Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
higher education / foreign language in non-linguistic university / educational motivation / motivation of students of non-linguistic universities to study foreign languages / virtual technologies in education / высшее образование / иностранный язык в неязыковом вузе / учебная мотивация / мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков / виртуальные технологии в образовании

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Тарасова

Based on the wide range of specialized literature and her own pedagogical experience analysis, the author determines the impact that virtual technologies can have on the non-linguistic universities students motivation to study foreign languages. Based on the some aspects of the modern society life analysis, the motivation developing in this category of students importance is proved. The term “motivation” is defined as the most acceptable from the viewpoint of its formation among non-linguistic specialties students learning a foreign language. The essential and structural characteristics of the definition of “virtual technologies” are given. The positive and then negative aspects of their influence on the development of motivation to its study are highlighted. Some higher education organizations operating in the Russian Federation territory relevant experience is investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF VIRTUAL TECHNOLOGIES ON THE MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

На основе анализа широкого круга специальной литературы и собственного педагогического опыта автор статьи определяет влияние, которое виртуальные технологии могут оказывать на мотивацию студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков. Сначала на основе анализа текущего состояния ряда аспектов жизни современного социума доказывается важность развития мотивации у этой категории учащихся. После этого термину «мотивация» даётся определение, наиболее приемлемое с точки зрения её формирования у студентов нелингвистических специальностей, осваивающих иностранный язык. Далее даются сущностная и структурная характеристики дефиниции «виртуальные технологии». Освещаются положительные, а затем и отрицательные аспекты их влияния на развитие мотивации к изучению ИЯ. Исследован соответствующий опыт некоторых организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

3. Bahtiozina M.G., Adasova A.E. Metodicheskie osnovy primeneniya mediateksta v onlajn-kurse anglijskogo yazyka delovogo obscheniya dlya vzroslyh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 5-8.

4. Volkova S.A. Problemy testovogo kontrolya pri obuchenii inostrannomu yazyku. Social'nye nauki. 2019; № 1 (24): 106-110.

5. Titova G.A., Rybochkina Yu.M. Obschie principy organizacii i vidy voprosov v testah po chteniyu s mnozhestvennym vyborom otvetov. Aktual'nye voprosy lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: sbornik nauchnyh trudov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2018: 297-301.

6. Bessmel'ceva E.S., Nejman Yu.E. Formirovanie kompetencij delovogo obscheniya u studentov, obuchayuschihsya po profilyu «Menedzhment». Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2018; T. 7; № 27: 34-42.

7. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7-9.

8. Tetina S.V., Gutrova Yu.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v formirovaniii i razvitii funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Sovremennyjuchenyj. 2021; № 4: 133-138.

9. Myl'ceva M.V. Vidy monologicheskoj rechi i aspekty ee ponimaniya v sovremennoj pedagogicheskoj nauke. Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2018: 124-126.

10. Yablokova T.N., Yakovleva M.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze s gumanitarnym uklonom v ramkah uchebnoj raboty v formate «domashnee chtenie» (na materiale zanyatij po anglijskomu yazyku). Pedagogika. Voprosy teoriiipraktiki. 2022; T. 7: 942-951.

11. Vitkovskaya N.G., Denisova D.A., Levanova N.G. Formirovanie motivacii studentov k samostoyatel'noj rabote v usloviyah smeshannogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 52-55.

12. Bojko M.V., Zimina M.V. Obuchenie studentov inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem distancionnyh sredstv obucheniya: usloviya, sposoby, trudnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 64-67.

13. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

14. Gadzaova L.P. Rol' obucheniya inostrannym yazykam v kontekste razvivayuschih tendencij professional'nogo i lichnostnogo stanovleniya studentov nelingvisticheskih vuzov. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2013. № 4 (16): 127-136.

Статья поступила в реакцию 04.01.24

УДК 378

Tarasova L.Yu., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Russian Federation Government

(Moscow, Russia), E-mail: tarasovkom@mail.ru

THE INFLUENCE OF VIRTUAL TECHNOLOGIES ON THE MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Based on the wide range of specialized literature and her own pedagogical experience analysis, the author determines the impact that virtual technologies can have on the non-linguistic universities students motivation to study foreign languages. Based on the some aspects of the modern society life analysis, the motivation developing in this category of students importance is proved. The term "motivation" is defined as the most acceptable from the viewpoint of its formation among non-linguistic specialties students learning a foreign language. The essential and structural characteristics of the definition of "virtual technologies" are given. The positive and then negative aspects of their influence on the development of motivation to its study are highlighted. Some higher education organizations operating in the Russian Federation territory relevant experience is investigated.

Key words: higher education, foreign language in non-linguistic university, educational motivation, motivation of students of non-linguistic universities to study foreign languages, virtual technologies in education

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», г. Москва, E-mail: tarasovkom@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

На основе анализа широкого круга специальной литературы и собственного педагогического опыта автор статьи определяет влияние, которое виртуальные технологии могут оказывать на мотивацию студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков. Сначала на основе анализа текущего состояния ряда аспектов жизни современного социума доказывается важность развития мотивации у этой категории учащихся. После этого термину «мотивация» даётся определение, наиболее приемлемое с точки зрения её формирования у студентов нелингвистических специальностей, осваивающих иностранный язык. Далее даются сущностная и структурная характеристики дефиниции «виртуальные технологии». Освещаются положительные, а затем и отрицательные аспекты их влияния на развитие мотивации к изучению ИЯ. Исследован соответствующий опыт некоторых организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в неязыковом вузе, учебная мотивация, мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков, виртуальные технологии в образовании

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что сегодня в очень многих аспектах своего существования человечество сталкивается с проблемами поистине глобального масштаба (Е.В. Рыжова, Н.Н. Сергеева, С.В. Угрюмова). Ответ на подобные вызовы возможен только путём координации усилий профессионалов, реализующих свои обязанности в разных странах. Соответственно, выпускники вузов, занятые в таких сферах, как производство, информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), финансовый сектор, образование, медицина и мн. др., должны характеризоваться определённой степенью сфор-мированности системы знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное межнациональное общение [1, с. 153].

При этом в текущих условиях многие студенты неязыковых вузов не относят изучение иностранных языков к числу важных образовательных задач (В.В. Бор-щева, В.Ю. Калиниченко, З.И. Коннова, Б.В. Мартынов, ПВ. Семенова, Д.И. Хохло-ва). Такая ситуация усугубляется рядом процессов. Во-первых, широкое распространение систем искусственного интеллекта зачастую создаёт у обучающихся иллюзию отсутствия необходимости развития собственных иноязычных компетенций [2, с. 10]. Во-вторых, в условиях изменения вектора международного сотрудничества может существенно ослабеть действие такого мотивирующего фактора, как осознание необходимости соответствующих знаний, умений и навыков для стажировки и/или работы в международных компаниях [3, с. 34]. В-третьих, современным студентам не всегда интересно принимать активное участие в традиционных формах организации учебной деятельности [4, с. 55-56].

С другой стороны, на современной стадии развития отечественной системы высшего образования многие учащиеся демонстрируют заинтересованность в расширении использования средств ИКТ в образовательных целях [5, с. 234]. Данная тенденция находит своё отражение в практике обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей во многих отечественных вузах. Всё более активно используются приёмы визуализации необходимого материала при помощи ИКТ, реализуются возможности сетевых образовательных платформ, вводится компьютерное тестирование [2, с. 11]. Столь же широкого распространения пока не получили и виртуальные технологии [5, с. 233]. А между тем им присущ не меньший потенциал в плане развития мотивации студентов, осваивающих неязыковые специальности, к овладению иностранным языком (Т.Н. Астафурова, И.А. Дудина, Дж. Найт, В.Е. Третьяков, И.А. Кузьмина). Рассмотрению возможностей подобных технологий посвящено настоящее исследование.

Таким образом, его цель - определить, какое влияние виртуальные технологии могут оказывать на мотивацию студентов к изучению иностранных языков в образовательном пространстве неязыковых вузов.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать термину «мотивация» определение, наиболее приемлемое с точки зрения её формирования у студентов нелингвистических вузов, изучающих иностранный язык;

- охарактеризовать дефиницию «виртуальные технологии»;

- осветить положительные и отрицательные аспекты их влияния на развитие мотивации к изучению ИЯ у лиц, осваивающих неязыковые специальности;

- исследовать соответствующий опыт некоторых организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

При этом применялись такие методы исследования, как анализ автором собственного педагогического опыта, а равно - и изучение литературы, в которой затрагивается соответствующая проблематика.

Научная новизна статьи в том, что на её страницах термину «мотивация» даётся такое определение, которое наиболее соответствует целям и задачам организации процесса её формирования у студентов нелингвистических вузов, изучающих иностранный язык.

Теоретическая значимость заключается в исследовании ключевых аспектов влияния подобных технологий на развитие мотивации к изучению соответствующей дисциплины у лиц, осваивающих неязыковые специальности на ступени ВО, как положительных, так и отрицательных.

Практическая значимость настоящего исследования сводится к анализу соответствующего опыта отечественных вузов.

Термин «мотивация» можно с определённой долей уверенности трактовать как осознание студентами нелингвистических специальностей необходимости освоения учебных программ по иностранному языку в соответствии с их устремлениями и интересами (Т.К. Гавриченкова, О.П. Демиденко, А.Г. Илюхин, С.С. Курашевич, Т.Б. Нарская, Д.С. Шипунова). В качестве её источников могут выступать мысли, чувства учащихся либо некие предметы и явления, связанные с иноязычной образовательной деятельностью [1, с. 154].

В отечественной педагогической литературе, как правило, фигурируют внутренняя и внешняя мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.В. Гижицкий). Каждая из них определяется специфической группой мотивов (табл. 1).

Таблица 1

Виды мотивации и мотивы, определяющие их

Вид мотивации Мотивы

Внутренняя Операционно-инструментальные (отношение студентов неязыковых вузов к определенным видам заданий) [6, с. 26]

Коммуникативные (стремление к скорейшему овладению необходимыми языковыми компетенциями с целью организации продуктивного общения в профессиональной и иных сферах)

Лингвопознавательные (положительное отношение к изучаемому языку) [3, с. 39]

Внешняя Стремление учащихся к саморазвитию

Осознанное желание достичь высоких образовательных результатов [4, с. 57]

Мотивация представляет собой важное условие успешности и продуктивности процесса обучения иностранному языку в вузе [7, с. 71-72]. Современному педагогическому работнику необходимо уделять особое внимание её развитию [8, с. 50]. Одним из перспективных путей такового является, как уже говорилось, расширение использования виртуальных технологий [9, с. 219].

Последние могут быть определены как совокупность средств ИКТ, позволяющих воспроизводить социокультурную реальность стран изучаемого языка по ходу образовательного процесса [10, с. 38]. Их грамотное применение позволяет генерировать пространство, действуя в границах которого студенты более глубоко погружаются в соответствующую культурную и социокультурную среду. Они как бы становятся участниками различных ситуаций, могущих возникнуть в соответствующих аспектах существования стран изучаемого языка [11, с. 14-15].

С точки зрения развития мотивации к освоению ИЯ у студентов нелингвистических специальностей ведущую роль играют следующие качества рассматриваемых технологий:

- облегчение активного взаимодействия между субъектами образовательных отношений;

- широкие возможности для передачи информации не только с помощью визуального канала, но и через другие чувства (О.Д. Гладкова, Е.Ф. Касьяненко, З.И. Коннова, Л.Н. Рубцова).

Благодаря таким особенностям расширение использования виртуальных технологий в процессе обучения иностранному языку лиц, осваивающих нея-

Библиографический список

зыковые специальности, позволяет активировать их операционно-инструмен-тальные, коммуникативные и лингвопознавательные мотивы. Действительно, проявляя активность в виртуальной образовательной среде, будущие профессионалы смогут «посетить», например, виртуальные музеи, образовательные организации, действующие на территории других стран, аэропорты, магазины и др. [12, с. 81]. В таких условиях, максимально приближенных к ситуациям реального языкового взаимодействия, существенно интенсифицируется процесс формирования положительного отношения студентов к изучаемому языку [7, с. 75]. У них также скорее разовьётся стремление к овладению необходимыми языковыми компетенциями с целью организации продуктивного общения в различных сферах [6, с. 29]. При этом определённую роль сыграет их положительное отношение к учебной деятельности, подразумевающей широкое применение средств ИКТ [11, с. 19]. Предоставляемые виртуальными технологиями более широкие возможности для совершенствования уже имеющейся системы знаний, умений и навыков общения на изучаемом языке будут стимулировать формирование у обучающихся стремления к достижению высоких образовательных результатов [12, с. 83].

Однако, занимаясь вопросами интеграции виртуальных технологий в интересующий нас процесс, следует также упомянуть некоторые негативные моменты, связанные с их использованием [8, с. 54]. К ним относятся:

- серьёзные материальные затраты на приобретение необходимого оборудования, каковые, в свою очередь, увеличивают вероятность возникновения финансовых и бюрократических барьеров [10, с. 39].

- необходимость применения иных, непривычных большинству педагогических работников подходов при подготовке и проведении занятий с использованием таких технологий, которые могут негативно сказаться на результатах их действий при планировании и реализации иных аспектов учебных занятий [9, с. 221];

- ограниченное количество контента, доступного при работе с существующими на данный момент приложениями такого типа;

- возможный вред учащихся, особенно при длительном использовании виртуальных образовательных технологий [13, с. 14].

Свести вероятность возникновения такого рода негативных последствий к минимуму позволит использование опыта применения рассматриваемых технологий некоторыми вузами, действующими на территории Российской Федерации.

Например, их интеграция в процесс обучения ИЯ студентов нелингвистических специальностей была осуществлена преподавателями кафедры иностранных языков Тульского государственного университета [14, с. 62]. Широко используя в учебно-воспитательном процессе такую программу, как Jigspace, они с успехом формируют навыки иноязычного общения у студентов направления подготовки «Автомобиль и автомобильное хозяйство» [14, с. 64]. В результате отмечено повышение у учащихся интереса к участию в иноязычном образовательном процессе [13, с. 15-16].

В образовательном пространстве Оренбургского государственного педагогического университета в последнее время достаточно широко используются возможности виртуальной среды обучения VLE. В числе прочего широкое применение последней позволяет добиться следующих результатов:

- стимулирование развития у будущих профессионалов осознанного стремления к скорейшему освоению системы необходимых языковых компетенций с целью организации продуктивного общения в профессиональной и иных сферах, достигаемое посредством реализации методов активного обучения, при они оказываются постоянно вовлечёнными в образовательный процесс [15, с. 127];

- формирование положительного отношения студентов к изучаемому языку путём привлечения материалов, имеющих отношение к различным проблемам, могущим возникнуть в ходе осуществления ими профессиональной деятельности в ближайшем будущем [3, с. 40];

- складывание у них осознанного желания достичь высоких образовательных результатов в ходе стимуляции различных форм командной работы [15, с. 130].

Таким образом, эффективное формирование учебной мотивации является важным условием успешного завершения процесса обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. Соответственно, педагогическим работникам современных вузов следует уделять данному аспекту повышенное внимание.

В свою очередь, эффективным путём реализации данного условия является углубление и расширение использования виртуальных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это доказывается позитивным опытом ряда организаций высшего образования, действующих на территории РФ.

1. Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2023; № 6: 152-160.

2. Ачкасова Н.Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 10-12.

3. Ежова Т.В., Воронежьева О.В. Виртуальная среда как фактор эффективного обучения иностранному языку. Вестник науки. 2021; № 5 (38): 34-42.

4. Гусева Н.В. Организация контроля в процессе преподавания иностранного языка студентам экономических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 55-57.

5. Ростовцева П.П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 233-235.

6. Моисеева Т.В. Высшее образование как фактор социального, гражданского и профессионального становления личности. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 25-29.

7. Яценко О.В. Формирование учебной мотивации подростков средствами профориентации. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021; Т. 37: 69-87.

8. Егоренко Т.А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе её допрофессионального развития. Современная зарубежная психология. 2019; Т. 8; № 2: 49-55.

9. Малышев И.В. Характеристика учебной мотивации учащихся-подростков в условиях современного образования. Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2020: 216-221.

10. Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020; Т. 6; № 2: 34-41.

11. Амелькина М.В., Карагезьян М.В. Мобильные квесты дополненной реальности как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов в условиях академической мобильности. Современный учёный. 2019; № 4: 14-20.

12. Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход. Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019; Т. 5; № 2: 81-84.

13. Васина Е.А. Проектно-ориентированное обучение синхронных переводчиков-китаистов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 13-16.

14. Коннова З.И., Семенова ГВ. Технологии дополненной и виртуальной реальностей: инновации в обучении иностранным языкам в вузе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021; Т. 7, № 3: 53-67.

15. Гулиянц А.Б. Метод проектов как средство профессиональной подготовки переводчиков в вузе. Вестник МПГУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022; № 1 (45): 125-134.

References

1. Mescheryakova O.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta dlya povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannyh yazykov v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 6: 152-160.

2. Achkasova N.N. Formirovanie navykov samostoyatel'noj raboty studentov na zanyatiyah po anglijskomu yazyku kak sredstvo vklyucheniya ih v nepreryvnoe samoobrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 10-12.

3. Ezhova T.V., Voronezh'eva O.V. Virtual'naya sreda kak faktor 'effektivnogo obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik nauki. 2021; № 5 (38): 34-42.

4. Guseva N.V. Organizaciya kontrolya v processe prepodavaniya inostrannogo yazyka studentam 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 55-57.

5. Rostovceva P.P. Virtual'naya real'nost' v inoyazychnom uchebnom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 233-235.

6. Moiseeva T.V. Vysshee obrazovanie kak faktor social'nogo, grazhdanskogo i professional'nogo stanovleniya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 25-29.

7. Yacenko O.V. Formirovanie uchebnoj motivacii podrostkov sredstvami proforientacii. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2021; T. 37: 69-87.

8. Egorenko T.A. Motivaciya obucheniya kak aspekt samoopredeleniya lichnosti na 'etape ee doprofessional'nogo razvitiya. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2019; T. 8; № 2: 49-55.

9. Malyshev I.V. Harakteristika uchebnoj motivacii uchaschihsya-podrostkov v usloviyah sovremennogo obrazovaniya. Obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet im. N.G. Chernyshevskogo, 2020: 216-221.

10. Konnova Z.I., Semenova G.V. Obuchenie inostrannomu yazyku studentov-medikov v ramkah tehnologii virtual'noj real'nosti. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; T. 6; № 2: 34-41.

11. Amel'kina M.V., Karagez'yan M.V. Mobil'nye kvesty dopolnennoj real'nosti kak sredstvo formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetencii u studentov v usloviyah akademicheskoj mobil'nosti. Sovremennyjuchenyj. 2019; № 4: 14-20.

12. Martynov B.V. Formirovanie i kapitalizaciya cifrovogo soznaniya: 'ekosistemnyj podhod. Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiyu. 2019; T. 5; № 2: 81-84.

13. Vasina E.A. Proektno-orientirovannoe obuchenie sinhronnyh perevodchikov-kitaistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 13-16.

14. Konnova Z.I., Semenova G.V. Tehnologii dopolnennoj i virtual'noj real'nostej: innovacii v obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2021; T. 7, № 3: 53-67.

15. Guliyanc A.B. Metod proektov kak sredstvo professional'noj podgotovki perevodchikov v vuze. VestnikMPGU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2022; № 1 (45): 125-134.

Статья поступила в редакцию 04.01.24

УДК 37.026.6

Shirogalina V.I., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vishirogalina@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

WAYS TO INCREASE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AMONG ECONOMICS BACHELOR STUDENTS. The article studies one of the

topical problems of the XXI century, i.e. improving the quality of foreign language training and motivation to learn the language for professional purposes in higher education. The article highlights the necessity of searching for the balance between intrinsic and extrinsic motives in the process of learning a professionally oriented language. The author defines directions of students' motivation enhancement in terms of learning a professional language including the factors of learning materials and the process of mastering language skills. The pedagogical conditions that are able to influence the foreign language training of students of economic specialties are identified. The author makes the conclusion about the necessity of cooperation among all the participants of the educational process in achieving the aim of training the prospective specialists for the national economy.

Key words: motivation, foreign language training, specialist language training, future economists, university students

В.И. Широгалина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, E-mail: vishirogalina@fa.ru

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В БАКАЛАВРИАТЕ

Статья посвящена одной из актуальных проблем XXI века - повышению качества иноязычной подготовки и мотивации к изучению языка специальности в высшей школе. Обосновывается необходимость поиска равновесия внутренних и внешних мотивов в ходе обучения иностранному языку для профессиональных целей. Выделены направления по повышению мотивации у студентов в условиях изучения ими языка специальности, включая факторы организации учебного материала и процесса овладения языковыми навыками. Определены педагогические условия, которые способны влиять на иноязычную подготовку студентов экономических специальностей. Делается вывод о необходимости коллаборации всех участников образовательного процесса в достижении поставленной цели по подготовке специалиста будущего для экономики страны.

Ключевые слова: мотивация, иноязычная подготовка, обучение языку специальности, будущие экономисты, студенты вуза

На современном этапе развития общества педагогика и психология рассматривают учебный процесс с позиции теории деятельности, важнейшим компонентом которой является мотивация. Поиск оптимальных путей формирования устойчивых компетенций в области языка специальности при подготовке специалиста любой сферы деятельности выходит на передний план. В XXI веке сложно представить сотрудника любой компании, который относится к категории «белых воротничков», без знания иностранного языка. Работодателям уже недостаточно видеть в анкетах соискателей привычную формулиров-

ку из прошлого - «читаю и перевожу со словарем». Современный специалист должен как минимум уметь вести переписку с иностранными стейкхолдерами (партнерами, инвесторами, поставщиками, клиентами, различными агентствами), узнавать из печатных источников и во время деловых поездок за границу о новинках в том секторе экономики, где он трудится. Зачастую отдел кадров ждет от кандидатов на рабочее место такого уровня владения иностранным языком, которое позволило бы им решать задачи производственного масштаба: вести переговоры, уметь урегулировать конфликты с зарубежными поставщи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.