp. 2849-2853 doi: 10.21125/ edulearn.2018.0758

24. Nik Hashim, N., Alam, S., & Mohd Yusoff N. Relationship between Teacher's Personality, Monitoring, Learning Environment, and Students' EFL Performance. GEMA Online Journal Of Language Studies, 2014, vol. 14, no. 01, pp. 101-116. doi: 10.17576/gema-2014-1401-07

25. Paredes C. L. Immigrant Tolerance as a Dimension of Cosmopolitanism: An

Explanation of Attitudes towards Immigrants in Houston. Sociological Spectrum, 2017, vol. 37, issue 3., pp. 149-170. doi: 10.1080/02732173.2017.1299598

26. Sahal, M., Musadad, A., & Akhyar, M. Tolerance in Multicultural Education: A Theoretical Concept. International Journal Of Multicultural And Multireligious Understanding, 2018, vol. 5 no. 4, pp. 115-122. doi: 10.18415/ijmmu.v5i4.212

27. Schultz, D. P. Theories of Personality / D. P. Schultz, S. E. Schultz, S. Schultz. - Wadsworth: Cengage Learning. - Boston: Cengage Learning, 2012. - 504 p.

28. Sudirman. The 21st-century Teacher: Teacher's Competence within the Character Education Framework towards a Cultural-Oriented Development and Promoting Tolerance. International Education Studies, 2019, vol. 12, no. 8, pp. 21-25. doi: 10.5539/ies.v12n8p21

29. Tolstova, O., & Levasheva, Y. Humanistic trend in education in a global context. SHS Web Of Conferences, vol. 69, Proc. of "The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2019)". Volgograd, Russia, April 23-28, 2019. doi: 10.1051/shsconf/20196900121

30. Ungureanu, N., Marcau, F. Trust and tolerance in the age of globalization. Annals of the Constantin Brancusi University of Targu Jiu-Letters & Social Sciences Series, 2019, (1). pp.20-29

31.Valkovic, J. (2018). Tolerance - From enduring to virtue. Diacovensia. Strossmayer University of Osijek, Catholic Faculty of Theology in Djakovo, 2018. doi: 10.31823/d.26.2.7

REFERENCES

1. Bazarova, L. V. Organizatsiya pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov vuza na osnove differentsirovannogo podkhoda. Diss. PhD. ped. Nauk [Organization of pedagogical interaction between a teacher and university students based on a differentiated approach. PhD ped. sci. diss.] Barnaul, Barnaul state ped. un., 2006. 25 p.

2. Bol'shoj latinsko-russkij slovar' [Comprehensive Latin-Russian Dictionary]. Available at: http://linguaeterna.com/vocabula/show.php?n=46076 (accessed: 1.08.2020)

3. Gorbunova D.V., Makarova O.Yu., Kazakova U.A. (2020). The theoretical aspect of the problem of the formation of interpersonal tolerance of students of a medical university in the classroom in a foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). (In Russ.) Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/18PDMN120.pdf

4. Disterveg, A.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Uchpedgiz publ., 1956. 374 p.

5. Leont'ev, D.A. Chelovecheskoe v cheloveke kak vozmozhnost', vyzov i otvetstvennost' [The humanistic essence in the human as an opportunity, challenge and

responsibility]. Zdravyj smysl. Spetsial'nyj vypusk, 2012. no. 2 (63). (In Russ.) Available at: https://razumru.ru/humanism/joumal2/63/leontev.htm (accessed: 31.07.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Makarova O.Yu., Gorbunova D.V. (2019). The role of a sense-value component of motivation in the professional selfdevelopment and the development of language adaptability of students of medical university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). (In Russ.) Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN519.pdf

7. Meteleva, L.A. Psikhologicheskaya podderzhka razvitiya sub»ektnoj aktivnosti studentov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. [Psychological support to students' subject activity in terms of foreign language teaching]. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. T. 7. no. 3 (24). pp. 353-356.

8. Nemov, R.S. Psikhologicheskij slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, Gumanitar. izd. centre VLADOS, 2007. 560 p.

9. Nurligayanova O. B. Informatsionnaya funktsiya pedagogicheskoj tolerantnosti [Information function of pedagogical tolerance]. Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. no. 6-2. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 informatsionnaya-funktsiya-pedagogicheskoy-tolerantnosti (accessed: 31.07.2020)

10. Oreshnikov, I. M. Gumanisticheskie filosofsko-antropologicheskie osnovaniya i idealy biologii cheloveka i bioehtiki XXI veka [The humanistic philosophical-anthropological foundation and ideals of human biology and bioethics of the twenty-first century]. History and pedagogy of natural science. 2017. no. 2. pp. 5-10. (In Russ.)

11. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogic dictionary] [V.I.Zagvyazinskij, A.F.Zakirova, T.A. Strokova et al.]; eds. V.I.Zagvyazinskij, A.F.Zakirova. Moscow, Akademiya publ., 2008, 352 p.

12. Pertsev, A. V., Cherepanova, E.S., Benner, D. Tolerantnost' i obrazovanie: sovremennye problemy formirovaniya tolerantnogo soznaniya: kollektivnaya monogr. [Tolerance and education: modern problems of the formation of tolerant consciousness: a collective monograph]. Ekaterinburg, Poligrafist publ., 2006, 189 p.

13. Slovar' filosofskikh terminov [Dictionary of philosophical terms] prof. V.G. Kuznetsov ed. Moscow, INFRA-M, 2005, 731 p.

14. Fadeeva, T. YU. Vzaimosvyaz' pedagogicheskoj tolerantnosti i psikhicheskikh sostoyanij pedagoga. [Relationship between pedagogical tolerance and mental conditions of a teacher]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2016. T. 16. no. 3. pp. 329-334.

15. Chernyavskaya, V. S. Razvitie pedagogicheskoj tolerantnosti v protsesse nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya uchitelya : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskikh nauk Diss. PhD. ped. Nauk [Development of pedagogical tolerance in the process of lifelong professional education of a teacher. PhD ped. sci. diss.].Vladivostok, Dal'nevost. state un., 2007. 31 p.

16. Boghian, I. Teachers' perspectives on tolerance education. a literature review. Journal of Innovation in Psychology, Education and Didactics, 2016, vol. 20, no. 2, 189-203.

17. Drerup J. & Kühler M. The politics and ethics of toleration: introduction, Critical Review of International Social and Political Philosophy, 2019. doi: 10.1080/1

3698230.2019.1616876

18. Erofeeva, M. A., Goloshumova, G. S., Ramazanova, P. K., Matanis, V. A., Bessonov, I. V., Evseeva, I. G., & Anufrieva, O. V. The Improvement of the Quality of Educational and Moral Education Activities at Higher Education Institutions. Revista TURISMO: Estudos e Praticas, 2020, (3). Retrieved from: http://natal.uern.br/periodicos/ index.php/RTEP/article/view/2007/1840 Accessed: 31.07.2020

19. Gray E. Teaching and tolerance: aversive and divisive pedagogical encounters. Discourse-studies in the cultural politics of education, 2018, vol. 39, no. 3, pp. 422-433. doi: 10.1080/01596306.2016.1273881

20. Julia, J., Supriatna, E., Isrokatun, I., Aisyah, I., Nuryani, R., & Odebode, A.

A. Moral Education (2010-2019): A Bibliometric Study (Part 1). Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8 no. 6, pp. 2554-2568. doi: 10.13189/ujer.2020.080639

21. Kaztaevna, T. G., Omarovna, A. R., Askerkhanovna, T. K., Zhanarbekovna,

B. A., & Erezhepovna, K. N. Education of Tolerant Personality of a Future Specialist as the Social-Pedagogical Phenomenon. International Education Studies, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 169-175. doi: 10.5539/ies.v8n2p169

22. Muir, C., Dornyei, Z., & Adolphs, S. Role Models in Language Learning: Results of a Large-Scale International Survey. Applied Linguistics, 2019. DOI: 10.1093/ applin/amz056

23. Nazmieva, E., Mefodeva, M., & Kapustina, E. Humanities educational milieu contributing to foreign language training of university students. In: Edulearn 18. 10th International Conference on Education and New Learning Technology (Palma, 2nd-4th of July, 2018): conference proceedings, IATED Academy, pp. 2849-2853 doi: 10.21125/ edulearn.2018.0758

24. Nik Hashim, N., Alam, S., & Mohd Yusoff, N. Relationship between Teacher's Personality, Monitoring, Learning Environment, and Students' EFL Performance. GEMA Online Journal Of Language Studies, 2014, vol. 14, no. 01, pp. 101-116. doi: 10.17576/gema-2014-1401-07

25. Paredes C. L. Immigrant Tolerance as a Dimension of Cosmopolitanism: An Explanation of Attitudes towards Immigrants in Houston. Sociological Spectrum, 2017, vol. 37, issue 3., pp. 149-170. doi: 10.1080/02732173.2017.1299598

26. Sahal, M., Musadad, A., & Akhyar, M. Tolerance in Multicultural Education: A Theoretical Concept. International Journal Of Multicultural And Multireligious Understanding, 2018, vol. 5 no. 4, pp. 115-122. doi: 10.18415/ijmmu.v5i4.212

27. Schultz, D. P. Theories of Personality / D. P. Schultz, S. E. Schultz, S. Schultz. - Wadsworth: Cengage Learning. - Boston: Cengage Learning, 2012. - 504 p.

28. Sudirman. The 21st-Century Teacher: Teacher's Competence within the Character Education Framework towards a Cultural-Oriented Development and Promoting Tolerance. International Education Studies, 2019, vol. 12, no. 8, pp. 21-25. doi: 10.5539/ies.v12n8p21

29. Tolstova, O., & Levasheva, Y. Humanistic trend in education in a global context. SHS Web Of Conferences, vol. 69, Proc. of "The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary

Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2019)". Volgograd, Russia, April 23-28, 2019. doi: 10.1051/shsconf/20196900121

30. Ungureanu, N., Marcau, F. Trust and tolerance in the age of globalization. Annals of the Constantin Brancusi University of Targu Jiu-Letters & Social Sciences Series, 2019, (1). pp.20-29

31. Valkovic, J. (2018). Tolerance - From enduring to virtue. Diacovensia. Strossmayer University of Osijek, Catholic Faculty of Theology in Djakovo, 2018. doi: 10.31823/d.26.2.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.