Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / преподавание иностранного языка в неязыковом вузе / информационные технологии в образовании / интенсификация образовательного процесса / higher education / teaching foreign language at university / teaching foreign language at non-linguistic university / information technology in education / intensification of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Ч. Сагидова, Д.М. Мурзаева, Н.А. Абулайсова

Авторами определены наиболее характерные черты процесса преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в условиях цифровизации системы высшего образования в России и мире. Для этого в первую очередь демонстрируются актуальные направления формирования иноязычной компетентности учащихся нелингвистических вузов. Затем определяются ключевые организационно-педагогические условия, соблюдение которых позволит с максимальной эффективностью реализовать их. Рассматриваются дидактические задачи, решение которых может помочь в эффективном формировании соответствующих компетенций студентов. Предлагается система требований к образовательным результатам, достижение которых возможно в ходе организованного таким образом учебно-воспитательного процесса. Говорится о различных информационных объектах, которые могут быть использованы в процессе иноязычной подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The authors have identified the most characteristic features of teaching foreign languages to non-linguistic specialty students in the context of the higher education system in Russia and the world digitalization. To do this, the work demonstrates current directions in development of foreign language competence in students of non-linguistic universities. The key organizational and pedagogical conditions are determined, compliance with which will allow them to be implemented with maximum efficiency. Didactic tasks are considered, the solution of which can help in the effective appropriate competencies formation. A system of requirements for educational results is proposed, the achievement of which is possible during the educational process organized in this way. The research reveals various information objects that can be used in the foreign language training process.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

12. Рябова Е.В., Саидов З.А., Позднякова И.Р Особенности организации образовательного процесса в современном вузе в условиях дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 327-329.

13. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

14. Сорокопуд Ю.В., Стрелковских А.А., Базаева Ф.У Реализация тьюторской деятельности преподавателя в условиях СПО. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 334-336.

References

1. Balickaya I.V., Volosovich L.V., Majorova I.I. Obrazovanie v sovremennoj Kanade: monografiya. Yuzhno-Sahalinsk, 2010.

2. Gumerov I.R., Zajnullin R.R. Osobennostisistemy vysshego obrazovaniya v Kanade. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kanade/viewer

3. Tihonova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Kanade: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; T. 29, № 4: 155-166.

4. Mezhdunarodnaya statistika kolichestva inostrannyh studentov v Kanade. Available at: https://erudera.com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/

5. Pasportprioritetnogo proekta «Razvitie 'eksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya». Moskva, 2017.

6. Academic Advising for Humanities, Science & Social Sciences. University of Victoria, Canada. Available at: https://www.uvic.ca/services/advising/index.ph

7. NACADA. The global community for academic advising. Canada. Available at: https://nacada.ksu.edu/About-Us.aspx

8. Pardy L. Academic Advising in British Columbia. British Columbia Council on Admissions and Transfer. 2016; Vol. 1, № 3.

9. UNESCO View the 2023 Infographic. 2023. Available at: https://gem-report-2023.unesco.org/graphics/infographics/

10. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

11. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

12. Ryabova E.V., Saidov Z.A., Pozdnyakova I.R. Osobennosti organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennom vuze v usloviyah distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 327-329.

13. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

14. Sorokopud Yu.V., Strelkovskih A.A., Bazaeva F.U. Realizaciya t'yutorskoj deyatel'nosti prepodavatelya v usloviyah SPO. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 334-336.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Murzayeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Abulaysova N.A., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM. The authors have identified the most characteristic features of teaching foreign languages to non-linguistic specialty students in the context of the higher education system in Russia and the world digitalization. To do this, the work demonstrates current directions in development of foreign language competence in students of non-linguistic universities. The key organizational and pedagogical conditions are determined, compliance with which will allow them to be implemented with maximum efficiency. Didactic tasks are considered, the solution of which can help in the effective appropriate competencies formation. A system of requirements for educational results is proposed, the achievement of which is possible during the educational process organized in this way. The research reveals various information objects that can be used in the foreign language training process.

Key words: higher education, teaching foreign language at university, teaching foreign language at non-linguistic university, information technology in education, intensification of educational process

М.Ч. Сагидова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Д.М. Мурзаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.А. Абулайсова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторами определены наиболее характерные черты процесса преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в условиях цифровизации системы высшего образования в России и мире. Для этого в первую очередь демонстрируются актуальные направления формирования иноязычной компетентности учащихся нелингвистических вузов. Затем определяются ключевые организационно-педагогические условия, соблюдение которых позволит с максимальной эффективностью реализовать их. Рассматриваются дидактические задачи, решение которых может помочь в эффективном формировании соответствующих компетенций студентов. Предлагается система требований к образовательным результатам, достижение которых возможно в ходе организованного таким образом учебно-воспитательного процесса. Говорится о различных информационных объектах, которые могут быть использованы в процессе иноязычной подготовки обучающихся.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, информационные технологии в образовании, интенсификация образовательного процесса

Актуальность темы, рассматриваемой на страницах настоящей статьи, определяется изменением целей обучения ИЯ лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве отечественных вузов (Н.В. Баграмо-ва, Е.А. Костина, К.И. Кубачева, Г.К. Селевко, РМ. Фрумкина, А.С. Шляхина, В.А. Якунин). Сегодня в большинстве областей человеческой деятельности интенсивно реализуются крупные международные проекты [1, с. 15]. Последнее, в свою очередь, стало возможным, в том числе, благодаря совершенствованию средств коммуникации [1, с. 17]. Таким образом, глобальной целью овладения

иностранным языком становится складывание общекультурной компетентности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Н. Иконникова, О.В. Клименко, В.В. Сусленко). Только достаточный уровень её развития позволит будущим профессионалам продуктивно реализовывать собственные знания, умения и навыки в текущих условиях [2, с. 9].

Достижение подобных образовательных результатов, в свою очередь, представляется возможным при условии оптимизации процесса формирования языковых и коммуникативных компетенций [3, с. 311]. Степень их выраженности

должна позволять выпускникам организаций высшего образования оперативно обмениваться необходимой информацией с коллегами, работающими в других странах. Такой обмен может и должен осуществляться, в том числе, в виртуальном пространстве [4, с. 246]. Соответственно, актуализируется общий компонент информационной и языковой компетентностей - овладение общеупотребительной, деловой, и научной лексикой. При этом частной целью для студентов каждой из неязыковых специальностей становится усвоение профессионально значимого компонента языковой подготовки, от которого во многом зависит успешность их будущей профессиональной деятельности (Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева).

Вместе с тем определённую важность приобретает решение задач развивающего обучения (М.А. Борлакова, Э.Э. Валеева, Т Б. Вепрева, В.Е. Зубов, Ф.Р Хасанова, Д.М. Шаманова). Реализация идей последнего подразумевает интенсификацию процессов личностного развития и самореализации лиц, осваивающих программы современных российских университетов [5, с. 39].

Возможностям, существующим для практического воплощения приведённых выше положений на современной стадии развития отечественного ВО, посвящено наше исследование.

Таким образом, его цель состоит в определении наиболее специфичных черт процесса преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в условиях цифровизации системы ВО.

Данной цели соответствуют следующие задачи:

- продемонстрировать наиболее актуальные направления формирования иноязычной компетентности учащихся нелингвистических вузов;

- определить ключевые организационно-педагогические условия, соблюдение которых позволит с максимальной эффективностью реализовать соответствующие направления;

- рассмотреть комплекс дидактических задач, решение которых, на взгляд авторов, позволит эффективно формировать соответствующие компетенции студентов;

- предложить систему требований к образовательным результатам, достижение каковых представляется возможным в ходе организованного таким образом учебно-воспитательного процесса;

- рассказать о различных информационных объектах, которые могут быть использованы в процессе иноязычной подготовки обучающихся.

По ходу решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в определении ключевых организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволит с максимальной эффективностью реализовать основные направления формирования иноязычной компетентности лиц, обучающихся в неязыковых вузах.

Его теоретическая значимость состоит в демонстрации дидактических задач, решение которых позволит эффективно развивать соответствующие знания, умения и навыки студентов.

Практическая значимость видится в рассмотрении основных типов информационных объектов, которые могут быть использованы в процессе иноязычной подготовки обучающихся.

Современное состояние разработки интересующего нас вопроса позволяет с определённой долей уверенности говорить о трёх направлениях формирования иноязычной компетентности у студентов, осваивающих нелингвистические специальности (табл. 1).

Таблица 1

Направления формирования иноязычной компетентности у студентов нелингвистических специальностей

Направление Краткая характеристика

Содержательное Овладение профессиональной иноязычной лексикой и формирование представлений о социокультурном контексте стран изучаемого языка в связи с особенностями реализации будущей профессиональной деятельности [6, с. 6-7]

Деятельностное Развитие у обучающихся системы знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно реализовывать различные виды коммуникации на изучаемом языке [7, с. 38]

Когнитивное Освоение будущими специалистами, бакалаврами и магистрами ключевых профессиональных концептов родной и иноязычной культуры

Реализация перечисленных выше направлений требует соблюдения субъектами образовательных отношений определённых организационно-педагогических условий. К ним относятся:

- создание на учебных занятиях обстановки, стимулирующей поиск будущими профессионалами наиболее актуальной информации по их специальности, представленной на изучаемом языке, а равно и скорейшее освоение путей её использования в соответствии с его правилами;

Таблица 2

Дидактические задачи, необходимые к решению в ходе иноязычной подготовки студентов, осваивающих нелингвистические специальности

Компонент образовательного процесса Задачи

Лингвистический Достижение максимального соответствия преподаваемого материала актуальным особенностям «живого» иностранного языка [10, с. 66]

Обеспечение доступа обучающихся к аутентичным информационным ресурсам

Обеспечение направленности учебно-воспитательного процесса на моделирование целостного контекста межкультурного общения (О.В. Бондарева, Е.В. Костина, И.А. Нагаева, А.Н. Щукин)

Грамматический Подбор наиболее актуальной учебной и методической литературы [11, с. 42]

Содержательный Развитие критического мышления студентов

Формирование у будущих профессионалов системы умений и навыков, позволяющих эффективно работать с иноязычной информацией

Развитие у студентов способности к оперативному поиску необходимых данных, представленных на изучаемом языке [9, с. 71]

Внедрение инновационных методик объективного контроля над ходом развития соответствующих компетенций

Стилевой Обеспечение эффективного усвоения будущими профессионалами ключевых закономерностей различных стилей общения на иностранном языке [2, с. 12]

Широкое применение индивидуальных и групповых форм работы студентов

Мотивационный Максимальное разнообразие практикуемых форм организации деятельности студентов по ходу академических занятий (информационный поиск по иноязычным ресурсам, ролевые и деловые игры, устные и письменные упражнения) [5, с. 46]

Генерация учебных ситуаций, способствующих формированию у учащихся понимания важности иноязычной подготовки для успешной реализации профессиональной и иных видов деятельности в будущем [7, с. 43]

- обеспечение возможностей для построения студентами индивидуальных образовательных траекторий и следования им [8, с. 242];

- оптимальное соотношение теоретической и практической составляющих педагогического процесса (О.А. Андреева, Н.Ю. Евсикова, Н.С. Камалова, Н.Н. Матвеев, РП Петрова, Т.В. Рябова, А.С. Фомина);

- реализация возможностей, существующих сегодня для инновационного построения учебно-воспитательного процесса как в части его методологии и инструментальной базы, так и содержательной стороны;

- применение наиболее прогрессивных способов мониторинга текущих и промежуточных образовательных результатов [9, с. 72].

Таблица 3

Требования к результатам иноязычной подготовки студентов, осваивающих нелингвистические специальности

Уровень Требования

Прагматический Умение реализовывать языковые навыки в различных обстоятельствах [8, с. 241]

Способность решать профессиональные и коммуникативные задачи с использованием средств изучаемого языка (Ю.Л. Балюшина, С.В. Гейбука, С.С. Касаткина, Ю.Н. Ковшова, Р.Г Петрова, Т.В. Рябова, О.В. Смирнова)

Когнитивно-дискурсивный Навыки оперирования устным и письменным иноязычным дискурсом

Наличие индивидуальной стратегии личностного, делового и профессионального общения на иностранном языке [12, с. 29-30]

Понятийно-функциональный Сформированные представления о системе иноязычных вербально-семантических средств [12, с. 31]

Умение применять данные средства в разнообразных коммуникативных ситуациях [11, с. 44]

Авторы настоящей статьи склонны полагать, что реализации вышеперечисленных условий будет способствовать решение ряд дидактических задач. С точки зрения наиболее полного раскрытия темы исследования необходимым представляется их систематизация в соответствии с пятью компонентами образовательного процесса (табл. 2).

Естественно, что результаты организованного таким образом учебно-воспитательного процесса будут несколько отличаться от характерных для него традиционных форм. Соответственно, должна измениться и система требований к усвоению языковых знаний, умений и навыков [6, с. 7]. Их целесообразно систематизировать в соответствии с тремя уровнями овладения ИЯ (табл. 3).

Соблюдение подобных требований к результатам иноязычной подготовки будущих профессионалов нелингвистического профиля обусловливает необходимость перехода от устаревающей ныне системы учебно-методических комплексов (УМК) к построению единых образовательных ресурсов [10, с. 66]. Последние должны интегрировать не только собственно учебную информацию, но и справочные, иллюстративные и аудиовизуальные материалы [13, с. 85]. В данном случае необходимо соблюдение модульного принципа организации информации. Следовательно, освоение каждого информационно-тематического модуля должно сопровождаться применением различных технологий оценки компетенций обучающихся (проектная деятельность, тестирование и др.).

В этой связи следует сказать об основных типах информационных объектов, которые могут быть использованы в иноязычном образовательном процессе. К таковым относятся:

- ресурсы федеральных и региональных образовательных порталов, а также порталов наиболее прогрессивных вузов, предоставленные для некоммерческого использования в образовательных целях [6, с. 8];

- коммерческие образовательные ресурсы, приобретаемые ОО [5, с. 46];

- программные средства, разработанные педагогическими работниками и/или обучающимися по ходу научной и практической работы [13, с. 100];

- иные информационные ресурсы, доступные в электронном пространстве.

Таким образом, при современной информатизации системы высшего образования необходимо не столько разрабатывать новые методические средства, сколько продуктивно использовать имеющиеся, доступные в сетевом пространстве [14, с 88]. При этом функциональные возможности применения цифровых образовательных ресурсов определяются их дидактическими свойствами. Сегодня они могут быть с успехом использованы в следующих целях:

Библиографический список

- управление учебной и внеучебной деятельностью студентов, направленной на освоение иностранного языка, осуществляемое педагогами и администрацией вузов [3, с. 313];

- аттестация и диагностика достижений обучающихся [15, с. 321];

- практическая работа обучающихся;

- самостоятельная, в том числе научно-исследовательская, работа учащихся [16, с. 132];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение субъектности будущих профессионалов по ходу их иноязычной подготовки (Т.Н. Алаева, Е.Б. Дондокова, А.М. Новиков, Д.Д. Таманга, Б.Д. Ширапов);

- реализация различных форм дистанционного и смешанного обучения [15, с. 325];

- широкое применение инновационных образовательных методик [16, с. 134];

- реализация роли преподавателя не как источника готовых знаний, но в качестве координатора и активного участника учебно-воспитательного процесса [14, с. 90].

Как видим, применение различных типов образовательных ресурсов на занятиях по иностранному языку со студентами нелингвистических специальностей позволяет переключить процесс получения знаний с режима трансляции на целенаправленное приобретение [17, с. 56]. При этом будущие профессионалы получают широкие возможности для развития следующих умений и навыков:

- непрерывное совершенствование системы иноязычных компетенций в течение всей жизни [18, с. 172];

- продуктивное использование соответствующих знаний, умений и навыков в любой, в том числе нестандартной, ситуации [18, с. 174];

- навыки поиска, критической оценки и обработки необходимой информации, содержащейся в источниках, представленных на изучаемом языке [17, с. 4].

На основе вышеизложенного мы можем заключить следующее: сегодня иноязычная подготовка студентов нелингвистических специальностей занимает более важное место в структуре их обучения, чем на предыдущих этапах развития системы высшего образования в нашей стране. Другой значимый тренд развития человеческого общества - цифровизация большинства сфер его жизни. Соответственно, необходима модернизация преподавания ИЯ лицам, осваивающим неязыковые специальности, учитывающая возможности такого рода технологий.

Эти, последние, могут быть широко использованы в большинстве аспектов учебно-воспитательного процесса. Их применение с определённой вероятностью позволит будущим профессионалам освоить навыки эффективного иноязычного общения в различных обстоятельствах.

1. Гафаров А.Д., Стремяков А.А. Специфика управления международными проектами. Colloquium-journal. 2020; № 31 (83): 15-18.

2. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О Системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

3. Хлыбова М.А. Особенности смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10; № 2 (35): 311-313.

4. Максудов У.О. Современные методы и приёмы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Язык и культура. 2020; № 49: 242-254.

5. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Факторы эффективности онлайн-обучения иностранным языкам в российских вузах. Университетское управление: практика и анализ. 2022; № 3: 35-47.

6. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.

7. Диденко Э.Н. Повышение эффективности онлайн-обучения иностранным языкам как многоуровневый процесс в рамках цифровизации образовательной среды. Современное педагогическое образование. 2021; № 5: 36-43.

8. Шарапова Е.М. Онлайн-обучение иностранным языкам в вузе. Что показала пандемия? Актуальные научные исследования в современном мире. 2020; № 11-8 (67): 240-243.

9. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования. Высшее образование в России. 2021; № 3: 59-75.

10. Соловьева И.В., Замковая М.А. Дистанционное обучение иностранным языкам студентов неязыковых специальностей в условиях пандемии COVID-19. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021; № 3 (76): 64-79.

11. Матвеев Н.Н., Камалова Н.С., Евсикова Н.Ю. К вопросу об эффективности дистанционных образовательных технологий в техническом вузе. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021; № 3: 42-45.

12. Ежгурова А.А. Совершенствование методики преподавания иностранного языка как условие формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 29-31.

13. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021; № 3: 85-102.

14. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020; № 3: 86-94.

15. Стеняшина Н.Л., Новикова Ж.С., Назмутдинова А.Р Формирование коммуникативной иноязычной компетенции у студентов-менеджеров для участия в эффективном деловом общении. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021; № 4: 319-327.

16. Бугай Н.Р, Маришина А.А. Научно-исследовательская работа студентов. Теория и практика современной науки. 2020; № 1 (55): 132-135.

17. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности. Омск: Омский государственный университет, 2004.

18. Качалов В.В. Второе высшее образование как элемент реализации концепции Lifelong learning. Психология и педагогика служебной деятельности. 2021; № 3: 171-174.

References

1. Gafarov A.D., Stremyakov A.A. Specifika upravleniya mezhdunarodnymi proektami. Colloquium-journal. 2020; № 31 (83): 15-18.

2. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O Sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

3. Hlybova M.A. Osobennosti smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2021; T. 10; № 2 (35): 311-313.

4. Maksudov U.O. Sovremennye metody i priemy obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Yazyk i kultura. 2020; № 49: 242-254.

5. Pimonova S.A., Fomina E.M. Faktory 'effektivnosti onlajn-obucheniya inostrannym yazykam v rossijskih vuzah. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2022; № 3: 35-47.

6. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.

7. Didenko 'E.N. Povyshenie 'effektivnosti onlajn-obucheniya inostrannym yazykam kak mnogourovnevyj process v ramkah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 5: 36-43.

8. Sharapova E.M. Onlajn-obuchenie inostrannym yazykam v vuze. Chto pokazala pandemiya? Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2020; № 11-8 (67): 240-243.

9. Golovchin M.A. Institucional'nye lovushki cifrovizacii rossijskogo vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 3: 59-75.

10. Solov'eva I.V., Zamkovaya M.A. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam studentov neyazykovyh special'nostej v usloviyah pandemii COVID-19. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2021; № 3 (76): 64-79.

11. Matveev N.N., Kamalova N.S., Evsikova N.Yu. K voprosu ob 'effektivnosti distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v tehnicheskom vuze. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2021; № 3: 42-45.

12. Ezhgurova A.A. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih menedzherov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 29-31.

13. Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov neyazykovyh special'nostej. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; № 3: 85-102.

14. Postalyuk N.Yu., Prudnikova V.A. Professional'no vazhnye kachestva specialista: metodologicheskie podhody, modeli, rossijskie praktiki razvitiya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020; № 3: 86-94.

15. Stenyashina N.L., Novikova Zh.S., Nazmutdinova A.R. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii u studentov-menedzherov dlya uchastiya v 'effektivnom delovom obschenii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2021; № 4: 319-327.

16. Bugaj N.R., Marishina A.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2020; № 1 (55): 132-135.

17. Paleckij S.V. Pedagogicheskaya tehnologiya osvoeniya uchaschimisya issledovatel'skoj deyatel'nosti. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet, 2004.

18. Kachalov V.V. Vtoroe vysshee obrazovanie kak 'element realizacii koncepcii Lifelong learning. Psihologiya ipedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2021; № 3: 171-174.

Статья поступила в редакцию 04.02.24

УДК 378

Satuchieva Kh.A, Cand. of Sciences (Political Sciences), senior lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation,

Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: khalilova.kh@mail.ru

Frantseva M.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation,

Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: annaxenia@yandex.ru

Khusainova E.N, Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of English, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: khusainova80@mail.ru

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY. Based on their own pedagogical experience, as well as the wide range of specialized literature titles analysis, the authors demonstrate the most characteristic features in organization of educational process in the digital environment of a modern Russian university. The researchers consider the main features of the society development at present stage. This proves the need to reorganize the educational process at a university. The work determines what impact the escalation of the information and telecommunication technologies development has on this progress. The key guidelines for the modification of vocational training at the university level are identified, reflecting its specifics in conditions of most social life spheres informatization. The priority directions of the future professionals training and education organization in the digital environment are investigated.

Key words: higher education, informatization of higher education system, digital educational environment of university, student, teacher

Х.А. Сатучиева, канд. полит. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации,

экономики и права, г. Ставрополь, E-mail: khalilova.kh@mail.ru

М.В. Францееа, канд. психол. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права,

г. Ставрополь, E-mail: annaxenia@yandex.ru

Е.Н. Хусаиноеа, канд. юрид. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: khusainova80@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

На основе анализа собственного педагогического опыта, а равно и изучения широкого круга наименований специальной литературы, авторы демонстрируют наиболее характерные черты организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде высшего образования, действующей на территории современной России. Для этого они сначала рассматривают особенности развития общества на настоящем этапе. Тем самым доказывается необходимость реорганизации образовательного процесса в вузе. Затем определяется, какое влияние эскалация темпов развития информационных и телекоммуникационных технологий оказывает на этот прогресс. Далее выявляются ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки на ступени вуза, отражающие её специфику в условиях информатизации большинства сфер жизни социума. Исследуются приоритетные направления организации обучения и воспитания будущих профессионалов в цифровой среде.

Ключевые слова: высшее образование, информатизация системы высшего образования, цифровая образовательная среда вуза, студент, преподаватель

Актуальность статьи может быть обоснована фактом цифровизации большинства сфер жизни современного общества (С.Г Абдуллаев, Д.В. Буданцев, И.А. Воробьева, А.В. Жукова, К.А. Минакова). Не составляет исключения и система вузовского образования (Е.В. Гордеева, С.В. Озерский, Е.В. Молчанова, Ш.Г Мурадян).

С другой стороны, галопирующие темпы социального прогресса, во многом обусловленные развитием цифровых технологий, способствуют трансформации требований к выпускникам организаций высшего образования. Конечно, современный профессионал должен характеризоваться высоким уровнем развития предметных компетенций [1, с. 62]. Однако с течением времени всё большее значение приобретают умения и навыки, носящие универсальный, надпредметный характер (О.Н. Баева, О.В. Баженов, О.Б. Ганпанцурова, Н.В. Жадько, О.В. Игумнова, В.В. Коршунова, Н.П. Шерстянкина). Важнейшими среди них являются:

- способность к оперативному ориентированию в практически безграничных на сегодняшний день информационных потоках;

- готовность к профессиональному и личностному росту на протяжении всей жизни [2, с. 20];

- умение эффективно действовать в различных, в том числе нестандартных, ситуациях, возникающих по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности;

- навыки селф- и таймменеджмента;

- способность к командной работе [3, с. 388].

В подобных условиях естественным образом встаёт вопрос о возможностях цифровой образовательной среды современной организации ВО, позволяющих эффективно формировать у студентов черты их будущего компетентностного портрета. Попытка его частичного решения осуществлена на страницах настоящей статьи.

Её цель - освещение наиболее характерных черт организации педагогического процесса в электронной образовательной среде вуза.

С этой целью коррелируют задачи:

- продемонстрировать влияние ускорения темпов развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) на прогресс в соответствующем сегменте отечественной образовательной системы;

- определить ключевые ориентиры модификации профессиональной подготовки на ступени ВО, отражающие её специфику в условиях информатизации большинства сфер жизни современного социума;

- выявить связанные с их реализацией приоритетные направления организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде современного вуза.

Методы исследования, применявшиеся при решении указанных задач, включали анализ педагогического опыта авторов, а равно изучение специальной литературы.

Научная новизна статьи сводится к тому, что в ней нашли своё отражение основные ориентиры модификации вузовского образования в условиях информатизации большинства сфер жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.