Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / TOLERANCE / PEDAGOGICAL TOLERANCE / INTERCULTURAL TOLERANCE / COMMUNICATIVE TOLERANCE / PEDAGOGICAL EDUCATION / JOB-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриднева Наталья Александровна, Досковская Мария Сергеевна

Статья посвящена проблеме воспитания педагогической толерантности средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность исследования определяется, во-первых, существующим запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармоничности и конструктивности взаимоотношений между людьми (в том числе в профессиональной сфере), и, во-вторых, современной гуманистической концепцией образования, опирающейся на идею бережного и уважительного отношения к индивидуальности ребенка во всех ее социально приемлемых проявлениях. Педагогическая толерантность рассматривается в статье как профессионально важное качество учителя, являющееся неотъемлемым элементом его профессионально-этической культуры и в значительной степени определяющее эффективность его деятельности. Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности увязываются в статье с тремя аспектами, во многом составляющими саму ее специфику и определяющими ее внушительный гуманитарный потенциал. Это, во-первых, лежащая в основе современной методики обучения иностранному языку концепция диалога культур, во-вторых, обширная и разнородная коммуникативная практика и, в-третьих, возможность ценностной ориентации содержания обучения. На материале специально разработанных для будущих педагогов заданий демонстрируются возможности развития у них в процессе обучения иностранному языку толерантности, открытости миру во всем его культурном многообразии, эмпатии, альтруизма, уважительного отношения к Другому, способности к диалогу и сотрудничеству, т. е. тех личностных качеств, которые необходимы современному педагогу для налаживания конструктивных отношений с обучающимися, для создания и поддержания психологически комфортной и потому продуктивной для обучения и воспитания среды, в том числе в неоднородной по своему национально-этническому составу аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриднева Наталья Александровна, Досковская Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOLERANCE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The paper deals with the problem of pedagogical tolerance formation by means of teaching foreign languages. Great importance and urgency of research are caused firstly by public need for tolerance which is reasonably regarded as a key to building harmonic and results oriented relationships between people (also in professional areas) and secondly by modern humanistic conception of education based on idea of careful and respectful attitude towards child’s identity in all of its socially acceptable manifestations. Pedagogical tolerance is regarded in the article as a professionally important quality, as an integral part of teacher’s ethical culture and a success factor for teaching activities. The opportunities for pedagogical tolerance development when teaching foreign languages are linked in the article with three aspects which substantially determine specifics of this discipline and its humanitarian potential. These are the conception of cultures dialog, the wide diversity of communicative practice and the possibility of axiological orientation of teaching content. Using some specially for future teachers designed tasks we show possible ways for effective development of tolerance, openness to the multicultural world, empathy, altruism, capacity for a dialogue and other personal qualities needed for keeping up a good relationship with pupils and maintaining a psychologically comfortable climate highly conducive for teaching and upbringing (also in a multi-ethic audience).

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1 DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.3.3

ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

H.A. Гриднева1, М.С. Досковская2

12Самарский государственный техническийуниверситет Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: n.gavrilina83@mail.ru

2 Самарский государственный социально-педагогический университет Российская Федерация, 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67 E-mail: md-63@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме воспитания педагогической толерантности средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность исследования определяется, во-первых, существующим запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармоничности и конструктивности взаимоотношений между людьми (в том числе в профессиональной сфере), и, во-вторых, современной гуманистической концепцией образования, опирающейся на идею бережного и уважительного отношения к индивидуальности ребенка во всех ее социально приемлемых проявлениях. Педагогическая толерантность рассматривается в статье как профессионально важное качество учителя, являющееся неотъемлемым элементом его профессионально-этической культуры и в значительной степени определяющее эффективность его деятельности. Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности увязываются в статье с тремя аспектами, во многом составляющими саму ее специфику и определяющими ее внушительный гуманитарный потенциал. Это, во-первых, лежащая в основе современной методики обучения иностранному языку концепция диалога культур, во-вторых, обширная и разнородная коммуникативная практика и, в-третьих, возможность ценностной ориентации содержания обучения. На материале специально разработанных для будущих педагогов заданий демонстрируются возможности развития у них в процессе обучения иностранному языку толерантности, открытости миру во всем его культурном многообразии, эмпатии, альтруизма, уважительного отношения к Другому, способности к диалогу и сотрудничеству, т. е. тех личностных качеств, которые необходимы современному педа-

1 Гриднева Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный».

2 Досковская Мария Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Самарского государственного технического университета, доцент кафедры «Романская филология» Самарского государственного социально-педагогического университета.

гогу для налаживания конструктивных отношений с обучающимися, для создания и поддержания психологически комфортной и потому продуктивной для обучения и воспитания среды, в том числе в неоднородной по своему национально-этническому составу аудитории.

Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, межкультурная толерантность, коммуникативная толерантность, педагогическое образование, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.

Введение

Воспитание толерантности является сегодня одной из наиболее актуальных проблем для целого ряда гуманитарных наук. Внимание к этому вопросу обусловлено, главным образом, запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармонизации взаимоотношений между людьми, повышения качества их взаимодействия, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Система образования, всегда работающая в интересах общества, разумеется, не может не реагировать на данный запрос и ищет возможности его удовлетворения. В научно-методической литературе получают освещение проблемы воспитания толерантности на разных этапах образования и для разных профилей подготовки, стремительно развивается относительно недавно оформившаяся в качестве отдельного направления так называемая «педагогика толерантности».

Для педагогического образования формирование толерантности имеет огромное значение. Современная гуманистическая концепция образования опирается на идею уважительного и бережного отношения учителя к личности каждого своего ученика, признания за ним права на инаковость во многих ее проявлениях. Именно толерантность позволяет учителю создавать психологически комфортную среду обучения, грамотно выстраивать взаимоотношения с учащимися и демонстрировать им на собственном примере открытость, эмпатию, нацеленность на конструктивный диалог и способность избегать или оперативно разрешать всякого рода конфликты. Толерантность учителя является необходимым условием реализации глобальных идей современной педагогики о развитии субъектности и полисубъектности личности, предполагающих сохранение индивидуальности каждого учащегося, создание условий для развития его способностей к самоопределению, самосовершенствованию и самовыражению. Все это заставляет рассматривать толерантность как профессионально важное качество педагога, во многом определяющее эффективность его деятельности.

Между тем эмпирические исследования показывают, что многие учителя, увы, продолжают мыслить и действовать преимущественно в логике субъектно-объектных отношений и, как следствие, не демонстрируют должного уровня то-

лерантности в общении со своими учениками [7, 17]. Весьма распространенными явлениями в педагогической практике остаются авторитарный стиль взаимо-действия, категоричность суждений и оценок, принуждение учащихся к четкому соблюдению выстроенной иерархии и т. п. Можно сказать, что сложившаяся на данный момент в сфере образования ситуация отражает общий настрой российской общественности, все еще недостаточно полно осознающей социальную значимость толерантности. Такое положение дел - как в сфере образования, так и в обществе в целом - несомненно, требует специальных мер учебного, пропагандистского и культурно-образовательного характера [13]. В связи с этим проблема совершенствования методов воспитания педагогической толерантности в условиях профессиональной подготовки будущих учителей представляется чрезвычайно актуальной.

1. Обзор литературы

Формированию педагогической толерантности посвящены фундаментальные исследования А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, Л.М. Безотечество, Е.В. Фалуниной, Т.Н. Чекмаревой, Г.М. Шеламовой, Е.Ю. Клепцовой, О.Б. Нурлигаяновой, М.А. Перепелицыной, Т.Ю. Фадеевой и других специалистов. Педагогическая толерантность определяется как «интегративное динамическое личностное качество, проявляющееся в деятельности педагога, являющееся основанием для его личностного и профессионального развития, ценностного отношения ко всем субъектам образовательного процесса, в соответствии с которым педагог, имея собственную жизненную позицию, уважает и признает право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие с учетом различных точек зрения участников образовательного процесса» [4, с. 7]. Педагогическая толерантность рассматривается как профессионально важное качество педагога [19, 20]; изучаются психолого-педагогические условия ее эффективного формирования [16]; выделяются ее структурные компоненты [1, 6]; определяются возможные критерии оценки ее сформированное™ [15].

Воспитание толерантности (в том числе педагогической) является сложным и длительным процессом, успех которого, как и в случае с иными личностными свойствами, определяющими профессионально-нравственную культуру специалиста, во многом зависит от качества реализации гуманистической составляющей каждой преподаваемой дисциплины. В связи с этим отдельный блок исследований по проблеме формирования толерантности составляют научно-методические работы, посвященные вопросам максимально эффективной в этом смысле организации обучения отдельным предметам, в том числе, конечно, иностранному языку. Что касается последнего, то здесь внимание специалистов привлекают прежде всего возможности коммуника-

тивно-деятельностного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов, признанных наиболее продуктивными для развития межкультурной и коммуникативной толерантности [3, 5]. В целом констатируется необходимость развития более глубокого понимания учащимися культуры, образа жизни и мировоззрения носителей изучаемого языка, ориентации их на гармоничное и конструктивное межкультурное взаимодействие, организации обучения языку как «обучения пониманию чужого» [8, с. 129].

2. Материалы и методы

Наша цель в рамках данной статьи - раскрыть потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности и продемонстрировать некоторые возможности его реализации непосредственно в процессе обучения.

В ходе работы над статьей мы изучили соответствующую теме исследования психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, произвели отбор и оценку актуального дидактического материала, а также проанализировали и обобщили собственный опыт работы со студентами - будущими педагогами.

Эмпирическая часть исследования проводилась в группах второго и четвертого курсов студентов-бакалавров факультета иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Иностранный язык» (английский) и «Иностранный язык» (французский).

3. Результаты исследования

Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности мы увязываем с тремя аспектами, во многом определяющими саму специфику рассматриваемого предмета и, в частности, его гуманитарный потенциал.

1. Диалог культур. Поликультурное пространство обучения иностранному языку уже само по себе является благоприятной средой для развития толерантности. Организация работы с опорой на известную идею диалога культур позволяет не просто знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка, но и формировать у них позитивное отношение к самому факту культурного многообразия, способствовать пониманию ими значимости мирного сосуществования различных культур «под одним небом» и продуктивности их гармоничного взаимодействия.

Формирование межкультурной толерантности у будущих работников сферы образования имеет большое значение, т. к. современному педагогу очень часто приходится иметь дело с аудиторией, не гомогенной по своему национальному (этническому) составу. Это значит, что для качественного осуществления педагогической деятельности в подобных условиях учителю необходимо быть равно доброжелательным по отношению к представителям всех этносов и наций, быть свободным от всякого рода предрассудков и стереотипов, а также готовым и способным к разрешению возможных конфликтов на национальной почве среди учащихся. Лишь поистине толерантный преподаватель, работая с полиэтническим контингентом учащихся, может не только избежать возникновения весьма вероятной в таких условиях напряженности, но и превратить поликультурную среду в фактор духовно -нравственного обогащения и личностного развития своих учеников.

Максимально эффективное для воспитания толерантности использование поликультурного пространства предполагает в качестве своей цели формирование не просто и не только позитивного отношения к конкретной чужой культуре, но готовности к принятию потенциально любой инокультуры, в том числе абсолютно незнакомой человеку на данный момент. Это требует, помимо прочего, воспитания у учащихся уважения к самому феномену национальной культуры как формы проявления индивидуальности народа и формирования у них позитивного восприятия самого факта культурного многообразия.

Реализации данной установки на практике будет способствовать особое позиционирование изучаемой лингвокультуры, а именно включение ее в широкий поликультурный контекст. В процессе обучения иностранному языку, конечно, важно стремиться к раскрытию специфики изучаемой лингвокультуры, к демонстрации ее уникальности, но в то же время в восприятии учащихся она не должна замыкаться на самой себе. Периодическое обращение к более широкому спектру национальных культур обеспечит и более полное раскрытие индивидуального характера изучаемой лингвокультуры, и восприятие ее учащимися как органической части глобального культурного пространства, как одного из образцов мирового культурного многообразия.

В этом плане хорошие результаты может дать периодический экскурс в историю изучаемого языка, особенно уместный при работе с будущими учителями-филологами. На примере отдельно взятого слова может быть наглядно продемонстрирован факт исторического родства и тесного взаимодействия языков. Язык, как и культура, частью которой он является, никогда не пребывает в изоляции, и это является важным фактором его непрекращающегося развития и обогащения. Актуализация исторических связей изучае-

мой лингвокультуры за счет работы с этимологией наиболее показательных в этом отношении слов, а также со словами-интернационализмами поможет учащимся более четко осознать продуктивность фактического и потенциального межкультурного взаимодействия.

Продуктивной и интересной может стать работа с материалами о культурных традициях и обычаях разных стран. Например, при изучении наиболее актуальной для будущих педагогов темы «Образование» имеет смысл рассмотреть сложившиеся у разных народов школьные и студенческие традиции. Заметим, что в данном случае формированию толерантности будет способствовать не только расширение спектра привлекаемых национальных культур, но и осознание учащимися «духовного единства» многонационального студенческого сообщества, к которому принадлежат и они сами: сквозь разнообразие порой весьма оригинальных национальных традиций отчетливо проглядывают общие для всего мирового студенчества установки и ценности.

Интересным также будет материал о существующих в разных странах традициях воспитания и обучения. Несомненно, сфера образования является частью социокультурного пространства страны, и потому доминирующие в ней подходы неизбежно несут на себе отпечаток национальной истории и культуры. Важный вывод, который должен быть сделан учащимися после знакомства с этой информацией, заключается в том, что разные народы учатся по-разному, причем национальный менталитет может стать фактором, напрямую определяющим характер обучения, и за пределами родной для ученика страны. Педагог должен быть готов принять этот факт и искать подход к ученику любой национальности.

Диалог культур также открывает прекрасные возможности для осознания учащимися собственной национально-культурной идентичности, что является не менее важным фактором развития толерантности, которая под принятием Другого отнюдь не подразумевает отказа от себя самого или отсутствия собственной индивидуальности: толерантность - это свойство зрелой личности с устоявшейся системой взглядов и ценностей, готовой к конструктивному диалогу с Другим на основе равноправия и взаимоуважения. Этот факт тем более актуален для педагогической деятельности, где толерантное отношение учителя к индивидуальности ученика ни в коей мере не предполагает абсолютной вседозволенности. При всем уважении к личности ребенка учитель, тем не менее, должен обладать способностью адекватно оценивать его личностные характеристики и корректировать их в случае необходимости. Несомненно, учитель должен оказывать целенаправленное влияние на личностное становление своих учеников, причем такое влияние может быть позитивным и эффективным лишь при условии собственной личностной зрелости педаго-

га, сформированное™ у него соответствующих личностных качеств. По известному выражению Д.С. Лихачева, учитель «воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Заметим, что потенциал дисциплины «Иностранный язык», связанный с диалогом культур, отнюдь не ограничивается возможностями формирования толерантности лишь в межкультурном ее измерении, хотя в контексте изучения диалога культур именно межкультурная толерантность становится предметом специального рассмотрения чаще всего. Диалог культур есть не просто знакомство с иной культурой, но прежде всего встреча с Другим, и в этом своем качестве он открывает прекрасные перспективы для воспитания готовности к принятию инаковости в любом ее проявлении (не только национально-культурном, но и социальном, личностном, физиологическом и т. д.). Важно, что толерантность является интегративным качеством, т. е. она подразумевает интеграцию в своем объекте всех приемлемых форм проявления отличия. Национальная культура является лишь одной из таких форм, «частным случаем», так что формирование межкультурной толерантности запускает механизм развития толерантности в целом.

2. Обширная коммуникативная практика. Как подчеркивают Ю.А. Афонькина и Г.В. Жигунова, резюмируя результаты проведенного эмпирического исследования по проблеме толерантности к лицам с ОВЗ, только регулярный опыт непосредственной совместной деятельности инвалидов с людьми, не имеющими инвалидности, позволяет формировать между теми и другими истинно толерантные отношения [2]. Такой вывод отнюдь не кажется неожиданным и актуален для формирования толерантности в целом. Неслучайно педагогика толерантности опирается на интерактивные методы обучения, в основе которых - организация критического диалога и активного взаимодействия с внешними «другими» [11]. Именно непосредственное взаимодействие позволяет вовлеченным в него сторонам выработать адекватное представление друг о друге, преодолеть все возможные стереотипы, деструктивные страхи, а также определиться с наиболее эффективными тактиками и стратегиями ведения диалога.

Говоря иначе, здесь опыт оказывается лучшим учителем: формирование коммуникативной толерантности происходит прежде всего непосредственно в процессе коммуникации, когда общающиеся учатся взаимодействовать друг с другом в конструктивном ключе, слушать и слышать друг друга, отстаивать собственную точку зрения, проявляя уважение к точке зрения оппонента. В связи с этим потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания толерантности во многом определяется возможностью обеспечения учащим-

ся обширной коммуникативной практики, включающей в себя самые разные формы взаимодействия.

Значимость коммуникативной толерантности для учителя определяется той ролью, которую играет в его профессиональной деятельности общение с учеником. Очевидно, что роль эта - велика, т. к. основные свои задачи педагог решает именно посредством коммуникации. Так, например, приобщение к ценностям, которое составляет важнейшую часть воспитательной работы педагога на любом этапе образования, возможно лишь через доверительный диалог, предполагающий максимальную деликатность учителя по отношению к индивидуальности каждого своего ученика. Очевидно, что никакие ценности, в том числе толерантность, не могут быть навязаны учащимся, что приобщение к ним не может носить насильственного характера.

В последние годы востребованность коммуникативной толерантности ощущается особенно остро также в связи с заметно выросшей индивидуально-психологической дифференциацией школьников: почти в каждом классе можно увидеть детей из хорошо и плохо обеспеченных семей, с очень высокими и очень низкими способностями [10, с. 351].

Среди всех возможных при обучении иностранному языку форм работы наиболее продуктивными для воспитания педагогической толерантности являются дебаты, ролевые игры и совместные проекты. Именно эти виды деятельности позволяют развивать у учащихся качества, необходимые для конструктивного взаимодействия, предполагающего, в частности, способность видеть в собеседнике равноправного партнера, адекватно реагировать на иную точку зрения, отстаивать свою позицию, соблюдая культуру ведения дискуссии, достигать консенсуса и т. п. Более того, эти формы работы способствуют развитию критического мышления, которое, проявляясь в широте взглядов, глобальном подходе к проблеме, открытой к познанию позиции, является важным фактором развития толерантности [9, с. 167; 14, с. 177].

На обсуждение в группе могут быть вынесены вопросы самого разного характера; главное, чтобы они были действительно интересны учащимся и относились к разряду дискуссионных. При выборе тем для работы с будущими педагогами особое внимание следует уделить проблемам воспитания и обучения. В частности, могут быть рассмотрены различные подходы к решению актуальных учебно-методических и воспитательных задач, возможности выстраивания конструктивных отношений между учителем и учеником, особенности организации внеклассной работы и т. п. В этом случае дискуссия будет вдвойне эффективной, способствуя не только развитию толерантности, но и обогащению специальных знаний учащихся, развитию их профессионального самосознания. Конечно, дебаты (особенно по профессионально ори-

ентированным вопросам) не относятся к простым формам работы и потому в большинстве случаев требуют весьма серьезной предварительной подготовки, которая как минимум на первых порах должна включать в себя отработку соответствующих речевых «формул вежливости».

Как правило, уровень коммуникативной толерантности каждого учащегося обнаруживает себя уже в ходе первой дискуссии, задача преподавателя -адекватно его оценить, верно диагностировав возможные сложности и проблемы. Для большей эффективности полученный учащимися коммуникативный опыт, конечно, должен стать предметом и их рефлексии тоже. Анализ хода и результатов дискуссии по ее завершении поможет студентам здраво оценить действенность выбранных коммуникативных тактик и избежать возможных ошибок в дальнейшем. Важно из раза в раз ориентировать учащихся на поддержание максимально высокой культуры ведения дискуссии, на необходимость проявления уважения к собеседнику и позиционировать толерантность в качестве несомненного фактора успеха, подкрепляя этот тезис примерами из опыта самих учащихся, полученного в ходе дискуссии.

В формате ролевой игры со студентами - будущими педагогами могут быть отработаны модели корректного речевого поведения, востребованные для качественного взаимодействия с коллегами и родителями учеников. Игровые ситуации взаимодействия могут быть смоделированы с опорой на тот же круг вопросов, что и дискуссии. В частности, по проблеме организации внеклассной работы можно предложить учащимся примерить на себя роли учителей и обсудить, какое внеклассное мероприятие запланировать на ближайший месяц. Среди вариантов для обсуждения могут быть: поход с учениками в театр, кино, музей, экскурсия по городу, выезд на природу, посещение местной библиотеки и т. д. Каждый из участников должен объяснить, почему считает предлагаемый им вариант организации досуга наиболее продуктивным. Разумеется, все варианты по-своему хороши, но в итоге должен быть достигнут консенсус. В формате ролевой игры может быть сымитирован и разговор учителя с одним из родителей ученика. Возможный сценарий: учитель стремится убедить отца (мать) ученика в необходимости посещения ребенком в свободное время каких-либо секций, кружков, детских клубов, творческих мастерских и т. п., в то время как родители считают, что ребенок и без того имеет очень высокую нагрузку и дополнительные занятия могут пойти ему во вред. В подобном разговоре компромисс не всегда возможен, но важно, чтобы обе стороны сохраняли во время спора спокойствие, тактичность и, конечно, стремились услышать друг друга и понять. В качестве группового проекта учащимся может быть предложено совместное создание развернутого

плана внеклассной работы на учебный год с описанием включенных в него мероприятий и обоснованием их необходимости (продуктивности).

3. Ценностно-ориентированное содержание обучения. В научной литературе представлены различные психологические модели толерантности. Чаще всего речь идет о трех компонентах в ее структуре: когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом [15, 16]. Именно на них предлагается опираться при воспитании толерантности, т. е. процесс воспитания толерантности предполагает: 1) получение учащимися достаточно четких представлений о сущности толерантности, понимание ими причин ее социальной востребованности; 2) формирование у них субъективного ценностного отношения к толерантности, признание ее значимости и необходимости; 3) овладение ими умениями и навыками толерантного поведения, развитие способности к регуляции и организации своей деятельности в соответствии с принципами толерантности. Представляется очевидным, что эти задачи могут быть эффективно решены лишь в рамках аксиологического подхода, и в частности посредством ценностной ориентации содержания учебных материалов и обучения в целом.

Дисциплина «Иностранный язык» дает преподавателю хорошие шансы на обеспечение условий, необходимых для формирования всех трех вышеперечисленных компонентов толерантности. В частности, здесь сохраняется значительная свобода при выборе материалов, что обеспечивает возможность усиления аксиологической составляющей их содержания, а используемые в процессе обучения активные методы работы способствуют выработке у учащихся осознанного, ценностного отношения к новым для них фактам и овладению ими конкретными моделями речевого поведения как способами реализации «новоприобретенных» ценностных норм.

Несомненно, толерантность должна прочно войти в субъективную систему ценностей педагога, стать регулятором его поведения и одним из принципов профессиональной деятельности, которая только в этом случае и может быть достаточно эффективной. Активное включение в учебный процесс материалов ценностно-ориентированного содержания, в частности обеспечивающих ориентацию учащихся на такие ценности, как эмпатия, альтруизм, вежливость, отзывчивость, миролюбие, поможет воспитать поистине толерантного педагога, который, будучи носителем этих качеств, станет для своих учеников большим авторитетом и потому образцом для подражания.

В той или иной мере все изучаемые в рамках предмета «Иностранный язык» темы при соответствующей организации работы над ними могут способствовать формированию толерантности. Так, уже в процессе изучения традиционно открывающей курс темы «Моя семья» могут быть затронуты ключевые для воспитания толерантности вопросы о необходимости взаимоуважения, взаимовыручки и взаимопонимания. При изучении последующих тем те же вопросы могут

быть перенесены из пространства семьи в пространство школы и вуза (тема «Образование»), города, страны и мира (темы «Мой родной город», «Россия», «Великобритания») и т. д. Толерантность - то свойство, которое проявляет себя в процессе любого взаимодействия, в любом социальном контексте, так что фактически для всех включенных в рабочую программу дисциплины тем может быть найден достаточный материал, работа с которым обеспечит необходимую ценностную ориентацию учебного процесса.

Так, при работе над темой «Образование» за счет специально отобранных материалов, организации тематических дискуссий и т. п. могут быть, в частности, подняты такие вопросы, как особенности выстраивания гармоничных и конструктивных отношений между всеми субъектами процесса обучения, потенциал поликультурной образовательной среды, необходимость бережного и уважительного отношения педагога к личности ребенка. При обсуждении данных и схожих вопросов имеет смысл апеллировать к личному опыту студентов. Как правило, накопленный за годы обучения в школе и университете опыт вполне позволяет им самостоятельно сделать правильные выводы о значимости педагогической толерантности, увидеть в ней важнейший фактор возникновения и поддержания психологически комфортной и потому продуктивной для обучения среды. Эффективным для формирования педагогической толерантности, осознания ее востребованности может быть также обсуждение в соответствующем ключе современных тенденций в сфере образования - главным образом его интернационализации, которая, кроме прочего, требует от преподавателя открытости миру во всем его культурном многообразии, готовности и способности качественно взаимодействовать с представителями различных этносов и культур.

Обсуждение и заключение

В современном мире толерантность является принципиально важным качеством, во многом определяя степень стабильности и упорядоченности нашей жизни. Несомненно, воспитание толерантности должно начинаться с раннего детства, с семьи. Тем не менее именно юношеский (студенческий) возраст признается психологами максимально восприимчивым периодом для ее развития: в это время происходит приобщение к культурным ценностям, активно развивается эмоциональная сфера (в том числе способность к сопереживанию), укрепляется этническое самосознание, формируется новое отношение к миру [12]. Эти факты определяют потенциально высокую продуктивность воспитательной работы вузовского преподавателя, направленной на формирование толерантности.

Для педагогического образования вопрос развития толерантности имеет огромное значение. Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством учителя, неотъемлемым элементом его этической культу-

ры, существенным фактором эффективности его деятельности. Обучение иностранному языку в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, несомненно, может сыграть свою роль в развитии педагогической толерантности. Это обусловлено самой спецификой данной учебной дисциплины, а именно возможностями: 1) реализации концепции диалога культур; 2) обеспечения обширной и разнородной коммуникативной практики; 3) ценностной ориентации содержания обучения.

Так, обучение иностранному языку с опорой на идею диалога культур способствует формированию у будущих педагогов открытости миру во всем его культурном многообразии, которая является залогом успешной педагогической работы с часто неоднородной по своему этническому составу аудито -рией. Толерантный учитель оказывается способным найти подход к представителям различных национальных культур, предотвратить возникновение весьма вероятной в таких условиях напряженности, реализовать богатый потенциал поликультурной среды.

Обеспечение учащимся обширной коммуникативной практики, обогащение в процессе изучения иностранного языка их опыта межличностного общения и иного взаимодействия вносит значительный вклад в развитие коммуникативной толерантности, необходимой будущим педагогам для эффективного обучения и воспитания, которые большей частью (почти полностью) осуществляются никак иначе, кроме как через диалог с учеником. Представляется очевидным, что такой диалог может быть продуктивным, если только учитель обладает необходимым тактом, а также с уважением относится к позиции ученика, признавая за ним право на индивидуальность во всех приемлемых ее проявлениях.

Ценностная ориентация содержания обучения иностранному языку за счет более активного включения в учебный процесс соответствующих материалов создает необходимые условия для эффективной реализации аксио-логического подхода, лежащего в основе современной гуманистической педагогики. Акцентирование аксиологически значимых моментов в процессе работы над традиционными темами наряду с использованием активных, коммуникативно-ориентированных методов позволяет достичь заметного прогресса в приобщении студентов к тем ценностям, которые составляют нравственную основу педагогической деятельности, воспитать в них толерантность, любовь к детям, эмпатию, сострадание, альтруизм, способность к диалогу и сотрудничеству.

Итак, дисциплина «Иностранный язык» обладает внушительным гуманитарным потенциалом, грамотная реализация которого в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов может в значительной степени способствовать формированию их профессионально-этической культуры и, в частности, развитию педагогической толерантности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова М.К., Галстян O.A. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Психологические исследования. - 2010. - № 3 (11). - С. 7.

2. Афонъкина Ю.А., Жигунова Г.В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью (по материалам экспертного опроса в Мурманской области) // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 12 (56). - С. 34-39.

3. Балданова Е.А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2018. - Т. 80. - № 1 (75). - С. 110-116.

4. Безотечество Л.М. Формирование толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального образования в образовательном процессе вуза: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2015. - 24 с.

5. Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 108-124.

6. Гонеев А.Д. Формирование педагогической толерантности у магистров психолого-педагогического образования в процессе профессиональной подготовки // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 159-163.

7. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35.

8. Леифа H.H. Воспитание толерантности средствами иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Вопросы образования: Языки и специальность. - 2009. - № 2. - С. 126-133.

9. Петрова H.A. Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2017. - № 4-5 (90-91). - С. 164-176.

10. Поварёнков Ю.П., Сидорова А.Д. Коммуникативная толерантность как фактор эффективности педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2019. - № 1 (37). -С. 349-358.

11. Пчелинцева Н.Г. Реализация идей педагогики толерантности // European Social Science Journal. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 346-349.

12. Сатымкулова A.K. Воспитание межэтнической толерантности на уроках иностранного языка // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. - 2019. - № 3 (99). - С. 11-14.

13. Стернин H.A. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокульту-рологические проблемы толерантности: коллективная монография.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005. - С. 324-336.

14. Тихонова В.Л. Проблема понимания толерантности в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. - С. 177-179.

15. Третьякова Т.В. Структура толерантности как профессионально значимого ка-чества социального педагога // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 54. - С. 82-86.

16. Фадеева Т.Ю. Математическая модель как диагностический инструментарий для определения уровня сформированное™ педагогической толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Педагогика. Психология. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 97-101.

17. Харабаджах М.Н. Психолого-педагогические условия формирования толерант-ности у будущих социальных педагогов в системе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 512. - С. 292-298.

18. Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические условия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях российского образования // Вестник Кемеровского государственного универси-тета. - 2015. - № 4 (64). - Т. 1. - С. 99-105.

19. Шубаева Н.М. Особенности педагогической толерантности педагога // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 2 (6). - С. 54-58.

20. Шутова В.В. Психологическое содержание понятия толерантности как профессионального качества личности педагога // Образование и инновации. Инициативы XXI века. - 2012. - № 1. - С. 104-106.

21. Янусова О.Б. Толерантность как профессионально важное качество педагога инклюзивного образования // Право. Экономика. Психология. - 2017. - № 1 (16). -С.104-106.

Поступила вредакцию 18.08.2020 В окончательном варианте 21.09.2020

UDC 372.881.1

PEDAGOGICAL TOLERANCE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

N.A. Gridneva1, M.S. Doskovskaya 2'3

12 Samara State Technical University

244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation E-mail: n.gavrilina83@mail.ru

2 Samara State University of Social Sciences and Education 65/67, Maxima Gor'kogo Str., Samara, 443100, Russian Federation

lNatalia A. Gridneva, Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as Foreign Language Department.

2Maria S. Doskovskaya, Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of

Samara State Technical University, Associate Professor of Romanic Philology Department.

Abstract

The paper deals with the problem of pedagogical tolerance formation by means of teaching foreign languages. Great importance and urgency of research are caused firstly by public need for tolerance which is reasonably regarded as a key to building harmonic and results oriented relationships between people (also in professional areas) and secondly by modern humanistic conception of education based on idea of careful and respectful attitude towards child's identity in all of its socially acceptable manifestations. Pedagogical tolerance is regarded in the article as a professionally important quality, as an integral part of teacher's ethical culture and a success factor for teaching activities. The opportunities for pedagogical tolerance development when teaching foreign languages are linked in the article with three aspects which substantially determine specifics of this discipline and its humanitarian potential. These are the conception of cultures dialog, the wide diversity of communicative practice and the possibility of axiological orientation of teaching content. Using some specially for future teachers designed tasks we show possible ways for effective development of tolerance, openness to the multicultural world, empathy, altruism, capacity for a dialogue and other personal qualities needed for keeping up a good relationship with pupils and maintaining a psychologically comfortable climate highly conducive for teaching and upbringing (also in a multi-ethic audience).

Keywords: tolerance, pedagogical tolerance, intercultural tolerance, communicative tolerance, pedagogical education, job-oriented foreign language teaching.

REFERENCES

1. Akimova M.K., Galstyan O.A. Kompetentnost' v professional'no-pedagogicheskom ob-shchenii i tolerantnost' pedagoga [Competence in professional and pedagogical communication and teacher tolerance]. Psihologicheskie issledovaniya. 2010. No. 3 (11). P. 7.

2. Afon'kina Yu.A., Zhigunova G.V. Osobennosti otnosheniya predstavitelej sovremennogo sociuma k licam s invalidnost'yu (po materialam ekspertnogo oprosa v Murmanskoj ob-lasti) [Features of the attitude of representatives of modern society towards persons with disabilities (based on the materials of an expert survey in the Murmansk region)]. Ob-shchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018. No. 12 (56). Pp. 34-39.

3. Baldanova E.A. Model' processa razvitiya kommunikativnoj tolerantnosti [Model of the process of developing communicative tolerance]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij. Vol. 80. No 1 (75). Pp. 110-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bezotechestvo L.M. Formirovanie tolerantnosti bakalavrov - budushchih pedagogov professional'nogo obrazovaniya v obrazovatel'nom processe vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of tolerance of bachelors - future teachers of vocational education in the educational process of the university. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2015. 24 p.

5. Beketova A.P., Kuprina T.V., Petrikova A. Razvitie mezhkul'turnoj kommunikativnoj tolerantnosti studentov v poliyazychnoj obrazovatel'noj srede vuza [Development of

intercultural communicative tolerance of students in the multilingual educational environment of the university]. Obrazovanie i nauka. 2018. Vol. 20. No. 2. Pp. 108-124.

6. Goneev A.D. Formirovanie pedagogicheskoj tolerantnosti u magistrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya v processe professional'noj podgotovki [Formation of pedagogical tolerance of masters of psychological and pedagogical education in the process of professional training]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyh zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No. 2(54). Pp. 159-163.

7. Karmanova Zh.A., Shkutina L.A., Mazhenova R.B., Konkhasheva U.M., Alshinbaeva Zh.E. Tolerantnost' - professional'noe kachestvo sovremennogo pedagoga [Tolerance is a professional quality of a modern teacher]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniya. 2013. No. 10. Pp. 33-35.

8. Leyfa I.I. Vospitanie tolerantnosti sredstvami inostrannogo yazyka [Education of tolerance by means of a foreign language]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seri-ya: Voprosy obrazovaniya: Yazyki i special'nost'. 2009. No. 2. Pp. 126-133.

9. Petrova N.A. Formirovanie u studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki toler-antnogo otnosheniya k nacional'nym i kul'turnym razlichiyam v processe obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Formation among students of non-linguistic areas of preparation of a tolerant attitude towards national and cultural differences in the process of teaching foreign language communication]. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2017. No. 4-5 (90-91). Pp. 164-176.

10. Povaryonkov Yu.P., Sidorova A.D. Kommunikativnaya tolerantnost' kak faktor effek-tivnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya obshcheobrazovatel'noj shkoly [Communicative tolerance as a factor of effectiveness of pedagogical activity of a secondary school teacher]. Chelovecheskij faktor: social'nyj psiholog. 2019. No. 1 (37). Pp. 349-358.

11. Pchelintseva I.G. Realizaciya idej pedagogiki tolerantnosti [Implementation of the ideas of tolerance pedagogy]. European Social Science Journal. 2018. Vol. 2. No. 12. Pp. 346-349.

12. Satymkulova A.K. Vospitanie mezhetnicheskoj tolerantnosti na urokah inostrannogo yazyka [Educating interethnic tolerance in foreign language lessons]. Vestnik Kyrgyzskogo nacion-al'nogo universiteta imeni Zhusupa Balasagyna. 2019. No. 3 (99). Pp. 11-14.

13. Sternin I.A. Tolerantnost' i kommunikaciya [Tolerance and communication]. Filosof-skie i lingvokul'turologicheskie problemy tolerantnosti: kollektivnaya monografiya. Moscow, 2005. Pp. 324-336.

14. Tikhonova V.L. Problema ponimaniya tolerantnosti v sovremennom nauchnom diskurse [The problem of understanding tolerance in modern scientific discourse]. Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 6 (80). Part 1. Pp. 177-179.

15. Tretyakova T.V. Struktura tolerantnosti kak professional'no znachimogo kachestva social'nogo pedagoga [The structure of tolerance as a professionally significant quali-

ty of a social teacher], Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2011, No, 54, Pp. 82-86,

16, Fadeeva T.Yu. Matematicheskaya model' kak diagnosticheskij instrumentarij dlya opredeleniya urovnya sformirovannosti pedagogicheskoj tolerantnosti [Mathematical model as a diagnostic tool for determining the level of formation of pedagogical tolerance], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Peda-gogika. Psihologiya, 2010, Vol, 10, No, 1, Pp, 97-101,

17, Kharabadzhakh M.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti u budushchih social'nyh pedagogov v sisteme ih professional'noj podgotovki [Psychological and pedagogical conditions for the formation of tolerance in future social teachers in the system of their professional training], Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya, 2016, No, 51-2, Pp, 292-298,

18, Chekmareva T.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya tolerantnosti kak pro-fessional'no vazhnogo kachestva lichnosti budushchego pedagoga v usloviyah ros-sijskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical conditions for the development of tolerance as a professionally important quality of the future teacher's personality in the conditions of Russian education], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, Vol, 1, No, 4 (64), Pp, 99-105,

19, Shubaeva N.M, Osobennosti pedagogicheskoj tolerantnosti pedagoga [Features of pedagogical tolerance of a teacher], Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva. 2018, No, 2 (6), Pp, 54-58,

20, Shutova V.V. Psihologicheskoe soderzhanie ponyatiya tolerantnosti kak profession-al'nogo kachestva lichnosti pedagoga [Psychological content of the concept of tolerance as a professional quality of a teacher's personality], Obrazovanie i innovacii. Ini-ciativyXXI veka. 2012, No, 1, Pp, 104-106,

21, Yanusova O.B. Tolerantnost' kak professional'no vazhnoe kachestvo pedagoga inklyuzivnogo obrazovaniya [Tolerance as a professionally important quality of a teacher of inclusive education], Pravo. Ekonomika. Psihologiya, 2017, No, 1 (16), Pp, 104-106,

Original article submitted 18,08,2020 Revision submitted 21,09,2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.