Litera
Правильная ссылка на статью:
Данилова В.А., Шихалкина Т.Г. — Мобильное обучение (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP): методические приемы и оценка результативности // Litera. - 2020. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8698.2020.3.32646 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_artide.php?id=32646
Мобильное обучение (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP): методические приемы и оценка результативности
Данилова Василиса Андреевна
преподаватель, кафедра английского языка для гуманитарных дисциплин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 И [email protected]
ШИхалкина Татьяна Григорьевна
преподаватель, кафедра английского языка для гуманитарных дисциплин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 И [email protected]
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-8698.2020.3.32646
Дата направления статьи в редакцию:
19-04-2020
Дата публикации:
21-04-2020
Аннотация.
Предмет исследования — методы мобильного обучения в преподавании курса английского языка для профессиональных целей студентам высшего учебного заведения. Авторы рассматривают круг вопросов, связанных с цифровизацией образовательной среды, а также актуальность внедрения мобильных технологий в процесс преподавания английского языка. В статье проанализированы различные методы мобильного обучения и представлен широкий спектр заданий, разработанных авторами. Кроме того, авторы определяют эффективность методов мобильного обучения на основании результатов анкетирования студентов Школы дизайна, Высшей школы экономики после прохождения курса обучения с применением мобильных технологий в
течение трех лет. В качестве методов исследования были использованы теоретический обзор методик мобильного обучения и эмпирический анализ результативности данных методик на основе результатов анкетирования студентов за три года. Новизна исследования заключается в рассмотрении мобильного обучения как педагогической инновации в рамках высшего учебного заведения. Авторы стремятся внести свой вклад в развитие новой методики преподавания посредством подробного изучения возможностей и результативности мобильного обучения в преподавании иностранного языка. Результаты исследования показали, что в период с 2017 по 2019 гг. наблюдался рост интереса студентов к мобильному обучению. Большинство студентов Школы дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ) предпочли проходить обучение с использованием мобильных технологий, так как считают мобильное обучение эффективным. Занятия становятся более интерактивными и способствуют быстрому развитию языковых навыков. Однако некоторые студенты настороженно восприняли нововведения, так как считают традиционные методики преподавания английского языка более эффективными.
Ключевые слова: мобильное обучение, методика преподавания, мобильные технологии, мобильные устройства, профессионально-ориентированное обучение, развитие языковых навыков, система обучения, опрос, анализ, статистика
Введение
Согласно данным Международного телекоммуникационного союза -Ш около 96% населения земного шара пользуется средствами мобильной связи. Наблюдается тенденция к использованию более одного мобильного телефона и планшета. Для большинства людей гаджеты являются не только средством осуществления телефонной и видеосвязи, но также средством социализации, работы и обучения в условиях современной действительности. В связи с этим, внедрение мобильных технологий в образовательный процесс является актуальным вопросом на всех уровнях образования. Термин «мобильное обучение» (м-обучение) mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ - устройств, таких, как портативные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшеты
в преподавании и обучении Г2, с 2011. Мобильное обучение необходимо отличать от электронного дистанционного обучения, основанного на использовании компьютера, ноутбука и интернета. Его можно рассматривать как форму электронного обучения с использованием мобильных устройств. Для студентов ВШЭ подобная сетевая активность и участие в электронных курсах, отличных от английского, уже стали нормой. Студенты получают онлайн-доступ к лекциям и семинарам по профильным предметам, однако использование мобильных технологий на занятиях по английскому языку является редкостью. В данной статье рассматриваются возможности мобильного обучения и отношение студентов, изучающих английский язык для профессиональных целей, к внедрению мобильного обучения в аудиторные занятия. Также авторы анализируют навыки обучения иностранному языку с помощью мобильных устройств и разрабатывают задания, которые могут применяться при обучении студентов в высшем учебном заведении.
Мобильное обучение в 21 веке
Преимущества мобильного обучения несомненны: обучение становится доступным миллионам людей, открываются возможности самостоятельного выбора стратегии обучения. Согласно М. Варшауэру Г3, с- I23!, существует три основные проблемы,
связанные с мобильным обучением, а именно: трансформация процессов преподавания и обучения, развитие навыков 21 века и продвижение социальной справедливости.
По мнению исследователей, навыки 21 века включают в себя такие личностные качества и компетенции как творческое мышление и инициативность, критическое мышление и решение задач, сотрудничество и умение работать в коллективе, автономность и гибкость, непрерывное образование и все указанное выше в сочетании с компьютерной
грамотностью [4, с- 110, 5 c- 310, 6"". Данные навыки имеют важное значение во всем мире, однако во многих странах, особенно в Азии, они дополняют существующие традиционные системы обучения. «Новые компетенции и навыки не только повышают шансы на
самореализацию, но и обогащают личную и социальную жизнь» [7, с- 351.
Внедрение новых цифровых технологий связано с возникновением новых программам обучения, общеобразовательных подходов и методик преподавания. По мере распространения личностно-ориентированного подхода в обучении преподаватель берет на себя структурирующую и направляющую функцию. Студенты становятся более свободными в выборе содержания и контекста. Появляется возможность размещать задания в информационных системах для получения обратной связи от других учащихся перед тем, как сдать задание преподавателю. Несмотря на то, что существует очень мало доказательств в пользу того, что мобильное обучение эффективнее традиционного обучения на аудиторных занятиях, тем не менее оно увеличивает автономность студента, при этом повышая вовлеченность учащихся в процесс обучения и коммуникации с преподавателем. Например, курсы на онлайн-платформах могут быть дополнены одной консультацией в неделю для дополнительного обсуждения со студентами, что может оказаться удобным вариантом для тех, кто не может посещать аудиторные занятия в связи с частичной трудовой занятостью. Кроме того, мобильное обучение является полезным в преподавании иностранных языков, так как способствует развитию всех видов речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование и говорение.
Обучение чтению и письму
Мобильные устройства предоставляют множество возможностей для обучения чтению. Устройства (включая электронные книги) помогают студентам освоить новую лексику, предоставляя ссылки на словари, правила грамматики, задания до и после прочтения текста. Например, персонифицированная система интеллектуального мобильного обучения (PIMS), разработанная для изучения английского языка в Тайване, предлагает опцию по оценке уровня навыков чтения обучающегося и в соответствии с результатами предлагает к прочтению новостные статьи, снабженные переводом на китайский [8, с--15611. Необходимо упомянуть и разнообразие образовательных приложений, которые позволяют студентам увеличивать их словарный запас, предлагая перевод и аудиозапись с произношением каждого отдельного слова. Например, Ortsbo - новое приложение, созданное фирмой из Торонто, для перевода слов в электронных книгах, призванное нивелировать языковой барьер. В приложении встроена опция произношения выделенного слова в аудио формате [9, с- Ю45-Ю49"|.
В ВШЭ преподаватели английского языка используют онлайн платформу Google Classroom, которая позволяет внедрять в занятия интерактивное чтение для работы над совершенствованием навыков понимания текста и скорости прочтения, используя инструмент Read&Write.
В целях развития навыков письма, мобильное обучение предлагает возможность поиска
ошибок, проверку орфографии и ударений. Студенты также могут сочинять короткие тексты на различные ситуации, загружать картинки и детализированные описания. Одним из самых популярных приложений для улучшения навыков письма является Grammarly, которое в режиме онлайн выверяет текст, проверяет грамматику и помогает
избавиться от ошибок, осуществляя контроль орфографии i10" Обучение аудированию и говорению
Онлайн-задания по аудированию можно легко скачать в виде радио подкастов или книг с аудиоприложением. The Learn English Podcast - приложение, созданное Британским советом, в котором для прослушиванию предлагаются увлекательные интервью на темы из реальной жизни (спорт, искусство, и т.д.). Аудиозапись каждого эпизода сопровождается субтитрами и вопросами для самопроверки. Приложение English Listening Practice - World Talks целиком сфокусировано на обучении английскому языку через прослушивание. В нем загружено более 1100 интервью. Слушателям предлагается запись ответов шести разных людей на один и тот же вопрос, что позволяет познакомиться с различными диалектами.
Такие онлайн платформы как Edmodo, Moodle, Canvas, Google classroom дают преподавателям ВШЭ возможность использовать адаптированные онлайн материалы из различных интернет-источников (TED talks, академическое аудирование для IELTS, и т.д.) для создания тестов по аудированию.
Задания на говорение включают работу над произношением, отработку звуков и даже запись собственного произношения для сравнения с примером произношения носителя языка, что является очень важным для изучения иностранных языков, а также работы
над интонацией в различных языках [11, с- 138"". Для развития навыков говорения успешно применяется целый ряд мобильных приложений, одним из которых является, English Listening and Speaking. Приложение включает тысячи аудиозаписей бесед на английском языке с транскрипцией. Другим примером может послужить Speak English Fluently, приложение, созданное, чтобы поддержать пользователей в изучении разговорного английского с американским акцентом.
В ВШЭ на занятиях по английскому языку особенно полезным является Fluency Tutor. Это приложение на базе интернет технологий, используемое в рамках Google classroom, которое предоставляет студентам возможность практиковать и записывать чтение вслух и получать оценку.
Обучение грамматике и расширение словарного запаса
Мобильные приложения являются наиболее распространенным способом расширения
словарного запаса [7, с- 134"". Это продемонстрировано Британским советом в приложении Nokia Life, которое создано в расчете на три уровня владения языком (легкий, средний и сложный). Множество приложений предоставляют возможность расширения словарного запаса через игру. Например,Quizlet, созданное в качестве тестовой игры, используется с дидактическими карточками, которые помогают проверять изученный словарный запас. Также доступна аудио транскрипция для работы над произношением [12, с- 12"".
Еще одним примером является Bookwidgets, приложение, которое можно интегрировать в любую систему управления обучением (LMS), включая систему ВШЭ. В приложение включены шаблоны для вопросов и игр (дидактических карточек, кроссвордов, и т.д.), которые автоматически оцениваются и визуально являются более привлекательными для
студентов, чем стандартные учебные материалы на бумаге [13, Ci 168"".
Подход к изучению грамматики во многом схож с подходом к закреплению словарного материала в упражнениях MALL (обучение языку с помощью мобильных технологий). Это демонстрирует проект MASELTOV (Мобильное приложение для социальной интеграции и расширения возможностей иммигрантов с помощью мотивирующих технологий обучения и социальных сетей), в котором грамматике отведено такое же место, как словарному запасу и другим аспектам языка. Благодаря технологии Text-to-Speech (прослушивание прочитанного текста) и BookWidgets студенты ВШЭ получают мгновенный отклик на выполненное задание, а также могут просматривать результаты работы и сравнивать свои ответы с правильными вариантами.
Примеры заданий для мобильного обучения
В целях создания различных видов интерактивных заданий для студентов преподаватели могут использовать целый ряд систем управления обучением (LMS) и онлайн-сервисов. Преподавателями ВШЭ были предложены несколько решений для мобильного обучения с использованием Google classroom (LMS) и приложения Bookwidgets.
В целом, упражнения делятся на 4 категории: лексические, грамматические, аудирование и просмотр видео, чтение и письмо.
Лексика
1)Дидактические карточки (flashcards) - это словесные игры, которые являются прекрасным способом для студентов изучить новые слова и протестировать полученные знания. Преподаватели могут использовать их в классе для проверки знаний студентов.
2) Кроссворд (crossword) - это задание, составленное из списка слов и их дефиниций. Задание может быть использовано для проверки усвоенной лексики. 3) «Виселица» (hangman) - классическая игра для улучшения орфографии и запоминания слов. 4) «Найди слово» (word search) - это головоломка, которая помогает запомнить новые слова и отработать их употребление.
Грамматика
5)Таблица (table) - упражнение на заполнение таблицы в основном используется для многократной тренировки грамматических форм, например, неправильных глаголов, времен, и т.д. 6) Заполнение пропусков (gap filling) - упражнение, в котором учащиеся заполняют пропуски, является особенно полезным при изучении грамматики английского языка. 7) «Перенести и вставить» (drag and drop) - упражнение на определение категории и отбор, нацеленное на повторение грамматических форм.
Аудирование и просмотр видео
8) Мультимедиа (multimedia) - это видеоматериал, который встроен прямо в курс, что позволяет смотреть фильмы с канала HD YouTube из интернета, не выходя из iBook, а также отвечать на вопросы после просмотра. На занятиях могут быть использованы как обучающие видео, так и развлекательные.
Чтение и письмо
9) Вопросы по тексту (text questions) - это тип заданий, включающий материал для прочтения и последующий список вопросов. Подразумевается, что на каждый вопрос существует только один ответ. Упражнение может использоваться с целью отработки
лексического материала и перевода текста. Многострочный текстовый вопрос позволяет давать любые письменные задания, такие как эссе, статьи, предложения, письма и т.д.
10) Вопрос с множественным выбором (multiple choice) - форма контрольных вопросов, при которой отвечающий должен выбрать только один правильный ответ из списка в а риа нто в .
Все упражнения для мобильного обучения могут быть отправлены студентам с помощью ссылки (схожей со ссылкой на видео в YouTube), ею также можно делиться через систему управления обучением (LMS) или социальные сети. Студенты, получившие ссылку, смогут выполнить задание вне зависимости от типа используемого устройства. После выполнения студентом задания или теста, преподаватель может давать обратную связь.
Анализ результативности мобильного обучения
Для определения результативности применения мобильного обучения в преподавании английского языка авторы использовали метод анкетирования. В течение трех лет (20172019 гг.) студенты первого курса ВШЭ проходили обучение с использованием интерактивных заданий, разработанных авторами: flashcards, crossword, hangman, word search, table, gap filling, drag and drop, multimédia, text questions, multiple choice. В конце каждого года студентам было предложено ответить на ряд вопросов, направленных на определение эффективности применения методики мобильного обучения и заинтересованности во включении мобильных технологий в процесс изучения языка.
Существуют различные методики составления анкет для педагогических исследований. Согласно Г.Х. Валеевусоставление анкеты предполагает три этапа: «определение содержания вопросов», «выбор нужного типа вопросов» и «составление анкеты с
определением числа и порядка задаваемых вопросов» [14, c- 58]. Следуя данной логике составления анкет, авторы разработали опросник, который включает в себя четыре вопроса: два закрытых альтернативных (да/нет) и два открытых вопроса.
Анкета
1. Хотели бы вы использовать мобильные устройства на дальнейших занятиях по английскому языку?
А. да
Б. нет
2. Укажите, чем обусловлен ваш ответ.
3. Считаете ли вы методику мобильного обучения эффективной в изучении иностранного языка?
А. да
Б. нет
4. Укажите, чем обусловлен ваш ответ. Сбор и анализ данных
В исследовании приняли участие 583 студента ВШЭ, из них 187 в 2017 году, 194 в 2018
году и 202 в 2019 году. Анкетирование проходило в анонимной форме в конце каждого учебного года.
Согласно анализу ответов на первый вопрос, за весь исследуемый период из 583 опрошенных 371 респондент выразил желание использовать мобильные технологии в процессе обучения. Отметим, что наблюдается положительная динамика роста заинтересованности в мобильном обучении с 2017 по 2019 гг. (статистику ответов на первый вопрос иллюстрирует рисунок 1). В качестве основных аргументов в пользу мобильного обучения студенты назвали возможность расширения словарного запаса, совершенствования навыков аудирования и говорения, быстрого развития языковых навыков, а также отметили, что процесс обучения в целом становится более интерактивным и современным. Среди прочего, студенты также имеют возможность отвечать на вопросы онлайн и делать пометки на своих устройствах, занятия становятся более занимательными. Тем не менее, 212 студентов высказались против мобильного обучения. Они отметили, что используют мобильные устройства в повседневной жизни и согласились с тем, что занятия английским языком уже являются интерактивными. При этом студенты сообщили, что работать с телефонами не достаточно удобно, и чтение с экрана менее привлекательно, чем чтение книги или чтение с листа бумаги. Студенты также утверждали, что использование устройств является отвлекающим фактором и мешает концентрации на занятии.
Статистика ответов на первый вопрос
■ Да ■ Мет
ЗОО 150 100 50 О
3017 г- 3018 г. 3019 г.
Рисунок 1
Отвечая на третий вопрос, большинство респондентов отметило эффективность методики мобильного обучения: 414 из 583 студентов ответило «да» (статистику ответов на третий вопрос иллюстрирует рисунок 2). Студенты отметили, что использование мобильных устройств содействует развитию навыков письма, совершенствованию навыков презентации, расширению словарного запаса и пониманию грамматики, а также повышает эффективность поиска информации, развивает скорость мышления и в целом увеличивает готовность студента к самообразованию. Однако 169 студентов указали неэффективность мобильного обучения. По их мнению, традиционное обучение помогает развивать все необходимые навыки. Занятия английским языком вызывали интерес, были одновременно познавательными и увлекательными без использования мобильных устройств и с применением распечатанных материалов и учебников. Кроме того, использование мобильных технологий во время аудиторных занятий мешали концентрации внимания при освоении нового материала.
Статистика ответов на второй вопрос
■ Да ■ Мет
300 150 100 50 О
2017 г. 3018 г. 3019 г.
Рисунок 2 Заключение
В данном исследовании авторы рассмотрели различные методы мобильного обучения и отметили актуальность адаптации традиционных программ обучения в связи с цифровизацией образовательной среды. В результате проведения анкетирования был зафиксирован положительный рост заинтересованности в применении мобильных технологий на занятиях в период проведения исследования. Также большинство опрошенных студентов отметило данную методику как эффективную. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программ обучения и трансформации традиционных занятий с помощью интерактивных форм.
Библиография
1. ITU (International Telecommunication Union). The world in 2013: ICT Facts and Figures. Geneva: ITU. — Режим доступа: https://studylib.net/doc/12907341/ict-2013-facts-and-figures .
2. Crompton H. (Ed.), Traxler J. (Ed.). Mobile Learning and Higher Education. New York: Routledge, 2018. — 222 p.
3. Warschauer M. Learning in the Cloud: How (and Why) to Transform Schools with Digital Media. New York: Teachers College Press, 2011. — 131 p.
4. Dudeney G., Hockly N.L., Pegrum M. Digital Literacies. Harlow, Essex: Pearson, 2013. — 108-112 pp.
5. Mishra, P. & Kereluik, K. What 21st Century Learning? A review and a synthesis. In M. Koehler & P. Mishra (Eds.), Proceedings of SITE 2011— Society for Information Technology & Teacher Education International Conference (pp.). Nashville, Tennessee, USA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE), 2011. — 3301-3312 pp.
6. NCTE (National Council of Teachers of English) [USA]. Position Statement on Multimodal Literacies. — Режим доступа:
http://www.ncte.org/positions/statements/multimodalliteracies.
7. Pegrum M. Mobile Learning. Languages, Literacies and Cultures. New York: Palgrave
Macmillan, 2014. - 217 p.
8. Chen C.M., Hsu S.H. Personalized intelligent mobile learning system for supporting effective English learning. Educational Technology & Society, 11(3), 2008. — 153-180 pp.
9. Bicen H., Sadikoglu S., Sadikoglu G. The impact of social networks on undergraduate students learning foreign language. Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2015. — 1045-1049.
10. Educational Technology and Mobile Learning. — Режим доступа: https ://www.educatorstechnology.com/ .
11. O'Brien M.G.Teaching pronunciation and intonation with computer technology. In L. Ducate and N. Arnold (Eds.), Calling on CALL: From Theory and Research to New Directions in Foreign Language Teaching. San Marcos, Texas: Computer Assisted Language Instruction Consortium, 2006. — 127-148 pp.
12. Iftakhar S., "Google Classroom: What Works and How?," Journal of Education and Social Sciences, Vol. 3, (Feb), 2016. — 12-13 pp.
13. Menon S. Designing Online Materials for Blended Learning: Optimising on BookWidgets, International Journal of Linguistics, Literature and Translation (IJLLT), Vol. 2 (May), 2019. — 167-168 pp.
14. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология». — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.- 134 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Первая рецензия на статью
Рецензия на статью Возможности использования мобильного обучения (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP) Предмет исследования - методика реализации мобильного обучения в процессе изучения английского языка для профессиональных целей на примере студентов ВШЭ. Название работы недостаточно точно отражает содержание статьи. По сути, в статье продемонстрированы не только возможности, но и методические приемы применения такого обучения, а также описана его результативность, которая измерена с помощью анкетирования студентов. Методология исследования соответствует содержанию исследования по заявленной теме. Автор применяет обзор анализ литературы, обобщения научных и методических данных. Также применен ретроспективный анализ. С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям. В ней есть теоретический обзор, который посвящен обзору возможностей мобильного обучения. Эмпирическое исследование в работе представлено двумя направлениями: 1) Анкетирование студентов по вопросам анализа их потребностей в части изучения английского языка. При этом автор в тексте работы использует термины «опрос» и «анкетирование», что вызывает непонимание. Применены разные методы? Или это «игра слов» по поводу одного и того же метода? 2) Описание методик применения мобильного обучения на примере изучения английского языка. В исследовании принимали участие студенты Высшей школы экономики, которые были сформированы из двух групп респондентов - студенты 1 и 4 курса. Всего
участвовали 77 человек. Эмпирическая часть исследования оставляет вопросы с точки зрения научного подхода и релевантности полученных данных: 1) анкетирование требует описания логики построения анкеты, а также пояснение - на основе какого научного подхода разработана анкета, кто ее автор? Почему для студентов разных курсов применяются разные вопросы: и почему применены именно такие вопросы? 2) недостаточно большой размер выборки испытуемых для возможности делать выводы и строить закономерности. 77 человек в рамках данной темы не являются репрезентативной выборкой. Актуальность работы связана с повышенным вниманием в науке и практике в системе образования к дистанционным и мобильным технологиям обучения. При этом существуют ключевые проблемы, которые необходимо решить при переходе к мобильному обучению (М.Варшауэр): 1. трансформация процессов преподавания и обучения, 2. развитие навыков 21 века 3. продвижение социальной справедливости. Если сейчас 96% населения земного шара пользуется средствами мобильной связи, то очевидно, что требуется адаптация методик обучения в высшей школе к новой реальности. Таким образом, выбранная тема является крайне актуальной. Новизна представленной статьи не прослеживается. В ней нет обоснования нового конструкта, отсутствует подтверждённая эмпирическая модель. Стиль, структура, содержание. Статья структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор раскрывает актуальность темы, но не вполне аргументированно ее обосновывает. Автор четко раскрывает основные термины - Термин «мобильное обучение» (м-обучение) mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ - устройств. Приводит в качестве примера подход к обучению с использованием таких устройств в ВШЭ. В основной части автор последовательно описывает разные вопросы, выделяя логические части про мобильное обучение в 21 веке, про развитие навыков 21 века, анализ потребностей студентов. Далее в статье представлена эмпирическая часть работы, в которой также последовательно описана организация проведенного исследования и результаты опросов студентов. Представленные результаты не подтверждены на статистическом уровне. Автор делает субъективные выводы, сравнивая мнение студентов 1 и 4 курса. При этом графические материалы не являются информативными. Применяются разные виды диаграмм, которые не позволяют наглядно изучать данные по двум группам. Целесообразно представить результаты в таблице. Выводы не отражают основные положения работы. Но вызывают сомнения с учетом информативности данных в статье. Логика изложения неудобная для восприятия. В ней отсутствует интерпретационная канва. Оформление работы недостаточно соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Коррекции требуют графические материалы. Например, рис.1, 2 , 5 не содержат цифровых данных. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию. Библиография представлена списком из 13 литературного источника. Среди них - статьи в периодических изданиях, учебники, методические рекомендации. Следует отметить достаточно качественную проработку литературной базы, все источники на английском языке и достаточно современные. Есть материалы даже за 2019 год. Оформление списка соответствует требованиям ГОСТа, ссылки на источники корректно представлены по тексту статьи. Апелляция к оппонентам: Название статьи недостаточно соответствует содержанию. Основные положения работы неполно отражают содержание заявленной темы исследования. Понятийный уровень работы соответствует научному исследованию. Но на методологическом уровне статья не соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах федерального уровня. Статья требует серьезной коррекции в части методологии, применения исследовательских методов, формирования группы испытуемых, статистических расчетов и наглядного отражения полученных результатов. Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории данная
статья вряд ли вызовет. В ней отсутствует научная новизна, теоретическая и практическая ценность.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Вторая рецензия на статью
Предмет исследования - методические приёмы и оценка результативности мобильного обучения (m-learning) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей. Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется широким
распространением технологий электронного, в том числе мобильного, обучения в современном мире и, соответственно, необходимостью изучения и проектирования соответствующих условий, включая методические приёмы и результативность m-learning в процессе изучения английского языка для профессиональных целей. Научная новизна связана с полученными автором эмпирическими данными (рост заинтересованности в применении мобильных технологий на занятиях, эффективность данной методики), а также сформулированными выводами об актуальности адаптации традиционных программ обучения в связи с цифровизацией образовательной среды и важности методов мобильного обучения. В целом выводы представляются известными. Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный. Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (данные Международного телекоммуникационного союза, средства мобильной связи, гаджеты как средство социализации, работы и обучения, внедрение мобильных технологий в образовательный процесс, мобильное обучение / м-обучение / mobile learning / m-learning, использование мобильных и портативных ИТ-устройств в преподавании и обучении, отличия от электронного и дистанционного обучения, использование мобильных технологий на занятиях по английскому языку является редкостью, возможности мобильного обучения и отношение студентов, изучающих английский язык для профессиональных целей, к внедрению мобильного обучения в аудиторные занятия, навыки обучения иностранному языку с помощью мобильных устройств, задания, которые могут применяться при обучении студентов в высшем учебном заведении), Мобильное обучение в 21 веке (преимущества мобильного обучения, основные проблемы - трансформация процессов преподавания и обучения, развитие навыков 21 века, продвижение социальной справедливости, навыки 21 века -творческое мышление, инициативность, критическое мышление, решение задач, сотрудничество, умение работать в коллективе, автономность, гибкость, непрерывное образование в сочетании с компьютерной грамотностью, внедрение новых цифровых технологий, распространение личностно-ориентированного подхода в обучении, структурирующая и направляющая функция преподавателя, свобода студентов в выборе содержания и контекста, автономность, вовлеченность учащихся в процесс обучения и коммуникации, курсы на онлайн-платформах, развитие всех видов речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование и говорение), Обучение чтению и письму (мобильные устройства для обучения чтению, электронные книги, на словари, персонифицированная система интеллектуального мобильного обучения (PIMS), приложение Ortsbo, онлайн платформа Google Classroom, инструмент Read&Write, развитие навыков письма, возможность поиска ошибок, проверка орфографии и ударений, Grammarly), Обучение аудированию и говорению
(онлайн-задания по аудированию в виде радио подкастов или книг с аудиоприложением, приложения The Learn English Podcast, English Listening Practice -World Talks, онлайн платформы Edmodo, Moodle, Canvas, Google classroom, онлайн материалы из различных интернет-источников, задания на говорение, работа над произношением, отработка звуков и запись собственного произношения для сравнения с примером носителя языка, приложения English Listening and Speaking, Speak English Fluently, Fluency Tutor), Обучение грамматике и расширение словарного запаса (расширение словарного запаса, приложение Nokia Life, три уровня владения языком, игру Quizlet, Bookwidgets, упражнения MALL, MASELTOV, технологии Text-to-Speech и BookW idgets), Примеры заданий для мобильного обучения (упражнения лексические, грамматические, аудирование и просмотр видео, чтение и письмо, лексика -дидактические карточки (flashcards), кроссворд (crossword), «виселица» (hangman), «найди слово» (word search), грамматика - таблица (table), заполнение пропусков (gap filling), «перенести и вставить» (drag and drop), аудирование и просмотр видео -мультимедиа (multimedia), чтение и письмо - вопросы по тексту (text questions), вопрос с множественным выбором (multiple choice)), Анализ результативности мобильного обучения (метод анкетирования, 2017-2019 гг., студенты первого курса, обучение с использованием интерактивных заданий, методики составления анкет для педагогических исследований, анкета), Сбор и анализ данных (583 студента, анализ ответов на вопросы, желание использовать мобильные технологии в процессе обучения, положительная динамика роста заинтересованности в мобильном обучении, основные аргументы за и против мобильного обучения, эффективность и неэффективность методики мобильного обучения, Заключение (выводы), Библиография. Разделы «Анализ результативности мобильного обучения», «Сбор и анализ данных» следует объединить. Название раздела «Примеры заданий для мобильного обучения» не соответствует сего содержанию, так как приведены не примеры, а типы заданий. Текст включает два рисунка. Названия рисунков следует скорректировать, поскольку не ясно, что за статистика на них представлена. Данные желательно представить в процентах. Номера вопросов анкеты также нужно уточнить. Содержание в целом соответствует названию. Раскрыты вопросы мобильного обучения в 21 веке, обучения чтению, письму, аудированию и говорению, обучение грамматике и расширение словарного запаса, рассмотрены типы заданий для мобильного обучения, представлены данные о результативности мобильного обучения. Вместе с тем текст носит реферативный характер. Анализ эмпирических данных имеет описательный характер. Содержание анкеты, включающей фактически два вопроса, не представляется достаточным. В целом целесообразность применения мобильного обучения на аудиторных занятиях не ясна, поскольку оно имеет собственный смысл именно вне учебных аудиторий. Судя по содержанию рукописи, речь, очевидно, должна идти о применении мобильных гаджетов в аудиторной работе. Многократное упоминание о ВШЭ представляется излишним, поскольку специфика мобильного обучения именно в этом вузе не очевидна. Библиография включает 14 источников зарубежных авторов - монографии, научные статьи, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например: 2. Mobile Learning and Higher Education / eds. H. Crompton, J. Traxler. — New York : Routledge, 2018. — 222 p. 3. Warschauer M. Learning in the Cloud: How (and Why) to Transform Schools with Digital Media. — New York : Teachers College Press, 2011. — 131 p. 4. Dudeney G., Hockly N.L., Pegrum M. Digital Literacies. — Harlow, Essex : Pearson, 2013. — ??? p. 5. Mishra P., Kereluik K. What 21st Century Learning? A review and a synthesis // Proceedings of SITE 2011— Society for Information Technology & Teacher Education International Conference / eds. M. Koehler, P. Mishra. — Nashville, Tennessee, USA :
Association for the Advancement of Computing in Education (AACE), 2011. — P. 3301 — 3312. 8. Chen C. M., Hsu S. H. Personalized intelligent mobile learning system for supporting effective English learning // Educational Technology & Society. — 2008. — Vol. 11. — № 3. — P. 153—180. 12. Iftakhar S. Google Classroom: What Works and How? // Journal of Education and Social Sciences. — 2016. — Vol. 3. — P. 12—13. 14. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с. Ссылку на методику анкетирования (№ 14) желательно дать по энциклопедическому либо справочному изданию. Апелляция к оппонентам (Warschauer M., Dudeney G., Hockly N. L., Pegrum M., Mishra P., Kereluik K., Chen C. M., Hsu S. H., Bicen H., Sadikoglu S., Sadikoglu G., O'Brien M. G., Iftakhar S., Menon S., Валеев Г. Х. и др.) имеет место. Обращает внимание (особенно при обсуждение эмпирических результатов) отсутствие ссылок на работы отечественных авторов, в том числе проводивших аналогичные исследования. Замечен ряд опечаток: [2, с. 201] - [2, p. 201]; в котором для прослушиванию предлагаются увлекательные интервью на темы из реальной жизни - в котором для прослушивания предлагаются увлекательные интервью на темы из реальной жизни. Аббревиатуры ИТ, ВШЭ, TED, IELTS при первом упоминании следует привести полностью. Сокращение ESP в заголовке удалить. В целом материал может представлять интерес для читательской аудитории, однако рукопись требует доработки (в части научной новизны, обсуждения полученных результатов), после которой может быть рассмотрена на предмет публикации в журналах «Современное образование», «Педагогика и просвещение». Соответствие статьи тематике журнала «Litera» не очевидно.