Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение учебного года. Критериями сформированости компетенций, характеризующих уровни воспитанности, были определены следующие: степень развитости теоретического сознания, социальных потребностей и гуманистических ценностных ориента-ций.
Для оценки были выделены уровни: пороговый, базовый и продвинутый. На констатирующем этапе по всем выделенным критериям уровни воспитанности в обеих группах были равнозначны и составляли для порогового - 40%, для базового - 35% и продвинутого - 25%. В результате оценки уровней воспитанности после проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные: так, по степени развития теоретического сознания в экспериментальной группе произошел рост, и по пороговому уровню он составил 15%, по базовому -35% и по продвинутому - 50%; по степени развития гуманистических ценностных ориентаций по пороговому уровню - 10%, по базовому - 30% и по продвинутому - 60%; по степени развития социальных потребностей по пороговому уровню он составил 5%, базовому - 30% и продвинутому - 65%. В контрольной группе заметных изменений по уровню воспитанности не произошло. В результате можно констатировать, что рост в экспериментальной группе составил для продвинутого уровня от 25 до 40%. Проверка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики, которые подтвердили валидность полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто содержание воспитательного процесса в современных социально-культурных условиях, реализованы традиционные общенациональные российские ценности. Предложенные рекомендации могут использоваться в системе учреждений МВД России, а также результаты проведенного исследования могут быть адаптированы и применены в различных образовательных организациях.
Библиографический список
В заключение выделим основные современные подходы, рекомендуемые для осуществления в воспитательном процессе:
1. Синергетический, реализующий условия самоорганизации внутренних структур личности и формирующий внутреннюю мотивацию на социально значимую и общественно полезную деятельность, при этом воспитание переходит в самовоспитание, но лишь при создании достаточно высокого уровня мотивации и активности обучающихся сотрудников правоохранительной деятельности.
2. Контекстный, обеспечивающий тесную связь теоретических положений с социальной и профессиональной деятельностью; интерактивные, которые посредством взаимодействия и заражения обучающихся способствуют развитию общественных потребностей и ценностей.
3. Личностно ориентированный, позволяющий путем субъект-субъектного взаимодействия обучающихся друг с другом и с обучающим формировать личность как гуманистического субъекта и нравственную индивидуальность [6, с. 205].
Отдельным направлением решения воспитательной задачи является оценка уровня воспитанности, здесь возможно предложить периодическую, анонимную и взаимооценку развиваемых качеств среди обучающихся в одной группе, которая в большей степени будет соответствовать объективности.
Основными факторами, от которых зависит воспитательный процесс, являются следующие: внешняя среда, внутренняя среда и образовательная деятельность. Внешняя среда - это существующие экономические, правовые и социальные условия, а также направленность информационного воздействия средств массовой информации. Внутренняя среда - это психологические условия жизнедеятельности человека и условия, включающие механизмы самоорганизации. Образовательная деятельность - это содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие структур личности, определяющих ее социально-нравственную направленность.
1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004.
2. Гавров С.Н., Микляева Н.В., Лопатина О.Г Воспитание как антропологический феномен. Москва: Форум, 2011.
3. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаул, 2004: 108.
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Том № 38. Произведения 1909 - 110. Москва: Государственное издательство «Художественная литература», 1936.
5. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89.
6. Заречнев Д.О., Левченко А.А., Федулов Б.А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.
References
1. Fomicheva I.G. Filosofiya obrazovaniya: nekotorye podhody kprobleme. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2004.
2. Gavrov S.N., Miklyaeva N.V., Lopatina O.G. Vospitanie kakantropologicheskj fenomen. Moskva: Forum, 2011.
3. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei: monografiya. Barnaul, 2004: 108.
4. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. Tom№ 38. Proizvedeniya 1909- 110. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Hudozhestvennaya literatura», 1936.
5. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89.
6. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.
Статья поступила в редакцию 13.12.21
УДК 378
Krasnova T.I., senior teacher, Financial university under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
EXAMINING THE POTENTIAL OF DIGITAL FLASHCARDS FOR VOCABULARY LEARNING. This article focuses on a comprehensive study of the potential of digital flashcards for vocabulary learning. For a systematic self-examination and tracking the progress of vocabulary learning in one of the groups of the Financial University under the Government of the Russian Federation, students used the Quizlet mobile application. The data resulting from the study showed that the students from the experimental group received higher scores in tests checking the level of new specialized terminology retention. It is also noted that two main factors influence the efficiency of learning and self-assessment using digital flashcards: the amount of practice and the spent time. For this reason, this method of learning vocabulary was more effective for motivated students who were willing to spend time creating flashcards according to the learning purpose and to practice frequently to strengthen their memory and expand their vocabulary.
Key words: digital flashcards, vocabulary, quizlet, mobile learning.
Т.И. Краснова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЦИФРОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТОЧЕК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
Данная статья посвящена комплексному исследованию потенциала цифровых дидактических карточек для изучения лексики. Для систематической самопроверки и отслеживания прогресса изучения лексики в одной из групп Финансового университета при Правительстве Российской Федерации студентами использовалось мобильное приложение Quizlet. В ходе исследования было выявлено, что студенты экспериментальной группы набрали более высокие баллы в тестах, проверяющих уровень усвоения новой специальной терминологии. Отмечается также, что на эффективность обучения и самопроверки с использованием цифровых дидактических карточек влияют два основных фактора: объем практики и время. По этой причине данный метод изучения лексики был более эффективен для мотивированных студентов, которые готовы были тратить время на создание дидактических карточек в соответствии с целью обучения и часто практиковаться, чтобы укрепить свою память и расширить словарный запас.
Ключевые слова: цифровые дидактические карточки, лексика, quizlet, мобильное обучение.
В условиях глобализации полилингвизм приобретает особое значение. Мир во время пандемии COVID-19 стал более взаимосвязанным и взаимозависимым, а новые технологии позволили нам работать в тесном контакте с людьми по всему миру По мере развития отношений между странами растет и потребность говорить на иностранном языке. Владение другими языками становится жизненно важным навыком, который дает нам возможность взаимодействовать с миром более непосредственным и значимым образом. Цифровые технологии в образовании предлагают новые возможности изучения иностранных языков, повышающие эффективность и мотивацию обучающихся. При помощи этих технологий преподаватели создают гибридные персонализированные учебные курсы, используют инновационные и увлекательные стратегии обучения, а студенты получают возможность обучаться в интерактивной цифровой среде.
В отличие от грамматики и синтаксиса, которые могут исказить понимание, но говорящий может быть понят, словарный запас играет существенную роль при коммуникации. Среди исследователей нет единого мнения относительно лучшего метода изучения лексики и пополнения словарного запаса. Одной из общепризнанных концепций является осмысленное запоминание, при котором обучающиеся должны выполнять преднамеренные действия по обучению, такие как изучение новых слов с двуязычных карточек и выполнение упражнений с использованием пропущенных слов.
Актуальность исследования обусловлена применением данной стратегии в электронном виде с использованием достижений в области технологий и в связи с этим необходимостью рассмотрения её новых возможностей и потенциала. Цифровые дидактические карточки стали одним из самых популярных и оптимизированных способов изучения лексики на иностранном языке, их использование значительно улучшает производительность памяти [1, с. 238]. Они способствуют активному запоминанию за счет регулярного повторения и яркого визуального ряда. С помощью цифровых карточек студенты могут самостоятельно выбирать темп обучения и контролировать его.
Новизна и практическая ценность исследования заключаются в том, что были проанализированы особенности самостоятельной работы с лексикой при помощи цифровых дидактических карточек с использованием мобильного приложения Quizlet и дана оценка эффективности данной технологии.
Подавляющее большинство студентов регулярно используют свои мобильные устройства для академической деятельности и считают, что эти устройства важны для их академической успеваемости. Неразрывная связь между студентами высших учебных заведений и их смартфонами может создать новые возможности для получения высшего образования, где смартфоны могут использоваться в качестве основы стратегии обучения. С появлением образовательных приложений для мобильных устройств возможности мобильного обучения значительно расширились. Приложения для увеличения словарного запаса при изучении иностранных языков разработаны в форме игр и предлагают ненавязчивое обучение, создается иллюзия, что слова запоминаются сами.
Игровой дизайн мобильных приложений мотивирует обучающихся, обеспечивая эффективное взаимодействие, а также психологически бросая вызов пользователю в процессе обучения. Студенты, став игроками, готовы играть постоянно, получая удовольствие от использования приложения. Данная особенность имеет большое значение, так как обучение, как правило, наиболее эффективно, если оно проводится регулярно. Это подтверждается исследованием особенностей обучения человека и возможностей памяти, проведенное Эббингхаусом, который представил кривую забывания и сделал вывод, что чем больше повторений, тем прочнее будут знания [2, с. 155]. Следовательно, мы можем предположить, что если готовность студентов работать регулярно в приложении и многократно играть с цифровыми карточками будет высока, то процесс запоминания новой лексики может быть очень эффективным в долгосрочной перспективе.
Дидактические карточки для запоминания слов на иностранном языке давно считаются мощным инструментом обучения. Согласно Кроссу, карточки являются стратегией создания словарного запаса, призванной помочь обучающимся лучше запоминать новую информацию [3, с. 23]. Он связывает эту новую информацию со знаниями, ранее полученными с помощью визуальных или звуковых сигналов. Карточки представляют собой образовательную стратегию, которая сочетает в себе подсказки (часто визуальные), основанные на текущих знаниях обучающихся, примененные к новой информации, которую они должны усвоить.
Овладение лексикой при помощи цифровых дидактических карточек основано на сознательном парно-ассоциированном заучивании слов, которые можно визуализировать. Процесс содержит два режима: режим презентации, в котором целевые слова представлены вместе с их переводом на родной язык, и режим извлечения информации из памяти, состоящий из двух этапов. На первом этапе студент видит элемент (например, компьютер) и пытается создать парную ассоциацию (например, computer), в то время как на втором этапе представляется целевой ответ. При работе с цифровыми карточками режим извлечения информации из памяти усиливает концептуальные ассоциации больше, чем одновременное восприятие обоих слов, что значительно улучшает запоминание. Ключевое различие между дидактическими карточками и традиционным заучиванием лексики состоит в том, что извлечение информации из памяти требует больше когнитивных усилий, чем повторение.
Приложения с цифровыми карточками стали универсальным инструментом для обучения, и их выбор достаточно широк (Cram, Tinycards, StudyBlue, Chegg
Flashcards, Anki и т.д.). После тестирования ряда приложений для исследования было выбрано приложение Quizlet в силу ряда преимуществ и простоты использования. Программа предоставляет доступ к миллионам наборов карточек, созданных пользователями. Но наборы карточек можно делать с нуля, что является неоспоримым преимуществом, так как со студентами факультета информационных технологий и анализа баз данных, участвовавших в исследовании, изучалась профессиональная терминология, отсутствовавшая в коллекциях приложения. Функция преобразования текста в речь дает возможность тренировать правильное произношение слов и является несомненным преимуществом. Все режимы обучения обеспечивают обратную связь и исправление ошибок, что делает автономное обучение очень эффективным. Эффект тестирования особенно важен, так как многие попытки будут неудачными из-за характера режима отсева. Здесь элементы выпадают из цикла при правильном ответе определенное количество раз в соответствии с заданным критерием, но остаются в цикле после неправильного ответа.
Отечественные исследователи активно внедряют цифровые дидактические карточки в образовательный процесс. Вьюшкина Е.П отмечает, что работа с цифровыми дидактическими карточками упрощает процесс усвоения и отработки терминологических единиц и повышает его качество [4, с. 206]. По мнению Тесликовой Н.А., лексический аспект освоения иностранного языка успешно реализуется через приложение Quizlet, результатом работы которого являются прочные лексические навыки, отрабатываемые впоследствии в процессе речевой деятельности на уроке иностранного языка [5, с. 23]. Дулалаева Л.П. видит преимущество работы с карточками не только в формировании представления о звуковом, но и графическом образе лексической единицы [6, c. 230].
Целью проведенного исследования явилось изучение потенциала дидактических цифровых карточек для пополнения словарного запаса специальной компьютерной терминологией. Рассматривались следующие вопросы:
1. Может ли использование цифровых дидактических карточек улучшить изучение лексики по сравнению с традиционным заучиванием?
2. Насколько эффективным будет запоминание лексики а) сразу после использования карточек, б) через 2 недели, с) через 6 недель?
Участниками исследования были студенты 1 курса факультета информационных технологий и анализа баз данных Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Уровень владения английским языком по шкале CEFR на входном тестировании был оценен как В1-В1+. Выборка студентов состояла их двух групп, 18 и 19 человек соответственно. Контрольная группа № 1 обучалась по традиционной системе, экспериментальная группа № 2 использовала цифровые дидактические карточки. Общее количество изучаемой лексики составило 96 слов.
В качестве инструмента исследования для группы № 2 использовалось бесплатное приложение Quizlet (https://quizlet.com), которое позволяло студентам создавать собственные цифровые дидактические карточки и получать к ним доступ с мобильного устройства. В процессе работы были использованы несколько режимов приложения. На первом этапе студенты использовали режим презентации новых слов, который назывался «Карточки». Следующий режим -«Заучивание» - адаптировался под каждого обучаемого и предлагал различные типы вопросов - множественный выбор, карточки, письменное задание. Если студент правильно отвечал на начальные вопросы (множественный выбор), то далее шли более сложные типы заданий (карточки или письменные задания). Режим «Письмо» тренировал перевод с родного языка на иностранный и наоборот. В режиме «Правописание» студенты записывали услышанные слова на иностранном языке, сопровождаемые карточкой с визуальным рядом. Режим «Тест» давал возможность оценить свои знания с отображением процентного показателя успеваемости. В режиме «Сопоставление» игра шла на время, и можно было увидеть свой рейтинг в таблице с результатами. В режиме «Правитация» слова падали в форме астероидов и нужно было перевести их на родной язык. По мере повышения уровня астероиды падали быстрее, и было сложнее вводить ответы. Данные режимы студенты использовали для самостоятельной работы по заучиванию лексики. На очных занятиях использовался также режим для совместной работы «В реальном времени», при помощи которого организовывались соревнования между командами.
После изучения и отработки новой лексики в контрольной и экспериментальной группах было проведено 3 теста с целью проверки результатов усвоения лексики: в начале изучения лексики при работе в приложении, через 2 недели и через 6 недель. Тесты проводились в традиционном формате на занятии. Каждый из тестов включал три типа вопросов: множественный выбор, заполнение пропусков и сопоставление, а также оценивал усвоение обучаемыми одного раздела программы курса. Максимальный балл каждого теста составлял 21, распределённый между тремя типами вопросов (табл. 1).
Результаты исследования показали значительную разницу между баллами двух групп в пользу экспериментальной группы, участники которой использовали для обучения цифровые дидактические карточки. Самый высокий балл после Теста 1 в контрольной группе - 17 баллов (2 человека), в экспериментальной группе - 21 балл (3 человека). Самый низкий балл после первого теста в группе № 1 - 10 баллов (1 человек), в группе № 2 - 17 баллов (3 человека).
Отвечая на первый вопрос исследования (может ли использование цифровых дидактических карточек улучшить изучение лексики по сравнению с традици-
Таблица 1
Результаты тестирования
Тесты Средний балл
Группа № 1 (контрольная) Группа № 2 (экспериментальная)
Т1 (сразу после изучения / работы в приложении) 14,72 18,21
Т2 (через 2 недели) 13,55 17,94
Т3 (через 6 недель) 11,77 16,89
онным заучиванием?), можно констатировать, что изучение лексики действительно улучшилось. Об этом можно судить по результатам первого теста: 87% после первого тестирования в экспериментальной группе и 70% в контрольной группе. Несмотря на то, что студенты экспериментальной группы показали неплохой результат, настораживает тот факт, что группа не смогла преодолеть 90% порог. Это может быть связано с несколькими факторами: сложная специальная терминология, недостаточный объем практики в приложении, использование не всех режимов игры, недостаточные временные рамки. Данный метод оказался более эффективен для мотивированных студентов, которые были готовы потратить время на создание карточек и отработку лексики в разных режимах приложения. В связи с этим повышение эффективности работы с цифровыми карточками требует дополнительного исследования.
Второй вопрос исследования касался степени запоминания и удержания информации в памяти. По данным тестирования, разница между результатами первого и последнего теста, проведенного через 6 недель, в контрольной группе составила 14%, а в экспериментальной - 7%. Таким образом, можно говорить о том, что контрольная группа, изначально показавшая более низкий результат, забыла информацию быстрее, чем экспериментальная. Удержание информации в экспериментальной группе можно оценить как достаточно высокое, эффект от
Библиографический список
применения Quizlet на всех участников этой группы был более стойким по сравнению с классическими методами. Можно предположить, что при дополнительных тренировках и повторении пройденных блоков потерю баллов можно свести к минимуму.
Практическая значимость итогов работы заключается в том, что результаты исследования подчеркивают важность использования цифровых дидактических карточек, которые показали высокую эффективность для изучения лексики и пополнения словарного запаса. Приложение Quizlet представляет собой идеальную интерактивную среду, которая может обеспечить активное обучение как в аудитории, так и за её пределами. На занятии режим «В реальном времени» обеспечивает эффективную коллаборацию студентов, которые, объединившись в команды, делятся выученной информацией и обмениваются ответами в соревновательном духе с другими группами студентов, и таким образом обучение становится активным совместным процессом. Используя цифровые карточки, обучающиеся получают возможность изучать лексику в собственном темпе, получая мгновенную обратную связь о своем прогрессе. Данные опросов студентов подтверждают, что Quizlet обеспечивает приятное обучение, усиливает их автономию и повышает вовлеченность в учебный процесс. Работа с цифровыми карточками помогает преподавателям преодолевать низкую активность студентов при выполнении домашней и самостоятельной работы. Перспективы дальнейшего исследования можно связать с рассмотрением возможностей использования различных мобильных приложений с цифровыми карточками и выявлением наиболее оптимальных и эффективных методов работы с ними.
В заключение следует отметить, что изучение новой лексики является неотъемлемой частью языкового образования, но в силу ограниченности аудиторного времени акцент должен быть смещен на самостоятельную работу студентов. Цифровые дидактические карточки могут стать мощным инструментом для запоминания новых слов и терминов при правильном использовании. Это исследование показало, что создание наборов карточек не требует слишком много времени и способно значительно повысить эффективность работы с лексикой и мотивацию студентов к пополнению словарного запаса.
1. Sharmin N., Chow A.K. Augmented Reality Application to Develop a Learning Tool for Students: Transforming Cellphones into Flashcards. Healthcare Informatics Research. 2020; Т. 26, № 3: 238 - 242.
2. Ebbinghaus H. Memory: A contribution to experimental psychology. Annals of neurosciences. 2013; Т. 20, № 4: 155.
3. Cross D. Practical Handbook of Language Teaching, A. 1991. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Practical-Handbook-of-Language-Teaching-Cross-James/1d 4e686fa4b76f942a8d9c2c0840f2252f17fcb4
4. Вьюшкина Е.Г. ИКТ в обучении иностранным языкам: цифровые дидактические карточки. Язык и мир изучаемого языка. 2018: 205 - 209.
5. Тесликова Н.А. Использование интерактивной платформы Quizlet при обучении студентов колледжа иностранным языкам. Среднее профессиональное образование. 2020; № 8: 21 - 23.
6. Дулалаева Л.П. Использование программы Quizlet при работе с лексикой на занятиях по иностранному языку. Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности. 2019: 228 - 230.
References
1. Sharmin N., Chow A.K. Augmented Reality Application to Develop a Learning Tool for Students: Transforming Cellphones into Flashcards. Healthcare Informatics Research. 2020; T. 26, № 3: 238 - 242.
2. Ebbinghaus H. Memory: A contribution to experimental psychology. Annals of neurosciences. 2013; T. 20, № 4: 155.
3. Cross D. Practical Handbook of Language Teaching, A. 1991. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Practical-Handbook-of-Language-Teaching-Cross-James/1d 4e686fa4b76f942a8d9c2c0840f2252f17fcb4
4. V'yushkina E.G. IKT v obuchenii inostrannym yazykam: cifrovye didakticheskie kartochki. Yazyk i mir izuchaemogo yazyka. 2018: 205 - 209.
5. Teslikova N.A. Ispol'zovanie interaktivnoj platformy Quizlet pri obuchenii studentov kolledzha inostrannym yazykam. Srednee professional'noe obrazovanie. 2020; № 8: 21 - 23.
6. Dulalaeva L.P. Ispol'zovanie programmy Quizlet pri rabote s leksikoj na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Informacionnye i graficheskie tehnologii v professional'noj i nauchnoj deyatel'nosti. 2019: 228 - 230.
Статья поступила в редакцию 10.01.22
УДК 372.016: 811.111*40
Lisitsa I.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Vezner I.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF THE PROTOTYPICAL MODELING METHOD IN TRANSVERBALIZATION IN THE ASPECT OF DEVELOPING A LINGUIST-TRANSLATOR'S PROFESSIONAL COMPETENCE. The article discusses the linguodidactic potential of prototypical modeling of the semantics of a grammatical form in the process of transverbalization while teaching students of language faculties and preparing them for a career in translation. In the development of professional competence of future translators of fiction, as the authors of the article note, reflective activity plays a crucial part in comparative analysis of grammatical forms of the Russian language, correlating in semantics with the English causative construction have something done. The scientific novelty of the research lies in the use of the prototypical modeling method as an effective way to verify the semantics of the grammatical form. The presented material allows the authors to conclude that the receptive-interpretative stage in translation activity contributes to the choice of an adequate transverb, taking into account the semantic content of the grammatical construction, contextual and semantic function, lexical and grammatical environment and genre specifics of fiction as a special type of discourse.
Key words: professional translator competence, translation linguodidactics, transverbalization, method of prototypical modeling.
И.В. Лисица, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
И.А. Везнер, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]