Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОВМЕСТНО С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЦИФРОВЫМИ СЕРВИСАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОВМЕСТНО С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЦИФРОВЫМИ СЕРВИСАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / мнемнотехнические приёмы / цифровые технологии / обучение лексике / онлайн-карточки / флэш-карточки / teaching / mnemonic techniques / digital technologies / vocabulary training / online flashcards / flashcards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Д. Пивень, Т.П. Полозова, М.З. Газиева

Словарный запас является одним из важных элементов в обучении английскому языку. На основе предварительного исследования студенты первого курса Международного колледжа искусств и коммуникаций (ИГУМО МКИК), осваивающие программу «Иностранный язык», во втором семестре столкнулись с проблемами усвоения лексики. Данные трудности напрямую связаны с двумя показателями: во-первых, их словарный запас был низким. Во-вторых, у студентов не было мотивации в образовательном процессе. С целью преодоления данной проблемы нами предпринята попытка проверить результативность использования одного из наиболее эффективных мнемотехнических приёмов, а именно – использование флэш-карточек совместно с применением цифровых технологий. Целью данного исследования является рассмотрение эффективности обучения лексике английского языка и мотивации обучающихся первого курса ИГУМО МКИК при помощи вышеперечисленных педагогических приёмов. При сборе данных мы использовали качественные и количественные методы. Методика получения качественных данных включает опрос, входное тестирование, создание основной и экспериментальной группы, наблюдение, итоговое тестирование и анализ полученных данных. Количественные данные проанализированы путем поиска и сравнения средних баллов вступительного и итогового тестирования. В исследовании доказано, что студенты могут выучить большее количество слов, затратив при этом меньшие усилий при использовании разработанной нами методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MNEMONIC TECHNIQUES IN CONJUNCTION WITH INTERACTIVE DIGITAL SERVICES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Vocabulary is one of the important elements in learning English. Based on a preliminary study, first-year students of the International College of Arts and Communications (IGUMO MKIK) mastering the foreign language program in the second semester faced problems with vocabulary assimilation. These difficulties are directly related to two indicators: firstly, their vocabulary was low. Secondly, the students had no motivation in the educational process. To overcome this problem, in our study we decided to test the effectiveness of using one of the most effective mnemonic techniques, namely the use of flash cards, together with the use of digital technologies. The purpose of this study is to consider the effectiveness of teaching English vocabulary and motivation of first-year students of IGUMO MKIK using the above-mentioned pedagogical techniques. When collecting data, we used qualitative and quantitative methods. Methods for obtaining high-quality data: survey, input testing, creation of the main and experimental groups, observation, final testing and analysis of the data obtained. We plan to analyze quantitative data by searching and comparing the average scores of the entrance and final tests. In the study, we tried to prove that students can learn more words with less effort if they use our methodology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОВМЕСТНО С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЦИФРОВЫМИ СЕРВИСАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

- Субкомпетентность 2 (речевая) - готовность применять АЯ в профессиональной коммуникации во всех видах речевой деятельности на иностранном языке.

- Субкомпетентность 3 (социокультурная) - готовность выстраивать собственное речевое и неречевое поведение в соответствии с особенностями страны в профессиональной коммуникации во всех видах речевой деятельности на иностранном языке.

Завершая исследование, необходимо сделать акцент на том, что владение иностранным языком для современного моряка - необходимость, связанная с особенностями работы. Большую часть времени они проводят за границей и должны уметь общаться с местными жителями, заказчиками и администрацией порта. Иноязычная коммуникативная компетентность моряка - это сложная, многокомпонентная, междисциплинарная категория, определяемая в научной литературе на основе большого числа различных дефиниций; описание содержания

Библиографический список

этого понятия имеет нестрогий характер и отличается по составу, объему, семантической и логической структуре. Безусловно, средствами иностранного языка необходимо проводить большую работу и по профессионально-личностному развитию будущих моряков [8; 9; 10]. С этой целью необходимо использовать весь арсенал современных средств обучения - мультимедиа-, информационные, интернет-технологии. При этом особенно важно, чтобы сами вузовские преподаватели в образовательном процессе умели перестраиваться в соответствии с новой ролью, которую они выполняют, реализуя субъект-субъектный подход в обучении [11; 12].

Иноязычная коммуникативная компетентность моряка включает следующие субкомпетентности: языковую, речевую, социокультурную. Они, в свою очередь, включают в себя ценностный, инструментальный, мотивационный, индивидуально-психологический, конативный компоненты.

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Ибрагимов ГИ., Ибрагимова Е.М., Андрианов Т.М. Теория обучения: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС, 2011.

3. Истомина О.А. Социально-психологические особенности морских экипажей в условиях длительных рейсов. Транспорт Российской Федерации. 2007; № 12: 41-43.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5: 39.

5. Ильязова М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.

6. Курпешева А.И. Формирование инвариантов иноязычной коммуникативной компетентности в процессе самостоятельной работы студента технического вуза. Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.

7. Курпешева А.И. Иноязычная коммуникативная компетентность выпускника технического вуза: сущность и инвариантная структура. Сибирский педагогический журнал. 2012; № 3: 65-67.

8. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

9. Гадзаова Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013; № 4 (16): 127-136.

10. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

11. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

12. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев ГС.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

References

1. Stolyarenko L.D. Psihologiya ipedagogika dlya tehnicheskih vuzov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.

2. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andrianov T.M. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: VLADOS, 2011.

3. Istomina O.A. Social'no-psihologicheskie osobennosti morskih 'ekipazhej v usloviyah dlitel'nyh rejsov. Transport Rossijskoj Federacii. 2007; № 12: 41-43.

4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 39.

5. Il'yazova M.D. Formirovanieinvariantovprofessional'nojkompetentnostistudenta: situacionno-kontekstnyjpodhod. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

6. Kurpesheva A.I. Formirovanie invariantov inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti v processe samostoyatel'nojraboty studenta tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

7. Kurpesheva A.I. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentnost' vypusknika tehnicheskogo vuza: suschnost' i invariantnaya struktura. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № 3: 65-67.

8. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

9. Gadzaova L.P. Rol' obucheniya inostrannym yazykam v kontekste razvivayuschih tendencij professional'nogo i lichnostnogo stanovleniya studentov nelingvisticheskih vuzov. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2013; № 4 (16): 127-136.

10. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

11. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol' prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

12. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Piven I.D., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: pivelia.st@yandex.ru

Polozova T.P., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology, Moscow International University (Moscow, Russia),

E-mail: t.aisuvakova@mmu.ru

Gazieva M.Z., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Head of Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

THE USE OF MNEMONIC TECHNIQUES IN CONJUNCTION WITH INTERACTIVE DIGITAL SERVICES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. Vocabulary is one of the important elements in learning English. Based on a preliminary study, first-year students of the International College of Arts and Communications (IGUMO MKIK) mastering the foreign language program in the second semester faced problems with vocabulary assimilation. These difficulties are directly related to two indicators: firstly, their vocabulary was low. Secondly, the students had no motivation in the educational process. To overcome this problem, in our study we decided to test the effectiveness of using one of the most effective mnemonic techniques, namely the use of flash cards, together with the use of digital technologies. The purpose of this study is to consider the effectiveness of teaching English vocabulary and motivation of first-year students of IGUMO MKIK using the above-mentioned pedagogical techniques. When collecting data, we used qualitative and quantitative methods. Methods for obtaining high-quality data: survey, input testing, creation of the main and experimental groups, observation, final testing and analysis of the data obtained. We plan to analyze quantitative data by searching and comparing the average scores of the entrance and final tests. In the study, we tried to prove that students can learn more words with less effort if they use our methodology.

Key words: teaching, mnemonic techniques, digital technologies, vocabulary training, online flashcards, flashcards

И.Д. Пиеень, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, Е-mail: pivelia.st@yandex.ru Т.П. Полозова, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, Е-mail: t.aisuvakova@mmu.ru М.З. Газиева, канд. психол. наук, доц., Институт педагогики, психологии и дефектологии, зав. каф. специальной психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: marina-gazieva@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОВМЕСТНО С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЦИФРОВЫМИ СЕРВИСАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Словарный запас является одним из важных элементов в обучении английскому языку На основе предварительного исследования студенты первого курса Международного колледжа искусств и коммуникаций (ИГУМО МКИК), осваивающие программу «Иностранный язык», во втором семестре столкнулись с проблемами усвоения лексики. Данные трудности напрямую связаны с двумя показателями: во-первых, их словарный запас был низким. Во-вторых, у студентов не было мотивации в образовательном процессе. С целью преодоления данной проблемы нами предпринята попытка проверить результативность использования одного из наиболее эффективных мнемотехнических приёмов, а именно - использование флэш-карточек совместно с применением цифровых технологий. Целью данного исследования является рассмотрение эффективности обучения лексике английского языка и мотивации обучающихся первого курса ИГУМО МКИК при помощи вышеперечисленных педагогических приёмов. При сборе данных мы использовали качественные и количественные методы. Методика получения качественных данных включает опрос, входное тестирование, создание основной и экспериментальной группы, наблюдение, итоговое тестирование и анализ полученных данных. Количественные данные проанализированы путем поиска и сравнения средних баллов вступительного и итогового тестирования. В исследовании доказано, что студенты могут выучить большее количество слов, затратив при этом меньшие усилий при использовании разработанной нами методики.

Ключевые слова: преподавание, мнемнотехнические приёмы, цифровые технологии, обучение лексике, онлайн-карточки, флэш-карточки

Приемы мнемотехники стали активно развиваться еще в Древней Греции. В процессе профессиональной подготовки они стали применяться только в конце XX в.

Это нестандартная методика тренирует память, причём, что крайне важно, позволяет обучаемым с различным уровнем подготовки эффективно вливаться в процесс обучения.

Мнемотехника также активно развивает воображение, способствует гораздо более эффективному усвоению нового учебного материала.

В то же время по-прежнему актуальным остается вопрос об адекватном использовании приемов мнемотехники в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов различных направлений.

Как показывает анализ литературы [1-12], наиболее изученным данный вопрос является применительно к освоению иностранного или русского языка (студентами, для которых он неродной).

Родоначальник научного подхода в педагогике К.Д. Ушинский стал автором следующего утверждения: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» [9]. Стоит отметить, что данное высказывание остаётся актуальным на сегодняшний день.

Целью данного исследования является изучение возможностей использования мнемотехнических приёмов совместно с цифровыми технологиями в процессе обучения лексике английского языка и мотивации обучающихся.

Задачи исследования:

- изучить понятие «мнемотехника»;

- рассмотреть дидактические возможности мнемотехнических приёмов в процессе профессиональной подготовки;

- показать возможности цифровых технологий в процессе обучения студентов иностранному языку.

Научная новизна статьи заключается в том, что были определены главные подходы, принципы реализации мнемотехнических приёмов в профессиональной подготовке.

Теоретическая значимость видится в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов на практике.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования мнемотехнических приёмов совместно с цифровыми технологиями в процессе обучения лексике английского языка и мотивации обучающихся.

Как показал анализ литературы [4], мнемотехника как научно организованная технология представлена системой запоминания «Джордано», которая было создана в 1990 г. Эта система в первую очередь направлена на запоминание точной информации и логически связанных ее элементов. Весь процесс запоминания разделяется на следующие этапы (табл. 1):

Таблица 1

Этапы запоминания информации

Этапы запоминания Их содержимое

1 этап Кодирование элементов информации в зрительные образы

2 этап Собственно сам процесс запоминания

3 этап Запоминание последовательности информации

4 этап Закрепление информации в мозге

При этом система «Джордано» объединяет и систематизирует различные виды мнемотехник и их специфику, что делает ее особенно эффективной.

Применяемые приёмы мнемотехники в общей системе основаны на различных способах запоминания информации:

- на аудиальном запоминании,

- на визуализации,

- на кинестетическом представлении,

- на модификации информации,

- на связывании и упрощении информации.

Все они помогают построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией и быстрее запомнить новые данные.

При этом мнемотехническое запоминание, хоть и содержит те же 4 этапа, но отличается от простого запоминания (табл. 2).

Таблица 2

Этапы запоминания информации средствами мнемотехнических приёмов системы «Джордано»

Этапы мнемотехнического запоминания Их содержимое

1 этап Обучение кодированию элементов в зрительные образы. На данном этапе поступающая информация трансформируется в зрительные образы

2 этап Формирование навыка образования ассоциации. Здесь образы соединяются в нужной последовательности

3 этап Запоминание последовательности информации. На данном этапе обычно применяют определенные мнемотехнические схемы запоминания

4 этап Собственно сохранение информации в памяти на длительный период времени

Таким образом, овладение мнемотехникой - это усвоение важнейших навыков запоминания информации. Но чтобы этот навык сохранялся, необходимы постоянные тренировки.

Как показало изучение опыта применения мнемотехнических приёмов в профессиональной подготовке, мнемоника помогает студентам продуктивно учиться и не тратить все свое время на зубрежку информации.

Когда студенты готовятся к презентации, докладу или экзамену, работают с большим количеством источников информации, изучают иностранный язык и т. д., использование мнемотехники позволяет быстро запоминать и структурировать информацию.

Рассмотрим более подробно использование мнемотехнических приёмов совместно с цифровыми технологиями в процессе обучения лексике английского языка и повышения учебной мотивации обучающихся.

Английский является вторым языком, которым должен владеть каждый студент в большинстве колледжей РФ, а во многих является обязательным предметом для сдачи важных экзаменов, согласно ФГОС ССО, при поступлении на такие направления, как «Туризм», «Гостиничное дело», «Международные отношения» и другие.

Таким образом, студенты сталкиваются с огромным количеством трудностей, пытаясь достичь высокого уровня владения английским языком. Стоит отметить, что одним из важнейших навыков при изучении иностранного языка является формирование лексического запаса обучающегося. В связи с этим возникает важный вопрос: «Как добиться максимального эффекта при изучении английской лексики?». Мнемотехнические приёмы и цифровые технологии - это два эффективных инструмента, при использовании которых совокупно преподаватель сможет повысить как мотивацию обучающихся, так и эффективность обучения иностранной лексики в целом. Стоит отметить, что профессиональный стандарт педагога подразумевает владение различными эффективными техниками обучения, в контекст которых, в свою очередь, входят мнемнотехнические приёмы.

В данной статье был подробно рассмотрен один из наиболее эффективных мнемотехнических приёмов, а именно - использование флэш-карточек совместно с интерактивным цифровым сервисом Quizlet. Продемонстрировано также преимущество использования онлайн-карточек.

Флэш-карточки становятся цифровыми, что, в свою очередь, увеличивает их эффективность. Стандартные, многим педагогам известные карточки, дока-

завшиесвою эффективность много раз, представляют собой тонкую картонку в сред нем размером5*7мм[7],на сд ной сторснегаторой прювсгавпен буквенные коослова, с на дрнгнй - егононевод с нарниекоН, нв, в с^жат^ь^н^ю, в нюшн эюо ^со^онсдо^т^г)Рючнн, так еако^нающиесн мигуы неп|в!нвильно декн^овать бук-о(^с^д^ыееод,номе^ож^тс(нщ1 мчн вО^^с^щнмОзм^ното^кс^е оши-кс.

В свою очередь, онлайн-карточки в сервисе СШеН вткьючаютоеправилр-ное воспроизведение иностранного слова ьтппвнтум, так как внифтевопсервие се есть возможность повторения слова, что представлено на рис. ниже и отмечено красным квадратом.

9 Показать подсказку 0*

sand

Рис. 1. Возможность аудиального воспроизведения слова [1]

Отдельно стоит выделить «режим подсказки», представляющий собой демонстрацию первой буквы перевода (рис. 2), что, в свою очередь, помогает запо-миннн ию инс^яетсясеосдтехниноскси пренсом,

sand

► х

Рис. 2. Возможностьиспользованияподеказки [1]

Другими пмеимущметвамионлойи-оанточек яьляетмь их мопильности 2 именно - отсутимпип КЛ^2^ТКмТ^1П2СТЗ йиудантам кн HOOTCH ССОбОЙ, с^^сс^^ясь 2 удаленсом х|оипкли^о,с.л. мни всоудкдпступны игл. с нтудесуов опс еьмс посуоп янная возмижпткти досилп^кепммниумишпл карноуеамвевде, ид^мни^^ ОопьимЕ^2и дное иесмтУмп-сокдпнекнн.Ондельным клюстм кнляоксм восможьсис'кс режима о^^пс^си^ы^^ам^^юг Д2я тиекиьовис дсвтзoисeмeнисй илвп^с^лглнмммeииoй памяти (рис. си

0 .»—. - 0

Здравствуйте! Какова вашоьельпо этомо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

модулю?

* |

Рис.З.Во золс^:>кнс5ст и тренировки кратковременной и долговременной памяти в сервисе Quizlet [2]

Ис полозооание онлайн-карточекоажесточеи зреоиятколегии б/дет л учше для со4|канг!тля(ккружае^1цке1среды. Вортальаомообайн-карноокобиаемне от-личаетсяоа ни аартоинойпнедшествньнлцы, чтонаипадко ьродамонстраровано на слодующин [аир.: рис. 1 -основоан стертна тор4ичкт,[аьн. 4- обржтаая сторона ктртотки.

В процессе исследовательской деятельности мы провели входное тестирование 15 студентов первого курса колледжа на темы «The World around us»

<г ->_x

Рис. 4.Обратная сторона карточки [3]

(«УЬоРОсижриИопвиРезультугы г^ика;^а7икрьНеви^1^^юис^о^л^и^с^вьннс^сть лексических навыков по данным темам: 47,6% правильных ответов по теме «The Wyrldabb«« сели сЬ, 7%ca^i^c^ydBbca0rec^^aKns». А нонимный опросд иа-гностаровал невысокую мотивацию студентов, так как большая часть опрошенных срчлжиуученктракрикььчьным. Пислу арс^.^с^сс c^.ki^^^bании^здспикв ^"^y^f^HT^c^BHsra по7оИчюугес стоивнс-

ственно. Студенты контрольной группы изучали лексику традиционным путём, а стдкттыэирпьсимептапьной группы были зарегистрированы в онлайн-сервисе Quizlet и активно его использовали на протяжении недели. Далее было проведено итоговое тестирование на темы, указанные выше, результаты которого представлены на диаграмме ниже (рис. 5):

Рис. 5. Средний , освоенной лексики на тему]

На рис. 5 графически продемонстрирована сформированность лексических навыков на тему «Jobs & Occupations» у студентов контрольной и экспериментальной групп % входном иьтоговом тесьироврнии.

Мы наблюдаем, что на входном тестировании уровень освоения лексики Н2 вышеуказанную тему у контрольной и экспериментальной групп почти не от-нич ался. Однако на итоговом тестировании более высокая сформированность нексических навыков по теме «Jobs & Occupations» представлена у студентов пкоьерижснууь нтйгтyппы,чсcподтвeрсyринaшикрoийюoпо вышекаиаф-фективности изучения и запоминания иностранной лексики при использовании рчемнсечнБчес кивкриировсовмтьин сиБла3н-еорюи<оиСТ1а1ес

Устный опрос после исследования выявил, что 7 из 8 обучающихся экс-сирььснтыьноИгруипы ПЛаНИвуЮТ ПKОД0Л7УTПИCПP0CЗCBИKТe В сервиса при дальнейшем обучении, а 6 из 8 отметили, что онлайн-сервис упро-стиузнповннани 9^с^ижкто^1^^<^йс^тавмтикг кcзтчeьиювкocиpaпyoйceкс«кн е цтюимомно одеоаиь л(эщий вьюод вслеува пссседктателане ЕЕЮа-^юкюй и.Ю.^сииьеоим, котоуые ачитиют. ^^иот^^ь^с^ики^ прад^тейноата памяти обеспечивается следующими условиями (табл. 3):

Таблица 3

Условия повышения продуктивности памяти (по Е.Е. Васильевой и В.Ю. Васильеву [2])

№ Условия

1. Правильная постановка задачи запоминания

2. Активная ориентировка в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого

3. Установление принципа организации запоминаемого материала и формирование оперативной единицы и кода запоминания

4. Правильная организация процесса забывания, основанная на выборе адекватного кода

5. Учет особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности (то есть ухудшение запоминания материала)

6. Всестороннее и полное использование органов чувств

Таким образом, можно сделать вывод, что для большей вовлеченности и эффективного запоминания английской лексики необходимо использовать мнемнотехнические приемы совместно с цифровыми технологиями. На примере дисциплины «Английский язык» авторы продемонстрировали пример использо-

Библиографический список

вания мнемотехнических приёмов совместно с современными цифровыми сервисами, которыми необходимо пользоваться преподавателям для поддержания мотивации и более эффективного освоения образовательной программы студентами.

1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2004

2. Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?: экзамены и карьера без проблем. Москва, 2007.

3. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления: учебник. Москва, 2000.

4. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007.

5. Флеш-карточка на тему «The World around us». Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

6. Возможности выбора режима тренировки памяти. Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/study-path?funnelUUID=73f21cba-3d72-42b4-be08-550d27cbf6e0

7. Обратная сторона флэш-карточки на тему «The World around us». Онлайн-сервис Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

8. Рогова К.Д., Рябинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1991.

9. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва, 2002.

10. Burns A. Collaborative Action Research for English Language Teacher. United Kingdom, 1999.

11. Buzan T. The Memory Book: How to Remember Anything You Want - Pearson Education. 2010.

12. Scott A. Wendy, Ytreberg, H. Lisbeth. Teaching English to Children. New York, 1990.

References

1. Andreeva I.V. Mnemotehnika kakpedagogicheskaya tehnologiya v valeologicheskom soprovozhdenii uchaschihsya nachal'nojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004

2. Vasil'eva E.E., Vasil'ev V.Yu. Superpamyat', ili kak zapomnit', chtoby vspomnit'?: 'ekzameny i kar'era bez problem. Moskva, 2007.

3. Ziganov M.A., Kozarenko V.A. Mnemotehnika. Zapominanie na osnove vizual'nogo myshleniya: uchebnik. Moskva, 2000.

4. Kozarenko V.A Uchebnik mnemotehniki. Sistema zapominaniya «Dzhordano». Moskva, 2007.

5. Flesh-kartochka na temu «The World around us». Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

6. Vozmozhnosti vybora rezhima trenirovki pamyati. Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/study-path?funnelUUID=73f21cba-3d72-42b4-be08-550d27cbf6e0

7. Obratnaya storona fl'esh-kartochki na temu «The World around us». Onlajn-servis Quizlet. Available at: https://quizlet.com/397606521/flashcards

8. Rogova K.D., Ryabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

9. Ushinskij K.D. Problemy pedagogiki. Moskva, 2002.

10. Burns A. Collaborative Action Research for English Language Teacher. United Kingdom, 1999.

11. Buzan T. The Memory Book: How to Remember Anything You Want - Pearson Education. 2010.

12. Scott A. Wendy, Ytreberg, H. Lisbeth. Teaching English to Children. New York, 1990.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Roshchina D.V., postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: daria-roshina@yandex.ru

Lapshin V.A, Cand. of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Head of Department of General Humanitarian Sciences and Mass Communications, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: socrab@inbox.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREREQUISITES AND TYPOLOGY OF TUTORING ACTIVITIES IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE. In the article, the author examines the organization of the tutor model in higher education institutions in Canada. The article highlights the prerequisites for the relevance of tutoring in Canada, related to the complex and flexible system of student education, as well as the attractiveness of Canadian higher education for international students. The author focuses on the typology of the Canadian tutor model, one of which is generally accepted, the other, more detailed, developed by the National Association of Academic Counseling. The article concludes that it is advisable to tutor at Canadian universities, which is confirmed by the high competitiveness of Canadian higher education. This article may be useful for specialists in the field of comparative pedagogy. The authors conclude that due to the fact that higher education in Canada is really competitive and attractive for students from all over the world, the system of academic tutoring in Canadian universities is fully justified by its existence. In Russian universities, the institute of tutoring does not function at such a high level, so the study of this issue will help to increase its effectiveness.

Key words: tutor, Canada, Canadian higher education, British Columbia, tutoring, typology of tutoring, student, mentoring, student support

Д.В. Рощина, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: daria-roshina@yandex.ru В.А. Лапшин, канд. филос. наук, доц., зав. каф. общегуманитарных наук и массовых коммуникаций АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: socrab@inbox.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, п роф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье автор рассматривает организацию тьюторской модели в высших учебных заведениях Канады. В статье освещены предпосылки необходимости организации тьюторской деятельности в Канаде, связанной со сложной и гибкой системой обучения студентов, а также с привлекательностью канадского высшего образования для иностранных студентов. Авторы акцентируют внимание на типологии канадской тьюторской модели, одна из которых является общепринятой, другая, более детальная, разработана Национальной ассоциацией академического консультирования. В статье делается вывод о целесообразности тьюторской деятельности в университетах Канады, что подтверждается высокой конкурентоспособностью канадского высшего образования. Авторы заключают, что в связи с тем, что высшее образование в Канаде действительно конкурентоспособно и привлекательно для студентов со всего мира, система академического репетиторства в канадских вузах полностью оправдана своим существованием. В российских вузах институт тьюторства функционирует не на таком высоком уровне, поэтому изучение этого вопроса поможет повысить его эффективность.

Ключевые слова: тьютор, Канада, канадское высшее образование, Британская Колумбия, тьюторская деятельность, типология тьюторской деятельности, студент, наставничество, сопровождение студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.