Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьютор / Канада / канадское высшее образование / Британская Колумбия / тьюторская деятельность / типология тьюторской деятельности / студент / наставничество / сопровождение студентов / tutor / Canada / Canadian higher education / British Columbia / tutoring / typology of tutoring / student / mentoring / student support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д В. Рощина, В А. Лапшин, Ю В. Сорокопуд

В статье автор рассматривает организацию тьюторской модели в высших учебных заведениях Канады. В статье освещены предпосылки необходимости организации тьюторской деятельности в Канаде, связанной со сложной и гибкой системой обучения студентов, а также с привлекательностью канадского высшего образования для иностранных студентов. Авторы акцентируют внимание на типологии канадской тьюторской модели, одна из которых является общепринятой, другая, более детальная, разработана Национальной ассоциацией академического консультирования. В статье делается вывод о целесообразности тьюторской деятельности в университетах Канады, что подтверждается высокой конкурентоспособностью канадского высшего образования. Авторы заключают, что в связи с тем, что высшее образование в Канаде действительно конкурентоспособно и привлекательно для студентов со всего мира, система академического репетиторства в канадских вузах полностью оправдана своим существованием. В российских вузах институт тьюторства функционирует не на таком высоком уровне, поэтому изучение этого вопроса поможет повысить его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д В. Рощина, В А. Лапшин, Ю В. Сорокопуд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES AND TYPOLOGY OF TUTORING ACTIVITIES IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE

In the article, the author examines the organization of the tutor model in higher education institutions in Canada. The article highlights the prerequisites for the relevance of tutoring in Canada, related to the complex and flexible system of student education, as well as the attractiveness of Canadian higher education for international students. The author focuses on the typology of the Canadian tutor model, one of which is generally accepted, the other, more detailed, developed by the National Association of Academic Counseling. The article concludes that it is advisable to tutor at Canadian universities, which is confirmed by the high competitiveness of Canadian higher education. This article may be useful for specialists in the field of comparative pedagogy. The authors conclude that due to the fact that higher education in Canada is really competitive and attractive for students from all over the world, the system of academic tutoring in Canadian universities is fully justified by its existence. In Russian universities, the institute of tutoring does not function at such a high level, so the study of this issue will help to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

Таким образом, можно сделать вывод, что для большей вовлеченности и эффективного запоминания английской лексики необходимо использовать мнемнотехнические приемы совместно с цифровыми технологиями. На примере дисциплины «Английский язык» авторы продемонстрировали пример использо-

Библиографический список

вания мнемотехнических приёмов совместно с современными цифровыми сервисами, которыми необходимо пользоваться преподавателям для поддержания мотивации и более эффективного освоения образовательной программы студентами.

1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2004

2. Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?: экзамены и карьера без проблем. Москва, 2007.

3. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления: учебник. Москва, 2000.

4. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007.

5. Флеш-карточка на тему «The World around us». Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

6. Возможности выбора режима тренировки памяти. Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/study-path?funnelUUID=73f21cba-3d72-42b4-be08-550d27cbf6e0

7. Обратная сторона флэш-карточки на тему «The World around us». Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

8. Рогова К.Д., Рябинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1991.

9. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва, 2002.

10. Burns A. Collaborative Action Research for English Language Teacher. United Kingdom, 1999.

11. Buzan T. The Memory Book: How to Remember Anything You Want - Pearson Education. 2010.

12. Scott A. Wendy, Ytreberg, H. Lisbeth. Teaching English to Children. New York, 1990.

References

1. Andreeva I.V. Mnemotehnika kakpedagogicheskaya tehnologiya v valeologicheskom soprovozhdenii uchaschihsya nachal'nojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004

2. Vasil'eva E.E., Vasil'ev V.Yu. Superpamyat', ili kak zapomnit', chtoby vspomnit'?: 'ekzameny i kar'era bez problem. Moskva, 2007.

3. Ziganov M.A., Kozarenko V.A. Mnemotehnika. Zapominanie na osnove vizual'nogo myshleniya: uchebnik. Moskva, 2000.

4. Kozarenko V.A Uchebnik mnemotehniki. Sistema zapominaniya «Dzhordano». Moskva, 2007.

5. Flesh-kartochka na temu «The World around us». Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

6. Vozmozhnosti vybora rezhima trenirovki pamyati. Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/study-path?funnelUUID=73f21cba-3d72-42b4-be08-550d27cbf6e0

7. Obratnaya storona fl'esh-kartochki na temu «The World around us». Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

8. Rogova K.D., Ryabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

9. Ushinskij K.D. Problemy pedagogiki. Moskva, 2002.

10. Burns A. Collaborative Action Research for English Language Teacher. United Kingdom, 1999.

11. Buzan T. The Memory Book: How to Remember Anything You Want - Pearson Education. 2010.

12. Scott A. Wendy, Ytreberg, H. Lisbeth. Teaching English to Children. New York, 1990.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Roshchina D.V., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: daria-roshina@yandex.ru

Lapshin V.A, Cand. of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Head of Department of General Humanitarian Sciences and Mass Communications, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: socrab@inbox.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREREQUISITES AND TYPOLOGY OF TUTORING ACTIVITIES IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE. In the article, the author examines the organization of the tutor model in higher education institutions in Canada. The article highlights the prerequisites for the relevance of tutoring in Canada, related to the complex and flexible system of student education, as well as the attractiveness of Canadian higher education for international students. The author focuses on the typology of the Canadian tutor model, one of which is generally accepted, the other, more detailed, developed by the National Association of Academic Counseling. The article concludes that it is advisable to tutor at Canadian universities, which is confirmed by the high competitiveness of Canadian higher education. This article may be useful for specialists in the field of comparative pedagogy. The authors conclude that due to the fact that higher education in Canada is really competitive and attractive for students from all over the world, the system of academic tutoring in Canadian universities is fully justified by its existence. In Russian universities, the institute of tutoring does not function at such a high level, so the study of this issue will help to increase its effectiveness.

Key words: tutor, Canada, Canadian higher education, British Columbia, tutoring, typology of tutoring, student, mentoring, student support

Д.В. Рощина, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: daria-roshina@yandex.ru В.А. Лапшин, канд. филос. наук, доц., зав. каф. общегуманитарных наук и массовых коммуникаций АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: socrab@inbox.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, п роф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье автор рассматривает организацию тьюторской модели в высших учебных заведениях Канады. В статье освещены предпосылки необходимости организации тьюторской деятельности в Канаде, связанной со сложной и гибкой системой обучения студентов, а также с привлекательностью канадского высшего образования для иностранных студентов. Авторы акцентируют внимание на типологии канадской тьюторской модели, одна из которых является общепринятой, другая, более детальная, разработана Национальной ассоциацией академического консультирования. В статье делается вывод о целесообразности тьюторской деятельности в университетах Канады, что подтверждается высокой конкурентоспособностью канадского высшего образования. Авторы заключают, что в связи с тем, что высшее образование в Канаде действительно конкурентоспособно и привлекательно для студентов со всего мира, система академического репетиторства в канадских вузах полностью оправдана своим существованием. В российских вузах институт тьюторства функционирует не на таком высоком уровне, поэтому изучение этого вопроса поможет повысить его эффективность.

Ключевые слова: тьютор, Канада, канадское высшее образование, Британская Колумбия, тьюторская деятельность, типология тьюторской деятельности, студент, наставничество, сопровождение студентов

Образование в любой стране земного шара имеет свои достоинства и недостатки, которые необходимо изучать, увеличивая, таким образом, возможности и перспективы роста и развития отдельных сфер отечественного образования. Повышение престижа и конкурентоспособности российских университетов в системе мирового высшего образования должно иметь место.

С мая 2017 года по ноябрь 2025 года Российская Федерация реализует приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [5], цель которого - повысить конкурентоспособность и привлекательность российского образования на международном рынке образовательных услуг, что в глобальном плане приведет к увеличению несырьевого экспорта нашей страны. Несмотря на существенные изменения в международной политике, произошедшие за этот период, Россия использует мировой опыт в организации высшего образования и по-прежнему принимает у себя иностранных студентов [1-14].

Цель нашей статьи заключается в исследовании предпосылок и типологии тьюторской деятельности в международной образовательной практике.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

- изучить экспортный потенциал российского образования и образования зарубежных стран;

- рассмотреть особенности организации высшего образования Канады как страны, принимающей большое количество зарубежных студентов, и института тьюторства данной страны;

- изучить типологию тьюторства на примере вузов Канады.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы;

- анализ опыта организации тьюторства в зарубежных вузах (на примере Канады).

Научная новизна статьи заключается в том, что изучен уникальный опыт организации тьюторской деятельности в вузах Канады.

Теоретическая значимость - вопросы, рассмотренные в статье, могут стать дополнением методологии и технологии профессионального образования.

Практическая значимость состоит в рассмотрении типологии тьюторства, которая может быть использована в российской образовательной практике.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению экспортного потенциала российского образования. Исследование UNESCO показывает, что по состоянию на март 2023 года Россия занимает 7 место в мире по числу зарубежных студентов [9].

Наиболее привлекательными для иностранных студентов являются следующие страны:

- Соединенные Штаты Америки (17% иностранных студентов),

- Великобритания (11%),

- Канада (10%),

- Франция (6%),

- Австралия (6%),

- Германия (6%),

- Россия (4%).

Также наблюдается, что если в Австралии доля иностранных граждан, желающих обучаться в университете, упала на 0,7% по сравнению с 2022 годом, то в остальных странах этот показатель только растет.

В Российской Федерации количество иностранных студентов в 2023 году выросло на 7,8% по сравнению с 2022 годом, что превосходит рост поступивших в университеты иностранных граждан во Франции и в Германии, где увеличение составило 7,6%. Самый большой рост процентного соотношения числа иностранных студентов по сравнению с 2022 годом наблюдается у Канады, который составил 19,5%. Это превышает рост иностранцев, прибывших учиться в университеты США и Великобритании, где рост составил 11,5% и 13,3% соответственно [9].

Канада всегда была популярным направлением при выборе страны для получения высшего образования у абитуриентов разных стран мира. 30% от общего числа студентов Канады составляют иностранцы.

В Канаду едут учиться представители следующих национальностей:

- индийцы (290 330 человек),

- китайцы (80 370 человек),

- филиппинцы (23 060 человек),

- французы (22 925 человек),

- нигерийцы (19 180 человек) и прочие национальности [9].

Канада привлекательна для студентов достаточно высоким качеством жизни, безопасностью и мягким климатом. Одним из основных показателей качества высшего образования является востребованность выпускников канадских университетов на рынке труда. Согласно данным статистики, 90% работающих канадцев применяют в своей работе и считают полезными знания и навыки, приобретенные во время учебы в высшем учебном заведении.

Кроме того, по специальности работают 68% выпускников университетов [4]. Российские абитуриенты достаточно востребованы среди поступающих в канадские высшие учебные заведения. Учитывая высокое качество российского школьного образования, члены приемной комиссии ценят уровень знаний школьного выпускника, однако сдать ряд вступительных экзаменов абитуриенту необходимо.

Высшее образование в Канаде отличается достаточно сложной структурой и гибкостью. В Канаде существуют разные виды степеней, которые доступны для студентов: степень бакалавра, получаемая за 3 или 4 года без выпускной исследовательской работы (major), степень бакалавра, которая включает в себя работу над выпускной исследовательской работой и ее защиту (honours), разные дополнительные программы, необходимые для получения степени бакалавра (minors), программы по выбору. Если студент не планирует продолжать обучение дальше, ему достаточно получить степень бакалавра и не писать выпускную работу (major).

Степень бакалавра, подразумевающую написание исследовательской работы (honours), студентам необходимо получить, если они планируют дальнейшее поступление в магистратуру или докторантуру. Получение данной степени является преимуществом при поступлении в магистратуру или докторантуру, т. к. студент владеет навыками написания исследовательской работы в отличие от обычной степени бакалавра (major).

Согласно данным международной статистики количества иностранных студентов в Канаде, наибольшее число студентов, получивших разрешения на учебу в 2022 году, является провинция Британская Колумбия, что составляет 164 875 человек [7].

Провинция Британская Колумбия (British Columbia) - третья по площади провинция Канады. Столицей провинции является город Виктория. Провинция территориально находится на западе Канады, где преподавание в основном ведется на английском языке [1].

Чтобы детально разобраться в тонкостях высшего образования Канады, возьмем для примера один из высших учебных заведений в провинции Британская Колумбия - университет города Виктория. Для получения степени бакалавра искусств или бакалавра наук студенту требуется освоить около 40 учебных предметов (courses). Освоение предмета считается не в оценках или баллах, а в единицах (units). Если студент освоил предмет, он получает 1,5 единицы. Соответственно, для получения степени бакалавра требуется прохождение 60 единиц по разным предметам.

Также имеется градация предметов по уровню сложности от уровня 100 до уровня 400. Уровни 100 и 200 считаются наиболее простыми, в то время как 300 и 400 являются сложными, оттого более ценными и имеющими большую стоимость для оценки профессионализма студента с целью получения степени [2]. Для получения степени бакалавра необходимо, чтобы у студента из 60 пройденных им единиц 21 единица были именно повышенного уровня (300 или 400).

Если студент посещает 10 предметов (курсов) в год, то получение степени бакалавра займет у него 4 года. Есть студенты, которым удается пройти данное количество предметов за 3 года, но их мало, т. к. это достаточно трудоемкий процесс. Многие кафедры гуманитарных, естественно-научных и социальных наук предлагают большое количество программ, позволяющих студентам найти интересующую их область специализации для получения диплома.

На территории Канады нет единой системы образования, нет государственного органа, регулирующего деятельность высших учебных заведений [3]. У канадских студентов нет четкой и структурированной программы, которую они из года в год изучают согласно утвержденному на кафедре плану. Студентам предлагается широкий выбор предметов, которые они могут изучать с учетом их интересов и будущей специализации. Таким образом, будущий бакалавр должен изучить и успешно сдать как предметы, которые имеют высокую градацию для его специализации, так и менее высокие, т. е. ценные для него уровни.

Студенту, как канадскому, так и иностранному, достаточно сложно сориентироваться в реалиях новой страны и, в частности, в особенностях нового и пока чуждого ему процесса обучения. Исходя из этого, в Канаде очень развит институт тьюторства. В каждом университете и на каждом факультете есть отдел педагогических работников, которые, помимо преподавания, выполняют обязанности, включающие в себя помощь студентам по организации их обучения. Данная система тьюторства дает возможность консультации не только иностранным студентам, но и канадским.

Каждый студент университета имеет собственную программу обучения, которая включает обязательные для его будущей специализации предметы, а также курсы по выбору, которые могут быть совершенно не связаны с его планируемой профессией. Порой студенту тяжело разобраться, что лучше ему выбрать для того, чтобы набрать необходимое число предметов и академических часов разного уровня сложности. От этого полностью зависит успешное окончание университета и получение степени. Исходя из этого, помощь в выборе оптимальных для специализации студента предметов, их уровень и количество лежит на тьюторе (adviser), с которым можно связаться как очно, так и дистанционно: по телефону, по электронной почте, по видеосвязи.

В университете г. Виктория (University of Victoria, UVic) работает Тьюторский академический центр с ресурсами, инструментами, опытными тьюторами, которые могут дать совет и помочь принять правильное и оптимальное решение для выбора курсов и предметов, особенно вариативных.

В университете есть три вида тьюторов:

- тьюторы, работающие непосредственно со студентами (frontline advisers),

- тьюторы-преподаватели (academic advisers);

- тьюторы по отдельным подразделениям (unit advisers).

Студенту важно выбрать того тьютора, который ему нужен на определенном этапе обучения, так как каждый из них предлагает свои услуги в различных сферах обучения [6].

Интересно заметить, что самая большая загруженность тьюторов наблюдается в начале сентября и в начале января, когда студенты начинают планировать свою программу на семестр. Однако сами центры тьюторства открыты круглогодично, даже летом, поэтому помочь составить план обучения возможно всегда.

Проанализировав информацию, предоставленную университетом г Виктории, можно составить типологию тьюторства канадского высшего образования и выделить три типа тьюторов.

1. Тьюторы, работающие непосредственно со студентами (frontline advisers). Тьюторы данного типа работают непосредственно в учебном отделе того факультета, где учится студент Их миссия весьма разнообразна. Они могут ответить на общие вопросы студентов, дать рекомендации, посоветовать дальнейшие шаги по записи к академическим тьюторам и помочь к ним записаться. В их полномочия входит также предоставление студенту академических инструментов и ресурсов.

2. Академические тьюторы (academic advisers) помогают студенту ознакомиться с разными вариантами программ. Также они владеют полной информацией по требованиям к прохождению программы, к промежуточной и итоговой аттестации. Самое главное - тьюторы данного типа помогают студенту составить план программы, которая будет являться оптимальной для студента, включив туда как инвариантный план обучения, так и вариативный, куда входят предметы по выбору, исходя из пожеланий и интересов самого студента. Они также имеют полномочия ознакомить студента с «Отчетом о планировании и прохождении учебной программы и наставническом консультировании» (CAPP - Curriculum, Advising and Program Planning), чтобы помочь разобраться в нем, скорректировать его при необходимости и контролировать, достаточно ли у студента предметов необходимого уровня сложности и академических часов для получения степени. Студентам рекомендовано регулярно сверяться с данным отчетом, желательно каждый семестр отслеживать прогресс студента и понимать, нет ли сбоев и задолженностей, соответствует ли программа заявленной в начале учебы, требуется ли ее корректировка и дополнительное планирование. Тьюторы данного типа могут также дать советы и рекомендации, которые помогут студенту улучшить успеваемость и подобрать оптимальную программу.

3. Тьюторы подразделений (unit advisers) являются преподавателями на том же факультете, где учится студент. Ими же могут быть преподаватели с других факультетов, но студент посещает их лекции в рамках своей индивидуальной программы. Тьюторы данного типа могут помочь с решением конкретных вопросов по прохождению студентом программы, такими как требования к учебному плану, количество и вид письменных работ, и многое другое. Они являются экспертами в любом вопросе, который касается содержания курса или программы на факультете. Именно к ним обращается студент, принявший решение работать над исследовательской работой (honors) с целью поступления в магистратуру или докторантуру. Если в рамках программы, выбранной студентом, доступно продолжение обучения, тьютор помогает студенту составить грамотный план дальнейшего обучения.

Тьюторы подразделений, как правило, работают и территориально находятся непосредственно на кафедре, а не в Тьюторском академическом центре. У них есть определенные часы приема, когда студенты могут обратиться за их помощью, практически не открываясь от своего учебного процесса.

Существует еще одна типология тьюторства в Канаде, разработанная Национальной ассоциацией академического консультирования (Nacada - National Academic Advising Association).

Официально зарегистрированная 2 мая 1979 года, данная ассоциация насчитывает 15 000 сотрудников, цель которых - повышать успешность студентов и предоставлять им возможность для развития в профессиональном плане и личностном росте посредством академического тьюторства [7].

Согласно типологии данной организации, имеется структура из семи моделей тьюторства [8].

1. Тьютор-преподаватель. Он помогает студентам, осваивающим программы бакалавриата (major). За каждым студентом закреплен преподаватель, сотрудник того же факультета, который помогает ему с решением академических вопросов.

Библиографический список

2. Сателлит. Тьютор-сателлит работает в больших университетах с множеством факультетов, отделов, научных центров, возможно, с несколькими студенческими городками. При таких крупных университетах служба тьюторства сосредоточена в отдельных центрах, тьюторских офисах, которые работают в сотрудничестве с академическими кафедрами разных факультетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Независимый профессиональный тьютор. Он также работает в отдельном централизованном офисе, однако, в отличие от сателлита, не имеет прямого контакта и связи с преподавателями факультетов университета. В подобных центрах существует собственная иерархия: профессиональные академические тьюторы работают под руководством декана или административного директора этого же тьюторского центра.

4. Тьюторская пара: преподаватель + дополнительный тьютор. Со студентом работают одновременно тьютор-преподаватель факультета, где учится студент, при необходимости ему ассистирует дополнительный тьютор из отдельного централизованного центра. Миссия центра в данном случае состоит в координации деятельности тьюторов, их обучения и повышения квалификации, а также помощи студентам с анализом «Отчета о планировании и прохождении учебной программы и наставническом консультировании» (CAPP - Curriculum, Advising and Program Planning).

5. Совместное тьюторство. Аналог модели «Тьюторская пара», но при совместном тьюторстве студенты объединены в группы в зависимости от уровня их академической успеваемости.

6. Двойное тьюторство. В данном случае студенту назначаются сразу два тьютора, имеющих одинаково важные области ответственности в плане работы со студентом. Как правило, один из этих тьюторов является преподавателем, а другой - тьютором из профессионального консультационного центра. Область ответственности преподавателя - помощь с освоением учебной программы и вопросы академической отчетности, в то время как профессиональный тьютор занимается вопросами выбора курсов для студента и его академическим прогрессом.

7. Групповое тьюторство. Группы студентов в течение нескольких месяцев после поступления имеют право на получение первичной тьюторской помощи в тьюторском центре. К моменту окончания первого семестра, когда у студентов уже будут сданы некоторые предметы и набраны определенные зачетные единицы, студенты обращаются к преподавателю факультета в качестве тьютора.

Если проводить аналоги российской образовательной практики, то можно отметить, что в крупных вузах, в которых ведётся образовательный процесс на дистанционной основе, а также в вузах, где имеется большое количество иностранных студентов, институт тьюторства распространён. И в той или иной степени различную типологию тьюторства можно наблюдать и российских вузах. Прежде всего, на каждом факультете есть тьюторы, оказывающие помощь студентам бакалавриата, магистратуры, а также аспирантам в процессе взаимодействия с электронными образовательными системами (типа ЛМС), а также для выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Например, в практике многих, особенно негосударственных вузов, нередки случаи, когда студенты поступают на один факультет. А потом, убедившись, что это не совсем то, чем хотелось бы заниматься в дальнейшем, могут перейти на другой факультет, и тьюторы помогают спланировать сдачу задолженностей, организовать взаимодействие с профессорско-преподавательским составом и т. д. Нередко у студентов могут возникать технические сложности при работе с ЛМС или ЭИОС вуза (Электронная информационно-образовательная система). Также необходимо отметить, что в связи с изменившимися условиями обучения в вузах преподаватели всё чаще начинают осуществлять тьюторскую деятельность, которая стала одной из составляющих профессиональной деятельности преподавателя [10-14].

Тем не менее в российских вузах не всегда ещё удаётся выстроить эффективную работу тьюторов, поэтому изучение зарубежного опыта может значительно повысить эффективность этого вида профессиональной детальности.

Исходя из сложной и гибкой структуры обучения в университетах Канады, институт тьюторства играет действительно важную роль в повышении качества образования. Студенты нуждаются в выборе обучающих программ в соответствии с их нуждами и интересами, в грамотном планировании и четком отслеживании результатов. В силу того, что высшее образование Канады действительно конкурентоспособно и привлекательно для студентов всего мира, система академического тьюторства в канадских университетах вполне оправдывает свое существование.

1. Балицкая И.В., Волосович Л.В., Майорова И.И. Образование в современной Канаде: монография. Южно-Сахалинск, 2010.

2. Гумеров И.Р, Зайнуллин РР Особенности системы высшего образования в Канаде. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kanade/viewer

3. Тихонова Н.В. Педагогическое образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития. Высшее образование в России. 2020; Т. 29, № 4: 155-166.

4. Международная статистика количества иностранных студентов в Канаде. Available at: https://erudera.com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/

5. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Москва, 2017.

6. Academic Advising for Humanities, Science & Social Sciences. University of Victoria, Canada. Available at: https://www.uvic.ca/services/advising/index.ph

7. NACADA. The global community for academic advising. Canada. Available at: https://nacada.ksu.edu/About-Us.aspx

8. Pardy L. Academic Advising in British Columbia. British Columbia Council on Admissions and Transfer. 2016; Vol. 1, № 3.

9. UNESCO View the 2023 Infographic. 2023. Available at: https://gem-report-2023.unesco.org/graphics/infographics/

10. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

11. Алборова С.З., Смыслова ГА., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

12. Рябова Е.В., Саидов З.А., Позднякова И.Р Особенности организации образовательного процесса в современном вузе в условиях дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 327-329.

13. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

14. Сорокопуд Ю.В., Стрелковских А.А., Базаева Ф.У Реализация тьюторской деятельности преподавателя в условиях СПО. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 334-336.

References

1. Balickaya I.V., Volosovich L.V., Majorova I.I. Obrazovanie v sovremennoj Kanade: monografiya. Yuzhno-Sahalinsk, 2010.

2. Gumerov I.R., Zajnullin R.R. Osobennostisistemy vysshego obrazovaniya v Kanade. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kanade/viewer

3. Tihonova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Kanade: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; T. 29, № 4: 155-166.

4. Mezhdunarodnaya statistika kolichestva inostrannyh studentov v Kanade. Available at: https://erudera.com/statistics/canada/canada-international-student-statistics/

5. Pasportprioritetnogo proekta «Razvitie 'eksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya». Moskva, 2017.

6. Academic Advising for Humanities, Science & Social Sciences. University of Victoria, Canada. Available at: https://www.uvic.ca/services/advising/index.ph

7. NACADA. The global community for academic advising. Canada. Available at: https://nacada.ksu.edu/About-Us.aspx

8. Pardy L. Academic Advising in British Columbia. British Columbia Council on Admissions and Transfer. 2016; Vol. 1, № 3.

9. UNESCO View the 2023 Infographic. 2023. Available at: https://gem-report-2023.unesco.org/graphics/infographics/

10. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

11. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

12. Ryabova E.V., Saidov Z.A., Pozdnyakova I.R. Osobennosti organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennom vuze v usloviyah distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 327-329.

13. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

14. Sorokopud Yu.V., Strelkovskih A.A., Bazaeva F.U. Realizaciya t'yutorskoj deyatel'nosti prepodavatelya v usloviyah SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 334-336.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Sagidova M.Ch., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Murzayeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Abulaysova N.A., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM. The authors have identified the most characteristic features of teaching foreign languages to non-linguistic specialty students in the context of the higher education system in Russia and the world digitalization. To do this, the work demonstrates current directions in development of foreign language competence in students of non-linguistic universities. The key organizational and pedagogical conditions are determined, compliance with which will allow them to be implemented with maximum efficiency. Didactic tasks are considered, the solution of which can help in the effective appropriate competencies formation. A system of requirements for educational results is proposed, the achievement of which is possible during the educational process organized in this way. The research reveals various information objects that can be used in the foreign language training process.

Key words: higher education, teaching foreign language at university, teaching foreign language at non-linguistic university, information technology in education, intensification of educational process

М.Ч. Сагидова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Д.М. Мурзаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.А. Абулайсова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторами определены наиболее характерные черты процесса преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в условиях цифровизации системы высшего образования в России и мире. Для этого в первую очередь демонстрируются актуальные направления формирования иноязычной компетентности учащихся нелингвистических вузов. Затем определяются ключевые организационно-педагогические условия, соблюдение которых позволит с максимальной эффективностью реализовать их. Рассматриваются дидактические задачи, решение которых может помочь в эффективном формировании соответствующих компетенций студентов. Предлагается система требований к образовательным результатам, достижение которых возможно в ходе организованного таким образом учебно-воспитательного процесса. Говорится о различных информационных объектах, которые могут быть использованы в процессе иноязычной подготовки обучающихся.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, информационные технологии в образовании, интенсификация образовательного процесса

Актуальность темы, рассматриваемой на страницах настоящей статьи, определяется изменением целей обучения ИЯ лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве отечественных вузов (Н.В. Баграмо-ва, Е.А. Костина, К.И. Кубачева, Г.К. Селевко, РМ. Фрумкина, А.С. Шляхина, В.А. Якунин). Сегодня в большинстве областей человеческой деятельности интенсивно реализуются крупные международные проекты [1, с. 15]. Последнее, в свою очередь, стало возможным, в том числе, благодаря совершенствованию средств коммуникации [1, с. 17]. Таким образом, глобальной целью овладения

иностранным языком становится складывание общекультурной компетентности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Н. Иконникова, О.В. Клименко, В.В. Сусленко). Только достаточный уровень её развития позволит будущим профессионалам продуктивно реализовывать собственные знания, умения и навыки в текущих условиях [2, с. 9].

Достижение подобных образовательных результатов, в свою очередь, представляется возможным при условии оптимизации процесса формирования языковых и коммуникативных компетенций [3, с. 311]. Степень их выраженности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.