Научная статья на тему 'Тьюторская система в образовательной практике Великобритании'

Тьюторская система в образовательной практике Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКАЯ СИСТЕМА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИКИ ТЬЮТОРСТВА / ТЬЮТОРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Тюмасева Зоя Ивановна

Введение: важная задача отечественной педагогики связана с осмыслением и анализом опыта образовательных систем других стран, которые имеют многовековой педагогический опыт с целью оценки и использования наиболее успешных и эффективных разработок отечественной педагогикой. Опыт Великобритании выступает ведущим в отношении развития индивидуализации образования. Это опыт элитный, так как традиционная тьюторская система обучения складывалась и реализовывалась десятилетиями, она доказала свою эффективность в ходе взаимодействия со многими национальными педагогическими системами. Материалы и методы: основополагающими для данного исследования являются теоретические методы: метод аналогии понятий «наставничество», «тьюторство», «поддержка», «сопровождение»; метод сопоставления, состоящий в рассмотрении применения практики тьюторства от Средневековья до наших дней и опыта тьюторской деятельности на разных уровнях образования Великобритании; метод анализа опыта тьюторской деятельности в образовательной практике Великобритании и опыта использования системы тьюторства в наши дни. Результаты исследования: один из важнейших элементов образовательной системы Великобритании тьюторское взаимодействие обучающегося и тьютора при обучении и воспитании, возникновение которого относится к периоду Средневековья. Технология тьюторской деятельности предполагает продуманное и чётко организованное психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в помощи обучающимся в выявлении и раскрытии способностей, в соотнесении их желаний с реально существующими возможностями, в определении перспектив роста и продвижения в личностном развитии, в ориентировке в быстро меняющемся мире. Во время всего периода обучения студент нуждается в руководстве и поддержке, которые включают в себя эффективное реагирование на возникающие вопросы, обеспечение реализации потребностей по мере их возникновения. При анализе тьюторской системы обучения как средства повышения качества образования мы не можем не согласиться с выводами многих учёных, основанными на статистических данных ведущих университетов Англии, что улучшение академических достижений студентов высших учебных заведений и обучающихся школ напрямую связано с тьюторской системой обучения. Обсуждение и заключения: зарубежный опыт, в нашем случае английского образования, содержащий конструктивную практику повышения качества образовательного процесса, становится актуальным для современного российского образования. Изучая и анализируя опыт организации тьюторского сопровождения в Англии, мы можем определить стимул для более широкого осознания педагогической действительности, более ясно увидеть возникающие проблемы и пути их решения и обозначить направления дальнейшего развития российского образования в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Тюмасева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SYSTEM IN EDUCATIONAL PRACTICE IN GREAT BRITAIN

Introduction: an Important task of national pedagogy is related to the understanding and analysis of the experience of educational systems of other countries that have a centuries-old pedagogical. The aim is to evaluate and use the most successful and effective developments of domestic pedagogy. The experience of the UK is leading in relation to the development of individualization of education. This experience is elite, as the traditional tutor training system has been developed and implemented for decades, it has proved its effectiveness in the course of interaction with many national pedagogical systems. Materials and methods: theoretical methods are fundamental for this study: the method of analogy of the concepts of mentoring, tutoring, support, maintenance; method of comparison, consisting in the consideration of the practice of tutoring from the Middle Ages to the present day and the experience of tutoring at different educational levels in the UK method of analyzing the experience of tutoring activities in educational practice in the UK and the experience of using the tutoring system in our days. Results: One of the most important elements of the educational system of great Britain is a method of tutor student interaction and student in teaching and education, the occurrence of which relates to the period of the middle Ages. Technology tutor support involves thoughtful and well-organized psychological and educational support, namely assistance to students in identifying and solving abilities to reconcile their desires with real possibilities in identifying opportunities for growth and advancement in personal development, in orientation in a rapidly changing world. During the entire period of study, the student needs guidance and support, including effective response to emerging issues, ensuring the implementation of needs as they arise. In the analysis of the tutor system of education as a means of improving the quality of education, we can not agree with the conclusion of many scientists, based on statistics from leading universities in England, that the improvement of academic achievements of students of both higher education institutions and schools is directly related to the tutor system of education. Discussion and conclusions: foreign experience, in our case English education, containing a constructive practice of improving the quality of the educational process, becomes relevant for modern Russian education. Studying and analyzing the experience of the organization of tutor support in England, we can determine the incentive for a wider awareness of pedagogical reality, more clearly see the problems and solutions and identify areas for further development of Russian education in this area.

Текст научной работы на тему «Тьюторская система в образовательной практике Великобритании»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281 -2019-7-2-6

ТЬЮТОРСКАЯ СИСТЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Е. А. Челнокова1*, З. И. Тюмасева2*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: chelnelenaagmail. com Южно-Уральский государственный педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация *e-mail: zitacspu.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: важная задача отечественной педагогики связана с осмыслением и анализом опыта образовательных систем других стран, которые имеют многовековой педагогический опыт с целью оценки и использования наиболее успешных и эффективных разработок отечественной педагогикой. Опыт Великобритании выступает ведущим в отношении развития индивидуализации образования. Это опыт элитный, так как традиционная тьюторская система обучения складывалась и реализовывалась десятилетиями, она доказала свою эффективность в ходе взаимодействия со многими национальными педагогическими системами.

Материалы и методы: основополагающими для данного исследования являются теоретические методы: метод аналогии понятий «наставничество», «тьюторство», «поддержка», «сопровождение»; метод сопоставления, состоящий в рассмотрении применения практики тьюторства от Средневековья до наших дней и опыта тьюторской деятельности на разных уровнях образования Великобритании; метод анализа опыта тьюторской деятельности в образовательной практике Великобритании и опыта использования системы тьюторства в наши дни.

Результаты исследования: один из важнейших элементов образовательной системы Великобритании - тьюторское взаимодействие обучающегося и тьютора при обучении и воспитании, возникновение которого относится к периоду Средневековья. Технология тьюторской деятельности предполагает продуманное и чётко организованное психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в помощи обучающимся в выявлении и раскрытии способностей, в соотнесении их желаний с реально существующими возможностями, в определении перспектив роста и продвижения в личностном развитии, в ориентировке в быстро меняющемся мире. Во время всего периода обучения студент нуждается в руководстве и поддержке, которые включают в себя эффективное реагирование на возникающие вопросы, обеспечение реализации потребностей по мере их возникновения. При анализе тьюторской системы обучения как средства повышения качества образования мы не можем не согласиться с выводами многих учёных, основанными на статистических данных ведущих университетов Англии, что улучшение академических достижений

студентов высших учебных заведений и обучающихся школ напрямую связано с тьюторской системой обучения.

Обсуждение и заключения: зарубежный опыт, в нашем случае английского образования, содержащий конструктивную практику повышения качества образовательного процесса, становится актуальным для современного российского образования. Изучая и анализируя опыт организации тьюторского сопровождения в Англии, мы можем определить стимул для более широкого осознания педагогической действительности, более ясно увидеть возникающие проблемы и пути их решения и обозначить направления дальнейшего развития российского образования в указанной сфере.

Ключевые слова: тьюторская система, индивидуализация образования, практики тьюторства, тьюторская система обучения Великобритании, наставничество, сопровождение, поддержка, студенты.

Для цитирования: Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Тьюторская система в образовательной практике Великобритании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 6.

TUTOR SYSTEM IN EDUCATIONAL PRACTICE IN GREAT BRITAIN

E. A. Chelnokova1*, Z. I. Tyumaseva2 *

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: chelnelena@,gmail.com

2

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

*e-mail: zit@,cspu.ru

ABSTRACT

Introduction: an Important task of national pedagogy is related to the understanding and analysis of the experience of educational systems of other countries that have a centuries-old pedagogical. The aim is to evaluate and use the most successful and effective developments of domestic pedagogy.

The experience of the UK is leading in relation to the development of individualization of education. This experience is elite, as the traditional tutor training system has been developed and implemented for decades, it has proved its effectiveness in the course of interaction with many national pedagogical systems.

Materials and methods: theoretical methods are fundamental for this study: the method of analogy of the concepts of mentoring, tutoring, support, maintenance; method of comparison, consisting in the consideration of the practice of tutoring from the Middle Ages to the present day and the experience of tutoring at different educational levels in the UK method of analyzing the experience of tutoring activities in educational practice in the UK and the experience of using the tutoring system in our days.

Results: One of the most important elements of the educational system of great Britain is a method of tutor student interaction and student in teaching and education, the occurrence of which relates to the period of the middle Ages. Technology tutor support involves thoughtful and well-organized psychological and educational support, namely assistance to students in identifying and solving

abilities to reconcile their desires with real possibilities in identifying opportunities for growth and advancement in personal development, in orientation in a rapidly changing world. During the entire period of study, the student needs guidance and support, including effective response to emerging issues, ensuring the implementation of needs as they arise.

In the analysis of the tutor system of education as a means of improving the quality of education, we can not agree with the conclusion of many scientists, based on statistics from leading universities in England, that the improvement of academic achievements of students of both higher education institutions and schools is directly related to the tutor system of education. Discussion and conclusions: foreign experience, in our case English education, containing a constructive practice of improving the quality of the educational process, becomes relevant for modern Russian education. Studying and analyzing the experience of the organization of tutor support in England, we can determine the incentive for a wider awareness of pedagogical reality, more clearly see the problems and solutions and identify areas for further development of Russian education in this area.

Keywords: tutoring system, individualization of education, practices of tutoring, tutoring the education system of Britain, mentoring, support, support, students.

For citation: Chelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. Tutor system in educational practice in Great Britain // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 2. P 6.

Введение

Важная задача отечественной педагогики связана с осмыслением и анализом опыта образовательных систем других стран, которые имеют многовековой педагогический опыт с целью оценки и использования наиболее успешных и эффективных разработок отечественной педагогикой. Опыт Великобритании выступает ведущим в отношении развития индивидуализации образования. Этот опыт элитный, так как традиционная тьюторская система обучения складывалась и реализовывалась десятилетиями, она доказала свою эффективность в ходе взаимодействия с многими национальными педагогическими системами. Обращение других стран к опыту тьюторства Великобритании закономерно.

Первоначальная интерпретация тьюторской системы объясняет данный феномен как университетскую систему обучения, при которой студенты прикрепляются к отдельным консультантам. Следует, однако, отметить наличие определённых изменений, которые претерпела зародившаяся много веков назад в Англии тьюторская система. Необходимо учитывать тот факт, что разные страны мира имеют свой взгляд на содержание деятельности тьютора, поэтому практика тьюторского сопровождения должна быть соизмерена с возможностями и национальной спецификой каждой страны.

Современный этап развития образования в Великобритании неразрывно связан с тьюторской системой, которая выступает как неотъемлемая часть учебного и воспитательного процесса не только в университетском образовании, но и среди образовательных учреждений различного уровня. Практики тьюторства в различных формах и видах мы наблюдаем в школьном, частном, домашнем и дистанционном обучении. Роль тьютора подчас выполняют не только опытные преподаватели или работники сферы

образования. Тьюторские функции выполняют и обучающиеся. Это свидетельствует о том, что данная система обучения имеет свои преимущества.

Обзор литературы

Интерес к тьюторству в качестве формы построения процесса образования на всех уровнях обучения проявляют многие страны. Рассмотрение тьюторства как средства повышения качества образования при традиционной лекционно-семинарской модели обучения с ориентацией на индивидуализацию и как средства модернизации образования находит отражение в работах отечественных и зарубежных учёных.

Тьюторскую систему обучения в Великобритании рассматривали зарубежные учёные: К. Блекбурн, Э. Гордон, Г. Дербридж, Ч. Кингслей, Р. Клоуард, Г. Крисли, Ф.Дж. Медуэй, М.Г. Мур, Р. Пэппа, Т. Сарбин, М. Сим, Ф. Стродтбэк, Р.Г. Уильямс, Г. Хорст, К. Хибберт.

Среди российских исследователей, занимавшихся изучением системы тьюторского сопровождения, можно назвать: Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, И. Проскуровская, П.Г. Щедровицкий, Г.А. Ястребова и др.

Материалы и методы

Основополагающими для данного исследования являются теоретические методы: метод аналогии понятий «наставничество», «тьюторство», «поддержка», «сопровождение»; метод сопоставления, состоящий в рассмотрении применения практики тьюторства от Средневековья до наших дней и опыта тьюторской деятельности на разных уровнях образования Великобритании; метод анализа опыта тьюторской деятельности в образовательной практике Великобритании и опыта использования системы тьюторства в наши дни.

Результаты исследования

Отвечая на вопрос: может ли быть тьюторство сегодня ресурсом развития университетского образования, Н.В. Рыбалкина предлагает рассмотреть историю университетов и тьюторства: «Если мы будем иметь перед глазами пример более чем семивековой истории тьюторства, нам будет с чем сравнивать современную ситуацию, ее трудности и неясности с проблемами, которые стояли в прошлой ситуации» [4].

Многие страны внедряют в образовательный процесс опыт тьюторской деятельности, адаптируя и приспосабливая его применительно к ситуации. Для Великобритании же феномен тьюторства - эндогенный, сложившийся и закрепившийся исторически [1].

Один из важнейших элементов образовательной системы Великобритании - метод тьюторского взаимодействия обучающегося и студента при обучении и воспитании, возникновение которого относится к периоду Средневековья.

Понятия «наставничество» и «тьюторство» - традиционные для образовательной системы Европы. Наставничество в качестве оригинальной философии образования и основного подхода к организации процесса образования зародилось в университетах Средневековья. В качестве самостоятельной педагогической модели наставничество было выделено в Великобритании, в университетах Оксфорда и Кембриджа: тьютором является организатор, целью которого является создание условий, при которых происходит

конструирование и реализация индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Технология тьюторского сопровождения предполагает продуманное и чётко организованное психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в помощи обучающимся в выявлении и раскрытии способностей, в соотнесении их желаний с реально существующими возможностями, в определении перспектив роста и продвижения в личностном развитии, в ориентировке в быстро меняющемся мире. Во время всего периода обучения студент нуждается в руководстве и поддержке, которые включают в себя эффективное реагирование на возникающие вопросы, обеспечение реализации потребностей по мере их возникновения.

При анализе тьюторской системы обучения как средства повышения качества образования мы не можем не согласиться с выводами многих учёных, основанными на статистических данных ведущих университетов Англии, что улучшение академических достижений студентов высших учебных заведений и обучающихся школ напрямую связано с тьюторской системой обучения. По утверждению Кавелти, при данной системе происходит адаптация процесса обучения к потребностям обучающихся [10].

В университетах Оксфорда и Кембриджа тьютор, являясь штатной единицей, и в настоящее время занимает определённое место в учебной и воспитательной работе. Британские преподаватели считают, что успешное формирование студента в качестве специалиста возможно только при условии согласованного академического сообщества с наличием обратной связи при коммуникации между студентом и преподавателем. Тьютор в данной ситуации выступает как наставник и связующее звено, обеспечивая единство академического образования. На сегодняшний день в Оксфорде 90% и в Кембридже 75% от общего учебного времени приходится на индивидуальные тьюторские консультации.

Тьюторство, подтвердившее свою эффективность многовековой практикой, выступает как наиболее эффективное средство, повышающее качество образования в Англии. Сегодня тьюторство приобрело различные виды, отличающиеся по направлению оказываемого сопровождения, способам сотрудничества и характеру деятельности участников процесса образования. В образовательной системе Англии отмечается большой спектр форм и видов тьюторской деятельности: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, академическая поготовка, академическое, домашнее, частное тьюторство.

В дошкольном и начальном образовании частные и домашние тьюторы организуют свою деятельность вне зависимости от государственных или образовательных учреждений. Предоставляемые ими услуги - коррекционные курсы по определённой дисциплине вне образовательного учреждения за соответствующую плату или при регистрации в соответствующих агентствах по предоставлению тьюторских услуг. Такой вид деятельности даёт возможность в определении профиля оказываемой помощи, а также может содействовать повышению квалификации и расширению опыта.

Английские средние школы в своём штате имеют должность тьютора группы или класса с обязанностями курирования потока или класса обучающихся определённого возраста, налаживания отношений с родителями с целью информирования последних о академических успехах либо проблемах и затруднениях, существующих (или возможных) в процессе обучения.

Студенческое тьюторство является определённым видом помощи, оказываемым сверстниками, которые обладают большими знаниями в определённой области. Данный вид находит широкое распространение в дальнейшем и высшем образовании.

Высшее образование широко использует онлайн-тьюторство, групповое или индивидуальное, основанное на компьютерных и интернет-технологиях и заслужившее на сегодняшний момент немалое признание. При обращении к данному виду тьюторства отмечается немало преимуществ, способствующих снижению затрат на обучение (отсутствуют: необходимость аренды помещения, затраты на проезд к месту учёбы).

При данном виде тьюторства преимуществом также является возможность проводить обучение одновременно группы обучающихся, качество обучения повышается ввиду использования современных средств, возможности пользоваться объёмными электронными библиотеками, создание единой образовательной среды, что немаловажно при корпоративном обучении. Основным здесь является онлайн-диалог, при помощи которого организуется индивидуальное или самостоятельное учение, самоанализ, выстраиваются логические цепочки, онлайн-дискуссии и пр. Данный вид тьюторства может осуществляться в различных формах: тактическое (тьютор вступает в онлайн-взаимодействие в критических моментах: требуется реабилитация, в случае нарушения структуры или порядка деятельности, отсутствия положительной динамики); академическое (требуется помощь в образовательной сфере в режиме реального времени); стратегическое (проведение онлайн-тьюторинга: планирование, решение вопросов по организации и численности группы).

Дистанционная форма обучения включает в себя тьюторство как важный элемент. При дистанционной форме обучения к каждому студенту официально прикрепляется тьютор, в задачу которого входит отслеживание успехов обучающихся, университетской жизни и пр.

Открытый университет Объединённого королевства Великобритании имеет следующие основные направления системы руководства и поддержки студентов:

— образовательное и профессиональное руководство во время подготовки к поступлению в университет, включающее: диагностическую помощь, ориентацию и предоставление информации по вопросам, связанным с учёбой, финансовыми и практическими вопросами; консультационную помощь абитуриентам по обоснованному выбору профессионального направления;

— оптимизация накопленных знаний с целью ориентации на технологии открытого обучения;

— индивидуальная поддержка студентов во время обучения: обеспечение помощи студентам в решении образовательных проблем;

— главной функцией руководства и поддержки студентов является помощь в формировании учебных навыков: методика подготовки и сдачи экзаменов, управление временем, написание творческих работ;

— ориентация студентов в образовательном и профессиональном направлении с целью выбора курса и долгосрочного планирования в ситуации быстро меняющихся требований рынка труда;

— оказание поддержки студентов с особыми образовательными потребностями: открытие студентам возможности для полноценной студенческой жизни и удовлетворения академических требований;

— мониторинг и поддержка достижений студентов, базирующиеся на системе традиционного персонального наставничества.

Структура тьюторской системы современной Великобритании основана на строго регламентированных занятиях с документальным отражением. Она состоит из трёх элементов:

— руководство самоопределением студента, целью которого является знакомство с возможностями образовательного учреждения, выяснение задач и конечной цели обучения, помощь в благоприятном построении индивидуального образовательного маршрута;

— сопровождение и наставничество, оказывающее поддержку при овладении технологиями и техниками развития, для формирования личностных качеств, обеспечение условий саморазвития и сопровождение процесса самопознания обучающихся;

— тьюторство, предусматривающее раскрытие образовательного потенциала учебных курсов и научной литературы, оказание помощи в их подборе для формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, помощь при возникновении затруднений при изучении материала, мотивация на обучение.

В тьюторской системе можно обнаружить немало общего с различными формами образования в университете. Но уникальность тьюторства заключается в элементах личного взаимодействия тьютора и обучающегося. Каждое занятие особенно, эту особенность определяет опыт тьютора и студента, их способность обучать и информировать.

Тьюторская система обучения предполагает ориентацию на индивидуальное учение, сопровождение и поддержку обучающихся. В основе - идея педагогического поиска с целью становления субъектности, академического и философского роста обучающихся и развития навыков самостоятельного приобретения необходимых знаний и саморазвития. Тьютор - это работник сферы образования; педагогическая, кураторская, наставническая и воспитательная деятельность проводится им в границах индивидуальной образовательной траектории с направлением на личностное развитие, академический рост.

Самообразование тьютора занимает особое положение в его должностных обязанностях. Каждому университетскому тьютору, ответственному за выполнение конкретной педагогической деятельности в высшем образовании, надлежит иметь определённую квалификационную категорию или разряд - Grade, - отраженный в системе разрядов университетских тьюторов (The University Tutor Grade) (The Higher Education Corporations).

Повышение квалификации тьюторов университета и их профессиональное развитие находится под пристальным вниманием учебных заведений и закреплено соответствующим законодательством Англии.

Тьюторам, педагогическому коллективу и администрации университета приходится нести ответственность за повышение качества предоставляемых образовательных услуг и расширение доступности высшего образования для различных категорий граждан при помощи увеличения гибкости образовательных услуг и изменений образовательного процесса, внедрения новых методов и способов обучения, выступающих естественным признаком качества деятельности образовательной среды.

Включенное в британскую систему наставничества тьюторство содержит в себе следующие элементы:

— руководство занятиями, которое направлено на обеспечение учёбы студентов и работы во время каникул;

— моральное наставничество, предполагающее сопровождение студента во всё время его обучения в университете;

— непосредственно тьюторство - осуществляет обучение студента в течение всего учебного года или триместра.

Выделяется Оксфордская модель/вид наставничества: является весьма специфичной моделью, выработанной в британских образовательных учреждениях очень давно. За время существования этой модели постепенно произошло её преобразование: воспитательная функция расширилась и перешла, скорее, в образовательную. Оксфорд объединял несколько колледжей. Это давало возможность студентам беспрепятственно посещать лекции как своего учебного заведения, так и соседних. Эта свобода была отличительной чертой университетского образования того времени.

Свобода проявлялась и в методике преподавания. Студенты сами принимали решение о посещении лекций определённого профессора, основываясь на его научных взглядах и концепциях, с которыми они знакомились на лекциях.

Основой для возникновения системы тьюторства в немалой мере послужил факт наличия немалого количества бакалавров, которым не удалость получить должность в университете или они пожелали остаться на университетском содержании. Себе в обязанность они вменяли заботу о младших студентах, которая выражалась в наставничестве - определении индивидуальной образовательной программы на основе собственного опыта и знаний, в оказании помощи в выборе предмета и профессора; в рекомендациях по эффективной организации образовательного процесса.

На сегодняшний момент Оксфордская модель наставничества связана с выполнением следующих функций: разработка и оформление индивидуального учебного плана, подготовка к сдаче экзаменов, мотивация на максимальные результаты обучения, наблюдение за поведением и образом жизни обучающегося/подопечного.

Тьютор/куратор: отнесение данного вида кураторства к американской модели наставничества весьма условно. Функции наставника сводятся в основном к решению вопросов, связанных с академическими успехами подопечного. Применительно к отечественным образовательным учреждениям можно провести аналогию с выполнением функций методиста, аспиранта.

Данный вид наставничества отличается от Оксфордской модели снижением индивидуального подхода к обучающимся: оказываемая помощь носит скорее характер содействия. Здесь наставник решает административные и организационные, связанные с обучением, вопросы. Отсутствие глубокого индивидуального подхода, взаимодействия и помощи в разработке индивидуального учебного плана, времяпровождения характерно для указанного вида наставничества.

Наставник/академический консультант: применительно к российской системе образования его деятельность аналогична деятельности научного руководителя. Внимание в основном концентрируется на академическом развитии обучающегося, возможно попутное решение социальных и личных проблем подопечного, от которых зависят академические успехи.

Наставник, курирующий индивидуальную образовательную траекторию: наставника при данной модели обучения отличает высокая мобильность и ограниченное число обучаемых, которых курирует один тьютор. Это способствует более плотному взаимодействию между тьютором и подопечным, помощи и поддержке наставника при

решении проблем и возникающих трудностей в образовательном процессе и в повседневной жизни. Происходит значительная корректировка базового учебного плана в сторону индивидуальных запросов и индивидуальной траектории обучения подопечного. Наставник контролирует реализацию индивидуальной образовательной траектории в соответствии с представлениями подопечного и складывающейся объективной ситуации.

Наставничество в ситуации междисциплинарного образования: модель, развившаяся на базе Варшавского университета, конструктивно и функционально близка к Оксфордской модели индивидуального подхода, однако включает в себя и другие черты наставничества. В частности, ориентирована на требования современной профессиональной среды о наличии у студента, помимо гуманитарной, довольно качественной экспертизы по родственным дисциплинам основной специализации.

Также к числу особенностей этой модели стоит отнести уточнение, что наставник, как правило, одновременно является и научным руководителем своего подопечного, и, если на одном из этапов наставничества сфера научных интересов наставника или его подопечного поменяется, студент имеет возможность начать сотрудничество с другим наставником или работать с двумя тьюторами.

Данную модель наставничества отличает определённая свобода выбора подопечными дисциплин для изучения: они имеют возможность четверть времени потратить на изучение предмета гуманитарной области, который понравился или вызвал интерес. Большая часть времени отводится для изучения обязательных дисциплин.

Тьютор решает определённые задачи, но все они преследуют одну цель - научить студента критически и аналитически мыслить, развить метакогнитивные способности, развить самостоятельность, научить учиться. При помощи самооценки и рефлексии студенты развивают способности упорядочивать свои мысли и самостоятельно организовывать процесс обучения.

Обсуждение и заключения

Зарубежный опыт, в нашем случае английского образования, содержащий конструктивную практику повышения качества образовательного процесса, становится актуальным для современного российского образования. Изучая и анализируя опыт организации тьюторского сопровождения в Англии, мы можем определить стимул для более широкого осознания педагогической действительности, более ясно увидеть возникающие проблемы и пути их решения и обозначить направления дальнейшего развития российского образования в указанной сфере.

Формирование европейского института тьюторства происходило на протяжении столетий. Зародившись совместно с первыми европейскими университетами, современный институт тьюторства сохранил и преумножил нормы, традиции и правила наставничества времен средневековых университетов.

При адаптации и переносе опыта института тьюторства в российскую систему образования следует учитывать тот факт, что веками формировавшиеся процессы, отличающие европейскую систему образования, для российской образовательной системы являются новыми. Требуется интеграция института тьюторства с традициями и культурой русской, советской, российской школы.

При формировании и дальнейшем развитии института тьюторства необходимо

учитывать потребности определённого вуза, его истории, традиции и научные школы,

присутствующие на указанной площадке.

Список использованных источников

1. Андреева Е.А. Сравнительный анализ моделей тьюторства (на примере Англии, Германии, Объединённых Арабских Эмиратов и России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2012.

2. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контексте современных образовательных моделей. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А. Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. С. 74.

4. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: Принт, 2005.

5. Межрегиональная тьюторская ассоциация. URL: http://www.thetutor.ru/ (дата обращения: 05.02.2019).

6. Тюмасева З.И., Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения: учебное пособие. Челябинск, 2017.

7. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т.20, №1. С.75-95.

8. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 23. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/search/search (дата обращения: 05.02.2019).

9. Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России. // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С. 39-47.

10. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18.

11. Cawelti G. Tutoring. Handbook of Research on Improving Student Achievement. Educational Research Service. Arlington, VA, 1995.

12. Contreras Y.A.H., Ayala S.R.V. The role of problematizing tutoring in the development of EFL students' writing skills // Mextesol Journal. 2019. Vol. 43(1).

13. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 549-556.

14. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khaznina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities // Advancec in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pр.143-151. DOI: 0.1088/17551315/115/1/012036.

15. Herbert B., Ens B., Weerasinghe A., Billinghurst M., Wigley G. Design considerations for combining augmented reality with intelligent tutors // Computers and Graphics (Pergamon). 2018. Vol. 77. Pp. 166-182.

16. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova, Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1080-1087.

17. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1097-1105.

18. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1088-1096.

19. Kaznacheeva C.N., Lazytina A.L., Perova T.V., Cmirnova J.V., Chelnokva E.A. Research trends of HR management in tourism // Advances in intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp.448-455. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_57

20. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Worldwide management problems // Man in India. 2017. Vol. 97(15). Pp. 191-199.

21. Medina-Quesada A., Balsas-Almagro J.R., Gallego F.J., Rus-Casas C. Mentoring by Peers: A new proposal of the jaén school of engineering. DOI: http://dx.doi.org/10.1109/CISPEE.2018.8593452.

22. Molina Diaz M., Benet Gil A., Doménech Vidal A. Peer tutoring: A key element in the intercultural inclusive classrooms // Revista Complutense de Educacion. 2019. Vol. 30(1). Pp. 277-292.

23. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and application of methods of determining combined standardized indicator of assessment of financial condition of banking sector in the region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017. Vol. 21 (3). P. 6.

24. Perova T.V., Kuznetsova E.A., Vinnikova I.S., Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Essence of the role and characteristics of the operating conditions of enterprises before and after the transition to market relations from a macroeconomic position // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15(12). Pp. 103-112.

25. Vaganova O.I., Zanfir L.N., Smirnova Z.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Maseleno A. On the linguistic training of future teachers of unlike specialties under the conditions of Russian professional education // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Vol. 7(4). Pp. 4090-4095.

26. Yale A.T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43(4). Pp. 533-544

27. Yegorov Y.S., Milov V.R., Kvasov A.S., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Formalization of software requirements for information systems using fuzzy logic // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 1015 (4), no. 042062. DOI: 10.1088/1742-6596/1015/4/042062.

References

1. Andreeva E.A. Comparative analysis of models of tutoring (for example, England, Germany, United Arab Emirates and Russia): the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Moscow, 2012. (In Russ.)

2. Maksimov V.V. Institute of tutoring as an educational strategy. Rossiya v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh modelej. Zhukovsky: MIM LINK Publ., 2000. 64 p. (In Russ.)

3. Open Distance Education: Glossary / Comp. A.A. Verbitsky, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya, S.A. Schennikov. Zhukovsky: MIM LINK Publ., 2005. P. 74. (In Russ.)

4. Rybalkina N.V. Towards the history of tutoring. T'yutorstvo: koncepcii, tekhnologii, opyt: yubilejnyj sbornik, posvyashchyonnyj 10-letiyu t'yutorskih konferencij. 1996-2005. Tomsk: Print Publ., 2005. (In Russ.)

5. Inter-regional tutor association. Available at: http://www.thetutor.ru/ (accessed: 05.02.2019). (In Russ.)

6. Tyumaseva Z.I., Gladkaya E.S. Tutor support technologies: study guide. Chelyabinsk, 2017. (In Russ.)

7. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., YAkovleva N.O. Adaptation stage of the process of professional socialization of students of a pedagogical university. Obrazovanie i nauka, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 75-95. (In Russ.)

8. CHelnokova E.A., Nabiev R.B. Tutor activity of a teacher in ensuring successful adaptation of university students. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3(11), pp. 23. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/search/search (accessed: 05.02.2019). (In Russ.)

9. CHelnokova E.A. Formation and development tutor activities in Russia. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, 2014, no. 4(16), pp. 39-47. (In Russ.)

10. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18.

11. Cawelti G. Tutoring. Handbook of Research on Improving Student Achievement. Educational Research Service. Arlington, VA, 1995.

12. Contreras Y.A.H., Ayala S.R.V. The role of problematizing tutoring in the development of EFL students' writing skills. Mextesol Journal, 2019, vol. 43(1).

13. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training. European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, pp. 549-556.

14. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khaznina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities. Advancec in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp.143-151. DOI: 0.1088/1755-1315/115/1/012036.

15. Herbert B., Ens B., Weerasinghe A., Billinghurst M., Wigley G. Design considerations for combining augmented reality with intelligent tutors. Computers and Graphics (Pergamon), 2018, vol. 77, pp. 166-182.

16. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova, Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2018, vol. 9(4), pp. 1080-1087.

17. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers. International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2018, vol. 9(4), pp. 1097-1105.

18. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations". International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2018, vol. 9(4), pp. 1088-1096.

19. Kaznacheeva C.N., Lazytina A.L., Perova T.V., Cmirnova J.V., Chelnokva E.A. Research trends of HR management in tourism. Advances in intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp.448-455. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_57

20. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Worldwide management problems. Man in India, 2017, vol. 97(15), pp. 191-199.

21. Medina-Quesada A., Balsas-Almagro J.R., Gallego F.J., Rus-Casas C. Mentoring by Peers: A new proposal of the jaén school of engineering. DOI: http://dx.doi.org/10.1109/CISPEE.2018.8593452.

22. Molina Diaz M., Benet Gil A., Doménech Vidal A. Peer tutoring: A key element in the intercultural inclusive classrooms. Revista Complutense de Educacion, 2019, vol. 30(1), pp. 277-292.

23. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and application of methods of determining combined standardized indicator of assessment of financial condition of banking sector in the region. Academy of Accounting and Financial Studies Journal, 2017, vol. 21(3), p. 6.

24. Perova T.V., Kuznetsova E.A., Vinnikova I.S., Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Essence of the role and characteristics of the operating conditions of enterprises before and after the transition to market relations from a macroeconomic position. International Journal of Applied Business and Economic Research, 2017, vol. 15(12), pp. 103-112.

25. Vaganova O.I., Zanfir L.N., Smirnova Z.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Maseleno A. On the linguistic training of future teachers of unlike specialties under the conditions of Russian professional education. International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7(4), pp. 4090-4095.

26. Yale A.T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education, 2019, vol. 43(4), pp. 533-544

27. Yegorov Y.S., Milov V.R., Kvasov A.S., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Formalization of software requirements for information systems using fuzzy logic. Journal of Physics: Conference Series, 2018, vol. 1015(4), no. 042062. DOI: 10.1088/1742-6596/1015/4/042062.

© Челнокова Е.А., Тюмасева З.И., 2019

Информация об авторах Челнокова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: chelnelena@gmail.com

Тюмасева Зоя Ивановна - доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, директор Института здоровья и экологии человека, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: zit@cspu.ru

Information about the authors Chelnokova Elena Aleksandrovna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: chelnelena@gmail.com.

Tyumaseva Zoya Ivanovna - Doctor of Pedagogics, Professor Institute of Human Health and Ecology Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: zit@cspu.ru

Поступила в редакцию: 18.04.2019 Принята к публикации: 15.05.2019 Опубликована: 05.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.