Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в полиэтнической среде университета'

Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в полиэтнической среде университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / HIGHER EDUCATION / INTERETHNIC TOLERANCE / INTERNATIONAL STUDENTS / POLY-ETHNICAL UNIVERSITY ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринвальд Оксана Николаевна, Сергейчик Татьяна Сергеевна

Представлен констатирующий этап исследования, направленного на выявление этнообусловленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете. Проблема эффективной поликультурно ориентированной организации учебного взаимодействия ставит перед учреждениями высшего образования такие задачи, как обеспечение межкультурного диалога в условиях взаимодействия в полиэтнической группе, сглаживание этнокультурных различий в процессе обучения при сохранении национального своеобразия, создание наиболее продуктивного образовательного пространства для развития диалога и межнационального взаимодействия, интеграция обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства. Рассматривается опыт работы преподавателей Кемеровского государственного университета (КемГУ) с иностранными студентами, осваивающими программы бакалавриата в вузе. Использован обзор литературы, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование и беседы со студентами КемГУ. На основе анализа взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета описаны основные особенности: 1) межличностных отношений и взаимодействия студентов внутри полиэтнических групп; 2) взаимодействия иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза; 3) вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета. КемГУ как социальный институт внедряет разнообразные меры по привлечению иностранных студентов к участию в жизни вуза, города и области. Исследование показало, что взаимодействие студентов в полиэтнических группах университета в целом не нуждается в дополнительной корректировке. Однако существует объективная необходимость регулярных усилий преподавателей и администрации вуза по формированию межэтнической толерантности. Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что в ходе учебного процесса иностранные студенты и преподаватели университета испытывают взаимные трудности во взаимодействии. Выявлена необходимость в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета, выражающаяся в поиске и внедрении эффективных моделей педагогической интеракции для успешного совместного обучения студентов разных этнических групп и обеспечения подготовки университетом высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN POLY-ETHNICAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

The article represents the results of the first stage of research aimed at identifying ethnically determined models of pedagogical interaction for teaching foreign languages as a part of the basic module of Bachelor's programs at university. The need to organize multicultural interaction in a classroom makes institutions of higher education solve several acute problems. These are supporting intercultural dialogue in poly-ethnical student groups, accommodating ethno-cultural differences in the teaching process along with respect to national spirit of students, creating appropriate educational environment for intercultural communication, as well as integrating students into poly-ethnical environment of university. The experience of Kemerovo State University (KemSU) teachers and lecturers in training international students is under consideration. The study has been carried out with the use of pedagogical observation, comparative analysis, literature review, survey, questioning, and interviewing. The analysis of interaction between students and teachers in poly-ethnical university environment provides the basis to describe 1) interpersonal relationship and interaction within poly-ethnical student groups, 2) international students' communication with university teachers and lecturers, 3) involvement of international students in university social life. KemSU takes a variety of measures to involve international students in the social life of the university as well as the city and the region. The research has shown that there is no need in much effort aimed at correction of students' interaction in poly-ethnical student groups. However, it is necessary for the university staff to take regular measures directed at developing and maintaining interethnic tolerance. At the same time the research has revealed the difficulties in the interaction of international students and teachers in the process of classroom work. Therefore, it is essential to develop and implement the models of pedagogical interaction to improve the process of teaching and learning in poly-ethnical university environment.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в полиэтнической среде университета»

УДК 378.4

РО!: 10.23951/2307-6127-2019-6-151-160

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА*

О. Н. Гринвальд, Т. С. Сергейчик

Кемеровский государственный университет, Кемерово

Представлен констатирующий этап исследования, направленного на выявление этно-обусловленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете. Проблема эффективной поликультурно ориентированной организации учебного взаимодействия ставит перед учреждениями высшего образования такие задачи, как обеспечение межкультурного диалога в условиях взаимодействия в полиэтнической группе, сглаживание этнокультурных различий в процессе обучения при сохранении национального своеобразия, создание наиболее продуктивного образовательного пространства для развития диалога и межнационального взаимодействия, интеграция обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства. Рассматривается опыт работы преподавателей Кемеровского государственного университета (КемГУ) с иностранными студентами, осваивающими программы бакалавриата в вузе. Использован обзор литературы, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование и беседы со студентами КемГУ На основе анализа взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета описаны основные особенности: 1) межличностных отношений и взаимодействия студентов внутри полиэтнических групп; 2) взаимодействия иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза; 3) вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета. КемГУ как социальный институт внедряет разнообразные меры по привлечению иностранных студентов к участию в жизни вуза, города и области. Исследование показало, что взаимодействие студентов в полиэтнических группах университета в целом не нуждается в дополнительной корректировке. Однако существует объективная необходимость регулярных усилий преподавателей и администрации вуза по формированию межэтнической толерантности. Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что в ходе учебного процесса иностранные студенты и преподаватели университета испытывают взаимные трудности во взаимодействии. Выявлена необходимость в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета, выражающаяся в поиске и внедрении эффективных моделей педагогической интеракции для успешного совместного обучения студентов разных этнических групп и обеспечения подготовки университетом высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, полиэтническая среда университета, межэтническая толерантность, педагогическая интеракция.

В эпоху глобализации проблема поликультурного образования и воспитания становится все более актуальной. В мае 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Работа по реализации проекта нацелена в первую очередь на стимулирование интереса иностранных граждан к российским образовательным программам. Другой важной задачей проекта является совершенст-

* Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РФФИ, проект № 19-013-00805 А «Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза».

вование условий пребывания студентов-иностранцев в период их обучения на территории России [1].

Кемеровский государственный университет (КемГУ) прикладывает значительные усилия для увеличения контингента иностранных студентов. В 2018-2019 учебном году в КемГУ обучались студенты из 25 стран мира [2]. Следовательно, проблема эффективной поликультурно ориентированной организации учебного взаимодействия приобретает особое значение и ставит перед учреждениями высшего образования ряд задач, которые требуют незамедлительного решения:

- обеспечение межкультурного диалога в условиях взаимодействия в полиэтнической группе;

- сглаживание этнокультурных различий в процессе обучения при сохранении национального своеобразия;

- создание наиболее продуктивного образовательного пространства для развития диалога и межнационального взаимодействия;

- интеграция обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства [3].

Основные цели поликультурного образования могут быть достигнуты через механизмы формирования межличностных отношений субъектов образовательного процесса и выработку адекватного взаимодействия с представителями иной культуры [4, с. 39].

Целью данного исследования является разработка моделей педагогической интеракции, отвечающих современным условиям образования с целью преодоления культурных и языковых барьеров, а также успешного совместного обучения студентов разных этнических групп.

В данном исследовании под педагогической интеракцией, осуществляемой в условиях полиэтнической среды вуза, понимается «целенаправленное, продуктивное, равноправное межличностное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса как представителей различных культур, предполагающее развитие способности осуществлять профессионально-деловую коммуникацию в поликультурном пространстве, а также формирование межкультурной толерантности» [5].

В статье определяются исходные данные для последующего исследования этнообу-словленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете.

На начальном этапе исследования особенностей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в условиях полиэтнической среды вуза было важно изучить особенности межличностного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (студент-студент, студент-преподаватель) в КемГУ как представителей различных культур.

В этой связи поставены цели: 1) межличностные отношения и взаимодействие студентов внутри полиэтнических групп; 2) взаимодействие иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза; 3) вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета.

В ходе исследования межличностного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды вуза (на примере КемГУ) использовались следующие методы: обзор литературы, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование и беседы со студентами Института фундаментальных наук и Института биологии, экологии и природных ресурсов (всего 127 студентов бакалавриата очной формы обучения), а также интервьюирование преподавателей общих и специальных дисциплин (всего 29 преподавателей). Обоснование и адекватность данных методов специфике проводимого исследования подробно изложены в статье Т. С. Сергейчик [6].

1. Межличностные отношения и взаимодействие студентов внутри полиэтнических групп.

Обучение в университете - новый этап социализации молодежи, который определяет не только дальнейший профессиональный путь и карьеру, но и понимание своей роли в обществе. Студенческая группа в вузе становится значимой площадкой, где протекает социальная жизнь обучающихся.

Многолетний опыт работы в вузах Кемерово показывает, что несмотря на динамичные и интенсивные изменения в жизни общества, проявляющиеся в нарастании разобщенности, приоритета индивидуалистических интересов, студенческая группа тем не менее демонстрирует определенное единство ее представителей - формальное и виртуальное. Подтверждением этого является создание виртуальных групп в социальных сетях и мобильных мессенджерах, участниками которых становятся студенты одной группы с первых дней поступления в вуз.

Рассматривая проблему взаимодействия российских и иностранных студентов, необходимо обратиться к такой значимой составляющей, как психологический климат в студенческих группах, а также коснуться вопроса конфликтов. В первую очередь следует констатировать относительно слабую потребность студентов в реальном общении и взаимодействии вообще и в конфликтном в частности. В студенческой среде возможны проявления конфликтного общения, но, как показывают наблюдения, конфликты среди студентов возникают весьма редко, как правило, на бытовой почве и в основном ограничиваются словесными высказываниями. Вероятно, это связано с тем, что интернет-пространство предоставляет фактически неограниченные возможности в любую минуту выразить все негативные эмоции виртуально - эмотиконом, сиюминутным негативным комментарием, письменным или устным (голосовые сообщения) высказыванием в социальных сетях. Все отмеченные особенности способствуют тому, что конфликты никогда не имеют место в аудитории - в ходе учебного процесса. Примечательно и то, что на сегодняшний день участниками реального неблагоприятного общения преимущественно являются девушки, тогда как еще десять-пятнадцать лет назад конфликтное общение было типично для юношей [7]. Современные юноши во взаимоотношениях со сверстниками в большинстве своем стремятся демонстрировать такие качества, как юмор, способность понимать и сопереживать, терпимость. В целом само взаимодействие студентов в образовательной среде университета сегодня характеризуется большей нейтральностью и прагматичностью - отсутствием как конфликтов, так и крепкой дружбы.

Кроме того, отсутствие высокой конкуренции в учебной среде (в ходе проведенного анкетирования только 18 % студентов признались в желании конкурировать с другими студентами в группе), которая была более очевидна среди студентов десять-пятнадцать лет назад [7], также во многом способствует толерантности вообще и межкультурной в частности. Конкуренция смягчается тем, что студенты внутри группы формально имеют одинаковый социальный статус. А что касается оценки их деятельности преподавателем, то с введением балльно-рейтинговой системы оценки деятельности обучающихся КемГУ ее объективность во многом достигается программно-техническими средствами [8].

По наблюдениям, приведенные особенности современного студенческого молодежного сообщества в совокупности представляют для иностранцев, приезжающих учиться в Кем-ГУ, хоть и непривычную в культурном и бытовом плане среду, но весьма толерантную, а потому комфортную для обучения.

Кроме того, было интересно выяснить мнение самих иностранных студентов об образовательной и социальной среде университета. Анкетирование и беседы показывают, что наиболь-

шую ценность для них представляет помощь в учебе со стороны местных студентов. Российские студенты с присущими национальному менталитету открытостью и готовностью помогают разобраться в том материале, который самим удалось освоить, охотно подсказывают во время занятия, повторяют озвученные преподавателем вопросы и задания либо перефразируют их с целью облегчить понимание иностранными студентами. Мы наблюдали, что постепенно иностранные студенты рассаживаются в аудитории в парах с российскими студентами. Конечно, это не всегда свидетельствует о глубоких дружеских взаимоотношениях, но способствует созданию благоприятного микроклимата в студенческой группе. Непосредственные приятельские взаимоотношения чаще складываются среди юношей, а также между юношами и девушками; однако российские и иностранные девушки общаются друг с другом с заметной осторожностью.

Отметив эти благоприятные особенности взаимодействия, преподаватели Института фундаментальных наук КемГУ организовали консультации волонтеров - студентов старших курсов для иностранных студентов-первокурсников и второкурсников с целью академической поддержки и более интенсивного вовлечения в учебу. Изучение физики, химии и математики является сложным само по себе для любого студента, а иностранным студентам приходится вдвойне непросто, сталкиваясь с необходимостью не только академической, но и языковой адаптации. Таким образом, студенты-старшекурсники получают необходимый для будущего выпускника бакалавриата практический опыт преподавания профильных дисциплин, а иностранные студенты обладают возможностью заполнить возможные пробелы в знаниях на начальном этапе обучения в университете.

2. Взаимодействие иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза.

В процессе педагогической деятельности сотрудники КемГУ осуществляют поиск путей совершенствования взаимодействия между студентами и преподавателем в полиэтнических группах. Так, например, в Институте фундаментальных наук, где численность иностранных студентов высока, администрация предприняла попытки наиболее оптимальной организации учебного процесса. Во-первых, формирование учебных групп происходит с учетом успеваемости студентов. Ранее институт внедрял практику формирования групп студентов с разным уровнем показателей академической успеваемости с целью выровнять общий уровень до оптимального. Однако такой подход администрация института оценила как неэффективный. Поэтому в настоящее время осуществляется формирование учебных групп из студентов с одинаковыми или близкими академическими показателями. Данное решение преподавателям видится более эффективным как для организации повседневного учебного взаимодействия, так и для обеспечения удовлетворительного уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

Эффективному педагогическому взаимодействию способствует также формирование подгрупп по 12-15 студентов вместо занятий для всей группы (30 студентов): это позволяет преподавателю индивидуализировать внимание для менее успевающих студентов, в числе которых потенциально оказываются иностранные студенты. Кроме того, существует практика формирования расписания лабораторных занятий по две пары (четыре академических часа) подряд, например по физике, что способствует полноценному и более глубокому «погружению» в содержание дисциплины. В дополнение к данным мерам преподавательскую учебную нагрузку, включающую практические занятия, заранее распределяют кураторам соответствующих групп: таким образом, иностранные студенты находятся в поле зрения специалиста не только в рамках учебного, но также и воспитательного процесса.

Следует отметить, что у иностранных студентов, которые приехали учиться в КемГУ, многие преподаватели отмечают положительные социальные установки в отношении педагогов, что типично для культуры стран Средней Азии. Они, как правило, демонстрируют

уважение к преподавателю, умение слушать, старательно выполнять задания. Помимо прочего, в повседневной учебной деятельности уважение также проявляется в вежливости, стремлении быть внимательным, повторять за преподавателем правильные ответы, пытаться вникнуть в суть объясняемого им материала, прилежности в выполнении упражнений на занятии и домашнего задания. У иностранных студентов, как правило, заложена привычка и выработана мотивация делать записи в рабочей тетради, что свидетельствует о желании заниматься системно, продуктивно. Иными словами, они обладают весьма правильным представлением и пониманием о том, зачем и как учиться, какова роль преподавателя, каковы обязанности студента, как вести себя на занятии в образовательном учреждении.

Студенты, приезжающие из стран Средней Азии в свою очередь отмечают, во-первых, спокойную речь преподавателей, их толерантное отношение к внешнему виду и особенностям студентов, их желание и способность вникать в ситуацию и оказывать помощь. Иностранные студенты подчеркивают важность этих качеств, отмечая, что это создает поистине комфортную среду для обучения. Им импонирует наличие возможности подойти и договориться с преподавателем об индивидуальном подходе - например, сроках сдачи отдельных нормативов и их объеме, дате и условиях зачета и т. п., так как это дает возможность спланировать поездку на родину и навестить родных в период продолжительных праздников. Однако преподавателю важно демонстрировать ясность и последовательность академических требований в совокупности с устойчивым вниманием к соблюдению дисциплины.

Разумеется, существует и ряд трудностей, с которыми сталкивается преподаватель при обучении студентов из-за рубежа в вузе. Например, большое число сотрудников университета жалуются на весьма ощутимый языковой барьер во взаимодействии со студентами-иностранцами первого курса. Владение русским языком у иностранных студентов-первокурсников оказывается удовлетворительным только на бытовом уровне. Ввиду отсутствия или недостаточно развитых умений и навыков уверенного использования научного стиля речи, знания всех видов речевой деятельности, характерных для процесса обучения и будущей профессиональной практики, владения терминологией избранного направления подготовки учебное взаимодействие оказывается на относительно низком уровне.

С целью академической поддержки иностранных студентов в КемГУ реализуется бесплатная программа дополнительного образования «Русский язык как иностранный», призванная способствовать их языковой адаптации, а также обеспечить достаточный для учебы уровень владения русским языком. Программа «Русский язык как иностранный» рекомендуется тем иностранным студентам, кто желает совершенствовать свои языковые навыки. Занятия проводятся в вечернее, свободное от основного расписания время.

Таким образом, приток иностранных студентов в российские вузы требует пересмотра существующих методов и подходов к обучению в целом и иностранному языку в частности. Необходимость эффективной организации аудиторной и самостоятельной работы студентов требует от преподавателей уделять больше внимания этнообусловленным когнитивным стратегиям овладения иностранным языком, которые используют обучающиеся [9].

Хорошие возможности в этом отношении представляет дисциплина «Иностранный (английский) язык», реализуемая на всех направлениях бакалавриата, изучение которой подразумевает в том числе сравнительную характеристику английского языка с русским и родными языками студентов [10]. При изучении тем, регламентированных рабочей программой по дисциплине «Иностранный (английский) язык» кафедры иностранных языков КемГУ, иностранные студенты мотивированно записывают русские эквиваленты английских фраз, обсуждают с преподавателем языковые различия и совпадения. Безусловно, справиться с языковыми трудностями при освоении дисциплины «Иностранный (ан-

глийский) язык» иностранным студентам и педагогам помогают современные информационно-коммуникационные технологии [11-13], в том числе различные онлайн-перевод-чики, использование которых на занятиях по иностранному языку методически обосновано [14].

3. Вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета.

КемГУ существенно расширяет свою роль в социальной жизни региона, проводит многочисленные внутривузовские, городские и областные мероприятия, многие из которых направлены на развитие экспортного потенциала образовательных услуг КемГУ [15].

В 2019 г. КемГУ запустил медиапроект «Путь в опорный», в рамках которого снимаются краткие репортажи, где иностранные студенты рассказывают о жизни и учебе в КемГУ, адаптации, новых знакомствах и увлечениях [16].

Центр межкультурных коммуникаций КемГУ привлекает студентов-иностранцев к участию в мероприятиях областного, городского и университетского уровня, ежегодных акциях и датах опорного университета - «День здоровья в КемГУ», «Ярмарка студенческих объединений», «День знаний», «Ярмарка национальных культур в КемГУ» и других. Кроме того, иностранные студенты принимают участие в научных, спортивных, культурных и праздничных мероприятиях в качестве волонтеров.

КемГУ также предоставляет студентам из-за рубежа возможность реализовать свои уникальные способности, интересы и хобби. Иностранных студентов, которые профессионально занимаются спортом и имеют спортивные разряды, привлекает сильный тренерский состав КемГУ, а также возможность регулярных тренировок в хорошо оборудованных легкоатлетическом манеже, спортивных залах, плавательном бассейне. Талантливые студенты становятся участниками единственного в Кузбассе любительского студенческого хора - Академического хора Кемеровского государственного университета.

Таким образом, КемГУ предлагает разноплановую программу по формированию у молодежи социально значимых качеств - адаптивности, профессиональной мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, предприимчивости, инициативы, что создает благоприятные социально-педагогические условия для иностранных студентов для овладения ими программ высшего образования.

Подводя итог, можно утверждать, что КемГУ успешно внедряет адекватные механизмы вовлечения иностранных студентов в социальную жизнь университета. Иностранные студенты в целом удовлетворены организацией внеучебной деятельности в вузе. Большинство из них находят занятия по интересам и демонстрируют высокую мотивацию к участию в мероприятиях, проводимых КемГУ как социальным институтом.

Кроме того, определив особенности межличностного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в полиэтнической среде университета, удалось сделать следующие выводы.

Во-первых, взаимодействие студентов в полиэтнических группах университета в целом не нуждается в дополнительной корректировке. Взаимоотношения между сверстниками в процессе учебной деятельности характеризуются толерантностью и взаимопомощью. Однако, на наш взгляд, это не исключает необходимости регулярных дополнительных усилий преподавателей и администрации вуза по формированию межэтнической толерантности, поскольку само поликультурное взаимодействие подразумевает обмен опытом на основе разного понимания действительности его участниками.

Вместе с тем преподаватели КемГУ испытывают необходимость в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды вуза, что делает актуальным поиск эффективных моделей педагогической интеракции для успешного

совместного обучения студентов разных этнических групп и обеспечения подготовки университетом высококвалифицированных специалистов. Дальнейшее исследование нацелено на разработку и апробацию этнообусловленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете.

Список литературы

I. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в редакции протокола от 30 мая 2017 года № 6 . Сайт Правительства Российской Федерации . URL: http://government. ru/news/28013/ (дата обращения: 25.06 . 2019) .

2 . Департамент образования и науки Кемеровской области . Официальный сайт . URL: |-|йр://образование42 . рф (дата об-

ращения: 25.06 . 2019) .

3 . Коломиец С . В . Особенности учебного дискурса в поликультурной образовательной среде вуза: теоретический аспект

// Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сб . науч . ст . Всерос . науч . -практ . конф . с междунар . участием . СПб . : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019 . С . 188-193.

4 . Долганов Д . Н . Межличностные отношения в контексте поликультурного образования // Вестник Кемеровского гос . ун-

та . 2015 . Т . 3, № 3 (63) С . 35-39.

5 . Перевалова А . А . Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза // Мир науки .

Педагогика и психология . 2019 . Т . 7, № 1. URL: https://mir-nauki . com/PDF/63PDMN119 . pdf (дата обращения: 25. 06 .2019) .

6 . Сергейчик Т . С . Методы исследования педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэт-

нической среде вуза // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб науч ст Межвузовской научно-практ. конф . Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019 . С . 212-2017 .

7 . Касаткина Н . Э . , Сергейчик Т. С . Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе . Кемерово:

ЮНИТИ, 2005. 165 с .

8 . Ресенчук А . А . Анализ системы контроля успеваемости иностранных студентов по гуманитарным дисциплинам в сов-

ременном образовательном процессе // Коммуникативная культура современника: проблемы, традиции, перспективы: сб . науч . ст. XII Междунар . науч . -практ . конф . Новокузнецк: Изд-во НФИ КемГУ, 2019 . С . 37-41.

9 . Савельева И . В . Учебные стратегии и их роль в обучении иностранному языку в полиэтнических группах // Материалы

Всерос . науч . конф . с междунар . участием, посвященной 220-летию со дня рождения А. С . Пушкина «Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом» . Екатеринбург, 2019 .

10 . Гринвальд О . Н . Из опыта преподавания английского языка в многонациональных группах студентов уровня beginner //

Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб науч ст Межвузовской научно-практ конф Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019 . С . 61-68 .

II. Тунёва Н . В . Опыт применения мобильных технологий на занятиях по английскому языку // Теоретические и прикладные аспекты лингводидактики . Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2018 . С . 148-154.

12 . Sysoyev P. V. , Evstigneev M . N . , Evstigneeva I . A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs // Anikina Z . (eds) Going Global

through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective . GGSSH 2019 . Advances in Intelligent Systems and Computing . Vol . 907 . Springer, Cham, 2019 .

13 . Islamov R. S . , Greenwald O . N . , Tunyova N . V Mobile Applications in Mastering Mining Engineers' Competences // E3S Web

Conferences . 2018 . Vol . 41. DOI: 10 . 1051/e3sconf/20184104041.

14 . Исламов Р . С . Использование машинного перевода на занятиях по английскому языку студентами мультилингвальных

групп (на примере темы "English Idioms") // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб. науч . ст . Межвузовской научно-практ. конф . Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2019 . С . 114-120 .

15 . Сергейчик Т . С . Особенности реализации стратегии экспорта образования в российском вузе (на примере Кемеровско-

го государственного университета) // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: сб . ст . / под науч . ред . Л . С . Зникиной. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2018 . С . 55-62.

16 . Сайт Кемеровского государственного университета . URL: https://kemsu . ru/ (дата обращения: 25. 06 .2019) .

Гринвальд Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный университет (ул. Красная, 6, г. Кемерово, Россия, 650000). E-mail: [email protected]

Сергейчик Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный университет (ул. Красная, 6, г. Кемерово, Россия, 650000). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.07.2019

DOI: 10. 23951/2307-6127-2019-6-151-160

THE INTERACTION OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN POLY-ETHNICAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

0. N. Greenwald, T. S. Sergeychik

Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation

The article represents the results of the first stage of research aimed at identifying ethnically determined models of pedagogical interaction for teaching foreign languages as a part of the basic module of Bachelor's programs at university. The need to organize multicultural interaction in a classroom makes institutions of higher education solve several acute problems. These are supporting intercultural dialogue in poly-ethnical student groups, accommodating ethno-cultural differences in the teaching process along with respect to national spirit of students, creating appropriate educational environment for intercultural communication, as well as integrating students into poly-ethnical environment of university. The experience of Kemerovo State University (KemSU) teachers and lecturers in training international students is under consideration. The study has been carried out with the use of pedagogical observation, comparative analysis, literature review, survey, questioning, and interviewing. The analysis of interaction between students and teachers in poly-ethnical university environment provides the basis to describe 1) interpersonal relationship and interaction within poly-ethnical student groups, 2) international students' communication with university teachers and lecturers, 3) involvement of international students in university social life. KemSU takes a variety of measures to involve international students in the social life of the university as well as the city and the region. The research has shown that there is no need in much effort aimed at correction of students' interaction in poly-ethnical student groups. However, it is necessary for the university staff to take regular measures directed at developing and maintaining interethnic tolerance. At the same time the research has revealed the difficulties in the interaction of international students and teachers in the process of classroom work. Therefore, it is essential to develop and implement the models of pedagogical interaction to improve the process of teaching and learning in poly-ethnical university environment.

Keywords: higher education, interethnic tolerance, international students, poly-ethnical university environment, pedagogical interaction.

References

1. Pasport prioritetnogo proyekta "Razvitiye eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemy obrazovaniya" v redaktsii protokola ot 30 maya 2017 goda № 6 [The Certificate of the top-priority project «The Strategy for Development of Russian Education Export»] . Sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [The Russian Government. Official site] (in Russian) . URL: http://government. ru/ news/28013/ (accessed 25 June 2019) .

2 . Departament obrazovaniya i nauki Kemerovskoy oblasti. Ofitsial'nyy sayt [The Department of Education and Science in Kemerovo Region . Official site] (in Russian) . URL: http://obrazovanie42 . rf (accessed 25 June 2019) .

fpmeaMbd O. H., Сергеûцик T. C. B3auModeùcmeue cyô^eKmoe...

3 . Kolomiyets S . V. Osobennosti uchebnogo diskursa v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede vuza: teoreticheskiy aspect [Features

of the classroom discourse in the polycultural educational environment of higher education institution: theoretical aspect] . Sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem: "Upravleniye chelovecheskimi resursami v sfere fizicheskoy kul'tury, sporta i zdorovogo obraza zhizni" [Materials of the Russia-wide Scientific and Practical Conference with international assistance «Human Resource Management in the Sphere of Physical Training, sports and healthy lifestyle] . Saint Petersburg, POLITEKH-PRESS Publ . , 2019 . Pp . 188-193 (in Russian) .

4 . Dolganov D . N . Mezhlichnostnye otnosheniya v kontekste polikul'turnogo obrazovaniya [Interpersonal Relations in the Context

of Multicultural Education] . Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2015, vol . 3, no . 3 (63), pp . 35-39 (in Russian) .

5 . Perevalova A. A. Pedagogicheskaya interaktsiya v usloviyakh polietnicheskoy obrazovatel'noy sredy vuza [Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

interaction in the multi-ethnic educational environment of the university] . Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya - World of Science. Pedagogy and Psychology, 2019, vol . 7, no. 1 (in Russian) . URL: https://mir-nauki ,com/PDF/63PDMN119 . pdf (accessed 25 June 2019) .

6 . Sergeychik T S . Metody issledovaniya pedagogicheskoy interaktsii v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku v

polietnicheskoy srede vuza [Research methods in the study of pedagogical interaction in EFL teaching process in polyethnic groups at institutions of higher education] . Sbornik nauchnykh statey Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoreticheskiye i prikladnye aspekty lingvoobrazovaniya" [Theoretical and applied aspects of linguistic education: a collection of scientific articles of the Interuniversity scientific and practical conference] . Kemerovo, KuzSTU Publ . , 2019 . Pp . 212-2017 (in Russian)

7 . Kasatkina N . E . , Sergeychik T. S . Formirovaniye mezhlichnostnykh otnosheniy v studencheskom kollektive [The development

of Interpersonal Relationship in Student Groups] . Kemerovo, YUNITI Publ . , 2005. 165 p . (in Russian) .

8 . Resenchuk A .A . Analiz sistemy kontrolya uspevayemosti inostrannykh studentov po gumanitarnym distsiplinam v sovremennom

obrazovatel'nom protsesse [The analysis of international students' performance control system in humanities in a process of modern education] . Sbornik nauchnykh statey XII Mezhdunarodnoy nauchno-praktichskoy konferentsii "Kommunikativnaya kul'tura sovremennika: problemy, traditsii, perspektivy" [Materials of the International Scientific and Practical Conference "The Communicative Culture of the Contemporary: problems, traditions, prospects"] . Novokuznetsk, NFI KemGU Publ . , 2019 . Pp . 37-41 (in Russian) .

9 . Savel'eva I. V. Uchebnye strategii i ikh rol' v obuchenii inostrannomu yazyku v polietnicheskikh gruppakh [Learning strategies

and their role in foreign language teaching] . Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 220-letiyu so dnya rozhdeniya A. S. Pushkina "Kognitivnye strategii filologicheskogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom" [Materials of the Russia-wide Scientific and Practical Conference with international assistance dedicated to 220th anniversary of A. S . Pushkin "Cognitive strategies of philology education in Russia and abroad"] . Ekaterinburg, 2019 (in Russian)

10 . Grinval'd O . N . Iz opyta prepodavaniya angliyskogo yazyka v mnogonatsional'nykh gruppakh studentov urovnya beginner

[Some experience of teaching English in the multinational student groups of "beginners"] Sbornik nauchnykh statey Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoreticheskiye i prikladnye aspekty lingvoobrazovaniya" [Theoretical and applied aspects of linguistic education: a collection of scientific articles of the Interuniversity scientific and practical conference] . Kemerovo, KuzSTU Publ . , 2019 . Pp . 61-68 (in Russian) . 11. Tuneva N . V. Opyt primeneniya mobil'nykh tekhnologiy na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku [Using web-services to arrange subject competitions] . Teoreticheskiye iprikladnye aspekty lingvodidaktiki [Theoretical and applied aspects of linguodidactics] . Kemerovo, KuzSTU Publ . , 2018 . Pp . 148-154 (in Russian) .

12 . Sysoyev P. V. , Evstigneyev M . N . , Evstigneyeva I. A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs . Going Global through Social

Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective (GGSSH 2019) . Advances in Intelligent Systems and Computing, Springer, Cham, 2019, vol . 907, pp . 210-218 . DOI: 10 . 1007/978-3-030-11473-2_23 .

13 . Islamov R. S . , Greenwald O . N . , Tunyova N . V Mobile Applications in Mastering Mining Engineers' Competences . E3S Web

Conferences, 2018, vol . 41. DOI: 10 . 1051/e3sconf/20184104041.

14 . Islamov R. S . Ispol'zovaniye mashinnogo perevoda na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku studentami mul'tilingval'nykh

grupp (na primere temy "English Idioms") [The purposefulness of application of machine translation by the students of multilinguistic groups in English classes (study of the topic "English Idioms")] . Sbornik nauchnykh statey Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoreticheskiye i prikladnye aspekty lingvoobrazovaniya" [Theoretical and applied aspects of linguistic education: a collection of scientific articles of the Interuniversity scientific and practical conference] . Kemerovo, KuzSTU Publ . , 2019 . Pp . 114-120 (in Russian) .

15 . Sergeychik T S . Osobennosti realizatsii strategii eksporta obrazovaniya v rossiyskom vuze (na primere Kemerovskogo

gosudarstvennogo universiteta) [Implementation of Export Education Strategy at Russian University (Evidence from Kemerovo State University)] . Teoreticheskiye i prikladnye aspekty lingvodidaktiki - Theoretical and applied aspects of the language pedagogy. Kemerovo, KuzSTU Publ . , 2018 . Pp . 55-62 (in Russian) .

16 . Sayt Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Site of Kemerovo State University] (in Russian) . URL: https://kemsu . ru/

(accessed 25 June 2019) .

Greenwald O. N., Kemerovo State University (ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Russian Federation, 650000). E-mail: [email protected]

Sergeychik T. S., Kemerovo State University (ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Russian Federation, 650000). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.