Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / преподавание иностранного языка в неязыковом вузе / формирование навыков иноязычного общения / студент / преподаватель / higher education / teaching foreign language in non-linguistic university / formation of foreign language communication skills / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Тарасова

На страницах данной статьи тесты множественного выбора рассматриваются в качестве одного из действенных средств формирования компетенций, необходимых для эффективного профессионально ориентированного общения на иностранном языке, у будущих профессионалов нелингвистических профилей. Для этого в начале исследования доказывается факт определённого распространения такой формы организации учебной работы. Также констатируется наличие определённых возможностей для её дальнейшего внедрения в процесс обучения иностранным языкам лиц, осваивающих программы неязыковых вузов. Определяется, как может быть организована аудиторная работа, основанная на заданиях подобного типа, а также их влияние на повышение эффективности как репродуктивной, так и продуктивной деятельности участников образовательного процесса. Изучению, кроме того, подвергаются некоторые дополнительные возможности, присущие тестам множественного выбора в плане модернизации обозначенного в заглавии процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MULTIPLE CHOICE TESTS IN TEACHING PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

In the article multiple choice tests are considered as one of the future non-linguistic profiles professionals competencies necessary for professionally oriented communication in a foreign language effective forming means. To do this, the fact of this educational work organization form certain spread is proved. It is also stated that there are certain opportunities for its further implementation in the process of teaching foreign languages to people who master the non-linguistic universities programs. It is determined how classroom work based on tasks of this type can be organized and their impact on improving the effectiveness of both reproductive and productive participants in the educational process activities. Also some additional features inherent in multiple choice tests in terms of the process indicated in the title modernization are being studied.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 378

Tarasova L.Yu., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Russian Federation Government

(Moscow, Russia), E-mail: tarasovkom@mail.ru

THE USE OF MULTIPLE CHOICE TESTS IN TEACHING PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. In the

article multiple choice tests are considered as one of the future non-linguistic profiles professionals competencies necessary for professionally oriented communication in a foreign language effective forming means. To do this, the fact of this educational work organization form certain spread is proved. It is also stated that there are certain opportunities for its further implementation in the process of teaching foreign languages to people who master the non-linguistic universities programs. It is determined how classroom work based on tasks of this type can be organized and their impact on improving the effectiveness of both reproductive and productive participants in the educational process activities. Also some additional features inherent in multiple choice tests in terms of the process indicated in the title modernization are being studied.

Key words: higher education, teaching foreign language in non-linguistic university, formation of foreign language communication skills, student, teacher

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации», г. Москва, E-mail: tarasovkom@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

На страницах данной статьи тесты множественного выбора рассматриваются в качестве одного из действенных средств формирования компетенций, необходимых для эффективного профессионально ориентированного общения на иностранном языке, у будущих профессионалов нелингвистических профилей. Для этого в начале исследования доказывается факт определённого распространения такой формы организации учебной работы. Также констатируется наличие определённых возможностей для её дальнейшего внедрения в процесс обучения иностранным языкам лиц, осваивающих программы неязыковых вузов. Определяется, как может быть организована аудиторная работа, основанная на заданиях подобного типа, а также их влияние на повышение эффективности как репродуктивной, так и продуктивной деятельности участников образовательного процесса. Изучению, кроме того, подвергаются некоторые дополнительные возможности, присущие тестам множественного выбора в плане модернизации обозначенного в заглавии процесса.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, формирование навыков иноязычного общения, студент, преподаватель

Актуальность темы статьи подтверждается тем, что сегодня тест множественного выбора является одним из наиболее популярных форматов заданий, используемых при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов (В.С. Аванесов, Э.Г. Азимов, А.А. Вейзе, Ю.В. Еремин, Л.В. Макар, А.Н. Щукин). При этом в большинстве случаев такие задания применяются в качестве средств текущего и промежуточного контроля (О.А. Долгина, И.Л. Колесникова, М.Ф. Коси-лова, В.В. Левченко, О.В. Мещерякова). Непосредственно при обучении профессионально ориентированному общению они, как и лингводидактическое тестирование вообще, используются ограниченно [1, с. 63].

При этом и в данном качестве ему присуща определённая эффективность. Дело в том, что тест множественного выбора сочетает возможности формирования понимания учащимся необходимой информации, с одной стороны, и контроля его качества - с другой [2, с. 75]. При этом в полной мере реализуется механизм обратной связи, что играет особую роль в смысле предотвращения неточного или ошибочного понимания профессионально ориентированной информации [3, с. 5].

Таким образом, процесс формирования у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного иноязычного общения, реализуется по мере движения по тесту в результате выполнения заданий, из которых он состоит.

На основе вышеизложенного в качестве цели статьи мы можем определить исследование тестов множественного выбора как действенного средства обучения профессионально ориентированному общению студентов современных неязыковых вузов.

Этой цели соответствуют задачи:

- описать формы репродуктивной деятельности субъектов образовательных отношений, могущие быть оптимизированными посредством использования тестов множественного выбора;

- выявить ключевые характеристики такого теста, позволяющие обеспечить связь между репродуктивными и продуктивными видами учебной деятельности;

- определить, как может быть организована аудиторная работа, основанная на заданиях подобного типа, при обязательном переходе от репродуктивной к продуктивной деятельности;

- изучить их дополнительные возможности.

Методы исследования, применявшиеся в ходе решения данных задач, включают рефлексию собственного педагогического опыта автора; анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна настоящей статьи заключается в идентификации форм учебной деятельности, могущих быть оптимизированными посредством интеграции тестов множественного выбора в процесс обучения иностранному языку студентов, осваивающих неязыковые специальности.

Теоретическая значимость видится в определении наиболее существенных характеристик подобных заданий, позволяющих обеспечить связь между репродуктивными и продуктивными видами учебной деятельности.

Практическая значимость состоит в обнаружении особенностей организации учебно-воспитательного процесса, предполагающей их широкое использование.

Говоря о тех формах репродуктивной деятельности, которые могут быть оптимизированы путём расширения использования теста множественного выбора, следует принять во внимание одну его существенную особенность [4, с. 106-107]. Состоит она в том, что такого рода задания, как правило, применяются в целях наиболее полного извлечения необходимой информации.

Отсюда - в плане формирования умений и навыков профессионального общения у студентов неязыковых вузов выполнение таких тестов будет особенно эффективным, если оно ориентировано на выявление результатов изучающего или ознакомительного чтения (Э.Г Азимов, Т. Г Добросклонская, Н.А. Кузьмина, Т.Б. Назарова, О.В. Новикова, С.К. Фоломкина, А.Н. Щукин). По своей цели такие формы организации учебной деятельности являются информативными [5].

Следовательно, в результате чтения происходит извлечение из текста новой информации с целью её присвоения и создания на данной основе собственной [6, с. 36]. Таким образом, в качестве нового для обучающихся может выступать любой профессионально значимый контент, способствующий расширению и углублению интересующих нас компетенций [3, с. 7]. Эффективному контролю и закреплению результатов такой работы может с успехом служить рассматриваемая форма тестовых заданий.

Сущностные характеристики теста множественного выбора дают некоторые основания для предположения о его эффективности при обучении студентов неязыковых специальностей тем видам речевой деятельности, которые предполагают последовательное сокращённое изложение содержания первоисточников [7].

К таковым относятся:

- реферирование;

- пересказ [8, с. 135].

Оба эти вида образовательной деятельности обладают определённым потенциалом обучения лиц, осваивающих программы нелингвистических направлений подготовки, профессионально ориентированному общению (О.В. Крылова, А.А. Леонтьев, Н.Н. Новик). Использование же предлагаемой формы тестовых заданий позволит интегрировать их в целостную систему иноязычного обучения, превратив в действенные средства формирования и контроля следующих умений и навыков;

- устная монологическая речь [9, с. 125];

- письмо;

- чтение [10, с. 943-944].

Для того чтобы тестовые задания, ориентированные на множественный выбор, могли выполнять функцию посредника между репродуктивными и продуктивными формами учебной работы, необходимо конструировать их так, чтобы они транслировали уровни первичного текста (содержательный, языковой, композиционный) во вторичный [1, с. 71]. Составлению таких тестов должно предшествовать планирование конечного продукта, его качественных и количественных

характеристик с тем, чтобы в дальнейшем фокусировать внимание учащихся непосредственно на них [7, с. 8].

Соответственно, при планировании и проведении учебных занятий с их использованием педагогу-практику необходимо придерживаться ряда принципов (табл. 1).

Таблица 1

Принципы планирования и проведения учебных занятий по иностранному языку с широким использованием тестов множественного выбора

Соблюдение данных принципов, конечно, не исключает предварительной работы по подготовке к решению заданий, относящихся к интересующему нас типу [11, с. 52]. Она включает введение в тему с целью активизации предметных знаний, изучение новых слов, а также актуализацию необходимых грамматических структур путём выполнения языковых упражнений [12, с. 65].

В процессе формирования навыков продуктивного иноязычного общения у студентов неязыковых вузов тесту множественного выбора присущи некоторые дополнительные возможности [5, с. 300]. Во-первых, они связаны с характеристиками самого теста [11, с. 54]. Последние делают возможным его положительное воздействие на формирование и развитие некоторых языковых навыков и речевых умений будущих профессионалов [6, с. 41].

Другие возможности будут полезны при организации подготовки к выполнению таких заданий. Специфика тестов множественного выбора такова, что соответствующая деятельность субъектов образовательных отношений может осуществляться с применением интерактивных форм и методов обучения [12, с. 66]. Их реализация, в свою очередь, позволяет охватить всех студентов, независимо от их способностей и уровня обученности (Т.Е. Бережная, Е.В. Комиссаренко, Т.В. Лисицкая, Е.Л. Макарова, Е.Л. Сидоренко-Николашина). Более того, некоторые преимущества коллективной такой деятельности могут быть реализованы при работе учащихся над решением самих тестов [13, с. 2630]. В их число входят:

- работа в составе микрогрупп;

- индивидуальная отчётность [13, с. 2631].

Конкретные приёмы организации такой активности многочисленны. Их выбор находится в зависимости от конкретной учебной ситуации [5, с. 297]. Важно также, что применение подобных форм и методов учебной деятельности с большой вероятностью позволит компенсировать недостаточную активность мыслительных процессов учащихся [4, с. 110]. Вспомним, что именно эта, последняя, чаще всего упоминается педагогами-исследователями и практиками в качестве основного недостатка заданий, предлагаемых учащимся в тестовой форме (И.А. Агеева, А.С. Андрюнина, Е.С. Борченко, М.В. Воробьева. И.И. Голованова, Е.В. Коротаева, И.А. Лысенкова).

Таким образом, тесты множественного выбора являются действенным средством формирования у студентов неязыковых специальностей системы компетенций, связанных с реализацией эффективного профессионально ориентированного общения на иностранном языке. Их особенности позволяют повысить эффективность репродуктивных форм обучения и облегчат переход к продуктивным. Обязательным при этом является соблюдение ряда принципов.

Определённую роль в улучшении соответствующих образовательных результатов играют и некоторые дополнительные свойства таких заданий. Дело в том, что решение подобных заданий само по себе может способствовать формированию ряда важных языковых навыков обучающихся. Кроме того, в ходе как подготовки к их выполнению, так и работы над тестами множественного выбора могут применяться некоторые прогрессивные формы организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип Роль в ходе организации учебно-воспитательного процесса

Системности Предполагает такую последовательность заданий, которая соответствует логико-композиционной структуре используемого материала. Это позволяет придать активности обучающихся такое направление, которое может привести к установлению правильных причинно-следственных, временных и иных связей с последующим их переносом в логико-композиционную структуру итогового речевого продукта [9, с. 126]

Взаимосвязи содержания и формы В предлагаемых студентам тестах не должно быть языковых подсказок, что позволяет снизить вероятность выбора ими правильных ответов благодаря узнаванию ключевых слов и структур. Соблюдение данного принципа при подготовке и проведении занятий по ИЯ предполагает обращение к приёмам лексического и грамматического перефразирования (синонимическая замена, замена слова на дефиницию, изменение формы слов, преобразование грамматической формы предложений)

Значимости включаемого материала Подразумевает ориентацию тестовых заданий на качественные характеристики извлекаемой информации и точное понимание учащимися всех основных и второстепенных идей используемых иноязычных текстов. При этом действует установка на их длительное запоминание [10, с. 948]

Репрезентативности Его реализация в ходе образовательного процесса связана с ориентацией используемых тестов на количественные показатели усвоения студентами языкового материала. При этом планируемая степень его полноты с необходимостью должна влиять на количество заданий в составе каждого теста множественного выбора [8, с. 137]

Библиографический список

1. Матвеева Н.В. Обучение письму на занятиях по английскому языку в учреждениях профессионального образования. International Journal of Professional Science. 2019; № 11: 62-71.

2. Макар Л.В. Тест множественного выбора как приём обучения профессионально-ориентированной речи на иностранном языке. Педагогика и психология образования. 2023; № 1: 72-92.

3. Бахтиозина М.Г., Адасова А.Е. Методические основы применения медиатекста в онлайн-курсе английского языка делового общения для взрослых. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 5-8.

4. Волкова С.А. Проблемы тестового контроля при обучении иностранному языку. Социальные науки. 2019; № 1 (24): 106-110.

5. Титова ГА., Рыбочкина Ю.М. Общие принципы организации и виды вопросов в тестах по чтению с множественным выбором ответов. Актуальные вопросы лингво-дидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018: 297-301.

6. Бессмельцева Е.С., Нейман Ю.Е. Формирование компетенций делового общения у студентов, обучающихся по профилю «Менеджмент». Вопросы методики преподавания в вузе. 2018; Т. 7; № 27: 34-42.

7. Бажук О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 7-9.

8. Тетина С.В., Гутрова Ю.В. Современные образовательные технологии в формированиии и развитии функциональной грамотности обучающихся. Современный учёный. 2021; № 4: 133-138.

9. Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты её понимания в современной педагогической науке. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2018: 124-126.

10. Яблокова Т.Н., Яковлева М.А. Организация проектной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе с гуманитарным уклоном в рамках учебной работы в формате «домашнее чтение» (на материале занятий по английскому языку). Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022; Т. 7: 942-951.

11. Витковская Н.Г., Денисова Д.А., Леванова Н.Г. Формирование мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 52-55.

12. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 64-67.

13. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. В опросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

14. Гадзаова Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 4 (16): 127-136.

References

1. Matveeva N.V. Obuchenie pis'mu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya. International Journal of Professional Science. 2019; № 11: 62-71.

2. Makar L.V. Test mnozhestvennogo vybora kak priem obucheniya professional'no-orientirovannoj rechi na inostrannom yazyke. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2023; № 1: 72-92.

3. Bahtiozina M.G., Adasova A.E. Metodicheskie osnovy primeneniya mediateksta v onlajn-kurse anglijskogo yazyka delovogo obscheniya dlya vzroslyh. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 5-8.

4. Volkova S.A. Problemy testovogo kontrolya pri obuchenii inostrannomu yazyku. Social'nye nauki. 2019; № 1 (24): 106-110.

5. Titova G.A., Rybochkina Yu.M. Obschie principy organizacii i vidy voprosov v testah po chteniyu s mnozhestvennym vyborom otvetov. Akiual'nye voprosy lingvodidakiiki i meiodiki prepodavaniya inosirannyh yazykov: sbornik nauchnyh trudov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2018: 297-301.

6. Bessmel'ceva E.S., Nejman Yu.E. Formirovanie kompetencij delovogo obscheniya u studentov, obuchayuschihsya po profilyu «Menedzhment». Voprosy meiodiki prepodavaniya v vuze. 2018; T. 7; № 27: 34-42.

7. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7-9.

8. Tetina S.V., Gutrova Yu.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v formirovaniii i razvitii funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Sovremennyjuchenyj. 2021; № 4: 133-138.

9. Myl'ceva M.V. Vidy monologicheskoj rechi i aspekty ee ponimaniya v sovremennoj pedagogicheskoj nauke. Obrazovanie: proshloe, nasioyaschee i buduschee: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2018: 124-126.

10. Yablokova T.N., Yakovleva M.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze s gumanitarnym uklonom v ramkah uchebnoj raboty v formate «domashnee chtenie» (na materiale zanyatij po anglijskomu yazyku). Pedagogika. Voprosy ieoriiiprakiiki. 2022; T. 7: 942-951.

11. Vitkovskaya N.G., Denisova D.A., Levanova N.G. Formirovanie motivacii studentov k samostoyatel'noj rabote v usloviyah smeshannogo obucheniya. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 52-55.

12. Bojko M.V., Zimina M.V. Obuchenie studentov inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem distancionnyh sredstv obucheniya: usloviya, sposoby, trudnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 64-67.

13. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy ieorii i prakiiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

14. Gadzaova L.P. Rol' obucheniya inostrannym yazykam v kontekste razvivayuschih tendencij professional'nogo i lichnostnogo stanovleniya studentov nelingvisticheskih vuzov. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2013. № 4 (16): 127-136.

Статья поступила в реакцию 04.01.24

УДК 378

Tarasova L.Yu., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Russian Federation Government

(Moscow, Russia), E-mail: tarasovkom@mail.ru

THE INFLUENCE OF VIRTUAL TECHNOLOGIES ON THE MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Based on the wide range of specialized literature and her own pedagogical experience analysis, the author determines the impact that virtual technologies can have on the non-linguistic universities students motivation to study foreign languages. Based on the some aspects of the modern society life analysis, the motivation developing in this category of students importance is proved. The term "motivation" is defined as the most acceptable from the viewpoint of its formation among non-linguistic specialties students learning a foreign language. The essential and structural characteristics of the definition of "virtual technologies" are given. The positive and then negative aspects of their influence on the development of motivation to its study are highlighted. Some higher education organizations operating in the Russian Federation territory relevant experience is investigated.

Key words: higher education, foreign language in non-linguistic university, educational motivation, motivation of students of non-linguistic universities to study foreign languages, virtual technologies in education

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», г. Москва, E-mail: tarasovkom@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

На основе анализа широкого круга специальной литературы и собственного педагогического опыта автор статьи определяет влияние, которое виртуальные технологии могут оказывать на мотивацию студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков. Сначала на основе анализа текущего состояния ряда аспектов жизни современного социума доказывается важность развития мотивации у этой категории учащихся. После этого термину «мотивация» даётся определение, наиболее приемлемое с точки зрения её формирования у студентов нелингвистических специальностей, осваивающих иностранный язык. Далее даются сущностная и структурная характеристики дефиниции «виртуальные технологии». Освещаются положительные, а затем и отрицательные аспекты их влияния на развитие мотивации к изучению ИЯ. Исследован соответствующий опыт некоторых организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в неязыковом вузе, учебная мотивация, мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков, виртуальные технологии в образовании

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что сегодня в очень многих аспектах своего существования человечество сталкивается с проблемами поистине глобального масштаба (Е.В. Рыжова, Н.Н. Сергеева, С.В. Угрюмова). Ответ на подобные вызовы возможен только путём координации усилий профессионалов, реализующих свои обязанности в разных странах. Соответственно, выпускники вузов, занятые в таких сферах, как производство, информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), финансовый сектор, образование, медицина и мн. др., должны характеризоваться определённой степенью сфор-мированности системы знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное межнациональное общение [1, с. 153].

При этом в текущих условиях многие студенты неязыковых вузов не относят изучение иностранных языков к числу важных образовательных задач (В.В. Бор-щева, В.Ю. Калиниченко, З.И. Коннова, Б.В. Мартынов, ГВ. Семенова, Д.И. Хохло-ва). Такая ситуация усугубляется рядом процессов. Во-первых, широкое распространение систем искусственного интеллекта зачастую создаёт у обучающихся иллюзию отсутствия необходимости развития собственных иноязычных компетенций [2, с. 10]. Во-вторых, в условиях изменения вектора международного сотрудничества может существенно ослабеть действие такого мотивирующего фактора, как осознание необходимости соответствующих знаний, умений и навыков для стажировки и/или работы в международных компаниях [3, с. 34]. В-третьих, современным студентам не всегда интересно принимать активное участие в традиционных формах организации учебной деятельности [4, с. 55-56].

С другой стороны, на современной стадии развития отечественной системы высшего образования многие учащиеся демонстрируют заинтересованность в расширении использования средств ИКТ в образовательных целях [5, с. 234]. Данная тенденция находит своё отражение в практике обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей во многих отечественных вузах. Всё более активно используются приёмы визуализации необходимого материала при помощи ИКТ, реализуются возможности сетевых образовательных платформ, вводится компьютерное тестирование [2, с. 11]. Столь же широкого распространения пока не получили и виртуальные технологии [5, с. 233]. А между тем им присущ не меньший потенциал в плане развития мотивации студентов, осваивающих неязыковые специальности, к овладению иностранным языком (Т.Н. Астафурова, И.А. Дудина, Дж. Найт, В.Е. Третьяков, И.А. Кузьмина). Рассмотрению возможностей подобных технологий посвящено настоящее исследование.

Таким образом, его цель - определить, какое влияние виртуальные технологии могут оказывать на мотивацию студентов к изучению иностранных языков в образовательном пространстве неязыковых вузов.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать термину «мотивация» определение, наиболее приемлемое с точки зрения её формирования у студентов нелингвистических вузов, изучающих иностранный язык;

- охарактеризовать дефиницию «виртуальные технологии»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.